Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Освоение студентами возможностей экономически обоснованного обеспечения комплексной информационной безопасности АС в рыночных условиях хозяйствования...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском государственном строительном университ...полностью>>
'Анализ'
С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят, и взрослых. Как идёт этот сложный процесс формирования гражданской зрел...полностью>>
'Рассказ'
Хотим рассказать Вам про нововведения. Анонсы о пресс-конференциях на www.zhurik.kz теперь будут размещаться отдельной рубрикой. Мы решили отделить пр...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Конкурентные преимущества экономических субъектов

В диссертации при рассмотрении конкурентных преимуществ экономических субъектов главное внимание уделяется фирме, как экономическому агенту, действующему в наиболее конкурентной и нестабильной среде. К высокотехнологичным отнесены субъекты экономики, принимающие участие в самом инновационном процессе на одной из его стадий, либо в процессе усовершенствования технологий, либо в процессе адаптации технологий к специфическим потребностям различных сегментов экономики.

В диссертации рассмотрены три основных подхода к определению конкуренции: поведенческий, функциональный и структурный. Подчеркнута характерная для изменения институциональной среды в современной сетевой экономике тенденция сочетания конкуренции и кооперации.

Рассмотрено определение конкурентоспособности экономического субъекта. Для данного исследования важно подчеркнуть, что основой его конкурентоспособности являются имеющиеся у него конкурентные преимущества.

Вопросы конкуренции между экономическими субъектами рассматривались почти всеми экономическими школами в различных экономических моделях. Исторически первой является парадигма «структура отрасли – результат деятельности фирмы» и модель совершенной конкуренции, открытые А. Смитом и развитые его последователями. Согласно данной модели, отрасль и условия в ней воспринималась как нечто неподвластное экономическому субъекту, а сам субъект являлся структурой, стремящейся к максимизации прибыли в данных условиях. В классической школе политической экономии предполагалось, что субъект может иметь абсолютные или относительные конкурентные преимущества, если он производит продукт с меньшими издержками, чем конкуренты. Таким образом, классики концентрировались на анализе наиболее эффективного использования материальных ресурсов субъекта в текущей рыночной ситуации. В дальнейшем на основе этой же парадигмы была создана модель монополии.

Следующей волной развития теории конкуренции стали модели, признававшие за фирмой возможность некоторого стратегического выбора (в том числе дифференциации продукции). Это модель монополистической конкуренции Е.Чемберлина и модель олигополии. Логическим их развитием стали парадигмы «структура отрасли - поведение фирмы - результат» и «поведение фирмы – результат – структура отрасли», в которых за компаниями признавалась возможность широкого стратегического выбора и развития, а также возможность как напрямую, так и опосредованно влиять на характеристики отрасли и конкурентную ситуацию через вложение прибыли в различные сферы развития компании. Й. Шумпетер первым из исследователей обратил внимание на инновационную составляющую конкурентных преимуществ.

Третьей волной стало использование микроэкономических подходов (теории цены) и институциональной теории для анализа конкуренции. Одним из первых применил микроэкономический подход к анализу отраслевой организации компаний Дж.Стиглер, рассматривавший вопросы организации квазиконкурентных рынков. Теория квазиконкурентных рынков наиболее полно отразила влияние барьеров входа и выхода на отраслевую структуру и поведение субъектов отрасли. Важный вклад внесла теория трансакционных издержек, показавшая эффективность длительных партнерских отношений с контрагентами, обозначившая появление элементов кооперации в отношениях компаний с конкурентами и снижение роли ценовой конкуренции. В институциональной теории также отмечается, что высокие трансакционные издержки задерживают изменения в организации отраслевых рынков. Теория прав собственности и ее подраздел теория контрактных отношений дополнили это направление рассмотрением различных форм взаимодействия среднего и малого бизнеса с крупными компаниями.

Интеграция указанных выше теорий в единую концепцию привела к образованию в 1980-х годах целого направления экономической мысли – теории организации промышленности, которая позволила подойти к анализу отраслей и рынков более комплексно, с использованием широчайшего экономического инструментария. В результате было получено множество важных теоретических выводов, в частности, касающихся обоснованности использования той или иной парадигмы для анализа положения различных экономических субъектов в разных отраслевых и рыночных структурах.

