Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Макаров Б. М., Голузина М. Г., Лодкин А. А., Подкорытов А. Н. Избранные задачи по вещественному анализу: Учеб. пособие для вузов. — СПб.: Невский Диал...полностью>>
'Методические указания'
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» представляет собой заключительный этап изучения данного курса и является одним из о...полностью>>
'Документ'
Цель: получение профессионального образования и навыков лидерства в руководстве подразделений, служб аппарата управления организацией и структур собс...полностью>>
'Закон'
Термин «экология» ввел Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), немецкий естествоиспытатель, философ. Он разработал теорию происхождения многоклеточных, пос...полностью>>

История становления и развития юридического образования в восточной сибири (1918-1991 гг.)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вторая глава «Юридическое образование в Восточной Сибири (1949 -1991 гг.)».

Материал первого параграфа «Организационно-правовые, материальные основы и структура юридического образования» призван показать дальнейшее развитие юридического образования в Иркутской, Читинской областях и Красноярском крае с точки зрения управления, а также штатного, методического, производственного и иного обеспечения учебного процесса.

В истории юридического образования Иркутского госуниверситета был период, когда подготовка студентов-правоведов временно не осуществлялась. В 1949 году юридическое образование в ИГУ было возобновлено и до 1954 года осуществлялось на историко-филологическом факультете, а, впоследствии, - в структуре юридического отделения факультета гуманитарных наук (ФГН). Значительная роль в создании названного отделения принадлежала видному ученому и организатору, кандидату юридических, доценту, а, впоследствии, доктору исторических наук, профессору Сергею Владимировичу Шостаковичу.

Процесс воссоздания одного из старейших факультетов ИГУ был вызван именно исторической необходимостью и продиктован рядом важных обстоятельств. В частности, назрела проблема качественного улучшения подготовки в университете высококвалифицированных юристов, поднятия престижа существующего юридического образования в глазах не только общественности Восточно-Сибирского региона, ученых и студентов, но и правоохранительных органов. Сделать это можно было только в результате создания самостоятельной структуры – юридического факультета ИГУ. С этой целью юридическое отделение факультета гуманитарных наук было преобразовано в юридический факультет. Он был открыт 1 сентября 1954 года, функционирует и развивается по сей день. Таким образом, была восстановлена самостоятельность специальности, воссозданной в университете в 1949 году и включенной в состав историко-филологического факультета.

Главной задачей юрфака становится подготовка собственных высококвалифицированных кадров для органов суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры, органов Госарбитража, Советов депутатов трудящихся и их исполкомов, а также для других звеньев советского государственного аппарата. Но отсутствие помещений серьезно отражалось и на уровне партийной, комсомольской и воспитательной работы со студентами. Учебный корпус факультета нуждался в комплексном капитальном ремонте. Деканат, кафедры, канцелярия находились в полуподвальных помещениях, работать в которых было невозможно без искусственного освещения.

В 1960 - 1980-х годах юридический факультет, будучи структурным подразделением Иркутского государственного университета, функционировал в составе очного, вечернего и заочного отделений. В Чите был представлен заочный юридический факультет на правах отделения. Деканат осуществлял текущее управление факультетом. В составе деканата, кроме декана и вспомогательного персонала, имелись заместители по дневному обучению, заочному и вечернему обучению, работе с иностранными студентами, физическому воспитанию и спорту. В рассматриваемый период деканами были В. А. Пертцик, О. В. Иванов, Г. Б. Виттенберг, Н. И. Трофимов. На факультете функционировали пять кафедр: теории и истории государства и права; государственного права и советского строительства; гражданского права и процесса; уголовного права; уголовного процесса и криминалистики. Декан, заведующие кафедрами, руководители партийной, комсомольской и профсоюзной организаций входили в совет факультета. Будучи высшим факультетским органом, совет разрабатывал стратегию развития юридического образования в ИГУ в целом и занимался обсуждением основных его проблем.

В 1962 г. в Иркутске было открыто отделение факультета заочного обучения Высшей школы МООП (Министерство охраны общественного порядка) РСФСР. Это было первое в городе ведомственное высшее учебное заведение, готовившее юристов для органов внутренних дел (ОВД). В марте 1966 г. Иркутское отделение факультета заочного обучения Высшей школы МООП РСФСР передается в состав Омской высшей школы милиции. В Иркутском отделении Омской, а затем Хабаровской высшей школы обучались слушатели Иркутской и Читинской областей, Бурятии и Якутии. В 1989 г. был образован Иркутский филиал Красноярской специальной средней школы милиции. С его созданием в Иркутске появилось учебное заведение, которое готовило специалистов юридического профиля для системы МВД по очной форме обучения. 8 мая 1993 г. все вышеперечисленные учебные заведения военизированного типа вошли в состав Иркутской высшей школы МВД России.

К середине 1980-х годов стало очевидным, что система подготовки юристов работает недостаточно эффективно и требует глубокого реформирования. В этой связи в диссертации рассмотрен вопрос о развитии юридического образования в других регионах Восточной Сибири, в частности, в Читинской области и Красноярском крае.

