Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Альтернативный доклад подготовлен неправительственными организациями России : НРОО "Комитет против пыток", Союзом комитетов солдатских матер...полностью>>
'Справочник'
Этот справочник выпущен конкретно для применения на рын­ке морских химикатов фирмы Юнитор. Он подготовлен, чтобы дать морскому инженеру полное предст...полностью>>
'Документ'
Индивидуализация учебного плана и образовательной программы учащегося в старшей профильной школе предполагает проектирование учебно-практических, исс...полностью>>
'Документ'
Современное научное знание вновь востребовано в России. Посещение научно-популярных лекций стало важной формой проведения досуга, даже модой – в Моск...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«ФИЛОСОФИЯ»

Специальность 010503 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»,

заочная форма обучения, 1 курс, 2 семестр

Преподаватель: кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Гарькина М.Л.

Курс «Философия» читается для студентов 1 курса заочной формы обучения по специальности 010503 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данным специальностям.

Цель курса – повышение философской культуры учащихся; выявить и показать своеобразие философии как социально-культурного явления и духовно-практического освоения мира; стимулировать потребность к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, мирового историко-культурного процесса во всем многообразии его форм и проявлений.

Задачи курса – выделить предметное поле философии, раскрыть специфику философского мировоззрения, способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем с учетом различных философских подходов, школ и направлений; дать представление о философских, религиозных и научных картинах мироздания; ознакомить с важнейшими гносеологическими учениями и концепциями, проблемами человеческого существования, возникших в современную эпоху противоречий и кризиса существования человечества в обществе и в природе; содействовать умению логично формулировать, излагать, рассматриваемые проблемы, аргументировано обосновывать свои собственные взгляды и убеждения.

Место курса в системе социально-гуманитарного образования

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты изучают процессы смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами.

Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, прослушавший курс философии, должен:

- иметь представление о предметном поле философии, роли и функциях философии в жизни человека и общества, ее месте в культуре, научных и религиозных картинах мироздания;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и технике в современных условиях развития культуры и цивилизации;

- иметь представление о многообразии форм человеческого знания (рационального, иррационального), духовных ценностях, их значении в развитии человека и общества;

- знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- уметь творчески применять философские знания на практике, в научной и производственной деятельности;

- уметь самостоятельно пользоваться классическими философскими текстами, а также основной и дополнительной литературой по данному предмету.

Содержание курса

(Специальность 010503 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»,

заочная форма обучения, 1 курс, 2 семестр)

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Социокультурная ценность философии. Возникновение философии. Предмет философии. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Основные направления философии. Место философии в духовной жизни общества. Изменение предмета философии в ходе истории.

Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития

Зарождение философии, ее культурно-исторические предпосылки. Философия Древнего Востока. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Учение джайнизма и буддизма. Материалистические направления древнеиндийской философии. Философия локаята. Характерные черты философии Древнего Китая. Сто школ – период расцвета китайской философии. Филосолфские школы Древнего Китая. Философские и этнические взгляды Конфуция. Даосизм и его философские принципы.

Античная философия. Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Досократовская философия (Милетская школа, Гераклит, эматы, пифагорейцы, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Античная философия классического периода. Философские взгляды Сократа, Платона, Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Место и роль античной философии в историко-культурном развитии человечества.

Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Теоцентризм как системообразующий признак философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Полемика реализма и номинализма. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Специфика средневековой схоластики. Природа и человек в средние века.

Философия арабского мира. Специфика философского знания арабского Востока. Философские учения Аль-Кинди, Аль-Фараби, Авиценны, Аль-Газали, Ибн Рушди.

Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи Возрождения. Социально-философские учения. Гуманизм. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Возрожденческая трактовка диалектики. Философские взгляды Николая Кузанского. Гелиоцентризм. Натурфилософская ориентация в знании (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Реформация и контрреформация. Утопические теории, как формы ненаучного прогнозирования (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Начало формирования философского мышления Нового времени. Научная революцияXVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Гносеология и методология в философии Нового времени. Ф. Бэкон: номинализм и эмпиризм. Индуктивный метод. Рационализм Р. Декарта. Дедуктивный метод и учение об интеллектуальной индукции. Метафизика Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о «врожденных» идеях. Номинализм и материализм Т. Гоббса. Б. Спиноза и его учение о субстанции. Учение о множественности субстанций Г. Лейбница. Обоснование новой картины мира (И. Ньютон).

Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке, обществе и природе. Механистический материализм и его истоки. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.

Основные проблемные доминанты немецкой классической философии: целостность структурированность бытия, его познаваемость, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Философия И. Канта. Субъективный идеализм и диалектика И.Г. Фихте. Натурфилософия Ф. Шеллинга. Диалектический метод Г. Гегеля. Система и метод в его учении. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Происхождение и становление марксизма. Основные мировоззренческие идеи, теоретические источники. Концепция диалектики в философии К Маркса, Ф. Энгельса. Философский анализ политической экономии. Концепция отчуждения. Философская картина «казарменного коммунизма». Материалистическая идея практики. Человек как субъект истории.

Становление и развитие неклассической философии. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Философский иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше; «философия жизни» В. Дильтея и Г. Зиммеля; интуитивизм А. Бергсона. Позитивизм и его направления. Прагматизм и проблема понимания истины (Ч. Пирс, Д. Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В. Дильтей, Г.Х. Гадамер). Психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм). Теория экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель). Философия глобальных проблем.

Особенности возникновения и специфика русской философии. Формирование и основные периоды развития. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Философская проблематика (IX-XIII вв.). Становление национального самосознания и русская философская мысль XIV-XVII вв. Русская философия XVIII-I пол. XIX в. (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Просвещение и философское сознание. Западники и славянофилы. Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). Русские космисты (Н.В. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский). Творчество советских философов, философия русского зарубежья. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.

Глобальные проблемы современной философии. Проблемы аксиологии XX века. Философская антропология в поисках решения проблемы человека.

Тема 3. Философское учение о бытии (онтология)

Философский аспект категории бытия. Основные формы существования и диалектика бытия. Бытие, субстанция, материя, природа. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Движение и развитие. Пространство и время. Системность бытия. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Концептуальные представления о Космосе и Вселенной. Виталистические теории. Идея многоступенчатости мироздания. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Космология: философские и физические основания. Картина мира в XXI столетии.

Тема 4. Философская проблема сознания

Категория сознания. Основные подходы к проблеме сознания в философии. Определение соотношения бытия и сознания в истории философии. Структура и формы сознания. Сознание и язык. Психологическая деятельность и ее формы. Сознание и бессознательное. Самосознание.

Тема 5. Философское учение о развитии

Идея развития, ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики и метафизики. Взаимодействие диалектики и метафизики. Категории, принципы, законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот, поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс. Детерминизм: философский аспект. Детерминизм и индетерминизм. Формы детерминизма. Упорядоченность бытия. Принцип системности.

Тема 6. Философское учение о ценностях (аксиология)

Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности. Добро и зло. Этические и эстетические ценности. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Религия и религиозные ценности.

Тема 7. Теория познания (гносеология)

Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизми его формы. Структура знания. Рациональное и чувственное познание и его элементы. Единство чувств и рационального в познании. Теория истины. Методы и формы научного познания. Вненаучные формы познания.

Тематика практических занятий

по предмету «Философия»

(Специальность 010503 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»,

заочная форма обучения, 1 курс, 2 семестр)

Тема 1. Философская проблема сознания

1. Основные подходы к проблеме сознания в философии. Определение соотношения бытия и сознания в истории философии.

2. Структура и источники сознания. Сознание и язык.

3. Психологическая деятельность и ее формы.

4. Сознание и бессознательное. Самосознание.

Литература

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989. С. 288 –318.

Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия. М., 2001. С. 215-227.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1990.

Михайлов Ф.Т. общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

Философия /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 1999. С. 162-212.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии / Сумерки богов. М., 1989. С. 94-143.

Фромм Э. Душа человека. М., 1996.

Тема 2. Общество как социально-практический способ бытия человека

1. Социальное бытие как объект философского анализа. Понятие и структура общества.

2. Социальная структура общества и ее изменение.

3. Политическая и духовная организация общества.

4. Общественное сознание: структура и основные формы; его роль в развитии общества.

Литература

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989. С. 416-479.

Кравченко А.И. Введение в социологию М., 1995.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия. М., 2001. С. 263-381.

Основы социологии /Под ред. А. Г. Эфендиева. М., 1993.

Основы философии /Автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попова. М., 1997. С. 101-122.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1995.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социология /Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

Философия /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 1999. С. 305-343.

Фролов С.С. Социология. М., 1996.

Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 3. Философские аспекты личности и смысл ее существования

1. Индивид, индивидуальность, личность. Развитие представлений о личности.

2. Типология личности.

3. Ценности и ценностные ориентации личности.

4. Историческая необходимость, свобода и ответственность личности.

5. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека.

Литература

Арьев Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989. С. 550-585.

Гоббс Т. О свободе и необходимости //Избр. произв. Т.1. М., 1970.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? /Философия и культура. М., 1991.

Карсавин Л.П. О личности. Религиозно - философские сочинения. М., 1984.

Кон И.С. Социология личности. В 2 т. Т. 1. М., 1992.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия. М., 2001. С. 422-507.

Мир философии. Ч. 1.-2. М., 1991.

Основы философии /Автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попова. М., 1997. С. 72-101.

Феномен человека: Антология. М., 1993.

Распределение часов курса по темам и видам работ

(Специальность 010503 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»,

заочная форма обучения, 1 курс)

Название темы

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

96

6

4

86

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

5

1

-

4

2. Возникновение философии и основные этапы ее развития

12

-

-

12

3. Учение о бытии (онтология)

11

1

-

10

4. Философская проблема сознания

11

-

1

10

5. Учение о развитии

11

1

-

10

6. Философское учение о ценностях (аксиология)

11

1

-

10

7. Теория познания (гносеология)

12

2

-

10

8. Философские аспекты личности и смысл ее существования

11

-

1

10

9. Общество как социально практический способ бытия человека

12

-

2

10

Итого

96

6

4

86

Форма итогового контроля

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена и контрольной работы во 2 семестре.

Вопросы для подготовки к экзамену

по предмету «Философия»

(Специальность 010503 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»,

заочная форма обучения, 1 курс, 2 семестр)

1. Предмет философии и основные аспекты философского знания. Методы и функции философии.

  1. Философия как разновидность мировоззрения: мифология, религия, философия как основные формы мировоззрения.

  2. Основной вопрос философии. Гносеологический и онтологический аспекты основного вопроса философии.

  3. Основные принципы мышления в древнеиндийской философии.

  4. Социально-нравственная проблематика в философии Древнего Китая.

  5. Основные этапы развития античной философии.

  6. Философские взгляды Гераклита.

  7. Атомистическое учение Демокрита.

  8. Философия Сократа.

  9. Философские воззрения Платона.

  10. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

  11. Философские школы эллинизма.

  12. Суть и основные проблемы средневековой философии.

  13. Патристика: суть учения и основные представители.

  14. Схоластика и ее роль в философии средневековья.

  15. Особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения.

  16. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

  17. Философские учения Д. Локка и Г. Лейбница.

  18. Проблематика философии французского Просвещения.

  19. Философия И. Канта: основные понятия и принципы.

  20. Философское учение Г. Гегеля.

  21. Антропологический принцип в философии Л. Фейербаха.

  22. Философская концепция К. Маркса и Ф. Энгельса и ее исторические судьбы в России.

  23. Философия позитивизма и ее основные этапы.

  24. Основные проблемы философии экзистенциализма.

  25. Общая характеристика русской философии: особенности возникновения, периодизация, специфика.

  26. Древнерусский период в русской философии.

  27. Философские аспекты «западников» и «славянофилов» в истории отечественной философии.

  28. Русская философия периода систем (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев).

  29. «Русский космизм» как философское направление.

  30. Особенности философии XXI века.

  31. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия.

  32. Категория материи в философии. Отражение как свойство материи.

  33. Движение, пространство и время как способ и формы существования материи.

  34. Категория сознания. Основные подходы к проблеме сознания в философии.

  35. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

  36. Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи.

  37. Основные законы диалектики.

  38. Категории диалектики.

  39. Принципы диалектики. Закон и закономерность.

  40. Познание и его формы.

  41. Практика и ее роль в познании.

  42. Чувственное и логическое познание.

  43. Философские концепции истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

  44. Объективность и конкретность истины. Проблема критерия истины

46. Научное познание и роль науки. Философия науки.

47. Структура, методы и формы научного познания.

48. Наука и техника. Философия техники.

  1. Человек как объект философского осмысления. Проблемы человеческого бытия в «философской антропологии».

50. Человек, индивид, личность. Типология личности.

51. Свобода, необходимость, ответственность как условия существования личности.

52. Ценности и ценностные ориентации. Виды ценностей и их роль в человеческой жизни.

53. Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия человека.

54. Философский анализ социального бытия. Структура общества.

55. Политическая организация и духовная жизнь общества.

56. Общественное бытие и общественное сознание.

57.Человек, общество и культура. Сущность и функции культуры.

58. Культура и цивилизация. Особенности их взаимодействия.

59.Общество и природа. Научно-технический прогресс и экология.

60. Глобальные проблемы современности.

Тематика контрольных работ

по предмету «Философия»

(Специальность 010503 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»,

заочная форма обучения, 1 курс, 2 семестр)

  1. Философия – наука или мировоззрение?

2. Философские аспекты буддизма.

3.Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы: сравнительный анализ.

  1. От Пифагора к Платону: становление образа Античного Космоса.

  2. Учение Эпикура о преодолении страха.

  3. Этические воззрения Сократа.

  4. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

  5. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

  6. Проблема бытия в европейской философии Нового времени.

  7. Материализм и пантеизм Б. Спинозы.

  8. Философские идеалы эпохи Просвещения.

  9. Различие между рассудком и разумом у И. Канта.

  10. Диалектический идеализм Г. Гегеля: достоинства и недостатки.

  11. Проблема бытия в философии М. Хайдеггера.

  12. Проблема человека в экзистенциализме.

  13. Проблема сознания в русской религиозной философии.

  14. Русская философия «серебряного века».

  15. Русский космизм: мировоззренческий аспект.

  16. Философская и научная картина мира XXI века: единство и различие.

  17. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

  18. Понятие «мир», «универсум», «реальность»: общее и различное.

  19. Специфика понимания личности в разных типах культур.

  20. Диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе развития мировой цивилизации.

  21. Личность и ее свобода через призму мировых религий.

  22. Соотношение рационального и иррационального в процессе познания.

  23. Роль философии в научном исследовании.

  24. Предвидение: научный и вненаучный аспект.

  25. Структура, формы и функции практики в процессе познания.

  26. Культура и цивилизация: особенности и противоречия.

  27. Информационное общество: противоречия и перспективы его развития.

  28. Проблемы жизни и смерти в XXI веке и пути их решения.

  29. Философия и религия.

  30. Философия и политика.

  31. Кризис мировой цивилизации в XXI веке и пути его решения.

35. Сохранение культуры как одна из глобальных проблем современности.

Методические указания по подготовке и проведению самостоятельной работы

(Специальность 010503 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»,

заочная форма обучения, 1 курс, 2 семестр)

Цель самостоятельной работы – закрепление студентами теоретических знаний, полученных на лекциях, и формирование практических навыков при изучении и анализе философских направлений и категорий.

Студент должен посещать лекции, а также выполнить письменную самостоятельную работу (реферат), в рамках часов самостоятельной работы в течение всего семестра. Он рассматривается преподавателем как допуск к экзамену.

Во время первой установочной сессии студентам раздается список тем рефератов, а также для ознакомления выдается настоящий документ, который позволит войти в круг изучаемых проблем.

Студент имеет право свободного выбора темы реферативной работы.

В процессе подготовки и защиты реферата студент должен продемонстрировать:

- свободное владение основами базового программного гуманитарного курса «Философия», понимать специальный текст по данному предмету;

- умение анализировать текст (разбивать его на смысловые блоки, вычленять основные идеи, прослеживать логику изложения);

- умение формировать свое собственное мнение по вопросам, затронутым в тексте;

- умение соотносить между собой идеи;

- умение доказывать выдвигаемые идеи;

- навыки свободной устной речи;

- умение логично и грамотно излагать целостный текст в письменном виде;

- достаточное владение основами темы, излагаемой в реферате, для ответов на вопросы преподавателя.

Требования к реферату

По содержанию рефераты могут быть двух типов:

- изложение существующих взглядов по какой-либо определенной теме;

- изложение основных идей какого-либо источника (источников).

Реферат отличается от конспекта тем, что текст первоисточников в реферате должен быть не только осмыслен и представлен, но и аналитически переработан в соответствии с основной идеей (идеями), автором которой (которых) является сам студент:

- в связи с тем, что реферат - это самостоятельное изложение материала, цитаты в нем не могут занимать более 10-15% текста;

- все специальные термины, встречающиеся в тексте, должны быть разъяснены в сносках, либо примечаниях;

- в реферате допускается использование иллюстративного материала, помогающего раскрытию содержания;

- реферат может иметь приложение, в которое помещается фактический материал, собранный в ходе исследования, но усложняющий раскрытие основной темы работы;

- объем реферата определяется характером реферируемого источника (источников), либо характером темы. При этом средним объемом реферата считается 20 машинописных страниц;

- зачетный реферат должен быть напечатан.

