Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Учебное электронное издание «Технология» (5-9) входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения в учебном про...полностью>>
'Статья'
Настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответ...полностью>>
'Документ'
Каждое образовательное учреждение выбирает свою схему изучения «Информатики и ИКТ». Схему необходимо отразить в пояснительной записке и разработать п...полностью>>
'Документ'
Экскурсия “Знакомство с Прагой”. В лабиринтах маленьких улочек мы погрузимся в таинственную атмосферу Старого города: древняя Пороховая башня, Сослов...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Этапы исследования потребительского поведения:

определение базовых сегментов рынка;

построение программ коммуникации с потребителями.

Важность выделения сегментов со схожими психологическими и поведенческими характеристиками для сферы культуры.

Концепция «типа личности» в маркетинге. Основные понятия концепция «типа личности». Методы психоаналитической теории как метод изучения типа личности. Методы социально-психологической теории как метод изучения типа личности. Методы теории «характерных особенностей» как метод изучения типа личности.

Теория ценностей в маркетинговых исследованиях Понятие «ценность» в маркетинговых исследованиях. Социальные ценности. Личные ценности. Национальный характер как ценность.

Измерение ценностей в поведении потребителей.

Концепция «жизненного стиля» в маркетинге. Основные понятия концепции «жизненного стиля». Количественные методики измерения «стиля жизни. Психография как одна из наиболее распространенных количественных методик измерения стиля жизни. Методы LOV и VALS в маркетинге стилей жизни.

V. РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА. РЕКЛАМА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ.

1. Место рекламы в системе маркетинга.

Коммуникационные средства как инструмент стратегического маркетинга.

Виды маркетинговых коммуникаций:

Реклама в средствах массовой информации (advertising).

Связи с общественностью (public relations).

Содействие продажам (sales promotion).

Прямая продажа (direct marketing).

Подходы к определению рекламы. Реклама как вид деятельности. Характеристика процесса распространения информации как самый распространенный критерий рекламы.

Основные виды рекламы:

- информативная

- увещевательная реклама

- напоминающая реклама

Рациональная (предметная) реклама. Эмоциональная (ассоциативная) реклама. «Жесткая» реклама. «Мягкая» реклама.

Цель рекламы организации.

Стратегия формирования первоначального спроса (общая реклама). Стратегия формирования стабильного спроса (выборочная реклама).

Функции рекламы:

  • явная – экономическая функция

  • латентная – социальные функции, к которым относят:

информационно-коммуникативную

адаптирующую

культурно-рекреативную.

Типы рекламной политики:

- недифференцированная политика

- дифференцированная политика

- концентрированная политика

2. Воздействие и восприятие рекламы.

Концепция ступенчатого воздействия рекламы Левиса. AIDA-правило и его модификация. DAGMAR-подход к планированию рекламного воздействия (Р.Х.Коллей). Стиль жизни в современных методах рекламного воздействия.

Технологии внушения. Место общественных ценностей, концепций подхода к этим ценностям в маркетинговых коммуникациях. Перевод «языка вещей» в «язык людей» средствами рекламы. Способы манипуляции человеческими чувствами и желаниями, опирающиеся на технологии внушения. Модели социального поведения. Социальные эффекты.

Модификация (усиление или ослабление) влияния мотивов социального поведения. Нелинейность рекламного давления. Определение качества рекламы. Эффект рекламного давления и время. Мультипликативность эффектов рекламного давления.

Модификация гуманистического воззрения рекламой. Имитация свободного выбора. Теория мотиваций А.Маслоу. Влияние рекламы на суверенитет потребителя («прямая» и «обратная» последовательность). Управление потребительским поведением в постиндустриальном обществе.

3. Организация и проведение рекламной кампании

Критерии различения рекламных компаний. По интенсивности. По стратегии воздействия на потребителей. По назначению.По ориентации:

Ключевые вопросы рекламной программы:

Разработка программы рекламной кампании

Последовательность планирования рекламной кампании.

Направления составления плана рекламных мероприятий (По конкретным мероприятиям, по объектам рекламы, т.е. потенциальным потребителям; во времени)

Рекламные стратегии сегментации. Целевая аудитория рекламной кампании. Специфика стратегий сегментации рекламной аудитории. Типы читателей рекламы.

Стратегия позиционирования как ядро концепции рекламной кампании. Построение стратегий позиционирования.

Основные подходы к стратегии позиционирования:

  • Использование характеристик продукта или выгод потребителя

  • Подход «соотношения цена – качество»

  • Подход «использование или применение»

  • Подход «пользователь продукта»

  • Подход «класс продукта»

  • Подход «культурный символ»

  • Подход «конкурентное преимущество».