Важным этапом в развитии и совершенствовании заочного юридического образования в ИГУ явилось открытие 21 июня 1963 года на базе Читинского филиала ВЮЗИ Читинского юридического заочного факультета ИГУ, в связи с острой необходимостью подготовки юридических кадров для территории Забайкалья. Всего в Читинском заочном юридическом факультете работало 11 штатных преподавателей, в том числе три кандидата наук. Специалистов по юридическому профилю из числа преподавателей - восемь человек. Все штатные преподаватели вошли в состав соответствующих кафедр юридического факультета и общеуниверситетских кафедр по специальностям. В 1967 г. состоялся его первый выпуск, что свидетельствовало о достаточной степени сформированности профессорско-преподавательского состава, материальной базы и организации учебного процесса.

Юридический факультет в Красноярске образован в 1969 году в составе Красноярского государственного факультета, однако, мы можем утверждать, что факультет, фактически, на 14 лет старше, так как высшее юридическое образование в крае ведет отсчет с 1955 года, когда был открыт учебно-консультационный пункт Всесоюзного юридического заочного института (УКП ВЮЗИ). Затем УПК был преобразован в филиал юридического факультета Томского государственного университета, который в 1969 году вошел в состав Красноярского государственного университета как отдельный факультет. Именно с этого времени на факультете появилась дневная форма обучения. В связи с этим правильным будет считать датой основания юридического факультета КрасГУ 1955 год.

Юридический факультет КрасГУ занимал помещения в непосредственной близости с площадями математического факультета, - в сумме они составляли 2000 кв.м арендуемой полезной площади. Для сравнения следует отметить, что физический факультет размещался на 4621,4 кв.м., биолого-химический - на 5718 кв.м.

Организационно-правовые реформы последующих лет явились следствием коренных «перестроечных» преобразований, происходивших в обществе в целом и в системе образования, в частности, основанных на идее демократии, гласности и изменения принципов управления, а также стиля партийного руководства в новых исторических условиях.

Во втором параграфе «Научно-педагогический состав учебных заведений» рассматривается динамика роста и качественного состава преподавательского корпуса.

Важным условием успешного становления и развития юридического факультета, как самостоятельного структурного подразделения ИГУ, был его профессорско-преподавательский состав. Все преподаватели факультета являлись достаточно квалифицированными специалистами. За период с момента воссоздания (1954 г.) до конца 1980-х гг. научно-кадровый потенциал юридического факультета Иркутского госуниверситета неуклонно повышался. Так, стабильно росли показатели численности (10 штатных преподавателей на двух кафедрах в 1954 г. против 57 в 1990 г., распределенных по шести кафедрам), а также кадровой «остепенности» профессорско-преподавательского состава (12 % - в 1954 г., 27 % - в 1970 г., около 50 % - в 1990 г.). Улучшались показатели научной деятельности, участия в научных конференциях и симпозиумах. Тем не менее, собственной аспирантуры по правовым специальностям в Иркутском госуниверситете по-прежнему не было, и этот недостаток частично исправлялся за счет обучения сотрудников в аспирантуре, докторантуре и на факультете повышения квалификации Московского государственного университета, Ленинградского государственного университета, Института государства и права Академии наук СССР, Свердловского юридического института, а также в адъюнктуре Академии МВД СССР.

Качественный рост педагогических кадров во многом был также обусловлен укреплением сотрудничества факультета с органами власти, управления и правоохранительными органами. В среднем около 70 % преподавателей-совместителей в анализируемый период являлись сотрудниками судебной и пенитенциарной систем, органов прокуратуры и МВД. Во второй половине 1980-х гг. более двух третей преподавательского состава юридического факультета ИГУ прошло стажировку в правоохранительных органах, на факультете повышения квалификации МГУ, а также обучение в рамках широко внедрявшегося курса информационных технологий.

Аналогичными тенденциями характеризовалось совершенствование научно-педагогического состава в Читинском юридическом заочном факультете ИГУ, в филиале Хабаровской высшей школы МВД СССР, на юридическом факультете Красноярского госуниверситета, а также в Иркутской юридической школе. Тем не менее, в названных структурных подразделениях и ВУЗах оставалось и немало серьезных проблем, связанных с уровнем научно-педагогического состава.

Так, полностью отсутствовала «остепененность» среди работников Иркутской юридической школы. На момент открытия в г. Иркутске филиала ХВШ МВД СССР никто из его сотрудников также не обладал ученой степенью, а 90 % личного состава преподавателей составляли бывшие практические работники органов внутренних дел. В определенной степени проблема кадров для отделения решалась путем привлечения на условиях совместительства преподавателей юридического факультета ИГУ. В начале 1980-х гг. существенно пополнился штатный кадровый состав.

В Читинском юридическом заочном факультете ИГУ процент «остепененности» кадров был в 7 раз, а на юридическом факультете КрасГУ - в 5 раз ниже, чем в анализируемом периоде на юридическом факультете ИГУ. Главная причина - отсутствие собственной аспирантуры, удаленность от крупных юридических научных центров, слабая развитость материально-экономической базы.

В работе Иркутской юридической школы во второй половине 50-х гг. произошли большие перемены в преподавательском составе, которые привели к значительному улучшению качества преподавания. Число совместителей сократилось на половину - с 10 человек до 5, а штатных преподавателей увеличилось с 7 человек до 9. Штатные сотрудники обеспечивали проведение всех основных предметов.