Тематика рефератов по предмету «Философия»

(Специальность 010503 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»,

заочная форма обучения, 1 курс)

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

Мифология: прошлое и настоящее.

Мировоззрение в духовном мире и опыте математика-программиста.

Сравнительный анализ мифологического, религиозного, натурфилософского и научного типов мировоззрения.

Роль философии в деятельности математика-программиста.

Философские основы в математической науке.

Литература

Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 1974.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1990

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2000.

Ойзерман Т.И. Основные философские направления. М., 1984.

Словарь философских терминов. М., 2004.

Соколов В.В. Философия в исторической перспективе // Вопросы философии, 1992. № 12.

Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

Философия. Энциклопедический словарь. М., 2004.

Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития

Мировоззренческие взгляды древних египтян.

Предпосылки индийской философии.

Этика буддизма.

Социальный космос Древнего Китая.

Философские идеи Библии и Корана.

Этика конфуцианства.

Философия даосизма.

Философия Милетской школы.

Натурфилософия античности и математика.

Философское учение Демокрита.

Сократ и современность.

Идеальное государство Платона.

Аристотель: имитация и катарсис.

Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность до настоящего времени?

Августин как христианский неоплатоник.

Проблема универсалий в средневековой философии.

Борьба номинализма и реализма.

Арабская философия и наука.

Мистическое направление средневековой философии.

Античные идеи в эпоху Возрождения.

Искусство и мировоззрение в эпоху Ренессанса.

Проявление секуляризации в философии Возрождения.

Причины ориентации на искусство в философии Возрождения.

Пантеизм и диалектика Н. Кузанского.

Личность как философская проблема в эпоху Возрождения.

Ф. Бэкон и его учение.

Философские идеи И. Ньютона.

Необходимость и свобода в учении Б. Спинозы.

Влияние идей Ф. Бэкона и Р. Декарта на математическую науку.

Философское учение Д. Юма.

Реакция Ж.Ж. Руссо против философии Просвещения.

Причина взлета немецкой классической философии.

И. Кант как личность и его значимость для современников и потомков.

Учение И. Канта о самосознании.

Диалектика как тип мышления и программирование.

Сознание и самосознание в философских воззрениях Г. Гегеля.

Критика взглядов Г. Гегеля.

К. Маркс и Ф.Энгельс о формах самосознания.

Ф. Энгельс – семья с марксистской точки зрения.

Прагматизм Ф. Ницше.

Э. Фромм о способах жизни «иметь» или «быть?».

Мировоззрение З.Фрейда.

З. Фрейд и проблема бессознательного.

Фрейдовское учение о сексуальности.

Проблема бессознательного в теории К. Юнга.

Экзистенциализм Ж.-П. Сартра.

Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.

Проблема ”Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов.

Идея соборности в философии В. Соловьева.

Философия любви В. Соловьева.

Проблема человека в философии Н. Бердяева.

Философский опыт самосознания Н. Бердяева.

Отечественные и западные математики-философы.

Ф.М. Достоевский: проблема души.

Неохристианские идеи в творчестве В. Розанова.

Основные направления развития отечественной философии ХХΙ века.

Литература

Антология мировой философии: В 4 т.М., 1969-1972.

Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

Введение в философию: В 2 ч. /Под ред. Фролова И.Т. М., 1989.

Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций. Брянск, 1998.

История философии. М., 1989.

История философии в кратком изложении. М., 1994.

История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1-4. М, 1995-1999.

Краткий очерк истории философии /Под ред. Иовчука М.Т., Ойзермана Т.И. и др. М., 1975.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия. М., 2001.

Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 1974.

Материалисты Древней Греции. М., 1955.

Мир философии. Ч. 1-2. М., 1991.

Основы философии /Автор. колл. и отв. ред. Попов Е.В. М., 1997.

Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д, 1997.

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2001.

Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М., 1992.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2003.

Современная западная философия. Словарь. М., 1990.

Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Философия /Под ред. Кохановского В.П. М., 2001.