Планирование стратегий рекламной кампании:

  • Разработка концепции рекламных обращений;

  • Определение средств распространения рекламных обращений;

  • Медиапланирование.

Проводники рекламных обращений. Виды средств распространения рекламы. Планирование бюджета рекламной кампании. Факторы, влияющие на размер рекламного бюджета. Основные методы расчета величины бюджета рекламной кампании.

Оценка результатов рекламной капании:

  • Успешность коммуникации

  • Экономическая эффективность.

4. Маркетинговые коммуникации как объект культуры

Возникновение потребности в маркетинговых коммуникациях. Появление отделов маркетинга в период рыночной ориентации. Рыночные преобразования и программы маркетинговых коммуникаций. Новая концепция управления. Коммуникативная функция маркетинга. Интегрированные маркетинговые коммуникации (IMC). Реклама как ведущее звено маркетинговых коммуникаций.

Создание мифов средствами рекламы. Методы рекламы и методы искусства и религии. Реклама как важный культурный фактор, формирующий социальное поведение. Реклама как отражение культурного уровня общества в целом. Культурные и духовные традиции, особенности психологии целевых групп потребителей, разные уровни аудиовизуальной моды как основа рекламы. Реклама как отражение развития культуры.

Выход рекламы за рамки функции обращения товара как особенность современного состояния рекламы. Изменение характера торговли за счет включения в товарный обмен новых сфер жизнедеятельности общества, в том числе и тех, которые еще недавно воспринималось бес-ценным. Навязывание социуму ценностей, жизненных ориентации в современной рекламой.

5.3. Тематическое планирование

Разделы

Лекции

Практические занятия

I.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МАРКЕТИНГА.

1. Понятие «маркетинг». Маркетинг в современной экономике.

2.Система маркетинга.

1. Место маркетинга в российском профессиональном сообществе.

2. Маркетинг как развивающаяся система

II.

II. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ПЕРИОДА.

1.Концепции постиндустриального развития.

2. Особенности маркетинговых коммуникаций постиндустриального периода.

1. Место культуры в постиндустриальном обществе.

2. Доля «символического» в цене.

III.

III. СФЕРА КУЛЬТУРЫ И МАРКЕТИНГ

1. Сфера культуры в контексте социально-экономического развития

2. Специфика маркетинга в сфере культуры

1. Культура как индустрия.

2. Модификация концепции «традиционного» маркетинга в кульутре.

IV.

IV. ПРОБЛЕМА ОСМЫСЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РЫНОЧНЫХ КАТЕГОРИЙ.

1. Основные категории маркетинга.

2. Планирование маркетинга.

3. Маркетинговые стратегии.

4.Маркетинговые исследования.

5. Исследования потребительского поведения.

1. Проблема подхода к осмыслению объекта культуры с т.зр.категорий маркетинрга.

2. Маркетинговый план организации культуры.

3. Приоритетные маркетинговые стратегии объектов культуры.

4. Место маркетинговых исследований объекта культуры.

5. Исследование поведения культурного потребителя.

V. РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА. РЕКЛАМА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ.

1. Место рекламы в системе маркетинга.

2. Воздействие и восприятие рекламы.

3. Организация и проведение рекламной кампании.

4. Маркетинговые коммуникации как объект культуры

1. Возможности использования маркетинговых коммуникаций при работе с объектом культуры.

2. Классические и постклассические подходы к пониманию механизмов воздействия рекламы.

3. рекламная компания объекта культурного наследия.

5. От «двигателя торговли» к «двигателю ценностных ситсем»

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Абанкина Т.В. Влияние информационных технологий на некоммерческий маркетинг. В сб. Музей будущего: Информационный менеджмент. М., 2001.

  2. Абанкина Т.В. Социальный маркетинг в "цивилизации досуга". в Сб. Музей. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001.

  3. Абанкина И.В., Абанкина Т.В. Влияние экономических концепций на формирование стратегий развития в сфере культуры. // Программирование культурного развития: региональные аспекты. - М-во культуры РФ. Рос. Акад. наук. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. П.Г.Щедровицкий

  4. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. М.: Экономика 1995.

  5. Голубков Е.П. и др. Маркетинг. Выбор лучшего решения. М. ; Экономика 1993

  6. Драгичевич-Шешич М. Стойкович Б. Культура. Менеджмент. Анимация. Маркетинг. – Новосибирск: Издательский дом «ТИГРА», 2000.

  7. Дремайлов А.В. Деятельность Объединения национальных музеев Франции. В сб. Музей будущего: Информационный менеджмент. М., 2001.

  8. Дремайлов А.В. Музейные системы резервирования и продажи билетов. Опыт музея-заповедника «Московский Кремль». В сб. Музей будущего: Информационный менеджмент. М., 2001.

