Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с продукцией ООО «Кубанская макаронная фабрика» как с продукцией высокого качества; приучать к сознанию того, что «Кубанско...полностью>>
'Программа'
Основные понятия информационных сетей; класс информационных сетей как открытые информационные системы; модели и структуры информационных сетей; инфор...полностью>>
'Книга'
- Писано: ни Сын, ни ангелы не ведают. А вы знаете Он помолчал, зевнул и спросил: - Из раскольников, что ли? - Православный....полностью>>
'Инструкция'
На 2008 - 2012 гг. в Российской Федерации запланирована масштабная программа по развитию службы крови, реализация которой осуществляется за счет асси...полностью>>

Главная > Реферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Маркетинговые аспекты управления ассортиментом

продовольственных товаров

Управление конкурентоспособностью продовольственных товаров должно проводиться с учетом технико-экономических особенностей региона.

Особенности региона нами рассмотрены с точки зрения выявления отраслей экономики, вложения инвестиций в которые может вызвать мультипликационный эффект. По нашему мнению, к таким отраслям относятся добывающие отрасли, промышленность как один из основных источников инвестиционного воспроизводственного процесса, аграрно-промышленный комплекс и другие.

В маркетинговой стратегии Тамбовской области заложен инновационный тип развития экономики. Тамбовская область отнесена к числу регионов, безусловно улучшивших за последние годы свой инвестиционный климат. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2006 году составил 3,57 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2005 годом на 9 процентов.

Положение области в инвестиционной сфере в значительной мере обусловлено структурой и динамикой источников инвестирования. Основным источником инвестиций в области являются собственные средства предприятий (амортизационные отчисления и прибыль). В общем объеме инвестиций по крупным и средним организациям области в текущем году доля собственных средств составляет более 50 процентов, из них свыше 24 процентов - амортизационные отчисления, 26,2 процента - прибыль предприятий. В целях содействия реализации инвестиционных проектов 7 предприятиям и организациям в соответствии с законодательством Тамбовской области предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество в части сумм, зачисляемых в областной бюджет.

Финансирование из областного бюджета в основном направлено на строительство объектов социальной сферы и коммунального хозяйства, включая газификацию.

Из приведенных данных можно сделать вывод, что область обладает всеми ресурсами для организации непрерывного инвестиционного процесса, а с целью снижения инвестиционных рисков имеются все возможности для диверсификации долгосрочных вложений.

Важное место в процессе взаимодействия составляющих экономического развития региона, является метод осуществления регионального управления. Сюда можно отнести следующие:

А) Стратегически ориентированное региональное управление, включающее определение стратегического видения будущего региона, разработку концепции стратегии (стратегического плана) развития региона на 10—15 лет, реализацию стратегии, оценку и постоянный мониторинг программ, проектов и мероприятий стратегического характера [163]. В условиях социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию структуры российских регионов и городов к требованиям рыночной экономики и межрегиональной конкуренции стратегическое управление является наиболее адекватным инструментом, способным объединить усилия администрации и общества в целом для поддержания конкурентоспособности региона и городов, входящих в его состав.

В сегодняшних условиях российские регионы активно внедряют метод стратегического управления и планирования. Эта работа ведется в разнообразных формах и направлениях: разрабатываются новые генеральные планы на основе принципов стратегического подхода с учетом интересов многообразных целевых групп регионов (например, в Московской области), создаются концепции социально-экономического и градостроительного развития, стратегические планы и стратегии регионального развития (Ленинградская область, Санкт-Петербург, Мурманская, Самарская и другие области). Характерно, что стратегические документы регионального уровня разрабатываются параллельно с активным процессом распространения стратегических подходов в городах и районах России.

Б) Информатизация и внедрение принципов электронного управления на региональном уровне.

