Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
целевая программа Калининградской области «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Калининградской области в 2010 г...полностью>>
'Публичный отчет'
Пермским государственным университетом было заключено 177 долгосрочных договоров до 2011 года о сотрудничестве, проведении практик студентов на предп...полностью>>
'Диссертация'
1.1. Настоящие рекомендации составлены на основе “Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвое...полностью>>
'Сочинение'
634009. город Томск, проспект Ленина, дом 245. контактные телефоны: 403-130, 404-853 e-mail: sch28w]mail.tomsknet.ru ОКПО 2884661, ОГРН 102 892192, И...полностью>>

Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества Томской области в 2009 году Томск 2010 Введение

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тенденции развития благотворительности

в Томской области

Одним из важнейших показателей состояния гражданского общества является развитость культуры благотворительности. Благотворительность крайне редко является признаком низкого уровня развития страны или проявление неспособности государства решать социальные проблемы, бороться с бедностью, общественной неустроенностью. Это лишь отчасти помощь нуждающимся и милосердие. Современная благотворительность в значительной степени ориентирована на созидательную инициативу и социальное творчество широких слоев населения в развитии большинства социальных сфер, включая образование, здравоохранение, науку, культуру, спорт, охрану окружающей среды и др. В связи с этим именно в странах с высоким уровнем развития филантропия широко признается общественно полезной деятельностью, поддерживается как гражданским обществом, так и государством.

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета – Высшей школы экономики более половины (54%) россиян хотя бы один раз в год добровольно и по собственной инициативе оказывают благотворительную помощь, поддержку кому-либо, кто не является членом их семьи или близким родственником. Абсолютное большинство россиян (93%) в той или иной мере одобряют деятельность жертвователей – людей, осуществляющих крупные пожертвования на благотворительные цели. Лишь 1% опрошенных негативно относятся к деятельности жертвователей. Однако, нет однозначного отношения к благотворительным организациям, т.к. уровень институционализации благотворительной деятельности в России пока невысок. Большая часть (37%) россиян предпочитает оказывать прямую материальную поддержку нуждающимся в одиночку. Еще 3% респондентов осуществляли финансовую помощь по месту работы. На наличие в качестве посредников в своей благотворительной деятельности каких-либо организаций указали единицы (1% населения). Безусловно доверяют благотворительным организациям всего лишь 7% россиян. Еще 46% согласны с тем, что доверять благотворительным организациям скорее можно, чем нельзя. Не доверяют благотворительным организациям 24% россиян. Высок процент россиян, не имеющих опыта взаимодействия с благотворительными организациями и не верящих в их истинные цели.

В Томской области широко известна деятельность ряда благотворительных организаций, проводящих яркие акции и предоставляющих регулярные информационные поводы для СМИ. К таким организациям можно отнести благотворительные фонды «Обыкновенное чудо», «Фонд им. А. Петровой», экологический центр «Стриж» и другие. Дополнительным стимулом для активизации работы по взаимодействию с общественными организациями, особенно благотворительной направленности, стало ежегодное проведение под патронажем Губернатора, начиная с 2007 года, с 1 по 10 ноября, областной Декады благотворительности, приуроченной к празднованию Дня народного единства.

В начале 2010 г. Томским областным общественным фондом «Центр общественного развития» совместно с Томским областным благотворительным фондом «Сибирь-Спид-помощь» было проведено социологическое исследование среди благотворительных организаций Томской области с целью изучения ситуации в сфере благотворительности. Методом качественного экспертного опроса были обследованы 15 НКО благотворительной направленности, представляющие разные направления общественной активности.