  9. Завьялов П.С.Формула успеха: маркетинг: (Сто вопросов - сто ответов, как эффективно действовать на внешнем рынке). М. ; AItani 1991г

  10. Искусство и рынок. Под ред. В.С. Жидкова, А.Я. Рубинштейна. М., 1996.

  11. Как продавать искусство. М., 2001.

  12. Кабреро Х.Д.Б. Связи с общественностью в мире финансов. - М.: Дело, 1997.

  13. Котлер Филип Маркетинг менеджмент: Экспресс-курс. - СПб. ; Питер 2001г

  14. Маркетинг. Учебник.- М.: Экмос, 1998

  15. Музей. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001

  16. Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники?-М.Искусство,

1992.

  1. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб. ; Лань 2001г

  2. Управление современной компанией, - М.: ИНФРА-М, 2001

  3. Шекова Е.Л.Особенности маркетинга в сфере культуры//Маркетинг в России и за рубежом. №3: М.Б ДИС, 2001.

  4. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход.- СПб.: Питер, 2001.

Дополнительная:

  1. Абанкина И.В., Абанкина Т.В. Влияние экономических концепций на формирование стратегий развития в сфере культуры. В сб. Программирование культурного развития: региональные аспекты. М., 1993

  2. Абанкина И.В., Абанкина Т.В. Десять замечаний о так называемом культурном маркетинге. В сб. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры. Проблемы и перспективы. М., 1990

  3. Абрамишвили Т.Г. Реклама в системе маркетинга. М., 1988

  4. Батра Р., Майерс Д., Аакер Д., Рекламный менеджмент. М.; СПб.; К.: 1999.

  5. Богомазова Т.Г Электронный музейный магазин на базе Кунсткамеры: пилотный проект. В сб. Музей будущего: Информационный менеджмент. М., 2001.

  6. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. М., 1995.

  7. Викентьев И.Л. Приемы рекламы. Новосибирск, 1993.

  8. Глаголев А.И., Пискотина Р.М. О маркетинге в культуре. В сб. Социально-экономические проблемы художественной культуры. М., 1987.

  9. Гуревич П.С. Приключение имиджа. М., 1991.

  10. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. М., 1984.

  11. Евстафьев В. Рекламный рынок России: год 1995. "Рекламный мир" № 2 1996.

  12. Ж. Бодрийяр. Система вещей. М., Рудомино, 1999.

  13. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М., 1988.

  14. Иванов М.М. Организация издательского бизнеса. М., 1992.

  15. Игнатьева Е.Л., Баваков Т.П. Маркетинг в сфере музыкального бизнеса. Реферативный курс. Программа авторизированного изложения. М., МЭГУ, 1997.

  16. Картер Г. Эффективная реклама. М., 1991.

  17. Киселев Б.Н., Алешина И.В. Основы стратегического управления. Учебное пособие. М., ГАУ, 1993.

  18. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990.

  19. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М., 1996.

  20. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1995.

  21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (Пер. с англ.) М., Дело, 1992.

  22. Наймушин А.Д. Основы организации рекламы. М., 1992

  23. Ноль Л.Я. Музейные магазины в Интернете. В сб. Музей будущего: Информационный менеджмент. М., 2001.

  24. О'Гилви Д. Советы старого рекламиста. М., 1993

  25. О'Гилви Д. Тайны рекламного двора. М.,1994.

  26. Перепелица В.В. Как сделать рекламу эффективной. М., 1994.

  27. Рожков И.Я. Международное рекламное дело. М., 1994.

  28. Росер Р. Реальность в рекламе. М., 1994.

  29. Серегина Т.К., Титкова Л.М. реклама в бизнесе. М., 1995.

  30. Современный маркетинг. Под ред. В.Е. Хруцкого. М., 1991.

  31. Старобинский Э.С. Самоучитель по рекламе. М., 1996.

  32. Сэндижд Ч., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама: Теория и практика. М., 1989

  33. Тимофеев М.И. Все о рекламе. М., 1995.

  34. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. М., 1994.

  35. Федотова Л.Н. Реклама в опросах общественного мнения М., 1994.

  36. Шандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи. М., 1993.

  37. Школьник Л.С. Реклама кино как средство общения со зрителем. М., 1989.

  38. Эванс Д.Р., Берман Б. Маркетинг. М., 1990.

