Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержан...полностью>>
'Диплом'
Диплом учрежден Новокузнецким радиоклубом – местным отделением СРР по городу Новокузнецку Кемеровской области (R9U). В целях популяризации радиолюбите...полностью>>
'Документ'
Кулаков С.А. / Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена). – СПб.: Стратегия будущего, 2010. ...полностью>>
'Книга'
Моя жизнь была чередой любовных романов, которые постепенно угасали или завершались бурным разрывом. В то время, когда я открыла мой метод создания л...полностью>>

Главная > Реферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Преподавательская деятельность Ж.И. Алферова

В 1973 году Ж.И.Алферов, при поддержке ректора ЛЭТИ А.А. Вавилова, организовал базовую кафедру оптоэлектроники (ЭО) на факультете электронной техники Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе.

В невероятно сжатые сроки Ж.И. Алфёров совестно с Б.П. Захарченей и другими учеными Физтеха разработал учебный план подготовки инженеров по новой кафедре. Он предусматривал обучение студентов первого и второго курсов в стенах ЛЭТИ, поскольку уровень физико-математической подготовки на ФЭТ был высоким и создавал хороший фундамент для изучения специальных дисциплин, которые, начиная с третьего курса, читались учеными Физтеха на его территории. Там же с использованием новейшего технологического и аналитического оборудования выполнялись лабораторные практикумы, а также курсовые и дипломные проекты под руководством преподавателей базовой кафедры.

Прием студентов на первый курс в количестве 25 человек осуществлялся через вступительные экзамены, а комплектование групп второго и третьего курсов для обучения по кафедре ОЭ проходило из студентов, обучавшихся на ФЭТ и на кафедре диэлектриков и полупроводников Электрофизического факультета. Комиссию по отбору студентов возглавлял Жорес Иванович. Из примерно 250 студентов, обучавшихся на каждом курсе, было отобрано по 25 лучших. 15 сентября 1973 года начались занятия студентов вторых и третьих курсов. Для этого был подобран прекрасный профессорско-преподавательский состав.

Ж.И. Алфёров очень большое внимание уделял и уделяет формированию контингента студентов первого курса. По его инициативе в первые годы работы кафедры в период весенних школьных каникул проводились ежегодные школы «Физика и жизнь». Ее слушателями были учащиеся выпускных классов школ Ленинграда. По рекомендации учителей физики и математики наиболее одаренным школьникам вручались приглашения принять участие в работе этой школы. Таким образом набиралась группа в количестве 30...40 человек. Они размещались в институтском пионерском лагере «Звездный». Все расходы, связанны с проживанием, питанием и обслуживанием школьников, наш вуз брал на себя.

На открытие школы приезжали все ее лекторы во главе с Ж.И. Алфёровым. Все проходило и торжественно, и очень по-домашнему. Первую лекцию читал Жорес Иванович. Он так увлекательно говорил о физике, электронике, гетероструктурах, что все его слушали как завороженные. Но и после лекции не прекращалось общение Ж.И. Алфёрова с ребятами. Окруженный ими, он ходил по территории лагеря, играл в снежки, дурачился. Насколько не формально он относился к этому «мероприятию», говорит тот факт, что в эти поездки Жорес Иванович брал свою жену Тамару Георгиевну и сына Ваню...

Результаты работы школы не замедлили сказаться. В 1977 году состоялся первый выпуск инженеров по кафедре ОЭ, количество выпускников, получивших дипломы с отличием, на факультете удвоилось. Одна группа студентов этой кафедры дала столько же «красных» дипломов, сколько остальные семь групп.

В 1988 году Ж.И. Алфёров организовал в Политехническом институте физико-технический факультет.

Следующим логическим шагом стало объединение этих структур под одной крышей. К реализации данной идеи Ж.И. Алфёров приступил еще в начале 90-х годов. При этом он не просто строил здание Научно-образовательного центра, он закладывал фундамент будущего возрождения страны... И вот первого сентября 1999 года здание Научно-образовательного центра (НОЦ) вступило в строй.

На том стоит и стоять будет русская земля...

Алфёров всегда остается самим собой. В общении с министрами и студентами, директорами предприятий и простыми людьми он одинаково ровен. Не подстраивается под первых, не возвышается над вторыми, но всегда с убежденностью отстаивает свою точку зрения.

