Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Вопросы к экзамену'
Простые суждения: состав и виды. Сложные суждения. Тождественно-истинная формула. Метод построения таблиц истинности. Логические отношения между сужд...полностью>>
'Документ'
регионального. Из чего исходят учёные? В течении 100 лет просходит. в среднем, тройная смена поколений, и если спрос сохраняется, значит эта группа у...полностью>>
'Закон'
Цей Закон визначає статус (права, обов'язки і відповідальність) народного депутата України у Верховній Раді України та за її межами, встановлює право...полностью>>
'Закон'
Виктимология (victim, logos) – самостоятельная отрасль знаний, рассматривающая своим предметом совокупность виктимолог явлений процессов и закономерно...полностью>>

Международное право Население и мп население

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Международное право

Население и МП

Население – это совокупность индивидов, которые в данное время населяют территорию. Состоит: собственные граждане, иностранцы и лица без гражданства.

Международно-правовой индегенат означает, что индивиды, граждане или подданные цивилизованного государства не являясь субъектами МП пользуются правами МП.

Индивид – не является субъектом МП, хотя и пользуется его правами. Он не участвует в создании норм права, поэтому не является субъектом.

Территориальное верховенство – это полнота государственной власти над своей территорией и всем что на ней находится, включая лиц.

Личное верховенство – это вся полнота государственной власти над своими гражданами независимо от их места нахождения.

Территориальное верховенство имеет преимущество над личным. Находясь за границей человек должен исполнять те законы своего государства, которые не имеют территориальной привязанности к своему государству.

Тенденция сближения статуса гражданина, иностранца и лица без гражданства.

Институт гражданства – это устойчивая правовая связь физического лица с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти данного государства независимо от его места нахождения. Основной принцип – это устойчивость. Связь государства и гражданина проявляется в: гражданин пользуется всеми правами государства и обязан их выполнять – статус гражданина. Статус государства – разработка и контроль над законами.

Способы приобретения гражданства:

  1. Филеация – гражданство по рождению

    • юс сангинес – право крови (в Европе)

    • юс соли – право почвы (на Американском континенте)

  2. Натурализация или укоренение – это индивидуальный прием гражданства по просьбе заинтересованного лица. Есть критерии: минимальный срок проживания (в Украине 3 года), знание языка, истории государства и т.д.

1969 г. – соглашение между Скандинавскими государствами об облегчении формы натурализации. Она осуществляется либо высшими органами власти (в Украине президент) либо исполнительные либо судебные органы (в США).

  1. Пожалование – осуществляется по инициативе государства за особые заслуги. Бывает групповое и частное.

  2. Обтация – выбор гражданства на основании международных договоров (Советско-польское соглашение о репарации). Часто используется при территориальных изменениях.

  3. Реинтеграция или восстановление гражданства

Способы потери гражданства:

  1. Добровольный выход (експатриация)

  2. Автоматическая утрата (например при переходе территории; в случае изменения семейного статуса)

  3. Лишение гражданства

Тенденция к ограничению прав гражданства. В 1961 году – конвенция о сокращении безграмотности, в которой одним из принципов есть то, что государство не может лишить гражданства если человек становится лицом без гражданства.

Невозможно лишение гражданства по расовым, политическим или этническим причинам. То есть лишить гражданства можно тогда, когда автоматически приобретеется другое гражданство.

Гражданство в Украине

Ст. 12 – Гражданство детей украинское, родители которого являются гражданами Украины, независимо от места рождения ребенка. (Доминирование права крови)

Ст. 13 – При разном гражданстве родителей, один из которых гражданин Украины, то ребенок приобретает гражданство Украины – если родился на Украине; если ребенок родился за границей, но один из родителей проживал в это время в Украине, то тоже гражданство ребенка Украины.

Если ребенок родился за границей и родители оба были за пределами Украины, то гражданство определяется соглашением между родителями.

Ребенок от лиц без гражданства, которые проживают на территории Украины приобретает украинское гражданство.