Большинством руководителей общественных организаций благотворительность воспринимается как милосердие, т.е. помощь социально необеспеченным людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации. Это отношение тем более заметно, чем старше люди, занимающиеся благотворительной помощью. Кроме того, такое отношение характерно для организаций, целевой группой которых является какая-либо из категорий граждан, находящихся в кризисной ситуации. Определяя благотворительность как социальную практику, руководители томских НКО почти не рассматривают ее как вариант «социальных инвестиций», т.е. вложений в проекты, направленные на изменение проблемной ситуации. Под благотворительностью НКО чаще всего понимают «доброе дело, приносящее пользу и не несущее никакой выгоды для того, кто ее совершает, кроме морального удовлетворения». Однако, необходимо понимать, что благотворительность может быть значительно более эффективной если подходить к ней как к деятельности, несущей выгоды обеим сторонам: как благополучателю, так и жертвователю. В тех странах, где благотворительность носит системный, институциализированный характер предусматривается связь между пожертвованием и имиджевым продвижением частного лица, организации или товара. Ответы респондентов показывают наличие некоторой раздвоенности позиции. С одной стороны, благотворительность есть безвозмездная помощь, с другой стороны, подразумевается, что определенная выгода благотворителю также желательна.

Оценивая готовность жителей Томской области участвовать в благотворительной деятельности, жертвовать на благие дела, представители НКО разделились во мнениях. Оценки респондентов напрямую зависят от конкретного опыта организаций в привлечении средств. Чем больше опыта, тем позитивнее оценки. Также немаловажное значение имеет планка ожиданий организаторов благотворительных проектов и акций, их представления об общепринятой поведенческой норме применительно к благотворительности. По данным общественной организации «Экологический центр «Стриж» 53% граждан на охрану окружающей среды готовы жертвовать в год суммы в размере до 500 рублей, если брать денежный эквивалент пожертвований. Однако, для того, чтобы пожертвование состоялось, большое значение имеет правильно поданная информация и удобство формы пожертвования. Близкие по значению данные приводит Фонд им. А. Петровой, который организовал собственное исследование готовности граждан к пожертвованиям в сфере помощи детям, больным раком крови. Согласно нему, около 50% граждан принципиально не против осуществлять пожертвования. Из оставшихся 50% неготовых к благотворительности 25% не делают пожертвований из-за недоверия к фондам и иным благотворительным организациям, предполагая, что средства пойдут не по назначению. Остальные 25% по разным причинам стоят на позиции «я помогать не буду, это не в моих правилах», причем больше половины приверженцев этого принципа агрессивно относятся к благотворительной помощи как к явлению. По мнению других, менее опытных в вопросах привлечения средств населения организаций, жители Томской области практически не готовы к благотворительности. В процентах готовность была оценена от 20% до 7% всего населения. По мнению большинства опрошенных НКО, граждане только начинают привыкать к тому, что есть благотворительность, что можно и нужно жертвовать. Необходимо заметить, что с частными пожертвованиями граждан на сколько-нибудь постоянной основе работает около четверти благотворительных организаций Томской области (26%). Большинство организаций в своей деятельности пробовали вводить механизмы сбора средств с населения, однако, этот путь не стал для них основным.

На готовность участвовать в благотворительной деятельности, по мнению респондентов, влияет, прежде всего, эмоциональный отклик людей на информацию об адресате пожертвования. Вторым по значимости является качество освещения, т.е. достоверность и полнота информации о необходимой помощи. Организации, имеющие опыт работы как в городе, так и в сельской местности утверждают, что среди сельского населения благотворительная активность несколько выше, чем серди городского. Учитывая известный факт, что на селе благосостояние граждан ниже, по-видимому, большое значение имеет качество так называемого местного сообщества. В сообществах, члены которого друг друга хорошо знают, значительно больше межличностного доверия. Как проблемы, так и организаторы благотворительных проектов хорошо известны. Это означает, что внедрение благотворительных практик по месту жительства может стать довольно эффективной стратегией развития благотворительности в Томской области. В этой связи еще раз уместно подчеркнуть значимость такой модели как фонд местного сообщества, приобретающей популярность в России и входящей в расчет рейтинга субъектов РФ по продвижению механизмов межсекторного социального партнерства.

На вопрос о приоритетной тематике пожертвований для граждан Томской области ответы респондентов совпали почти полностью. Основным приоритетом являются дети. Легче всего граждане жертвуют на больных детей, особенно тогда, когда вопрос стоит о жизни и смерти ребенка. В меньшей степени помощь оказывается детям-инвалидам и сиротам. На третьем месте все остальные дети, находящиеся не в столь критичных ситуациях. Это, например, дети из многодетных семей, неполных семей, трудные подростки. На проекты, поддерживающие здоровую семью и обычных детей, находить средства проблематично. Еще одной большой темой для частных и корпоративных вложений респонденты называют помощь ветеранам войны и труда, пенсионерам и в целом пожилым людям. Особенно актуальной эта целевая группа становится ныне, в канун 65-летия Победы. Значительно реже руководители благотворительных организаций указывали в качестве приоритетных для пожертвований такие темы как образование, религия, культура, спорт, сохранение природы. Применительно к инициативам в этих направлениях сложнее добиться эмоционального отклика и здесь в привлечении средств в большей степени помогают личные контакты.