Философия. Ростов н/Д, 1990.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Тема 3. Философское учение о бытии (онтология)

Философское понятие бытия: от античности до наших дней.

Бытие и субстанция.

Проблема бытия в ХХΙ веке.

Природа мифов о сотворении мира.

Понятие ”природы” и особенности его формирования и эволюции.

Проблема времени в философии и математике.

Литература

Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969-1972.

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии. М., 1998.

Гольбах П.А. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного // Гольбах П.А. Избр. произведения: В 2 т. СПб., 1963. Т. 1.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Мелюхин С.Т. Материя в единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.

Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., 2000.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Философия. Энциклопедический словарь. М., 2004.

Тема 4. Философская проблема сознания

Эзотерические представления о сознании, их связь с современным естествознанием.

Сознание и бессознательное.

Язык техники и человеческое сознание.

Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

Современная философия и естественнонаучные взгляды на сознание.

К. Маркс и Ф Энгельс о природе самосознания.

Литература

Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 1-4. Тбилиси, 1978-1985.

Демин М.В. Анализ структуры сознания. М., 1980.

Дубровский Д.И. Анализ структуры сознания. М., 1980.

Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 2, 3, 20. М., 1956.

Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

Прист Ст. Теории сознания. М., 2000.

Сартр Ж.-П. Воображение // Логос, 1992. № 3.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Шошин П.Б. Пути концептуализации бессознательного // Философские этюды. М., 1994.

Тема 5. Философское учение о развитии

История развития диалектики и современность.

Прогресс и регресс.

Диалектика Сократа.

Диалектические законы Гегеля

Является ли регресс развитием вспять?

Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

Диалектика как методологическое средство в математическом познании.

Причинно-следственные отношения в математике.

Проблема части и целого в математике.

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм: общие теоретические принципы. М., 1987.

Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 1-2. М., 1975.

История античной диалектики. М., 1972.

История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978.

Лосев А.Ф., Спиркин А.Г. Диалектика / Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Материалистическая диалектика. Т. 1-5. М., 1981-1985.

Оруджев З.м. Диалектика как система. М., 1973.

Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1966.

Тема 6. Философское учение о ценностях (аксиология)

Аксиологические проблемы математика-программиста.

Биоэтика: сущность и проблемы развития.

Проблемы генетики человека.

Эволюция ценностей: философский аспект.

Нравственность и ее социальные основы.

Как соотносятся нравственность и свобода воли?

Проблема эвтаназии.

Благодеяние и благотворительность.

Справедливость как этическая проблема.

Ценностные ориентации религиозной и светской личности.

Какое общество можно назвать ”цивилизованным”?

Почему происходит смена ценностей в истории человечества?

Литература

Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989

Губин В.Д. Человек // Философия. Энциклопедический словарь. М., 2004.

Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1985.

Лобачев А.И. Концепции современного естествознания. М., 2001.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1990

Мир философии. Ч. 1-2. М., 1991.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1982.

Человек: Философско-энциклопедический словарь /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2000.

Это человек. Антология. М., 1995.

Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Архетип и символ. М., 1991.

Тема 7. Теория познания (гносеология)

Знание и вера: общее и особенное.

Иррациональное и его роль в познании духовных явлений.

Вненаучные формы познания.

Понимание и объяснение как проблемы теории познания.

Есть ли предел познаваемости мира?

Познание и интуиция.

В чем социальная опасность искажения истины?

Предположение и гипотеза.

Математика как наука и «искусство».

Компьютер и человеческий интеллект: соотношение и перспективы.

Интуиция и творческий подход в деятельности математика-программиста.

Соотношение науки и этики.

Литература

Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967.

Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983.

Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964.

Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М., 1963.

Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1978.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Соч.: В 3 т. М., 1960.

Патнэм Х. Разум, истина и история. М., 2002.

Рассел Б. Человеческое познание. М., 1956.

Фихте И.Г. О назначении ученого.

Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965.

Тема 8. Философские аспекты личности и смысл ее существования

Личность математика-прграммиста: проблема свободы и ответственности.

Индивид и личность.

Человек: проблема соотношения биологического и социального.

Что такое духовные потребности человека?

Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть?

Смысл жизни. Проблема ”подлинного” и ”неподлинного бытия”.

Делает ли разум человека человеком?

Какого человека можно назвать ”цивилизованным”?

Проблемы противоречия между человеком и природой в современную эпоху.

Литература

Арьев Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989. С. 550-585.

