Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
До этого в школе училось только 6 человек из крестьян (4 мальчика и 2 девочки), ходили они в школу в село Кондаковка за 7 километров, где в это время...полностью>>
'Документ'
Уніфікований паспорт (далі - паспорт) складається у 3-х примірниках: перший примірник - у музеї; другий - у відповідному органі управління освітою; т...полностью>>
'Программа курса'
Программа курса "Сколько нас и почему?" разработана для учащихся 9-х классов. Содержание данного курса позволяет позна­комить школьников с ...полностью>>
'Документ'
Международное бюро Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (Международное бюро) и Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государс...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Минаенко Михаил Михайлович

Конкурентные преимущества высокотехнологичных субъектов экономики

в аспекте теории средней фирмы

Специальность – 08.00.01 – Экономическая теория

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва-2006

Работа выполнена на кафедре экономической теории факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент

Симановская Микаэла Леонидовна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, доцент

Чередниченко Лариса Геннадиевна

кандидат экономических наук, доцент

Артамонова Любовь Николаевна

Ведущая организация: Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина

Защита состоится «___» __________ 2006 г. в ___ час. ___ мин., в ауд. ____ на заседании диссертационного совета Д 501.002.08 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, Москва, ГСП-2, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2-ой учебный корпус, экономический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки 2-го учебного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова.

Автореферат разослан «___» _____________________ 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 501.002.08

кандидат экономических наук, доцент М.Н. Глазунов

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Переход мировой экономики в конце XX века на новую ступень научно-технического развития, связанный с использованием колоссального количества высоких технологий потребовал от теоретиков и практиков экономической науки особого внимания к различным аспектам деятельности секторов экономики и их субъектов, занимающихся производством и реализацией наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Проблема развития этих секторов экономики стоит остро для России, которая рискует, не предприняв в ближайшее время активных действий в этом направлении, надолго остаться страной c экономикой, базирующейся преимущественно на добывающем секторе. Большую роль в активизации инновационных процессов в нашей экономике могут сыграть средние фирмы.

Высокие темпы развития высокотехнологичных секторов экономики, которые можно наблюдать последние десятилетия в разных странах, сочетаются с ужесточением конкуренции в этой сфере. В этих секторах при сохранении роли старых конкурентных преимуществ появляются возможности для создания и использования новых типов конкурентных преимуществ. В современной экономике конкурируют и сосуществуют субъекты различных типов и размеров. Как показывает практика, в такой среде средней величины экономические субъекты имеют достаточно возможностей для участия в отраслевом производстве и конкурентной борьбе на отраслевом рынке.

Все экономические субъекты в высокотехнологичных отраслях сталкиваются с некоторыми общими проблемами, характерными для этих сфер экономики: быстрой изменчивостью окружающей среды, неопределенностью перспектив развития рынка и отрасли, быстрым технологическим старением продукции и появлением на рынке технологий-конкурентов. Экономические субъекты среднего размера, занимающиеся производством и реализацией высокотехнологичной продукции, помимо перечисленного, вынуждены преодолевать и такие сложности, как зависимость от узкого целевого сегмента, снижение рентабельности, связанное с дополнительным расходами на адаптацию продукции к потребностям этого сегмента и оказанием сопутствующих услуг, нехватка специфических ресурсов. В такой ситуации на будущем средней высокотехнологичной фирмы может отрицательно сказаться отсутствие внимания к вопросам увеличения конкурентоспособности и развития конкурентных преимуществ.

Вопросы развития конкурентных преимуществ ставятся и на государственном уровне. Во многих европейских странах и в США организованы государственные комиссии, занимающиеся вопросами конкурентоспособности фирм, отраслей, регионов и национальной экономики в целом. Для российских компаний этот вопрос также актуален особенно в преддверии вступления нашей страны в ВТО. К сожалению, государственные органы в России данной проблематике уделяют недостаточно внимания, а средний бизнес еще в меньшей степени, чем малый, является объектом государственной поддержки.

Степень научной проработки проблемы. Вопросы, связанные с конкуренцией затрагивались выдающимися представителями всех основных экономических школ. Их рассматривали в той или иной степени А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, В.И. Ленин, А. Маршалл, Т. Веблен, Й. Шумпетер, Е. Чемберлин, Дж Робинсон, Р. Коуз, О. Уильямсон, Ф.Х. Найт и др. Дальнейшее развитие этот вопрос получил уже в рамках теории организации промышленных предприятий (отраслевых рынков), представителями которой являлись У. Баумоль, Дж. Бэйн, Р. Мильгром, Э. Мэйсон, Г. Ньюман, Дж. Робертс, Дж. Стиглер, и в ресурсной теории - Дж. Пенроуз, Дж. Барни, М. Поланья, К. Прахалад, Г. Хэмел, Д. Коллис, Р. Грант, а также в теории менеджмента и маркетинговой теории – И. Ансофф, М. Бест, П. Друкер, Ф. Котлер, Г. Минцберг, М. Портер, и др.

