Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Механизм государства - система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руково...полностью>>
'Доклад'
Одним из важнейших разделов Стратегии Ростовской области является развитие агропромышленного комплекса. Это позволит направить ресурсы на развитие пр...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Любой человек, хотя бы однажды побывавший в театре, может составить свое представление о том, что же он там видел. В зависимости от вкуса и интеллект...полностью>>
'Документ'
Відповідно до плану роботи Міністерства на 2010 рік у вересні ц.р. у Міжнародному дитячому центрі “Артек” відбувся VI Всеукраїнський збір лідерів учн...полностью>>

Главная > Публичный отчет

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Научно - методическое обеспечение стандарта первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних

г. Москва, 2005 г.

УДК [613.83 + 616/97](075.8)

Научно - методическое обеспечение стандарта первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Отчет по ведомственной научной программе “Развитие научного потенциала высшей школы”. – М.2005.

Область применения стандарта - «образовательная среда», включающая в себя не только учреждения и структуры системы Министерства образования и науки, но и все сферы жизнедеятельности учащегося (в том числе семейную и досуговую), где происходит его обучение и воспитание.

Стандарт - нормативный документ, утвержденный Министерством образования и науки России, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных аспектов профилактической деятельности и ее результатов, которые направлены на достижение оптимального упорядочения деятельности в области профилактики злоупотребления ПАВ.

Профилактический стандарт – это не отдельная программа профилактики, а обязательный минимум содержания профилактических программ (профилактических воздействий и их результатов), реализуемых в образовательной среде.

© Министерство образования и науки Российской Федерации

© Федеральное агентство по образованию

Содержание

Введение…………………………………………………………………

5

1.

Целевая группа – учащиеся…………………………………………….

6

1.1.

Просвещение…………………………………………………………….

6

1.1.1.

Тип воздействия. Формирование общих знаний, отношений и установок (о здоровье, самих себе, об окружающих)……………….

6

1.1.2.

Тип воздействия. Формирование специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ)……………………………………………………

46

1.1.2.1.

Информационные аспекты развития состояний зависимости от психоактивных веществ (факультативный материал)………………..

46

1.2.

Тренинговые занятия…………………………………………………...

60

1.2.1.

Тренинг базовых психологических навыков и отказа от предложения употребить ПАВ………………………………………...

85

1.3.

Определение степени вовлеченности контингента в проблему……..

100

1.3.1.

Тип воздействия. Обследование целевой группы…………………….

108

1.3.1.1.

Проведение скрининга………………………………………………….

108

1.3.2.

Тип воздействия. Дифференциация и санация контингента, нуждающегося в консультировании, коррекции, лечении и реабилитации. Организация и психолого-педагогическое сопровождение потоков помощи………………………………………

112

1.4.

Формирование актива и волонтерская деятельность…………………

120

1.4.1.

Тип воздействия. Выявление, формирование и подготовка актива...

120

1.4.2.

Обучение профилактическим воздействиям и стимуляция работы…

120

1.5.

Мониторинг программной профилактической деятельности………..

133

1.5.1.

Тип воздействия. Мониторинг и оценка эффективности программ профилактической деятельности………………………………………

133

2.

Целевая группа - педагоги и специалисты учреждений образования.

143

2.1.

Просвещение……………………………………………………………

143

2.1.1.

Тип воздействия: консультирование педагогов и специалистов по вопросам индивидуальной работы с учащимися, родителями. Изучение современных эффективных технологий профилактической работы……………………………………………...

143

2.2.

Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде………………………………..

152

2.2.1.

Тип воздействия: разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета, освоение интерактивных форм работы с учащимися, родителями, ЗДЛ………………………………………….

154

2.3.

Разработка комплексной проектно - организованной программы профилактической деятельности в образовательной среде (образовательном учреждении)………………………………………..

187

2.3.1.

Тип воздействия………………………………………………………...

190

2.4.

Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики……………………………………...

190

2.4.1.

Тип воздействия………………………………………………………...

198

2.5.

Формирование актива и волонтерская деятельность………………..

211

2.5.1.

Тип воздействия………………………………………………………...

211

3.

Целевая группа – члены семей учащихся……………………………..

224

3.1.

Просвещение. Формирование знаний, отношений и установок…….

224

3.1.1.

Тип воздействия………………………………………………………...

224

3.2.

Формирование специфических знаний, отношений и установок…...

235

3.2.1.

Тип воздействия………………………………………………………...

235

3.3.

Волонтерская деятельность……………………………………………

246

3.3.1.

Тип воздействия. Формирование актива родителей………………….

246

Заключение…………………………………………………...…………

276

Список литературы…………………………………………………......

276

Введение

У значительной части несовершеннолетних и молодежи определяются признаки тех или иных зависимостей, прежде всего это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества. По данным ряда исследователей к 15-летнему возрасту 60-80 % детей имеют опыт употребления ПАВ.