  39. Boud, H.W., and Walker, O.C. Marketing management: a strategic approach. Homewood, ILL: Irwin, 1990.

  40. Diggle, K. Arts Marketing. Rhinegold Publishing, 1994.

  41. Hill E., O’Sullivan C. and O’Sullivan T. Creative Arts Marketing. Butterworth-Heinemann,  1999.

  42. Kolb Bonita M. Marketing Cultural Organizations. Oak Tree Press, Dublin, 2000.

  43. Kotler, P. and Armstrong, G. Principles of Marketing. Prentice Hall, 1991.

  44. Kotler, Philip. The Management of Non-profit Organisations. Heinemann, 1991.

  45. McCarthy E. Basic Marketing: A Managerial Approach. Irwin Publishing. 1981.

  46. Schnaars, S. Marketing strategy: Customers & Competition. The Free Press, 1998.

Законодательная и нормативная литература

    1. Декларация о корпоративных обязательствах, общих принципах партнерства по программе «Безопасный бизнес в России». Материалы Международного конгресса «За безопасность российского предпринимательства», М., 1997.

    2. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года № 948-1.

    3. Закон РФ “О государственной поддержке СМИ и книгоиздания в Российской федерации” от 1 декабря 1995г. – М., 1995

    4. Закон РФ “О рекламе” от 18 июля 1995 №108.

    5. Закон РФ “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 г. – М.,1991

    6. Кодекс директ-маркера. Исполнительная дирекция Российской ассоциации директ-маркетинга.

    7. Кодекс рекламной практики. М., 1991

    8. Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике маркетинговых и социальных исследований. Европейское общество по опросам общественного мнения и маркетинговым исследованиям. Амстердам, 1995.

    9. Международный кодекс рекламной деятельности (Кодекс МТП). Издание Международной торговой палаты, 1995, М 432/а.

    10. Положение "Об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства", - МК РФ, 1995.

    11. Постановление Правительства РФ №1061 "О грантах Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства" от 9 сентября 1996 г.

    12. Профессиональный кодекс в области маркетинга. Российская ассоциация маркетинга.

    13. Указ президента РФ “О защите потребителей от недобросовестной рекламы” от 10 июня 1994 г. № 1183

    14. Указ Президента РФ № 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ» от 12 июня 1993 г.

    15. Федеральный закон "О некоммерческих организациях". 8 декабря 1995 г.

    16. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995, № 135-ФЗ.

    17. Хартия бизнеса России. Принято на Втором Конгрессе российских предпринимателей 1 ноября 1995 г., Москва.

    18. Хартия предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития. Международная торговая палата. Брошюра 210/356.

Общие web-ресурсы для маркетнига и рекламы.

PR-Info, справочно-информационное web-издание, online at: /prinfo 

Web-узел для изучения маркетинга, online at: /   

Музей будущего: Информационные технологии и культурное наследие, online at:    

Петербургский сайт по маркетингу и маркетинговым исследованиям, online at:    

Сайт, посвященный инструментам PR, маркетинга и рекламы, online at:  /list.phtml  

Сайт “Все ресурсы о рекламе”, online at:  /catalogues/advertising/default.htm 

Зарубежные источники изучения маркетинга в культуре

Arts News, online at: .uk

Opera American website, online at:

Royal Shakespeare Company, online at: .uk

Online Writing Community, online at: http://trace.ntu.ac.uk

Сайты международных ассоциаций по искусству

Arts & Business Council Inc., online at:  www.artsandbusiness.org 

Association of Performing Arts Presenters, online at:   

ISPA – International Society for the Performing Arts – the Professional Association for presenters, managers and producers, online at:   

National Association of Performing Arts Managers & Agents Inc., online at: 

Producers Inc., online at:  

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В ходе проведения занятий по курсу «Маркетинг продуктов культуры» используются:

  • экранно-статические технические средства: диапроектор, видеосистемы для просмотра CD-дисков;

  • автоматизированное рабочее место на базе ПЭВМ с устройствами, обеспечивающими создание Web-страниц и поиск информации в Интернете;

  • ПЭВМ с периферийными устройствами (сканер, принтер) и копировальная техника.

8. Содержание текущего и итогового контроля

8.1. Текущий контроль

В настоящем лекционном курсе предусмотрены контрольная работа и практикум, результаты которого также могут быть использованы в целях проверки степени усвоения студентами изучаемого материала.

Контрольная работа

Тема: Маркетинговые технологии как необходимое условие сохранения объектов культуры.

Сделайте обзор общих положений маркетинга, рассмотрите общество с точки зрения постиндустриальных концепций, определите роль культуры в постиндустриальном обществе. Сделайте анализ современной профессиональной культуры с точки зрения ситуации рынка. Осмыслите позицию «объекты культуры» в категориях маркетинга. Рассмотрите объект культуры как «объект» рекламы. Рассмотрите рекламу как объект культуры.

Практикум

Тема:

«Объект культуры с точки зрения маркетинга»

Рассмотрите объект культуры в категориях маркетинга сделайте маркетинговое исследование, составьте маркетинговый план, определите целевые аудитории организации культуры, работающей с объектами культуры.