В российской экономической науке проблемы конкуренции и связанные с ней вопросы отражены в трудах С. Б. Авдашевой, Г.Л. Азоева, А.Е. Варшавского, О.С. Виханского, П.С. Завьялова, А.Т. Зуба, Н. И. Ивановой, В. Иноземцева, М.А. Кастосова, В.В. Радаева, Н.М. Розановой, О. А. Третьяк, Р.А. Фатхутдинова, А.П.Челенкова и др.

Вопросы функционирования экономических субъектов в условиях «новой экономики» рассматривались в работах В.Г.Белолипецкого, А.В.Бузгалина, В.Л.Иноземцева, А.И.Колганова, Ю.М.Осипова и др.

Различные вопросы, связанные с деятельностью малого и среднего бизнеса рассматривали Н.Ю. Иванова, Б.Н. Ичитовкин, В.А. Рубе, А.А.Шулус и др.

Однако к настоящему моменту не исследованы в полной мере конкурентные преимущества высокотехнологичных субъектов вообще, и в особенности экономических субъектов средней величины, занимающихся производством высокотехнологичной продукции. В диссертации интегрированы различные подходы к анализу конкурентных преимуществ и применены для оценки деятельности средних фирм, работающих в динамично развивающейся высокотехнологичной сфере.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является выявление условий конкурентоспособного поведения средней величины экономических субъектов в высокотехнологичном секторе экономики.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать современные теоретические концепции конкурентных преимуществ экономических субъектов.

  2. Обосновать роль средней величины высокотехнологичных субъектов в системе отраслевого производства и их конкурентную позицию в высокотехнологичных сферах экономики на примере средних высокотехнологичных фирм.

  3. Рассмотреть влияние сетей как устойчивого взаимодействия экономических субъектов на повышение их конкурентоспособности и определить формы участия государства в развитии высокотехнологичных кластеров.

  4. Выделить стратегически важные конкурентные преимущества средней величины высокотехнологичных субъектов, занимающихся производством и реализацией высокотехнологичной продукции.

Предмет исследования. Конкурентное поведение средней величины высокотехнологичных субъектов экономики и их конкурентные преимущества.

Объект исследования. Средней величины субъекты высокоразвитой и пореформенной экономики, занимающиеся производством и реализацией высокотехнологичной продукции.

Теоретическая, методологическая и информационная база исследования. Тема и задачи исследования обусловили применение методов логики, сравнительного анализа, системного анализа. Теоретическую основу работы составляют труды различных школ экономической теории, философии хозяйства, теории организации промышленности, теории фирмы, а также работы теоретиков маркетинга и менеджмента.

Автор диссертации использовал для анализа отрасли и компании ряд экономических подходов и моделей: «структура-поведение-результат», «поведение-результат-структура», а также различные методы и инструменты анализа, применяемые в маркетинге и стратегическом менеджменте.

Эмпирическую базу работы составляют аналитические отчеты Госкомстата России, данные ежеквартальных отчетов международного аналитического агентства TNS Gallup Media и National Science Board of USA, отраслевые аналитические отчеты, исследования Общероссийской общественной организации «Опора России» совместно с ВЦИОМ, результаты опросов и отраслевых исследований, проводившихся по заказу автора и при его непосредственном участии.

Научная новизна исследования.

1. Установлено, что высокотехнологичными являются экономические субъекты, принимающие участие в самом инновационном процессе на одной из его стадий, либо в процессе усовершенствования технологий, либо в процессе адаптации технологий к специфическим потребностям различных сегментов экономики. Обосновано, что для анализа конкурентных преимуществ экономических субъектов в высокотехнологичных секторах экономики необходимо использовать три современные концепции конкурентных преимуществ: рыночную, ресурсную и институциональную. Показано, что перечисленные концепции дополняют друг друга и охватывают все основные источники формирования конкурентных преимуществ в современной экономике. Рыночная концепция рассматривает в качестве источника конкурентных преимуществ эффективную отраслевую и рыночную позицию субъекта, выбранную с учетом его специфики. Ресурсная концепция концентрируется на преимуществах субъекта, основанных на комбинации его уникальных и трудных для копирования специфических видов ресурсов. Институциональная концепция рассматривает преимущества, основанные на интеграции субъекта в окружающую бизнес-среду, ее информационное поле и систему отраслевых и рыночных сетевых связей.

