Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Настоящее положение разработано для Государственного образовательного учреждения детский сад № 2604 (далее – Учреждение) в соответствии с Законом РФ ...полностью>>
'Документ'
виховувати розуміння взаємозв’язку внутрішньої та зовнішньої краси навколишнього світу через створення художнього образу засобами витинанки та естетич...полностью>>
'Документ'
Стан виконання заходів обласної програми забезпечення профілактики ВІЛ-інфекції лікування, догляду та підтримки ВІЛ-інфікованих і хворих на СНІД на 2...полностью>>
'Документ'
У Санкт-Петербургского Совета ветеранов альпинизма есть традиция награждать ветеранов-юбиляров в дни их юбилеев, помимо грамот, еще и ценными подарка...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рецензия на философские произведения Игоря Ладова

1

Где-то в конце 2004г., примерно в ноябре, я набрел в Сети на сайт Игоря Ладова – кажется, я искал что-то на ключевые слова «сверхчеловек» и/или «бог». Философские воззрения автора сайта, живущего в Астрахани, по кругу рассматриваемых вопросов удивительным образом совпадают с волнующей меня тематикой. В рецензии я разберу три работы:

  • «Мировоззрение» - изложение основ системы Ладова (далее – [1])

  • «Как исчезнут люди» – более эмоциональное и немного экзальтированное, а потому и более показное, изложение практических следствий из системы (далее – [3])

  • «Рыба тухнет с головы» – проходная статья-повествование о впечатлениях от поездки в Москву осенью 2004г. (далее – [3])

Первые две работы опубликованы в печати – Ладов (Липатов) И.П. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Эссе. - 2-е изд., перераб. и доп. - Астрахань, ГУП ИПК "Волга", 2003. - 184 с.; Ладов (Липатов) И.П. Как исчезнут люди. - Астрахань, 2005. - 176 с.).

Стиль всех текстов ясный, без туманностей академической философии, рациональный. В {2] распространено автоцитирование, что, вообще говоря, смотрится нескромной рекламой себя и предыдущей книги; кроме того, встречаются повторы мыслей и избыток восклицательных предложений. Во Введении [1] автор пытается придать работе «научный» статус, подстраиваясь под шаблоны, – это выглядит несколько наивным. Заключительные главы [2] являются авторским фантазированием, и я думаю, их энтузиазм в значительной степени напускной – здесь автор явно увлекся (например, рассуждая об эмблеме гипербореев). Некоторые места статей-книг по форме сходны с афоризмами, поэтому автор заботливо их свел в последней главе [2]. Среди них мне запомнились по резкости:

  • Или кто-то скажет: "Пусть ребёнок не родится, если не названы все ближние и дальние родственники"?

  • Если вновь и вновь делаешь какое-либо дело, а потом стыдишься его и раскаиваешься, то либо перестань делать, либо перестань раскаиваться.

  • Положим, вы не знаете или не хотите знать законов природы и Богов, но законы знают вас

Излагаемая система взялась из смеси ницшеанства и русской православной традиции. Вероятно, были и другие влияния, но они не заметны (кроме, быть может, гегелевской идеи саморазвертывания Абсолюта). Впрочем, это вовсе не говорит о вторичности или заимствовании системы. Выстроенное здание обладает определенной красотой.

Поскольку рецензируются сразу три «статьи», то я вначале разделаюсь с [3], а затем приступлю к анализу объединенной работы [1]+[2]. В отличие от предшествующих моих рецензий третий раздел будет значительно расширенным. Там я намерен вступить в теоретический спор со взглядами Ладова и со сходными с ними своими бывшими взглядами (первые три части «Я есмь бог»). Этот спор можно назвать и духовным, и, с другой стороны, дружеским, поскольку есть ряд позиций, по которым наши философии родственны.

2.1.