Учет направлений осуществления информационной революции и формирования общества знаний обеспечивает региональным властям путь получения уникальных конкурентных преимуществ, основанных на принципиально новом техническом и организационном потенциале и широких возможностях создания новых услуг. В первую очередь, это Интернет и электронные средства коммуникации, которые являются самой современной и эффективной информационно-коммуникационой технологией, способной обеспечить регионам серьезные конкурентные преимущества по целому ряду направлений:

  • презентация региона во внешней среде: в стране и за рубежом;

  • активный маркетинг сильных конкурентных преимуществ региона;

  • активное содействие привлечению в регион инвестиций;

  • повышение информированности жителей региона о стратегии, крупных проектах и программах;

  • облегчение проведения выборных кампаний, референдумов, опросов;

  • возможность участия в сетевом межрегиональном и международном Интернет-партнерстве.

В) Региональный маркетинг, являющийся эффективным методом поддержки местного экономического развития и привлечения инвестиций, необходимым условием динамичного и устойчивого развития территории, способом существенного усиления социальной ориентации управления.

Отличительными чертами регионального маркетинга являются:

  • ориентация на потребителя;

  • охват региона в целом, включая входящие в его состав города и районы;

  • учет интересов всех социальных групп, в том числе предпринимателей, квалифицированных рабочих, молодежи, пенсионеров и др.;

  • профессионализм в разработке и реализации концепции маркетинга, оформлении ее в виде документа;

  • изменение структуры органов регионального управления путем создания специальных служб по разработке и реализации маркетинговых программ и по работе с населением.

Большую роль в повышении конкурентоспособности региона играет маркетинговый контроль. Он позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях региона и внести соответствующие коррективы в ее маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности.

Контроль маркетинговой деятельности, как правило, предполагает:

- контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта;

- контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат;

  • стратегический контроль и ревизию маркетинга.

Успешная деятельность европейских и российских регионов, наиболее активно применяющих маркетинговый подход, позволяет усилить их конкурентоспособность за счет следующих результатов:

  • привлечение дополнительных капиталовложений для развития производительных сил и социальной сферы региона;

  • сохранение имеющихся и привлечение новых кадров высококвалифицированных ученых, инженеров, рабочих, творческой интеллигенции, молодежи;

  • привлечение туристов и отдыхающих из других регионов страны и из-за рубежа, что способствует профициту регионального бюджета;

  • повышение общей привлекательности региона и входящих в него городов.

Г) Метод активного позиционирования региона является важным инструментом достижения преимуществ в конкурентной борьбе. В термине позиционирования применительно к региональному управлению объединяются определение места и роли региона по отношению к различным системам урбанистической иерархии и активное содействие повышению значимости и укреплению роли региона в этих системах. Метод активного позиционирования является достаточно новым, но основан он на учете таких широко распространенных и развивающихся явлений, как конкуренция и соревнование регионов, с одной стороны, и партнерство и сотрудничество различных типов территориальных образований, с другой стороны. Для усиления позиции региона в международном масштабе необходимы и стратегия развития, и программа маркетинга региона за рубежом и проведение в регионе крупных международных событий, и участие в международных конкурсах, выставках, ярмарках, конференциях, фестивалях. Важными факторами активного международного позиционирования региона являются традиционные побратимские связи с зарубежными регионами, современные формы приграничного и международного сотрудничества.

Управление конкурентоспособностью продовольственных товаров должно предусматривать формирование ассортиментной политики на предприятиях региона с участием регионального маркетингового центра.

Основная цель ассортиментной политики заключается в разрешении противоречия: оптимизации объемов производства продукции и максимизации прибыли.

Другими целями при формировании ассортиментной политики могут быть следующие.

1. Сохранение квалифицированных кадров при низком спросе на некоторые продукты питания.

2. Наиболее полная загрузка производственных мощностей перерабатывающих предприятий.

3. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции.

4. Выпуск натуральной продукции с высоким потенциальным спросом.

5. Диверсификация производства продуктов питания с проникновением на новые рынки.

6. Сохранение сложившейся специализации производства.

7. Сохранение и развитие связей с традиционными потребителями продукции предприятия и поставщиками ресурсов.

8. Развитие сферы услуг.

К основным принципам формирования ассортиментной политики можно отнести следующие.

Принцип научности, который предполагает использование научных положений и методик, математического аппарата, информационных технологий и соответствующей техники в планировании и прогнозировании емкости рынка и объема продаж.