Наиболее эффективными формами привлечения средств от населения респонденты называют установленные в магазинах кубы и ящики для пожертвований. Правильно организованная сеть таких кубов в г. Томске способна собирать от нескольких тысяч до 100 000 руб. ежемесячно в зависимости от тематики пожертвований. К неэффективным формам привлечения средств отнесены мультикассы, веб-мани и платежные поручения в банках. В сравнении с пожертвованием наличных денег через кубы эти формы уступают в разы. Привлекать средства от бизнеса удобнее через такие формы как личные знакомства и письма с просьбой о поддержке. Части респондентов в поиске благотворителей помогали информационные кампании и продвижение собственных сайтов. Необходимо сказать, что в Томской области всего несколько общественных организаций, которым удается ежегодно привлекать средства от населения и корпоративных доноров в размере, позволяющем осуществлять уставную деятельность (1 000 000 руб. и выше). Большинство НКО имеют крайне скудные сведения о том, как привлекаются средства. Кроме того, в большинстве своем – и это показало исследование – общественные организации не имеют опыта в этих вопросах. Ожидаемой помощью со стороны органов власти, заинтересованных в развитии «третьего сектора», может стать организация практического обучения или иного формата трансляции практических знаний.

Оценивая собственную привлекательность для осуществления пожертвований, организации, принявшие участие в опросе, разделились на 3 группы. 53% организаций считают свою деятельность привлекательной для пожертвований. Причем зависимость позитивной самооценки от сферы деятельности не прослеживается. Данные организации работают в разных направлениях (помощь больным детям и детям-инвалидам, защита природы и сохранение биоразнообразия, развитие национальной культуры, спорт и здоровый образ жизни). Вторую группу (20%) составили организации, считающие, что они малопривлекательны для людей, готовых оказывать благотворительную помощь. Еще 27% НКО не смогли дать ответ на этот вопрос. Привлекательность благотворительной организации для пожертвования во многом зависит от степени ее положительной известности. Такими данными располагают только 2 организации из выборки, проведших собственные исследования этого вопроса. Это Фонд им. А. Петровой, узнаваемость которого составляет около 80% и экологический центр «Стриж», логотип которого знаком 22% населения.

Информацию относительно динамики собираемости средств за последние 3 года смогла предоставить лишь пятая часть опрошенных организаций. Остальные либо не практикуют сбор средств с населения и корпоративных доноров, либо не ведут подобного учета. В целом для большинства НКО поступления от граждан и бизнеса в 2009 г. остались на уровне 2008 г. В одной организации отмечен прирост пожертвований, в двух других наблюдается сокращение. В любом случае в связи с экономическим кризисом ситуация не поменялась резко.

Говоря о возможных мерах, направленных на повышение эффективности привлечения пожертвований, участники исследования сделали ряд предложений, адресованных как представителям общественных организаций, так и органам власти.

  1. Объем привлекаемых средств может быть увеличен благодаря более открытой и прозрачной системе освещения деятельности благотворительных организаций. Чем известнее организация, тем проще привлекать средства. Благотворителям нужно показать, куда пошли средства, как выполняется работа, какой результат получен, чтобы они получали информацию о каждом этапе.

  2. Необходим сетевой информационный ресурс о благотворительных проектах и адресах помощи. Далеко не все организации имеют возможность размещать информацию так, чтобы она была доступна.

  3. Необходимо формировать соответствующие ценности, чтобы помощь посторонним людям стала нормой, как для религиозного человека нормой является пожертвование своей десятины.

