Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Предметом исследования есть качественные различия интеллекта мужчин и женщин. В качества гипотезы исследования было выдвинутое предположение о том, ч...полностью>>
'Документ'
С 1 марта 2008 г. каждый желающий посетить Великобританию при запросе визы обязан сдать биометрические данные (отпечатки пальцев и цифровое фото) в Ви...полностью>>
'Документ'
Еще в начале ХХ века В. В. Розанов заметил, что собственность на Руси имеет только два источника: либо наворовал, либо выпросил в подарок. И новейшая...полностью>>
'Статья'
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы обеспечения личной, общественной и имущественной безопасности при пров...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

На правах рукописи

Минаенко Михаил Михайлович

Конкурентные преимущества высокотехнологичных субъектов экономики

в аспекте теории средней фирмы

Специальность – 08.00.01 – Экономическая теория

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва-2006

Работа выполнена на кафедре экономической теории факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент

Симановская Микаэла Леонидовна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, доцент

Чередниченко Лариса Геннадиевна

кандидат экономических наук, доцент

Артамонова Любовь Николаевна

Ведущая организация: Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина

Защита состоится «___» __________ 2006 г. в ___ час. ___ мин., в ауд. ____ на заседании диссертационного совета Д 501.002.08 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, Москва, ГСП-2, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2-ой учебный корпус, экономический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки 2-го учебного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова.

Автореферат разослан «___» _____________________ 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 501.002.08

кандидат экономических наук, доцент М.Н. Глазунов

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Переход мировой экономики в конце XX века на новую ступень научно-технического развития, связанный с использованием колоссального количества высоких технологий потребовал от теоретиков и практиков экономической науки особого внимания к различным аспектам деятельности секторов экономики и их субъектов, занимающихся производством и реализацией наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Проблема развития этих секторов экономики стоит остро для России, которая рискует, не предприняв в ближайшее время активных действий в этом направлении, надолго остаться страной c экономикой, базирующейся преимущественно на добывающем секторе. Большую роль в активизации инновационных процессов в нашей экономике могут сыграть средние фирмы.

Высокие темпы развития высокотехнологичных секторов экономики, которые можно наблюдать последние десятилетия в разных странах, сочетаются с ужесточением конкуренции в этой сфере. В этих секторах при сохранении роли старых конкурентных преимуществ появляются возможности для создания и использования новых типов конкурентных преимуществ. В современной экономике конкурируют и сосуществуют субъекты различных типов и размеров. Как показывает практика, в такой среде средней величины экономические субъекты имеют достаточно возможностей для участия в отраслевом производстве и конкурентной борьбе на отраслевом рынке.

Все экономические субъекты в высокотехнологичных отраслях сталкиваются с некоторыми общими проблемами, характерными для этих сфер экономики: быстрой изменчивостью окружающей среды, неопределенностью перспектив развития рынка и отрасли, быстрым технологическим старением продукции и появлением на рынке технологий-конкурентов. Экономические субъекты среднего размера, занимающиеся производством и реализацией высокотехнологичной продукции, помимо перечисленного, вынуждены преодолевать и такие сложности, как зависимость от узкого целевого сегмента, снижение рентабельности, связанное с дополнительным расходами на адаптацию продукции к потребностям этого сегмента и оказанием сопутствующих услуг, нехватка специфических ресурсов. В такой ситуации на будущем средней высокотехнологичной фирмы может отрицательно сказаться отсутствие внимания к вопросам увеличения конкурентоспособности и развития конкурентных преимуществ.

Вопросы развития конкурентных преимуществ ставятся и на государственном уровне. Во многих европейских странах и в США организованы государственные комиссии, занимающиеся вопросами конкурентоспособности фирм, отраслей, регионов и национальной экономики в целом. Для российских компаний этот вопрос также актуален особенно в преддверии вступления нашей страны в ВТО. К сожалению, государственные органы в России данной проблематике уделяют недостаточно внимания, а средний бизнес еще в меньшей степени, чем малый, является объектом государственной поддержки.

Степень научной проработки проблемы. Вопросы, связанные с конкуренцией затрагивались выдающимися представителями всех основных экономических школ. Их рассматривали в той или иной степени А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, В.И. Ленин, А. Маршалл, Т. Веблен, Й. Шумпетер, Е. Чемберлин, Дж Робинсон, Р. Коуз, О. Уильямсон, Ф.Х. Найт и др. Дальнейшее развитие этот вопрос получил уже в рамках теории организации промышленных предприятий (отраслевых рынков), представителями которой являлись У. Баумоль, Дж. Бэйн, Р. Мильгром, Э. Мэйсон, Г. Ньюман, Дж. Робертс, Дж. Стиглер, и в ресурсной теории - Дж. Пенроуз, Дж. Барни, М. Поланья, К. Прахалад, Г. Хэмел, Д. Коллис, Р. Грант, а также в теории менеджмента и маркетинговой теории – И. Ансофф, М. Бест, П. Друкер, Ф. Котлер, Г. Минцберг, М. Портер, и др.

В российской экономической науке проблемы конкуренции и связанные с ней вопросы отражены в трудах С. Б. Авдашевой, Г.Л. Азоева, А.Е. Варшавского, О.С. Виханского, П.С. Завьялова, А.Т. Зуба, Н. И. Ивановой, В. Иноземцева, М.А. Кастосова, В.В. Радаева, Н.М. Розановой, О. А. Третьяк, Р.А. Фатхутдинова, А.П.Челенкова и др.

Вопросы функционирования экономических субъектов в условиях «новой экономики» рассматривались в работах В.Г.Белолипецкого, А.В.Бузгалина, В.Л.Иноземцева, А.И.Колганова, Ю.М.Осипова и др.

Различные вопросы, связанные с деятельностью малого и среднего бизнеса рассматривали Н.Ю. Иванова, Б.Н. Ичитовкин, В.А. Рубе, А.А.Шулус и др.

Однако к настоящему моменту не исследованы в полной мере конкурентные преимущества высокотехнологичных субъектов вообще, и в особенности экономических субъектов средней величины, занимающихся производством высокотехнологичной продукции. В диссертации интегрированы различные подходы к анализу конкурентных преимуществ и применены для оценки деятельности средних фирм, работающих в динамично развивающейся высокотехнологичной сфере.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является выявление условий конкурентоспособного поведения средней величины экономических субъектов в высокотехнологичном секторе экономики.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать современные теоретические концепции конкурентных преимуществ экономических субъектов.

  2. Обосновать роль средней величины высокотехнологичных субъектов в системе отраслевого производства и их конкурентную позицию в высокотехнологичных сферах экономики на примере средних высокотехнологичных фирм.

  3. Рассмотреть влияние сетей как устойчивого взаимодействия экономических субъектов на повышение их конкурентоспособности и определить формы участия государства в развитии высокотехнологичных кластеров.

  4. Выделить стратегически важные конкурентные преимущества средней величины высокотехнологичных субъектов, занимающихся производством и реализацией высокотехнологичной продукции.

Предмет исследования. Конкурентное поведение средней величины высокотехнологичных субъектов экономики и их конкурентные преимущества.

Объект исследования. Средней величины субъекты высокоразвитой и пореформенной экономики, занимающиеся производством и реализацией высокотехнологичной продукции.

