Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ПП как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие...полностью>>
'Урок'
Каковы основные принципы юридической ответственности?(Законность, справедливость, гуманизм, целесообразность, индиви­дуальность, ответственность толь...полностью>>
'Реферат'
Один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека – это выбор профессии. Правильный ответ на этот вопрос сегодня очень актуален,...полностью>>
'Документ'
СЕКРЕТАРЬ ГЕНСОВЕТА "ЕДИНОЙ РОССИИ" ВЯЧЕСЛАВ ВОЛОДИН: "ПАРТИЯ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ В РОЛИ СТРАУСА, КОТОРЫЙ ЗАСОВЫВАЕТ ГОЛОВУ В ПЕСОК, ПОКА ИД...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гуманитарный лицей» г. Ижевска

Модель организационного обеспечения реализации и развития инновационных образовательных программ

Авторский коллектив:

Бариев П.Т., к.п.н., психолог Гуманитарного лицея;

Гильманова Г.В., психолог Гуманитарного лицея;

Плехова Т.В., преподаватель Гуманитарного лицея;

Санникова Т.Г., к.п.н., зам. директора Гуманитарного лицея;

Черемных М.П., директор Гуманитарного лицея

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

На сегодняшний день в отечественной педагогической науке, несмотря на уже многолетнюю практику внедрения образовательных инноваций и большой объём теоретических исследований, посвящённых инновационному движению, проблема организации инновационных образовательных процессов остаётся одной из ведущих. Более того, такие исследования становятся фундаментальными и всё больше определяют содержание современного российского образования в целом. К нынешнему моменту инновационное движение пришло к той ситуации, когда образовательный стандарт рассматривается как объект проектирования (Error: Reference source not found, 9).

Уже в течение последней четверти ХХ века в нашей стране теоретиками всё больше уделяется внимания проблемам становления и развития инновационной педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Я.А.Пономарев, В.А. Сластенин и др.) Педагоги-новаторы сами посвящают свои теоретические исследования вопросам организации инновационных процессов в школе (А.И. Адамский, О.С. Газман, А.Н. Тубельский, Е.А. Хилтунен, П.Г. Щедровицкий и др.) При этом, однако, до сих пор в педагогике практически нет целостных научных исследований, посвященных теоретическим основам и процессу становления инновационной школы (Error: Reference source not found, 8). Данная нехватка, в частности, отражается в отсутствии способов организации, применимых к инновационным процессам в целом.

Таким образом, в отечественной педагогике, несмотря на чрезвычайную важность инновационных процессов, их определяющее значение для образования в целом, до сих пор отсутствуют теоретические объекты, обеспечивающие интеграцию знаний об организации осуществления инновационных программ.

Моделирование как построение теоретического объекта в педагогике.

Н.К. Чапаев в своём исследовании, посвящённом методам систематизации педагогических знаний формулирует три требования к построению теоретического объекта в педагогике: а) использование качественных методов - абстрагирования, идеализации, анализа, синтеза, дедукции, моделирования, мысленного эксперимента и т.д.; б) создание описательной модели, состоящей из перечня составляющих, представленных в словесно-описательной форме; в) детализации и конкретизации модели (Error: Reference source not found, 264). То есть, моделирование является сущностью построения теоретического объекта в педагогике. С другой стороны, модель – это своего рода проект, необходимая стадия реализации практической образовательной деятельности (Error: Reference source not found, 131).

Моделирование в общем смысле – это «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Этот последний называется моделью» (Error: Reference source not found, 289). Важно, что в зависимости от функции, которую должна выполнять данная модель, мы можем предпочесть одни характеристики и не учитывать другие. Создавая такую модель необходимо воспроизвести лишь наиболее существенные свойства объекта, чтобы при минимуме затрат на производство модели можно было воспроизвести наиболее значимые ситуации возможных затруднений и положительных эффектов в функционировании объекта. При этом в первую очередь нужно учесть специфику образовательного пространства, для которого создаётся данная модель – специфику деятельности по организации реализации именно инновационных образовательных программ.

