Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методическая разработка'
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы по биологии. Предназначена для использовани...полностью>>
'Анализ'
19 9 3 - - 11а 15 1 4 9 13 3 - - 11б 3 18 - 4 7 13 4 1 - 93 99 19 3 18 49 40 1 Образовательный уровень родителей Класс Всего род - лей Имеют высшее об...полностью>>
'Кодекс'
Статья 28. Распоряжение и пользование условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным...полностью>>
'Пояснительная записка'
Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений разрабатывал...полностью>>

Главная > Рабочая программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

_____________________геологический факультет__________________

(наименование института, факультета)

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2011 г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

________________Дистанционные методы в геологии______________

(Наименование дисциплины (модуля)

Направление подготовки

_____Геология________

Профиль подготовки

020700_Геология_и разведка полезных ископаемых

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

____________очная___________

(очная, заочная)

Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины

Дистанционные методы в геологии это давно сложившееся, но активно развивающееся в последние годы научное направление, а также широкий спектр специализированных технических методов и средств. Объект изучения этой науки представлен методологическим и техническим аспектами процесса получения дистанционной информации об различных природных и техногенных феноменах. Данное научно-практическое направление активно развивается в Соединенных Штатах и Евросоюзе, где в университетах также существует курс «Remote sensing in geology». Глубокое и всестороннее знание основ и методов дистанционного зондирования обеспечивает правильное понимание процессов протекающих в земных сферах и техносреде.

Программой предусматривается изучение изобразительных свойств электромагнитного излучения различных частей спектра, разрешающей способности различных видов фотографической, радиометрической, сканерной и лазерной съемочной техники, реализация авиационных, спутниковых и альтернативных транспортных платформ, знакомство с методами обработки и интерпретации изображений.

Особое внимание уделяется вопросам практической реализации навыков работы с данными дистанционного зондирования при геологическом картировании, работах по поиску и разведке полезных ископаемых. Отраслевой специфике гидрогеологической и инженерно-геологической интерпретации данных космической- и аэрофотосъемки (КС и АФС), структурно-геологическому дешифрированию и ведению геоэкологического и природоохранного мониторинга.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дистанционные методы в геологии создают фундамент для таких дисциплин как геоинформатика, рациональное природопользование, экологическая геология.

В свою очередь рассматриваемый курс базируется на изучении цикла таких образовательных дисциплин, как физика, информатика и основы вычислительной техники, геоморфология, геология четвертичных отложений, инженерная геология.

В предмете широко используются математические и статистические методы анализа и компьютерное моделирование.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ____Дистанционные методы в геологии___

Целью изучения дисциплины является получение глубоких и всесторонних знаний о дистанционном зондировании, его практической реализации и изобразительных средствах.

Основные задачи дисциплины:

- изучить основы построения изображения при использовании электромагнитного излучения видимой и других частей спектра;

- рассмотреть аппаратную и техническую реализацию приемных, передающих и транспортных систем, используемых для получения данных дистанционного зондирования (ДДЗ);

- оценить влияние атмосферных и иных искажения на качество ДДЗ;

- изучить особенности различных видов данных и их пригодность для тематического дешифрирования.

При этом формируется компетенция работы с современными средствами компьютерной обработки данных дистанционного зондирования и навыки прикладного применения ДДЗ на этапах разведки, поисков и эксплуатации нерудных и общераспространенных полезных ископаемых.

Программой дисциплины не предусмотрено изучение основ работы с прикладным пользовательским интерфейсом Win32 и развитие навыков его использования, которые подробно рассматриваются при изучении дисциплины "Информатика и основы вычислительной техники".

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

•Знать: - современные типы ДДЗ, особенности их аппаратной реализации

и тематическую толерантность;

- разнообразные показатели свойств и режимов объектов земной

поверхности отображенные в выразительных средствах

различных АФС и КС;

- принцип классификации ДДЗ, и их применимость в практике

геологических исследовательских работ.

