Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Висвітлено широкий спектр філософських, культурологічних, політологічних і психологічних досліджень духовного світу людини, її свободи та самоствердж...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Аудит операций по расчетным и валютным счетам предприятия Аудит расчетов по оплате труда Аудит учета материальных ценностей Аудит учета производственн...полностью>>
'Закон'
С варварами всякий грек был и будет в вечной войне, ибо не что-либо изменчивое и временное, а непреложный закон природы заставляет их питать взаимную...полностью>>
'Документ'
Антон Павлович Чехов – великий представитель русской культуры, русской литературы и театра. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения, но з...полностью>>

Главная > Методические рекомендации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет

ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы им. П.А.Столыпина» филиал в г.Тамбове

В.В. Жариков, В.А. Гришина, М.К. Кривенцева

ДЕМОГРАФИЯ

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей

Тамбов 2009

УДК 31

ББК С7я73-5

Ж-345

Составители:

В.В. Жариков, В.А. Гришина, М.К. Кривенцева

Рецензент:

д.э.н., профессор Герасимов Б.И.

Ж-345 Демография: методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей / В.В. Жариков, В.А. Гришина, М.К. Кривенцева. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2009. – 12 с.

УДК 31

ББК С7я73-5

© ГОУ ВПО Тамбовский государственный

технический университет, 2009

© ФГОУ ВПО «Поволжская академия

государственной службы

им. П.А.Столыпина» филиал

в г.Тамбове, 2009

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Демографии» является обязательной дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности ряду экономических специальностей.

Как самостоятельная общественная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводство супружеских пар и семей, воспроизводство населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, социальной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур.

В практическом плане в область демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов в стране в целом, на отдельных ее территориях, в группах населения в различные периоды. На основании изучения особенностей рождаемости и смертности в разных поколениях, в разных социальных группах и на разных территориях, демография оценивает их наиболее вероятное изменение в будущем, разрабатывая демографические прогнозы.

Методические указания имеют своей целью помочь наиболее полной реализации возможностей каждого студента. Они включают в себя единые требования к содержанию, структуре и объему контрольной работы. Контрольная работа выполняется студентами с целью углубления теоретических знаний и получения практических навыков демографических исследований.

1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

    1. ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по предмету «Демография» состоит из двух частей:

- теоретической, где студент освещает два теоретических вопроса, используя рекомендуемую литературу и лекции по данной дисциплине. Выбор темы рассматриваемых вопросов производится в соответствии с таблицей 1.

- практической, где студентом производится анализ предложенных данных. Выбор варианта студентом производится согласно таблице 1 по порядковому номеру в списке группы (по журналу).

Работа должна быть оформлена согласно требованиям, предъявляемым к контрольным работам (см. ниже)

Таблица 1 – Таблица вариантов при выборе теоретических вопросов

Порядковый номер в списке группы (номер варианта)

Номера теоретических вопросов

Номер практического задания

1

1,26

1

2

2,27

2

3

3,28

3

4

4,29

4

5

5,30

5

6

6,31

1

7

7,32

2

8

8,33

3

9

9,34

4

10

10,35

5

11

11,36

1

12

12,37

2

13

13,38

3

14

14,39

4

15

15,40

5

16

16,41

1

17

17,42

2

18

18,43

3

19

19,44

4

20

20,45

5

21

21,46

1

22

22,47

2

23

23,48

3

24

24,49

4

25

25,50

5

26

26,51

1

27

27,52

2

28

28,53

3

29

29,54

4

30

30,55

5

31

31,56

1

32

32,57

2

33

33,58

3

34

34,59

4

35

35,60

5

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.32-91 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.12.77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати».

Работа должна быть выполнена на белой бумаге формата А4 или в ученической тетради (при рукописном исполнении).

Текст контрольной работы должен быть выполнен на компьютере с одинаковым межстрочным интервалом 1,5 в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows 6.0 – 7.0. Текст набирается нежирным шрифтом Times New Roman Cyr, размером 14 пунктов. Размер абзацного отступа – 5 знаков.

Контрольная работа выполняется на листах с одной стороны, разборчиво, аккуратно, четко. Контрольная работа выполняется в объеме 10 - 18 страниц в ученической тетради и оформляется согласно действующим стандартам. Либо объемом 15-20 страниц машинописного текста.

Текст курсовой работы следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 20 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм.

Текст контрольной работы подразделяется на отдельные вопросы, заголовок которого должен быть прописан в тексте в обязательном порядке. Каждый вопрос (практическую часть) следует начинать с новой страницы (листа).

В конце контрольной работы в обязательном порядке должен быть приведен список используемой литературы.

Перед ответом на теоретические вопросы студент должен изучить их в основной и дополнительной литературе, а затем кратко изложить в контрольной работе.

Практическое задание выполняется студентом на основе полученных теоретических знаний. Каждое практическое задание сопровождается описанием порядка выполнения работы, который значительно упрощает процесс написания контрольной работы.