Низкая эффективность профилактической работы, которая проводится в образовательной среде объясняется отсутствие системности при реализации намеченных задач, несоответствие ее содержания единым научно – обоснованным требованиям, ее фактическое осуществление вне рамок программно–целевого подхода; недостаточная координация и уровень взаимодействия специалистов различного профиля.

Роль системы Министерства образования и науки России в профилактике злоупотребления психоактивными веществами закреплена в государственных документах (Постановления правительства Российской Федерации, Решения Совета безопасности, Федеральная программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 – 2001 годы», на 2002 -2004 годы и в проекте на 2005 – 2009 гг.; Приказом Минобразования России от 23.09.99 г. № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 - 2000 гг.» антинаркотическая профилактическая работа признана одним из приоритетных направлений деятельности министерства, органов управления образованием субъектов Российской Федерации).

Разработанная научно-методическая основа профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде: «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», была одобрена коллегией Минобразования России 08.02.2000 г., утверждена Приказом Минобразования России от 28.02.2000 г. № 619, одобрена Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (Протокол от 22.05.2000 г.).

Стандарт - нормативный документ, утвержденный Министерством образования и науки России, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных аспектов профилактической деятельности  и ее результатов, которые направлены на достижение оптимального упорядочения деятельности в области профилактики злоупотребления ПАВ. Деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами имеет системный характер и должна осуществляться комплексно в виде профилактических программ, реализуемых в регионе (административно – территориальном образовании). Стандарт предписывает минимум мер и параметров, которые должны обеспечить качество и эффективность программ профилактики

Стандарт предоставляет базовую модель профилактической работы, которая может быть расширена в том или ином направлении, если это будет признано целесообразными (другие виды зависимостей, ВИЧ и т.д.

Стандарт разработан с учетом решений коллегии Минобразования Российской Федерации, принципов, правил и требований, установленных стандартах Государственной системы стандартизации Российской Федерации Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА

1. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА – УЧАЩИЕСЯ

1.1. Просвещение.

      1. Тип воздействия. Формирование общих знаний, отношений и установок (о здоровье, самих себе, об окружающих).

Инструмент воздействия. Предметные занятия.

Проводятся с учетом возрастной дифференциации – младший школьный возраст, средний и старший школьный возраст. Базовый перечень предметных занятий – Программа «Все цвета, кроме черного»

Субъект воздействия: педагоги, психологи, превентологи.

Макеева А.Г., Безруких М.М. "Все цвета кроме черного." Рабочие тетради для учащихся 2-3-4 классов.

Макеева А.Г., Безруких М.М. Брошюры для работы педагога с учащимися: «Помогая другим, помогаю себе» (для 5-7классов).

Макеева А.Г., Безруких М.М. Брошюры для работы педагога с учащимися: «Разумный выбор» (для 8-9 классов).

Младший школьный возраст – 18 занятий на протяжении профилактического цикла

Дорогой друг! Мы хотим помочь тебе узнать себя: твои возможности, способности, особенности характера, чтобы стать самостоя­тельным и уверенным в себе.

Выполняя задания в этой тетради, ты научишься понимать свои чувства, настроение. Ты сможешь оценивать свои привыч­ки, поступки, замечать недостатки и исправлять их. Ты узна­ешь, почему важно уметь распределять свои силы и время, быть сдержанным, как развивать способности и добиваться постав­ленной цели.

Все эти знания и умения помогут тебе понимать других, об­щаться со сверстниками и взрослыми, защищать свои интересы, находить настоящих друзей, быть чутким и отзывчивым. А зна­чит, тебе будет легче и интереснее учиться в школе и ты смо­жешь в будущем выбрать в жизни тот путь, который захочешь.

Желаем успеха!

Занятие 1-2

Твои новые друзья

Познакомься с героями, которые будут помогать тебе учиться, выполнять задания в этой тетради. Аня и Дима — близ­нецы, учатся, как и ты, во втором классе, им по 8 лет.

Ребята живут вместе с родителями, бабушкой и дедушкой. Папа - программист, мама - бухгалтер. Бабушка сейчас на пенсии, а раньше работала в больнице медицинской сестрой. Дедушка — учёный, он работает в медицинской академии и чи­тает лекции студентам.

Дима и Аня всё делают вместе и никогда не расстаются. Они очень похожи внешне друг на друга — у них русые волосы, карие глаза, но совсем не похожи по характеру.

А ещё у них разные интересы: Аня занимается танцами в Доме творчества и с удовольствием учится плести из бисера. Дима собирает наклейки. Больше всего его интересуют обитате­ли морей и динозавры, населявшие нашу планету в далёком прошлом. Он занимается в спортивной секции.

В прошлом году Аня и Дима хорошо учились, с удоволь­ствием, без помощи взрослых выполняли домашние задания. Бабушка только иногда проверяла их тетради.