8.2. Итоговый контроль

Экзамен. Список экзаменационных вопросов

  1. Возникновение маркетинга как профессиональной деятельности.

  2. Определение маркетинга. Главные идеи теории маркетинга. Категории маркетинга.

  3. Сетевые технологии в культуре.

  4. Маркетинг как деятельность и как философия бизнеса.

  5. Цели маркетинговой деятельности. Задачи маркетинга. Функции маркетинга как управленческой деятельности.

  6. Система маркетинга. Формы маркетинга.

  7. Специфика некоммерческого маркетинга.

  8. Место маркетинга в культуре.

  9. Специфика развития маркетинга в России.

  10. Роль маркетинга в российских организациях культуры, работающих с объектами культуры.

  11. Представления о роли культуры и роли маркетинга в современном «глобальном» обществе.

  12. Культура как категория, культура как индустрия – проблема интерпретации.

  13. Фандрайзинг как направление в некоммерческом маркетинге.

  14. Формы фандрайзинга.

  15. Классификация рынка культуры.

  16. Объект культуры как продукт. Классификация и измерение спроса на культурный продукт или услугу.

  17. Современные маркетинговые концепции. Принципы маркетинга.

  18. Концепция постиндустриального развития общества.

  19. Концепция «просвещенного маркетинга».

  20. Концепции «экономического роста» и «сбалансированного развития».

  21. Экономика символов – проблемы и перспективы. Объекты культуры как символы ценности и цены.

  22. Место культуры в «Цивилизации досуга», «цивилизации услуг».

  23. Концепция информационного общества.

  24. Маркетинг в «информационном обществе».

  25. Культура как ресурс социально-экономического развития общества (Европейская культурная политика).

  26. Культура как индустрия. Деятельность организации культуры как производство. Артефакты культуры как продукты.

  27. «Глобалистика» и культура (решение проблемы сохранения многообразия культур в формирующемся мировом пространстве интенсивной коммуникации).

  28. Развитие индустрии культуры в постиндустриальном обществе.

  29. Типология рынков культуры, классификация аудитории культуры. От ценителя культуры к потребителю культуры.

  30. Актуальные маркетинговые стратегии в сфере культуры при работе с объектами культуры.

  31. Культурное предложение и принцип комплиментарности в культурном предложении.

  32. Смысл маркетинга как управленческой деятельности.

  33. Диффузия рыночных инноваций. Основные характеристики, оказывающие влияние на распространение новинок. Традиция и инновация в культуре.

  34. Маркетинговое планирование. Роль маркетингового плана в некоммерческой организации культуры.

  35. Культурное предложение века технологий.

  36. Факторы, влияющие на жизненный цикл товара/услуги.

  37. Эталонные маркетинговые стратегии.

  38. Возможности применения стратегий маркетинга в организациях культуры. (одна из стратегий на выбор студента)

  39. Методы маркетинговых исследований. Этапы и направления маркетинговых исследований.

  40. Основные формы государственного регулирования рынка.

  41. Классификация маркетинговой информации. Роль маркетинговой информации в работе организации культуры.

  42. Маркетинговые технологии как связующее звено в системе производства, распространения и потребления продукта культуры.

  43. Концепция «типа личности» в маркетинговых исследованиях потребительского поведения.

  44. Реклама в маркетинге.

  45. Теория ценностей в маркетинговых исследованиях

  46. Концепция «жизненного стиля» в маркетинге

  47. Маркетинговые стратегии роста (интенсивный, интеграционный, диверсифицированный) в индустрии культуры.

  48. Технологии воздействия маркетинговых коммуникаций.

  49. Стратегии охвата рынка (недифференцированный, сегментированный, микромаркетинг, виртуальный).

  50. Типы маркетинговых планов: специфика применения в коммерческом и некоммерческом секторе.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы

    1. Подходы к определению маркетинга.

    2. Маркетинг как система. Задачи и функции коммерческого и некоммерческого маркетинга.

    3. Концепция маркетинга. Основные формы маркетинга

    4. Трансформация представлений о роли маркетинга в культуре.

    5. Роль государства в развитии рыночных отношений.

    6. Концепция «просвещенного маркетинга».

    7. Место и роль культуры в контексте современного социально-экономического развития.

    8. Культура как ресурс экономического развития.

    9. Концепции и тенденции постиндустриального развития общества. Место культуры в ситуации постиндустрии.

    10. Концепции «цивилизация услуг», «цивилизация досуга». Модель «экономического роста» и концепция «сбалансированного развития». Концепция «информационного общества».

    11. Роль культуры в «экономике символов».

    12. Основы «некоммерческого маркетинга». «Гедонистическая концепция» и «новый культурный потребитель». Формы некоммерческого маркетинга

    13. От концепции «four P» к концепции «one Р».