Теоретическая, методологическая и информационная база исследования. Тема и задачи исследования обусловили применение методов логики, сравнительного анализа, системного анализа. Теоретическую основу работы составляют труды различных школ экономической теории, философии хозяйства, теории организации промышленности, теории фирмы, а также работы теоретиков маркетинга и менеджмента.

Автор диссертации использовал для анализа отрасли и компании ряд экономических подходов и моделей: «структура-поведение-результат», «поведение-результат-структура», а также различные методы и инструменты анализа, применяемые в маркетинге и стратегическом менеджменте.

Эмпирическую базу работы составляют аналитические отчеты Госкомстата России, данные ежеквартальных отчетов международного аналитического агентства TNS Gallup Media и National Science Board of USA, отраслевые аналитические отчеты, исследования Общероссийской общественной организации «Опора России» совместно с ВЦИОМ, результаты опросов и отраслевых исследований, проводившихся по заказу автора и при его непосредственном участии.

Научная новизна исследования.

1. Установлено, что высокотехнологичными являются экономические субъекты, принимающие участие в самом инновационном процессе на одной из его стадий, либо в процессе усовершенствования технологий, либо в процессе адаптации технологий к специфическим потребностям различных сегментов экономики. Обосновано, что для анализа конкурентных преимуществ экономических субъектов в высокотехнологичных секторах экономики необходимо использовать три современные концепции конкурентных преимуществ: рыночную, ресурсную и институциональную. Показано, что перечисленные концепции дополняют друг друга и охватывают все основные источники формирования конкурентных преимуществ в современной экономике. Рыночная концепция рассматривает в качестве источника конкурентных преимуществ эффективную отраслевую и рыночную позицию субъекта, выбранную с учетом его специфики. Ресурсная концепция концентрируется на преимуществах субъекта, основанных на комбинации его уникальных и трудных для копирования специфических видов ресурсов. Институциональная концепция рассматривает преимущества, основанные на интеграции субъекта в окружающую бизнес-среду, ее информационное поле и систему отраслевых и рыночных сетевых связей.

2. Определено, что к конкурентным преимуществам фирмы относятся ее структурные элементы, а также элементы внешней среды, позволяющие достичь превосходства над конкурентами в создании дополнительной ценности для покупателей, которая может трансформироваться в добавленную стоимость компании. Добавленная стоимость компании может формироваться на основе прибыли от эффективной позиции фирмы на рынке или в отрасли, ренты от владения специфическими и интерспецифическими ресурсами, а также на основе кооперативных отношенческих рент. Дополнительная ценность для покупателей может проявиться как в улучшении качественных характеристик продукции, так и в сокращении издержек.

3. Выявлено, что увеличению конкурентных преимуществ высокотехнологичного субъекта экономики средней величины способствует правильный выбор его экономического положения в системе отраслевого воспроизводства. Определено эффективное экономическое положение в отрасли для средних высокотехнологичных фирм. Показано, что средняя фирма может войти в высокотехнологичную отрасль и начать использовать ее базовую технологию на этапе бурного роста отрасли, когда эта технология уже создана и отработана; средние высокотехнологичные фирмы могут действовать активно в сферах с невысокой капиталоемкостью и быстрой оборачиваемостью активов; успешно работать фирмы такого типа могут преимущественно на региональных рынках; для средних высокотехнологичных фирм наиболее приемлемы стратегии продуктовой или нишевой специализации. Выявлено, что средние высокотехнологичные фирмы в рамках рыночной цепочки создания ценности более успешно, нежели фирмы другого типа, могут выполнять роль проводников, распространителей высоких технологий, особенно при интеграции в систему подрядных отношений крупных фирм.

4. Определено, что в высокотехнологичных секторах экономики успех в конкурентной борьбе для экономических субъектов во многом определяется их способностью к кооперативному взаимодействию. Показано на примере средних фирм, что высокотехнологичные субъекты экономики в рамках сетевых образований могут получить доступ к необходимым квазиобщественным благам, которые в противном случае имели бы для них слишком высокую стоимость, а также могут получить широкие возможности для создания новых устойчивых конкурентных преимуществ. Выявлены наиболее значимые для средних высокотехнологичных фирм эффекты интеграции в кластер: облегчение доступа к различным видам ресурсов, в том числе специфическим; создание условий для быстрого восприятия инноваций через интенсивный информационный обмен в кластере; возможность сочетания преимуществ малосерийного производства с эффектом масштаба; снижение рисков, косвенных и трансакционных издержек за счет интеграции в инфраструктуру и информационное поле кластера.

5. Показана необходимость стимулирования государством развития высокотехнологичных кластеров через создание научно-исследовательской и производственной инфраструктуры, оказание информационной поддержки участникам кластера, стимулирование частных инвестиций в развитие кластеров, а также через использование кластерных образований для решения государственных задач, в частности размещая заказы на проведение научных исследований, разработок и производство высокотехнологичной продукции.

6. Выявлены стратегически важные конкурентные преимущества высокотехнологичных субъектов экономики средней величины. К рыночным конкурентным преимуществам этого типа субъектов относятся: эффективное позиционирование (выбор рыночной ниши), позволяющее сочетать специфические возможности фирмы с потребностями целевых покупателей; а также гибкая рыночная позиция компании, основанная на постоянном поиске новых сфер применения используемых технологий. Ресурсные конкурентные преимущества этих субъектов: инновационная мобильность, проявляющаяся в способности фирмы быстро воспринимать инновации и комбинировать их для производства новых товаров и услуг; особые стратегические компетенции, т.е. навыки работы коллектива в наиболее перспективных сферах и сегментах экономики, связанные с адаптацией технологий к специфическим потребностям клиентов; наличие стратегического планирования, направленного на эффективное использование ограниченных ресурсов средних компаний; способность компании создавать и поддерживать необходимую положительную репутацию в окружающей среде. Институциональные конкурентные преимущества этих субъектов: интеграция в сложившуюся систему отраслевых и межотраслевых сетевых связей, инициированных крупным бизнесом и государством, позволяющая использовать в своей работе и доводить до коммерциализации передовые разработки крупных фирм, прикладной и академической науки; формирование собственной цепочки партнерских отношений с наиболее важными контрагентами на основе формальных и неформальных контрактов; сочетание гомогенности и новаторства при интеграции в бизнес-среду и ее информационное поле – принятие норм и правил бизнес-среды наряду с применением наиболее прогрессивных методов работы, обычно не характерных для окружения.

7. Отмечена особенность российских средних высокотехнологичных фирм, проявляющаяся в высоком значении цены товара как элемента конкурентоспособности, что не является типичным для таких фирм в развитых странах, концентрирующихся преимущественно на продуктовой конкуренции. Это связано с возможностью приобретения отечественных интеллектуальных ресурсов российскими фирмами за относительно низкую цену.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в ходе диссертационного исследования выводы могут быть использованы для дальнейшего развития теории конкурентоспособности и конкурентных преимуществ экономических субъектов, а также для формирования теории среднего предпринимательства, как элемента системы национальной экономики.

Результаты исследования и рекомендации могут быть применены в учебном процессе при преподавании курсов экономической теории, в частности теории фирмы, теории рынков несовершенной конкуренции, институциональной экономики, а также отраслевого и конкурентного анализа в рамках курсов стратегического и инновационного менеджмента и маркетинга.