2. Определено, что к конкурентным преимуществам фирмы относятся ее структурные элементы, а также элементы внешней среды, позволяющие достичь превосходства над конкурентами в создании дополнительной ценности для покупателей, которая может трансформироваться в добавленную стоимость компании. Добавленная стоимость компании может формироваться на основе прибыли от эффективной позиции фирмы на рынке или в отрасли, ренты от владения специфическими и интерспецифическими ресурсами, а также на основе кооперативных отношенческих рент. Дополнительная ценность для покупателей может проявиться как в улучшении качественных характеристик продукции, так и в сокращении издержек.

3. Выявлено, что увеличению конкурентных преимуществ высокотехнологичного субъекта экономики средней величины способствует правильный выбор его экономического положения в системе отраслевого воспроизводства. Определено эффективное экономическое положение в отрасли для средних высокотехнологичных фирм. Показано, что средняя фирма может войти в высокотехнологичную отрасль и начать использовать ее базовую технологию на этапе бурного роста отрасли, когда эта технология уже создана и отработана; средние высокотехнологичные фирмы могут действовать активно в сферах с невысокой капиталоемкостью и быстрой оборачиваемостью активов; успешно работать фирмы такого типа могут преимущественно на региональных рынках; для средних высокотехнологичных фирм наиболее приемлемы стратегии продуктовой или нишевой специализации. Выявлено, что средние высокотехнологичные фирмы в рамках рыночной цепочки создания ценности более успешно, нежели фирмы другого типа, могут выполнять роль проводников, распространителей высоких технологий, особенно при интеграции в систему подрядных отношений крупных фирм.

4. Определено, что в высокотехнологичных секторах экономики успех в конкурентной борьбе для экономических субъектов во многом определяется их способностью к кооперативному взаимодействию. Показано на примере средних фирм, что высокотехнологичные субъекты экономики в рамках сетевых образований могут получить доступ к необходимым квазиобщественным благам, которые в противном случае имели бы для них слишком высокую стоимость, а также могут получить широкие возможности для создания новых устойчивых конкурентных преимуществ. Выявлены наиболее значимые для средних высокотехнологичных фирм эффекты интеграции в кластер: облегчение доступа к различным видам ресурсов, в том числе специфическим; создание условий для быстрого восприятия инноваций через интенсивный информационный обмен в кластере; возможность сочетания преимуществ малосерийного производства с эффектом масштаба; снижение рисков, косвенных и трансакционных издержек за счет интеграции в инфраструктуру и информационное поле кластера.

5. Показана необходимость стимулирования государством развития высокотехнологичных кластеров через создание научно-исследовательской и производственной инфраструктуры, оказание информационной поддержки участникам кластера, стимулирование частных инвестиций в развитие кластеров, а также через использование кластерных образований для решения государственных задач, в частности размещая заказы на проведение научных исследований, разработок и производство высокотехнологичной продукции.

6. Выявлены стратегически важные конкурентные преимущества высокотехнологичных субъектов экономики средней величины. К рыночным конкурентным преимуществам этого типа субъектов относятся: эффективное позиционирование (выбор рыночной ниши), позволяющее сочетать специфические возможности фирмы с потребностями целевых покупателей; а также гибкая рыночная позиция компании, основанная на постоянном поиске новых сфер применения используемых технологий. Ресурсные конкурентные преимущества этих субъектов: инновационная мобильность, проявляющаяся в способности фирмы быстро воспринимать инновации и комбинировать их для производства новых товаров и услуг; особые стратегические компетенции, т.е. навыки работы коллектива в наиболее перспективных сферах и сегментах экономики, связанные с адаптацией технологий к специфическим потребностям клиентов; наличие стратегического планирования, направленного на эффективное использование ограниченных ресурсов средних компаний; способность компании создавать и поддерживать необходимую положительную репутацию в окружающей среде. Институциональные конкурентные преимущества этих субъектов: интеграция в сложившуюся систему отраслевых и межотраслевых сетевых связей, инициированных крупным бизнесом и государством, позволяющая использовать в своей работе и доводить до коммерциализации передовые разработки крупных фирм, прикладной и академической науки; формирование собственной цепочки партнерских отношений с наиболее важными контрагентами на основе формальных и неформальных контрактов; сочетание гомогенности и новаторства при интеграции в бизнес-среду и ее информационное поле – принятие норм и правил бизнес-среды наряду с применением наиболее прогрессивных методов работы, обычно не характерных для окружения.

7. Отмечена особенность российских средних высокотехнологичных фирм, проявляющаяся в высоком значении цены товара как элемента конкурентоспособности, что не является типичным для таких фирм в развитых странах, концентрирующихся преимущественно на продуктовой конкуренции. Это связано с возможностью приобретения отечественных интеллектуальных ресурсов российскими фирмами за относительно низкую цену.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в ходе диссертационного исследования выводы могут быть использованы для дальнейшего развития теории конкурентоспособности и конкурентных преимуществ экономических субъектов, а также для формирования теории среднего предпринимательства, как элемента системы национальной экономики.