    14. Определение рынков. Классификация рынков. Классификация спроса. Измерение рыночного спроса. Характеристики потенциальных покупателей.

    15. Типология рынков в культуре.

    16. Классификации аудитории культуры.

    17. Принцип комплиментарности в культурном предложение. Культурное предложение «века технологий».

    18. Диффузия рыночных инноваций.

    19. Категории потребителей.

    20. Характеристики, оказывающие влияние на скорость распространения новых товаров или услуг.

    21. Стратегии согласования спроса и предложения.

    22. Эталонные стратегии маректинга.

    23. Типы поведения потребителей.

    24. Типы маркетинговых планов

    25. Структура стратегического маркетингового плана. Миссия организации культуры.Стратегический аудит. SWOT-анализ. Анализ и планирование бизнес-портфеля. Планирование по методу BCG.

    26. Концепция «жизненного цикла товара». Этапы «жизненного цикла товара». Стиль, мода, увлечение как факторы, влияющие на «жизненный цикл товара».

    27. Маркетинговые стратегии роста: стратегии интенсивного роста, стратегии интеграционного роста, стратегии диверсифицированного роста.

    28. Эволюция маркетинговых стратегий.

    29. Целевой маркетинг. Сегментирование рынков.

    30. Стратегии охвата рынка.

    31. Недифференцированный маркетинг. Сегментированный маркетинг. Микромаркетинг. Виртуальный маркетинг.

    32. Система маркетинговых исследований. Структура маркетингового исследования. Направления маркетинговых исследований.

    33. Система маркетинговой информации. Классификация маркетинговой информации.

Методы маркетинговых исследований. Методы сбора информации.

    1. Исследования потребительского поведения: концепция «типа личности» в маркетинге; методы психоаналитической теории; методы социально-психологической теории. Методы теории «характерных особенностей».

    2. Теория ценностей в маркетинговых исследованиях. Концепция «жизненного стиля», методы исследования.

    3. Реклама как инструмент маркетинга.

    4. Виды рекламы

    5. Цели, стратегии и функции рекламы

    6. Типы рекламной политики

    7. Концепции воздействия рекламы

Примерный список тем курсовых работ

  1. Анализ современного состояния культуры как профессиональной области деятельности в условиях рынка.

  2. Маркетинг как одно из направлений профессиональной деятельности в культуре.

  3. Рынок как парадигма современного общества.

  4. Современное состояние российской культуры в ситуации глобального рынка.

  5. «Индустриальный» подход к культуре в постиндустриальном обществе.

  6. Культура как ресурс социально-экономического глобального общества.

  7. Специфика маркетинга в сфере культуры.

  8. Некоммерческая организация и ее перспективы работы в ситуации рынка.

  9. Подход к объекту культуры как к объекту маркетинга.

  10. Идеи теории маркетинга в культуре.

  11. Роль маркетинга в продвижении объектов культурного наследия – российский и международный опыт.

  12. Коммерческий и некоммерческий маркетинг.

  13. Роль, технологии, стратегии фандрайзинга в некоммерческом маркетинге. Формы фандрайзинга.

  14. Классификация и измерение спроса на культурный продукт или услугу.

  15. Маркетинговые концепции и концепции постиндустриального развития с точки зрения индустрии культуры.

  16. Типология рынков культуры, классификация аудитории культуры и типы применяемых маркетинговых стратегий при работе с объектами культуры.

  17. Представления о роли культуры и роли маркетинга в современном обществе и современном российском обществе.

  18. Культурное предложение и принцип комплиментарности в данном предложении.

  19. Маркетинг в «информационном обществе». Маркетинговые технологии как связующее звено в системе производства, распространения и потребления.

  20. «Глобалистика» и культура (решение проблемы сохранения многообразия культур в формирующемся мировом пространстве интенсивной коммуникации).

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Лекционный курс «Маркетинг продуктов культуры» входит в состав блока культурологических дисциплин. По своему содержанию он в значительной степени носит прикладной характер, поскольку в нем уделяется внимание проблемам практической реализации маркетинга в профессиональной культурной деятельности. Отмеченная особенность — прикладной характер — отвечает требованиям времени и органично согласуется как с названием, так и с общей тематикой настоящего курса, обоснованность подобного суждения обусловлена и составом элективных курсов блока ГСЭ. Как представляется, взгляд на проблему адаптации профессиональной культуры к современной рыночной ситуации, на проблему коммерциализации культуры позволяет существенно и качественно дополнить и разнообразить ту картину, которая должна возникнуть в сознании слушателей в результате изучения остальных курсов, вошедших в состав упомянутого блока ГСЭ. В настоящем курсе делается акцент на изучение теории маркетинга, менеджмента и анализе конкретных примеров эффективного использования маркетинга в культурной практике, в том числе и при работе с объектами культуры как с продуктами маркетинга.