Принцип системности, который заключается в увязке всех ресурсов предприятия: материальных, трудовых и финансовых. Особое место в обеспечении производства занимает кадровый потенциал, пропускная способность каждой группы оборудования, обеспеченность сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями.

Принцип оптимизации объемов производства - эффективность производства заключается в получении большего объема прибыли при наименьших объемах производства продукции. Экономическая теория дает на это ответ: максимизация прибыли возможна в случае равенства предельных издержек и предельного дохода. Данный принцип обеспечивается набором эффективного портфеля заказов – таких номенклатурных позиций, которые максимизируют прибыль перерабатывающих предприятий.

Принцип максимизации прибыли. Данный принцип тесно взаимосвязан с предыдущим, но его обеспечение требует дополнительных усилий по снижению материальных, трудовых и организационных издержек на производство и сбыт продукции.

Принцип гибкости обеспечивается возможностью производства и кадров перестраиваться на выпуск новых ассортиментных позиций с минимальными капитальными и текущими затратами. Переход на выпуск новых видов продукции требует порой значительных изменений в торговых сетях.

Принцип непрерывности – процесс производства и реализации продукции должен быть непрерывным, и должна обеспечиваться непрерывность финансовых потоков. При этом эффективность заключается в том, что сальдо доходов и расходов должно быть положительным.

Принцип равномерности или равномерного нарастания. Соблюдение данного принципа предполагает, что объемы производства и сбыта продукции постоянны по временным периодам или непрерывно растут. Эффективность в этом случае достигается опережающим темпом роста прибыли по сравнению с темпом роста объемов сбыта продукции.

Исходными данными для использования предложенной методики формирования эффективного ассортимента продовольственных товаров приведена в табл. 5.

Таблица 5 - Калькуляция себестоимости и цена производимых продуктов

Статьи калькуляции (руб.)

Товар 1

Товар 2

Товар 3

Товар 4

Сырье

41000

42860

56381

85714

Транспортно-заготовительные расходы

2000

2143

2819

4286

Итого по сырью:

43000

45003

59200

90000

Энергетика

2750

2700

9000

16500

Заработная плата основных рабочих

450

490

1630

1480

Отчисления в ЕСН

166

180

600

545

Амортизация

572

539

1909

2964

Общепроизводственные расходы

3703

6403

12353

35198

Общехозяйственные расходы

2333

3227

7782

17729

Себестоимость производства

52974

58539

92474

164416

Внепроизводственные расходы

238

263

416

740

Полная себестоимость

53212

58805

92890

165156

Цена (руб.)

61190

69410

100000

175000

Тоннаж (т. тонн)

15

5

10

20

Нами предложен метод выбора номенклатуры выпускаемой продукции путем ранжирования ее по уровню рентабельности и массе прибыли с корректировкой на спрос, конкуренцию и внутренние возможности предприятия. При этом корректировка должна вестись экспертным методом, а в качестве экспертов должны выступать главные специалисты предприятия (экономисты, маркетологи, технологи и др.).

Данная методика апробирована на примере продовольственных товаров перерабатывающего предприятия - подбор эффективного ассортимента выпускаемой продукции на основе ее ранжирования по основным показателям с учетом затрат на производство и сбыт продукции.

Методика включает в себя следующую технологию работ.

1. Анализ себестоимости оцениваемых продуктов. При этом должны выполняться следующие принципы: сравнимости по потребительским свойствам и характеристикам, областям применения и этапам жизненного цикла.

2. Проведение ранжирования выпускаемой продукции.

А) Ранжирование продукции по отдаче на рубль затрат (по уровню рентабельности, табл. 6).

Таблица 6 – Ранжирование продуктов по уровню рентабельности

Товары

Себестоимость, руб.

Цена, руб.

Прибыль, руб.

Рентабельность, %

Ранг

Товар 1

53212

61190

7978

14,99

2

Товар 2

58805

69410

10605

18,03

1

Товар 3

92890

100000

7110

7,65

3

Товар 4

165156

175000

9844

5,96

4

Б) Ранжирование продукции по прибыли (табл. 7).

