Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Бітіру жұмысы тақырыбының өзектілігі. Соңғы жылдары шағын және орта бизнес Қазақстан Республикасының экономикасындағы ролі артып келе жатыр. 2002 жыл...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Рынок и стоматологическая деятельность. . Ценообразование в условиях рынка. Основы маркетинга. 7. Теоретические основы экономики здравоохранения....полностью>>
'Программа'
Город Великий Устюг был основан в XII веке на северо – востоке Вологодской области. Этот один из малых городов русского Севера, имеет статус города –...полностью>>
'Экзаменационные билеты'
2. Новеллы А.П.Чехова, их жанровое своеобразие. «Мелочи жизни» в изображении писателя. Тема нравственного падения и духовного возрождения личности. О...полностью>>

Главная > Книга

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Р.М.Валеев

Международный контроль

КАЗАНЬ, 1998

ББК 67.91

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Казанского государственного университета.

Научный редактор - Г.И. Курдюков, зав. кафедрой государст­венного и международного права Казанского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РТ. Рецензенты: Судья Конституционного Суда РФ. Заслуженный

деятель науки РФ, доктор юридических наук,

профессор Тиунов О.И.

Заслуженный деятель науки РТ, доктор юридических наук, профессор Сундуров Ф.Р.

В монографии исследуются основные проблемы института междуна­родного контроля в современном международном праве. Автор подробно рассматривает теоретические и практические аспекты международно-пра­вового контроля, в том числе в отдельных отраслях международного права, а также вопросы взаимодействия международного и внутригосударствен­ного контроля в процессе обеспечения выполнения государствами между­народных обязательств.

Книга рассчитана на специалистов в облает и международного права и международных отношений, на лиц, непосредственно занимающихся воп­росами осуществления международно-правовых норм, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.

Автор - - Валеев Револь Миргалимович, Заслуженный юрист РТ, кан­дидат юридических наук, доцент кафедры государственного и международ­ного права юридического факультета Казанского государственного уни­верситета, член Российской ассоциации международного права. Автор мно­гочисленных научных трудов по вопросам международного уголовного права, международного гуманитарного права, международного контроля и по другим проблемам современного международного права.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

СЕМП — Советский ежегодник международного права;
РЕМП — Российский ежегодник международного права;
МЖМП — Московский журнал международного права;
СГП —Советское государство и право;
ГП —Государство и право;

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ I. Международный контроль в системе средств обеспечения международных обязательств.

§ 1 Понятие международного контроля -^ § 2. Формы и методы международного контроля.

ч § 3. Международный контроль и вопросы эффективности, о ч-"1 • ответственности в международном праве.

§ 4. Взаимодействие международного и национального контроля в процессе обеспечения соблюдения государствами международных обязательств

-"":;а': . Л.'- "

ЧАСТЬ П. Международный контроль в отраслях международного права

§ 1. Международный контроль за выполнением международно-правовых норм о правах человека.

§ 2. Международный контроль в международном гуманитарном праве.

§ 3. Международный контроль в международном праве окружающей среды.

§ 4. Международный контроль в системе всеобщей международной безопасности

rf '

§ 5. Международный контроль в международном морском праве. § 6 Международный контроль в международном уголовном праве.

3

ВВЕДЕНИЕ

Вступление мирового сообщества в XXI век сопровождается значительными успехами в стабилизации международных отношений во всех направлениях, стрем­лением к избежанию межгосударственных межнациональных, межэтнических конфликтов.

Встреча в июне 1992 года в Денвере (США) глав государств восьми ведущих держав еще раз подтвердила, что наш хрупкий мир может быть сохранен лишь при условии разумного решения глобальных, региональных, экономических, со­циальных и финансовых вопросов, наведения должного экономического порядка в мире, решения экономических и энергетических проблем, сокращения контраста между богатством и нищетой как отдельных граждан, так и целых народов.