Результаты исследования и рекомендации могут быть применены в учебном процессе при преподавании курсов экономической теории, в частности теории фирмы, теории рынков несовершенной конкуренции, институциональной экономики, а также отраслевого и конкурентного анализа в рамках курсов стратегического и инновационного менеджмента и маркетинга.

Результаты работы могут быть использованы для решения практических задач при формировании конкурентной и общей корпоративной стратегии средних высокотехнологичных компаний.

Апробация работы. Основные положения работы изложены на научно-практических конференциях, круглых столах:

1. Круглый стол (ноябрь 2002 года, экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) «Международная конкурентоспособность России» - Маркетинговый анализ конкурентоспособности средних фирм в высокотехнологичных отраслях.

2. Конференция «Государственное управление в XXI веке: концепции, методы и технологии» (2003 год, факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова) – Стратегическая позиция среднего наукоемкого бизнеса в «новой экономике»

3. Международная научно-практическая конференция «Международный менеджмент, маркетинг, реклама: современные технологии» (16-17 марта 2004 года МГИМО) – Позиция среднего высокотехнологичного бизнеса в рамках международного жизненного цикла отраслевой технологии.

Результаты диссертационного исследования использовались в учебном процессе на кафедре экономической теории факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.

Рекомендации и выводы, сделанные на основе исследования, использовались при формировании конкурентных стратегий двух компаний (ООО «Атака», ООО «Ледокол»). В результате, эти компании смогли повысить уровень конкурентоспособности, изменить свое конкурентное положение, сделав его более стратегически выгодным. При этом одна из компаний смогла увеличить свою стабильность и войти в перспективный и слабо конкурентный сегмент рынка. Другая компания смогла за счет налаживания внутрикластерных связей и инновационного развития значительно увеличить объем продаж и упрочить свое конкурентное положение.

Структура и объем работы. Цели и задачи работы определили логику и структуру исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Структура диссертационной работы:

Введение

I.ГЛАВА Конкурентные преимущества экономических субъектов

1.1.Основные модели конкуренции в истории экономической мысли

1.2. Рыночная концепция конкурентных преимуществ

1.3. Ресурсная концепция конкурентных преимуществ

1.4. Институциональная концепция конкурентных преимуществ

1.5.Комбинирование рыночных, ресурсных и институциональных конкурентных преимуществ в деятельности экономических субъектов в современной экономике.

II.ГЛАВА Конкурентная позиция высокотехнологичных субъектов экономики средней величины

2.1. Привлекательность высокотехнологичной отрасли для среднего бизнеса

2.2. Положение средней фирмы на высокотехнологичных рынках

III.ГЛАВА Интеграция высокотехнологичных субъектов в сетевые структуры

3.1. Роль сетей и кластеров в повышении конкурентоспособности высокотехнологичных субъектов

3.2. Государственная поддержка и стимулирование кластерных образований.

IV.ГЛАВА Оценка конкурентных преимуществ высокотехнологических субъектов экономики

4.1. Формирование комплексного подхода к оценке конкурентных преимуществ экономических субъектов

4.2. Выявление конкурентных преимуществ высокотехнологичных субъектов экономики средней величины



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ф. А. Искандер С. А. Толкачев, > д э. н., профессор кафедры политической экономии гуу

    Документ
    Конкуренция и конкурентоспособность являются важнейшими атрибутами любой модели социально-экономических систем. Конкуренция как разновидность состязательно-игровой деятельности индивида и отдельных групп людей среди себе подобных
  2. Методология стратегического управления корпоративными образованиями на основе реализации коллективных конкурентных преимуществ

    Автореферат
    Актуальность темы исследования. Проведение модернизации российской экономики подразумевает, в первую очередь, перестройку ее структуры путем сокращения доли сырьевых отраслей и обеспечения роста выпуска высокотехнологичной и наукоемкой
  3. Методология и механизмы разработки инновационно-инвестиционной стратегии промышленных предприятий в системе формирования конкурентных преимуществ

    Автореферат диссертации
    на заседании диссертационного совета Д 212.287.03 при ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» по адресу: 620219, г. Екатеринбург, ГСП-219, ул.
  4. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 8 декабря 2006 года в 17 часов на заседании диссертационного совета Д 212.198.01 в Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125267, г.
  5. Инструменты финансового менеджмента высокотехнологичной корпорации в кризисной экономике

    Автореферат
    Защита состоится «18» ноября 2010 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.05 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.

Другие похожие документы..