Ж.И. Алфёров всегда занят. Его рабочий график расписан на месяц вперед, а недельный рабочий цикл таков: утро понедельника – Физтех (он его директор), вторая половина дня – Санкт-Петербургский научный центр (он председатель); вторник, среда и четверг – Москва (он член Государственной думы и вице-президент РАН, к тому же нужно решать многочисленные вопросы в министерствах) или Санкт-Петербург (тоже вопросов выше головы); утро пятницы – Физтех, вторая половина дня – Научно-образовательный центр (директор). Это только крупные штрихи, а между ними – научная работа, руководство кафедрой ОЭ в ЭТУ и физико-техническим факультетом в ТУ, чтение лекций, участие в конференциях. Всего не перечесть!

Наш лауреат прекрасный лектор и рассказчик. Неслучайно все информационные агентства мира отметили именно Алфёровскую Нобелевскую лекцию, которую он прочитал на английском языке без конспекта и с присущим ему блеском.

При вручении Нобелевских премий существует традиция, когда на банкете, который устраивает король Швеции в честь Нобелевских лауреатов (на нем присутствуют свыше тысячи гостей), представляется слово только одному лауреату от каждой «номинации». В 2000 году Нобелевской премии по физике были удостоены три человека: Ж.И. Алфёров, Герберт Кремер и Джек Килби. Так вот двое последних уговорили Жореса Ивановича выступить на этом банкете. И он эту просьбу выполнил блестяще, в своем слове удачно обыграв нашу российскую привычку делать «одно любимое дело» на троих.

В своей книге «Физика и жизнь» Ж.И. Алфёров, в частности, пишет: «Все, что создано человечеством, создано благодаря науке. И если уж суждено нашей стране быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или Президента, а благодаря труду ее народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования.

Методология повышению конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров

Методология – представляет собой учение о принципах построения, формах и способах познания, организации и преобразовании действительности. Наиболее четкое и доступное понятие методологии, по нашему мнению, дается в Современном экономическом словаре: « как принципы построения методов и их научное обобщение…»1. Методология повышения конкурентоспособности продовольственных товаров должна включать принципы, методы и формы организации конкурентных отношений продовольственных рынках. Как показывает практика хозяйствования, для построения системной конкуренции необходимо сформировать, наряду с нормативно - правовой базой, где очерчены границы конкурентного взаимодействия всех ее элементов, льготы предпринимателям, работающим на рынке продовольственных товаров, как на федеральном уровне (свободные экономические зоны, наукограды и т.п.), так и на региональном уровне (льготы по налогообложению, выделение инвестиций, открытие кредитных линий и т.п.). Это необходимо для обеспечения быстрого роста объемов производства в организациях по всей цепи: производство сельскохозяйственного сырья, его переработка, распределение и сбыт.

Побудительной причиной конкуренции служит комплекс непременных условий свободного развития рынка:

а) основные параметры состояния рынка;

б) полная хозяйственная обособ­ленность каждого владельца товаров определенного вида;

в) зависи­мость положения продавцов и покупателей от рыночной цены, которая складывается под воздействием совокупного спроса и совокупного предложения (при невозможности для каждого рыночного агента диктовать другим свою цену). Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и соперничество за место на рыночном пространстве, за экономическое выживание и процветание. Стало быть, конкуренция является экономическим законом рынка.

Проблемы формирования конкурентоспособности

продовольственных товаров

Развитие рынка продовольственных товаров требует изучения его состояния, исследование тенденций становления и развития, выявления факторов, влияющих на развитие рынка и формирование принципов и методов его развития. При этом необходимо учитывать отклонения от классических представлений о конкуренции и складывающейся ситуации в практике рыночных отношений.

Рынок товаров сельскохозяйственного производства в новой России начал формироваться несколько лет назад. В этой связи для придания ему динамичности и гибкости необходимо сформулировать принципы и методы дальнейшего его развития.

Особое внимание необходимо уделить опережающим разработкам брендов товарам и фирмам для узнаваемости российских товаров.

Российские продовольственные товары в своей основе имеют выигрышное положение на мировых рынках по сравнению с зарубежными напичканными консервантами, красителями и другими добавками. Российские товары сельского хозяйства, как правило, изготовлены из натуральных экологически чистых продуктов.

В связи с предстоящим вступление России в ВТО отечественным предпринимателям (производителям и переработчикам сельскохозяйственного сырья) необходимо принять все меры для обеспечения конкурентоспособности своих товаров. При этом необходимо обратить внимание на глубокую переработку сельскохозяйственного сырья, упаковку, доставку и рекламу. Производители сельскохозяйственных товаров должны обратить внимание на диверсификацию производства и дифференциацию товаров. Создание отечественных брендов потребует значительных средств на широкую рекламу. И в этом необходима помощь региональных властей. Вложения в бренды окупятся сбытом продукции, сохранением или расширением рабочих мест.

