Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Викторина'
еделя математики Понедельник Линейка (открытие математической недели ) Смотр газет «Математика-это интересно» Вторник Математический КВН (5- кл) Среда...полностью>>
'Документ'
Я было сперва надеялся иметь честь поднести ему мое сочинение, но как вы мне говорите, что он так неприступен, то уже, против воли моей, начинаю неско...полностью>>
'Анализ'
Постановка проблемы. В профессионально-техническом образовании Украины в последние десять лет произошли значительные перемены, направленные на её сбл...полностью>>
'Документ'
«Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты нормативтік қаулыларының заңдық сипаты мен олардын сот төрелігін жүзеге асырудағы тиімділік рөлі»: Халықаралық ғ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ, ОБОРУДОВАНИЮ
И СНАБЖЕНИЮ СУДОВ, СЛЕДУЮЩИХ
ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ

Настоящие Требования учитывают особо сложные и опасные условия плавания по Северному морскому пути и направлены на обеспечение безопасности мореплавания и предотвращение загрязнения морской среды и северного побережья России, являющегося особо уязвимым районом, где запрещается любой сброс нефтепродуктов и других вредных веществ и их смесей, содержащих такие вещества сверх установленных норм, в соответствии с действующим законодательством.

Разработаны в соответствии с Положением об Администрации Северного морского пути, утвержденным Постановлением Совета Минстров СССР № 683 от 16.09.71 г. (СП СССР, 1971, № 07, ст. 124), и Правилами плавания по трассам Северного морского пути (правило 1, п. 1.5 и правило 4), утвержденными министром морского флота 14.09.90 г.

  1. Определения

1.1. «Администрация» - Администрация Северного морского пути.

1.2. «Штабы» - штабы морских операций - специальные навигационные службы Мурманского и Дальневосточного морских пароходств, непосредственно осуществляющие морские ледовые операции по Северному морскому пути, общая координация работы которых осуществляется Администрацией.

1.3. «Требования» - требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути.

1.4. «СМП» - Северный морской путь.

1.5. «Инспектор» - главный государственный инспектор или государственный инспектор Администрации, или лицо, ею уполномоченное.

1.6. «Нефтепродукты» - нефтепродукты любого рода, включающие сырую нефть, очищенные нефтепродукты, жидкое топливо, масло, их отходы, отстои и смеси с другими веществами.

1.7. «Вредные вещества» - любые вещества, которые при попадании в море могут представлять опасность для живых ресурсов, морской флоры и фауны или здоровья человека, вызывать помехи для деятельности на море, включая рыболовство, и ухудшить качество морской воды для различных видов ее использования.

1.8. «Правила Регистра СССР» - Правила классификации и постройки морских судов Регистра СССР.

1.9. «Правила плавания» - Правила плавания по трассам Северного морского пути.

1.10. «Руководство для плавания» - Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому пути.

1.11. «Судовладелец» - лицо или организация, которым принадлежит судно.

1.12. «Самoxoднoe судно» - судно с механическим двигателем, предназначенным для его движения.

1.13. «Несамоходное судно» - судно, не имеющее механического двигателя для его движения.

1.14. «Ледокол» - специальное судно, предназначенное для проводки, околки, буксировки и выполнения спасательных и других работ во льдах.

1.15.«Ледовая обстановка» - распределение льдов различных характеристик в районе плавания.

1.16. «Благоприятные ледовые условия» - наличие льда сплоченностью до 3 баллов.

1.17. «Неблагоприятные ледовые условия» - наличие льда сплоченно­стью 7 баллов и более и припая.

1.18. «И К О» - иностранное классификационное общество.

  1. Общие положения.

2.1. Требования распространяются, если не оговорено иное, на все суда валовой вместимостью 300 рег. т и более, совершающие рейсы по СМП. Возможность плавания судов меньшей вместимости является предметом специального рассмотрения администрации.

2.2. Суда, следующие по СМП, кроме выполнения настоящих требований, должны удовлетворять действующим Правилам Регистра РФ для судов, имеющих в символе класса знаки категории ледового усиления Arc4 (ЛУ4), Arc5 (ЛУ5), Arc6 (ЛУ6) либо знаки эквивалентных категорий ледового усиления других классификационных обществ, а также удовлетворять требованиям действующих международных конвенций и Кодекса ИМО.