В 1963 году Красноярский филиал вошел в состав Томского государственного университета на правах заочного факультета. Деканом факультета был избран Иван Александрович Баянов. Ежегодно все преподаватели факультета осуществляли выезд в Томск на конференцию с научными докладами. Имели место существенные кадровые изменения на факультете. Это было связано с тем, что его штат пополнился молодыми и опытными работниками правоохранительных органов. В 1964 году приступили к работе выпускники аспирантуры. Одновременно идет пополнение кадрового потенциала за счет собственных выпускников. В апреле 1969 года успешно защитил докторскую диссертацию В. П. Шахматов, став первым профессором-юристом на факультете. Там трудилось три поколения педагогов: те кто работал до его открытия (их стаж педагогической деятельности составлял 20 и более лет), имевшие 10-летний стаж, а также молодые преподаватели.

Перестроечные явления в середине 1980-х гг., а также начавшиеся процессы реформирования экономики с рыночных позиций в начале 1990-х гг., сопровождавшиеся рядом негативных тенденций, просчеты во внутренней кадровой политике, повлекли для большинства учебных заведений одинаковые нежелательные последствия. Усилившийся переход научно-педагогических кадров в предпринимательский сектор, во властные структуры, а также в другие, более успешные вузы, крайне отрицательно сказался на состоянии качественного состава преподавательского корпуса. Перед высшей школой особенно остро встала задача не только не растратить имеющийся кадровый потенциал, но и укрепить его в связи с новыми возросшими требованиями. В наибольшей степени, из рассмотренных нами учебных заведений, этого удалось достичь юридическим факультетам Иркутского (за исключением Читинского заочного факультета) и Красноярского госуниверситетов.

В диссертации важное внимание уделено проблемам учебно-научной деятельности юридических учебных заведений Восточной Сибири, что изложено в третьем параграфе «Совершенствование организации учебного процесса и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов».

Совершенствование организации учебного процесса на юридическом факультете и Читинском юридическом заочном факультете ИГУ развертывалось по таким направлениям, как улучшение качества лекций, семинарских и практических занятий; переход на новые учебные планы (в частности, в 1959 - 1960, в 1967 - 1968 учебных гг.), широко насыщенные спецкурсами и спецсеминарами; повышение требовательности преподавателей в целях улучшения успеваемости студентов; укрепление учебной дисциплины студентов, развитие воспитательной работы, привитие будущим выпускникам вкуса к будущей практической работе и организация самостоятельной работы; улучшение качества дипломных и курсовых работ, обеспечение надлежащего уровня производственной практики. Не менее важным направлением была научно-исследовательская работа кафедр. Вовлечение студентов в НИР происходило, в основном, в рамках деятельности трех студенческих научных кружков.

Приоритетной задачей кафедр оставался студенческий контроль, а также вовлечение студентов в научные исследования. Тематика занятий в кружках отличалась разнообразием, но, в основном, лежала в плоскости научных интересов их руководителей. Гораздо более активный интерес со стороны студенчества обнаружился к прохождению учебной практики.

Организация спецкурсов и спецсеминаров была подчинена задаче обеспечения широкой специализации выпускников. Студентам 4 курса было предложено 17 спецкурсов и спецсеминаров. Фактически введено в учебный процесс 12 спецсеминаров (в частности, по советскому уголовному процессу; некоторым разделам советского гражданского права; криминалистике; трудовому, земельному и колхозному праву; организации работы суда и прокуратуры) и 12 спецкурсов (по курсам советского строительства, уголовного права, гражданского права и управления; по гражданскому процессу и др).

Однако, на рубеже начала и середины 60-х годов, в научной работе оставалось немало проблем. Связаны они были напрямую с недостаточным уровнем численности преподавательского состава, имеющего ученую степень. Достаточно сказать, что во всей Сибири и на Дальнем Востоке на указанный период времени не было ни одного доктора юридических наук, хотя на многих кафедрах уже сложились серьезные научные направления, возглавляемые опытными и весьма квалифицированными специалистами. Несмотря на то, что более 10 человек подготовили докторские и кандидатские диссертации, их защита была чрезвычайно затруднена. Со всей очевидностью назрела необходимость создания объединенного совета для защиты докторских и кандидатских диссертаций с центром в Иркутске, в который вошли бы ведущие специалисты Москвы, Ленинграда, Свердловска, могущие обеспечить своим участием в совете необходимую высокую научную требовательность к представляемым для защиты диссертациям.

В середине 60-х годов ХХ века юридический факультет Иркутского государственного университета являлся одним из самых больших факультетов университета. На всех его отделениях (дневном, вечернем и заочном) обучалось на указанный момент свыше двух тысяч студентов. За период с 1960 по 1965 годы было выпущено 688 специалистов, подавляющее большинство которых успешно работало в органах прокуратуры, суда, УООП, в адвокатуре и местных органах власти. Однако потребность в юридических кадрах в Восточной Сибири все еще намного превышала количество юристов, выпускаемых ежегодно высшими учебными заведениями. При этом лица, оканчивавшие факультет заочно или в системе вечернего образования, не подлежали государственному распределению.