Впоследствии, в 80-е и 90-е годы 20 века интерес исследователей обратился непосредственно к рассмотрению конкурентных преимуществ экономических субъектов с учетом новых реалий функционирования бизнеса. Среди современных теоретических подходов особое значение приобрели рыночная, ресурсная и институциональная концепции конкурентных преимуществ, в разработку которых существенный вклад внесли специалисты не только современных экономических школ, но и специалисты в области стратегического менеджмента и маркетинга. Рыночная концепция рассматривает в качестве основы конкурентных преимуществ стратегическое отраслевое и рыночное положение. Ресурсная концепция рассматривает конкурентное преимущество как следствие эффективного развития и использования субъектом определенных, наиболее важных для конкурентной борьбы и труднокопируемых видов ресурсов. Институциональная концепция рассматривает конкурентные преимущества, основанные на способности субъекта интегрироваться в окружающую бизнес-среду. В диссертации подробно рассмотрены перечисленные концепции конкурентных преимуществ.

Рыночная концепция или школа позиционирования в определенной мере использует модели рынков несовершенной конкуренции, подходы теории организации промышленности и стратегического менеджмента и маркетинга для анализа конкурентных преимуществ фирмы. И.Ансофф, которого можно назвать одним из ее основателей, разработал саму идею и процедуру стратегического планирования, основанную на принятии компанией решений относительно выбора продукции, рынков сбыта и организационной структуры. М.Портер и его последователи одни из первых применили методы маркетинга и стратегического менеджмента к анализу конкуренции, в результате чего были разработаны: модель пяти конкурентных сил отрасли и модель «цепочки ценности организации», которые позволили рассмотреть вопросы формирования конкурентных преимуществ компании с учетом особенностей текущей конкурентной среды. М.Портер также рассматривает роль интеграции компаний в кластерные образования. Не отрицая роль других факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ компании, М. Портер отдает приоритет в воздействии на них позиционированию компании в рыночном пространстве с учетом внутренних способностей и возможностей компании.

Ресурсная концепция конкурентных преимуществ основана на одной из базовых экономических парадигм «ресурсы-поведение фирмы-результат» и берет свое начало в теории фирмы. Еще Й.Шумпетер, рассматривая инновации в качестве базы конкурентных преимуществ, говорил об уникальных комбинациях ресурсов как основе инноваций. Ресурсная концепция имеет истоки также в работах Дж.Пенроуз, но более четко оформилась в начале 1990-х гг. Она учитывает значение уникальных и труднокопируемых способностей, факторов, ресурсов и особенно их комбинаций. Дж. Барни, М. Поланья, К. Прахалад, Г. Хэмел и Д. Коллис, активно исследовавшие данную проблематику, отмечали особое значение нематериальных специфических и интерспецифических ресурсов в деятельности компании и необходимость их систематического развития и преумножения для создания устойчивых конкурентных преимуществ. Важной составляющей данной концепции является теория ключевых компетенций бизнеса, разработанная Р. Грантом, к которым он относит центральные, специфические способности экономического субъекта по использованию имеющихся ресурсов. Ресурсная концепция во многом согласуется с современной конкурентной и быстроменяющейся экономической действительностью, а также близка к работе средних высокотехнологичных компаний, строящих свою конкурентную борьбу в большей мере на основе использовании нематериальных ресурсов.

Институциональный подход, беря свое начало в новой институциональной экономической теории, социологии и в исследованиях сетевых образований, рассматривает в качестве источника конкурентных преимуществ субъекта его способность эффективно интегрироваться в окружающую бизнес-среду, ее инфраструктуру и информационное поле. Сетевой характер организации субъектов в современной экономике и изменение институциональных основ конкуренции в направлении сочетания конкурентных и кооперативных отношений между участниками рынка делает эту интеграцию источником важных конкурентных преимуществ. Основой почти всех источников конкурентных преимуществ в этом случае являются общее информационное поле, обеспечивающее наиболее прямой и быстрый доступ к важной информации с минимальными издержками, а также сочетание конкуренции и кооперации между членами сетевых образований. Целью такой интеграции, является формирование и использование коллективных конкурентных преимуществ, генерирующих особые «отношенческие» ренты на основе квазиобщественных благ.