При выходе на мировой рынок с продуктами питания отечественные предприниматели должны занимать за счет качества товаров более высокий рейтинг, чем зарубежные фирмы, предлагающие аналогичный товар.

Рейтинг конкурентоспособности, разработанный Всемирным экономическим форумом (ВЭФ-WEF), формируется по нескольким комплексным факторам, среди которых управление, финансы, инфраструктура, открытость, технологии, труд. В рейтинге глобальной конкурентоспособности страны занимают места в соответствии с двумя индексами.

Индекс растущей конкурентоспособности (”GCI”) дает возможность судить о способности экономики страны достичь устойчивого роста в средне- и долгосрочной перспективах и рассчитывается на основе трех основных факторов, влияющих на экономический рост: макроэкономический климат, состояние государственных институтов и уровень технологического развития. Следовательно,”GCI” вычисляется как среднее трех величин индекса макроэкономического климата, климата госинститутов и технологического индекса. Уровень развития технологий по-разному влияет на экономический рост отдельных стран в зависимости от стадии их развития, для стран со средним и низким уровнем технологического развития, актуален обмен и адаптация чужих технологий в рамках прямых иностранных инвестиций. В связи с этим при расчете’’GCI’’ выделяется группа так называемых базовых стран (из стран ЕС- Швеция, Финляндия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Бельгия, Франция, Австрия, Великобритания, Ирландия, Италия), для которых новые технологические разработки являются решающим стимулом экономического развития.

Индекс конкурентоспособности для бизнеса или индекс деловой конкурентоспособности (“ВCI”), разработанный профессором М. Портером, оценивает макроэкономические факторы, влияющие на текущий уровень производительности национальной экономики. Для формирования этого индекса используется несколько десятков факторов. Одна часть факторов объединяется в группу, которая определяет качество стратегий и эффективность работы компаний, другая часть используется для оценки качества национального бизнес-климата.

“ВCI” оценивает и ключевые макроэкономические условия обуславливающие уровень производительности труда и эффективность производства компаний степень развития их стратегий и деловой практики, а также качество микроэкономического климата, в котором компании конкурируют на внутреннем рынке. Очевидно, что благоприятные макроэкономические и институциональные факторы являются необходимым, но недостаточным условием успешного функционирования экономики, а деятельность отдельных компаний и их сообществ непосредственным образом воздействует на имидж государства.

Уже третий раз за последние четыре года в 2005 году 1-е место в рейтинге по “GCТ“ занимает Финляндия. Страна добилась впечатляющих результатов в управлении макроэкономической ситуацией, очень высокие оценки получают ее общественные институты. Более того, частный сектор легко усваивает новые технологии и активно внедряет инновации. Соединенные Штаты, как и в 2004г., - на 2-м месте: общее превосходство по технологиям в некоторой степени нейтрализует менее эффективной работой государственных учреждений и отсутствием существенного прогресса в макроэкономической ситуации.

Лидерство в рейтинге “ВCI” также принадлежит Финляндии и США, однако на первом месте Соединенные Штаты Америки. Несмотря на самый благоприятный бизнес - климат в мире Финляндия уступает первенство по причине сравнительно более слабых позиций по субиндексу качества стратегий и эффективности работы компаний. В рейтинге “ВCI” 3-е место принадлежит Германии.

Международный институт развития менеджмента расположенный в г. Лозанна в Швейцарии, для своего рейтинга конкурентоспособности анализирует 323 показателя и экспортных оценок, в том числе: 83 экономических показателя, 77 показателей эффективности деятельности правительства, 69 показателей эффективности бизнеса, 94 показателя инфраструктуры. Эксперты сформулировали несколько так называемых золотых правил конкурентоспособности, в которых большая роль отводится стабильному и предсказуемому законодательству, качеству и прозрачности управления, инвестициям в традиционные и технологические инфраструктуры, в образование и непрерывное повышение квалификации рабочей силы, взаимообусловленности заработной платы, производительности труда и налогов, сокращению неравенства. Конкурентоспособность страны по версиям определяется взаимодействием всех перечисленных критериев и факторов.