Сотрудничество государств во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни стало не только обязательным принципом меж­дународного права, а жизненно необходимым условием развития. Объявление 17 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН последнего десятилетия уходя­щего столетия (J990-I999) Десятилетием международного права ООН наложило особый отпечаток на его роль в современном мире. Созданные совместными уси­лиями государств правовые нормы стали катализатором их поведения, частью их внутреннего права или правовой системы. Генеральная Ассамблея в резолюции 15/157 от 30 января 1997 года в связи с Десятилетием международного права об­ратилась с призывом ко всем государствам действовать в соответствии с ме­ждународным правом, в первую очередь с Уставом ООН, содействовать приня­тию и уважению принципов международного права, присоединиться к существу­ющим многосторонним договорам в области прогрессивного развития междуна­родного права и его кодификации.1 Важнейшие вопросы современности в эпоху бурного научно-технического прогресса не могут быть разрешены в изоляции не только отдельными государствами, но и целыми регионами. Отдавая предпочте­ние международно-правовым нормам, субъекты международного права обязались неукоснительно их соблюдать. Стабильность международных отношений в ко­нечном счете во многом зависит от строгого соблюдения государствами основополагающего принципа международного права - добросовестного выпол­нения международных обязательств. Тем не менее как во внутригосударственном, так и в международном праве значительное место занимают вопросы обеспече­ния выполнения международных обязательств.

В этой связи как в международно-правовой практике, так и в науке междуна­родного права в последние годы стали появляться монографии и отдельные ста­тьи, посвященные исследованию различных способов обеспечения соблюдения государствами международных обязательств, среди которых важное место занимает институт международного контроля, различные аспекты которого затра­гивались в трудах отечественных и зарубежных авторов. Необходимо подчерк­нуть, что институт международного контроля в основном подвергался исследо­ванию применительно к отдельным отраслям международного права. Среди рос­сийских ученых-международников, в трудах которых затрагивались проблемы международного контроля, следует назвать Г.В. Игнатенко, В.А. Карташкина, И.И. Котлярова, И.И Лукашука, С.А. Малинина, С.Ю. Марочкина, Г.А. Осипо-ва, А.Н. Талалаева, О.И. Тиунова, Б.Р, Тузмухамедова, P.M. Тимербаева, О.Н. Хлестова и других.

В настоящей работе рассматриваются понятие, формы и методы, а также
особенности международного контроля в отдельных отраслях международного
права.

1 См. Документ ООН A/RES/51/157, от 30 января 1997 года

4

часть I

Международный контроль в системе средств обеспечения международных обязательств.



§ 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ

На современном этапе развития международных отношений все возра­стающее значение приобретают повышение эффективности международно правовых норм, реализация принципа добросовестного выполнения госу­дарствами своих обязательств, вытекающих из договоров и других источ­ников международного права.

В Хельсинкском Заключительном акте закреплено, что "государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров и других соглашений, участниками которых они являют­ся. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавли­вать свои законы и административные правила, они будут сообразовывать­ся со своими юридическими обязательствами по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе".1

Включение в Заключительный акт положения об обязанности го­сударств-участников соблюдать международные договоры и соглашения -серьезное предупреждение тем реваншистским, агрессивным силам, кото­рые отроят свою политику на призывах к нарушение международной закон­ности на подрыве международных договоров и соглашений.

Существенные признаки принципа pacta sunt servanda - добросовестное выполнено взятых сторонами международно-правовых обязательств и не­допустимость произвольного одностороннего отказа от них. При этом доб­росовестность как элемент названного принципа имеет не только юридичес­кое, но и моральное значение.2

Учитывая важность" соблюдения государствами принципа pacta sunt servanda Комиссия международного права в ст. 20 Проекта Конвенции об ответственности государств установила, что "нарушение государством международного обязательства, предусматривающего специально установ­ленное поведение государства, налицо, когда поведение этого государства не соответствует поведению, предусматриваемому этим обязательством" .3 Российский закон "О международных договорах Российской Феде­рации" от 16 июля 1995 года провозгласил, что Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу между­народного права - принципу добросовестного выполнения международных

1 См.: Мазов В. А. Принципы Хельсинки и международное право. М., 1980.

2 См.: Нарушение США норм международного права. М , 1984,0.49-88.