Результаты работы могут быть использованы для решения практических задач при формировании конкурентной и общей корпоративной стратегии средних высокотехнологичных компаний.

Апробация работы. Основные положения работы изложены на научно-практических конференциях, круглых столах:

1. Круглый стол (ноябрь 2002 года, экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) «Международная конкурентоспособность России» - Маркетинговый анализ конкурентоспособности средних фирм в высокотехнологичных отраслях.

2. Конференция «Государственное управление в XXI веке: концепции, методы и технологии» (2003 год, факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова) – Стратегическая позиция среднего наукоемкого бизнеса в «новой экономике»

3. Международная научно-практическая конференция «Международный менеджмент, маркетинг, реклама: современные технологии» (16-17 марта 2004 года МГИМО) – Позиция среднего высокотехнологичного бизнеса в рамках международного жизненного цикла отраслевой технологии.

Результаты диссертационного исследования использовались в учебном процессе на кафедре экономической теории факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.

Рекомендации и выводы, сделанные на основе исследования, использовались при формировании конкурентных стратегий двух компаний (ООО «Атака», ООО «Ледокол»). В результате, эти компании смогли повысить уровень конкурентоспособности, изменить свое конкурентное положение, сделав его более стратегически выгодным. При этом одна из компаний смогла увеличить свою стабильность и войти в перспективный и слабо конкурентный сегмент рынка. Другая компания смогла за счет налаживания внутрикластерных связей и инновационного развития значительно увеличить объем продаж и упрочить свое конкурентное положение.

Структура и объем работы. Цели и задачи работы определили логику и структуру исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Структура диссертационной работы:

Введение

I.ГЛАВА Конкурентные преимущества экономических субъектов

1.1.Основные модели конкуренции в истории экономической мысли

1.2. Рыночная концепция конкурентных преимуществ

1.3. Ресурсная концепция конкурентных преимуществ

1.4. Институциональная концепция конкурентных преимуществ

1.5.Комбинирование рыночных, ресурсных и институциональных конкурентных преимуществ в деятельности экономических субъектов в современной экономике.

II.ГЛАВА Конкурентная позиция высокотехнологичных субъектов экономики средней величины

2.1. Привлекательность высокотехнологичной отрасли для среднего бизнеса

2.2. Положение средней фирмы на высокотехнологичных рынках

III.ГЛАВА Интеграция высокотехнологичных субъектов в сетевые структуры

3.1. Роль сетей и кластеров в повышении конкурентоспособности высокотехнологичных субъектов

3.2. Государственная поддержка и стимулирование кластерных образований.

IV.ГЛАВА Оценка конкурентных преимуществ высокотехнологических субъектов экономики

4.1. Формирование комплексного подхода к оценке конкурентных преимуществ экономических субъектов

4.2. Выявление конкурентных преимуществ высокотехнологичных субъектов экономики средней величины

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Конкурентные преимущества экономических субъектов

В диссертации при рассмотрении конкурентных преимуществ экономических субъектов главное внимание уделяется фирме, как экономическому агенту, действующему в наиболее конкурентной и нестабильной среде. К высокотехнологичным отнесены субъекты экономики, принимающие участие в самом инновационном процессе на одной из его стадий, либо в процессе усовершенствования технологий, либо в процессе адаптации технологий к специфическим потребностям различных сегментов экономики.

В диссертации рассмотрены три основных подхода к определению конкуренции: поведенческий, функциональный и структурный. Подчеркнута характерная для изменения институциональной среды в современной сетевой экономике тенденция сочетания конкуренции и кооперации.

Рассмотрено определение конкурентоспособности экономического субъекта. Для данного исследования важно подчеркнуть, что основой его конкурентоспособности являются имеющиеся у него конкурентные преимущества.

Вопросы конкуренции между экономическими субъектами рассматривались почти всеми экономическими школами в различных экономических моделях. Исторически первой является парадигма «структура отрасли – результат деятельности фирмы» и модель совершенной конкуренции, открытые А. Смитом и развитые его последователями. Согласно данной модели, отрасль и условия в ней воспринималась как нечто неподвластное экономическому субъекту, а сам субъект являлся структурой, стремящейся к максимизации прибыли в данных условиях. В классической школе политической экономии предполагалось, что субъект может иметь абсолютные или относительные конкурентные преимущества, если он производит продукт с меньшими издержками, чем конкуренты. Таким образом, классики концентрировались на анализе наиболее эффективного использования материальных ресурсов субъекта в текущей рыночной ситуации. В дальнейшем на основе этой же парадигмы была создана модель монополии.

Следующей волной развития теории конкуренции стали модели, признававшие за фирмой возможность некоторого стратегического выбора (в том числе дифференциации продукции). Это модель монополистической конкуренции Е.Чемберлина и модель олигополии. Логическим их развитием стали парадигмы «структура отрасли - поведение фирмы - результат» и «поведение фирмы – результат – структура отрасли», в которых за компаниями признавалась возможность широкого стратегического выбора и развития, а также возможность как напрямую, так и опосредованно влиять на характеристики отрасли и конкурентную ситуацию через вложение прибыли в различные сферы развития компании. Й. Шумпетер первым из исследователей обратил внимание на инновационную составляющую конкурентных преимуществ.

Третьей волной стало использование микроэкономических подходов (теории цены) и институциональной теории для анализа конкуренции. Одним из первых применил микроэкономический подход к анализу отраслевой организации компаний Дж.Стиглер, рассматривавший вопросы организации квазиконкурентных рынков. Теория квазиконкурентных рынков наиболее полно отразила влияние барьеров входа и выхода на отраслевую структуру и поведение субъектов отрасли. Важный вклад внесла теория трансакционных издержек, показавшая эффективность длительных партнерских отношений с контрагентами, обозначившая появление элементов кооперации в отношениях компаний с конкурентами и снижение роли ценовой конкуренции. В институциональной теории также отмечается, что высокие трансакционные издержки задерживают изменения в организации отраслевых рынков. Теория прав собственности и ее подраздел теория контрактных отношений дополнили это направление рассмотрением различных форм взаимодействия среднего и малого бизнеса с крупными компаниями.

Интеграция указанных выше теорий в единую концепцию привела к образованию в 1980-х годах целого направления экономической мысли – теории организации промышленности, которая позволила подойти к анализу отраслей и рынков более комплексно, с использованием широчайшего экономического инструментария. В результате было получено множество важных теоретических выводов, в частности, касающихся обоснованности использования той или иной парадигмы для анализа положения различных экономических субъектов в разных отраслевых и рыночных структурах.

Впоследствии, в 80-е и 90-е годы 20 века интерес исследователей обратился непосредственно к рассмотрению конкурентных преимуществ экономических субъектов с учетом новых реалий функционирования бизнеса. Среди современных теоретических подходов особое значение приобрели рыночная, ресурсная и институциональная концепции конкурентных преимуществ, в разработку которых существенный вклад внесли специалисты не только современных экономических школ, но и специалисты в области стратегического менеджмента и маркетинга. Рыночная концепция рассматривает в качестве основы конкурентных преимуществ стратегическое отраслевое и рыночное положение. Ресурсная концепция рассматривает конкурентное преимущество как следствие эффективного развития и использования субъектом определенных, наиболее важных для конкурентной борьбы и труднокопируемых видов ресурсов. Институциональная концепция рассматривает конкурентные преимущества, основанные на способности субъекта интегрироваться в окружающую бизнес-среду. В диссертации подробно рассмотрены перечисленные концепции конкурентных преимуществ.