Итак, «Рыба тухнет с головы»? Впечатления метки, но временами страдают тем, что автор домысливает увиденное. Уже в самом начале, описывая назойливость извозчиков, идет замечание «Что ж они такие разъевшиеся здесь? - думаю я». Действительно, в Москве много полных людей (хотя не меньше и «тонких»), а то время как в провинции в основном недоедают. Как москвич, я бы извинил их за налегание на еду (сам грешен): ведь продуктовые ларьки и магазины на каждом углу, и поди устоять перед соблазном съесть лишнее. Чем-то автору не угодила кассирша, и вот уже вывод: «в характере москвичей не изменилось - презирать всех не москвичей и задирать нос, даже если получил московскую прописку на прошлой неделе». Я бы назвал это не «презрением», а некой формой защитной реакции – в любом провинциале москвич видит потаенное желание «закрепиться» в Москве в каком-нибудь общежитии или еще каким честным или нечестным путем. Яне думаю, что ошибаюсь, если предположу, что на вопрос: «Предпочли бы вы жить в Москве или в родном городе «Урюпинске»?» ответ был бы в пользу первого. Да и не нужно обвинять провинциала в таком желании, ведь «хотя Москва слезам не верит…», но в Москве жить объективно легче. А неустроенный провинциал – это потенциальный кандидат в уличные преступники. Эту напряженность отношений провинции (периферии) и столица, доставшуюся в наследство с брежневских времен, автор углубляет и далее: «В Москву со всей страны съехались перестроечные мошенники, воры и бандиты. Они свезли сюда деньги со всех "территорий" (так, я слышал, некоторые москвичи называют остальную Россию)». Наблюдение совершенно верное, однако, и сюда вклинилась субъективность. В данной цитате первое предложение говорит о «бандитах», а во втором- подменяя подлежащее, о «москвичах». Очень может быть, что эти бизнесмены и называют то, откуда они качают деньги, «территорией», но в моем сознании это не какие-то «территории», а «периферия», т.е. просто то, что лежит вне центра.

Затее идет деление людей на три сорта. Если бы автор жил в Москве долгое время, он мог бы делать такие выводы, но после, вероятно, короткой поездки вряд ли есть основания делать подобные глубинные выводы. Я делаю это замечание при всем при том, что не оспариваю его и даже признаю его некоторую справедливость. Упомянутая градация людей на «хозяев жизни», «холопов» и «простых людей» характерна для всего общества, хотя в Москве она, быть может, и более отчетлива.

Приведу еще пример, присущий подходу автора. «Говорят, в Москве решили сократить количество машин с "мигалками". Лужкову приписывают фразу: "Каждый прыщ с мигалкой". Впечатление от этих "мигалок" и "прыщей" неприятное». Я сам далек от проблем владельца машины, но опять же удивительно, что автор успел-таки получить «впечатление». Меня, например, проблемы с «мигалками» ничуть не трогают.

Резюмируя эту работу, должен сказать о ее проницательности и достоверности; трудно найти что-либо, не соответствующее реальному положению дел (особенно умилила меня ремарка о преобладании собак над кошками на улице – это наблюдение совершенно правильно). И все же повторюсь, работа не лишена субъективности, которая вплетается вместе с оборотами «говорят, что», «я читал…» и т.п. Вероятно, однако, эта субъективность придает более литературный вид данному опусу.

2.2.

Автор сильно облегчил мне задачу, зафиксировав во Введении [1] основные свои тезисы.