Суда категории ледового усиления Arc4 (ЛУ4) Регистра РФ или эквивалентных категорий ледового усиления других классификационных обществ могут быть допущены Администрацией (Штабом) к плаванию под проводкой ледокола в летний навигационный период на трассах западного (до 1250 вост. долг.) района СМП и на отдельных участках восточного района СМП при благоприятных условиях плавания.

2.3. Ледоколы допускаются к плаванию по СМП в ледовых условиях, соответствующих знакам их ледового усиления. Эксплуатация ледокола в более тяжелых ледовых условиях, чем предусматривает категория его ледового усиления, допускается в каждом конкретном случае по разрешению Администрации (Штаба) после рассмотрения соответствую­щей документации, представленной судовладельцем и подтверждающей, что состояние корпуса, механизмов и систем ледокола обеспечивает необходимую безопасность мореплавания в рассматриваемом районе и исключает возможность загрязнения моря.

2.4. Эксплуатация судов категории ледового усиления Ice3 (ЛУ3) может быть допущена в виде исключения по специальному разрешению Администрации (Штаба) в период летней навигации на трассах западного района СМП при благоприятных условиях плавания и благоприятном их прогнозе. Эксплуатация во льдах в восточном районе СМП судов категории ледового усиления Ice3 (ЛУ3) не допускается.

2.5. Плавание по СМП транспортных судов категории ледового усиления Ice3 (ЛУ3) и Ice2 (ЛУ2), находящихся в эксплуатации и приписанных к арктическим портам на момент издания настоящих Требований, может быть допущено в виде исключения только в период летней навигации при благоприятных ледовых условиях в пределах прибрежной полыньи арктических морей.

Плавание в указанном районе таких судов может осуществляться только в летний период по специальному разрешению Администрации (Штаба) с учетом их технического состояния и конкретных ледовых условий.

2.6. Суда внутреннего плавания (класса речного Регистра М-СП, М-пр, О-пр), выходящие в море, могут быть допущены к плаванию по СМП в районах и в сроки, установленные для них внутренним законодательством, при этом ледовые условия в этих районах должны быть не тяжелее условий, установленных в требованиях речного Регистра для судов соответствующих классов.

2.7. Суда внутреннего и смешанного плавания при их перегонах в период летней навигации могут быть допущены на трассу СМП только для разовых переходов. Возможность, условия и обеспечение перегонов судов внутреннего и смешанного плавания по трассам СМП определяются в каждом конкретном случае Администрацией (Штабом) с учетом реальной ледовой обстановки на трассе, ледового класса судна (категории ледового усиления), технического состояния его корпуса, механизмов и систем при условии предоставления судовладельцем обоснований и мероприятий, предпринятых для обеспечения безопасности перехода и предотвращения загрязнения морской среды.

_____________________

Имеется ввиду протокол по установлению условий, которым должны удовлетворять суда его плавания, выходящие в море (ИМ 4799/95), Сообщение 79/95

2.8. Разовые проводки кораблей и судов ВМФ по трассам СМП осуществляются по специальному разрешению Администрации (Штаба) после рассмотрения и согласования проекта дооборудования, обеспечивающего безопасность проводки и предотвращение загрязнения морской среды (ИМ 4799/95), сообщение 79/95.

2.9. Несамоходные суда могут быть допущены к плаванию по СМП при условии, что они удовлетворяют настоящим Требованиям по разделам 3 и 6, а способ буксировки одобрен Администрацией (Штабом). Необходимость удовлетворения другим разделам Требований определяется в каждом отдельном случае Администрацией (Штабом).

2.10. Капитан (судовладелец) судна, которое должно следовать по СМП, подает Администрации (Штабу) заявку на ледовую проводку или проход по СМП, подтверждающую степень удовлетворения судна настоящим Требованиям.

2.11. Осмотр судна для проверки его соответствия Требованиям производится за счет судовладельца и может быть выполнен в портах Мурманск, Находка, Владивосток, Провидения, а также в любом другом удобном для судовладельца порту.