Рыночная концепция или школа позиционирования в определенной мере использует модели рынков несовершенной конкуренции, подходы теории организации промышленности и стратегического менеджмента и маркетинга для анализа конкурентных преимуществ фирмы. И.Ансофф, которого можно назвать одним из ее основателей, разработал саму идею и процедуру стратегического планирования, основанную на принятии компанией решений относительно выбора продукции, рынков сбыта и организационной структуры. М.Портер и его последователи одни из первых применили методы маркетинга и стратегического менеджмента к анализу конкуренции, в результате чего были разработаны: модель пяти конкурентных сил отрасли и модель «цепочки ценности организации», которые позволили рассмотреть вопросы формирования конкурентных преимуществ компании с учетом особенностей текущей конкурентной среды. М.Портер также рассматривает роль интеграции компаний в кластерные образования. Не отрицая роль других факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ компании, М. Портер отдает приоритет в воздействии на них позиционированию компании в рыночном пространстве с учетом внутренних способностей и возможностей компании.

Ресурсная концепция конкурентных преимуществ основана на одной из базовых экономических парадигм «ресурсы-поведение фирмы-результат» и берет свое начало в теории фирмы. Еще Й.Шумпетер, рассматривая инновации в качестве базы конкурентных преимуществ, говорил об уникальных комбинациях ресурсов как основе инноваций. Ресурсная концепция имеет истоки также в работах Дж.Пенроуз, но более четко оформилась в начале 1990-х гг. Она учитывает значение уникальных и труднокопируемых способностей, факторов, ресурсов и особенно их комбинаций. Дж. Барни, М. Поланья, К. Прахалад, Г. Хэмел и Д. Коллис, активно исследовавшие данную проблематику, отмечали особое значение нематериальных специфических и интерспецифических ресурсов в деятельности компании и необходимость их систематического развития и преумножения для создания устойчивых конкурентных преимуществ. Важной составляющей данной концепции является теория ключевых компетенций бизнеса, разработанная Р. Грантом, к которым он относит центральные, специфические способности экономического субъекта по использованию имеющихся ресурсов. Ресурсная концепция во многом согласуется с современной конкурентной и быстроменяющейся экономической действительностью, а также близка к работе средних высокотехнологичных компаний, строящих свою конкурентную борьбу в большей мере на основе использовании нематериальных ресурсов.

Институциональный подход, беря свое начало в новой институциональной экономической теории, социологии и в исследованиях сетевых образований, рассматривает в качестве источника конкурентных преимуществ субъекта его способность эффективно интегрироваться в окружающую бизнес-среду, ее инфраструктуру и информационное поле. Сетевой характер организации субъектов в современной экономике и изменение институциональных основ конкуренции в направлении сочетания конкурентных и кооперативных отношений между участниками рынка делает эту интеграцию источником важных конкурентных преимуществ. Основой почти всех источников конкурентных преимуществ в этом случае являются общее информационное поле, обеспечивающее наиболее прямой и быстрый доступ к важной информации с минимальными издержками, а также сочетание конкуренции и кооперации между членами сетевых образований. Целью такой интеграции, является формирование и использование коллективных конкурентных преимуществ, генерирующих особые «отношенческие» ренты на основе квазиобщественных благ.

В диссертации отмечается относительность конкурентных преимуществ. Своя специфика имеется у различных типов отраслей, рынков и фирм. Крупные компании, имея монопольную власть, менее зависимы от рыночных и институциональных факторов. Они чаще концентрируют внимание на создании устойчивых ресурсных конкурентных преимуществ, основанных на открытиях и крупных разработках, требующих больших капиталовложений. Малые компании пользуются информационной асимметрией и территориальной дифференциацией в сочетании со своей максимальной мобильностью, именно поэтому для них наибольшее значение приобретают факторы рыночного и институционального характера. Средние компании, в отличие от перечисленных структур, используют на постоянной основе все типы конкурентных преимуществ, т.к., оставаясь сильно зависимыми от окружающей среды, работают за счет умения сочетать свои компетенции и ресурсы с потребностями целевых сегментов. Перечисленные концепции не отрицают друг друга. Нам представляется важным использовать все три концепции для всестороннего анализа конкурентных преимуществ современных фирм, особенно в высокотехнологичных сегментах.

Проанализировав основные концепции конкурентных преимуществ, автор диссертации объединил их основные черты в едином определении. В диссертации определено, что к конкурентным преимуществам фирмы относятся ее структурные элементы, а также элементы внешней среды, позволившие достичь превосходства над конкурентами в создании дополнительной ценности для покупателей, которая может трансформироваться в добавленную стоимость фирмы. Добавленная стоимость может формироваться на основе прибылей от эффективного положения фирмы на рынке или в отрасли, ренты от владения специфическими и интерспецифическими ресурсами, а также на основе кооперативных отношенческих рент. Дополнительная ценность для покупателей может проявиться как в улучшении качественных характеристик продукции, так и в сокращении издержек. Для эффективной конкурентной борьбы в современных условиях фирмы пытаются объединить в своей работе указанные способы создания дополнительной ценности.

Затем автор перешел к рассмотрению конкурентных преимуществ высокотехнологичных субъектов в современных условиях. Они непосредственно связаны с использованием новейших мировых знаний и технологий, а также с постоянной собственной исследовательской активностью и внедрением инноваций.

Устойчивость конкурентным преимуществам высокотехнологичных субъектов в большой мере придает обладание нематериальными специфическими активами в виде патентов, ноу-хау, уникальных компетенций коллектива. Высокотехнологичные субъекты не могут делать ставку только на конкурентные преимущества «низкого порядка» (дешевые ресурсы).

Конкурентная позиция высокотехнологичных субъектов экономики средней величины

Особенности субъекта могут накладывать серьезные ограничения на выбор его конкурентной позиции. Однако выбор эффективного экономического положения и роли для высокотехнологичного субъекта с учетом его специфики может способствовать созданию у него множества конкурентных преимуществ и нивелированию его слабых сторон. В диссертационном исследовании на примере средних высокотехнологичных фирм показан методологический подход к выбору конкурентной позиции для высокотехнологичного субъекта экономики.

В экономической теории нет единообразных и четких градаций выделения средних фирм. Нам представляется наиболее целесообразным для разделения компаний на малый, средний и крупный бизнес, использовать такой критерий, как количество занятых на предприятии, при этом необходимо учитывать отраслевые и страновые особенности. В ряде случаев важно учитывать и такие параметры, как оборот, размер активов и капитального имущества компании. Этот подход разделяют многие исследователи малого и среднего бизнеса. В диссертации, основываясь на мнении многих специалистов (В.А. Рубе, Н.Ю. Ивановой, А.А. Бравермана и др), мы взяли за основу критерий выделения среднего бизнеса принятый во многих развитых странах, где средними считают компании с численностью занятых от 50 до 249 человек.