Маркетинг сегодня становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Маркетинговая деятельность реализуется в государственных, негосударственных, коммерческих, некоммерческих организациях. Технологии маркетинга используются очень широко, начиная с продвижения конкретной личности, заканчивая государствами. Владение этими технологиями становится критерием, по которому определяется уровень профессиональной компетенции специалистов в различных областях. В современном постиндустриальном обществе, где реальная экономика уступает место "экономике символов", где информация становится главным ресурсом социального, экономического, политического, культурного развития место маркетинга становится одним из значимых практически во всех сферах профессиональной деятельности. Актуальность курса объясняется интересом со стороны организаций культуры к технологиям маркетинга, который неуклонно возрастает. Сегодня во всем мире, и в частности в России, маркетинг применяются во всех сферах деятельности: не только в бизнесе, но и в некоммерческом секторе. Рост значимости маркетинга в некоммерческом секторе в XXI веке обусловлен самим процессом формирования деловой среды. Деловая среда по мере своего становления становится все более зависимой от общества, общественного мнения и поведения общества в отношении организации.

Успех деятельности организации культуры все больше зависит не только от качества, но и востребованности выпускаемой организацией культурного продукта. Современные маркетинговые технологии позволяют систематически и комбинированно использовать всю совокупность внутренних и внешних информационных связей организации культуры, реализовать сильные стороны и элиминировать слабые.  Теоретические  концепция и модели создают базу для динамичного развития стратегий, методов, технологий маркетинга в секторе культуры. Постепенно в России и в некоммерческом секторе маркетинг становится непрерывным, активным, комплексным средством решения долгосрочных задач.

Модели, концепции, технологии маркетинга сегодня используются во многих профессиональных областях, оказывают влияние как на их развитие, так и на развитие общества в целом. Знание технологий маркетинга, измерение и оценка эффективности маркетинга, коммуникативные стратегии, "барьеры" коммуникации, владение методами работы с различными аудиториями, поведение потребителя и сегментирование рынка - это необходимость.

Владение технологиями маркетинга предполагает понимание следующих позиций: ресурсное обеспечение производства, продвижения, общения как внутри организации, так и со внешней средой, понимание закономерности развития организаций, система мониторинга, структура деятельности организации, служба маркетинга и ее основные направления и функции. Значимым аспектом технологий маркетинга категоризация, планирование, стратегирование, исследования. А также рассматриваются значимые исторические факты, повлиявшие на развитие маркетинга в России.

Сегодня ситуация в любой профессиональной деятельности, в том числе и в области маркетинга весьма мобильна. Появляются новые средства, в том числе и технологические, подходы, изменяются критерии профессионализма, ситуации в обществе. Общество глобализируется, как и глобализируюстя маркетинг как неотъемлемая часть данного общества. Поэтому определение основных представлений, основных проблем в будущем развитии маркетинга необходимо для формирования обобщенного знания о маркетинге и о возможности применения маркетинга – технологий в самых разных областях профессиональной деятельности, в том числе и в области культуры.

Основная цель настоящего курса заключается в разностороннем рассмотрении маркетинга как динамической системы, в осмыслении маркетинговой деятельности как постоянно изменяющегося, развивающегося, в определенном смысле усложняющегося по своему содержанию культурного феномена. Особое внимание уделяется изучению маркетинга в культуре.

В основание настоящего учебно-методического комплекса положена разработанная программа курса, отдельные лекции которого объединены в тематические разделы. Для раскрытия содержания каждой из включенных в программу курса тем автор предлагает развернутый план, который в основном отражает его видение соответствующей проблемы. Как представляется, все структурные построения, содержащиеся в предлагаемой программе, допускают творческий подход преподавателя, т.е. позволяют вносить довольно серьезные изменения на всех ее структурных уровнях. Необходимость внесения подобных изменений обусловлена самой дисциплиной, так как маркетинг – это довольно новое направление профессиональной деятельности вообще, для России в частности. При этом, данное направление постоянно развивается и трансформируется.

Следует подчеркнуть, что особый акцент в курсе должен быть сделан на вопросах маркетинга при производстве, формулировании предложения и продвижении объектов культуры.

Особую методическую поддержку преподавателю способны оказать различные формы использования технических средств обучения.

Автором предусматривается широкое использование в рамках проведения семинарских занятий оригинальных источников, работ теоретиков, высказывавшихся по включенным в тематический план вопросам, а также практиков, добившихся успехов в области маркетинга в культуре как зарубежных, так и отечественных специалистов в данной области. В целях постоянного обновления массива используемых на семинарских занятиях текстов рекомендуется вести через Интернет регулярный поиск новых материалов, посвященных рассматриваемым в настоящем курсе темам, обращение к которым способствовало бы оживлению учебного процесса и актуализации его содержания.

