Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Православная церковь с самого начала возникновения российской государственности находилась в самой тесной, родственной связи с властью, основанной на...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГОУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «У...полностью>>
'Документ'
Сложная эпидемиологическая обстановка по туберкулёзу в Российской Федерации требует повышения роли туберкулезных санаториев в лечении больных туберку...полностью>>
'Конкурс'
 Этот заголовок выиграл конкурс, устроенный в 70-х годах одной французской газетой, на лучший заголовок 20 века.То, что война, унёсшая миллионы жизней...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 16

ВЫРУЧКА и ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ


Изучаемые вопросы

Выручка фирмы. Общая, средняя и предельная выручка фирмы. Прибыль как цель деятельности фирмы Бухгалтерская и экономическая прибыль. Максимизация прибыли фирмы в краткосрочном периоде. Условие максимизации прибыли фирмы MR=MC.

Н

Общая выручка (ТR, total revenue) - доход, полученный производителем от реализации определенного количества продукции.

а конкурентном рынке типичная фирма, как и большинство фирм, стремится максимизировать прибыль, которая равна разности между общей выручкой и общими издержками.

Предположим, фермерское хозяйство выращивает огурцы в объеме Q и продает их по цене Р, тогда общая выручка за определенный период времени составит TR=P∙Q.

В

Средняя выручка (АR, average revenue) - доход, полученный производителем в среднем от одной проданной единицы товара.

ажно помнить, что цена, по которой продается товар, зависит от спроса на него, так как потребитель будет готов купить больший объем товара обычно только в том случае, если цена за единицу товара снизится. Поэтому, TR=P(Q)∙Q, где P(Q)- обратная функция спроса на товар.

З

Предельная выручка (МR, marqinal revenue) - изменение дохода, полученное производителем при увеличении объема проданной продукции на единицу.

аметим, что функция средней выручки совпадает с обратной функцией спроса независимо от ее вида. Поэтому график AR всегда совпадает с графиком кривой спроса на товар.

Допустим, при цене P1 фермерское хозяйство продавало Q1 огурцов, а когда снизило цену до Р2, то объем продаж вырос до Q2. Тогда

Общая, средняя и предельная выручка для линейной функции спроса с отрицательным наклоном

Рассмотрим на примере, какой вид имеют графики общей, средней и предельной выручки фирмы, если функция спроса на ее товар со стороны потребителя линейна. Пусть обратная функция спроса задана уравнением: (рис.1). Тогда: . Полученное выражение - это парабола с ветвями, направленными вниз.

Нетрудно убедиться, выручка равна нулю, когда либо цена, либо объем проданной продукции равны нулю, то есть точкам пересечения графика функции спроса с осями Q и Р. Поскольку парабола - функция симметричная, ее максимум расположен посередине между указанными значениями объема выпуска, то есть при = - и, соответственно, при Р =.

.

Таким образом, уравнение среднего дохода совпадает с исходным уравнением кривой спроса.

.

Заметим, что МR достигает нуля при том же значении, при котором ТR достигает максимума. Разумеется, это не случайное совпадение: экстремуму функции соответствует нулевое значение производной.

Обратите внимание, что для линейной функции спроса линия предельной выручки расположена ниже линии спроса и имеет в два раза больший наклон.

Этот результат можно использовать при решении задач, но важно помнить, что он был получен только для линейной кривой спроса. При других функциях спроса необходимо брать производную от соответствующей функции выручки. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что МR=MR(Q), то есть является функций от объема выпуска, а не от цены. Поэтому МR(Q)≠TR(P). Если по условию задачи задана прямая функция спроса Qd=f(P), то для определения МR эту функцию следует преобразовать к виду , вычислить функцию общей выручки как функцию от объема выпуска, а затем взять производную от ТR.

Рис.1.

Взаимосвязь графиков ТR, AR и MR

для линейной кривой спроса с отрицательным наклоном.

Между эластичностью спроса по цене и общей выручкой фирмы, ориентирующейся на этот спрос, существует тесная связь.

Если фирма работает на эластичном (Е < -1) участке кривой спроса, то ее выручка:

• вырастет при снижении цены (росте объема выпуска);

• снизится при росте цены (снижении объема выпуска).

Если же фирма работает на неэластичном (-1 <Е < О) участке кривой спроса, то ее выручка:

• вырастет при росте цены (снижении объема выпуска);

• снизится при снижении цены (росте объема выпуска).

Приведенные рассуждения можно проиллюстрировать графиками (рис.2)

Рис.2

Взаимосвязь TR и Ed для случая линейной кривой спроса с отрицательным наклоном

На рис.2 наглядно проявляется известное правило: при линейной кривой спроса с отрицательным наклоном максимум выручки достигается в точке единичной эластичности спроса по цене товара.

