Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Итоговая оценка по дисциплине молекулярная биология ставится с учетом текущей успеваемости студента, итогового теста по предмету и результатов курсов...полностью>>
'Документ'
Малая академия наук школьников Республики Башкортостан (далее - МАН) является добровольным творческим объединением учащейся молодежи, созданным Минист...полностью>>
'Документ'
У вирішенні актуальних проблем, на розв’язання яких орієнтує Державна національна програма “Україна XXI століття: стратегія освіти” та Концепція стра...полностью>>
'Литература'
Ковалева, Е.В.  Поэт Велимир Хлебников - "тихий пророк" в своем Отечестве / Е.В.Ковалева   Литература в школе. -  2006. -  N12. -  С.24-26...полностью>>

Главная > Реферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке

Сейчас необходимо перейти к вопросу о том, как действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уров-не, когда спрос и предложение равны.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как пра-вило, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить дан-ный товар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и ко-личество приобретаемого товара.

Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графи-чески. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то получится следующий результат (рис. 5.1). Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене Р1 величина спроса состав-ляет Qt, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2, и т. д.1 При предположении, что функция спроса носит линейный харак-тер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:

Уравнение функции спроса показыва-ет, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных (нецено-вых) факторов спроса. При изменении величины а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b из-меняется наклон кривой. Параметр а по-

казывает минимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b - реакцию величины спроса на изменение цены, о чем подробнее см. § 8 данной главы.

Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара по-вышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость "может быть сформулирована иначе: если на рынок посту-пает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского пове-дения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономичес-кой теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потре-бителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при сни-жении цены яблок в 3 раза (с 3 до 1 долл. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 долл. сможете купить уже не 100 кг, а 300 кг яблок. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т. е. 100 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнитель-ное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены то-вара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спро-са, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически при-остановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рын-ке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уров-нем дохода начнут удовлетворять свои потребности.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относитель-ными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, напри-мер, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относи-тельно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 100, а 150 или 200 кг.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может пре-обладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замеще-ния действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские каче-ства невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект

замещения действуют в противоположных направлениях. С одной сто-роны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего по-требления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов бу-дет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

В экономической теории существует описание и такой ситуации, ког-да снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие се-мьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут по-зволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тра-тя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена переве-шивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены.на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены - уве-личивается (как в случае с картофелем).

Имеются и другие (помимо эффекта Гиффена) исключения из зако-на спроса. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокра-щать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все» (так называе-

мый эффект сноба). С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый поку-патель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений (так называемый эффект Веблена).1

Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все про-давцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее ко-личество товара, т. е. увеличить предложение.

Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет ме-няться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графи-чески данная зависимость изображена на рис. 5.2 (абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обо-значает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения.

При предположении, что функция предложения носит линейный ха-рактер, уравнение кривой предложения может быть представлено в сле-дующем общем виде:

Qs = а + Ь-Р

Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыноч-ной цены (Р) и количеством продукции, которое производитель готов предложить на рынке (Qs), существует прямая зависимость. Парамет-ры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов пред-ложения. При изменении величины а происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясня-ется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен пред-приниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность на-нять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить произ-водство.

Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако, если рост цен продолжается, то производи-тель может снизить объем производства. Во-первых, высокий уровень до-хода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной ра-боты. Во-вторых, если речь идет о рынке несовершенной конкуренции, про-изводитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться.

Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить их как раз и навсегда дан-ные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В связи с этим важно различать величину спроса и сам спрос, а также величину предложения и само предложение. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выраже-ние потребности в данном товаре остается неизменным. Можно гово-рить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Так, в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом случае будем двигаться не по кривой Dr а про-изойдет сдвиг кривой в новое положение D2 (рис. 5.3).

Кроме того, следует отметить, что на величину спроса, кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность дру-гих товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъектив-ные вкусы и предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний до-ход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кривая спроса D1 сместится вправо и тому же уровню цены Р, будет соответ-ствовать возросший уровень спроса Q2.

Главный фактор, воздействующий на предложение, - издержки про-изводства. Поэтому, если в результате использования достижений тех-

нического прогресса или, применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S, смещается вправо (рис. 5.4). Величина предложе-ния при неизменной цене Р, возрастает с Q, до О2. К сдвигу кривой пред-ложения приводят также и изменения в налогообложении: повышение налогов, которые уплачивает производитель, приводит к сдвигу кривой предложения влево, а снижение налогов - к сдвигу кривой вправо.

Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что про-исходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения.

Если наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим гра-фик, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся. В точке встречи £ спрос количественно равен предложению (Q,) и цена Р, выступает как уравновешивающая цена, или цена рав-новесия.

При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. Лишь в точке £ достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться в краткосрочном периоде, пока не изменятся какие-либо параметры, определяющие спрос и предложение.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается ра-венство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены про-должать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутство-вать тенденция к повышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количе-ство имеющегося в обществе данного товара распределено между воз-можными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единственном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в опре-деленный момент и одновременно в ее совокупности. И в этом случае говорят об общем равновесии рынка.