В диссертации отмечается относительность конкурентных преимуществ. Своя специфика имеется у различных типов отраслей, рынков и фирм. Крупные компании, имея монопольную власть, менее зависимы от рыночных и институциональных факторов. Они чаще концентрируют внимание на создании устойчивых ресурсных конкурентных преимуществ, основанных на открытиях и крупных разработках, требующих больших капиталовложений. Малые компании пользуются информационной асимметрией и территориальной дифференциацией в сочетании со своей максимальной мобильностью, именно поэтому для них наибольшее значение приобретают факторы рыночного и институционального характера. Средние компании, в отличие от перечисленных структур, используют на постоянной основе все типы конкурентных преимуществ, т.к., оставаясь сильно зависимыми от окружающей среды, работают за счет умения сочетать свои компетенции и ресурсы с потребностями целевых сегментов. Перечисленные концепции не отрицают друг друга. Нам представляется важным использовать все три концепции для всестороннего анализа конкурентных преимуществ современных фирм, особенно в высокотехнологичных сегментах.

Проанализировав основные концепции конкурентных преимуществ, автор диссертации объединил их основные черты в едином определении. В диссертации определено, что к конкурентным преимуществам фирмы относятся ее структурные элементы, а также элементы внешней среды, позволившие достичь превосходства над конкурентами в создании дополнительной ценности для покупателей, которая может трансформироваться в добавленную стоимость фирмы. Добавленная стоимость может формироваться на основе прибылей от эффективного положения фирмы на рынке или в отрасли, ренты от владения специфическими и интерспецифическими ресурсами, а также на основе кооперативных отношенческих рент. Дополнительная ценность для покупателей может проявиться как в улучшении качественных характеристик продукции, так и в сокращении издержек. Для эффективной конкурентной борьбы в современных условиях фирмы пытаются объединить в своей работе указанные способы создания дополнительной ценности.

Затем автор перешел к рассмотрению конкурентных преимуществ высокотехнологичных субъектов в современных условиях. Они непосредственно связаны с использованием новейших мировых знаний и технологий, а также с постоянной собственной исследовательской активностью и внедрением инноваций.

Устойчивость конкурентным преимуществам высокотехнологичных субъектов в большой мере придает обладание нематериальными специфическими активами в виде патентов, ноу-хау, уникальных компетенций коллектива. Высокотехнологичные субъекты не могут делать ставку только на конкурентные преимущества «низкого порядка» (дешевые ресурсы).

Конкурентная позиция высокотехнологичных субъектов экономики средней величины

Особенности субъекта могут накладывать серьезные ограничения на выбор его конкурентной позиции. Однако выбор эффективного экономического положения и роли для высокотехнологичного субъекта с учетом его специфики может способствовать созданию у него множества конкурентных преимуществ и нивелированию его слабых сторон. В диссертационном исследовании на примере средних высокотехнологичных фирм показан методологический подход к выбору конкурентной позиции для высокотехнологичного субъекта экономики.

В экономической теории нет единообразных и четких градаций выделения средних фирм. Нам представляется наиболее целесообразным для разделения компаний на малый, средний и крупный бизнес, использовать такой критерий, как количество занятых на предприятии, при этом необходимо учитывать отраслевые и страновые особенности. В ряде случаев важно учитывать и такие параметры, как оборот, размер активов и капитального имущества компании. Этот подход разделяют многие исследователи малого и среднего бизнеса. В диссертации, основываясь на мнении многих специалистов (В.А. Рубе, Н.Ю. Ивановой, А.А. Бравермана и др), мы взяли за основу критерий выделения среднего бизнеса принятый во многих развитых странах, где средними считают компании с численностью занятых от 50 до 249 человек.

Доля средних компаний в России, по данным аналитических агентств, «РосБизнесКонсалтинг» и TNS Gallup Media, на 2005 год составляла 20-25% в зависимости от региона и отрасли. При этом на долю этих компаний, по данным Межрегионального Центра Делового Сотрудничества, приходится около 7% промышленного производства России.

Средние высокотехнологичные компании, являющиеся объектом нашего исследования, – это фирмы, занимающиеся производством и реализацией высокотехнологичной продукции для различных сегментов, ниш и сфер рынка, а также оказанием сопутствующих услуг. Их деятельность основана на адаптации высоких технологий к специфическим потребностям различных целевых аудиторий с помощью небольших инноваций. Средние высокотехнологичные компании действуют как в новых, передовых, так и в традиционных сферах экономики. По данным аналитического агентства «Экспресс-Дата», в России доля средних компаний в высокотехнологичных отраслях (связь, производство электронного и оптического оборудования, компьютерные технологии и т.п.) в 2003 году достигала 3% - 4,5%. К сожалению, более точных данных по количеству средних высокотехнологичных компаний статистика не приводит.

Рассматривая экономическое положение и роль среднего высокотехнологичного бизнеса в системе отраслевого производства, а также его стратегическую рыночную позицию в высокотехнологичных сегментах экономики, мы основывались на подходе теории организации отраслевых рынков «структура отрасли - поведение фирмы - результат» и рыночной концепции, так как компании среднего размера при вхождении в отрасль или на рынок не могут существенно влиять на сложившиеся в них условия.

В диссертации определен этап жизненного цикла высокотехнологичной отрасли, на котором средние высокотехнологичные компании могут проникнуть в нее и взять на вооружение отраслевую технологию, а также определены отрасли, наиболее доступные для среднего высокотехнологичного бизнеса, и географические рынки, на которых средний бизнес может активно действовать.

В диссертационном исследовании проанализированы характеристики высокотехнологичной отрасли на различных этапах ее развития. Для этого автор использовал модели трех типов конкуренции (монополии, олигополии и монополистической конкуренции), а также модель жизненного цикла отрасли и статистические данные по одной из высокотехнологичных отраслей, где активно работает средний бизнес - производство телекоммуникационных систем на основе светодиодных дисплеев. Нами также учитывались наблюдения, сделанные в институциональной теории, о влиянии входных барьеров на внутренние параметры и состав компаний в отрасли. Исследование показало, что возможность проникновения в отрасль у среднего бизнеса появляется на этапе бурного роста отрасли, когда снижаются входные барьеры, базовая технология производства отработана и обкатана, общая информация о продукции, ценах и технических характеристиках уже достаточно распространена. В отрасли в этот момент присутствуют крупные фирмы, занимающиеся недифференцированным маркетингом, рынок еще не наполнен и появляется необходимость в адаптации продукции к потребностям различных сегментов и групп потребителей.

Активно действовать средний бизнес может в сферах с невысокой капиталоемкостью и быстрой оборачиваемостью активов. Это, прежде всего отрасли и рынки тем или иным образом, связанные со сферой услуг. Как показывают данные аналитических обзоров научной и инновационной сферы США, явно просматривается тенденция повышения наукоемкости сферы услуг и пограничных отраслей, сочетающих производство с оказанием услуг, и укрепление положения в них среднего бизнеса1. Это, прежде всего, сфера информационных, научных и технических услуг (инжиниринг, консалтинг, производство всевозможных программных продуктов и т.п.), а также отрасли, занимающиеся производством оборудования и программного обеспечения для традиционных сфер услуг (торговля, финансы, образование, развлечения).