Работа всего коллектива преподавателей, сотрудников и студентов факультета проходила в следующих основных направлениях: повышение идейно-теоретического и методического уровня преподавания, подготовка квалифицированных кадров юристов широкого профиля для работы в государственном аппарате; коммунистическое воспитание студентов, повышение уровня их сознательности; разработка актуальных проблем юридической науки и внедрение ее достижений в практику деятельности государственных органов, предприятий, общественных организаций.

Показателем уровня квалификации преподавателей явилось увеличение числа монографий и защищенных диссертаций. В 1986 г. число сотрудников юрфака с ученой степенью и званием увеличилось и составило 29 человек (50 процентов общего числа преподавателей). В октябре 1988 г. была создана новая кафедра – правосудия и прокурорского надзора. В последующие годы учебный процесс осуществлялся шестью кафедрами, часть из которых в дальнейшем была переименована.

Рассмотрены вопросы организации учебного процесса в Иркутской юридической школе. В соответствии с правилами приема, начиная с 1952 г., отбор учащихся в это учебное заведение осуществлялся на основе совместного решения административного отдела Иркутского обкома ВКП (б) партии, начальника областного управления Министерства юстиции, а также горкомов и райкомов партии из числа лиц партийного и советского актива, не моложе 23 лет, имеющих законченное среднее образование.

В 50-х гг. при обкоме КПСС начал работать семинар преподавателей- юристов, в котором сотрудники школы принимали активное участие. Председатель государственной экзаменационной комиссии, кандидат юридических наук В. Шкурко отметил, что анализ оценок выпускников показал их высокую квалификацию и способности на практике осуществлять деятельность по укреплению социалистической законности.

В Читинский юридический заочный факультет ИГУ для проведения семинарских, занятий и консультаций из Иркутска ежегодно направлялся ряд опытных преподавателей. Кроме чтения лекций и проведения семинарских занятий, проводились заседания, на которых обсуждались такие вопросы, как методика преподавания практических и семинарских занятий, методика приема экзаменов и др. Для улучшения работы Читинского факультета была необходима помощь со стороны ректората университета и деканата юридического факультета. Прежде всего, Читинский факультет нуждался в преподавателях по советскому уголовному праву, теории государства и права, советскому земельному праву, советскому гражданскому процессу, колхозному праву, советскому административному праву.

Профессиональный состав студентов Читинского юридического заочного факультета в 60-хх гг. выглядел следующим образом: прокуратура – 35 человек, судебные органы – 54, МООП – 207, КГБ – 29, советские и партийные работники – 36, военнослужащие – 96, работники других ведомств – 257, всего 714 человек.

Для юридического факультета Красноярского госуниверситета, образованного позже, чем юрфак Иркутского университета, в 1969 году, особо приоритетными стали вопросы набора абитуриентов. Повышение эффективности набора и сбалансированности социального состава студентов достигались путем ведения широкой профориентационной работы, с привлечением общественных организаций вуза и городов Красноярского края.

В 1974 году состоялся первый выпуск студентов-юристов дневного отделения Красноярского госуниверситета, – специалистами-правоведами стали 46 человек. Итоги защиты дипломных работ и сдачи государственных экзаменов были высокими. Также в Красноярском университете была организована общественно-политическая практика. В шефской работе в следственном изоляторе были заняты студенты юридического факультета, преимущественно старших курсов. Практиковалась индивидуальная форма работы с подследственными. В 70-х гг. в СИЗО работало восемь студентов, на правах общественных инспекторов - десять человек. Однако имелись и недостатки. Нуждалась в качественном улучшении подготовка в рамках конкретных специализаций на старших курсах. Серию преподаваемых на факультете спецкурсов вряд ли можно было признать совершенной. Причины крылись в отсутствии у преподавателей достаточной квалификации, а также вследствие перегрузки студентов учебными занятиями по основным курсам. Практиковалось установление долгосрочных связей вуза и предприятий, что приносило максимальную обоюдную пользу.

С 1980 по 1990 гг. на юридическом факультете КрасГУ наблюдалось значительное пополнение студентов. Подготовку вели три кафедры: кафедра теории и истории государства и права; кафедра гражданского и трудового права; кафедра уголовного права и криминалистики. Работало 46 преподавателей, один доктор и 19 кандидатов наук. На факультете функционировал ряд кружков, именовавшихся студенческими научными обществами. Имелись лаборатория криминалистики и фотолаборатория, кодификационный, лингафонный кабинеты и кабинет для использования телевидения в учебных целях.

Таким образом, для всех учебных заведений оставались актуальными проблемы в создании элементарных материальных условий для работы коллективов, в распределении молодых выпускников в строгом соответствии с учебным планом и с реальной потребностью, в совершенствовании деятельности кафедр по организации самостоятельной работы студентов в межсессионный период, в постановке тщательного контроля за успеваемостью студентов и принятии мер к своевременному отчислению лиц, утративших с вузом связь. Существовали и серьезные просчеты в организации НИР и в выполнении плана научных хоздоговорных исследований, а также финансируемых за счет госбюджета. Особо остро стоял вопрос о создании ученого совета по юридическим научным направлениям, с привлечением представителей Московской, Ленинградской и иных признанных научных школ.