3 См.: Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. М., 1983.

6

обязательств".1

Хотя взаимоотношения государств базируются на добросовестном вы­полнении принятых ими обязательств, тем не менее для достижения эффек­тивности международно - правовых норм государства обращаются к специ­фическим мерам обеспечения принципа pacta sunt servanda.2 К их числу от­носятся: международно-правовые гарантии; международно-правовой конт­роль; образование и деятельность специальных международных органов, способствующих реализации договора; принятие специальных обязательств в соответствии о требованиями соглашений общего характера по полити­ческим и иным вопросам, заключение дополнительных договоров на основе соглашений по специальным вопросам и т.д.3

Значение международного контроля для обеспечения правопорядка и законности как нового института международного права вое более возрас­тает. Это обусловливается расширением сотрудничества государств во всех сферах политической, экономической, социально-культурной жизни, услож­нением международных проблем. Существенно возрастает роль междуна­родного контроля с развитием и использованием ядерной энергетики. Со­ветский Союз с самого начала внедрения атомной энергии решительно выс­тупал за запрещение и уничтожение ядерного оружия под строгим междуна­родным контролем и использование ядерной энергии только в мирных це-лях.4Вопрос об осуществлении международного контроля особенно обо­стрился после предложения Советского Союза 15 января 1986 года о ликви­дации ядерного оружия во всем мире к 2000 году.

В Делийской декларации о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира от 27 ноября 1986 года констатировано, что меж­дународная безопасность может быть обеспечена путем комплексных мер в области ядерного разоружения и использования всех доступных и согласо­ванных средств контроля и мер доверия.5 Меры доверия - это меры по облег­чению проверки выполнения соглашений в области контроля над воору­жением и в области разоружения.6 Данное обстоятельство закономерно вы­зывает необходимость разработки и применения государствами все более совершенных форм и методов международного контроля, способствующих достаточно четкой проверке соблюдения государствами международно-пра­вовых обязательств и принятия мер по их выполнению.

1 См.: "Российская газета", 21 июля 19Э5 года.

2 См: Валеев Р М. Понятие международного контроля в международно-правовой литературе /Сов. ежегодник международного права 1980. М., 1981.; Котляров И. И. Международный контроль с использованием космических средств. М., 1981. Тимербаев Р М. Контроль за ограничением вооружений и разоружением. М.. 1983.

3 Подробнее ом.: Тиунов 0. И. СССР и обеспечение международных договоров. Иркутск, 1989, с 21-66.

4 См.: "Правда", 19 августа 1986 года

5 См.: "Правда", 23 ноября 1986 года.

6 См.: Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.

Проблема международного контроля связана со всеми отраслями со-

временного международного права, и б первую очередь с правом между-

народных договоров, хотя в Венской Конвенции о праве международных
договоров 1969г. отсутствуют какие-либо положения, предусматривающие способы обеспечения выполнения международных договоров, кроме ст. 26, закрепившей принцип pacta sunt servanda.

В международно-правовой литературе вопросы международного кон-

троля рассматривались не раз, однако определения его даются различ-

ные.

Международный контроль представляет сравнительно новый инс-

титут международного права, объектом которого являются весьма раз-

нообразные международные отношения, регулируемые нормами меж-

дународного права, а также соответствующая деятельность государств по

соблюдению международных обязательств, обеспечению международного

правопорядка и законности.

В международно-правовой литературе вопрос о международном кон-

троле исследовался в основном применительно к отдельным отраслям и

институтам международного права или при анализе деятельности между-

народных организаций.' Между тем, исследование отдельных признаков,

элементов, относящихся к сущности международного контроля, имеет важ-

ное теоретическое и практическое значение.

Контроль, как способ обеспечения принятых обязательств, существует

И в международном, и во внутригосударственном праве (так называемый

национальный контроль).