  4. Обращение к потенциальному жертвователю необходимо сопровождать четкой информацией о том, что и для чего делается, какая помощь необходима. Организаторам благотворительной деятельности необходимо понимать, чем тот или иной донор может помочь. Бизнес активнее откликается на конкретные дела, чем на глобальные проекты. Нужно четко показывать, кому станет лучше и сколько это стоит.

  5. Благотворитель также должен получать выгоду от сотрудничества. Необходимо тщательно продумывать свои предложения.

В вопросе о препятствиях в работе с потенциальными жертвователями, помимо проблем макроуровня, таких как экономический кризис и неразвитость в российской культуре нормы благотворительной помощи, респонденты назвали такие сложности как:

  1. Отсутствие профессиональной PR поддержки.

  2. Неуверенность и нерешительность общественных лидеров во взаимодействии с бизнесом, также связанная с отсутствием специальных знаний.

  3. Отсутствие общей стратегии и инфраструктуры благотворительности в Томской области. Благотворительные организации, органы власти и крупные доноры действуют по принципу «Каждый сам за себя».

  4. Отсутствие понимания специфики работы НКО. Потенциальные доноры подчас считают, что благотворительные организации кем-то специально финансируются, имеют хорошее бюджетное или грантовое обеспечение.

  5. Отсутствие стимулирующих налоговых льгот для благотворителей со стороны государства и опасность повышенного внимания к организациям-донорам со стороны налоговой инспекции.

Ключевую роль в вопросе формирования благотворительного предложения респонденты отдают средствам массовой информации. Несмотря на то, что у большинства НКО есть свои сайты, которые приносят определенную известность и популярность организациям (например, значительная часть клиентов узнает об услугах через интернет), именно от СМИ зависит общий фон восприятия благотворительной деятельности в Томской области. Очевидно, что высокий процент населения, относящийся к благотворительности резко негативно, является следствием известных мифов массового сознания, а также упущениями в воспитании государством своих граждан, которые с детства не имели социальной практики оказания помощи нуждающимся незнакомым людям. По мнению представителей благотворительных организаций сегодня СМИ не способствуют формированию «человечной системы ценностей». В томском медиапространстве крайне мало аналитики и сюжетов на эту тему. Это объяснимо, т.к. СМИ все чаще воспринимается как бизнес, производящий товар в виде интереса аудитории. Благотворительные проекты за редким исключением не интересны и малопривлекательны для зрительской и читательской аудитории, о чем неоднократно говорили представители СМИ, отказывая участникам опроса в предоставлении печатного и эфирного пространства. Стимулировать СМИ к формированию позитивного образа благотворительных организаций, по мнению респондентов, должны органы власти. Удобным механизмом может стать развитие системы грантов для СМИ. При условии, что государство в лице региональной власти четко определит приоритетные для информационного освещения темы, сформирует техническое задание и зарезервирует необходимые средства, между медийными компаниями должна сложиться конкуренция, в которой ключевое значение будет иметь качество освещения. В этом случае СМИ, «специализирующееся» на выбранной теме, смогло бы выстроить долгосрочное взаимодействие с соответствующим сегментом благотворительных общественных организаций. Известный благотворительный медиа-проект «Обыкновенное чудо» не в последнюю очередь обязан своим появлением на свет программе «Помощь детям-сиротам в России», которая несколько раз профинансировала телекомпанию ТВ-2 на грантовой основе.

Безусловно, в условиях нынешнего кризиса индивидуальное донорство граждан не может стать надежным источником поддержки благотворительных организаций. Это связано как с проблемами доверия граждан к некоммерческим организациям в целом, так и со слабым развитием необходимой институциональной инфраструктуры в «третьем секторе», а также с организационной неготовностью большинства НКО к регулярной работе с частными и корпоративными донорами. Однако, в долгосрочной перспективе индивидуальная благотворительность – один из наиболее важных источников финансирования общественно значимых акций и проектов. Сегодня необходимо закладывать прочную основу будущей системы. Согласно предложениям, озвученным на круглом столе, посвященном вопросам развития благотворительности в Томской области, к первоочередным задачам следует отнести:

    • определение приоритетных для Томской области направлений общественной активности, позиционирование в каждом направлении своего «образца», стандарта деятельности. Формирование через СМИ позитивного общественного мнения и публичной политики в отношении выделенных приоритетов;