В некоторых случаях возможно отождествление модели с проектом (Error: Reference source not found, 131), однако моделирование, в отличие от проектирования, имеет сугубо исследовательскую задачу – изучение поведения модели в экспериментальных условиях с целью прогнозирования поведения проектируемого объекта.

Задачи построения модели организационного обеспечения реализации инновационной образовательной программы.

Н.М. Борытко анализирует различные возможности соотношений свойств модели и моделируемого объекта (процесса) и приходит к выводу, что сходство модели и объекта в педагогике должно состоять в сходстве их функционирования (Error: Reference source not found, 168). Необходимо учесть, однако, что педагогическая теория и практика обладает на данный момент уже значительным объёмом исследовательского материала по внедрению образовательных программ, и поэтому предлагаемая в данном исследовании модель должна, прежде всего, учитывать специфику реализации именно инновационных образовательных программ. Выявление этой специфики позволит определить основные элементы создаваемой модели и поэтому является первой задачей данной работы.

На следующем этапе моделирования, в качестве второй задачи должно выступить выявление и преобразование объекта, который после внедрения данных элементов будет служить в качестве модели. Таким объектом в отечественной науке традиционно служит собственно отдельная школа (в материально-организационном смысле), заведомо обладающая всеми основными свойствами того объекта, которому служит разрабатываемая модель – и обладает с объектом (проектируемой школой) сходством именно в функционировании (Error: Reference source not found). Таким образом, предлагаемая модель является по существу промежуточной стадией внедрения образовательной инновации, где на объекте отражены лишь самые существенные, абстрактные свойства инновационной программы. Для реализации данной задачи необходимо создание организационно-правовой программы преобразования общеобразовательного учреждения в модель оргобеспечения реализации образовательных инноваций – что связано с необходимостью обретения независимости функционирования данного учреждения от федеральных образовательных стандартов. Данная задача, согласно статье 11_1 Закона «Об образовании», статье 2 Закона «О некоммерческих организациях» и статье 68 Закона «Об общих принципах местного самоуправления» - может быть реализована при помощи программирования перехода общеобразовательного учреждения в муниципальную некоммерческую организацию.

Третьей задачей моделирования организационного обеспечения реализации инновационной образовательной программы является проектирование выделенных элементов модели (Error: Reference source not found, 10) и их внедрения в качестве ключевых элементов образовательной системы (Error: Reference source not found, 107). Реализация этого этапа является уже не только теоретическим, но и практическим осуществлением данной модели, поскольку в качестве продукта представляет программы, которые и входят в число условий реализации образовательных инноваций.

Основные элементы модели организационного обеспечения реализации инновационной образовательной программы.

Спецификой организации инновационной деятельности является необходимость создания условий для гибкой системы образования, способной к самокоррекции: это означает, что такая система характеризуется ключевой ролью мониторинга и процесса непрерывного повышения профессиональной квалификации кадров (Error: Reference source not found, 7).

В то же время актуальность модели организации образовательного пространства и реализации образовательных инноваций во многом на сегодняшний момент для Российской теории и практики образования означает соответствие этой модели характеристикам единого европейского образовательного пространства, и одной из ключевых таких характеристик является открытость образования (Error: Reference source not found, 13). В организационном плане соблюдение принципа открытости образования означает обеспечение возможности его субъектов влиять на содержание и формы образования, выступать в качестве субъектов организации собственного образовательного процесса. В противоположность закрытой системе образования, открытая должна востребовать политическую деятельность представителей общественных институтов, заинтересованных в том или ином способе организации образования.

Т.М. Ковалёва, формулируя два «принципиально новых содержательных и организационных вопроса, которые становятся перед исследователями в связи с практикой внедрения инновационных образовательных программ», отмечает схожие проблемы:

- Как возможно разворачивать инновационную программу в педагогическом коллективе, где одна часть коллектива включена в разработку данной программы, а другая - нет;

- Как нужно оформлять педагогическую инновацию для того, чтобы она была принята и родителями, и педагогическим сообществом (Error: Reference source not found, 6).