Государственный контроль - одна из форм осуществления государственной власти, Он позволяет систематически проверять исполнение постановлений центральной власти, укрепление государственной дисцип­лины и законности, изучать обоснованность и реальность решений цент­ральных органов государства, помогать совершенствовать практику раз­
работки и принятия таких решений.2

Контроль государства за исполнением международных обязательств его государственными учреждениями, юридическими и физическими ли­цами, который условно можно назвать самоконтроль, тесно связан с принци-

1 Подробнее см.: Талалаев А. Н. Борьба СССР за запрещение ядерного оружия и за установле-
нив над ним международного контроля: Автореф.дис...канд. юрид. наук, М., 1954; Бувайлик Г, Е.
Международный контроль за производством и распределением наркотических средств: Автореф.
дис... канд. юрид. наук. Киев, 1968, Лунц Л А. Эффективность конвенции МОТ и международный
контроль в системе этой организации.- В кн.' Тезисы докладов XIV Ежегодного собрания Советской
Ассоциации международного права, М.,
1971; Малинин С. А. Мирное использование атомной энер­
гии. М„ Межд. отн-я, 1971; Анисимов Л. Н Наркотики: правовой режим, Л., Изд-во ЛГУ, 1974; Кот-
ляров И. И. Правовые аспекты использования космической техники для контроля за соблюдени­
ем международных обязательств: Автореф. дис... канд. юрид. наук, М , 1978;
Fasterm. L. The Future
of Convention Arvs Control.- Policy Sciences, 1977, vol. 8, N 1, p. 1-19, L, inspection international:
Quinze etudes de la practique des etats et des organisations Internationales. Brux, 1976; Assessment of
US and International Control over the Peaceful Uses of Nuclear Energy. Wash., 1976; A Study of
International Control of Narcotics and Dangerous Drugs. Wash., 1972, Anatomic of the international
Law. L., 1976.

2 См.:БСЭ, T. 7, c. 171. - -

8

пом pacta sunt servanda. Он обеспечивается деятельностью законодатель­ных, исполнительных и судебных органов данной страны. Как подчерки­вает О.Н. Хлестов, осуществление контроля самими государствами стало применяться раньше по сравнению с использованием в этих целях специ­альных международных контрольных механизмов.'

В общей теории государства и права под контролем понимается по­литическая гарантия законности, способ обеспечения законности, провер­ка исполнения. С.С.Алексеев понимает под национальным контролем спе­циальные юридические гарантии. Это особые, закрепленные в юридичес­ких нормах правовые средства, с помощью которых обеспечивается сво­евременное и точное установление фактов нарушения законности и пре­дупреждения этих нарушений.2

В отраслевых юридических науках есть различные точки зрения о сущ­ности контроля. По мнению А.Е.Лунева, контроль - это специфический способ обеспечения законности и дисциплины. Это средство предупреж­дения, пресечения и выявления нарушений законности и дисциплины. Это часть государственного правления, его функция. Это метод реализации управленческой компетенции.3

В работах отечественных юристов-международников, в той или иной мере затрагивающих вопрос о международном контроле, нет единого оп­ределения его понятия. В Курсе международного права в шести томах в качестве международно-правовых средств обеспечения международных обязательств названы лишь международные гарантии, но международ­ный контроль в их числе даже не упомянут.4 То же самое можно сказать и о последнем издании Курса международного права в 7-ми томах.

Еще в 1973 году А.Н. Талалаев писал, что к мерам обеспечения вы­
полнения международных договоров относятся международные гарантии,
международный контроль, другие международные, а также внутригосу­
дарственные меры. Международной гарантией называется акт. в котором
государство или государства обязуются в случае необходимости сделать
все от них зависящее, чтобы побудить другое государство или государ­
ства выполнить заключенный между ними договор.

А.Н. Талалаев полагает, что в настоящее время большое значение при­обретает вопрос о международном контроле как способе обеспечения международных обязательств, в частности в тех вопросах, где другие способы

1 См.: Хлестов 0. Н. Становление и перспективы развития контроля за соблюдением междуна­родных обязательств государств. "Российский Ежегодник международного права. 1992й, Санкт-Петербург, 1994, с. 146-153.

2 См.: Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972,7.1, с. 126-129.

3 См.: Социалистическая законность и государственная дисциплина. М., "Наука", 1975, с. 145-

170.