Доля средних компаний в России, по данным аналитических агентств, «РосБизнесКонсалтинг» и TNS Gallup Media, на 2005 год составляла 20-25% в зависимости от региона и отрасли. При этом на долю этих компаний, по данным Межрегионального Центра Делового Сотрудничества, приходится около 7% промышленного производства России.

Средние высокотехнологичные компании, являющиеся объектом нашего исследования, – это фирмы, занимающиеся производством и реализацией высокотехнологичной продукции для различных сегментов, ниш и сфер рынка, а также оказанием сопутствующих услуг. Их деятельность основана на адаптации высоких технологий к специфическим потребностям различных целевых аудиторий с помощью небольших инноваций. Средние высокотехнологичные компании действуют как в новых, передовых, так и в традиционных сферах экономики. По данным аналитического агентства «Экспресс-Дата», в России доля средних компаний в высокотехнологичных отраслях (связь, производство электронного и оптического оборудования, компьютерные технологии и т.п.) в 2003 году достигала 3% - 4,5%. К сожалению, более точных данных по количеству средних высокотехнологичных компаний статистика не приводит.

Рассматривая экономическое положение и роль среднего высокотехнологичного бизнеса в системе отраслевого производства, а также его стратегическую рыночную позицию в высокотехнологичных сегментах экономики, мы основывались на подходе теории организации отраслевых рынков «структура отрасли - поведение фирмы - результат» и рыночной концепции, так как компании среднего размера при вхождении в отрасль или на рынок не могут существенно влиять на сложившиеся в них условия.

В диссертации определен этап жизненного цикла высокотехнологичной отрасли, на котором средние высокотехнологичные компании могут проникнуть в нее и взять на вооружение отраслевую технологию, а также определены отрасли, наиболее доступные для среднего высокотехнологичного бизнеса, и географические рынки, на которых средний бизнес может активно действовать.

В диссертационном исследовании проанализированы характеристики высокотехнологичной отрасли на различных этапах ее развития. Для этого автор использовал модели трех типов конкуренции (монополии, олигополии и монополистической конкуренции), а также модель жизненного цикла отрасли и статистические данные по одной из высокотехнологичных отраслей, где активно работает средний бизнес - производство телекоммуникационных систем на основе светодиодных дисплеев. Нами также учитывались наблюдения, сделанные в институциональной теории, о влиянии входных барьеров на внутренние параметры и состав компаний в отрасли. Исследование показало, что возможность проникновения в отрасль у среднего бизнеса появляется на этапе бурного роста отрасли, когда снижаются входные барьеры, базовая технология производства отработана и обкатана, общая информация о продукции, ценах и технических характеристиках уже достаточно распространена. В отрасли в этот момент присутствуют крупные фирмы, занимающиеся недифференцированным маркетингом, рынок еще не наполнен и появляется необходимость в адаптации продукции к потребностям различных сегментов и групп потребителей.

Активно действовать средний бизнес может в сферах с невысокой капиталоемкостью и быстрой оборачиваемостью активов. Это, прежде всего отрасли и рынки тем или иным образом, связанные со сферой услуг. Как показывают данные аналитических обзоров научной и инновационной сферы США, явно просматривается тенденция повышения наукоемкости сферы услуг и пограничных отраслей, сочетающих производство с оказанием услуг, и укрепление положения в них среднего бизнеса1. Это, прежде всего, сфера информационных, научных и технических услуг (инжиниринг, консалтинг, производство всевозможных программных продуктов и т.п.), а также отрасли, занимающиеся производством оборудования и программного обеспечения для традиционных сфер услуг (торговля, финансы, образование, развлечения).

Далее, с помощью методов маркетингового анализа и стратегического менеджмента (SWOT-анализа, сравнительного анализа на основе модели пяти конкурентных сил М.Портера, анализа на основе матрицы General Electric\McKensey) в диссертационном исследовании рассмотрено на конкретном примере положение средней компании на рынке высокотехнологичной продукции на региональном (российском) и международном уровне. На этих территориальных рынках существуют различные конкурентные условия. Лучшая из отечественных компаний-производителей светодиодных дисплеев на российском рынке занимает позицию лидера, в то время как на международном рынке она близка к аутсайдерам. Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Положение рассматриваемой средней фирмы на российском рынке

Привлекательность рынка

Конкурентная позиция бизнеса

Высокая

Средняя

Низкая

Сильная

Победитель 1

Победитель 2

Вопрос

Средняя

Победитель 3

Средний бизнес

Проигравший 1

Слабая

Создатель прибыли

Проигравший 2

Проигравший 3

Таблица 2. Положение рассматриваемой средней фирмы на международном рынке

Привлекательность рынка

Конкурентная позиция бизнеса

Высокая

Средняя

Низкая

Сильная

Победитель 1

Победитель 2

Вопрос

Средняя

Победитель 3

Средний бизнес

Проигравший 1

Слабая

Создатель прибыли

Проигравший 2

Проигравший 3

Исследование показало, что средний бизнес может конкурировать в основном на рынках регионального уровня, где конкурентное давление не столь существенно, имеются налаженные связи, доступ к важным ресурсам и возможности для реализации конкурентной стратегии специализации. Открытый и высококонкурентный международный высокотехнологичный рынок – опасная зона для среднего российского бизнеса.

Затем в диссертации были рассмотрены различные варианты базовых конкурентных стратегий, наиболее типичные для среднего высокотехнологичного бизнеса. Наиболее приемлемой для среднего бизнеса является стратегии нишевой и продуктовой (технологической) специализации. Действуя в рамках данной стратегии средний бизнес способен использовать свою мобильность и возможность тесного контакта с клиентами. Конкурентная борьба для специализированных компаний перемещается из ценовой сферы в продуктовую. Это важно для средних компаний, неспособных на сильную экономию издержек, а также позволяет за счет инновационного развития и создания высокой дополнительной стоимости получать высокую прибыль и определенную монопольную власть в рамках небольшого сегмента.

Все вышеперечисленные данные позволили автору сделать выводы относительно экономической и конкурентной позиции среднего бизнеса в отрасли, а также его роли в экономике в целом. Далеко не все высокотехнологичные отрасли доступны для среднего бизнеса. Наибольшей привлекательностью для среднего бизнеса обладают отрасли, вступившие на этап бурного роста с низкими входными барьерами. Средние высокотехнологичные фирмы, активно работая над адаптацией технологий, являются их распространителями, проводниками в рамках рыночной цепочки, создавая, таким образом, для покупателей высокую дополнительную ценность и повышая конечную стоимость технологии. Часто, при тесном взаимодействии с крупным бизнесом, они выступают в роли подрядчиков на исполнение специализированных работ и производство сложной высокотехнологичной продукции. Благодаря действиям средних фирм, технология все глубже проникает на рынок, совершенствуясь и принося дополнительный доход.

Интеграция высокотехнологичных субъектов в сетевые структуры

В современной сетевой экономике постоянно возрастает роль институциональных и социальных факторов в конкуренции, все большее значение приобретают формальные и неформальные межфирменные сети и кластеры, в которых кооперируются экономические субъекты различного типа и размера. Теория сетей в современной экономике активно исследуется рядом отечественных (В. Иноземцев, В.В. Радаев, О.А. Третьяк), а также зарубежных экономистов (М. Бест, М. Портер, Р. Шиллер). Можно сказать, что кластеры являются наиболее ярким выражением тенденций современной сетевой экономики, сочетая, при всеобъемлющей информационной глобализации, тенденции к кооперации и региональной концентрации субъектов, работающих в одной сфере. В диссертации рассмотрены положительные и отрицательные стороны интеграции высокотехнологичных субъектов экономики в сетевые образования на примере работы средних высокотехнологичных фирм в рамках кластерных структур.