Таблица 7 - Ранжирование продуктов по массе прибыли

Товары

Себестоимость (руб.)

Цена (руб.)

Объем производства (тонн)

Сумма прибыли (руб.)

Доля (%)

Ранг продукта

Товар 1

53212

61190

15

119670

27,2

2

Товар 2

58805

69410

5

53025

12

4

Товар 3

92890

100000

10

71100

16,1

3

Товар 4

165156

175000

20

196880

44,7

1

В) Ранжирование товаров по вкладу на покрытие постоянных затрат с учетом возможной прибыли (табл. 8).

Рассчитаем показатель вклада на покрытие по формуле:

Вклад на покрытие = ВР – Спер.;

где ВР – выручка от реализации продукции, руб.

Спер. – переменные затраты на производство продукции, руб.

Таблица 8 - Ранжирование с учетом показателя вклада на покрытие

Товары

Постоянные затраты (руб.)

Переменные затраты (руб.)

Цена (руб.)

Вклад на покрытие (руб.)

Объем производства (тонн)

Ранг

Товар 1

6846

46366

61190

14824

15

3

Товар 2

10432

48373

69410

21037

5

4

Товар 3

22460

70430

100000

29570

10

2

Товар 4

56631

108525

175000

66475

20

1

Ранжирование эффективности масштаба производства (операционный рычаг).

1. Операционный рычаг будем находить по формуле:

ОР = Вклад на покрытие / Операционная прибыль;

Товар 1 (ОР) = 14824/7978 = 1,86

Товар 2 (ОР) = 21037 / 10605 = 1,98

Товар 3 (ОР) = 29570 / 7110 = 4,16

Товар 4 (ОР) = 66475 / 9844 =6,75

2. Выбор высокоэффективной продукции.

3. Исследование спроса на высокоэффективную продукцию предприятия с целью изучения возможности увеличения объема продаж.

4. Формирование ассортиментной политики предприятия.

5.Разработка мероприятий по увеличению объема производства высокоэффективной продукции.

6.Оценка эффективности реализуемых мероприятий.

Для более эффективного набора ассортимента выпускаемой продукции нами предложен метод выбора номенклатуры с использованием сравнительного многомерного анализа матричным методом.

Данный метод анализа используется для исследования сложных и многомерных структур и основан на линейной и векторно-матричной алгебре. Нами данный метод впервые применен для сравнительного многомерного анализа эффективности производимых и реализуемых продовольственных товаров с целью формирования ассортиментной политики перерабатывающего предприятия. На примере продукции АПК нами проведен анализ эффективности реализации различных видов товаров. Данный метод включает в себя следующие этапы.

  1. Выбор и обоснование системы оценочных показателей и формирование матрицы исходных данных на единицу товара (табл. 9).

Таблица 9 - Система оценочных показателей по продуктам

Наименование товара

Уровень рентабельнос-ти, %

Вклад на покры-тие, руб.

Величина

операционного рычага

Доля в объеме продаж, %

Масса прибыли

Товар 1

14,99

14824

1,86

27,2

119670

Товар 2

18,03

21037

1,98

12,0

53025

Товар 3

7,65

29570

4,16

16,1

71100

Товар 4

5,96

66475

6,75

44,7

196880

2. Построение матрицы стандартизированных коэффициентов (табл. 10). Данные коэффициенты определяются по формуле:

,

где а – используемые в анализе технико-экономические показатели по продуктам;

а мах – максимальный одноименный показатель по продуктам.

Таблица 10 - Матрица стандартизированных коэффициентов

Наименование товаров

Уровень рентабельнос-ти, %

Вклад на покрытие, руб.