4 См.. Курс международного права. В 6-ти томах. М., "Наука", 1968, Т. 4, с.218-219.

9

обеспечения недостаточны. И в целом он не отождествляет международный контроль с международными гарантиями.1

Истории известны следующие гарантии выполнения договорных обя­зательств - присяга, институт заложников, заклад ценностей, которые в меж­дународно-договорной практике в настоящее время не применяются. Вмес­то них возникли другие формы обеспечения выполнения договорных обяза­тельств: занятие территории, односторонние, взаимные и коллективные га­рантии.2

Обязательства по гарантийному договору предполагают либо только соблюдение государствами-гарантами установленного права, порядка ве­щей и т.п., либо наряду с этим активные действия по обеспечению соблюде­ния и восстановления нарушенного права или порядка вещей. В последнем случае гаранты обязуются сделать все от них зависящее, чтобы побудить другие государства выполнить обязательства, являющиеся объектом гаран­тии. (Примером гарантийного договора может служить акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии, заключенный 8 ноября 1815г. между Россией, Великобританией, Францией, Австрией, Пруссией, Португалией).3

Международная гарантия, которая оформляется в специальном дого­воре или в дополнительном протоколе к основному договору, не во всех случаях требует осуществления международного контроля.

В отдельных исследованиях международный контроль рассматривается в системе международных гарантий. Так, С.А. Малинин, анализируя меха­низм контроля по вопросам атомной энергии, указывает, что контроль при­зван гарантировать выполнение обязательств (отсюда официальное назва­ние контроля - "система гарантии").4

Л.А.Лазутин рассматривает контроль как часть общей системы гаран­тии в международном праве, основной функцией которого является обеспе­чение выполнения конкретного соглашения или договора.5

P.M. Тимербаев, исследуя деятельность МАГАТЭ, включает между­народный контроль в виде осуществления периодической отчетности, пред­ставления государствами различной технической документации и докла­дов, направления на места инспекторов Агентства в систему гарантий МАГАТЭ.6

1 См.;ТадалаевА.Н. Международные договоры в современном мире. 1973, с. 155-156.

2 См.: Курс международного права в 6-ти томах, т. 4, с.210

3 См.: Дипломатический словарь. М., Политиздат , 1971, с.366.

4 См.: Малинин С.А. Указ, соч., с.48-49.

5 См. Лазутин Л. А. Соотношение контроля и мер по укреплению доверия в праве международной безопасности. "Российский юридический журнал", 1995, N 1, с.85.

6 См : Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., "Наука", 1967, с.347-349; Тимербаев P.M. Мирный атом на международной арене. М., Межд отн-я, 1969.с 60-78.

10



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Казанский государственный университет (2)

    Реферат
    Человек рождается с задатками разнообразных способностей. Дети с удовольствием учатся танцевать, петь, рисовать. У них многое получается, они творят с радостью и легкостью.
  2. Казанский государственный университет Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского (6)

    Документ
    0-748951 "Благой фонд, благое дело": к 10-летию Рос. гуманитар. науч. фонда/ редкол.: Ю. Л. Воротников (отв. ред.) [и др.]. - М.: РГНФ, 2004.
  3. Казанский государственный университет Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского (8)

    Документ
    Мутные лики : типы религ. мысли в России/ Н. А. Бердяев. - М.: Канон+: Реабилитация, 2004. - 445, [2] с.; 21. - (Серия "История философии в памятниках")
  4. Казанский государственный университет Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского (5)

    Документ
    Очерки по теории познания: в 2 ч./ М. Т. Андрюшенко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Владимир. гос. ун-т. - Владимир: ВлГУ, 2001 - 2005.
  5. Казанский государственный университет Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского (4)

    Документ
    0-751863 Современное гуманитарное знание и социальная практика в поисках новой парадигмы: опыт междисциплинар. диалога: материалы постоянно действующего науч.
  6. Казанский государственный университет Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского (1)

    Документ
    0-759846 654401 Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов/ В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи; [отв. ред. д.филос.н., проф.

Другие похожие документы..