То есть, проблема принятия инновации является актуальной не только при формировании и управлении педагогическим коллективом, осуществляющим данную инновацию, но и в более широком контексте принятия педагогическим обществом и обществом, являющимся заказчиком педагогической деятельности.

Таким образом, элементы модели оргобеспечения реализации инноваций должны отвечать тем основным требованиям, которые предъявляют к педагогической инновационной деятельности различные общественные институты: а) научное педагогическое сообщество (это требование открытости результатов экспериментальной деятельности, осуществляемой на данной модели и выраженное в системе мониторинга); б) сообщество педагогов-практиков (это требование открытости практического, методического знания об инновации, выраженное в системе повышения квалификации педагогов); в) общество-заказчик педагогической деятельности (требование открытости управления образованием, выраженное в системе общественного управления).

Анализ опыта педагогических исследований инновационной деятельности показывает, что в качестве основных элементов модели организационного обеспечения реализации инновационной образовательной программы должны выступать: а) система мониторинга осуществления образовательной программы; б) система повышения квалификации педагогов образовательного учреждения; в) система общественного управления деятельностью образовательного учреждения.

Надо, однако, заметить, что решение задач, которые ставятся в первую очередь перед организацией инновационных процессов, является в то же время общей необходимостью для организации образовательных учреждений. Например, Г.П. Баглаев показывает, что значительное влияние и на эффективность управления образовательным учреждением в целом оказывают в первую очередь такие факторы, как:

- непрерывное повышение педагогическими работниками знаний теории и практики управления развитием профессионального образования,

- приобретение умений по проведению анализа собранной информации о состоянии объектов,

- построение моделей управляющей и управляемой подсистем (Error: Reference source not found, 23).

Мониторинг как элемент модели организационного обеспечения реализации инновационной образовательной программы

Т.М. Ковалёва указывает на отсутствие целостных научных исследований, направленных на мониторинг и отслеживание эффективности инновационных программ и замечает, что именно это «не позволяет сегодня органам управления образованием организовать системное сопровождение отдельных инновационных разработок и поддержку деятельности инновационных школ в целом» (Error: Reference source not found, 8).

Значимость роли мониторинга в организации инновационных процессов объясняется не только тем, что практически всегда инновация прежде осуществляется как модель и потому требует особенного внимания к исследовательской деятельности и представлению общественности достоверных и надёжных результатов того эксперимента, которым по существу является деятельность инновационного образовательного учреждения. С.В. Хохлова показывает, что, в дополнение к функции диагностики экспериментальной деятельности, мониторинг качества образования выполняет такие важные функции как организацию стимулирующе-мотивационного влияния на участников учебно-воспитательного процесса и прогноз дальнейшего развития образования и выработки рекомендаций по внесению необходимых корректив (Error: Reference source not found, 10)

Таким образом, система мониторинга занимает важное место в модели оргобеспечения реализации образовательных инноваций, если способна: а) быть открытой для научного и практико-ориентированного педагогического сообщества, для государства и общества в целом и б) оказывать на них стимулирующее воздействие с целью поддержки и коррекции процесса осуществления инновационных программ.

Система повышения квалификации как элемент модели организационного обеспечения реализации инновационной образовательной программы.

Если система мониторинга позволяет данной модели функционировать в качестве научно-исследовательского объекта, а процессам и операциям, осуществляемым в рамках функционирования данного объекта выступать в качестве научного эксперимента, то система повышения квалификации позволяет представить модель в качестве специфического (инновационного) пространства образовательных практик.