Величина

Операционного рычага

Доля в объеме продаж, %

Масса прибыли

Товар 1

0,831

0,223

0,276

0,609

0,608

Товар 2

1,000

0,316

0,293

0,268

0,269

Товар 3

0,424

0,445

0,616

0,360

0,361

Товар 4

0,331

1,000

1,000

1,000

1,000

Весовые коэффициента по показателям, определяемые экспертным путем:

- себестоимость товара – 0,1

- цена продукта - 0,3

- объем реализации - 0,25

- прибыль от реализации - 0,35

3. Расчет и построение матрицы квадратов и рейтинговая оценка продуктов по комплексному показателю эффективности – R (табл. 11), определяемому по формуле:

Таблица 11 - Матрица квадратов стандартизированных коэффициентов и рейтинговая оценка эффективности продуктов

Наименование товаров

Уро-вень рентабельности, %

Вклад на покрытие, руб.

Величина операцион-ного рычага

Доля в объеме продаж, %

Масса прибыли

Рейтинг

Место

Товар 1

0,690

0,050

0,076

0,371

0,370

0,582

2

Товар 2

1,000

0,100

0,086

0,072

0,072

0,540

3

Товар 3

0,180

0,198

0,379

0,130

0,130

0,436

4

Товар 4

0,110

1,000

1,000

1,000

1,000

0,886

1

В таблице 11 приведен рейтинг каждого вида продукции. Видно, что в первую очередь предприятию необходимо набирать заказы на производство и поставку товара 4, затем товара 1, затем товара 2 и если производственные мощности позволяют тогда заключают договора на поставку товара 4.

Разработка ассортиментной политики нами проведена на примере 4 видов сельскохозяйственной продукции. Данная методология позволяет формировать рациональный набор, оптимальный объем производства продовольственных товаров с максимизацией прибыли. При этом как показала российская практика в настоящий момент к таким сельскохозяйственным культурам относятся зерновые (пшеница, ячмень, рожь), сахарная свекла, подсолнечник, гречиха.

Маркетинговый подход к управлению конкурентоспособностью продовольственных товаров позволяет улучшать финансовое состояние перерабатывающих предприятий, повышать их производственные и инвестиционные возможности.

Заключение
В данной работе сделана попытка рассмотреть развитие философских взглядов на науку, становление научной методологии на некотором историческом промежутке времени, который условно можно назвать Новое время. Конечно, в сжатом объеме невозможно охватить все тонкости данной проблематики, но хочется надеяться, что поставленная задача является достигнутой. Наука, начинавшая как служанка религии и теологии, приобрела самостоятельную ценность, во многом благодаря научному методу познания, заложенным еще Галилеем. Галилей утверждал идею размежевание науки и религии, нашедшее отражение в трудах позднейших деятелей философии и науки (тут можно вспомнить Паскаля). Галилеевский метод в той или иной форме развивается в работах многих ученых того времени. Если рассмотреть методологию Ньютона, завершившего научную революцию, и метод Декарта, можно найти многие общие черты. И, несмотря на высказывавшеюся критику собственно философии Декарта, его научный метод можно считать актуальным и по сей день. И, в соответствии с чаяниями деятелей Просвещения, можно сказать не просто, что наука стала самостоятельной областью деятельности, а что эта деятельность носит гуманистический характер, направлена на улучшение условий жизни человека.

Список используемых источников

  1. Кудрявцев П.С. История физики. Т. 1. М., 1956.

  2. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1961.

  3. Сульман Р. Завещание Альфреда Нобеля. История Нобелевских премий. М.:Мир,2003.

4. "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 1999". М.: Кирилл и Мефодий, 1999 г.

5. Валентин Красногоров. Альфред Нобель - легенды и реальность. //Звезда,2003.№10 с.83

6.Леонардо да Винчи. О науке и искусстве. Пер. с итал. -СПб.: Амфора, 2006. –414 с. 2.Гребенников Е.А. Николай Коперник. К 500-летия со дня рождения. –М.: 1973.

7.Аристотель. Политика: Афинская полития. –М.: Мысль, 1997. –458 с.

8.Аристотель: Поэтика, Риторика. –СПб.: Азбука, 2000. –347 с.

9.Ньютон и философские проблемы физики ХХ века. Сб. ст. /АН СССР, Ин-т философии. –М.: Наука, 1991. –207 с.

10.Кондильяк, Этьенн Боно де. Сочинения в 3-х т. /Пер. с франц. –М.: Мысль, 1982.