Но что произойдет, если вдоль всей кривой спроса эластичность будет постоянна и равна по модулю единице?

Общая, средняя и предельная выручка для функции спроса с единичной эластичностью

Мы уже знаем, что подобная функция спроса задается уравнением: , где а - положительная константа. Далее произведем те же математические операции, что и для линейной кривой спроса с отрицательным наклоном:

Рис.3

Взаимосвязь графиков ТR, AR и MR для случая кривой спроса с единичной эластичностью.

Наконец, рассмотрим еще один частный случай совершенно эластичную кривую спроса.

Общая, средняя и предельная выручка для совершенно эластичной функции спроса

Подобная функция спроса задается уравнением: Р=const, где а - положительная константа. Тогда: .

Поскольку при такой кривой спроса все единицы продукции реализуются по одинаковой цене, падения МR с ростом объема продаж не наблюдается и ТR оказывается постоянно возрастающей функцией.

Рис. 4

Взаимосвязь графиков ТR, АR и МR для случая совершенно эластичной кривой спроса

Прибыль. Правило максимизации прибыли

Одной из наиболее часто рассматриваемых в микроэкономике целей фирмы как экономического агента является максимизация общей прибыли. Это вполне объяснимо. Частные фирмы, как любой рационально ведущий себя собственник должны максимизировать отдачу от имеющейся собственности. Разумеется, и в теории, и тем более на практике фирмы могут преследовать различные цели. Это определяется тем, что в конкретный момент владелец фирмы понимает под словом отдача.

Так, в начале своей деятельности фирма, скорее всего, будет озабочена темпами роста производственных мощностей и объемов продаж. При острой конкуренции, особенно нескольких крупных фирм, борьба часто идет за доли рынка, которые обычно определяются по значению общей выручки. Фирма, рассчитывающая на длительное существование в отрасли, возможно, будет стремиться максимизировать не текущую прибыль, а дисконтированный поток прибыли за несколько лет. Фирма, находящаяся в собственности трудового коллектива, будет заинтересована в наибольшем значении прибыли в расчете на одного занятого. Плюс к этому фирма может попытаться одновременно совместить целый ряд целей (разумеется, в ущерб каждой из них в отдельности). Для любого из перечисленных (а также потенциального множества других) случаев альтернативного поведения фирмы можно построить свою модель. Результаты этих моделей будут отличны от стандартных выводов. Поэтому при попытке применить теорию к реальности следует быть готовым сначала построить собственную модель исследуемой фирмы, а затем проанализировать поведение последней.

П

Прибыль (-profit) - разность между общей выручкой, полученной фирмой от продажи данного объема продукции, и общими издержками фирмы, связанными с выпуском этого объема.

редположим, что цель фирмы - максимизация прибыли. Сразу договоримся, что по умолчанию такие понятия, как «прибыль», «экономическая прибыль» и «сверхприбыль», будут обозначать одно и то же.

*Если не указано обратное, то предполагается, что произведенный и реализованный объемы продукции совпадают. На практике, особенно в период кризиса, это условие может и не выполняться.

Мы знаем, что экономические издержки разделяются на бухгалтерские и неявные. Соответственно, вводятся понятия экономической и бухгалтерской прибыли: экон=TR - TCэкон=TR-TCбухг -TCнеявн. бухг=TR - TCбухг. экон=бух г -ТС неявн.

Могут ли неявные издержки быть нулевыми или отрицательными? Наверное, если очень постараться, придумать такие случаи возможно. Однако в подавляющем большинстве реальных ситуаций такого быть не может, поскольку неявные издержки являются лучшим альтернативным вариантом дохода от использования собственных ресурсов предпринимателя. Ресурсы относятся к экономическим благам, а значит, обладают свойством редкости. Следовательно, существует конкуренция за их использование, и ее участники готовы платить собственнику ресурса хотя бы минимальное, но вознаграждение. Соответственно, мы будем исходить из того, что бухгалтерская прибыль строго больше экономической прибыли.

Нормальная прибыль - минимальный размер прибыли фирмы, при котором у нее отсутствуют стимулы к изменению текущего вида деятельности.

Часто при обсуждении понятий бухгалтерской и экономической прибыли отмечают, что они отражают различные точки зрения на одну и ту же ситуацию. Бухгалтер смотрит как бы «назад», анализируя, насколько результативно были использованы ресурсы, допустим, вы в роли собственника фирмы получили от главного бухгалтера годовой отчет, из которого следует, что предприятие за указанный период получило прибыль в размере 2 млн. руб. Будете ли вы довольны таким результатом? Наверное, это зависит от того, какими альтернативными вариантами вы располагаете. Если лучшая из альтернатив может принести 4 млн. руб. годовой прибыли, то текущее положение дел вас явно не обрадует, а если 1 млн. руб., то вам очень повезло. Таким образом, экономист смотрит как бы «вперед», анализируя, как наилучшим образом можно будет использовать ресурсы. В случае, если альтернативный вариант окажется выгоднее, собственник фирмы, возможно, примет решение о перепрофилировании производства. С обсуждаемым вопросом тесно связано и такое понятие, как «нормальная» прибыль.

