Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример , когда масштабы экономического явления и степень е...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Солопова Н.К., Селиванова О.В., Татарко Н.А.Организация проектной деятельности с использованием ИКТ: Методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
на заседании диссертационного совета К 064.17.02 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Кемеровском государственном университете...полностью>>
'Документ'
В.І. Нагайчук "Глобальні виклики та регіональні процеси на Близькому і Середньому Сході" (с. 318-355) в колективній монографії "Глобал...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Теория литературы

Бийск 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

Кафедра

Методики начального обучения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Теория литературы

Специальность:

050708 «Педагогика и методика начального образования»

(код)

Бийск 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

Кафедра

Методики начального обучения

Учебно-методический комплекс дисциплины

Теория литературы

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из ГОСа по специальности): Специфика литературы как вида искусства. Основные функции литературы. Литературное произведение как целостная структура. Форма и содержание художественного произведения. Принципы анализа художественного произведения. Автор, герой и читатель в художественном произведении. Закономерности литературного процесса. Теория литературы – одна из научных основ читательской деятельности. Понятие читательской деятельности. Освоение способов работы с текстом. Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников. Принципы организации читательской деятельности учащихся начальных классов. Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста. Моделирование фрагментов организации читательской деятельности младших школьников.

2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО). Курс «Теория литературы» (ДПП.Ф.04) входит в систему дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов, тесно связан с такими программными курсами, как, «История отечественной литературы» (ДПП.Ф.03), а также «Детская литература» (ДПП.Ф.05).

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа.

  • Теоретический блок: учебники, учебные пособия, курсы лекций, конспекты лекций, электронные конспекты лекций базовой версии.

  • Практический блок: планы и структура практических занятий.

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, банк тестовых заданий для самоконтроля, ответы к тестовым заданиям.

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

4. Список авторов элементов УМК: Островская Елена Валерьевна, старший преподаватель.

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины:

- ГОС ВПО по специальности;

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

Кафедра

Методики начального обучения

Учебно-методический комплекс дисциплины:

Теория литературы

УТВЕРЖДАЮ

I Проректор по УР___________________

"____"______________200_г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Теория литературы

Специальность

050708 «Педагогика и методика начального образования»

код

Факультет

начальных классов

Курс обучения 2

Семестр 3

Всего часов по учебному плану: 160

В том числе по формам обучения: очная/заочная

- лекции 48

- практикум 24

- самостоятельная работа 81

Формы итогового контроля знаний:

- зачет 3 сем.

Бийск 2008

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Теория литературы» входит в систему дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов. Цель курса - подготовка студентов к профессиональному чтению, устным выступлениям и письменным работам в области литературоведения. Цель определяет следующие задачи курса:

  • изучение принципов и подходов к исследованию произведений различных жанров;

  • усвоение студентами категориального аппарата теории и истории литературы, а также литературной критики;

  • приведение соответствующих понятий в системное единство;

  • создание условий совершенствования читательской деятельности студентов;

  • осмысление студентами собственной читательской деятельности и проектирование читательской деятельности детей;

  • формирование у студентов умения самостоятельного творческого прочтения произведений детской литературы, умения видеть специфику конкретного литературного произведения;

  • формирование профессиональных умений будущих учителей по организации читательской деятельности детей на широкой научной основе и на базе собственной квалифицированной читательской деятельности.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты должны знать:

  • основные понятия и термины дисциплины: литература, искусство, произведение, читательская деятельность, художественность, образ, литературоведение, анализ, интерпретация, поэтика, системность литературы, система культуры и «быта», системность произведения, конструктивный элемент, конструктивная функция, конструктивный фактор, литературная эволюция, традиция и новаторство, контекст и подтекст, реминисценция, мир произведения, содержание и форма, сюжет и фабула, мотив, персонаж, психологизм, портрет, вещь в литературе, хронотоп, художественная деталь, композиция, повествование, описание, рассуждение, точка зрения, повествователь, рассказчик, образ автора, художественная речь, поэтический язык, тропы, поэтические синтаксис, фонетика и графика, художественный метод, литературные роды, виды, жанры, эпос, лирика, драма, стихосложение, рифма, метр, ритм, литературные направления и течения;

  • специфику детской литературы;

  • крупнейшие этапы истории развития науки о литературе и её современные тенденции.

Студенты должны уметь:

  • видеть специфику конкретного литературного произведения;

  • демонстрировать на практике владение основными понятиями и терминами литературоведения;

  • владеть различными приёмами анализа произведений литературы;

  • самостоятельно творчески читать произведения детской литературы;

  • определять явления в художественном тексте и приводить свои примеры из художественных произведений;

  • оценивать соответствие произведения ожиданиям разных групп юных читателей;

  • находить связи русской детской литературы с устным народным творчеством и мировой литературой.

Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя начальной школы творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

160

3

Аудиторные занятия

72

3

Лекции

48

3

Практические занятия (семинары)

24

3

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

81

3

Курсовые работы/рефераты

-

Вид итогового контроля:

зачет

3

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

п/п

Тематический план

Лекции

Практические

занятия,

семинары

Лабораторные

работы

1

2

3

4

5

1

Литература как вида искусства.

6

2

2

Литературоведение и читательская деятельность.

