Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают све...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Тему курсовой работы студент может взять не только из вышеуказанного списка, но и предложить сам по согласованию с преподавателем (научным руководите...полностью>>
'Изложение'
5. Учебная цель: Ознакомить студентов со строением кожи, основными патологическими процессами в коже, морфологическими элементами сыпей, методами обс...полностью>>
'Документ'
координирующий деятельность госструктур в инновационной сфере» Новости патентного рынка Право, воплощенное в «Мечте» Гранты. Конкурсы. Конференции.  ...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

аудио, -видеоаппаратура: необходима при изучении ряда тем, касающихся проблем функционирования литературы и искусства.

7. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

      1. Задания к теме: Теория литературного анализа

Составить конспект статьи Н.Н. Светловской «О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению» // Начальная школа. – 2005. - № 4. – С.8-14; № 5. – С.39-47.

Ответить на вопросы: Что такое «целостность» и «самодостаточность» литературного произведения? Какова функция этих понятий в процессе литературного развития детей?

Отчётность: Конспект статьи.

Задания к теме: Художественное произведение в системе культуры.

Применительно к приведенным ниже произведениям установить целесообразность привлечения контекстуальных данных того или иного вида, пользуясь следующей шкалой оценок: а) привлечение необходимо; б) допустимо; в) нецелесообразно; г) вредно. Проведите контекстуальный анализ одного из произведений. Показать, как привлечение контекста способствует более полному и глубокому пониманию текста.

  • Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством.

  • В.А. Жуковский. Светлана.

  • Н.С. Лесков. Серебряный рубль.

  • С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

Отчётность: Контекстуальный анализ текста.

Задания к теме: Поэтический язык

1. Анализ пейзажной лирики

Выбрать из учебников начальной школы по литературному чтению тексты русских поэтов по теме «Осень». Выявить в них средства художественной образности: Объяснить их функцию.

2. В следующих произведениях выявить особенности рифмы, определить стихотворный размер и создаваемый им темпоритм:

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

К.И. Чуковский "Краденое солнце".

Д. Хармс «Иван Топорышкин».

Отчётность: Анализ поэтических текстов.

Задания к теме: Художественные особенности игровой поэзии

Выбрать из учебников начальной школы по литературному чтению поэтические игровые тексты. Выявить в них средства художественной образности. Предложить свой анализ.

Отчётность: Анализ текстов.

Задания к теме: Художественное пространство и время

Проанализировать пространственно-временную организацию художественного мира русских народных волшебных сказок, входящих в учебники начальной школы по литературному чтению:

Отчётность: Анализ сказки (на выбор).

Задания к теме: Композиция художественного произведения

Найти в учебниках для начальной школы примеры произведений с различными композиционными приёмами.

Отчётность: Анализ композиции одного из текстов (на выбор).

Задания к теме: Поэтика драматического произведения

Проанализировать любую драматическую (спектакль), телевизионную, мультипликационную или кино интерпретацию известного произведения детской литературы.

Отчётность: Развёрнутая интерпретация произведения.

7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ:

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

  1. Литературоведение как наука о художественной литературе. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.

  2. Литература и жизнь. Художественная литература в кругу других искусств. Выражение сущности явлений в литературе.

  3. Искусство как познавательная деятельность. Теории: подражания, символизации. Типическое и характерное.

  4. Автор и его присутствие в произведении. Значение термина «автор». Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо.

  5. Литературное произведение как художественное целое. Содержание и форма художественного произведения. Произведение. Цикл. Фрагмент.

  6. Текст как понятие филологии. Текст как понятие семиотики и культурологи.

  7. Герменевтика. Понимание. Интерпретация. Смысл. Диалогичность как понятие герменевтики.

  8. Читатель и автор. Присутствие читателя в произведении. Массовый читатель.

  9. «Высокая литература». Массовая литература. Беллетристика. Колебания литературных репутаций. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы. Народность в литературе.

  10. Значение термина «мир произведения». Персонаж и его ценностная ориентация. Сознание и самосознание персонажа.

  11. Портрет. Вещь. Пейзаж. Время и пространство.

  12. Принципы рассмотрения литературного произведения Описание и анализ. Литературоведческие интерпретации. Контекстуальное изучение. Организация читательской деятельности учащихся начальной школы. Виды деятельности учащихся при чтении детских книг.