В целом период с начала 50-х до конца 80-х годов оказался для развития юридического образования страны неоднозначным. При этом наиболее благоприятным можно расценивать временной этап 1970-х - 1980 гг. Финансирование высшей школы достигло самого высокого уровня, расширялась сеть вузов, увеличивалось количество студентов. Эти же годы можно считать наиболее демократичным и гуманным периодом за всю советскую историю. В обществе наглядно проявлялось понимание значения законности и правопорядка для жизни страны, в том числе и со стороны государственно-чиновничьего аппарата. Как следствие, наблюдались устойчивый рост правовой культуры, повышение внимания государственных структур к развитию юридического образования, а также укрепление престижности профессий, базирующихся на правоведении. Все эти процессы происходили на фоне усиления партийно-государственного контроля над развитием материальной базы юридических вузов, совершенствованием подбора, расстановки и подготовки профессорско-преподавательских кадров, привлечением их к пропаганде правовых знаний среди населения и в трудовых коллективах. Названные объективные обстоятельства, в совокупности с престижем профессии, обусловили высокий конкурс среди абитуриентов, поступавших на юридические факультеты.

Вместе с тем, проблемы, назревавшие в области образования в стране на протяжении ряда лет и проявившиеся в так называемый «перестроечный период», не могли не отразиться и на системе юридического образования в стране.

В заключении диссертационной работы подводятся ее итоги. В рамках проведенного исследования осуществлено ретроспективное изучение вопроса истории становления и развития юридического образования в Восточной Сибири с 1918 по 1991 гг. Автором предпринят анализ архивного, историографического материала и материала периодических изданий, исходя из поставленных целей и задач. В ходе работы над темой были систематизированы и верифицированы различные данные, извлеченные автором из многообразных источников.

Детальное изучение истории юридического образования неотделимо от рассмотрения проблем образования вообще. Анализ исторического опыта дает возможность понять тенденции и закономерности формирования российской юриспруденции на различных этапах и в разных регионах, глубже разобраться в современных проблемах юридического образования.

В диссертационной работе исследован процесс зарождения и становления юридической науки и образования в Приангарье, как важнейших составных компонентов государственной политики и культуры страны. Это происходило в рамках общих закономерностей, но, при этом, было теснейшим образом связано с историческим фактом создания Иркутского государственного университета в 1918 г. Иркутский государственный университет с момента своего открытия 27 октября 1918 г. положил начало становлению высшего юридического образования, как элемента вузовской образовательной системы в Восточной Сибири. Названный культурный и научный центр очень быстро стал достойным оплотом высшего, в частности, юридического образования и передовых представителей его науки, интеллигенции не только Восточно-Сибирского региона, но и соседних с ним географических областей.

На первоначальном, постреволюционном этапе формирования, юридическое образование в Восточной Сибири в значительной степени опиралось на достижения буржуазной юриспруденции и дореволюционные кадры (М. М. Агарков, А. М. Горовцев, В. П. Доманжо, А. Н. Колесников и др.). Без этой преемственности процесс зарождения новой, социалистической юриспруденции просто бы не состоялся. Однако, очень скоро, традиции дореволюционной юридической школы были отвергнуты и получили новое возрождение лишь на переломном этапе конца 1980-х – 1990-х гг.

До 1954 г. юридическое образование в Иркутском госуниверситете зарождалось и развивалось в структуре различных других, неюридических факультетов и отделений. Так же можно было получить среднее юридическое образование в Иркутской юридической школе, однако особенность этого учебного заведения состояла в том, что в ней могли обучаться только работники среднего звена судебно-прокурорских органов Министерства юстиции РСФСР. Лишь с сентября 1954 года в ИГУ начал функционировать новый факультет – юридический. Именно это событие создало условия для поднятия высшего юридического образования на качественно высокий уровень.

В соответствии с «зональным» принципом, в конце 1950-х – 1960-х г. юридическое образование получает свое становление и в других регионах Восточной Сибири – Читинской области, а затем и в Красноярском крае. Этим процессам способствовала связь и преемственность со стороны Иркутского и Томского госуниверситетов, существовавшего тогда Всесоюзного юридического заочного института и его филиалов, а также учет планов и перспектив развития экономических районов Советского Союза на ближайшие 7 – 15 лет.

Значительную роль в истории развития юридического образования имело открытие в 1962 г. в Иркутске отделение факультета заочного обучения Высшей школы Министерства охраны общественного порядка (МООП). Это было первое в городе высшее учебное заведение МООП, готовившее юристов для органов внутренних дел. В 1989 г. был образован Иркутский филиал Красноярской специальной средней школы милиции. Май 1993 г. стал для этих учебных заведений временем объединения их в состав Иркутской высшей школы МВД России.

На протяжении всего исследуемого исторического периода господствующей идеологической доктриной юридического обучения являлась партийно-ленинская идеология, закрепленная в партийно-государственных документах. Даже осуществлявшаяся на рубеже середины 1980-х – начале 1990-х крупномасштабная по тем временам модернизация юридического образования, проходившая с внедрением экономических методов руководства, гласности и демократии, не устранила этого подхода.

Длительное отсутствие в Восточной Сибири специализированных советов по защите юридических диссертаций отрицательно сказалось на состоянии уровня профессорско-преподавательского состава. Тем не менее, по мнению автора, подтвержденному данными реальной действительности, историографических и архивных источников, именно университетское юридическое образование давало и дает возможность широкого развития науки, вовлечения в НИР студентов, связи с практикой деятельности правоохранительных и иных государственных органов, а также делает реальным интеграцию в мировую систему юридического обучения и позволяет подготовить специалистов, адаптированных к международному правовому пространству.