Главный тезис книги в том, что Бог должен появиться как живое существо в процессе развития Вселенной. До этого появления он присутствует во Вселенной как Дух. Состояние Вселенной до начала её эволюции обозначено в сочинении как "Ничто". Время между "Ничто" и появлением Бога как живого организма, назван "переходным периодом". Время после появления Бога как живого организма - "Вечным Бытием". После этого появления Бог сможет преобразить Вселенную в более совершенное состояние. Автор считает, что Бог должен появиться в результате эволюции организмов из человечества. Его внутренняя природа будет принципиально отличаться от природы человека. Бога будут составлять два существа - божественный мужчина и божественная женщина, Бог и Богиня. Во всех процессах, поскольку они конечны во времени, стремление к саморазрушению имеет преимущественность перед стремлением к развитию и существованию. Иначе будет впервые в Боге - существе, имеющем преимущественность стремления жить, а не умирать. В связи с преимущественностью в организмах, предшествующих появлению Бога, стремления к саморазрушению, они были названы псевдоживыми, Бог - живым существом. Поэтому процесс эволюции материи во Вселенной можно представить в виде: неживая материя - псевдоживая материя - жизнь или Бог. Над всем процессом эволюции Вселенной стоит Дух Бога, а также, в переходный период, противостоящий ему дух противления Богу (дух деэволюции). Бог должен появиться из русского народа, поскольку Россия есть наследница четырех великих культур. Действие духа деэволюции в истории прослеживается через христианство, коммунизм, нацизм и сионизм (в этой связи анализируются Протоколы Сионских Мудрецов). Христианство ассимилировалось различными народами и постепенно стало служить иному: сохранению монархического строя и аристократий (прежде всего православие и католицизм), но что первоосновы христианства остаются прежними. При исследовании общих свойств сознания человека и его психики, а также сопоставлении их с божественными вводятся следующие понятия: два направления действия в психике человека - направление к развитию, совершенствованию и направление к разложению, деэволюции; две формы чувственных переживаний, соответствующие двум направлениям психики; два стиля мышления - здравомысленный и разлагающий (садомазохистический). Отсюда вытекает деление людей на высших и низших и на неопределенную «серединку». До тех пор пока элита (гипербореи) будет считать себя частью человечества, она будет подвержена общечеловеческим уродствам, болезням, будет подвержена гибели вместе с человечеством. Поэтому так важно отделение от человечества. И это отделение, обособление, должно выходить на уровень видового в биологическом смысле. Человечество также ненавидит Бога, как ненавидит всё высшее. Вместо того, чтобы, идя на страдания и жертвы, стараться "спасти", облагородить, возвысить человечество, надо дать ему возможность продолжать разлагаться, тем самым увеличивая пропасть между нами и людьми. Человечество, так или иначе, должно быть уничтожено в ходе эволюции.

2.3.

Теперь пробежимся беглым взглядом собственно по последовательности глав первой части [1] (далее выделения текста мои – Matigor).

В первой главе указывается на присущее человеческой природе несовершенство: метания от одного к другому, жестокость войн, экологические проблемы, разброд в философии и искаженность представлений человечества о Боге. «При рассмотрении природы становится ясно, что ей необходима сила, стоящая вне человечества, сила, заинтересованная в её изменении, - Бог. В соответствии со сделанными нами выводами возникновение этой силы является необходимо-закономерным» [1].