Важно подчеркнуть, что равновесный метод анализа в микроэконо-мическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой эконо-мическая система находится в состоянии «идеального» покоя. В состо-янии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения; намерения потребителей купить определенное количество товара по данной цене совпадает с намерениями произво-дителей поставить на рынок такое же количество товара по той же цене. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствую-щий субъект - будь то отдельный производитель, фирма или покупатель - не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того,

чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия - уро-вень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Конечно, равенство спроса и предложения - это теоре-тическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое со-впадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позво-ляет выявить наиболее важные закономерности функционирования ры-ночного механизма.

Анализ Закономерностей изменения спроса и предложения и меха-низма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нор-мального функционирования рыночного механизма и достижения обще-го равновесия. Экономическая свобода подразумевает, во-первых, сво-боду предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т. е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения; в-четвертых, свободу ценооб-разования.

Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать на изменяющиеся условия и обеспечивать как частичное, так и общее равновесие.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - это тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии, этот вид рынка характеризуется множественностью кон-курентов.

В чем же сущность монополистической конкуренции? Очевидно, что наличие большого числа конкурентов в отрасли не дает возможности использования эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это снижает барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ос-лабляя монополистическую власть над ценой. Но пусть и слабая, эта власть существует.

На чем же она основана? Что позволяет называть этот вид конкуренции монополистической?

В данной модели монополизм, весьма ограниченный большим коли-чеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Напомним, что дифференцированные продукты - это неоднородные продукты, т. е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), по консистенции, качеству и т. д. Ярким примером дифференциации продукта в монополистической кон-куренции являются безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал», и т. д. Принцип их производства один и тот же. Но существу-ют некоторые нюансы в технологии, создающие отличительные особен-ности продукта. К тому же один и тот же товар может дифференциро-ваться по качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он продается. Некоторым потребителям, например, в уютном кафе-баре, оформленном под кают-компанию, те же самые напитки ка-жутся вкуснее, чем просто купленные в магазине. И потребитель согла-сится заплатить дороже за сочетание приятного с полезным. Таким об-разом, посредством дифференциации продукта монополистический кон-курент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, моно-полистический конкурент не лишается всех потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останут-ся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного произ-водителя.

Благодаря наличию некоторой власти над ценой (либо невысокой эластичности спроса по цене) кривая спроса (или линия цены) монопо-листического конкурента имеет отрицательный наклон, как и у монопо-лии. Соответственно отрицательный наклон имеет и линия предельного

дохода (MR). Если кривая спроса пересекается с осью абсцисс в точке Q, то линия предельного дохода пересекает ось абсцисс в точке 1/2 Q. Средние и предельные издержки (АС и МС) монополистического конку-рента изменяются в зависимости от объема выпуска по тем же прави-лам, что и в условиях обычной монополии (рис. 7.13).

Из рисунка видно, что графическое изображение монополистическо-го конкурента аналогично положению фирмы-монополиста. Ведь, вне-дряясь на рынок с новой разновидностью продукта, производитель за-нимает на нем определенную нишу. В пределах дифференциации (т. е. отличий, самобытности) своего продукта он - монополист, но в рамках всей отрасли - конкурент. Именно высокая конкурентность рынка дан-ной модели и довольно узкие возможности монополистического поведе-ния ограничивают получение фирмой сверхприбыли краткосрочным пе-риодом. Поэтому для монополистического конкурента с дифференциа-цией продукта более характерным является отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде (рис. 7.14).

Из рисунка видно, что в долгосрочном периоде монополистический конкурент получает нормальную прибыль, компенсируя из продажной цены только свои средние издержки.

Почему же получение сверхприбыли не характерно для монополис-тического конкурента? Дело в том, что власть над ценой монополисти-ческих конкурентов, как было упомянуто выше, весьма ограничена. Прежде всего, тем, что они производят, в сущности, один и тот же то-вар: наличие дифференциации, т. е. отличительных особенностей, не меняет основного содержания продукта. Например, прохладительные напитки так и останутся прохладительными напитками, независимо от вкуса и цвета, или от того, кто за прилавком: интеллигентная красавица или самодовольный «дутыш».

С другой стороны, данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию. Снижение цены в краткосрочном периоде могло бы по-мочь расширить рынок за счет конкурентов и получить сверхприбыль. Однако не следует забывать, что эластичность спроса по цене у моно-полистического конкурента невысока, и получить сверхприбыль от рас-ширения объема продаж затруднительно.

Кроме того, возможности получения сверхприбыли могут быть свя-заны с сокращением средних издержек, а это, в свою очередь, зависит от усовершенствования или внедрения новых технологий. Финансирова-ние научных разработок и их внедрение - дорогой, долгий и рискован-ный путь. Поэтому фирмы в конкурентной борьбе перемещаются из области ценового соперничества в область неценовой конкуренции. Реклама и послепродажное обслуживание, маркетинговые исследова-ния и т. п. - все это инструменты неценовой конкуренции, увеличива-ющие расходы по сбыту, но сокращающие путь к потребителю. При монополистической конкуренции реклама выполняет следующие функции: формирует и расширяет спрос, а также снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой. Под влиянием рекламы покупатель может не снижать свой спрос при повы-шении цены, а иногда и расширить его. Вот уж поистине - «реклама -двигатель торговли!».