Гоббс Т. О свободе и необходимости //Избр. произв. Т.1. М., 1970.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? /Философия и культура. М., 1991.

Карсавин Л.П. О личности. Религиозно - философские сочинения. М., 1984.

Кон И.С. Социология личности. В 2 т. Т. 1. М., 1992.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия. М., 2001. С. 422-507.

Мир философии. Ч. 1.-2. М., 1991.

Основы философии /Автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попова. М., 1997. С. 72-101.

Феномен человека: Антология. М., 1993.

Тема 9. Общество как социально практический способ бытия человека

Чем определяется уровень развития общества?

Законы природы и законы общества: общее и специфическое.

Может ли общество существовать без власти и государства?

Существует ли направление в развитии общества?

Общество как система.

Специфика социального и духовного бытия человека.

Экономическая и политическая структура общества.

Общество и информатизация.

Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.

Литература

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989. С. 416-479.

Кравченко А.И. Введение в социологию М., 1995.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия. М., 2001. С. 263-381.

Основы социологии /Под ред. А. Г. Эфендиева. М., 1993.

Основы философии /Автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попова. М., 1997. С. 101-122.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1995.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социология /Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

Философия /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 1999. С. 305-343.

Фролов С.С. Социология. М., 1996.

Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Учебно-методическое обеспечение курса

1. Основная рекомендуемая литература

(учебники, учебные пособия, хрестоматии)

Антология мировой философии. Т. 1-4. М., 1969-1972.

Введение в философию: В 2 ч /Под ред. Фролова И.Т. М., 1989.

Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций. Брянск, 1998.

Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1991.

История философии. М., 1989.

История философии в кратком изложении. М., 1994.

История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1-4. М, 1995-1999.

Краткий очерк истории философии /Под ред. Иовчука М.Т., Ойзермана Т.И. и др. М., 1975.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия. М., 2001.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Мир философии. Ч. 1-2. М., 1991.

Основы философии /Автор. колл. и отв. ред. Попов Е.В. М., 1997.

Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д, 1997.

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2001.

Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М., 1992.

Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Современная западная философия. Словарь. М., 1990.

Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Философия /Под ред. Кохановского В.П. М., 2001.

Философия. Ростов н/Д, 1990.

2. Дополнительная рекомендуемая литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.

Гегель Г. Феноменология духа. М., 1994.

Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.

Диалектика материального мира. М., 1985.

Диалектика познания. М., 1988.

Идеалистическая диалектика в XX столетии М., 1987.

Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

Косов Ю.В. В поисках стратегии выживания. Анализ концепций глобального развития. СПб., 1991.

Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М., 1995.

Митчем К. Что такое философия техники. М., 1995.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М, 1990.

Основы современной философии. СПб., 1997

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

Проблема человека в западной философии. М., 1991.

Проблемы философии культуры. М., 1984.

Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957.

Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники //Вопросы философии, 1996, № 6.

Ротенфельд Ю.А. Неклассическая диалектика: конкретный подход к проблеме //Философские науки, 1990, № 1.

Современные зарубежные концепции диалектики. Критические очерки. М., 1987.

Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Сумерки богов. М., 1989.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1990.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1981.

Философия методологии науки. В 2 ч. М., 1994.

Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990.

Философия техники //Вопросы философии, 1993, № 10.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1993.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе базовых кафедр за 2008 год

    Публичный отчет
    В 2008 г. ЮНЦ РАН поддерживал работу 21 базовых кафедр: аквакультуры и водных биоресурсов Астраханского государственного технического ун-та (АГТУ); экономики развития региона (мировой экономики), регионоведения и международных отношений,
  2. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Публичный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  3. Прием студентов и уровень требований при конкурсном отборе 24 2 Система довузовского образования 27

    Конкурс
    Донской государственный технический университет создан в соответствии с приказом № 259 Народного комиссариата просвещения РСФСР № 342 от 14 мая 1930 года как Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения; решением
  4. 1 Краткая информация о расходовании средств субсидии и софинансирования по направлениям

    Образовательная программа
    «Региональная технопарковая зона/технопарк на базе Владимирского государственного университета как площадка для внедрения инновационных образовательных программ»».
  5. Бюллетень новых поступлений за период с 11 июня по 20 июня 2010 года

    Бюллетень
    Информатика [Текст] : учебник / Б. В. Соболь [и др.]. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 445, [1] с. : ил. - (Высшее образование).

Другие похожие документы..