Доклад о глобальной конкурентоспособности публикуется уже в течение 25 лет. Он стал главным источником информации о сильных и слабых сторонах более чем 100 стран, на которые приходится большая часть мирового ВВП. Отчет фиксирует внимание на подробных обзорах различных аспектов экономических реформ и конкурентоспособности. В 2005 году эксперты ВЭФ ввели один индекс глобальной конкурентоспособности (всего 9 составляющих), учитывающий параметры, по которым не уделялось должного внимания при определении GCТ и ВCI. Это, например, воздействие на экономический рост уровня развития образовательной системы, качество обучения, наличие специализированных исследовательских центров и другие аспекты, оказывающее решающее влияние на производительность труда и конкурентоспособность национальной экономики. Исходным положением для расчета данного индекса являются мысли о том, что разные государства находятся на различных стадиях экономического развития и обстоятельства, способствующие повышению конкурентоспособности одной страны, могут быть не актуальны для другой. В 2005 году лидерами по новому индексу стали Сингапур, Дания, Чили, Япония, Финляндия и США.

Для того, чтобы выглядеть на уровне передовых стран на мировых рынках продовольственных товаров необходимо изучить показатели методик расчета глобальной конкурентоспособности и целенаправленно работать над повышением каждого.

Конкурентоспособность региона является одним из трудно определяемых индикаторов устойчивого развития региона. По нашему мнению, индикатором конкурентоспособности региона является качество жизни населения, проживающего в нем: это количество и динамика рабочих мест, доходы населения, обеспеченность товарами и т.д. Конкурентоспособность региона определяется количеством и качеством сельскохозяйственной продукции, получаемой в регионе, динамикой ввоза в регион и вывоза из региона товаров (динамика материальных балансов). В частном случае, качество жизни населения можно определить по соотношению потребления отдельных продовольственных товаров и накоплению денежных средств. Если растет потребление таких продовольственных товаров как хлеб, картофель, молоко, масло растительное, то можно с уверенностью заявить, что население беднеет.

Для обеспечения конкурентоспособности необходима систематическая работа по всему производственно-хозяйственному циклу, приводящая к конкурентным преимуществам в области НИОКР, производства, управления, финансов и т. п.

Исходя из сложившихся условий в стране, нами предложен индекс оценки регионов по конкурентоспособности (ИКР) на продовольственном рынке по следующей зависимости:

ИКР = d1 + d2 + d3 + d4 + d5

где d1 – доля переработки до конечного продукта, реализованныхприродных ресурсов в ВРП;

d2 – доля расходов на НИОКР в ВРП;

d3 –доля экспортных поставок в ВРП;

d4 – доля произведенных товаров в ВРП;

d5 – прирост ВРП, в долях единицы.

На развитие регионального рынка продовольственных товаров оказывают влияние множество факторов как внутреннего, так и внешнего характера.

К внешним факторам относятся, прежде всего, законодательные и нормативные акты, производственная инфраструктура в регионе, государственная политика и поддержка производителей сельскохозяйственной продукции.

Для предприятий и организаций на сегодня является важным отсутствие должной инфраструктуры: информационных центров, венчурных фирм, соответствующего сервисного обслуживания. Создание и содержание указанных структур в виде отдельных подразделений в организации не представляется возможным из-за финансовых ограничений, а те, которые имеются, не могут обеспечить предприятия информацией, новыми технологиями, новыми товарами в виду их малочисленности и слабой оснащенности.

Приспособление к внешней среде создает, как правило, внутренние трудности организации, решение которых требует проведения реинжиниринга, то есть перепланировки бизнес-процессов.

Это может происходить по нескольким направлениям.

1. Маркетинг: организация управления по рынкам или товарам.

2. Одним из основных направлений в разрешении внутренних проблем является создание корпоративных вертикальных или горизонтальных структур.

Горизонтальные структуры включают в себя сельскохозяйственные предприятия, перерабатывающие производства и сбытовые организации. На основе горизонтальных структур можно и необходимо создавать сети в структуре АПК.

В состав вертикальных структур входят, как правило, НИИ, опытное производство, сельскохозяйственные и сбытовые предприятия. Вертикальные структуры можно легко преобразовать в кластеры.

3. С другой стороны, для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий необходимо создание и развитие малого бизнеса, который мог бы взять на себя решение некоторых производственных задач по обслуживанию корпораций. Создание таких малых предприятий – спутников крупного бизнеса позволит направить все ресурсы крупных сетей и кластеров на решение основных проблем по созданию и производству высоко конкурентной продукции.

Одним из факторов современной экономики, влияющего на конкурентоспособность экономики и, в частности, на конкурентоспособность продовольственных товаров это – инфляция. Инфляция значительно влияет на производителей: постоянный рост цен на производственные ресурсы и в связи с этим постоянное отвлечение финансовых средств на пополнение оборотных средств.