Для средних высокотехнологичных фирм кластер создает ряд существенных преимуществ. Основные из них, по мнению автора, следующие:

1.Упрощенный доступ к венчурному и проектному финансированию, а также иным ресурсам, в том числе специфическим, за счет тесной кооперации фирм в рамках кластера.

2.Возможность экспериментировать с инновациями и новой продукцией при меньших затратах, с меньшими финансовыми и иными рисками за счет тесной работы и непосредственного участия заказчиков-контрагентов в совместных проектах со средними высокотехнологичными фирмами в рамках кластера. Такой формат взаимодействия в кластере является частой практикой, основанной на долговременном сотрудничестве.

3.Кластер за счет тесной взаимосвязи фирм, общей инфраструктуры и информационного поля позволяет снизить косвенные и трансакционные издержки, доля которых в современной экономике постоянно растет.

4.Использование эффекта масштаба в малосерийном производстве позволяет средним высокотехнологичным фирмам при работе в кластере сочетать производство товаров, адаптированных к потребностям клиентов, с экономией издержек.

5.Участие в кластере предоставляет фирмам преимущества ускоренного инновационного развития за счет быстрого доступа к новым технологиям и методам работы.

6.Кластеры создают для средних высокотехнологичных фирм большой простор тактического и стратегического выбора. Благодаря связям в рамках кластера, они могут быстрее распознавать перспективные направления развития и вторгаться в них как самостоятельно, так и в связке с другими компаниями при образовании новых форм бизнеса.

Таким образом, в рамках сетевых образований высокотехнологичные субъекты могут получить доступ к множеству квазиобщественных благ, которые в противном случае имели бы слишком высокую стоимость. Все перечисленные преимущества могут быть полезны не только для средних высокотехнологичных фирм, но именно для них эти преимущества наиболее важны и могут быть использованы ими с максимальным эффектом.

Однако существуют и отрицательные стороны работы высокотехнологичных субъектов в рамках сетевых и кластерных структур. Наиболее существенная это – гомогенность субъектов в кластере. Для средних фирм, как для вида бизнеса, кластер предоставляет множество ощутимых преимуществ, но отдельная средняя фирма, как субъект экономических отношений, для эффективной работы в рамках кластера должна интегрироваться в его бизнес-процессы принять его стереотипы поведения и нормы. Это может привести к вынужденному копированию стиля и стереотипов поведения контрагентов и партнеров, и тем самым фирма может потерять ряд своих специфических конкурентных преимуществ.

В условиях возрастающей глобализации и вступления России в ВТО многим высокотехнологичных субъектам и в особенности средним высокотехнологичным фирмам, которым не удается выбрать подходящий кластер или другое сетевое образование и интегрироваться в него, грозит существенная потеря конкурентоспособности и рыночной устойчивости.

Многие кластеры и сетевые образования идут снизу, от рынка и существуют в неформальном виде без какого-либо вмешательства со стороны государства. Однако во многих случаях именно от государства зависит, насколько долгосрочными будут эти образования и насколько работа кластера будет эффективной. Государство может стимулировать работу кластера и его субъектов через структурную политику (создание необходимой научно-исследовательской и производственной инфраструктуры, благоприятных и стабильных условий в регионе для развития кластера), посредническую деятельность (создание информационных пулов, пулов рабочей силы и т.п.), «политику требовательного потребителя» (при реализации сложных заказов формировать прототипы кластеров на основе объединения различных субъектов экономики: частных фирм, научно-исследовательских и образовательных организаций, некоммерческих фондов и т.п.), а также через создание благоприятных инвестиционных условий и привлечение частного капитала.

В настоящий момент в России преобладают формально неорганизованные кластеры, в которых государство не принимает активного участия. Многие эксперты, говорят о существовании на территории Москвы и московской области IT и рекламного кластеров, а также о северо-западном машиностроительном кластере, в которых успешно работает целый ряд средних высокотехнологичных фирм. Наряду с этим официально действуют несколько бизнес-инкубаторов на территории научных центров, в том числе Троицкий и Бауманский.

Понимая высокую роль кластеров для развития национальной экономики по «верхнему пути конкурентоспособности», основанному на устойчивых преимуществах, базой для которых являются знания и инновации, государства Европы и США проявляют в этой сфере высокую активность и большой интерес, особенно к инновационным эффектам кластеризации и развитию высокотехнологичных секторов. При государственной поддержке в зарубежных высокотехнологичных кластерах активно действует средний бизнес, занимаясь распространением новейших технологий. Ярким примером могут служить Силиконовая долина в США, IT кластер на территории Франции и Австрии в городах Линц и Зальцбург, японский кластер, работающий с полупроводниковыми технологиями.

Для переориентации экономики России на инновационный вектор развития необходима не только общая законодательная работа по провозглашению инновационного курса и поддержке высокотехнологичных сфер, но конкретные действия государственных структур на местах по созданию сетевых структур.

Диссертационное исследование показало, что именно в сетевых формах организации предприятий, где работа ведется в постоянном тесном взаимодействии при сочетании конкуренции и кооперации, высокотехнологичные субъекты в целом, и в частности средние высокотехнологичные фирмы, могут наиболее полно реализовать свои конкурентные преимущества и способности к распространению новых технологий, внедрению мягких инноваций и адаптации к специализированным потребностям того или иного сегмента. Интеграция в кластер помогает высокотехнологичным субъектам создать устойчивые институциональные конкурентные преимущества. В рамках кластера фирмы такого типа способны найти партнеров среди крупных компаний, получить возможность для участия в холдинговых и финансовых структурах, сделав свое конкурентное положение более стабильным и стратегически выгодным. Также они могут решить часть обозначенных выше проблем, в том числе при посредничестве различных профессиональных ассоциаций. Например, в настоящий момент Российская Ассоциация Маркетинга развивает проект, направленный на повышение конкурентоспособности российского среднего бизнеса.

Комплексная оценка конкурентных преимуществ высокотехнологических субъектов экономики

В четвертой главе диссертационной работы ставится задача дать комплексную оценку конкурентных преимуществ высокотехнологичного субъекта экономики средней величины. Эта проблема особенно актуальна для российских средних фирм, поскольку для них проблемы конкуренции стоят более остро, чем для малого бизнеса, что подтверждается данными исследования, проведенного Общероссийской общественной организацией «Опора России» и ВЦИОМ.

Многие современные модели оценки конкурентоспособности фирмы, разработанные западными и отечественными авторами, не дают возможность оценить все параметры конкурентных преимуществ, важные для средних высокотехнологичных компаний.

Большинство западных методов анализа конкурентоспособности уделяют внимание лишь части составляющих конкурентоспособности компании (J.B.Barney, R.M.Grant, Craig S. Fleisher и др), не объединяя их в четкую систему и игнорируя многие важные элементы. Ряд отечественных авторов (Г.Л.Азоев, Р.А. Фатхутдинов, А.П.Челенков) разработали более комплексные методики анализа, но, на наш взгляд, они также нуждаются в дополнении.

