Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Настоящее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных гуманитарных...полностью>>
'Документ'
Назарець В. Агамемнон письмового столу, або Пенталогія Джеймса Фенімора Купера Зарубіжна література в навчальних закладах. – 1998. – № 4. – С. 44 –...полностью>>
'Документ'
Большинство туристов и не подозревает, что кроме «города любви» и прочих клише Париж изобилует местами, куда можно сходить семьей, что интересно будет...полностью>>
'Книга'
Книгу печатала и … печатала! Четырежды садилась – текст рождался! «Нашлись» все шесть жителей! Это, ведь, уже было в самом начале, еще в заветной тет...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Составители:

П.А.Ковалевский, доцент кафедры педагогики и психологии детства Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат психологических наук, доцент;

Е.В. Воронко, преподаватель кафедры психологии и педагогики Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», магистр педагогических наук

Рецензенты:

Кафедра психологии, педагогики и частных методик Учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования»;

Л.Ф.Мирзаянова, профессор кафедры психологии Учреждения образования «Барановичский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой психологии и педагогики Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 11 от 24.04.2009г.)

Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №5 от 22.06.2009г.)

Секцией по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол №2 от 23.06.2009г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Освоение социальной психологии базируется на знаниях общей психологии, психологии личности, возрастной психологии, а также на интегративном изучении социально - гуманитарных дисциплин.

Изучение социальной психологии создает фундаментальную базу для последующего овладения знаниями и умениями в медицинской психологии, деонтологии и психотерапии.

Типовая программа по дисциплине «Социальная психология» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело (ОСРБ 1 – 79 01 05-2007), утверждённым постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02.05.2008г.;

типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008г. (регистрационный номер № L 79 – 002/тип.).

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель: повышение социально-психологической компетентности в условиях профессиональной деятельности.

Задачи:

овладеть базовыми социально-психологическими знаниями;

усвоить социально-психологическую феноменологию взаимоотношений;

развить умения профессиональной коммуникации на основе социально-психологических знаний;

сформировать навыки эффективного социального взаимодействия.

Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Социальная психология» определены образовательным стандартом первой ступени по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

основные социально-психологические феномены;

особенности межличностного познания;

процессы межличностной коммуникации;

основные виды взаимодействия между людьми;

социально-психологические характеристики больших и малых социальных групп;

уметь:

анализировать социальное поведение людей;

строить эффективную коммуникацию и взаимодействие;

учитывать ошибки восприятия в процессе профессиональной и межличностной коммуникации;

использовать закономерности общения в повседневной и профессиональной коммуникации.

Методы обучения

Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:

лекции;

практические занятия;

элементы проблемного обучения (учебно-исследовательская работа студентов);

интерактивное обучение (моделирование проблемных диагностических ситуаций, имитационные игры);

научно-исследовательская работа студентов.

На изучение дисциплины «Социальная психология» образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело определено 100 учебных часов. Из них 68 аудиторных часов, в том числе лекций - 32 часа, практических занятий - 36 часов.

Форма текущей аттестации: зачёт - 6 семестр.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных часов

лекций

практических занятий

1

2

3

1. Возникновение и развитие социально-психологического мышления

6

8

1.1. Место социальной психологии в системе научного знания

2

4

1.2. Теоретические направления в социальной психологии

2

2

1.3. Общественные и межличностные отношения

2

2

2. Социальная психология личности

6

6

2.1. Социальное развитие личности. Социализация

2

2

2.2. Социальная психология личности

2

2

2.3. Социальная установка

2

2

3. Социально-психологическая характеристика общения

12

14

3.1. Характеристика общения

2

2

3.2. Перцептивная сторона общения

2

4

3.3. Коммуникативная сторона общения

2

2

3.4. Интерактивная сторона общения

2

2

3.5. Психология конфликта

2

2

3.6. Психологическое воздействие

2

2

4. Социальная психология группы

8

8

4.1. Социально-психологические проблемы группы и малые группы

2

2

4.2. Процессы групповой динамики

2

2

4.3. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп

2

2

4.4. Социальная психология агрессии и альтруизма

2

2

Всего:

32

36

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Возникновение и развитие социально-психологического мышления

1.1. Место социальной психологии в системе научного знания

Предмет исследований социальной психологии. Функции социальной психологии. Проблемы и задачи социальной психологии. Структура современной социальной психологии. Основные методы социально-психологических исследований: наблюдение, социометрия, эксперимент. Вспомогательные методы исследования: анализ документов, опрос, метод групповой оценки личности, тестирование, методы коррекции, методы обучения и развития, аппаратурный метод. Прикладные проблемы социальной психологии.

1.2. Теоретические направления в социальной психологии

История развития социально-психологических идей и предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Основные социально-психологические теории: психология народов (В.Вундт), психология масс (Г.Тард, Г.Лебон), теория инстинктов социального поведения (У.Макдугалл). Социально-психологические знания в рамках подходов: психоаналитического (динамическая теория функционирования группы В. Байона, теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда, трёхмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца), бихевиорального (теория фрустрационной агрессии Н. Миллера и Д. Долларда, теория социального научения А. Бандура, теории диадического взаимодействия Д. Тибо, Г. Келли, Г. Хоманса), когнитивного (теории когнитивного соответствия Ф. Хайдера, Т. Ньюкома, Л. Фестингера, теории С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда), интеракционистского (концепция символического интеракционизма Дж. Мида, ролевые теории Р. Линтона, Э. Гофмана, теории референтной группы Т. Ньюкома, М. Шерифа), культурологического (концепция социальных представлений С. Москивичи, теория «межгрупповых отношений» Г. Тэджфела, «этогенетический подход» Р. Харе).

1.3. Общественные и межличностные отношения

Специфика общественных отношений. Виды общественных отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, этнические, эстетические. Соотношение общественных и межличностных отношений. Специфика межличностных отношений. Элементы межличностных отношений: когнитивный, аффективный, поведенческий. Межличностная совместимость. Межличностная привлекательность. Процесс формирования межличностных отношений. Эмпатия как механизм развития межличностных отношений. Условия формирования межличностных отношений. Понятие социальной роли. Виды социальных ролей: конвенциональные и межличностные, активные и латентные. Стадии присвоения роли (Т. Сарбин, В. Ален). Основные характеристики социальной роли: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация.

2. Социальная психология личности

2.1. Социальное развитие личности. Социализация

Понимание личности в социальной психологии: ролевые теории, Я-концепция, социальное развитие человека. Этапы социального развития личности. Стадии адаптации, индивидуализации и интеграции. Понятие социализации. Социализация как инкультурация. Социализация как интернализация. Социализация как адаптация. Сферы социализации: деятельность, общение, самосознание. Этапы социализации. Институты социализации. Факторы социализации: макро- и микро-факторы. Механизмы социализации: подражание, имитация, идентификация; конформизм; социальной оценки желаемого поведения; полоролевой идентификации. Виды и формы социализации: полная, неполная, быстрая, медленная, десоциализация, ресоциализация, «неудачная социализация».

2.2. Социальная психология личности

Социально значимые качества личности: социальное воображение, социальный интеллект, социально-перцептивные способности. Социально-психологические параметры анализа личности: зрелость, адаптация, адекватность, идентичность. Типы идентичности (Дж. Марсиа): достигнутая идентичность, мораторий, преждевременная идентичность, диффузная идентичность.

2.3. Социальная установка

Понятие социальной установки. История изучения социальной установки. Структура установки: когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты. Функции установки: приспособления, знания, выражения, защиты. Соотношение поведения и аттитюда. Иерархическая структура системы социальных установок (В.А. Ядов). Изменение установок: центральный и периферийный путь. Социальный стереотип и предрассудок как виды социальной установки. Виды стереотипов. Виды предрассудков.