Реформы юридического образования 1980-х - начала 1990 гг. носили фрагментарный характер и не были нацелены на изменение принципов организации юридической школы, которая, по-прежнему, оставалась государственной и плановой. По большей части эти глобальные планы так и остались на бумаге. При этом обнаружилась другая крайность: дореволюционная действительность стала излишне идеализироваться, а роль юридического образования преувеличиваться. На смену явной недооценки юриспруденции пришло ее чрезмерное «возвеличивание». В итоге неоправданно резко возрос приток студентов в юридические вузы, в ущерб другим, столь необходимым России специальностям, например, инженерным, физико-математическим, историческим, педагогическим. На первый взгляд, российское общество в 1990-е гг. состояло только из одних юристов и экономистов. Качество же их подготовки оставляло желать лучшего.

В результате, за период с конца 1980-х – по начало 1990-х гг., облик корпуса советских юристов в качественном отношении практически не изменился. Тем не менее, именно в годы «перестройки» были заложены научно-теоретические, методические и частично организационные основы для тех масштабных модификаций в структуре и содержании отечественной системы подготовки юридических кадров, которые произошли в последующие 1990-х гг. Следовательно, определенные положительные результаты в данном направлении все же состоялись.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд определенных выводов о перспективах развития юридического образования в Восточной Сибири. Юридический факультет ИГУ в 1998 г. был преобразован в Юридический институт ИГУ, который осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации, а также переподготовку руководящих кадров в области юриспруденции и международно-правовых отношений с целью удовлетворения общества в квалифицированных работниках. Юридический факультет Красноярского госуниверситета был переведен в ранг юридического института КГУ в 2001г. Иркутская высшая школа МВД России, впоследствии - Восточно-Сибирский институт МВД России, осуществляет подготовку высококвалифицированных юристов для работы в органах внутренних дел. Также в 1993 г был открыт юридический факультет в Иркутской государственной экономической академии, в наши дни - это Байкальский государственный университет экономики и права с рядом правовых факультетов.

Нет сомнений, что анализ исторического опыта сложного процесса подготовки профессиональных юристов для органов государственной власти и управления, судебной системы, прокуратуры, адвокатуры, нотариата, различных «силовых» структур востребован и в наши дни.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статья, опубликованная в рекомендованном ВАК издании:

  1. Лякутина Ю. П. Значение создания Иркутского университета для развития социально-гуманитарного исследования в Сибири в 1918 году // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та.- 2007.- № 1. - С. 177-178. - 0,2 п.л.

Статьи, опубликованные в иных изданиях:

  1. Лякутина Ю. П. Становление и развитие высшего образования в Сибири. проблема периодизации // Исследования молодых ученых : межвуз. сб. ст. - Улан-Удэ, 2005. - Вып. 8. С. 190-197. - 0,5 п.л.

  2. Лякутина Ю. П. Формирование правовой школы Приангарья в 20-30-е гг. ХХ в. // Друзья А. П. Щапова об истории и историке. Пятые Щаповские чтения : материалы Всерос. науч. - практ. конф. - Иркутск, 7 окт. 2006 г. / сост. А. С. Маджаров. - Иркутск, 2006. - С. 81-85. - 0,4 п.л.

  3. Лякутина Ю. П. Научно-педагогические кадры в системе высшего юридического образования Восточной Сибири в 50-60-е годы // Гуманитарные исследования Сибири в контексте российских перемен : материалы Всерос. науч. - практ. конф. 20-21 окт. 2006 г. - Братск, 2006. - С. 104-109. - 0,4 п.л.

  4. Лякутина Ю. П. Кадровый состав Иркутского областного суда (конец 1950-х 1980-е гг.) // Сиб. юрид. вестн.- 2006. - № 4. - С. 104-112. - 0,8 п.л.

  5. Лякутина Ю. П. Возобновление классического юридического образования в Иркутском госуниверситете в 1949 - 1954 гг. // Сибирь в изменяющемся мире. История и современность : материалы Всерос. науч.- теорет. конф., посвящ. памяти проф. В. И. Дулова 30-31 марта 2007 г : - в 2 кн. - Иркутск, 2007. - Кн. 2. - С. 14-19. - 0,5 п.л.

  6. Лякутина Ю. П. Предпосылки создания юридического факультета в Красноярском госуниверситете (1955 - 1969 гг.) // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. - Экономика, право, образование. Актуальные проблемы современности: материалы межвуз. науч.- практ. конф. 18 апр. 2007 г. - Иркутск, 2007. - № 9. - С. 143-147. - 0,3 п.л.

  7. Лякутина Ю. П. Иркутский областной суд в 1960 - 1990 годы / Ю. П. Лякутина, В. В. Макарова // Иркутский областной суд (1937-2007). - Иркутск, 2007. - С. 291-301. - 0,8 п.л.

  8. Лякутина Ю. П. Среднее юридическое образование в системе Народного Комиссариата Юстиции РСФСР в 1930-е гг. (на примере Иркутской области) // Сибирь в изменяющемся мире. История и современность : материалы Всерос. науч. - теорет. конф., посвящ. памяти проф. В. И. Дулова 24-25 апреля 2008 г. - в 2 кн. - Иркутск, 2008. - Кн. 1. - С. 234-236. - 0,2 п.л.