2.12. Суда, совершающие рейсы по СМП, могут быть освобождены Администрацией (Штабом) от выполнения отдельных положений Требований, если после осмотра выяснится, что судно в достаточной мере отвечает требованиям безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды для совершения рейса в заданных ледовых условиях.

2.13. Осмотры осуществляются инспектором согласно Инструктивным материалам по надзору за выполнением Требований. Администрация может поручить проведение осмотра доверенным инспекторам или организациям, признанным ею.

2.14. Место контрольного осмотра (порт, портовый пункт, рейд и т. п.), производимого согласно разделу 6 Правил плавания, устанавливается Администрацией (Штабом) с учетом маршрута судна.

2.15. При осмотре судна капитан (судовладелец) представляет инспектору всю необходимую информацию с указанием пунктов Требова­ний, которым судно не удовлетворяет, и судовые документы, включая Свидетельство о годности судна к плаванию, если оно предусмотрено национальными требованиями, классификационное свидетельство и международные свидетельства, подтверждающие выполнение требований Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74/78), Конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОJI - 73/78), Международной конвенции о грузовой марке (1966 г.), а также Кодексов ИМО по безопасности, конструкции и оборудованию для специальных 35 типов судов (ядерные суда, химовозы, газовозы и др.).

2.16. По результатам осмотра инспектор составляет акт осмотра судна и принимает решение о возможности и условиях прохода судна по СМП с выдачей соответствующего разрешения.

3. Корпус судна

3.1. Все суда должны иметь двойное дно по всей ширине и на всем протяжении между переборками форпика и ахтерпика. Высота двойного дна должна соответствовать действующим правилам классификационных обществ.

На судах с ледокольным форштевнем и коротким форпиком двойное дно может не доходить до переборки форпика в районе наклонного форштевня при условии, что водонепроницаемые отсеки, расположенные между переборкой форпика и переборкой в месте примыкания форштевня к линии киля, используется исключительно для размещения незагрязняющих веществ.

Цистерны в двойном дне и двойных бортах не должны использоваться для размещения нефтепродуктов и других вредных веществ. На эксплуатирующихся, на момент издания настоящих Требований, судах допускается использование цистерн с двойным дном и двойными бортами для размещения запасов топлива и смазочных материалов.

3.2. Грузовые танки танкеров дедвейтом более 5 тыс. т для перевозки нефтепродуктов, а также грузовые цистерны химовозов и газовозов должны располагаться на расстоянии не менее 0,76 м от наружной обшивки корпуса судна. Емкости в двойном дне и двойных бортах танкеров могут использоваться в качестве цистерн изолированного балласта или должны быть пустыми.

3.3. Форма корпуса судов, предназначенных для эксплуатации на СМП, должна быть приспособлена для плавания в ледовых условиях Арктического бассейна. При использовании форм новых обводов, отличающихся от рекомендуемых Правилами Регистра РФ, возможность эксплуатации этих судов на трассах СМП должна быть согласована с Администрацией (Штабом). Плавание судов с носовыми бульбообразными обводами, как правило, не допускается.

3.4. Ледовая прочность и конструкция корпуса судов, предназначенных для плавания по трассам СМП, должны удовлетворять требованиям действующих Правил Регистра РФ для судов категории ледового усиления Arc6 (ЛУ6), Arc5 (ЛУ5), Arc4 (ЛУ4) или эквивалентным требованиям других классификационных обществ.

3.5. Для обеспечения безопасного, с учетом прочности корпуса плавания по трассам СМП рекомендуется иметь Ледовый паспорт судна или, при отсутствии такового, Временные рекомендации по безопасным скоростям движения во льдах, позволяющие судоводителям определять скорость безопасного движения судна во льдах в зависимости от района эксплуатации и сезона ледовых условий на трассе, а также технического состояния корпуса.

3.6. При решении вопроса о возможности плавания по трассам СМП отечественных судов, построенных по Правилам Регистра РФ, действовавшим до 1981 г., техническое состояние, конструкция и прочность корпуса судов должны быть предметом специального рассмотрения Администрации (Штаба).

3.7. Для обеспечения буксировки вплотную за ледоколом в носовой части корпуса судна должны быть предусмотрены дополнительные подкрепления обшивки и набора, а также предусмотрена возможность крепления в носовой оконечности буксирного стропа. В случае необходимости должно быть предусмотрено устройство для удаления и укладки на судне становых якорей.