С.В. Хохлова полагает одним из основных показателей качества образования в «инновационную готовность» кадров (Error: Reference source not found, 10). Данное понятие отражает не только методическую оснащённость кадров знаниями, умениями, навыками, соответствующими некоторым инновационным течениям в педагогике, но именно готовность – как базовый психологический термин, введённый Д.Н. Узнадзе (Error: Reference source not found) – выработанную непрерывным повышением квалификации – готовность к инновации как таковой. Поэтому система повышения квалификации выполняет функцию формирования психотипа новатора, которым является деятель инновационной педагогики.

Система повышения квалификации педагогов находится в непосредственной и тесной связи с системой мониторинга реализации образовательных программ, поскольку выполняет заказ, формируемый результатами мониторинга деятельности педагогов. Таким образом, система повышения квалификации педагогов является важнейшим элементом модели оргобеспечения реализации образовательных инноваций, если способна: а) адекватно реагировать на заказ по коррекции деятельности педагогов, формируемый системой мониторинга; б) эффективно способствовать формированию инновационной готовности кадров.

Система общественного управления как элемент модели организационного обеспечения реализации инновационной образовательной программы

В современном российском обществе на содержание и формы образования оказывает влияние всё более широкий круг его потребителей – что вызвано рыночными условиями, в которых существует наше общество: тем, что образование всё больше обретает свойства товара (Error: Reference source not found; Error: Reference source not found). Такая ситуация соответствует законодательной политике государства, например, Г.В. Гутник определяет, опираясь на Закон РФ «Об образовании», что управление качеством образования должно строиться с ориентацией на заказчиков (человек, общество, государство) (Error: Reference source not found, 10-11).

Л.П. Погребняк отмечает, что взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой обеспечивается при соблюдении, прежде всего, принципа независимости и паритетности органов государственного и общественного управления школой (Error: Reference source not found, 17). Из этого следует, что развитая система общественного управления является необходимым и существенным элементом, сопровождающим образовательную деятельность.

Здесь органы общественного управления не только являются движущей силой образовательной практики, но и способны определять исследовательский заказ для мониторинга образовательной деятельности. Включение системы общественного управления в модель оргобеспечения реализации образовательных инноваций позволяет прогнозировать поведение проектируемой образовательной системы в условиях полноценной реализации общественного заказа.

Таким образом, функционирование модели организационного обеспечения реализации инновационной образовательной программы выражается в функционировании программ мониторинга, повышения профессиональной квалификации и общественного управления, направленном на обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения. Также успешное функционирование модели основывается на возможности в рамках данных программ формировать взаимный заказ и выполнять такой заказ. В свою очередь необходимым шагом для обеспечения функционирования данных программ является создание модели перехода общеобразовательного учреждения в муниципальную автономную некоммерческую организацию.

Приложение 1.

Модель преобразования

муниципального общеобразовательного учреждения в муниципальную автономную некоммерческую организацию

i. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА по вопросу преобразования муниципального общеобразовательного учреждения в муниципальную автономную некоммерческую образовательную организацию

  1. Статья 11_1 Закона «Об образовании» допускает создание государственных и негосударственных образовательных организаций в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

В соответствии со ст.2 Закона «О некоммерческих организациях», ст.68 Закона «Об общих принципах местного самоуправления» применительно к сфере образования такими организациями могут являться учреждения или автономные некоммерческие организации.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Главным отличием учреждения от автономной некоммерческой организации является следующее:

Учреждение является собственностью учредителя, он же несет ответственность по долгам учреждения. Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Автономная некоммерческая организация является самостоятельной организацией, в отношении которой учредитель не имеет каких-либо имущественных прав, несет ответственность по своим долгам только своим имуществом. Вклад, внесенный при учреждении, либо иные поступления являются собственностью автономной некоммерческой организации, которая вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ими в соответствии с уставом. Учредитель осуществляет лишь надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации.

Деятельность автономной некоммерческой организации зависит не от финансовых возможностей учредителей, а от доходов за услуги.

Форма образовательной организации

Финансовая основа деятельности

Имущество

Использование результатов деятельности учредителями

Ответственность по обязательствам

Предпринимательская деятельность

Образовательное учреждение (ОУ).