В диссертации для поиска наиболее важных конкурентных преимуществ высокотехнологичных субъектов средней величины предложен подход, устраняющий часть указанных недочетов. В нем элементы конкурентоспособности субъекта разделены на внутренние и внешние. При определении набора элементов конкурентоспособности мы использовали модель «цепочки ценности компании» М. Портера.

Внешние элементы отображают текущее положение субъекта на рынке. Это то, что может быть непосредственно оценено клиентами и другими субъектами рынка. К внешним элементам отнесены все составляющие маркетинг-микс, т.е. товар, его цена, система продвижения и стимулирования сбыта, система распространения и послепродажного обслуживания; а также торговая марка (бренд) и доля рынка фирмы (товара). Изначально в модели «цепочки ценности» М. Портера отсутствуют два последних параметра (торговой марки и доли рынка компании/товара), однако, соглашаясь с некоторыми исследователями (Г.Л. Азоев, А.П. Челенков), в том, что они должны быть учтены в силу их сильного самостоятельного влияния на конкурентное положение субъекта и использование при расчете рыночной стоимости фирмы в современной экономике, мы добавили их к внешним элементам конкурентоспособности фирмы.

Внутренние элементы конкурентоспособности основаны на эффективной организации бизнес-процессов фирмы. Они обеспечивают внешние проявления конкурентоспособности. В соответствии с моделью М. Портера разделим внутренние элементы на основную деятельность (снабжение, производство, хранение, логистика готовой продукции, отношения с контрагентами) и поддерживающую деятельность (планирование, финансовые операции, информационная и юридическая поддержка; НИОКР, развитие технологий, инжиниринг, исследования, проектирование и развитие продукта; управление трудовыми ресурсами).

Необходимо подчеркнуть, что воздействие институциональных факторов т.е. эффект от интеграции компании в бизнес-среду сказывается одновременно на всех элементах и показателях конкурентоспособности.

Для поиска наиболее важных конкурентных преимуществ средних высокотехнологичных фирм в диссертации определяются параметры для оценки каждого из внутренних и внешних элементов конкурентоспособности. Фактически данные параметры оценки элементов конкурентоспособности фирмы, определяемые специально для каждой фирмы и рынка, являются ее конкурентными преимуществами.

Автором диссертации предложен последовательный метод отбора и оценки параметров по всем элементам конкурентоспособности фирмы, основанный на сочетании методик экспертных оценок и ранжирования с различными количественными методами анализа.

Сначала предлагается определить ранг важности (вес) всех элементов конкурентоспособности для того, чтобы выявить наиболее важные сферы, в которых необходимо развивать конкурентные преимущества. Сумма весов всех внешних элементов должна быть равна 1, также как и всех внутренних. Далее по каждому элементу конкурентоспособности сформируем список параметров, которые отображают конкурентные преимущества фирмы в данной сфере. Затем распределим эти параметры по рангу важности в рамках каждого элемента конкурентоспособности (сумма весов всех параметров одного элемента должна быть равна 1). Это позволит нам, на основе распределенных по степени значимости параметров, определить наиболее важные конкурентные преимущества средних высокотехнологичных фирм в текущей конкурентной ситуации на данном рынке.

Результаты проведенного автором исследования представлены в таблице 3. В ней содержатся наиболее важные элементы конкурентоспособности и параметры их оценки для средних российских высокотехнологичных компаний – производителей светодиодных дисплеев. В таблице, представленной в реферате, отражены лишь важнейшие внешние и внутренние элементы конкурентоспособности и параметры (конкурентные преимущества). Они расположены в порядке убывания значимости (от наиболее к наименее значимым). В столбцах справа дан их ранг важности (вес).

Таблица 3. Наиболее важные элементы конкурентоспособности и параметры их оценки для средних российских высокотехнологичных фирм - производителей светодиодных дисплеев.

Внешние

Элементы конкурентоспособ-ности

Вес элемента (баллы)

Параметры оценки элементов конкурентоспособности (конкурентные преимущества фирмы)

Вес параметра (баллы)

1.Продукт

0,3

1.Надежность

2.Разрешение на кв.м. – технологичность

3.Совместимость с операционными системами

4.Прочее

0,3

0,2

0,2

0,3

2.Цена

0,3

Параметры не определялись

-

3. Распространение

0,2

1.Маркетинг партнерских отношений

2.Квалифицированная техническая поддержка

3.Сопутствующие услуги (программирование)

4.Прочее

0,2

0,2

0,17

0,43

4.Продвижение

0,1

1.PR активность

2.Прочее

0,4

0,6

5.Прочее

0,1

-

-

Внутрен –ние

1.Развитие технологий и инжиниринг

0,24

1.Усовершенствование продукции (технологи)

2.Патентование

3.Прочее

0,35

0,3

0,35

2.Создание инфраструктуры компании

0,22

1.Стратегическое планирование

2.Финансирование

3.Прочее

0,4

0,3

0,3

3.Управление трудовыми ресурсами

0,22

1. Квалификация топ-менеджеров

2.Квалификация специалистов технологов

3.Прочее

0,22

0,22

0,56

4.Производство

0,21

1.Технологичность оборудования и процессов

2.Сроки

3.Прочее

0,3

0,25

0,45

5. Прочее

0,11

-

-

Приведенные результаты анализа, а также данные специального экспертного опроса, проводившегося по заказу и при непосредственном участии автора диссертации для одной из средних высокотехнологичных компаний, дали необходимую базу для анализа особенностей конкуренции и конкурентных преимуществ российских средних высокотехнологичных фирм.

Для фирм этого типа среди внешних элементов конкурентоспособности наибольшее значение имеет продукт, его технологическая, инновационная и качественная составляющие. Это говорит о первостепенной роли для компаний такого типа инновационной мобильности в продуктовой конкуренции. В системе распространения продукции, высока роль комплексного технического обслуживания и особенно маркетинга партнерских отношений, основанного на интеграции в бизнес-сообщество и налаживании партнерских отношений с контрагентами. Видна тесная взаимосвязь в работе средней высокотехнологичной компании между производством, реализацией продукта и оказанием сопутствующих услуг.

Распределение по значимости внутренних элементов конкурентоспособности также свидетельствует о высокой роли технологического и инновационного развития компании с упором на продуктовую конкуренцию и мягкие инновации. Наряду с этим отмечена важность эффективного стратегического планирования, а также политики финансирования. Высокое значение такого конкурентного преимущества, как квалификация топ-менеджеров и специалистов технологов, акцентирует внимание на значимости специфических и интерспецифических активов, коими являются знания сотрудников и компетенции компании. Значение этих элементов в ресурсном базисе компании особенно подчеркивают неоинституциональные теории.

Невнимание к стратегическим моментам своего развития губительно для средних высокотехнологичных компаний. Однако большинство российских средних высокотехнологичных компаний на настоящий момент не уделяет должного внимания этим вопросам. Более 64% средних российских компаний ни разу не прибегали к помощи маркетинговых консалтинговых агентств в основном из-за нехватки финансовых ресурсов2.

Исследование показало высокое значение цены как элемента конкурентоспособности для российских средних высокотехнологичных компаний, что не является типичным для таких фирм в развитых странах, которые концентрируются на технологической продуктовой конкуренции. Высокая роль ценовых факторов в конкуренции на высокотехнологичных рынках отмечается многими исследователями, как особенность текущего этапа развития экономики России. Это связано с возможностью приобретения отечественных интеллектуальных ресурсов за относительно низкую цену.