Апатрид – лицо без гражданства

Бипатрид – двойное гражданство

    • Конвенция ООН о статусе апатрида 1954 года. Уровнять статус апатрида со статусом иностранца.

    • Конвенция о сокращении безгражданства 1961 (в силе с 1967). Цель: установление благоприятного режима при приобритении гражданства; не допустить до апатрида при лишении гражданства.

    • Верховный комиссар ООН по делам беженцев.

Двойное гражданство. Возникает при коллизии права почвы и крови. Например, лицо родившееся в США от французов имеет двойное гражданство.

Большинство государств не признают двойного гражданства (игнорирование второго гражданства).

    • Конвенция Гаагская связанная с коллизией законов о гражданстве 1930 г.:

Ст.3 Лицо двойного гражданства может рассматриваться каждым государством как гражданин только данной страны, игнорируя второе гражданство. Напр. Не может получить дипломатическое убежище (защиту) от других государств. Француз находясь во Франции не получит дипломатическое убежище от США.

Ст. 5 Эффективным является гражданство где:

А) лицо постоянно проживает в стране

Б) тесно связано с ней.

Правовое положение иностранцев.

Иностранец – это лицо принадлежащее гражданству иностранного государства и не являющееся гражданином данного государства или лицом без гражданства.

Постоянно проживающий иностранец – лицо, имеющее вид на жительство (а также разрешение на трудоустройство (на 1 год) – они не нуждаются).

В налоговом законодательстве – 183 дня постоянного проживания.

Виды правовых режимов – это совокупность прав и обязанностей иностранцев на основе внутреннего законодательства и международных договоров:

  1. Национальный (ст.23 Устава ООН о правовом статусе иностранцев) – иностранцы уравниваются в статусе с собственными гражданами, за определенным исключением.

  2. Специальный – на основании отдельных специальных международных договоров: режим перехода границы для жителей приграничных областей.

  3. Режим наибольшего благоприятствования – на основе международных договоров в специальных областях сотрудничества (торговля и мореплавание). Эта норма, направленная на то, чтобы уравнять граждан и юридических лиц одного государства с правами граждан 3-го государства. Исключения:

+ соседняя оговорка (о приграничной торговле);

+ для таможенных союзов и зон свободной торговли (Украина не может претендовать на особый режим благоприятствования, который Франция может предоставить странам Бенелюкс);

+ особые преференции в пользу развивающихся стран;

+ особый условия в транзитной торговли внутриконтинентальных государств.

Minimum standart - минимальные правила, ниже которых нельзя опускаться (компенсация при экспроприации; требования о компенсации).

27.02.01

  • Институт конституционного права (право убежища для беженцев)

  • Всеобщая декларация о правах человека 1944 г.

  • Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г. (только по политическим причинам). Существует территориальное убежище (только на территории государства) и дипломатическое убежище (на территории дип. представительства) в странах Лат. Америки.

Беженцы – лица, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне пределов страны своего гражданства и не могут или не хотят пользоваться защитой этой страны. Сюда не относят лица, совершившие преступления против человечества, тяжкие уголовные преступления.

Правила касающиеся беженцев:

  • Беженец приравнивается к статусу иностранцев

  • В плане оказания правительственной помощи беженец приравнивается к своим гражданам

  • Запрещено накладывание взысканий на беженцев за незаконный въезд в страну

  • Беженцы не могут быть высланы в страну, где их жизни и свободы угрожает опасность.

Международная защита прав человека

Международная защита прав человека является отражением демонстрации общества и гуманизации МП.

Виттория Суарес (Испания) в 16 в. – упоминание про предоставление больше прав для индейцев; 1815 г. в Великобритании инициатива об отмене рабства. Международная защита прав человека одна из самых новых отраслей МП. Основное его развитие началось после второй Мировой войны. Наблюдается возрождение взглядов натуралистов, которые считают, что человек имеет неотъемлемое права: свобода религии, право на жизнь и свобода слова.