    • внедрение конкурсного механизма предоставления бюджетных ресурсов благотворительным организациям, что позволит обеспечить их «прожиточный минимум»;

    • организация широкого освещения благотворительной деятельности в СМИ через внедрение системы грантового финансирования для СМИ и выделения благотворительности в качестве приоритетного направления государственной информационной политики;

    • организация площадки для публичных отчетов общественных организаций (прежде всего, благотворительных, работающих с частными и корпоративными пожертвованиями), стимулирование отчетности НКО в целях повышения прозрачности их деятельности и доверия со стороны граждан;

Проблема формирования приоритетов общественного развития является ключевой не только для Томской области, но и для России в целом. Согласно общероссийским опросам лидеров НКО цели развития гражданского общества при проведении конкурсов должны быть заявлены более ультимативно. Если участники конкурсов ориентировали бы проекты на оговоренные стратегические цели, а не только на нужды своих организаций, отдача бюджетных средств была бы значительно выше. Сегодня конкурсы больше похожи на «разбрасывание семян», фоновые инвестиции в потенциал НКО. Общественная палата Томской области считает, что профильным департаментам власти и общественным организациям необходимо выделять значительно больше времени на работу по определению и уточнению приоритетов общественного развития.

Далее в докладе представлен обзор событий, возможностей и существующих трудностей в основных направлениях активности общественных организаций.

Деятельность общественных организаций
в системе социальной защиты населения

В вопросах социальной защиты населения заметную активность проявляют общественные организации ветеранов войны и труда, афганцев, инвалидов, чернобыльцев. Именно они чаще всего инициируют мероприятия, имеющие отношение к оказанию поддержки нуждающихся групп населения.

При активном участии общественных организаций в 2009 г. состоялись 6 заседаний координационных советов при Администрации Томской области. Это координационные советы по решению проблем инвалидов, по делам граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, Межведомственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих с участием представителей общественных организаций. В течение года в целях оперативного информирования о мерах, предпринимаемых Администрацией области в условиях экономического кризиса в части предоставления мер социальной поддержки, Департамент социальной защиты населения организовал 43 выездные встречи с населением. Во встречах по вопросам предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания приняли участие общественные организации, была организована областная «прямая линия» и другие мероприятия.

19 марта состоялся лекторий «Восславим женщину-мать. Семья и дети». В лектории приняли участие 350 человек, в том числе представители районов Томской области.

В преддверии 65-летней годовщины Победы организована акция по сбору средств на счет благотворительного фонда «Победа». В течение 2009 г в фонд было привлечено 3179 тысяч рублей благотворительных отчислений организаций, предприятий и частных лиц. Информация об участии в сборе средств в фонд «Победа» размещена на официальном сайте Департамента социальной защиты населения Томской области. Основная часть средств фонда будет направлена на улучшение социально-экономического положения ветеранов. Это ремонт жилья, оплата дорогостоящего лечения, зубопротезирование, поездки к захоронениям воинов. Благотворительная акция будет продолжаться до 9 мая 2010 г.

Органами социальной защиты населения совместно с администрациями районов и общественными организациями организовано торжественное вручение памятных медалей «Жителю блокадного Ленинграда в честь 65-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Медали получили 136 томичей.

Томским региональным отделением Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов в рамках празднования Дня защитника Отечества и Международного женского дня 8 марта организованы встречи заместителя Губернатора Томской области по социальной политике с ветеранами, представляющими районные ветеранские организации. По распоряжению Администрации Томской области в 2009 г. была оказана социально-медицинская помощь отдельным категориям ветеранов на базе НИИ фармакологии СО РАМН. Необходимую помощь на сумму 400 тыс. руб. получили 40 ветеранов.

В направлении социальной защиты старшего поколения при активном участии ветеранских организаций, а также общественных организаций пенсионеров в октябре 2009 г. проведен Международный День пожилых людей, в котором приняло участие около 25 тысяч человек. Объявлены акции по сбору одежды, обуви, продуктов питания для малообеспеченных одиноко проживающих пенсионеров, для проведения социально значимых мероприятий организаторы обратились за поддержкой к коммерческим организациям. Начиная с сентября, организованы клубы общения пожилых людей в городах Томске и Северске, в которых приняли участие около 2 000 пенсионеров.