  9. Лякутина Ю. П. Становление и первые годы деятельности Читинского юридического заочного факультета ИГУ в 1963-1967 гг. // Иркутский историко-экономический ежегодник, 2008. - Иркутск, 2008. - С. 385-389. - 0,3 п.л.

  10. Лякутина Ю. П. Иркутская юридическая школа в последние годы Великой Отечественной войны (1944-1945 гг.) // Вторые университетские социально-гуманитарные чтения 2008 года : материалы. - Иркутск, 2008. - С. 433-438. - 0,4 п.л.

  11. Лякутина Ю. П. Предпосылки и причины возникновения юридического образования в Восточной Сибири. // Проблемы социальной и административной консолидации Байкальской Сибири : материалы Всерос. науч. - теорет. конф. - Иркутск, 2008. С. 299-305. - 0,5 п.л.

1 Петрушин Ю. А. Историография общественно-политической жизни Сибири середины 1950 – начала 1990-х годов (Методологический аспект). – Иркутск, 1995. - С. 3.

2 Муравьев А. Г. К истории возникновения Иркутского Университета // Иркутский государственный университет, 1918-1921: сб. ко дню трехлетия существования университета. – Иркутск, 1921. - С. 8-11; Кудряшев К. В. Культурные задачи Иркутского Университета // Иркутский государственный университет, 1918-1921: сб. ко дню трехлетия существования университета. – Иркутск, 1921. – С.11-12; Бушмакин Н. Д. Отчет об учено-учебной деятельности факультета общественных наук Иркутского государственного университета за время с 1-го октября 1921 года по 1-ое октября 1922 года // К четырехлетию Иргосуна. – Иркутск, 1922. – С. 5-33; Черепахин Б. Б. Факультет права и местного хозяйства // Десять лет Иркутского университета (1918-1928). – Иркутск, 1928. – С. 55-67.

3 Черепахин Б. Б. – Указ. соч. - С. 55-67; Черепахин Б. Б. Факультет права и местного хозяйства // Власть труда. – 1928. – 27 окт.; Розенберг С. Е. Факультет права и местного хозяйства к 10-й годовщине Октябрьской революции // Наука и труд. - 1927. – С. 2-3; Девять процессов провели студенты хозправфака // Власть труда. - 1929.- 18 мая.

4 Десять лет Иркутского университета (1918-1928). – Иркутск, 1928. – С. 9-13.

5 В научных институтах // Советская юстиция. - 1941. - № 3. - С. 11-12; Голунский С. Подготовка кадров // Советская юстиция. - 1941. - № 3. - С. 12 -14; Юридическое образование в СССР // Советская юстиция. - 1941. - № 16. - С. 1-4; Азадовский М. К. Очерки литературы и культуры в Сибири. – Иркутск, 1947. – Вып. 1. – С. 5-137.

6 Шебанов А. Ф. Юридические высшие учебные заведения. - М., 1963. - С. 190.

7 Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в СССР. – М., 1961. - 261 с.; он же. Кадры для науки. - М., 1968. - 357 с.

8 Высшая школа СССР за 50 лет (1917-1967 гг.) / Г. К. Морозов [и др.] / под ред. В. П.Елютина. – М., 1967. - С. 34.

9 История Сибири с древнейших времен и до наших дней: в 5 т. / гл. ред. А. П. Окладников, В. И. Шунков. - Л., 1968. - Т. 4: Сибирь в период строительства социализма. - С. 264-265; История Сибири с древнейших времен и до наших дней: в 5 т. / гл. ред. А. П. Окладников, В. И. Шунков. - Л., 1969. - Т. 5: Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. - С. 416-417.

10 Мирошникова Н. Ф. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по развитию народного образования в 1956-1961 гг. : автореф. дис. … канд. ист. наук. - Иркутск, 1970. - С. 8-15.

11 Докучаев Г. А. Сибирь в Великой Отечественной войне. – Новосибирск, 1972. - С. 55-58.

12 Елютин В. П. Развитие высшей школы в СССР (1966-1970). – М., 1976. - С. 24.

13 Сафразьян Н. Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы (1921-1927 гг.). – М., 1977. - С. 23-40.

14 Дедюшина Н. А. Подготовка научных кадров в высшей школе в Сибири (20-е- 30-е гг.) // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.): сборник / отв. ред. В. Л. Соскин. – Новосибирск, 1980. – С. 336-359; Нилов В. З. Университетское образование в Сибири (1917-1941 гг.) / В. З. Нилов, Г. А. Терюшков // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.): сборник / отв. ред. В. Л. Соскин – Новосибирск, 1980. – С. 249-267; Красильников С. А. Общественные формы организации науки в Сибири во второй половине 1920-х гг. // Формы организации науки в Сибири: ист. аспект: сб.ст. / отв. ред. В. Л. Соскин. – Новосибирск, 1988. – С. 120-144.

15 Осинский И. И. Формирование социалистической интеллигенции у народов Сибири: учеб. пособие. - Иркутск, 1984. - 194 с.; Артемов Е. Т. Историография организации академической науки в Сибири // Развитие науки в Сибири: методология, историография, источниковедение. – Новосибирск, 1986. – С. 111-121; Пыстина Л. И. Научное строительство в Сибири в 40-50-е гг. // Развитие науки в Сибири: методология, историография, источниковедение. – Новосибирск, 1986. – С. 97-109.