Принципы:

  1. Универсальные (национальные нормы не должны быть меньше общепризнанных)

  2. Неделимость (устранить дискриминацию между политическими, экономическими и социальными правами)

  3. Единство права человека и демократии

3 положения прав человека:

  1. Гражданские и политические

  2. Социальные (право на труд, образование)

  3. Коллективное право народа (на мир, самоопределение, право меньшинств, общее наследие человечества, право свободно распоряжаться природными ресурсами, на чистую экологию)

Основные нормативные документы:

  1. Устав ООН

  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 года. На его основе в 1960 г. принято 2 пакта:

  • Пакт о гражданских и политических правах человека (имеет более четкие и юридически сформулированные положения)

  • Пакт о социально экономических и культурных правах человека (носит програмно-декларативный характер.

Оба пакта вступили в силу через 10 лет после принятия. Принимая пакты, государство обязуется внедрить их нормы в национальное законодательство (конституцию). В соответствии с первым пактом был создан Комитет по правам человека ( 1946 – Комиссия по правам человека в рамках ЭКОСОС). К 1 пакту применяется факультативный протокол.

Согласно Европейской конвенции прав человека нельзя ограничивать по ст. 2, 3,4,7 даже при чрезвычайных ситуациях.

Ст. 2 – нельзя ограничивать право на жизнь

Ст. 3 – запрещены пытки, нечеловеческое поведение и все действия направленные на унижение человеческой гідності.

Ст. 4 – запрещено рабство

Ст. 7 – людина не може бути покарана за злочини які вона вчинила в минулому і які не вважались злочинами на час їх здіснення

Органы:

  1. ЭКОСОС (эк. И социальный совет ООН) состоит из 54 членов, избираются Генеральной Ассамблеей ООН, вырабатываю рекомендации, готовит проекты конвенций; 1946 – Комиссия по правам человека (с 1971 – рассматривает жалобы отдельных лиц о постоянном характере нарушения прав человека, рекомендации).

  2. Женева: центр ООН по правам человека (эксперты)

  3. Верховный комиссар по правам человека. Разрабатывает доклады.

Принцип исчерпания национально-правовых средств защиты для возможности обращения в международный органы по правам человека. Вашингтонская конференция 1965 года также предусматривает эти принципы.

  1. Конвенция ООН о предупреждении геноцида 1948 г. Геноцид – действия с намерением уничтожить частично или полностью национально-этничную, расовую или религиозную группу как таковую (убийство, нанесения тяжелых повреждений)

  2. Конвенция «о ликвидации всех форм расовой дискриминации» 1965

  3. Конвенция о противоправности апартеида 1973

  4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979

  5. Конвенция против пыток 1984 (Антонио Касеза занимался)

  6. Конвенция о правах ребенка 1989

Региональный уровень:

  1. Совет Европы: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейская социальная хартия (1964 г.)

  2. 1978 Американская конвенция о правах человека

  3. 1981 Африканская хартия о правах

6.03.01

Право внешних сношений

Концепция права внешних сношений была разработана К. К. Сандровским

Внешняя политика – это совокупность целей и средств деятельности государства в его взаимоотношениях с другими государствами и субъектами МО.

Дипломатия является не единственным способом осуществления ВП. Есть еще внешняя экономика, культурные отношения.

Право внешних сношений – это отрасль МП и составная часть внутригосударственного права. Включает 4 осн. института:

  1. Дипломатическое право

  2. Консульское право

  3. Право специальных миссий

  4. Право постоянных представительств государств при международных организациях.

Источники:

  1. Венская конвенция о дип. сношениях 1961р.

  2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963

  3. Ньюйоркская конвенция о специальных миссиях 1969

  4. Венская конвенция о постоянных представительствах при международных организациях 1975

Органы внешних сношений делятся на

  1. Центральные:

  • Парламент (определяет и контролирует государственный курс, принимая законы во внешней политике)

  • Глава государства (оглашает состояние войны, руководит дипломатической службой, подписывает мирные договоры, принимает верительные грамоты)

  • Кабмин (осуществляет общее руководство дипломатической службой, переговоры)

  • МЗС (поддерживает постоянные отношения с иностранными государствами, анализ внешней информации, проектов международной деятельности).