Еще один фактор, затрудняющий получение монополистическим

конкурентом сверхприбыли, - невысокие барьеры вступления в отрасль. Укрепляясь на рынке, фирма с новой маркой продукта создает свой сег-мент за счет сокращения долей других участников рынка, что неизбеж-но отразится на их прибыли. К тому же новую марку (новую особен-ность) продукта создать куда проще, чем принципиально иной продукт. Поэтому появление новых фирм на рынке монополистической конкурен-ции - явление более частое, чем в условиях олигополии, что сокращает продолжительность получения сверхприбыли монополистическими конку-рентами.

На графике (рис. 7.14) показан результат разнонаправленного дви-жения кривых спроса и средних издержек в долгосрочном периоде. Кри-вая спроса D на продукцию фирмы сдвигается влево вследствие вне-дрения в отрасль привлеченных сверхприбылью новых производителей, а кривая средних издержек перемещается вверх в связи с дополнитель-ными затратами фирмы на ведение неценовой конкуренции. Сверх-прибыль исчезает, монополистический конкурент получает лишь нор-мальную прибыль в условиях неполной загрузки его производствен-ных мощностей - в точке долгосрочного равновесия Е1 средние из-держки не достигли своего минимума ACmln. Цена на продукцию фир-мы (PJ установилась на более высоком уровне, чем тот, который на-блюдался бы при совершенной конкуренции. Но это - плата за разно-образие, за возможность выбора богатого спектра товаров и услуг, за более полное удовлетворение потребностей людей.

Итак, в отличие от монополии и олигополии, монополистическая кон-куренция характеризуется относительно невысокими барьерами вступ-ления в отрасль и множественностью производителей. Эти условия оп-ределяют высокую степень соперничества между монополистическими конкурентами, ослабляя их власть над ценой. Поэтому ценообразова-ние в данной модели рынка больше конкурентное, чем монополисти-ческое. Цены в условиях монополистической конкуренции несут в себе более точную рыночную информацию: они подвижны и не завы-шены так, как в условиях олигополии и монополии. Из этого следует, что монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим потерям в излишке потребителя и меньшему «мертвому убытку» (чистым потерям) общества, чем другие типы рынка несовершенной конкуренции.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

Рынок представляет собой саморегулирующийся меха-низм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурен-тной среде посредством свободного ценового сигнала. Рыночный меха-низм имеет ряд преимуществ по сравнению с механизмом централизованного производства и распределения в командно-административной системе. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции - неизбежные атрибуты централизован-ной экономики с административно фиксированными ценами. Следова-тельно, в рыночной экономике эффективность распределения, произ-водства и уровень общественного благосостояния объективно выше, чем в альтернативных экономических системах. Для обоснования этого утверждения нам предстоит в настоящей главе раскрыть понятие эф-фективности так, как оно трактуется неоклассической теорией.

Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преиму-щества только в чисто конкурентной среде производства частных това-ров и услуг и при отсутствии трансакционных издержек. Несоблюдение этих условий может существенно исказить работу рынка. Тогда появляют-ся проблемы, которые рынок не в состоянии решать эффективно. Таким образом, нам предстоит рассмотреть, выражаясь образно, «плюсы» и «минусы» рыночного механизма. Анализ его преимуществ и недостат-ков мы начнем с рассмотрения сильных сторон рыночной координации субъектов экономики.

Рынок как саморегулирующийся механизм. Модели частичного и общего равновесия

Мы уже знаем, что спрос на ресурсы, товары и услуги меняется под воздействием вкусов и предпочтений, новых технологий и т. д. На рынке любого товара происходит постоянная подстройка пред-ложения под изменяющийся спрос при помощи гибкого ценового сигна-ла. Время от времени предложение полностью находит свой спрос и

рынок приходит в сбалансированное со-стояние. Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложени-ем, называется рыночным равновеси-ем. Однако при изменении конъюнктуры снова возникает дисбаланс между спро-сом и предложением. Представители классической школы, наблюдая восста-новление рыночного равновесия с помо-щью ценовой и количественной1 под-стройки спроса и предложения, имели ос-нование утверждать, что рынок - это са-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. О. авторов публикации Название доклад

    Доклад
    Научно-техническая конференция "Инженерное и информационное обеспечение экологической безопасности в Тамбовской области." Тамбов, ТГТУ, 1998, С.
  2. Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009

    Методические указания
    Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей
  3. Планирование на предприятии методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 4 курса заочного отделения

    Методические указания
    Даны методические указания по выполнению контрольных ра­бот для студентов 4 курса заочного отделения специальности 080500 "Экономика и менеджмент"и для иностранных студентов.
  4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009 (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей
  5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009 (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей

Другие похожие документы..