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕМОГРАФИЯ»

  1. Краткая история становления демографии

  2. Предмет демографии

  3. Задачи демографии

  4. Методы исследования в демографии

  5. Основные принципы современной переписи населения

  6. Краткая история переписей населения в мире.

  7. Переписи населения в России и СССР

  8. Программа переписи населения.

  9. Правовая основа переписи населения

  10. Программа разработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 г.

  11. Итоги Всероссийской переписи населения 2002г.

  12. Подготовка к Всероссийской переписи населения 2010г.

  13. Текущий статистический учет событий естественного движения населения

  14. Текущие регистры (списки, картотеки) населения

  15. Численность населения.

  16. Половозрастные пирамиды

  17. Структура населения по полу

  18. Возрастная структура населения

  19. Демографическое старение населения

  20. Брачная структура населения

  21. Динамика браков и разводов в России

  22. Динамика браков и разводов в мире

  23. Семейная структура населения

  24. Семья и домохозяйство

  25. Общие коэффициенты естественного движения населения

  26. Показатели уровня рождаемости

  27. Возрастные коэффициенты рождаемости

  28. Рождаемость и плодовитость

  29. Графическое изображение возрастных коэффициентов рождаемости

  30. Брачная и внебрачная рождаемость

  31. Суммарный коэффициент рождаемости

  32. Динамика уровня рождаемости в мире

  33. Динамика уровня рождаемости в России

  34. Анализ динамики уровня рождаемости с помощью индексного метода

  35. Краткая история исследований факторов рождаемости

  36. Изучение репродуктивного поведения

  37. Исторические причины развития массовой малодетности семей

  38. Демографические и социальные последствия длительного сохранения массовой малодетности российского обществаъ

  39. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей

  40. Возрастные коэффициенты смертности

  41. Коэффициент младенческой смертности

  42. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности

  43. Вероятностные таблицы смертности (таблицы смертности)

  44. Расчет кратких таблиц смертности

  45. Уровень средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в России и его динамика

  46. Показатели смертности по причинам смерти

  47. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни

  48. Динамика смертности населения России (краткий аналитический материал)

  49. Динамика смертности населения в мире (краткий аналитический материал)

  50. Общий коэффициент естественного прироста

  51. Показатели воспроизводства населения

  52. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения

  53. Прогнозирование общей численности населения

  54. Прогнозирование половозрастной структуры населения

  55. Разработка гипотез о вероятных изменениях демографических тенденций в прогнозном периоде

  56. Естественное движение населения

  57. Динамика численности вынужденных переселенцев и беженцев в РФ

  58. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

  59. Основные показатели жилищных условий населения

  60. Развитие инфраструктуры сельской местности

2.2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Проанализировать изменение численности населения в крупнейших городах (городских агломерациях) мира за 5 лет.

Порядок работы: 1) определить численность населения 10 крупнейших городов (агломераций) в 1996 и 2001 годах, 2) построить соответствующую столбчатую диаграмму, 3) проанализировать диаграмму, выделив города, численность населения которых растет в настоящее время особенно быстро, и указать причины этого.

Исходные данные – таблица 2.

Таблица 2 – Крупнейшие городские агломерации в 1996 и 2001 г.г.

1996 г.

2001 г.

Город (агломерация)

Население, млн. чел.

Город (агломерация)

Население, млн. чел.

Токио

27,2

Токио

31,0

Мехико

16,9

Мехико

21,0

Сан-Паулу

16,8

Сеул

19,9

Нью-Йорк

16,4

Сан-Паулу

18,5

Бомбей

15,7

Осака-Киото-Кобе

17,6

Лос-Анджелес

12,6

Джакарта

17,4

Сеул

11,8

Нью-Йорк

17,0

Осака-Киото-Кобе

10,6

Дели

16,7

Дели

10,3

Бомбей

16,7

Джакарта

8,8

Лос-Анджелес

16,6

Задание 2. Проанализировать изменение доли отдельных регионов мира в совокупной численности населения Земли за последнюю тысячу лет.

Порядок работы: 1) рассчитать долю регионов мира в совокупном населении земли, 2) построить график изменения доли разных регионов, 3) проанализировать график, выделив регионы с разными траекториями изменения доли и указав причины различий.

Исходные данные – таблица 3.

Таблица 3 – Численность населения по регионам мира

Регион

Численность населения, млн.чел.

1000г.

1500г.

1650г.

1800г.

1900г.

2000г.

Весь мир

305

440

550

950

1655

6055

Зарубежная Азия

195

260

330

620

950

3585

Зарубежная Европа

45

75

82

160

295

510

Африка

40

60

100

90

130

790

Территория СНГ

10

15

20

50

130

290

Америка

14

27

15

28

144

850

Австралия и Океания

1

3

3

2

6

30

Задание 3. Проанализировать обеспеченность территории России городскими поселениями на уровне субъектов Российской Федерации.