3. Социально-психологическая характеристика общения

3.1. Характеристика общения

Понятие общения в социальной психологии, общая характеристика. Структура общения. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения. Функции общения. Виды общения: непосредственное (формальное и межличностное), опосредованное, массовое, межличностное, диалогическое, монологическое (императивное, манипулятивное). Характеристики современного общения. Уровни общения: конвенциональный, информационный, личностный. Трудности межличностного общения: социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологический контакт. Нарушения общения: одиночество, аутистичность, отчуждённость, дефекты общения. Барьеры общения: эстетические, моральные, эмоциональные, стилистические, фонетические. Техники общения: понимающее общение, директивное общение.

3.2. Перцептивная сторона общения

Понятие социальной перцепции, общая характеристика. Характеристики субъекта социальной перцепции: пол, возраст, национальность, темперамент, социальный интеллект, психическое состояние, состояние здоровья, установки, опыт общении, профессиональная деятельность, личностные особенности. Человек как предмет познания: физический облик, социальный облик, социальная роль, внешний облик, речевые особенности. Характеристика процесса познания. Эффекты и ошибки восприятия. Эффект порядка, эффект ореола, эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект стереотипизации. Механизмы социальной перцепции: имплицитная теория личности, эмпатия, аттракция, идентификация, социальная рефлексия, каузальная атрибуция. Виды каузальной атрибуции. Ошибки каузальной атрибуции. Социальная перцепция и здоровье.

3.3. Коммуникативная сторона общения

Понятие коммуникации. Специфика коммуникативно­го процесса. Виды информации. Схема коммуникации. Позиции коммуникатора. Модель коммуникативного процесса. Вербальная коммуникация. Коммуникативные свойства человеческой речи. Основные знаковые системы невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система. Паралингвистическая и экстралингвистическая система. Пространственно-временная система организации общения. Визуальный контакт. Проблемы адекватного понимания и распознавания вербальной и невербальной информации. Искажения в коммуникативном процессе. Коммуникативные барьеры.

3.4. Интерактивная сторона общения

Понятие взаимодействия (интеракции) в процессе общения. Теория Л.И. Уманского. Схема регистрации взаимодействия Р. Бейлса. Типы взаимодействия по Э.Берну. Виды трансакций по Э.Берну Типы межличностного взаимодействия по Дж. Харрису. Виды взаимодействия: кооперация, конкуренция. Виды вхождения в контактное взаимодействие.

3.5. Психология конфликта

Понятие социально-психологического конфликта. Основные свойства конфликта. Отличительные признаки конфликта. Динамические характеристики конфликта. Основные структурные характеристики конфликта. Классификация конфликтов. Структура конфликта. Объективные элементы конфликта: объект, участники, среда. Личностные элементы конфликта: основные психологические доминанты поведения, черты характера и типы личностей, установки личности, неадекватные оценки и восприятие, манеры поведения. Причины и повод конфликта. Деструктивные и конструктивные функции конфликта. Фазы конфликта. Возможности разрешения конфликтных ситуаций. Тили поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

3.6. Психологическое воздействие

Понятие и виды психологического воздействия: психогенное, психотропное, нейролингвистическое, психотронное, психоаналитическое, пропагандистское. Механизмы воздействия: заражение, внушение, подражание, убеждение. Факторы эффективного убеждения. Основные способы и приёмы психологического воздействия: демонстрация, дезинформирование, распространение слухов, устрашение, манипуляция. Типы манипуляторов. Основные манипулятивные техники. Феномен «Нога-в-дверях».

4. Социальная психология группы

4.1. Социально-психологические проблемы группы и малые группы

Основные социально-психологические характеристики группы. Собственные характеристики группы: композиция группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы, ценности, система санкций. Характеристики, определяющие положение человека в группе: система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы. Клас­сификация групп, изучаемых социальной психологией. Понятие "малой группы". Общие характеристики и размер малой группы. Классификация и общие характеристики малых групп.