Финансовые средства учредителя на содержание ОУ.

Закрепляется за УЧР на праве оперативного управления.

В пределах объема финансирования деятельности учреждения (смета).

Отвечает по своим обязательствам находящимися в распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет учредитель.

Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, ради которых ОУ создано (по согласованию с учредителем ОУ).

Образовательная автономная некоммерческая организация (АНО).

Доход от образовательных услуг.

Является собственностью АНО.

На равных условиях с другими лицами (договор).

Учредитель не отвечает по обязательствам созданной им АНО, так же, как АНО, не отвечает по обязательствам своего учредителя.

Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создано АНО.

  1. Терминология, используемая в Законе «Об образовании», до конца не доработана. Термин «образовательная организация» (статья 11.1.) как единый, объединяющий понятия «автономная некоммерческая организация» и «учреждение» в тексте закона практически не используется. В остальных статьях, где говорится о субъектах образовательной деятельности, используется термин «учреждение». Однако, исходя из анализа статьи 5 и других статей Закона «Об образовании», Закона «О некоммерческих организациях», правоприменительной практики, это не означает, что автономная некоммерческая организация не вправе заниматься образовательной деятельностью. Термин «учреждение» используется как общий термин, объединяющий все виды некоммерческих образовательных организаций, т.е. в зависимости от контекста термин «учреждение» может обозначать либо собственно учреждение, либо является обобщающим для некоммерческих образовательных организаций. В образовательной деятельности и учреждение, и автономная некоммерческая организация пользуются одними и теми же правами, несут одни и те же обязанности.

В буквальном смысле статьи 11.1. Закона «Об образовании» образовательные организации могут быть либо государственными, либо негосударственными, т.е. муниципальное образовательное учреждение является «негосударственным». Представляется, что в контексте других статей (статья 12. и другие) автономная некоммерческая организация может иметь статус муниципальной.

  1. Лица, имеющие право выступить учредителями образовательных организаций, определены в статье 11 Закона «Об образовании». Учредителями, в частности, могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане, юридические лица.

Указанной статьей допускается совместное учредительство. Изменение состава учредителей образовательного учреждения возможно в любой момент, а, если происходит преобразование учреждения в автономную некоммерческую организацию, до момента такого преобразования. По смыслу данной статьи образовательные организации, имеющие единственным учредителем орган государственной власти либо орган местного самоуправления, вправе именоваться соответственно «государственными» или «муниципальными». При совместном учреждении образовательных организаций несколькими учредителями, имеющими различный статус, такая образовательная организация будет являться негосударственной.

  1. Некоммерческая образовательная организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой образовательной организации.

В соответствии со статьей 34 Закона «Об образовании» образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение (31)

    Доклад
    Прошлый учебный год был отмечен существенными изменениями в структуре организации и функционирования СОШ № 15 как ОУ. На основании решения учредителя начальные классы и педагоги бывшей СОШ № 20 были переведены в СОШ № 15, 4 класса
  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение (82)

    Документ
    Климатические и экономические условия. Поселок Уральский – закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО)- расположен в лесистой местности на границе Белоярского и Сысертского районов Свердловской области в 30-ти км юго-
  3. Муниципальное общеобразовательное учреждение (92)

    Реферат
    Публичный доклад рассматривается нами как одно из основных средств развития общественного участия в управлении образованием, комплексной модернизации системы образования.
  4. Муниципального общеобразовательного учреждения (5)

    Документ
    Лицензия регистрационный номер № 039401, дата выдачи 21 декабря 2004 года. Выдана Министерством образования Республики Мордовия. Срок действия лицензии 21 декабря 2009 г.
  5. Муниципальное общеобразовательное учреждение (52)

    Документ
    Состояние системы образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе №19»по итогам 2009-2010 учебного года: ПЕРМЬ.

Другие похожие документы..