11.Паскаль Б. Мысли о религии. /Б.Паскаль –Минск: Харвест, 2001. 224 с.

12. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время.– ТОО ТК «Петрополис», 1996.- 736 с.
13. Философия в системе культуры. Ч.1: Исторические типы философии. Вып.1 / Ильин В. В, Базалин В. Г., Бушуева В. В. и др.; Под. ред. В. В. Ильина. – М.: Изд. МГТУ им Н. Э. Баумана, 1996. – 132 с.
14. Философия от древности до наших дней (фрагменты и свидетельства): Учеб. Пособие. Ч.2: Западногерманская философия XVI–XIX вв. / Сост. С. А. Власов, Г. А. Мирошниченко, И. Р. Назарова и др.; Под. ред. Е. О. Тер–Григортян, Т. А. Мшвениерадзе, А. П. Федосовой, С. А. Власова. – М.: Изд. МГТУ им Н. Э. Баумана, 1993. – 81 с.

15.Жариков В.Д. История и методология науки: от Аристотеля до наших дней. Учебное пособие. –Тамбов: 2007 (электронный вариант).

16. Agassi J. How are Facts Discovered // Impulse, 1959, vol. 3,, N 10, p. 2—4.

wledge. Cabr., 1970, p. 1—23.

17. Lakatos I. Infinite Regress and the Foundations of Mathematics // Aristotelian Society Supplementary Volume, 1962, vol. 36, p. 155—184.

18. Lakatos 1. Proofs and Refutations // The British Journal for the Philosophy of Science, 1963—64, vol. 14, p. 1—25, 120—39, 221—43, 296—342 [русск. перев.: Лакатос И. Доказательства и опровержения. М„ 1967].

19. Popper K. On the Theory of the Objective Mind // Proceedings of the XIV International Congress of Philosophy, 1968, vol. 1, pp. 25—53.

20. Popper К. Remarks on the Problems of Demarcation and Rationality // Problems in the Philosophy of Science, ed. by Lakatos I., Musgrave A., 1968, pp. 88-102.

21. Russell В. The philosophy of Bergson, 1914;

22.Портер, М. Конкуренция / М. Портер – Пер. с англ. //- М.: Вильямс,- 2000.

23. Russell В. History of Western Philosophy, 1946 [русск. перев.: Рассел Б. История Западной философии. M., 1959; гл. XXVII—“Карл Маркс”//Общественная мысль: исследования и публикации. M., 1990, с. 262—269 [.

24. Tonlmin S. The Evolutionary Development of Natural Science//American Scientists, 1967, vol. 55, pp. 456—471.

25. Watkins J. Hume, Carnap and Popper//The Problem of Inductive Logic, ed. by Lakatos I., 1968, pp. 271—282.

26. Whewell W. History of the Inductive Sciencies, from the Earliest to the Present Time, vol. l—III, 1837 [русск. перев.: Уэвеллъ В. История индуктивных наук от древнейшего и до настоящего времени. т. I—Ill, 1867—1868, СПБ].

27. Whewell W. Philosophy of the Inductive Sciencies, Founded upon their History, vol. I—II. 1840.

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. –М.:

ИНФРА-М, 2005.

2 Добробабенко Н. Mission & vision: ценности марки и основа корпоративной стратегии // Реклама.- 2000.-№ 1.- С. 14-16.

31Чармэссон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы / Пер. с англ. Л. Корпан.- СПб.: Питер, 1999.- 224 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. О. авторов публикации Название доклад

    Доклад
    Научно-техническая конференция "Инженерное и информационное обеспечение экологической безопасности в Тамбовской области." Тамбов, ТГТУ, 1998, С.
  2. Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009

    Методические указания
    Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей
  3. Планирование на предприятии методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 4 курса заочного отделения

    Методические указания
    Даны методические указания по выполнению контрольных ра­бот для студентов 4 курса заочного отделения специальности 080500 "Экономика и менеджмент"и для иностранных студентов.
  4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009 (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей
  5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009 (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей

Другие похожие документы..