Далее, с помощью методов маркетингового анализа и стратегического менеджмента (SWOT-анализа, сравнительного анализа на основе модели пяти конкурентных сил М.Портера, анализа на основе матрицы General Electric\McKensey) в диссертационном исследовании рассмотрено на конкретном примере положение средней компании на рынке высокотехнологичной продукции на региональном (российском) и международном уровне. На этих территориальных рынках существуют различные конкурентные условия. Лучшая из отечественных компаний-производителей светодиодных дисплеев на российском рынке занимает позицию лидера, в то время как на международном рынке она близка к аутсайдерам. Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Положение рассматриваемой средней фирмы на российском рынке

Привлекательность рынка

Конкурентная позиция бизнеса

Высокая

Средняя

Низкая

Сильная

Победитель 1

Победитель 2

Вопрос

Средняя

Победитель 3

Средний бизнес

Проигравший 1

Слабая

Создатель прибыли

Проигравший 2

Проигравший 3

Таблица 2. Положение рассматриваемой средней фирмы на международном рынке

Привлекательность рынка

Конкурентная позиция бизнеса

Высокая

Средняя

Низкая

Сильная

Победитель 1

Победитель 2

Вопрос

Средняя

Победитель 3

Средний бизнес

Проигравший 1

Слабая

Создатель прибыли

Проигравший 2

Проигравший 3

Исследование показало, что средний бизнес может конкурировать в основном на рынках регионального уровня, где конкурентное давление не столь существенно, имеются налаженные связи, доступ к важным ресурсам и возможности для реализации конкурентной стратегии специализации. Открытый и высококонкурентный международный высокотехнологичный рынок – опасная зона для среднего российского бизнеса.

Затем в диссертации были рассмотрены различные варианты базовых конкурентных стратегий, наиболее типичные для среднего высокотехнологичного бизнеса. Наиболее приемлемой для среднего бизнеса является стратегии нишевой и продуктовой (технологической) специализации. Действуя в рамках данной стратегии средний бизнес способен использовать свою мобильность и возможность тесного контакта с клиентами. Конкурентная борьба для специализированных компаний перемещается из ценовой сферы в продуктовую. Это важно для средних компаний, неспособных на сильную экономию издержек, а также позволяет за счет инновационного развития и создания высокой дополнительной стоимости получать высокую прибыль и определенную монопольную власть в рамках небольшого сегмента.

Все вышеперечисленные данные позволили автору сделать выводы относительно экономической и конкурентной позиции среднего бизнеса в отрасли, а также его роли в экономике в целом. Далеко не все высокотехнологичные отрасли доступны для среднего бизнеса. Наибольшей привлекательностью для среднего бизнеса обладают отрасли, вступившие на этап бурного роста с низкими входными барьерами. Средние высокотехнологичные фирмы, активно работая над адаптацией технологий, являются их распространителями, проводниками в рамках рыночной цепочки, создавая, таким образом, для покупателей высокую дополнительную ценность и повышая конечную стоимость технологии. Часто, при тесном взаимодействии с крупным бизнесом, они выступают в роли подрядчиков на исполнение специализированных работ и производство сложной высокотехнологичной продукции. Благодаря действиям средних фирм, технология все глубже проникает на рынок, совершенствуясь и принося дополнительный доход.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ф. А. Искандер С. А. Толкачев, > д э. н., профессор кафедры политической экономии гуу

    Документ
    Конкуренция и конкурентоспособность являются важнейшими атрибутами любой модели социально-экономических систем. Конкуренция как разновидность состязательно-игровой деятельности индивида и отдельных групп людей среди себе подобных
  2. Методология стратегического управления корпоративными образованиями на основе реализации коллективных конкурентных преимуществ

    Автореферат
    Актуальность темы исследования. Проведение модернизации российской экономики подразумевает, в первую очередь, перестройку ее структуры путем сокращения доли сырьевых отраслей и обеспечения роста выпуска высокотехнологичной и наукоемкой
  3. Методология и механизмы разработки инновационно-инвестиционной стратегии промышленных предприятий в системе формирования конкурентных преимуществ

    Автореферат диссертации
    на заседании диссертационного совета Д 212.287.03 при ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» по адресу: 620219, г. Екатеринбург, ГСП-219, ул.
  4. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 8 декабря 2006 года в 17 часов на заседании диссертационного совета Д 212.198.01 в Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125267, г.
  5. Инструменты финансового менеджмента высокотехнологичной корпорации в кризисной экономике

    Автореферат
    Защита состоится «18» ноября 2010 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.05 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.

Другие похожие документы..