•Уметь: самостоятельно анализировать геологическое строение (района, области, страны) по материалам разномасштабных ДДЗ, проводить тематическое дешифрирование указанных материалов с использованием компьютерного программного обеспечения, а также интегрировать полученные результаты в специальные карты и схемы, и создавать на их основе геоинформационную систему (ГИС).

•Владеть: - навыками дешифрирования разнотипных ДДЗ, получения по ним качественных и количественных характеристик геологических объектов, приемами интеграции ДДЗ в разрабатываемую отраслевую ГИС.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

________________ Дистанционные методы в геологии ___________________

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____5_____ зачетных единиц _180__ часов.

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекция

практическое занятие

семинар

контрольная работа

Введение. Место в предметной области наук. Междисциплинарные связи.

2

1

1

1

История и методология.

2

2

3

2

Основы интерпретации и дешифрирования КС и АФС.

2

3

4

3

1

1

Контрольная работа №1

3

Техническая реализация процесса получения ДДЗ с авиационной транспортной платформы.

2

4

4

3

4

Техническая реализация процесса получения ДДЗ со спутниковой транспортной платформы

2

5

5

3

5

Тематическое дешифрирование и картографирование.

2

6

4

3

1

Контрольная работа №2

6

Построение 3-х мерных моделей объектов и основы геовизуализации.

2

7

3

2

1

7

Интеграция ДДЗ и ГИС.

2

8

3

3

8

Применение ДДЗ при геологической съемке.

2

9-10

3

3

9

ДДЗ при изучении четвертичных отложений

2

11-12

3

3

10

ДДЗ при геоэкологических исследованиях.

2

13

2

3

1

Контрольная работа №3

11

Применение ДДЗ при иссле-довании условий среды и геологического строения планет Солнечной системы.

2

14

6

4.2 Содержание дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

Дистанционные методы в геологии их задача, предметная область и научная принадлежность.

Междисциплинарные связи и их изменение в связи с технологической революцией.

1 ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

История возникновения, этапы развития и современное состояние науки.

Методологическая основа дистанционного зондирования. Электромагнитный спектр. Изображение, его физическая основа и информационное содержание. Типы изображений.

Спутниковые и аэрофотоснимки. Построение изображения с помощью лазерного и радиоизлучения. Мультиспектральные изображения.

2 ОСНОВЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ДЕШИФРИРОВАНИЕ КС И АФС

Дешифрирование АФС и КС. Интерпретация данных сканерной, радиометрической и лазерной съемки.

Мультиспектральные изображения и их интерпретация.

Возможное выражение искажений сигнала в изображении.

3 ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ ДДЗ С АВИАЦИОННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПЛАТФОРМЫ

Методика и технологический процесс ведения аэрофотосъемки. Влияние условий съемки. Аэровизуальные наблюдения прошлого. Разрешающая способность АФС.

Современная цифровая аэрофотосъемка. Аналоговая и цифровая аэрофотосъемочная аппаратура.

Организация съемочного процесса. Прямой и обратный маршрутные полеты. Регистрация изображений с использованием GPS.

Методика изготовления монтажных схем и стереопар.

4 ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ ДДЗ СО СПУТНИКОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПЛАТФОРМЫ

Методика и технологический процесс ведения космосъемки. Телевизионная система съемки прошлого и настоящего.

Разрешающая способность КС. Современная мультиспектральная КС. Цифровая и аналоговая, сканерная и радарная съемочная аппаратура.

Организация съемочного процесса при разных типах съемки. Влияние спутниковой орбиты и ее типы. Влияние технических параметров электромагнитного излучения на степень искажения информации КС.

Методика изготовления обзорных и геоскорректированных фотоматериалов.

5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДЕШИФРИРОВАНИЕ И КАРТОГРАФИРОВАНИЕ

Назначение различных видов АФС и КС. Понятие о тематическом дешифрировании.

Спектрозональные изображения как основа тематического картирования.

Области применения материалов АФС и КС разной тематической направленности.