16 Иркутский государственный университет имени А. А. Жданова. 50 лет. – Иркутск, 1968. - 54 с.

17 Иркутский государственный университет имени А. А. Жданова - крупнейший учебно-методический и научный центр Восточной Сибири: ист. очерк. – Иркутск, 1978. - 172 с.

18 Занданова Л. В. История СССР в 1920-1930-е годы: учеб. пособие. – Иркутск, 2003. - 60 с.; Соскин В. Л. Высшее образование и наука в советской России: первое десятилетие (1917 – 1927гг.). – Новосибирск, 2000. - 119 с.; Стукалова Н. В. Исторические аспекты развития системы образования и воспитания в России (1917-1999 гг.). - дис. … канд. ист. наук. – Пятигорск, 2000. - 187 с. и др.

19 Восточно-Сибирскому институту МВД России - 10 лет. 1993-2003 / сост. А. В. Данеев. - Иркутск, 2003. - 264 с.

20 См., например: Звягин С. П. Юридический факультет Томского университета в годы Гражданской войны (1918-1919) // История науки и образования в Сибири: сб. мат. Всероссийской науч. конфер. с международным участием. г. Красноярск, 15-16 ноября 2005 г. / отв. ред. Я. М. Кофман.- Красноярск, 2006. – С. 298-303.

21 Петрик В.В. Высшая школа Сибири в конце 50-х - начале 90-х годов ХХ века. - Томск, 2006. - 648 с.; Он же. Развитие высшей школы Сибири в конце 1950-х - начале 1990- х годов: автореф. дис… д-ра ист. наук. - Кемерово, 2009. - 53 с.

22 Ганин В. В. Государственная политика в области подготовки юридических кадров России: конец ХIХ-ХХ вв.: автореф. дис. … д-ра ист. наук. - М., 2003. - 55 с.

23 Кириллова Т. П. Исторический опыт подготовки юридических кадров в системе среднего специального образования России (1985-2005 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. - М., 2009. - 19 с.

24 Юридический институт Иркутского государственного университета. История юридического образования в ИГУ (1918-2004) / В. Н. Казарин. [и др.]. – Иркутск, 2004. - 160 с.

25 Казарин В. Н. Первые профессора-юристы Иркутского университета // Сиб. юрид. вестн. – Иркутск, 1998. - № 2. - С. 4-6.

26 Казарин В. Н. Становление юридического образования и формирование традиций правовой школы в Иркутском университете. 1918-1931 гг. // Сиб. юрид. вестн. – 1999. - № 1. – С. 10-15; Он же. Становление юридического образования в Иркутском университете: время, события, люди // Сиб. юрид. вестн. - 2008. - № 1, № 2, № 3.

27 Казарин В. Н. Реформирование или революционная ломка? Очерк истории высшего образования в Иркутске в 20-е гг. ХХ в. // Либерализм в Сибири: прошлое и настоящее: мат. научно-практ. конференции 6 окт. 2005 г. – Иркутск, 2005. – С. 13-27; Он же. Второе рождение второго сибирского университета: власть, профессура и студенчество в социокультурной динамике 20-х гг. ХХ в. // Друзья А. П. Щапова об истории и историке. Пятые Щаповские чтения: мат. Всерос. науч. - практ. конф. Иркутск, 7 окт. 2006 г. / сост. А. С. Маджаров. - Иркутск, 2006. - С. 65-81.

28 Юбилейный альбом Юридического института КГУ (1955-2005). - Красноярск, 2005. - 51 с.

29 Труды сотрудников Юридического института (факультета) Красноярского государственного университета (1955 - 2005) / сост. С. П. Аникина [и др.]. - Красноярск, 2005. - С. 3-12.

30 Грэхэм Лорен Р. Очерки истории российской и советской науки. - М., 1998. - С. 10 - 25.

31 Боффа Дж. История Советского Союза. - М, 1994. - 2-е изд. - Т. 2: От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. – 1941-1964. – С. 5-11.

32 Верт Н. История советского государства, 1900-1991. – М., 1992. – С. 3-13.

33 Карр Э. История советской России. Большевистская революция, 1917-1923 : в 14 т. – М., 1990. – Т. 1. - С. 25; Т. 2. - С. 55.

34 О'Коннор Т. Э. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. - М., 1992. - С. 68.

35 Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. - С. 11-13.

36 Об улучшении подготовки новых специалистов: Резолюция Пленума ЦК ВКП (б). 12 июля 1928 г. // / Правда. – 1928. – 13 июля; О кадрах народного хозяйства: Резолюция Пленума ЦК ВКП (б). 16 ноября 1929 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: сб. документов. – М., 1954. – Ч. 2. – С. 632-642 и др.

37 Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием : Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 года // КПСС о культуре, просвещении и науке: сб. документов. – М, 1963. – С. 397 – 411.

38 О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства: Постановление ЦИК и СНК СССР. 5 марта 1935 г. // Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР.- 1935. - № 13. - Ст. 99;. О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой: Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 года // Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР. 1936. - № 34. – