Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Хабибуллин Р.Р. Хабибуллин Р.Р., Абдюкова Г.М., Короткова Л.Н., Абдюкова Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Защита населения и территорий от чрезвыч...полностью>>
'Лекция'
Чехов в нашей литературе вообще оболган и, может быть, сам Антон Павлович нечет долю ответственности, потому что нельзя безнаказанно окружать себя пр...полностью>>
'Конкурс'
Думаем, не каждый коллектив может похвастать таким замечательным качеством, как дружба. Все сотрудники нашего дошкольного учреждения являются членами ...полностью>>
'Документ'
Турбаза Чусовая, природоведческая экскурсия «К лесным великанам», посещение Коуровской обсерватории, экологическая тропа "Камень Винокуренный&quo...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кучер Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы СШ г.п. Городище, Брестская область

Материалы к уроку литературы в 11' классе

Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир» - роман-эпопея. Авторский замысел и история создания. Война 1805-1807 г.г. Кутузов и Наполеон.

Цель: погрузить учащихся в художественный мир произведения великого писателя; вырабатывать навыки аналитического чтения; развивать монологическую речь, совершенствовать умение выделять узловые моменты в художественном тексте; формировать отношение к художественному тексту как источнику исторических знаний.

План урока

Это обширное произведение овеяно этическим

духом, в нем частная и общественная жизнь России

в первые годы нашего века, воссозданная

мастерской рукой.

И.Тургенев

1.Опережающее домашнее задание к уроку.

1) Индивидуальные задания

А) Подготовить краткий пересказ эпизода «Смотр в Браунау ( т.1,ч.2, гл.1,2,3) и выразительное чтение отрывка из т.1,ч.2,гл.2 от слов «Как же сказывали, Кутузов

кривой ...» и до «То-то и видно, что дурак, ты слушай больше...»

Б) Подготовить краткий пересказ эпизода «На мосту через Дунай» (т.1,ч.2,гл.7-8) ,обращая внимание на то, как оценил потери полковник и кому приписал честь поджигания моста.

2) Задание классу. Перечитать главы, посвященные Шенграбенскому сражению, и ответить на вопросы. Т. 1,ч.2, гл.16,17,20,21.

  • Что испытывает кн. Андрей в начале сражения Как вел себя во время боя капитан Тушин?

  • Как и когда кн. Андрей заступается за Тушина? Подготовить выразительное чтение отрывка из Т.1, гл.2, гл17

  • От слов «Про Тушина было забыто ...» до конца главы.

3) Индивидуальное задание.

Кратко пересказать главы, посвященные Аустерлицкому сражению; ответить на вопросы Т.1,ч.3, гл.15,16

  • Когда и по какому поводу проходит стычка Кутузова с императором?

  • Как реагирует Кутузов на бегство русской армии?

II. Оргмомент. Актуализация. Обращение к эпиграфу.

III. Лекция учителя. История создания. Жанр и композиция романа-эпопеи «Война и мир» (см. Опорный конспект).

IV. Сообщения учащихся по опережающему домашнему заданию.

V. Обобщение (краткое - учителем). Так изображает Л.Толстой посрамление русской армии в войне с Наполеоном В 1805-1807 г.г.

VI. Сообщение учителя. Кутузов и Наполеон.

В сражении 1805-1807 г.г. впервые столкнулись как полководцы Кутузов и Наполеон. Давайте посмотрим, как по-разному они изображаются Л.Толстым.

Слушая выразительное чтение, найдите ответ на вопрос:

Какую разницу в отношении к подчиненным увидели в Кутузове и Наполеоне?

Т.1, ч.2, гл.2 - Кутузов (прошел по рядам ... несколько ласковых слов офицерам, которых он знал; поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачал головой...; поняв его положение, и желал добра капитану, поспешно отвернулся...)

Т. 1,ч.З, гл. 15 - Наполеон ( стоял несколько впереди своих маршалов; в то время еще худое его лицо не шевелилось...; стоял неподвижно...; на холодном лице его был... особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика»)

Вывод: Один - старик, заботливо озирающий свое войско, которое ведет непонятную ему войну на чужой земле; другой - самовлюбленный мальчик, который и маршалов - то своих чурается, но зато воюет победоносно.