Инфляция - социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. К тому же инфляция – наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует уточнения как социально-экономическое понятие.

Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от интерпретации таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. В частности, инфляцией считается превышение количества денег, находящихся в обращении, по отношению к стоимости товаров и услуг (при данной скорости оборачиваемости денег), приводящее к их обесцениванию.

Именно эта причина – сокращение объема производства – обострила в 90–х годах инфляционные процессы. Особенностью экономического кризиса России явилось то, что он сопровождался падением доходов предприятий и населения, что усугубило инфляцию.

Не привносят ничего нового и такие абстрактные объяснения возникновения инфляции, как:

- падение покупательной силы денег, их ценности для субъектов экономического процесса;

- снижение реальных денежных доходов и расходов.

Для экономики развитых стран формула «инфляция – рост цен» оказалась неприемлемой, потому что инфляция в этих странах означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложения. К. Макконелл и С. Брю в «Экономикс» указывают, что «инфляция – это повышение общего уровня цен», но это не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды высоких темпов роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одной из характерных особенностей инфляции является то, что цены поднимаются неравномерно, как по видам товаров, так и по регионам. Инфляция измеряется с помощью индекса цен, который определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду.

В России понятие инфляции также связано с ценами, но уже в другом ракурсе: уровень доходов населения очень низкий по сравнению с установившимся уровнем цен, что является результатом их либерализации. Понятие инфляция в России имеет собственное свойство и не укладывается в рамки классического представления. Основным источником российской инфляции являются тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. На первой стадии перестройки рост цен объяснялся официальными лицами необходимостью доведения их до мирового уровня. В настоящее время рост цен объясняется необходимостью инвестирования процесса обновления устаревающих мощностей и строительства новых. Однако, как показывает опыт последних лет, несмотря на высокие объемы золотовалютных резервов страны и профицита бюджета, проблема обновления основных фондов не решается.

Во всех случаях инфляцию следует рассматривать как:

- нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы и как результат перекоса в структуре воспроизводственного процесса национальной экономики (на 10 апреля 2005 года 25 российских банков признаны банкротами, банкротство банков продолжилось и в дальнейшем);

- явный или скрытый рост цен, превышающий рост реальных доходов населения, что ведет к снижению совокупного спроса и спаду объемов производства (предложения);

- натурализацию процессов обмена (бартерные сделки) в связи со «сжатием» денежной массы в 90-х годах, что ведет к несвоевременным выплатам заработной платы и также к снижению совокупного спроса;

- снижение доходов и жизненного уровня населения.

Таким образом, инфляция – многоплановое явление, оказывающее влияние на производственную, финансовую и воспроизводственную (инвестиционную) деятельность хозяйствующих субъектов. При этом необходимо отметить, что постоянно провоцируют инфляцию в России естественные монополии, в основном РАО ЕС, который в настоящий момент претерпел трансформацию в отдельные монополии, Газпром и нефтяные компании.

В последние годы наблюдается устойчиво высокий темп роста цен в электроэнергетике и рост цен на газ и бензин, что является источником роста цен во всех отраслях в зависимости от энергоемкости продукции. С 1.01.2008 года начался новый виток роста цен на энергоресурсы: газ, электроэнергия и др. И, несмотря на снижение цен на нефть в 2 раза, цены на горюче смазочные материалы снизились (под давлением Правительства) на 5 – 8%. А это значит, что рыночные механизмы в современной России не действуют. В этих условиях должно быть жесткое государственное регулирование.

Жесткая инфляция способствует тому, что усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Предприятиям становится все более и более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в предвидении будущего повышения цен. Но несоответствие количества сырья и готовой продукции спросу на них ведет к усилению инфляционного давления. Вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители, защищаясь от инфляции, приобретают сырье и материалы и др. Кроме разрушительных последствий для перераспределения, гиперинфляция может ускорить экономический крах.

Необходимо отметить особое влияние инфляции на продовольственные товары. В результате инфляции последних лет в стране сложился диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары (табл. 1).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. О. авторов публикации Название доклад

    Доклад
    Научно-техническая конференция "Инженерное и информационное обеспечение экологической безопасности в Тамбовской области." Тамбов, ТГТУ, 1998, С.
  2. Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009

    Методические указания
    Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей
  3. Планирование на предприятии методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 4 курса заочного отделения

    Методические указания
    Даны методические указания по выполнению контрольных ра­бот для студентов 4 курса заочного отделения специальности 080500 "Экономика и менеджмент"и для иностранных студентов.
  4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009 (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей
  5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009 (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей

Другие похожие документы..