Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Трансгенные продукты (ТГП) – продукты, полученные с помощью видоизменения генотипа (набора генов) конкретного вида растений, животных, птиц и пр. Напр...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 10 июня 2008 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д.212.241.01 при Саратовском государственном социально-экономическом...полностью>>
'Программа'
Во время обзорной экскурсии Вас ждет знакомство с одним из самых привлекательных городов мира, столицей финансовой и культурной жизни США – Нью-Йорко...полностью>>
'Закон'
Согласно п.1 ст.121 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" мировое соглашение должно быть заключено в письменной форме. В ...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Н. М. Овсянникова

учитель географии МОУ СОШ № 95 г. Краснодара

Урок географии в 10-м классе

«МГТР и мировое хозяйство»

Цель урока: сформировать представление о международном географическом разделении труда, показать его значение и особенности, рассмотреть влияние международного географического разделении труда на мировое хозяйство, рассмотреть в международной экономической интеграции региональные и отраслевые группировки, раскрыть понятия «отрасль международной специализации», «глобализация хозяйственной жизни».

Оборудование: политическая карта мира, интерактивная доска, мультимедийная презентация «МГТР и мировое хозяйство», учебники географии, атласы, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объяснение учителя

1. Формы разделения труда.

Слайд № 1.

В нашей жизни каждый член коллектива выполняет свой вид работы или ее часть. Тоже происходит и в семье. Это простейшее разделение труда.

Рассмотрим рис. 70. Как распределяется труд в первобытном обществе?

По мере развития человеческого общества появляются новые трудовые отношения. Так возникает общественное разделение труда. Оно требует большого количества профессий, которые обеспечивают нас всем необходимым.

Слайд № 2.

Особенности природных условий влияли на специализацию производства отдельных территорий, т. е. развивается территориальное географическое разделение труда.

Переход производства от ремесленной к промышленной стадии привёл к различию в уровне развития стран, в их способности организовать производство качественных товаров. И постепенно территориальное разделение труда переходит к международному географическому разделению труда.

Международное географическое разделение труда (МГРТ) — это специализация отдельных стран на производстве определенной продукции и последующий обмен этой продукцией.

Слайд № 3.

Специализированная продукция становится «визитной карточкой» страны, которая ее производит. Отрасль, производящая эту отрасль, называется отраслью международной специализации страны.

2. Формирование и развитие мирового хозяйства.

Существуют страны с определенной ролью в МГРТ.

Слайд № 4.

Это сырьевые страны, которые на мировом рынке выступают в качестве поставщиков различных видов природных ресурсов.

Слайд № 5.

Аграрные страны выходят на мировой рынок с продукцией сельского хозяйства.

Слайд № 6.

Промышленные страны выделяются продукцией различных отраслей обрабатывающей промышленности.

Слайд № 7.

Специализация возможна и на оказании определенного вида услуг. Есть страны-курорты, финансовые центры.

Вопрос. Какие условия необходимы для развития МГРТ? Найти ответ в учебнике на стр. 141.

Развитие МГРТ возможно при выполнении трех условий:

— наличие стран, имеющих преимущество и способность в производстве большого количества продукции;

— наличие стран, нуждающихся в этой продукции;

— достаточный уровень развития транспорта.

Сочетание этих условий было достигнуто на рубеже XIX—XX веков, что способствовало сближению стран, становится основой мирного сосуществования государств. Поэтому с развитием МГРТ национальные хозяйства мира объединяются в единое мировое хозяйство.

Слайд № 8.

Слайд № 9.

Мировое хозяйство — это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Окончательно мировое хозяйство сложилось на рубеже XIX—XX веков в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.

3. Глобализация.

Слайд № 10.

Развитие мировой экономики привело к глобализации хозяйственной жизни, т. е. превращению отдельных национальных хозяйств в элементы единого мирового хозяйства. Это проявляется в возникновении и развитии транснациональных корпораций и экономической интеграции.

Слайд № 11.

Крупнейшими ТНК являются компании, специализирующиеся на нефтяной промышленности, обрабатывающей — машиностроительные, пищевой промышленности. Более трети мирового промышленного производства приходится на долю ТНК, которые стали главной движущей силой процесса глобализации.

Слайд № 12.

Экономическая интеграция представлена региональными и отраслевыми группировками.

Слайд № 13.

Региональные группировки:

— Европейский Союз;

— Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);

— Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА);

— Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ);

— Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Слайд № 14.

Отраслевые группировки:

— Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);

— Общий рынок Южного конуса;

— Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

Рассмотрим рис. 73. Интеграционные объединения современного мира.

Выписать в тетрадь названия и состав группировок.

Слайд № 15.

Экономическая глобализация привела к возникновению политической и культурной глобализации.

Политическая глобализация объединяет страны и международные организации в поиске проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных стран, но и всего человечества.

Смысл культурной глобализации состоит в сближении национальных культур, формировании общемировых ценностей.

Положительное значение глобализации сочетается с негативными последствиями:

— рост международной преступности и терроризма;

— распространение коммерческой массовой культуры;

— мировые экономические и финансовые кризисы.

По этой причине во многих странах мира возникло и набирает силу движение антиглобалистов, выступающих за ограничение развития глобализации.

Слайд № 16.

Выводы:

— по мере развития общества возникают новые формы труда, но и старые не исчезают;

— МГРТ возникло на рубеже XIX—XX веков, что привело к формированию мирового хозяйства;

— дальнейшее развитие МГРТ стало причиной возникновения транснациональных корпораций и интеграционных объединений.

4. Домашнее задание.

Слайд № 17.

Домашнее задание:

— параграф 21, на стр. 144 ответить на вопросы;

— в тетрадях выписать и выучить группировки стран.

Урок проведён в рамках мастер-класса «Применение новых УМК по географии» в СОШ № 95 г. Краснодара 21 февраля 2009 года.

Фрагмент презентации к уроку размещён на сайте Краснодарского научно-методического центра (http://knmc.kubannet.ru).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по географии, для 10-11 класса основного общего образования (базовый уровень)

    Рабочая программа
    освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях,
  2. Приказ № от 20 г Рабочая программа по географии для 10 общеобразовательного класса среднего (полного) общего образования

    Рабочая программа
    Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах.
  3. Приказ № от 2010 г. Рабочая программа по учебному курсу «Экономическая и социальная география мира» 10 класс Базовый уровень

    Рабочая программа
    примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2006 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2006 г.
  4. Осипова Наталья Александровна, учитель географии высшей категории 2011-2012 учебный год рабочая программа (1)

    Рабочая программа
    примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Другие похожие документы..