VII. Домашнее задание. Вам предстоит выяснить, какими представит Толстой своих героев-полководцев Кутузова и Наполеона в 3 т. романа-эпопеи.

Кучер Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы СШ г.п. Городище, Брестская область

Материалы к уроку по русской литературе для 11/ класса

Тема: «Мысль народная» в эпопее «Война и мир». Нравственная сила русского национального характера. Кутузов и Наполеон.

Цель: продолжить работу по развитию навыков аналитического чтения; развивать у школьников умение сравнивать познавательные объекты (Кутузов и Наполеон); помочь учащимся убедиться в роли силы духа, как отдельного человека, так и целого народа в достижении поставленной цели.

План урока

I. Опережающее домашнее задание.

1). Перечитать главы о Кутузове и Наполеоне.

Проследить за участием полководцев в ходе боевых сражений; определить, как относятся к полководцам их воины.

1-я группа - Кутузов (Т.3,ч.2,гл.15; т.3,ч.2,гл.16)

2-я группа - Наполеон (Т.3,ч.1,гл.2,6; т.3,ч.2,гл.26,27,33)

2). Задание всему классу.

1). Перечитать следующие отрывки: т.3,ч.2,гл.4 и т.3,ч.1,гл.9. Проследите, как отреагировали на нашествие Наполеона простые люди (например, купец Ферапонтов) и чего желали офицеры в штабе армии.

2). Перечитать избранные главы, посвященные Бородинскому сражению, и сравнить настроение рядовых солдат и офицеров и штабных офицеров. (Т.3,ч.2,гл.20,21,22).

II. Оргмомент. Мотивация и целеполагание (самостоятельно учащимися, исходя из темы урока.) Актуализация.

Учитель (цитата из романа - т. 1 ,ч. 1 ,гл. 1): «... началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Во главе армий столкнувшихся государств оказываются волею истории Кутузов и Наполеон. Давайте сравним этих героев на поле боя и сделаем выводы.

III. Опережающее домашнее задание № 1 .

Основные положения.

Кутузов («... еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром»; «но выражение усталости в его лице и фигуре были те же»; «он знал вперед все, что только ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать...», «Кутузов ... знал что-то другое, что должно было решить дело...»; в этом старике ... осталась... одна способность спокойного созерцания событий»...; «он русский...» «до чего довели!»).

Наполеон ( «было не ново убеждение, что присутствие его ... поражает и повергает людей в безумие самозабвения»; «лицо его как будто окаменело...»; «выхоленное тело...»; «лицо.. опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие...»; «Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу...»; «... беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные... с докладами о ходе дела...»; «Наполеон делал свои распоряжения...»).

Выводы. Один (Наполеон) - руководил - выиграл Бородино - проиграл войну. Другой (Кутузов) - не руководил («но знал что-то») - проиграл Бородино - выиграл войну. Почему так получилось? (см. ОК). Давайте отправимся на поле Бородинского боя и попробуем ответить на вопрос.

IV. Бородинское сражение. Групповая работа.

1-я группа – домашнее задание № 2. Пересмотрите главы из описания Бородинского сражения; вспомните основной принцип, положенный в основу композиции романа и сделайте выводы.

Выводы: В Смоленске купец Ферапонтов: «Тащи все, ребята!», а штабные в армии не хотят «ни мира, ни войны, но наибольших для себя выгод и удовольствий». Накануне Бородино ополченцы и боевые офицеры «Одним миром навалиться хотят»; «Ополченцы так прямо чистые рубахи надели». В партии же Бенигсека думают только о том, что «за завтрашний день должны быть розданы большие награды».

Как и весь роман, сцены построены на принципе контраста).

2-я группа. Работа с учебником «Русская литература» 10 кл. (под ред. Усольцевой) - стр.395-396 «Изображение войны 1812 года». Используя материал на статьи, ответьте, кому принадлежит всецело заслуга победы в войне. Дополните ОК.

В ОК: Народ, народный дух, Кутузов. «Всем миром навалиться хотят».

V. Обобщение. А как сам автор объясняет причину поражения Наполеона?

Работа с текстом

1-я группа - т.4,ч.3,гл.1

1) «мужики Карп и Влас ... не везли сено в Москву за хорошие деньги»;

2) «Поднялась дубина народной войны»)

2-я группа (т.4,ч.3,гл.2)

3) дух французской армии упал; а «русский дух» поднялся так, что отдельные лица бьют без приказания французов»).