4.2. Процессы групповой динамики

Образование и развитие малых групп. Модель развития малой группы Б. Такмэна. Модель развития группы Л.И. Уманского. Механизмы развития группы. Групповая сплоченность. Параметры, влияющие на процесс сплочения группы. Измерение сплочённости. Феномен группового давления. Конформность. Факторы, влияющие на конформное поведение. Типы конформного поведения. Принятие группового решения. Факторы, влияющие на формирование группового мнения и на процесс принятия решения. Стадии группового принятия решения. Групповая дискуссия. Групповое интервью. «Мозговая атака». Явление "поляризации группы". Феномен огруппления мышления. Лидерство и руководство в малых группах. Стили лидерства. Теории происхождения лидерства.

4.3. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп

Социальная психология больших групп. Социально-психологические характеристики больших социальных групп. Виды больших социальных групп. Уровни развития группы. Психология наций: национальное самосознание, национальный характер, национальные традиции и привычки, национальные чувства и настроения. Этноцентризм. Этнические стереотипы. Психология классов. Психология стихийных групп. Факторы образования стихийных групп. Виды стихийных групп. Психология толпы. Признаки толпы. Виды толпа: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая. Механизмы образования толпы: слухи, циркулярное кружение.

4.4. Социальная психология агрессии и альтруизма

Понятие агрессии. Социально-психологические теории агрессии: теория агрессивного поведения З. Фрейда и К. Лоренца, теория агрессии Дж. Долларда, теория агрессии А. Бандуры. Факторы, провоцирующие агрессию. Социально-психологические эксперименты изучения проявления агрессии. Понятие альтруизма. Социально-психологические теории альтруизма: теория социального обмена теория социальных норм, теория эволюционной психологии. Факторы, влияющие на проявление альтруизма.

Информационная часть

Литература

Основная:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М., 2000. – 373 с.

  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В.Андриенко. – М., 2000. – 264 с.

  3. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

  4. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.

  5. Майерс, Д. Социальная психология / Д.Майерс. – СПб.: Питер, 2000. – 794 с.

  6. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.

  7. Тейлор, Ш. Социальная психология / Ш.Тейлор, Л.Пипло, Д.Сирс. – СПб.: Питер, 2006. – 767 с.

  8. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Мн.: Асар, 2005. – 768 с.

Дополнительная:

  1. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М., 2001. – 301 с.

  2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М., 2003. – 447 с.

  3. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я Гозман. – МГУ, 1987. – 113 с.

  4. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский. – Мн., 1996. – 432 с.

  5. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М.Дубовская. – М., 2001. – 318 с.

  6. Немов, Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С.Немов, И.Р.Алтунина. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

  7. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э.Пайнс, К.Маслач. - Питер, 2000. – 528 с.

  8. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 335 с.

  9. Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсней. – М.,1997. – 592 с.

  10. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. – М., 2000. – 448 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 23 (1)

    Пояснительная записка
    М.А.Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  2. О специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 23 (4)

    Пояснительная записка
    В.А.Карпюк, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  3. О специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 23 (2)

    Пояснительная записка
    Л.Ф.Мирзаянова, профессор кафедры психологии Учреждения образования «Барановичский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент
  4. Программа по внутренним болезням и военной-полевой терапии для студентов высших медицинских учебных заведений по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело предусматривает изучение этиологии и патогенеза,

    Программа
    В.И.Шишко, заведующий кафедрой факультетской терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук;
  5. Пояснительная записка По данным Всемирной организации здравоохранения (воз) у 2,5-3% новорожденных диагностируются различные врожденные пороки развития и наследственные заболевания.

    Пояснительная записка
    Н.С.Парамонова, заведующая кафедрой педиатрии №2 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,

Другие похожие документы..