4. Механические установки

4.1. Механические установки должны удовлетворять требованиям Правил Регистра РФ или эквивалентным правилам иностранных классификационных обществ (ИКО) для судов соответствующих категорий.

4.2. Время реверса главного двигателя (в маневренном режиме) или перекладки лопастей ВРШ с «полного вперед» на «полный назад» должно быть не более 45 с.

4.3. Главные двигатели при работе на задний ход должны развивать не менее 70 % частоты вращения переднего хода.

4.4. Гребные винты должны иметь не менее четырех лопастей и изготовляться из нержавеющей стали или высокопрочной бронзы.

Рекомендуется использовать гребные винты со съемными лопастями.

4.5. Туннели гребных валов должны иметь водонепроницаемые закрытия с местным и дистанционным управлением. На судах, вступивших в эксплуатацию до издания настоящих Требований, допускается наличие только местного привода.

4.6. На всех судах один из кингстонных ящиков должен быть ледовым с устройствами для обогрева и продувки.

5. Системы и устройства

5.1. Все суда должны быть оборудованы закрытой сточной системой с установкой для биологической очистки или для физико-химической обработки и обеззараживания сточных вод. Производительность установки должна быть достаточной для одновременной обработки сточных и хозяйственно-бытовых вод. Для сбора отходов (шлама) из установки должна быть предусмотрена сборная цистерна с вместимостью, достаточной для автономного плавания судна в течение 30 суток.

В случае отсутствия установки для обработки сточных вод должна быть предусмотрена система со сборной цистерной, вместимость которой достаточна для сохранения на борту сточных вод при нахождении судна в районах, запретных для их сброса.

5.2. На каждом судне должен быть установлен сепаратор для льяльных вод, обеспечивающий содержание нефти в сбросе не 15 млн-1, и предусмотрены накопительные цистерны для хранения запрещенных к сбросу на трассе СМП загрязненных нефтепродуктами льяльных, промывочных и балластных вод, в том числе из льял трюмов при перевозке токсических грузов. Объем накопительных цистерн должен быть достаточным для автономного плавания судна в течение 30 суток.

5.3. Каждое судно должно иметь установку для сбора и уничтожения (сжигания) мусора и производственных отходов, загрязненных нефтепро­дуктами (отходы сепарации и фильтрации топлива, масла, обтирки и т. п.), или емкость для хранения таких отходов, вместимость которой достаточна

для автономного плавания судна в течение 30 суток.

5.4. Цистерны, указанные в пп.5.1 и 5.2 должны иметь трубопровод, выведенный на палубу на оба борта судна, и соответствующее насосное оборудование для выкачки загрязненных вод на плавсборщик или причал.

5.5. Балластные цистерны, примыкающие к наружному борту выше грузовой ватерлинии, включая цистерны в двойных бортах, должны иметь систему обогрева.

6. Остойчивость и непотопляемость

6.1. Остойчивость судов в неповрежденном состоянии должна удовлетворять требованиям Регистра РФ или действующим международным требованиям, представленным в международных конвенциях, кодексах и других документах ИМО.

6.2. Остойчивость судна должна быть проверена с учетом его обледенения. Количество льда на квадратный метр площади общей горизонтальной проекции открытых палуб следует принимать не менее 30 кг, а площади боковой поверхности парусности 15 кг.

6.3. Деление на отсеки и остойчивость судна в поврежденном состоянии должны отвечать требованиям Правил Регистра РФ или международных Правил, изложенных в Конвенциях СОЛАС-74/78, МАРПОJI-73/78 и других документах, разработанных ИМО для различных типов судов.

6.4. Независимо от выполнения требований п. 6.3 все суда должны удовлетворять требованиям п. 6.5 при ледовых повреждениях, указанных в п. 6.6. Предполагаемые ледовые повреждения для нефтеналивных судов, химовозов, газовозов, сухогрузных судов категории ледового усиления Arc6 (LU6), буровых и пассажирских судов могут располагаться в любом месте в пределах зоны ледовых повреждений; для сухогрузных судов категории ледового усиления Arc5 (ЛУ5) и Arc4 (ЛУ4), включая суда типа «ро-ро»,- между водонепроницаемыми переборками, платформами и палубами. Требования п. 6.5 не распространяются на случаи затопления машинного отделения при кормовом его расположении для судов категории ледового усиления Arc5 (ЛУ5) длиной менее 90 м и категории ледового усиления Arc4 (ЛУ4) длиной менее 125 м.

6.5. Требования к аварийной осадке и остойчивости поврежденного судна считаются выполненными, если удовлетворяются следующие условия:

6.5.1. Аварийная ватерлиния после спрямления судна, а для случаев, когда спрямление не производится - после затопления, проходит ниже палубы переборок.

6.5.2. Начальная метацентрическая высота судна в конечной стадии затопления для ненакрененного положения, определенная методом постоянного водоизмещения, до принятия мер по ее увеличению должна быть не менее 0,05 м.

6.5.3. Угол крена при несимметричном затоплении не должен превышать 20° (для пассажирских судов 15°), а после принятия мер по спрямлению 12°.

6.5.4. Диаграмма статической остойчивости поврежденного судна в конечной стадии затопления должна иметь площадь не менее 0,0175 м/рад, протяженность участка с положительными плечами не менее 20° и максимальное плечо не менее 0,1 м в пределах этой протяженности.

6.6. В расчетах аварийной остойчивости должны приниматься следующие размеры ледовых повреждений в зоне их расположения от основной линии до уровня 1,2 ал в пределах длины Lл:

  • протяженность по длине 0,045 Lл, если середина пробоины находится на расстоянии 0,4 Lл от носового перпендикуляра и 0,015 Lл в любой другой части судна;

  • глубина повреждения, измеренная по нормали к наружной обшивке в любой точке площади расчетного повреждения, 0,76 м;

  • размер по вертикали 0,2 ал.

Здесь Lл - длина судна по ватерлинии, соответствующей осадке до верхней границы ледового пояса.

7. Технические средства судовождения и связи

7.1. Вся электрорадионавигационная аппаратура и средства радиосвязи, устанавливаемые, на судах, по своим характеристикам должны соответствовать требованиям международных конвенций, Правил Регистра РФ или ИКО и условиям плавания в Арктике. Аппаратура должна быть снабжена необходимыми запасными деталями, а также заводскими инструкциями по ее эксплуатации и ремонту.

7.2. Все суда, плавающие по СМП, должны быть оснащены конвенционными средствами судовождения со следующими дополнениями:

7.2.1. Гирокомпас с репитерами на всех постах управления, эхолот и радиопеленгатор устанавливаются на всех судах.

7.2.2. На судах валовой вместимостью 1600 рег. т и более, а также на всех пассажирских судах устанавливаются две радиолокационные станции, работающие независимо друг от друга, одну из которых рекомендуется иметь с длиной волны 10 см. На судах меньшей вместимости необходимо иметь одну станцию с длиной волны 3 см.

7.2.3. На всех судах должен быть установлен приемоиндикатор радионавигационной или космической навигационной системы, обеспечивающей определение места судна с точностью не менее 100 м при вероятности 95 %.

7.2.4. На всех судах должен быть установлен лаг для измерения скорости. Рекомендуется использовать радиолаг или гидроакустический лаг с системой излучателей - приемников, защищенных от возможных ударов о лед.

7.3. В дополнение к обычным конвенционным средствам радиосвязи суда должны быть оборудованы:

7.3.1. Судовой наземной станцией для спутниковой связи.

7.3.2. Приемником навигационных предупреждений (НАВТЕКС).

7.3.3. Спутниковым аварийным радиобуем.

7.3.4. Аппаратурой для звукозаписи и приема факсимиле, включая прием карт гидрометеорологической информации.

7.3.5. УКВ станцией для связи с самолетами, вертолетами и судами в караване, работающей на частоте 122,5 МГц.

8. Снабжение и аварийное имущество

8.1. На каждом судне к началу следования по СМП должен быть предусмотрен по меньшей мере двойной запас топлива и смазочных материалов из расчета планируемого маршрута плавания по СМП. При транзитном проходе по СМП запасы топлива и смазочных материалов должны приниматься не менее чем на 30 суток. При расчетах запасов топлива в качестве расчетной должна приниматься скорость полного хода на чистой воде. Запасы пресной воды (с учетом пополнения от опреснитель­ной установки), продовольствия и всех других видов судового снабжения должны быть не менее чем на 60 суток.