6 ПОСТРОЕНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБЪЕКТОВ И ОСНОВЫ ГЕОВИЗУАЛИЗАЦИИ

Расширение возможностей планиметрических построений путем построения псевдо- и истинных трехмерных изображений объектов.

Трехмерные построения по АФС. Получение визуального стереоэффекта при дешифрировании АФС и КС. Стереопары.

Фототриангуляция и фотограмметрия.

Специальные методы получения трехмерных моделей. Применение интерферометра в программе Space Shuttle.

Современные технологии лазерного сканирования LIDAR.

Геовизуализация как современное средство интерпретации ДДЗ.

7 ИНТЕГРАЦИЯ ДДЗ И ГИС

Методы дистанционного зондирования и их место в предметном поле геоинформатики. Современные ДДЗ как компонент ГИС. Организация региональных и локальных ГИС путем интерпретации ДДЗ. Данные дистанционного зондирования в ряду современных тематических ГИС.

Автоматизированные системы интерпретации изображения и построения картографического материала.

8 ПРИМЕНЕНИЕ ДДЗ ПРИ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЪЕМКЕ

ДДЗ как обязательный компонент ГСР. Обзорные и детальные АФС и их использование на разных этапах работ. Схемы накидного монтажа.

Возможности применение современных спутниковых снимков в практике геолого-съемочных работ. Особенности снимков RADARSAT.

9 ДДЗ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧЕТВЕРИЧНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

Особенности дешифрирования четвертичных отложений районов двухчленного строения. Спектральные характеристики отложений в разных природных зонах, и их роль в создании рисунка и фототона изображения.

Применение лазерного сканирования при изучении четвертичных отложений.

Оборудование наземной фотограмметрии и его применение при картировании четвертичных отложений.

10 ДДЗ ПРИ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Спектральные характеристики природной среды как индикатор нарушенного состояния. Дешифрирование геоэкологической ситуации при съемке в видимой и специальной части спектра.

Снимки разного разрешения как инструмент мониторинговых работ для целей геоэкологического картирования.

Применение ДДЗ при оценке геологических рисков.

11 ПРИМЕНЕНИЕ ДДЗ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

Аппаратура межпланетных ИС как источник ДДЗ. Программа планетарной геологии NASA и USGS. Геологическое и тематическое картирование, получение и передача данных дистанционного зондирования различными ИС. ДДЗ с ближних и дальних планет Солнечной системы. Методика обработки и визуализации планетарных ДДЗ.

Примерное содержание лабораторных занятий

Определение масштаба АФС по расчетной формуле.

Интерпретация АФС и КС разного масштаба.

Интерпретация спектрозональных КС.

Сопоставление разрешающей способности АФС и КС территории.

Тематическое физико-географическое дешифрирование по АФС.

Тематическое геоморфологическое дешифрирование по АФС.

Тематическое дешифрирование комплексов четвертичных отложений на АФС.

Тематическое дешифрирование эколого-геологической обстановки по АФС.

Тематическое физико-географическое картирование района по КС Марса

Тематическое геоморфологическое картирование района по КС Марса.

Тематическое геологическое картирование района по КС Марса.

Организация ГИС на базе материалов тематического дешифрирование АФС.

Организация ГИС на базе материалов тематического эколого-геологического дешифрирование КС.

5. Образовательные технологии

Формирование профессиональных компетенций в курсе «Дистанционные методы в геологии» осуществляется за счет активного использования образовательных технологий педагогического и профессионального контекста: построение курса с использованием технологии анализа конкретных ситуаций (case-study); мультимедийных лекций и практических занятий по разномасштабным аэро- и космоснимкам.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа студента выражается в освоении дополнительной литературы для участия в семинарах и подготовки реферата. Выполнение самостоятельных практических работ по созданию тематической схемы дешифрирования и объяснительной записки к ней. Подготовке к контрольным работам по тематическим блокам: Контрольная работа №1 по тематическим блокам с 1 по 2; контрольная работа №2 по тематическим блокам с 3 по 4; контрольная работа №3 по тематическим блокам с 6 по 9;

Система оценивания поэтапная представлена оценкой за:

выполнение практических заданий (30%);

участие в семинарах, написание и защиту реферата (20%)

контрольные работы по тематическим блокам (15%)

посещение занятий (5%)

семестровая аттестация по предмету (30%).