В начале второго класса тоже всё было хорошо, а теперь по­чему-то у Димы появились трудности — хуже стал почерк, слож­нее учить уроки, запоминать стихотворения. Аня очень огорчает­ся за брата и боится, что и у неё будут проблемы в школе.

Бабушка. Что же происходит?

Аня. Дима стал невнимательным и рассеянным.

Папа. Рассеянность просто так не появляется. Я думаю, что вы неправильно организуете свой день.

Дима. А что значит: правильно и неправильно организо­вать свой день?

Мама. Давайте попробуем понаблюдать, на что вы тратите своё время. Для этого ответьте на вопросы и выполните задания.

Дима и Аня ответили на эти вопросы. Попробуй ответить на них и ты.

Задание 1.

Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.

О почерк стал хуже

О буквы бывают неровными, кривыми

О трудно учить уроки

О много ошибок, исправлений

О долго собираюсь делать уроки

О быстро отвлекаюсь

О трудно выучить стихотворение

О трудно решить задачу

О трудно запомнить условие задачи

О быстро устаю

О мне бывает трудно усидеть на одном месте

Если красных кружков больше трёх, попроси родителей помочь тебе изменить режим дня.

Задание 2.

Посчитай, сколько времени у тебя уходит на прогулку, приготовление домаш­них заданий и т.д.

Сколько времени ты спишь? Сколько времени ты делаешь уроки?

• 10,5-11 часов • 1 - 1,5 часа

• 9-10 часов •1,5-2 часа

• меньше 9 часов • больше 2 часов

Сколько времени ты играешь Сколько времени ты занимаешься

или занимаешься любимым в кружках и секциях? делом?

•1-1,5 часа • 1-1,5 часа •1,5-2 часа • 2-2,5 часа

• больше 2 часов • больше 2,5 часа

Сколько времени ты гуляешь? Сколько времени ты смотришь телевизор?

  • 3-3,5 часа • 20-40 минут

  • 1-2 часа • 40 минут-1 час

  • меньше 1 часа • больше 1 часа

Сколько времени ты играешь Сколько времени ты помогаешь

на компьютере? взрослым?

  • 15-20 минут • 30 минут-1 час

  • 20-40 минут • 1-2 часа

  • больше 40 минут • больше 2 часов

Если у тебя получились только первые сектора, ты молодец!

Если у тебя есть вторые сектора, подумай, что ты делаешь не совсем правильно. Может быть, ты мало спишь или гуляешь, но много смотришь телевизор или играешь на компьютере?

Если у тебя много (два или больше) последних секторов, зна­чит, твоему организму плохо и нужно изменить режим дня.

Задание 3.

Прочитай внимательно, каким должен быть режим дня. Составь свой режим дня и заполни пустую колонку в таблице. Всё ли ты делаешь правильно?

Режим дня для учащихся в первую смену

Рекомендуемый режим дня

Твой режим дня (заполни самостоятельно)

Подъём

7.00

Гимнастика, водные процедуры

7.00-7.30

Завтрак

7.30-8.00

Дорога в школу

8.00- 8.30

Занятия в школе

8.30-12.30

Дорога домой

12.30-13.00

Обед

13.00-14.00

Прогулка на свежем воздухе

14.00-15.00

Подготовка домашнего задания

15.00-16.00

Полдник

16.00-16.30

Занятия в кружках, помощь по дому, прогулка

16.30-19.00

Ужин

19.00-19.30

Свободное время

19.30-20.30

Подготовка ко сну

20.30-21.00

Сон

21.00-7.00



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о научной деятельности Сибирского государственного индустриального университета Выполнение нир в рамках тематического плана вуза, по федеральным целевым программам (фцп), научно-техническим

    Публичный отчет
    В 2008 году Сибирским государственным индустриальным университетом выполнено 102 научно-исследовательских работы на сумму 42762,3 тыс. руб.; в том числе: за счет средств Федерального агентства по образованию 9 тем на сумму 3090,3 тыс.
  2. Отчет по проекту «обобщение опыта участия вузов российской федерации в реализации принципов болонского процесса»

    Публичный отчет
    По контракту с Национальным фондом подготовки кадров в рамках проекта «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса» была проведена работа по анализу, обобщению и описанию лучшей практики
  3. Отчет по результатам самообследования государственного образовательного учреждения

    Публичный отчет
    Самообследование института проводилось в соответствии с приказом Ректора института № 307 от 03 февраля 2010 года, Планом мероприятий по подготовке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
  4. Отчет по Плану социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 год по реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы за 2009 год № п/п

    Публичный отчет
    Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года утверждена законом Удмуртской Республики от 09.10.2009 г. №40-РЗ
  5. Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы) и программы поддержки гражданского общества «Диалог»

    Учебное пособие
    Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие. Изд.2-е, дополненное. М.: Вариант, Норт-Медиа, ЦСПГИ, 2008.

Другие похожие документы..