Дополните ОК толстовским выражением «дубина народной войны».

VII. Домашнее задание.

Соня

Наташа Ростова

Марья Болконская

Кучер Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы

СШ г.п. Городище, Брестская область

Материалы к уроку по русской литературе для 11/ класса

Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир». Андрей Болконский, Пьер Безухов – любимые герои Л.Толстого. «Диалектика души» как принцип изображения внутренней жизни героев.

Цель: проследить путь духовных исканий любимых героев Л.Толстого; показать, как раскрывается внутренний мир человека через поиски, ошибки и метания главных героев; показать на примере судеб героев, что человек всегда имеет право на выбор и несет ответственность за свои поступки.

Опережающее индивидуальное домашнее задание (задание получают 8 учеников: 4 тома 32- 2 героя):

перечитать эпизоды романа-эпопеи, подготовить сжатый пересказ и несколько наиболее ярких цитат для зачтения; озаглавить основные эпизоды.

  1. Андрей Болконский

- том 1, ч.1- гл.3,5,6; ч.2 – гл.3,15,16,21; ч.3 – гл.19.

- том 2, ч.1 – гл.8,9; ч.2 – гл.9,12; ч.3 – 3-6,17,19, 22-24.

- том 3, ч.1 – гл.1-8; ч.2 – гл.2-5,36,37; ч.3 – 32.

- том 4, ч.1 – гл.16.

2) Пьер Безухов

- том 1, ч.1 – гл.6; ч.3 – гл.2

- том 2, ч.1 – гл.6; ч. 2 – гл.1,10-12; ч.3 – гл. 8,9,27;

- том 3, ч.1 – гл. 23; ч.2 – гл.30,31;

- том 4, ч.1 – гл. 12; ч.2 – гл. 12,13; ч.3 – гл.15; ч.4 – 12,13, 20;

- Эпилог – гл.14-16.

Приложение: опорные конспекты « Путь исканий Пьера Безухова», «Путь исканий Андрея Болконского».

I. Слово учителя. Сегодняшний урок посвящается любимым героям Л.Н.Толстого – Пьеру Безухову и Андрею Болконскому. Как писатель-реалист, как объективный человек, умудренный жизненным опытом, автор изображает своих героев и в момент наивысших достижений и тогда, когда они совершают поступки, достойные осуждения. Это и позволяет писателю наиболее полно раскрыть образ героя, отобразить «диалектику души». Перед уроком вы получили «скелет» опорного конспекта, на котором есть шкала романа-эпопеи с указанием томов, частей и избранных глав, а также схематическое изображение жизненного пути Пьера Безухова и Андрея Болконского. С помощью одноклассников, которые выполняли опрежающее задание, мы должны восстановить пути исканий любимых героев Л.Толстого.

I I. Сообщения учащихся по опережающему домашнему заданию и определение основных этапов жизни Пьера и Андрея.

I I I. Обобщение. Пользуясь созданным опорным конспектом, определите:

- когда Андрей Болконский испытывал наиболее низменные чувства?

- когда произошел самый главный перелом в судьбе Пьера Безухова?

IV. Рефлексия. Вы еще раз сегодня убедились в том, что жизнь человеческая- это, по словам Ю. Левитанского, «кинематограф, черно-белое кино». Какой главный жизненный урок вы получили сегодня? Ответьте одним предложением.

Кучер Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

СШ г.п. Городище, Брестская область

Материалы к уроку по русской литературе для 11/ класса

Тема: Разум и чувство в оценке Л.Толстого. «Мысль семейная» в романе. (Женские образы романа «Война и мир»)

Цель: продолжить работу над развитием навыков аналитического чтения, развивать

монологическую речь, содействовать осознанию учащимися личностных ценностей

изучаемого материала.

План урока

I. Опережающее домашнее задание (дается в начале изучения романа)

1. Прочитать соответствующие главы романа и дать краткую характеристику героинь романа по плану: а) портрет; б) поступки; в) отношение к семье и детям; г) отношение автора к героиням; д) ваше отношение к героиням.

Это индивидуальное задание, которое дается 4 ученикам.