В связи с этим следует отметить, что автор стремится в максимально доступной для него степени ввести не только в семинары, которые он в принципе рассматривает в качестве специфической формы научной дискуссии, но и в лекционные занятия диалоговый, дискуссионный элемент, что должно, с одной стороны, активизировать слушателей, в большей мере привлечь их внимание к изучаемому материалу, а с другой ― способствовать более глубокому его усвоению.

В качестве главного критерия оценки ответов студентов как на семинарских занятиях, так и на экзаменах автор рассматривает не столько знание тех или иных формулировок, технологий, сколько способность студента интерпретировать предложенный материал в ракурсе конкретных примеров, понимание ими значимости проблем, поднятых исследователями, решаемыми практиками, что, безусловно, должно опираться на знание исходных теоретических положений, и практической работы, еще не имеющей достаточного теоретического обоснования.

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Обращаясь к настоящему учебному пособию, студенты должны рассматривать его как сборник методических и информативных материалов, использование которых может помочь им ориентироваться на всех ступенях и во всех разделах данного лекционного курса и тем самым облегчить подготовку к семинарским занятиям, к выполнению самых разнообразных контрольных работ, а также содействовать большей результативности их самостоятельной работы.

Во-первых, здесь студенты найдут развернутые планы читаемых лекций, что позволит им не только лучше усваивать уже пройденный материал, но готовиться к последующим занятиям и планировать самостоятельную работу. Во-вторых, обращение к плану дает возможность составить более полное общее представление о курсе в целом, о его структуре, о содержании отдельных его разделов. В-третьих, в настоящей работе содержится описание заданий, входящих в состав контрольной работы и практикума. Кроме того, ориентация на план лекции и на контрольные вопросы для самостоятельной работы позволяет студенту лучше понять, на каких проблемах и аспектах изучаемой темы следует сделать первоочередной акцент в ходе ознакомления с соответствующей методической и научной литературой.

Особое внимание студентам следует обратить на дополнительный список литературы, поскольку включенные в него издания должны быть использованы ими в рамках самостоятельной работы. И здесь им необходимо проявить инициативу и личную заинтересованность, чтобы с помощью преподавателя, выбрать из предлагаемого развернутого списка литературы именно те работы, которые могут удовлетворить их научные и учебные интересы и запросы и быть использованы в дальнейшем при написании студенческих работ. Пользу может принести поисковая работа в Интернете, для чего следует может использовать предложенный список ресурсов. Практическую помощь в освоении новой литературы могут оказать контрольные вопросы для самостоятельной работы. Обращение к списку дополнительной литературы, подкрепленное советами и рекомендациями преподавателя, поможет студенту достичь положительного результата в этом поиске, расширить свои знания благодаря ознакомлению с углубленными исследованиями специалистов.

При работе с текстом рекомендуется составлять конспект прочитанного, обращая внимание в первую очередь на узловые, определяющие замысел автора идеи. Важно сразу уточнять все непонятные термины, высказывания автора и отдельные фрагменты текста, используя для этого соответствующие словари и обращаясь за помощью к преподавателю.

Особое место в реализации целей и задач курса занимает самостоятельная работа студентов, оптимизации и повышению эффективности которой должны способствовать приводимые вопросы. Отвечая на них, студент должен стремиться к подготовке ответа наиболее полного, развернутого, отражающего различные существующие на сегодня подходы к той или иной проблеме. Для этого следует привлекать несколько работ, посвященных данной проблеме, с тем чтобы в результате ознакомления с разными мнениями, студент получал возможность полноценного выбора, на основе которого только и достижима выработка собственной позиции, собственного видения рассматриваемого вопроса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс pr в сфере культурного наследия Факультет социологии, экономики и права

    Учебно-методический комплекс
    Дидактическое содержание - общие положения и понятия "Public Relations": определения, позиции, постулаты, направления, стратегии. PR и культурное наследие: проблема продвижения.
  2. Учебно-методический комплекс маркетинг удк ббк м рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации» и направления 521500 «Менеджмент».
  3. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов Уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    Токарева Г.Ф. Социология и психология управления. Учебно-методический комплекс для студентов всех факультетов и форм обучения. – Уфа: Изд. БИСТ АТиСО, 2007.
  4. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 030501 юриспруденция 032401 реклама

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура" составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и Примерной программой.
  5. А. В. Савельева маркетинг казань 2009 федеральное агентство по образованию РФ институт социальных и гуманитарных знаний кафедра рекламы а. В. Савельева маркетинг учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032401 «Реклама» и направления 070701 «Реклама».

Другие похожие документы..