Оценочный бал получается суммированием указанных этапов.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) ____ Дистанционные методы в геологии ________

а) основная литература:

  1. Генике А.А., Побединский Г.Г. Глобальные спутниковые системы определения местоположения и их применение в геодезии. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Картгеоцентр, 2004. - 355 с.: ил.

  2. Корчуганова Н.И., Корсаков А.К. Дистанционные методы геологического картирования: Учебник. М.: КДУ, 2009.- 288 с

  3. Корчуганова Н.И. Аэрокосмические методы в геологии. М.: Геокарт, ГЕОС, 2006. -243 с.

  4. Серапинас Б.Б. Глобальные системы позиционирования: Учебное издание. М.: ИКФ «Каталог», 2002. - 106 с.

  5. Фотограмметрия, Топография и Картография Назаров А.С. Фотограмметрия: учебное пособие для студентов вузов. Минск: ТетраСистемс, 2006. - 368 с.

б) дополнительная литература:

  1. Кашкин В.Б., Сухинин А.И. Дистанционное зондирование Земли из космоса. Цифровая обработка изображений: Учебное пособие. М.: Логос, 2001. - 264 с.: ил.

  2. Рябухин А. Г., Макаров В. И., Макарова Н. В. Космические методы в геологии. М.: Изд-во МГУ, 1988. -145 с.

  3. Петрусевич М. Н., Казик Л. И. Практическое руководство по аэрофотогеологии. М.: Изд-во МГУ, 1976. -192 с.

  4. Петрусевич М. Н. Аэрометоды при геологических исследованиях. М.: Изд-во МГУ, 1962. - 407 с.

  5. Петрусевич М. Н. Воздушная и наземная стереофотосъемка при геологических исследованиях. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 263 с.

  6. Урмаев М.С. Космическая фотограмметрия: Учебник для вузов. М.: Недра, 1989. - 279 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Компьютерные программы Google Earth, ILWIS, ESRI ArcGIS и ENVI. Космоснимки с портала , коммерческие материалы компании «Совзонд».

Рекомендуемые интернет ресурсы:

  1. www.data

  2. http://landsat.gsfc.nasa.gov

  3. http://nasascience.nasa.gov

  4. http://www2.jpl.nasa.gov/srtm

  5. t

  6. rs.nrcan.gc.ca

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Компьютерный класс геологического моделирования. Персональные компьютеры и мультимедийная техника. Комплект учебных материалов дистанционного зондирования.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____020700 Геология и разведка полезных ископаемых_________

Автор __А.С. Лашин _______________________________________________

Программа одобрена на заседании ____________________________________

(указать наименование кафедры)

от ___________года, протокол № _________________.

Заведующий кафедрой общей геологии

и полезных ископаемых _________________(А.Ю. Гужиков)

Декан геологического факультета _________________(Е.Н.Волкова)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Г. Чернышевского геологический факультет (наименование института, факультета) утверждаю " " 2011 г. Рабочая программа (2)

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины (модуля) «Геоинформатика» является изучение разномасштабных геосистем. Глубокое и всестороннее знание процессов функционирования которых, обеспечивает правильное понимание протекающих в них процессов, а современная
  2. Программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности

    Программа
    №1385 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и инструктивного письма №ИБ-733/12 от 22 июня 2011 г.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 030600 «История»

    Основная образовательная программа
    - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности,
  4. Научно-исследовательский институт проблем каспийского моря (2)

    Документ
    Третий выпуск сборника «Астраханские краеведческие чтения» традиционно подводит итог работы астраханских, региональных и зарубежных ученых и специалистов по изучению природных ресурсов, истории и культуры Астраханского края.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 032700 Филология (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки Отечественной филологии (Башкирский язык и литература).

Другие похожие документы..