Наташа Ростова (т.1, ч.1, гл.8,10,16,17; т.2, ч.1, гл. 1,12,15; т.2, ч.3, гл. 12 – 15, 17, 19,22,23; т.2, ч.4, гл.7,9,14,18; т.3,ч.3, гл. 13,31; т.4, ч.1, гл.14,16, т.4,ч.4, гл. 1-3, 18-20. Эпилог, ч.1, гл.5).

Соня (т.1, ч.1, гл.9,17; т.1, ч.3, гл.6; т.2, ч.1,гл.2.11; т.2, ч.3, гл.9; т.2, ч.4, гл.3, т.4. ч.1, гл.8).

Элен (т.1, ч.3, гл.1; т.1, ч.2, гл. 7т; т.2, ч.1, гл.4-6; т. 2, ч.5, гл.10; т.3,ч.3, гл. 6,7).

Княжна Марья ( т.1, ч.1, гл.22, 25; т.1, ч.3, гл. 3,5; т.2, ч.1, гл.7; т.2,ч. 2, гл 8,9; т.2, ч.3, гл.26; т.3, ч.2, гл. 10,11,14; т.4, ч.1, гл.6,7; Эпилог, ч.1, гл. 6,7).

II. Организационный момент. Актуализация.

- Какой из уроков по роману «Война и мир» вам запомнился больше других и почему? (Заслушиваются ответы учащихся).

III. Сообщения учащихся «Женские образы в романе «Война и мир».

1. Слово учителя. До сих пор мы говорили о мужских проблемах в романе-эпопее. Сегодня же рассмотрим женский и семейный вопросы.

Задача классу:

Прослушать краткие сообщения о героинях романа. Потом, пользуясь приложением, составить краткую характеристику в виде таблицы:

Наташа Ростова

Марья Болконская

Элен

Соня

IV. Озвучивание кратких характеристик и обобщение учителя.

- Мы присмотрелись к героиням романа. А теперь обратимся к ОК. Как видите, центральный круг в схеме пуст. Каким словом, считаете вы, его надо заполнить? (Идеал, семья, счастье и т.д.). И тогда соответствующим образом направьте стрелочки (учащиеся выполняют работу).

На страницах романа перед нами предстала судьба многих семейств. Это Безуховы, Ростовы, Курагины, Болконские и др. Думаю, что вы согласитесь с утверждением, что не менее, чем на 50% семья, ее будущее зависит от женщины. Завершая разговор о романе, подумайте над этим.

V. Рефлексия.

Для юношей: С какой из героинь Толстого, по-вашему, легче всего строить семейную жизнь?

Для девушек: Какую из героинь вы выбрали бы для себя в качестве образца для подражания в будущем?

Приложение

«Война и мир». Женские образы.

Элен

  1. красивая

  2. скорее уродливая

  3. мраморные плечи

  4. лицемерна

  5. дарит всем свет и добро

  6. ценит деньги

  7. лучистые глаза

  8. кривой рот

  9. мечтает о семье и детях

  10. пустоцвет

  11. живет и любит, ошибается

  12. жертвенница

  13. способна на самоотречение

  14. глупа

  15. сирота

  16. ошибается, но всегда искренна

  17. кроткая

  18. способна на множество измен

  19. преданная

  20. покорная

  21. самоуверенная

  22. любящая и любимая

Кучер Галина Николаевна, учитель русского языка

и литературы СШ г.п. Городище, Брестская область

Материалы к уроку литературы в 11' классе

Тема: Русский реализм конца ХIХ – начала ХХ вв.

Максим Горький. Пьеса «На дне» как социально-философская драма.

Цель: показать, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; создать проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о Луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы героев; формировать у учащихся активную позицию в любой жизненной ситуации, умение сопереживать.

Приложение: опорный конспект, который заполняется во время урока.

Опережающее домашнее задание.

Всем: Прочитать 1 действие пьесы «На дне». Что вы узнали о прошлом ночлежников (Сатина, Бубнова, Актера, Клеща)?

Индивидуальное задание: 1. Прочитать 4 действие пьесы. Как складываются судьбы Пепла, Актера, Наташи, Клеща, Бубнова, Барона в финале пьесы?

2. Из 2-ого действия выписать высказывания Луки о человеке.

3. Чтение по ролям начала 1 действия (или инсценировка).

I. Слово учителя.

- Объявление темы урока.

- Вспомните полюбившихся героев произведений М.Горького.

- Гордых и сильных людей изображал писатель в своих ранних романтических рассказах. Героев, полных бунтарских идей, сменяют новые – люди начала ХХ века (пьеса «На дне» написана в 1902г.). М. Горький определил жанр своего произведения как социально-философская драма. Давайте посмотрим, где происходит действие пьесы, познакомимся с героями и присмотримся к отношениям в их мире.

I I. Работа с текстом:

- место действия;

- группировка действующих лиц.

В результате работы в тетрадях появляется часть опорного конспекта А.

I I I. Работа по опережающему домашнему заданию.

- Что вам стало известно о прошлом ночлежников из 1 действия?

Основные положения ответа учащегося:

1. Сатин: «Я был образованным человеком».

Актер: «Я играл».

Бубнов: «Я вот скорняком был».

Клещ: «Какие они люди!..»

2. Говоря о себе, герои употребляют глаголы в форме прошедшего времени. Вот поэтому они – «бывшие люди».

- В какой атмосфере живут герои? Чтобы понять это, прочитаем по ролям (можно инсценировать) начало пьесы.

- Итак, это мир безразличия, вражды, холодности. И вдруг в этом «семействе» появляется новый герой – странник Лука.

- Что это за личность? Представление о нем нам помогут составить некоторые его высказывания о человеке.

Основные положения ответа учащегося: «Ни одна блоха не плоха», «Человеком родился, человеком и помрешь», «Человек всегда своей цены стоит» и др.

Групповая работа.

- Определить, как складываются отношения Луки с ночлежниками во 2 действии.

1 гр. – О чем говорит Лука с Анной?

2 гр. – Что Лука обещает Актеру?

3 гр. – Что Лука советует Пеплу?

Учитель добавит, что Насте Лука говорит: «Коли ты веришь……»

- Что же, по-вашему, делает Лука – лжет или утешает?

- Заочный спор Сатина и Луки – это философский конфликт пьесы. Уже после того как Лука покидает ночлежку, Сатин произносит свой монолог «Молчите……вы все скоты» (4 действие).

- Чтение монолога.

- Как видим, обращаясь к своим «друзьям по несчастью», Сатин хочет объяснить им разницу между ложью и правдой. (Часть опорного конспекта Б).

IV. Обобщение.

– Как складываются судьбы Пепла, Актера, Наташи, Клеща, Бубнова, Барона в финале пьесы?

Основные положения: Анна – умирает; Пепел – обвинен в убийстве; Наташа – исчезла;

Актер – повесился; Клещ, Барон, Бубнов, Сатин – по-прежнему «на дне».

- Кто же виноват: Лука или сами герои?

- Обратимся еще к одному афоризму Сатина: «Все в человеке, все для человека…».

«Все в человеке», все в жизни зависит от человека. Лука пришел в ночлежку, где царило зло и безразличие, бесчеловечность и бесчувствие, с теплом, с утешением. Он хотел подарить «бывшим» людям надежду, мечту. Но он вовсе не обещал повести их куда-то, сделать за них шаг навстречу судьбе.

- Согласны ли вы с этим?

- Ответы детей.

V. Выставление отметок.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых (1)

    Документ
    ФРАЗАХ 95 ЗВУК щ 97 РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКА щ СО СХОДНЫМИ ФОНЕМАМИ 101 ЗВУКИ л, р 1 5 ЗВУК л 1 5 ЗВУК ль 130 РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ л-ль 135 ЗВУК р 143 ЗВУК рь 151 РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ р-рь 15 РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ р-рь, л-ль 1 ЗВУКИ к-г-х 187 ЗВУК
  2. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых (2)

    Документ
    ФРАЗАХ 95 ЗВУК щ 97 РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКА щ СО СХОДНЫМИ ФОНЕМАМИ 101 ЗВУКИ л, р 1 5 ЗВУК л 1 5 ЗВУК ль 130 РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ л-ль 135 ЗВУК р 143 ЗВУК рь 151 РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ р-рь 15 РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ р-рь, л-ль 1 ЗВУКИ к-г-х 187 ЗВУК

Другие похожие документы..