Полученные в ходе исследований данные, теоретический анализ, анализ экономической и конкурентной позиции высокотехнологичных субъектов экономики средней величины, а также определение их роли в экономике позволили нам определить их наиболее важные конкурентные преимущества. Высокотехнологичные субъекты экономики для эффективной конкурентной борьбы должны активно использовать все три вида конкурентных преимуществ: рыночные, ресурсные и институциональные. Основной упор в конкурентной борьбе экономические субъекты этого типа должны делать на опережении в использовании факторов, создающих высокую дополнительную ценность для клиента. Эти факторы являются основой, источниками, конкурентных преимуществ этого типа фирм.

Важные конкурентные преимущества рыночного типа для этого типа субъектов:

- эффективный выбор рыночной ниши, позволяющий сочетать специфические возможности фирмы с потребностями целевых покупателей;

- гибкая рыночная позиция компании, основанная на постоянном поиске новых сфер применения используемых технологий.

К устойчивым ресурсным конкурентным преимуществам, рассматриваемых высокотехнологичных субъектов, связанным в основном с их специфическими нематериальными активами (ноу-хау, некодифицируемые знания и навыки организации), относятся:

- инновационная мобильность, проявляющаяся в способности быстро воспринимать инновации (как продуктовые, так и процессные) из окружающей среды и комбинировать их для производства новых товаров и услуг;

- особые стратегические компетенции, т.е. навыки работы коллектива в наиболее перспективных сферах и сегментах экономики, связанные с адаптацией технологий к специфическим потребностям клиентов. Необходимо помнить о том, что эти стратегические компетенции должны постоянно совершенствоваться и обновляться фирмой;

- наличие стратегического планирования, направленного на эффективное использование ограниченных ресурсов средних компаний. Многие средние фирмы не уделяют должного внимания стратегическим аспектам деятельности, что приводит к неэффективному использованию активов фирмы в средне- и долгосрочном периодах;

- способность компании создавать и поддерживать необходимую положительную репутацию в окружающей среде.

Институциональные конкурентные преимущества, важные для субъектов этого типа, основанные на характерном для современной сетевой экономики сочетании конкурентных и кооперационных связей:

- интеграция в сложившуюся систему отраслевых и межотраслевых сетевых связей, инициированных крупным бизнесом и государством, позволяющая использовать в своей работе и доводить до коммерциализации передовые разработки крупных фирм, прикладной и академической науки, а также позволяющая получить дополнительную поддержку, в том числе за счет обеспечения необходимыми разноплановыми ресурсами;

- формирование собственной цепочки партнерских отношений с наиболее важными контрагентами на основе формальных и неформальных контрактов для оптимизации партнерских связей;

- сочетание гомогенности и новаторства при интеграции в бизнес-среду и ее информационное поле – принятие норм и правил бизнес-среды наряду с применением наиболее прогрессивных методов работы, обычно не характерных для окружения.

Все обозначенные конкурентные преимущества высокотехнологичные субъекты экономики могут наиболее эффективно использовать и развить с меньшими издержками именно в сетевой институциональной среде.

Диссертационное исследование показало, что при всех перечисленных выше возможностях для развития конкурентных преимуществ, высокотехнологичные субъекты экономики средней величины остаются стратегически слабо защищенными структурами, сильно зависящими от изменений в окружающей среде. Поэтому для них чрезвычайно важным является генерирование и развитие конкурентных преимуществ на основе уникальных компетенций, а также стратегический выбор не только сферы деятельности, базовой отрасли, но и территорально-рыночного образования, в котором они собирается работать. Значительно способствует укреплению экономического положения высокотехнологичных субъектов этого типа интеграция в сетевые и кластерные структуры.

Высокотехнологичные субъекты экономики средней величины, исполняя роль проводников, распространителей технологий, способны придавать дополнительный импульс инновационному развитию отдельных сегментов и регионов экономики страны при соответствующей государственной поддержке. Это немаловажно для успешного развития национальной экономики в современном высококонкурентном мире при нарастающих глобализационных эффектах для занятия Россией своей ниши в международной конкуренции.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 5 опубликованных научных работах:

1. Минаенко М.М. Стратегическая позиция среднего наукоемкого бизнеса в «новой экономике» - Материалы конференции «Государственное управление в XXI веке: концепции, методы и технологии» - МГУ, Алекс. 2003. – 0,4 п.л. (в соавторстве с Симановской М.Л.).

2.Минаенко М.М. Маркетинговый анализ конкурентоспособности средних фирм в высокотехнологичных отраслях. – Монография по материалам круглого стола «Международная конкурентоспособность России» - МГУ, ТЕИС. 2004. – 0,7 п.л. (в соавторстве с Симановской М.Л.).

3. Минаенко М.М. Позиция среднего высокотехнологичного бизнеса в рамках международного жизненного цикла отраслевой технологии – Сборник материалов международной научно-практической конференции «Международный менеджмент, маркетинг, реклама: современные технологии» - МГИМО, 2004. 0,2 п.л. (в соавторстве с Симановской М.Л.).

4. Минаенко М.М. Интеграция средних высокотехнологичных компаний в кластерные структуры – Актуальные проблемы экономики и права современной России. Сборник научных статей межвузовской конференции. / Под ред. С.С. Ильина. – М.: МГУ, 2005. - 0,3 п.л.

5. Минаенко М.М. Оценка конкурентоспособности и выявление конкурентных преимуществ компании – Проблемы рыночной экономики и права: Сборник научных трудов межвузовской конференции. Выпуск 2. / Под ред. С. С. Ильина. – М.: МГУ, 2005. – 0,5 п.л.

Общий объем публикаций – 2,1 п.л

1 National Science Board, Science and Engineering Indicators, Wash. D.C.

2 Маркетинг в России и за рубежом - №1-2004 г.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ф. А. Искандер С. А. Толкачев, > д э. н., профессор кафедры политической экономии гуу

    Документ
    Конкуренция и конкурентоспособность являются важнейшими атрибутами любой модели социально-экономических систем. Конкуренция как разновидность состязательно-игровой деятельности индивида и отдельных групп людей среди себе подобных
  2. Методология стратегического управления корпоративными образованиями на основе реализации коллективных конкурентных преимуществ

    Автореферат
    Актуальность темы исследования. Проведение модернизации российской экономики подразумевает, в первую очередь, перестройку ее структуры путем сокращения доли сырьевых отраслей и обеспечения роста выпуска высокотехнологичной и наукоемкой
  3. Методология и механизмы разработки инновационно-инвестиционной стратегии промышленных предприятий в системе формирования конкурентных преимуществ

    Автореферат диссертации
    на заседании диссертационного совета Д 212.287.03 при ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» по адресу: 620219, г. Екатеринбург, ГСП-219, ул.
  4. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 8 декабря 2006 года в 17 часов на заседании диссертационного совета Д 212.198.01 в Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125267, г.
  5. Инструменты финансового менеджмента высокотехнологичной корпорации в кризисной экономике

    Автореферат
    Защита состоится «18» ноября 2010 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.05 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.

Другие похожие документы..