6

4

3

Закономерности литературного процесса

6

2

4

Литературные роды, виды, жанры.

10

4

5

Литературное произведение как целое.

12

4

6

Принципы анализа художественного произведения

8

8

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература как вид искусства. Специфика литературы как вида искусства: литература - искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Выражение сущности явлений в литературе. Художественный образ. Конкретное и обобщенное в художественном образе. Роль вымысла, эстетическое значение художественного образа. Условность. Типизация. Общественная роль литературы.

Литературоведение и читательская деятельность. Понятие читательской деятельности. Место читательской деятельности в системе наук о литературе. Литературоведение как наука о литературе. Предмет и задачи. Основные литературоведческие дисциплины. Анализ и интерпретация литературного произведения. Пути и задачи литературного анализа. Типы читательской деятельности. Значение правильной читательской деятельности для формирования ребёнка-читателя. Читательская самостоятельность.

Литературный процесс. Понятие художественного метода в литературе. Эволюция способов создания художественного образа. Литературные направления и течения. Художественный стиль. Понятие литературного развития. Традиция и новаторство в литературном творчестве. «Чужое» слово в художественном тексте, его функция. Эволюция литературы.

Литературные роды, виды, жанры. Обусловленность принципов литературоведческого анализа родовой принадлежностью произведения. Изучение вопросов о родах, видах, жанрах, типах литературы в истории науки и на современном этапе. Эпос в народном творчестве и литературе. Эпические жанры: сказка, повесть, рассказ, басня, анекдот и др. Переживание как основа лирики, способы его воплощения. Особенности текста лирического произведения. Прямой и переносный смысл слова. Тропы. Классификация тропов. Метафора, её функция в произведении. Поэтический синтаксис. Фигуры: инверсия, градация, анафора и др. Поэтическая графика. Поэтическая фонетика. Повтор как основа звукописи: ассонанс и аллитерация. Понятие ритма и метра. Системы стихосложения. Двусложные и трёхсложные размеры: хорей, ямб, анапест, дактиль, амфибрахий. Рифма. Строфа. Жанры лирики: песня, стихотворение, романс, сонет и др. Действие как основное содержание драмы. Особенности текста драматического произведения. Способы выражения авторской позиции. Драматургический конфликт. Жанры драмы: трагедия, комедия, драма и др. Приёмы анализа произведений различной родовой принадлежности.

Литературное произведение как целое. Литературное произведение как система. Содержание и форма. Мир произведения и текст произведения. Сюжет. Место сюжета в структуре произведения. Сюжет и фабула. Элементы сюжета и способы их организации в целое. Внесюжетные элементы. Функции сюжета. Роль заглавия в произведении. Мотив. Персонаж. Психологизм. Портрет в литературе. Вещь в литературе. Художественная деталь, её функции в литературном произведении. Пейзаж в литературе. Художественное время и пространство. Композиция художественного произведения. Система точек зрения в художественном произведении. Способы рассказывания. Повествователь, рассказчик, образ автора. Читатель в художественном произведении. Диалог читателя и автора.

Принципы анализа художественного произведения. Приёмы анализа литературного произведения в исторической перспективе. Отечественные и зарубежные литературоведческие школы. Сравнительно-историческое литературоведение, формализм, структурализм и пр.

4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ - не предусмотрен

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Колич-во

экземпляров

Место хранения

Основная литература

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины

Под ред. Л.В. Чернец

Учебное пособие для студентов вузов

М.: Высшая школа, 2006. – 680 с.

20

А1,ЧЧ3

2. Теория литературы

В.Е. Хализев

Учебник для студентов вузов

М.: Высшая школа, 2005. – 405 с.

50

А1, Ч3

Дополнительная литература

1. Теория литературы

И.Ф. Волков

Учебное пособие для студентов и преподавателей

М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 256 с.

2

А1,ЧЗ

2. Принципы и приёмы анализа литературного произведения

А.Б. Есин

Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников

3-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 247 с.

1

Ч2 (1 экз.).

3. Теория литературы: В 2 Т.

Под ред. Н.Д. Тамарченко.

Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов высших учебных заведений

М.: Издательский центр "Академия", 2004

Т.1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – 510 с.

Т.2: Историческая поэтика. –360 с.

10

А1

4. Методы изучения литературы

В.Г.Зинченко, В.Г. Зусман З.И.Кирнозе

Учебное пособие

М.: Флинта: Наука, 2002. – 200 с.

1

А1 (1 экз.)

5. Введение в литературоведение

Е. Фарино

Учебное пособие

СПб., 2004

1

Ч2

6. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход

С.П. Лавлинский

Учебное пособие для студентов-филологов

М.: Прогресс-традиция: ИНФРА, 2003. – 381с.

2

А1 (1 экз.), Ч2 (1 экз.)

5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ – нет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» Бийск

    Учебно-методический комплекс
    П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» / Автор-составитель: Е.Б. Манузина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для преподавателей / Сост.: Н.А. Кочергина, Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (41)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (55)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А.Ю. Лахтин; Бийский пед. гос.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (36)

    Учебно-методический комплекс
    Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.Н. Левина; Бийский пед. гос. ун-т им.

Другие похожие документы..