  1. Зарубежные

  • дипломатическое представительство

  • торговое представительство

  • специальные миссии

  • представительство при международных организациях

Право внешних сношений – это отрасль МП, регулирующая деятельность государственных органов внешних сношений, представляющих государство на международной арене.

Дипломатическое представительство состоит из персонала:

  • дипломатический персонал

  • администартивно-технический (переводчики, бухгалтера)

  • обслуживающий персонал

Функции дипломатического представительства – ст. 3 Конвенции

Классы глав дип. представительства: (установлены венской конвенцией)

  1. Послы – при главе государства

  2. Посланники – при главе государства

  3. Поверенные в делах – при Министерстве иностранных дел

Дипломатические ранги – устанавливаются во внутреннем праве

  1. Чрезвычайный и Полномочный посол – аккредитация при главе государства

  2. Чрезвычайный и Полномочный посланник - аккредитация при главе государства

  3. Советник 1 и 2 класса – аккредитация при министерстве иностранных дел

  4. Первый секретарь 1 и 2 класса- аккредитация при министерстве иностранных дел

  5. Второй секретарь 1 и 2 класса - аккредитация при министерстве иностранных дел

  6. Третий секретарь - аккредитация при министерстве иностранных дел

  7. Аташе - аккредитация при министерстве иностранных дел

Начало дипломатической миссии является аккредитация (назначение представителя ДМ в принимающей стране). Процедура:

  1. Запрос агремана (только для глав ДМ, военных и военно-морских аташе). По отношению ко всем остальным членам ДМ только уведомление.

  2. После получения агремана, назначенное лицо вручает верительную грамоту.

  3. Окончание ДМ понимает окончание срока 1-го главы миссии, а прекращение миссии- это окончание миссии государства в целом.

Окончание миссии:

  • по инициативе одной из сторон (отставка, отзыв, об’явление персона «персона нон грата»

  • смерть дипломата

Прекращение миссии

  • война, разрыв дипломатических отношений, исчезновение государства

Иммунитет – это то, что функционально необходимо для начала отношений, а привилегии – это дополнительный льготы.

Общие иммунитеты и привилегии дипломатического представительства:

  1. Неприкосновенность помещения, архивов и документов

  2. Фискальный иммунитет (освобождение от налогов, прочих оплат)

  3. Таможенный иммунитет (не подлежит осмотру на таможне, освобождение от пошлин)

  4. Право использовать флаг, эмблему

  5. Право внеочередного пользования радиосвязью

  6. Неприкосновенность почты

Иммунитеты дипломатического агента:

  1. Личная неприкосновенность (полностью освобождается от уголовной ответственности, кроме случая с отказом от него государства – отправителя. Гражданская юрисдикция имеет исключения: иск, касающийся наследства; иски по частному имуществу. Он не обязан давать показания в суде и не должен заниматься коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.)

  2. Таможенный иммунитет (в случае если есть веские основания, что он перевозит контрабанду, то его багаж может быть осмотрен при свидетелях)

  3. Налоговый (освобождается от всех прямых налогов)

Иммунитеты для административно-технического персонала (почти приравнен к дип. агентам)
  1. Иммунитет от уголовной юрисдикции – полный, а по остальным 2 – только на службе

  2. Право беспошлинно ввозить собственное имущество, но не освобождается от досмотра

Иммунитеты для технического персонала
  1. Освобождение от налогов

  2. Иммунитеты в рамках служебных обязанностей

В 1973 _Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом». Важным было решение суда по делу о захвате заложников в Иране (Американское посольство 1979)

Специальная миссия (ad hoc) – на определенный период времени с определенными обязанностями.

Консульские отношения – являются отношения административно-правового характера. Функции - защита интересов граждан. Как правило, консульские отношения устанавливаются в 2-х стороннем договоре и здесь статус консула приравнивается к статусу дипломата, хотя конвенция 61 года предусматривает меньшую защиту консула.