Распоряжением Администрации Томской области от 26.01.2009 № 32-ра утвержден «Перечень мероприятий, проводимых Томским областным организационным Комитетом «Победа» в связи с памятными датами военной истории Отечества на 2009 год». В феврале-марте 2009 г. ТОО ВООВ «Боевое братство» и ТРО ООО «Российский союз ветеранов Афганистана» при поддержка Департамента социальной защиты населения организовали проведение мероприятий, посвященных 20-ой годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана (15-18 февраля) и 40-ой годовщине событий на острове Даманском (6-7 марта). В рамках этих мероприятий состоялись спортивные игры, конкурсы творческих работ, сочинений, рисунков, выставка вооружения, показательные выступления. В мероприятиях приняло участие около 6 тыс. чел., израсходовано 600 тысяч рублей из областного бюджета, а также привлечено спонсорских средств на сумму 112 тыс. руб.

8-9 декабря 2009 года при участии заместителя Губернатора Томской области по социальной политике В.И. Самокиша, депутата Государственной Думы Томской области В.К. Кравченко совместно с общероссийской общественной организацией инвалидов войны в Афганистане (ОООИВА гор. Москва) проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическая реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы» (опыт, проблемы и перспективы повышения эффективности на примере Сибирского федерального округа). В конференции приняли участие 170 представителей органов социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы, здравоохранения, фармации, труда и занятости Томской области, научно-преподавательского и студенческого состава томских ВУЗов, общественных объединений ветеранов, инвалидов, чернобыльцев от Томской, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской областей, Забайкальского округа, республики Бурятия, Красноярского и Алтайского краев.

Совместно с Томской региональной организацией Общероссийской общественной организацией «Российский союз ветеранов Афганистана» 27 декабря 2009 года организован памятный митинг у Мемориального комплекса погибшим в Афганистане, Чечне и других локальных конфликтах, посвященный 30-й годовщине ввода советских войск в Афганистан.

В направлении социальной защиты малоимущего населения при участии волонтеров и спонсоров, общественными организациями инвалидов и клубами многодетных семей организована акция по посадке картофеля для 2 000 малоимущих граждан Томска и Северска. Аналогичная акция прошла осенью в целях помощи при уборке урожая. Такую помощь получили 1423 семьи (более трех тысяч человек) из числа пенсионеров, инвалидов, многодетных семей. В помощь пенсионерам и инвалидам привлечено 200 волонтеров из числа курсантов военно-медицинского института и студентов вузов и техникумов. По районам области около 300 сельских волонтеров помогли собрать урожай престарелым и инвалидам с их личных подворий.

В период с 1 по 10 ноября 2009 года Администрацией Томской области совместно с общественными организациями проведена традиционная (третья) Декада благотворительности, приуроченная к празднованию Дня народного единства. В рамках акции «Помоги ближнему» малоимущие граждане получили продуктовые наборы и потребительские товары на сумму превышающую 1 млн. руб. Также в 2009 г. при участии общественных организаций проведена акция по распространению для социально-незащищенных групп населения льготных сертификатов на подключение и использование мобильной связи компании ТЕЛЕ 2. Волонтерами было роздано 3370 таких сертификатов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профсоюз Работников Народного Образования и Науки РФ информационно-аналитические материалы

    Аналитические материалы
    О ходе выполнения постановления Исполкома Профсоюза от 8 июня 2010 г. № 1 «О первоочередных мерах профсоюза, его организаций по защите трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования,
  2. Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества томской области томск – 2009 оглавление

    Доклад
    Доклад о состоянии гражданского общества подготовлен Общественной палатой Томской области на основании требований Закона Томской области от 06.06.2006 № 110-ОЗ «Об Общественной палате Томской области».
  3. Доклад о состоянии гражданского общества

    Доклад
    Межкомиссионная рабочая группа Общественной палаты по подготовке Доклада: Велихов Е.П. (руководитель группы), Ачкасов Е.Е., Бычков В.В., Глазычев В.Л.
  4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2)

    Доклад
    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 35
  5. Доклад о состоянии (2)

    Доклад
    Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации”.

Другие похожие документы..