Считается, что фирма получает нормальную прибыль в том случае, когда ее экономическая прибыль равна нулю. Действительно, в такой ситуации бухг=ТСнеяв., а это означает, что фирма обеспечивает предпринимателю такой же уровень вознаграждения за вложенные в нее собственные ресурсы, как и лучший альтернативный вариант. Если бухг>ТСнеяв., то, разумеется, никаких стимулов к уходу у фирмы не существует, поскольку нет ни одного способа получить даже аналогичный уровень дохода, не говоря уже о большем. В случае же когда бухг<ТСнеяв., есть хотя бы одна альтернатива текущему использованию ресурсов собственника фирмы, приносящая большую отдачу. Очевидно, это создает стимулы для смены вида деятельности.

Приведет ли наличие стимулов к реальному изменению профиля фирмы? Неизвестно. В отличие от теории, предприниматель не может все изменить по мановению волшебной палочки. Изменения приведут к дополнительным затратам или, как минимум, к временной остановке производства, а значит недополученной прибыли. Если будущий прирост доходов компенсирует эти потери, то их реализация оправдана, если же нет, то стимулы так и останутся только стимулами. Как в случае, если вы, например, в принципе хотели бы выучить французский язык, но затраты времени, необходимые для этого, намного превышают возможные выгоды, и вы отказываетесь от данного намерения. Однако мы до сих пор не решили, чему равен размер нормальной прибыли. К сожалению, по поводу ответа на данный вопрос существует несколько мнений. В рамках статьи мы приведем лишь тот вариант, который нам кажется наиболее логичным и теснее других связанным с предыдущими рассуждениями.

Нормальная прибыль - такой размер бухгалтерской прибыли фирмы, который в точности покрывает все ее неявные издержки.

Средняя прибыль (-average profit) - размер прибыли, получаемой фирмой в среднем от одной реализованной единицы продукции.

норм. = ТС неяв.

Введем понятия средней и предельной прибыли.

Предельная прибыль (М- marginal profit) - прирост общей прибыли фирмы, полученный от увеличения объема проданной продукции на единицу.


Максимизируя прибыль, фирма выбирает такой объем выпуска, при котором разница между общим доходом и издержками наибольшая. Из курса математики известно, что необходимым условием достижения экстремального значения функции является равенство нулю ее производной. Таким образом, при оптимальном объеме выпуска (приносящим максимальную величину прибыли фирме) должно выполниться: . Это условие обязательно для всех фирм- конкурентных и неконкурентных.

Однако равенство предельного дохода предельным издержкам не является достаточным условием получения максимума прибыли, так как указанное равенство может соответствовать также минимальному значению прибыли или точке перегиба графика прибыли. Если это условие выполняется, и фирма может определить оптимальный объем выпуска, определяющий точку максимума прибыли, то возникает вопрос о том, каковы же размеры этой прибыли? Может оказаться, что при оптимальной объеме выпуска издержки фирмы превышают полученную выручку, и фирме выгоднее покинуть отрасль. Наконец, в достаточно сложных случаях у функции прибыли может оказаться несколько точек локальных максимумов, из которых необходимо будет выбрать значение глобального максимума.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Изучаемые вопросы Понятие экономической системы

    Лекция
    Принимая во внимание тот факт, что в условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, человечество за всю свою историю выработало несколько способов распределения ограниченного объема ресурсов между альтернативными целями.
  2. Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономический анализ» (1)

    Вопросы к экзамену
    а) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
  3. Вопрос 1Предмет, объект и содержание экономического анализа, его цели изадачи. История и перспективы развития эа

    Документ
    Возникновение ЭА относят к 4 г. до н.э.как средства познания сущности и эконом.явлений и процессов. Это связано с возникновением и развитием бухучета и балансирования.
  4. Курс "Основы маркетинга" в подготовке маркетологов-менеджеров в гау 36 Количественные методы и вопросы подготовки специалистов в сфере бизнеса. 37

    Документ
    Переход страны к рыночной экономике вызвал резкое увеличение потребностей и интереса к методам управления в условиях рынка. Одним из эффективных современных направлений в этой области является Управления проектами (Project Management).
  5. С. А. Смирнов Экономика и статистика фирм учебник

    Учебник
    Рассмотрены хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Изложены статистические характеристики наличия и использования факторов производства, производственных процессов, их вещественных и финансовых результатов, проанализированы

Другие похожие документы..