«Гаагская конвенция о аппостиле» 1961. (упрощенная форма легализаций (печатью) Appostile. В Украине при регистрации представительства компании нужна консульская заверка документов нотариусом и консулом для официального признания.

Иммунитеты консульства:

  1. Неприкосновенность помещения

  2. Право пользоваться флагом, гербом

  3. Должностные лица пользуются личной неприкосновенностью, но за совершение тяжких преступлений может быть привлечен к ответственности

  4. Обязаны давать свидетельские показания в суде

  5. Не освобождаются от ответственности при совершениии автотранспортных происшествий

  6. Освобождение от прямых налогов

  7. Таможенный иммунитет (таможенные пошлины и досмотр)

  8. Может быть отказ от иммунитета консула

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО
  1. Объект регулирования

  2. Понятия отрасли, доктрины, подходы

  3. Структура, принципы

  4. Под отрасли, институты

Объект регулирования

Объектом МЭО с точки зрения субъектов:

  1. межгосударственные ЭО

  2. ЭО между юридическими и физическими лицами.

  • Почему МЭП одно из крупнейших?

  • Почему так разнообразны виды МЭ договоров?

Это разнообразие форм, методов МЭО. Их высокая интенсивность.

  • Почему в МЭО больше всего межд. Организационных институтов? – Сложность и интенсивность МЭО привели, что усилия двухсторонних соглашений не достаточно для регулирования МЭО. Но эти процессы очень восприимчивы к изменяющейся экономической ситуации (СЭВ Союз экономической взаимопомощи был распущен в 1991). МЭО очень динамичны, поэтому правовое регулирование этой сферы в основном является кратко или среднесрочного характера. Нужны оперативные решения, поэтому возрастает роль обязательных решений международных организаций как нового источника МЭП. За последние 10 лет возрастает роль многостороннего регулирования, то есть индивидуальные экономические интересы государства совпадают с глобальными интересами государств. Раньше было двухстороннее регулирование.

Понятия отрасли, доктрины, подходы

В МЭП были и продолжаются споры между учеными о нормативном составе отрасли (входят ли только нормы МПП или же и нормы МЧП). Петерсон считает, что МЭП это смесь МПП и МЧП, а также национального права, двухсторонних и многосторонних соглашений.

МЭП – это отрасль состоящая из единосистемных норм. МЭП присущие признаки как отрасли, которые уже сформулировались:

  1. Особый объект регулирования - МЭО

  2. Обширный нормативный материал

  3. Наличие специальных отраслевых принципов

  4. Развернутая структура

Структура:

  1. Право международной торговли (МЭП зарождалось как право международной торговли и в 17 веке его называли Lex mercatoria – право торговли)

  2. Меж. Финансовое (валютное) право

  3. Меж. Инвестиционное право

  4. Меж. Налоговое право

  5. Межд. Транспортное право

  6. Право сельскохозяйственного сотрудничества

  7. Право промышленного сотрудничества

Нормативные институты:

  1. Институт наибольшего благоприятствия

  2. Институт экономических преференций

  3. Институт международной экономический безопасности

Право экономического развития (ПЕР International Development Law). Фридмен дал жизнь этому праву. Оно регулирует отношения между Севером и Югом, развитыми и развивающимися странами.

Главными участниками МЭП являются МЭО, которые имеют свою систему права (право ГАТТ, ЕС, МВФ).

Принципы:

  1. Исследования 1984 г. ЮНИТАР в отношении принципов нового экономического порядка

  2. 1986 Сеульская декларация – Ассоциация МП

1.а) принцип суверенного равенства:

  • право государств выбирать свою экономическую систему

  • неотъемлемый иммунитет государства над своими природными ресурсами

  • равноправное участие государств в МЭО

1. б) Принцип сотрудничества:

  • принцип преференций для развивающихся стран

  • принцип стабилизации экспортных поступлений от развивающихся стран

  • право каждого государства получать выгоду от достижения науки и техники

  • принцип содействия развивающимся странам

  • принцип общечеловеческого наследства

2.а) Правила МПП в МЭО

б) Pacta sun servanta

в) принцип равенства, солидарности и содействия развитию

г) обязанность сотрудничества для глобального развития

д) неотъемлемый суверенитет государства над природными ресурсами

е) право на развитие

ж) принцип общего наследства человечества

з) принцип равенства и недопустимости дискриминации

и) равноправное участие развивающихся государств в МЭО

Основные документы в МЭП:

  1. Принципы международных торговых отношений и торговой политики 1964 ЮНКТАД

  2. Декларация об установлении нового экономического порядка ООН 1974 (в мае специальная миссия ГА ООН. Хартия экономических прав и обязанностей государств – Резолюция ГА ООН декабрь 1974)

Бесспорные сформулированные принципы:

  1. неотъемлемый суверенитет государства над природными ресурсами

  2. право государств выбирать свою экономическую систему

  3. принцип экономической недискриминации

  4. принцип взаимной экономической выгоды

  5. принцип свободной торговли и экономического сотрудничества

  6. принцип наибольшого благоприятствования

Какую роль играют принципы в МЭП:

  1. Устанавливают типичные требования надлежащего поведения государств

  2. Являются важным инструментом универсального регулирования МЭП в условиях универсальных конвенций

  3. Устанавливают рамки нормативного творчества, отраслеорганизующая функция

20.03.01

Роль международных экономических организаций в регулировании МЭО

Первая экономическая организация появилась в 1865 году- международное телеграфное бюро. 1874 – Всемирный почтовый Союз. 1886 – Международный союз по авторскому праву. Это в основном консультативные союзы. После 1 мировой войны и до 2 мировой войны – Лига Наций 20-3- года.

1922 – Генуезская конференция

1927 – Женевская

1933 – Лондонская экономическая конференция

Только после 2 мировой войны возникли новый факторы, которые обозначают недостаточность двухсторонних усилий.

  1. Образование системы ООН

  2. Отход США от протекционизма к либерализации (появление МВФ, МБРР, ФАО, ГАТТ).

Международные экономические организации – структурно организационное, постоянно действующее объединение государств для координации экономической политики в определенных областях и имеющая специальную международную правосубъектность.

Формы учредительного акта:

  1. По учредительному документу;

  2. На основе документов иных чем договора на основе резолюции ГА ООН (UNCTAD, UNIDO)

  3. Не имея единого учредительного документа (ГАТТ – временный протокол, ВТО (ГАТТ) – без учредительного акта)

Правовой статус:

  1. Автономный (юридически независимые организации)

  2. Квазиавтономные (подчиненные – группа организаций мирового банка)

Объем полномочий

  1. Одинарные (не имеют наднациональных полномочий над государствами-членами)

  2. Наднациональные – имеют наднациональные полномочия принимать решения в некоторых областях для юридических и физических лиц государств-членов (ЕС)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международное право (1)

    Документ
    Международное право – относительно свободная от национальных правопорядков государств система правовых норм, регулирующих взаимоотношения различных субъектов, действующих на мировой арене.
  2. Программа по дисциплине Международное право Для студентов 1 курса очной вечерней формы обучения по специальности «Юриспруденция» международно-правового факультета

    Программа
    Дисциплина «Международное право» предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» в качестве общепрофессиональной дисциплины.
  3. Программа дисциплины «международное право»

    Программа дисциплины
    понятие международной (межгосударственной) системы, ее компоненты. Субъекты международной системы, отношения между ними. Нормативный компонент международной системы, его сущность и значение в регулировании международных отношений.
  4. Учебно-тематический план по дисциплине «Международное право»

    Учебно-тематический план
    Понятие МП, его основные черты и особенности. Двойственность предмета регулирования МП: действие норм МП в межгосударственных отношениях и на внутригосударственном уровне.
  5. Программа курса "Международное право" Для специальности

    Программа курса
    Общей целью изучения курса «Международное право» является базовая подготовка студентов на основе освоения основных понятий и нормативного материала по конкретным отраслям международного права; формирование у студентов начальных знаний

Другие похожие документы..