  13. Типы авторской эмоциональности: героическое, сентиментальное, романтическое, трагическое.

  14. Понятия: смех, комическое, ирония.

  15. Художественный метод и стиль. Эволюция способов создания художественного образа.

  16. Литературный процесс. Литературные общности (художественные системы) XIX – XX вв. Художественные направления как составляющие литературного процесса. Течение – подразделение литературного направления. Группировки и школы.

  17. Региональная и национальная специфика литературы.

  18. Понятие литературного развития. Воздействие фольклора на литературу. Традиция и новаторство в литературном творчестве. «Чужое» слово в художественном тексте, его функция. Стилизация. Пародия. Сказ. Реминисценция. Интертекстуальность.

  19. Стих и проза. Рифма в стихе и за его пределами. Метр и размеры.

  20. Истоки русской стихотворной культуры.

  21. Роды литературы. Деление литературы на роды: эпос, драма, лирика.

  22. Жанры. О понятии «жанр». Литературные жанры.

  23. Композиция: значение термина. Мотив. Монтаж Композиционное единство произведения.

  24. Тема и идея литературного произведения. Вечные темы. Идея как выражение авторской тенденции в художественном освещении темы.

  25. Художественный образ. Конкретное и обобщённое в художественном образе. Роль вымысла, эстетическое значение художественного образа. Образный строй литературного произведения. Типология образов.

  26. Понятие «архетип». Виды архетипа.

  27. Миф: значение слова. Нетрадиционная герменевтика.

  28. Понятие «деталь» в художественном тексте. Использование детали как части художественного образа.

  29. Заглавие как способ идейного содержания текста. Виды заглавий. Роль заглавий и эпиграфов в художественном произведении.

  30. Понятие «лирический субъект». Лирический герой: формы проявления его позиции в тексте.

  31. Мотив как литературоведческое понятие. Виды мотивов.

  32. Художественный перевод как литературоведческая категория. Основные принципы перевода.

  33. Формы поведения персонажа в художественном произведении. Проявление поведения в тексте.

  34. Художественная речь и другие виды речевой деятельности. Поэзия и проза. Специфика художественной речи. Язык разговорный, литературный и поэтический.

  35. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка: номинация, синонимия, антонимия, омонимия и ее разновидности.

  36. Соотношение тропов. Характеристика разных видов тропов.

  37. Звуковая организация поэтической речи Классификация звуковых повторов.

  38. Метрическая (античная) система стихосложения.

  39. Силлаботоническая система стихосложения.

  40. Тоническая система стихосложения: дольники, тактовики и акцентный стих. Свободный стих в русской поэзии (проблема верлибра).

  41. Строфика. Классификация строф.

  42. Функционирование произведения. Творческая история произведения. Особенности восприятия и воздействия произведения на читателей. Цитата.

  43. Сюжет и фабула. Элементы сюжета и способы их организации в целое. Внесюжетные элементы. Функции сюжета.

  44. Поэтический синтаксис. Фигуры: инверсия, градация, анафора и др.

  1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

(не предусмотрены).

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Теория литературы» входит в систему дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов. Цель курса - подготовка студентов к профессиональному чтению, устным выступлениям и письменным работам в области литературоведения. Цель определяет следующие задачи курса:

  • изучение принципов и подходов к исследованию произведений различных жанров;

  • усвоение студентами категориального аппарата теории и истории литературы, а также литературной критики;

  • приведение соответствующих понятий в системное единство;

  • создание условий совершенствования читательской деятельности студентов;

  • осмысление студентами собственной читательской деятельности и проектирование читательской деятельности детей;

  • формирование у студентов умения самостоятельного творческого прочтения произведений детской литературы, умения видеть специфику конкретного литературного произведения;

  • формирование профессиональных умений будущих учителей по организации читательской деятельности детей на широкой научной основе и на базе собственной квалифицированной читательской деятельности.

В основе курса «Теории литературы и практики читательской деятельности» лежит учение о литературном произведении, понятом как системное единство составляющих его элементов. Методологической основой курса послужили научные труды представителей русской формальной школы (Ю. Тынянова, В. Шкловского, Б. Томашевского, В.Я. Проппа и др.), развитые в современном литературоведении и откорректированные современными методиками исследования художественного текста (работы Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.М. Гаспарова, В.И. Тюпы, Е. Фарино и др.), а также исследования методистов в области читательской деятельности школьников (работы Н. Светловской, С. Лавлинского, Т. Троицкой и др.). Специфика курса заключается в его практической направленности на подготовку учителей начальной школы. В связи с этим большое внимание уделяется формированию читательских умений и навыков, необходимых при собственно литературоведческом и читательском (ориентированном на младших школьников) анализе художественного произведения. Литературоведческие понятия и термины разъясняются с привлечением конкретного литературно-художественного материала, где предпочтение отдаётся произведениям русской детской литературы, что также мотивировано спецификой курса.

Список литературы к теме, как правило, включает исследования, содержащие различные точки зрения на изучаемый аспект литературоведения. Многочисленность исследований призвана продемонстрировать многообразие подходов к литературному произведению, показать многоаспектность его анализа, что в целом должно закрепить представление студентов о подвижности, динамике художественного текста, об отсутствии «истинно правильного, конечного» варианта его анализа. Подобный подход позволяет говорить о возможности формирования у будущих учителей способности творческого оценивания факта литературы, независимо от каких-либо предлагаемых методических разработок, о возможности и необходимости формирования в будущем в школьной практике таких же способностей у учащихся. Учёт многообразия подходов к художественному произведению помогает отойти от предвзятости в читательской деятельности, формирует способность понимать и принимать любые факты литературы и искусства, в том числе и современного, подчас противоречащего существующим законам художественности. Для учителя, идущего к детям, способность поговорить о любом произведении – ценное качество, работающее и на повышение авторитета педагога, и на формирование интереса к предмету. В процессе изучения курса «Теории литературы и практики читательской деятельности» при самостоятельном отборе студентами произведений для анализа и интерпретации рекомендуется акцентировать внимание на современном процессе литературы и искусства, на произведениях последних лет (включая, помимо традиционных литературных жанров, также современные песенные тексты разных жанров, кинотексты и пр.), что позволит создать определённую интригу на занятии, поможет привести к осознанию студентами специфики литературы и культуры в целом, почувствовать практически свою собственную читательскую деятельность, не имеющую ничего общего с «мёртвым теоретизированием». В процессе подготовки к занятиям студенты должны отработать некоторые виды письменных работ: конспектирование, составление тезисов и планов, анализ текста, оформление библиографического аппарата.

В заключение курса «Теория литературы» предполагается проведение теста на знание литературоведческого терминологического аппарата.

Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя начальной школы творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.

9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИЛИНЕ (не предусмотрена)

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050708 - «Педагогика и методика начального образования»

Программу составила: Островская Елена Валерьевна, старший преподаватель.

Программа утверждена на заседании кафедры теории и методики начального образования, протокол № 1 от 05.09.2008 г.

Заведующий кафедрой: Кульбякина Л.Я.

Секретарь кафедры: Калинина Е.В.

1.1.3. Содержание разделов дисциплины

Лекции – 48 ч.

Лекция №1

Тема: Литературоведение как наука (2 часа)

План

1. Многообразие литературных явлений и понятие системности. 2. Три основных рода литературных явлений. 3. Структура литературоведения. 4. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.

Лекция № 2-3

Тема: Литература и жизнь (4 часа)

План

1. Художественная литература в кругу других искусств. 2. Деление искусства на виды. 3. Изобразительные и экспрессивные виды искусства. 4. Литература как искусство слова. 5. Сфера художественной литературы. 6. Предмет художественной литературы. 7. Основные функции художественной литературы. 8. Литература и средства массовой коммуникации.

Лекция № 4

Тема: Искусство как познавательная деятельность (2 часа)

План

1. Теория подражания. 2. Теория символизации. 3. Типическое и характерное. 4. Личностное начало как объект художественного освоения.

Лекция № 5

Тема: Автор и его присутствие в произведении (2 часа)

План

1. Значение термина «автор». Исторические судьбы авторства. 2. Идейно-смысловая сторона искусства. 3. Непреднамеренное в искусстве. 4. Выражение творческой энергии автора. Вдохновение. 5. Искусство и игра. 6. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо. 7. Концепция смерти автора и ее критика.

Лекция № 6-7

Тема: Литературное произведение как художественное целое (4 часа)

План

1. Содержание и форма художественного произведения. 2. Поэтика: значение термина. 3. Произведение. Цикл. Фрагмент.

Лекция № 8

Тема: Текст (2 часа)

План

1. Текст как понятие филологии. 2. Текст как понятие семиотики и культурологи. 3. Текст в постмодернистских концепциях.

Лекция № 9

Тема: Герменевтика (2 часа)

План

1. Понимание. Интерпретация. Смысл. 2. Диалогичность как понятие герменевтики. 3. Нетрадиционная герменевтика.

Лекция № 10

Тема: Восприятие литературы. Читатель (2 часа)

План

1. Читатель и автор. 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика. 3. Реальный читатель. Историко-функциональное изучение литературы. 4. Литературная критика. 5. Массовый читатель.

Лекция № 11

Тема: Литературные иерархии и репутации (2 часа)

План

1. «Высокая литература». Литературная классика. 2. Массовая литература. Беллетристика. Колебания литературных репутаций. Безвестные и забытые авторы и произведения.

Лекция № 12

Тема: Литература – элита – народ (2 часа)

План

1. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы. Народность в литературе.

Лекция № 13 – 14

Тема: Мир произведения (4 часа)

План

1. Значение термина «мир произведения». 2. Персонаж и его ценностная ориентация. 3. Персонажи писатель (герой и автор). 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм. 5. Портрет. 6. Формы поведения. 7. Говорящий человек. Диалог и монолог. 8. Вещь. 9. Природа. Пейзаж. 10. Время и пространство.

Лекция № 15

Тема: Принципы рассмотрения литературного произведения (2 часа)

План

1. Описание и анализ. 2. Литературоведческие интерпретации. 3. Контекстуальное изучение.

Лекция № 16-17

Тема: Типы авторской эмоциональности (4 часа)

План

1. Героическое. 2. Идиллическое, сентиментальность, романтика. 3. Трагическое. 4. Смех, комическое, ирония.

Лекция № 18

Тема: Художественный метод и стиль (2 часа)

План

1. Метод как совокупность наиболее общих принципов художественного мышления. «Стиль – это человек».

Лекция № 19-20

Тема: Литературный процесс (4 часа)

План

1. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы. 2. Стадиальность литературного развития. Литературные общности (художественные системы) XIX – XX вв. Художественные направления как составляющие литературного процесса. Течение – подразделение литературного направления. Группировки и школы. 4. Региональная и национальная специфика литературы. 5. Международные литературные связи.

Лекция № 21

Тема: Новаторское слово. Литература в литературе (2 часа)

План

1. Разноречие и чужое слово. 2. Стилизация. Пародия. Сказ. 3. Реминисценция. 4. Интертекстуальность. 5. Слово неавторское и авторское.

Лекция № 22-23 (4 часа)

Тема: Стих и проза

План

1. Основные подразделения стиховедения. Проблема специфики стихотворной речи. 2. Рифма в стихе и за его пределами. 3. Ритм и ритмическая система. 4. Метр и размеры. 5. Ритм художественной прозы. Случайные метры. 6. Сегментация речевого потока на стихи. Понятие стихопрозы.

Лекция № 24

Тема: Истоки русской стихотворной культуры (2 часа)

План

1. Фольклорные и литературные корни русского стиха. 2. Русская досиллабическая и силлабическая поэзия. 3. Реформа русского стихосложения как процесс.

1.3.2. Содержание практических занятий

Практические занятия – 24 ч.

Практическое занятие № 1

Тема: Роды литературы (2 часа)

План

1.Деление литературы на роды. 2. Происхождение литературных родов. 3. Эпос: повествование и его субъект. 4. Драма. 5. Лирика. 6. Межродовые и внеродовые формы.

Практическое занятие № 2

Тема: Жанры (2 часа)

План

1. О понятии «жанр». 2. Понятие «содержательная форма» применительно к жанрам. 3. Роман: жанровая сущность. 4. Жанровые структуры и каноны. 5. Жанровые системы. Канонизация жанров. 6. Жанровые конфронтации и традиции. 7. Литературные жанры и их связь с нехудожественной реальностью.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» Бийск

    Учебно-методический комплекс
    П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» / Автор-составитель: Е.Б. Манузина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для преподавателей / Сост.: Н.А. Кочергина, Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (41)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (55)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А.Ю. Лахтин; Бийский пед. гос.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (36)

    Учебно-методический комплекс
    Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.Н. Левина; Бийский пед. гос. ун-т им.

Другие похожие документы..