Порядок работы: рассчитать густоту сети городских поселений (площадь, приходящуюся на одно поселение) по регионам-субъектам РФ,

Проанализировать полученные данные: описать дифференциацию территории России по густоте сети городских поселений, указать ее причины и социально-экономические последствия, назвать возможные перспективы изменения ситуации.

Исходные данные – таблица 4.

Таблица 4 – Динамика численности населения и доля горожан по регионам России

Округ

Численность населения, тыс.чел.

Доля горожан в 2002 г., %

1959г.

1979г.

1989г.

2002г.

Российская Федерация

117534

137551

147400

145164

73,3

Северо-Западный округ

11476

14083

15279

13973

82,3

Центральный округ

33455

36720

38105

38000

79,9

Приволжский округ

27679

30670

31805

31155

70,8

Южный округ

14342

19172

20666

22907

57,5

Уральский округ

9116

10859

12527

12374

80,7

Сибирский округ

16632

19228

21077

20063

71,1

Дальневосточный округ

4834

6819

7941

6693

75,9

Задание 4. Проанализировать изменение численности населения в РФ за 20 лет.

Порядок работы: 1) описать общую динамику численности населения РФ с 1989 по 2008 г.г. 2) построить соответствующую диаграмму (график), 3) проанализировать диаграмму, выявив тренд, 4) указать возможные причины наблюдаемой ситуации.

Исходные данные – таблица 5.

Таблица 5 – Численность населения РФ

Годы

Все
население,
млн.человек

В том числе

В общей численности
населения, процентов

городское

сельское

городское

сельское

1989

147,0

108,0

39,0

73

27

1993

148,6

108,7

39,9

73

27

1996

148,3

108,3

40,0

73

27

2001

146,3

107,1

39,2

73

27

2003

145,0

106,3

38,7

73

27

2004

144,2

105,8

38,4

73

27

2005

143,5

104,7

38,8

73

27

2006

142,8

104,1

38,7

73

27

2007

142,2

103,8

38,4

73

27

2008

142,0

103,8

38,2

73

27

Задание 5. Проанализировать изменение количества браков и разводов (в том числе на 1000 человек населения) в РФ.

Порядок работы: 1) построить графики динамики браков и разводов в РФ, а также графики динамики их количества в расчете на 1000 человек населения, 2) проанализировать графики, выделив годы с наибольшим и наименьшим количеством браков (разводов), указать возможные причины сложившейся ситуации.

Исходные данные – таблица 6.

Таблица 6 – Браки и разводы в РФ

Годы

Тыс.

На 1000 человек населения

браков

разводов

браков

разводов

1992

1053,7

639,2

7,1

4,3

1995

1075,2

665,9

7,3

4,5

2000

897,3

627,7

6,2

4,3

2001

1001,6

763,5

6,9

5,3

2002

1019,8

853,6

7,1

5,9

2003

1091,8

798,8

7,6

5,5

2004

979,7

635,8

6,8

4,4

2005

1066,4

604,9

7,5

4,2

2006

1113,6

640,8

7,8

4,5

2007

1262,5

685,9

8,9

4,8

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев А. И., Бабурин В. Л., Гладкевич Г. И. Экономическая и социальная география России - М., 2008.

  2. Асмус Т.А., Коваленко А.В. Демография (конспект лекций). Томск: ТПУ,2000. – 53 с.

  3. Борисов В.А. Демография: Учебник / В.А.Борисов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Ноте Вене, 2003. – 344с.

  4. Веселкова И.Н. , Елизаров В.В. , Зверева Н.В. Основы демографии. – М.: Высшая школа, 2004. – 374с.

  5. Демография / Под ред. Глушковой В.Г.. – М.: Изд-во КНОРУС, 2004.

  6. Калмыкова Н.М. Демография: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 424 с.

  7. Медков В.М. Демография: Учебник, 2-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2008. – 683 с.

  8. Харченко Л.П. Демография: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Статистика" и др. экономическим специальностям, 3-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2006.

  9. Экономическая география России: учебник для вузов / под общ. ред. В.И. Видяпина, доктора экон. наук, проф. М.В. Степанова. - перераб. и доп. - М. - ИНФРА-М, 2005. - 568 с.

  10. Экономическая и социальная география мира. Учебник. – М.: Просвещение, 2003.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009 (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей
  2. Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009

    Методические указания
    Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей
  3. Новые поступления литературы за 2010 год. 1

    Документ
    Всероссийская студенческая научно-техническая конференция "Интенсификация тепло-массообменных процессов, промышленная безопасность и экология", 16-18 мая 2005 г.
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 260301 Технология мяса и мясных продуктов (код, наименование специальности или направления)

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 260301 – «Технология мяса и мясных продуктов» ведется в Воронежской государственной академии с 1963 года в соответствии с приказом
  5. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (2)

    Публичный отчет
    Специальность 230102.65 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления» открыта в МГУП в 1995/96 учебном году приказом Минобразования России № 404 от 22.

Другие похожие документы..