В главе 2 описывается эволюция Вселенной, как ее пессимистически полагает современная космология. «Если существование Вселенной бессмысленно, а значит, не содержит никакой цели, то откуда в ней может появиться сложно организованная структура? Вселенная однако организована сложно, можно сказать, "умно". Эволюция Вселенной, космоса, растений и животных, скорее, наводит на мысль, что все это вовсе не бессмысленно, но происходило и происходит целенаправленно. Да и могло ли возникнуть что-то, не имеющее цели? То же, что цель эта была не известна или мало известна людям, не означает её отсутствия». Полагая цель и смысл эволюции, Ладов фактически воспроизводит телеологическое доказательство существования Бога. И далее о причине эволюции: «Согласно зороастризму, Вселенная рассматривается как достигающая вечного совершенства через период становления, т.е. это нечто, напоминающее эволюционный процесс. Период становления рассматривается в зороастризме как протекающий в борьбе двух сил, одна из которых стремится привезти мир к "небытию", уничтожению, другая к "бытию" и вечному благу». Ладов далее воспроизводит в какой-то мере Аристотелеву энтелехию, принимая учения о конечной причине: «Другой фактор, находящийся (или потенциально находящийся) в будущем. Об этом будущем мы можем предполагать, что оно будет вечным и совершенным, что также следует из самого факта эволюции, ведущего к усовершенствованию, назовём его "Вечным Бытием". Если одним из факторов является "Небытие", то его противоположностью должно быть "Вечное Бытие", именно вечное, т.к. только вечное "Бытие" можно считать противоположностью "Ничто". В противоположность "Ничто" в нём есть всё: время, пространство, материя, бесконечные возможности для новых сочетаний и движения к ним. Только совершенное "Вечное Бытие" можно считать противоположностью "Ничто". "Вечное Бытие" не может быть не чем иным, как вечными красотой, гармонией и счастьем, поскольку эти понятия определяют совершенство, и значит, прочность и устойчивость, вечную устойчивость». Таким образом, эволюция есть отрезок между двумя точками-состояниями Вселенной – «Ничто» и «Вечное Бытие». Последующая логическая цепочка выглядит красивой, хотя и содержит в себе существенный изъян (см. часть 3): «Эволюция растительного и особенно животного мира имеет характерную черту: с усложнением и совершенствованием организмов (появлением более сложных и совершенных видов), с увеличением их приспособленности к окружающим условиям возрастает и их способность влиять на окружающий мир. Иначе говоря, их власть над миром возрастает. Это особенно ярко видно на примере жизнедеятельности человека. Отсюда продолжение эволюции (поскольку нет никаких оснований считать её остановившейся) может привести к созданию такого существа, власть которого над окружающим миром будет столь велика, что оно станет владеть им и преобразовывать по своему желанию. Это существо следует назвать Богом».

Затем автор как бы возвращается к исходным положениям, пытаясь их обосновать более убедительно. Но убеждает ли такой пассаж: «Но ведь мы, несмотря на огромное количество того, что люди называют случайностями, возможностями, неожиданностями и непредсказуемостями различных событий, всегда наблюдаем только один вариант "случившихся" событий. Следовательно, цель [эволюции - Matigor] определённа»? Далее автор высказывает интересную мысль, подчеркивающую разницу между эмпирической причинностью и трансцендентальной: «Почему надо непременно искать причину только в прошлом, почему её не может быть в будущем?... Но, быть может, следует считать, что потенциально существующее в будущем "Вечное Бытие" и Бог, как бы притягивают к себе настоящее, заставляют его двигаться вперёд, совершенствоваться? Это можно сравнить с магнитом, притягивающим к себе металлический предмет, или с тем, как желающий чего-либо человек действует и движется к осуществлению желания».

Здесь автор усваивает авраамическую концепцию божественного провидения в несколько экзотической форме: «Впрочем, Бог и без этого рассуждения может быть назван собственным творцом. Действительно, хотя до своего рождения он не присутствует во Вселенной как существо, но в ней присутствует его Дух. То, что Дух Бога присутствует во Вселенной и до его рождения, видно из того, что Вселенная планомерно и последовательно идёт к его созданию, эволюционируя и совершенствуясь. Иначе говоря, действует в его Духе. Дух Бога ещё до его создания оживотворяет мир и ведёт его к совершенному состоянию». Автор не проходит мимо вопроса о том, как Бог влияет на мир – этот тонкий вопрос он решает довольно элегантно, «магически»: «Представьте себе некоторую систему, которая с течением времени изменяется и совершенствует свою структуру. Такое изменение и совершенствование можно назвать процессом мышления… Вселенная состоит из того, что можно назвать мыслями… Мозг же в процессе мышления оперирует различными электрическими токами, полями и излучениями. Таким образом, в обоих направлениях находится одно и то же, и формы энергии, составляющие Вселенную, в определённом смысле можно назвать мыслями… Неучёт факта способности Вселенной к мышлению является очевидным недостатком в современных научных взглядах на процесс эволюции… Как мы показали, одно и то же находится как внизу, так и вверху представленной лестницы постепенно усложняющейся материи, - то, что можно назвать мыслями». В заключении автор постулирует слабые магические способности у человека.

Глава 3 посвящена этическим категориям «добра и зла». Ладов правомерно сопоставляет две возможных для его теории точки зрения. Первая заключается в том, что «добро» эквивалентно созиданию, а «зло» - разрушению. Вторая точка зрения состоит в отождествлении добра с развитием здорового, а зла – с вырождающимся, притом на обеих ветвях возможны одновременно созидание и разрушение. Замечательно написано в этой связи: «В природе созидание и разрушение взаимосвязаны. Ни одно из них не существует без другого. Созидание никогда не происходит без одновременного разрушения. Каждое новое мгновение во времени, во Вселенной созидается на месте разрушенного старого. Каждый новый миг Вселенная уже не такая, как была до этого, и вещи не такие, как были, и люди уже не такие, как мгновение назад, и это новое состояние построено на месте разрушенного старого». Автор условно принимает первую точку зрения, отмечая при этом, что «задача состоит вовсе не в том, чтобы одно победило другое, но в процессе развития Вселенной добро и зло, принимая различные формы и переплетения, стремятся к одному - достижению своего совершенства и гармоничного отношения друг к другу, к созданию существа, обладающего волей и сознанием, способным жить вечно и преобразовать Вселенную, к созданию Бога. И в Боге, и во Вселенной в состоянии совершенного "Вечного Бытия" будут содержаться и добро, и зло (иначе: созидание и разрушение)». Последнее предложение знаменательно тем, что Ладов допускает и в Боге стремление к смерти.

В 4-й главе ставится вопрос о расстоянии между Богом и человеком, и как оказывается, потеряно только одно звено – сверхчеловек. «По нашему мнению, сверхчеловеком не следует называть многих людей, не следует говорить о некоей нации, состоящей из сверхлюдей, появление которой предшествует появлению Бога. Этим понятием с полным правом можно назвать только того (или тех, как будет видно далее), кто станет Богом через период своего становления». Данная фраза несколько туманна – следует ли понимать ее так, что от женщины родится ребенок, обладающий от природы исключительными дарованиями, который на протяжении своей жизни претерпит ряд изменений, вероятно, не без участия Духа Бога, что на N-м году его жизни он станет вечным Богом?

Затем автор вспоминает об инопланетянах. Рождение Бога под другим Солнцем маловероятно – таков тезис Ладова. В отношении инопланетян вообще - мне показалось любопытной фраза, свидетельствующая об общей подозрительности, свойственной Ладову: «Предпринимались также попытки передачи подобных сообщений в радиодиапазоне с поверхности Земли… Что это, грубая наивность или что-то другое? Хорошо ведь известно, что виды организмов, обитающие на Земле, бывают крайне агрессивны по отношению к друг другу… И поскольку в природе какому-либо прогрессивному процессу обычно соответствует регрессивный и противящийся первому (что происходит для того, чтобы прогрессивное усиливалось в борьбе), от инопланетных цивилизаций и организмов следует ожидать по большей части негативного влияния».

Итак, первые 4 главы лаконично сообщают нам о сути концепции Ладова. То, что следует дальше, является лишь ее детализацией, в частности, с углублением в психологию (особенно важна 7-я глава).

2.4.

В пятой главе излагается довольно странная теория о двуполости Бога, где сплетено желание продолжить дихотомию (созидание против разрушения), согласоваться с биологической эволюцией (однополость амеб против двуполости млекопитающих) и идеализировать любовь. «Добро и зло, эволюционируя и совершенствуясь в различных организмах, стремятся достичь состояния гармонии в Боге и Богине… ("Вечное Бытие" в будущем, "Ничто" в прошлом). Когда появятся Боги, Он и Она, они будут представлять собой всевышнего Бога, находящегося в настоящем не только как Дух Бога. Вселенная получит в настоящем глобальные факторы своего существования. Так во Вселенной появятся повелители, и начнётся её преображение… Так, на Богиню, возможно, будет несколько похожа скульптура Афродиты Милосской… со временем Боги изменят свой вид на более совершенный».

Шестая глава называется «дух противления Богу». «Для достижения этих целей Вселенной нужно иметь в самой себе противодействие. Поток реки, с которым мы сравнили движение Вселенной, хотя и включает в себя противодвижение, един. Это противодвижение можно уподобить вихрям воды, возникающим в общем стремлении. Это противодействие объединяется духом противодействия Богам. Если использовать христианскую традицию, его можно назвать духом дьявола, применяя это слово в смысле противящегося Богу… В перспективе дух противления Богу обречён на наказание и гибель. Используется природой как промежуточный фактор в деле создания Богов». Например, из этого можно вывести, что всякая война, несущая смерть и разрушение, ведет к вселенскому благу.

В 7-й главе автор нарицает человека псевдоживым, поскольку «основным стремлением в организмах, в том числе в человеке, является стремление к самоуничтожению». Но тогда автору нужно объяснить, откуда в нас стремление жить. Объяснение, надо отдать должное, иезуитское: «Для всякого организма существует внутреннее и внешнее. Внешние факторы, действующие на организм, во многом не благоприятны и разрушительны для организма. Отсюда возникает противоречие между стремлением организма к саморазрушению и воздействием окружающей среды. Организм стремится разрушаться своим путем, внешние факторы воздействуют иначе. Противодействуя внешним влияниям в стремлении разрушаться своим путём, организм может начать защищаться и развиваться… в самом организме могут возникнуть свойства, позволяющие ему лучше противостоять внешнему миру, организм может стать в результате более совершенным, более сложным, более стойким, и всё это при том, что преимущество в нём имеет стремление к саморазрушению». Ладов отмечает далее в качестве примера, что «нередко благоприятные внешние обстоятельства приводят к возникновению в организме разрушающих процессов (например, если они излишне "тепличны" или воздействуют "не вовремя" и т.п.)». Метафизическое стремление к жизни трансформируется как вторичное (форму стремления к смерти и саморазрушению) в стремление организма (человека) к развитию. Ладов выделяет в данной сложной ситуации 5 типов противоречий. Одно половое, а другие четыре из них можно записать таблицей (идея моя – Matigor):

Внешний фактор\ Внутреннее стремление

К развитию

К саморазрушению

Разрушающий

1 (стресс)

2 (водка от горя)

Благоприятный созиданию

3 (покупка квартиры)

4 (разврат)

«Причина, вследствие которой в организмах преимущество имеет стремление к гибели, состоит в несовершенстве организмов, которое обусловлено от начала развития организма генетически. Это подобно тому, как плохо сконструированные и собранные вещи легко ломаются, т.е. имеют внутреннюю тенденцию к разрушению… Все вещи и организмы, сами по себе стремящиеся к саморазрушению, существуют благодаря Духу Бога. Он оживотворяет и руководит Вселенной» - напоминает нам Ладов и уточняет терминологию: «В строгом смысле, жизнь не стремится к смерти, к смерти стремится псевдожизнь. Если же под смертью понимать прекращение жизни, то смерти не существует вовсе».

В 8-й главе это преломляется для собственно человека. «Ценность же отдельной человеческой жизни может быть определена в зависимости от эволюционного развития конкретного человека, а она у различных людей значительно отличается, и от того, насколько человек и его дела гармоничны и созвучны с Духом Бога… Человеку не следует переоценивать себя. Он является одной из форм псевдожизни… Среди людей действует закон: если имеешь одно, не имеешь другого… уродство одного качества отражается и на остальном… Обязательное уродство человека психологически обеспечивает ему основу ненависти к себе, даёт психологический повод на пути к смерти. Например, это приводит к желанию похоронить своё уродство, уничтожить его вместе с собой. Человек нередко отворачивается от здравого смысла или от животворной для него в данной ситуации доброты и т.п. ради своей гибели. "Не мешайте нам, - как бы говорят своим поведением люди в некоторых случаях, - мы идём к смерти!"… Полностью верная оценка психического состояния человека как вида, групп или отдельных людей возможна только относительно действительного здравого смысла, ведь только он и есть единственная и верная точка отсчёта в этом вопросе. Действительно здравый смысл, как и вообще действительное здоровье, будут иметь Боги, для человека возможны только ограниченные приближения к этому… У человека здравый смысл, естественно, нарушается преимущественным стремлением к смерти. Следствием этого являются самообманы, заблуждения, ошибки, болезненность и т.п. образа мыслей человека и вытекающих из него поступков и действий». Уродство человека, по Ладову, проистекает из растраты потенциала первой зародышевой клетки на стремление к разложение.

9,10 и 11 главы представляют собой экскурс в типологию – садомазохизм против здравомысленности. «Оба направления действуют в психике человека одновременно… В компромиссе обыкновенно удаётся выработать такой стиль мыслей, желаний и поступков, который позволяет наслаждаться обоим направлениям. Для примера рассмотрим такое, казалось бы, полностью здоровое и жизнелюбивое желание, как желание иметь ребёнка, продолжить свой род… Рождение нового человека можно рассматривать и как своего рода месть, желание человека-родителя выместить свои неудачи и уродливость на ком-нибудь, создав новую жизнь и новую смерть. Одновременно во всех этих возрастах можно заметить и проявления здравомысленного направления. В определённой степени людям присущи такие проявления, как здравомыслие, дружба, любовь, взаимопомощь, честность… Что в основном представляет собой такое кино? Пьяные ковбои палят друг в друга весь фильм из револьверов… Всё это слегка прикрывают простеньким сюжетом и чаще всего пародийными похождениями главного героя. Наслаждение насилием не всегда может быть отрицательно. Так, оно может исходить из чувства здравомысленной справедливости, наказания преступника…». Так, роман «Анна Каренина» Л.Толстого, шедевр литературы, способствует неявно развалу семьи (пример Ладова). Для философского мира садомазохизм проявляется через логические ошибки, вкравшиеся в творение при системосоздании, через искаженное видение мира. «Для своего существования разлагающий стиль мышления должен опираться, в некоторой степени, на здравомыслие. У человека, в сущности, так сказать, "чистого" разлагающего стиля мышления и не может существовать. Ведь чисто разлагающее мышление мгновенно превратилось бы в безумие, разрушило бы само себя. Такой стиль мышления является степенями приближения к хаосу и безумию, и для своего существования необходимо включает в себя элементы здравомыслия». Далее о волевой составляющей психики: «Относительно человека, как и относительно других видов организмов, предшествующих появлению Богов, можно говорить только о псевдоволе. Воля человека мало чем отличается от заведённой пружины в часах, горения свечи, течения реки». И, вновь возвращение к этике – «действительную нравственность можно определить как систему моральных ценностей, способствующую жизни, вечной жизни».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Митрополита Филарета Матери-Церкви на различных поприщах архипастырской деятельности. Особытиях церковной жизни, организатором и участником которых Господь благословил быть владыке Филарету, читатель узнает из непосредственных рассказ

    Рассказ
    Книга «Жизнь на пути правды (Митрополит Филарет из рода Вахроме­евых)» посвящена 75-летию Высокопре­освященного Филарета (Вахромеева), Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.
  2. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  3. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков 17. 00. 02 музыкальное искусство

    Автореферат
    Защита состоится 29 апреля 2010 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 210.009.01 при Московской государственной консерватории имени П. И.
  4. Н. В. Романовский «Хоровой словарь»

    Документ
    АБТ Франц (1819—1885)—нем. композитор, дирижер, учитель пения; автор хоровых соч., в т. ч. мужск. хоров и квартетов а кап. (серенада Ночь сошла на землю и др.
  5. Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0

    Учебно-методическое пособие
    История хоровой музыки. Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 070105 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование

Другие похожие документы..