8.2. На судне должны быть в наличии запасные части, инструмент и противопожарный инвентарь, номенклатура и количество которых определяются соответствующими требованиями Правил Регистра РФ или правилам и других классификационных обществ для судов соответствующих категорий.

Кроме того, в комплекте запасных частей должен быть гребной винт или две запасные лопасти на каждый винт в случае установки винтов со съемными лопастями.

8.3. Все суда должны иметь аварийное снабжение в объеме, определяемом Правилами Регистра РФ или правилами других классификационных обществ для судов неограниченного района плавания, и дополнительное снабжение согласно таблице 1.

Таблица 1

Предмет снабжения

Характеристика

Количество на судне

1

2

3

  1. Блоки и канифас-блоки для подъема на палубу сменяемого поврежденного винта или лопастей

  1. Переносное газосварочное оборудование для

сварки и резки (кроме танкеров)

  1. Прожектор с комплектом запасных ламп для освещения канала

  1. Переносной электропогружной насос производительностью 100 т/ч с комплектом шлангов

  1. Комплекты теплой одежды

  1. Гидротермокостюмы (рекомендуются)

Комплект

Комплект (вес около 30 кг)

Не менее 2 кВт

1

1

1

2

По числу членов экипажа +3

По числу членов экипажа и пассажиров на судне

9. Комплектация экипажа

9.1. Численность экипажа при плавании во льдах должна обеспечивать, как правило, трехсменную вахту, где она предусмотрена, на постах управления судном и механизмами.

9.2. Капитан судна или лицо, его заменяющее на ходовой вахте, должны обладать минимальными знаниями по плаванию во льдах в соответствии с дополнением к правилу 11 п. 2 международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков к несению вахты (1978 г.), иметь опыт управления судном при плавании в ледовых условиях по трассам СМП не менее 15 сут. При отсутствии такого опыта обязательно взятие на судно ледового лоцмана (Правила плавания, п. 4).

9.3. Капитан судна или лицо, его заменяющее на ходовой вахте, должны знать сигналы, применяемые ледоколами при ледовой проводке и приведенные в Руководстве для плавания.

9.4. Радиоспециалисты должны знать правила радиосвязи в Арктике.

9.5. Экипаж судна должен быть предупрежден о запрещении сброса загрязняющих веществ и мусора на трассе СМП и об ответственности за загрязнение моря и ледового покрова в соответствии с законами Российской Федерации.

Допускается использование цистерны двойного дна в районе машинно-котельного отделения при кормовом его расположении для размещения запасов топлива и смазочных материалов при вместимости каждой цистерны не более 20 М3

(ИМ 7255/97),Сообщение 135/97



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правила ледокольно-лоцманской проводки судов по северному морскому пути общие положения

    Документ
    1.1. Трассы СМП проходят в основном в сложных в ледовом и нави­гационном отношении условиях, в районах, особо уязвимых в эколо­гическом отношении, включая районы обязательной лоцманской проводки.
  2. Северный морской путь и основные задачи его решения

    Документ
    В работе рассмотрена история развития Северного морского пути и основные причины его исследований и развития в прежние годы и острая необходимость сегодняшнего и завтрашнего времени.
  3. Постановлению Совета Министров СССР от 1 июня 1990 года №565 с учетом соответствующих положений закон

    Закон
    Настоящие Правила разработаны согласно Постановлению Совета Министров СССР от 1 июня 1990 года № 565 с учетом соответствующих положений законодательства СССР и норм международного права.
  4. Г. Д. Олейник Уважаемые коллеги, уважаемые участники парламентских слушаний! Сегодня Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов совместно с Комитетом Совета Федерации по международным делам и

    Документ
    Уважаемые коллеги, уважаемые участники парламентских слушаний! Сегодня Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов совместно с Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комитетом Совета Федерации по науке,
  5. Том Клэнси Лэрри Бонд

    Документ
    Некоторое время назад я увидел имя Лэрри Бонда, когда, прочитав объявление в «Записках» Военно морского института США, купил его военную игру «Гарпун».

Другие похожие документы..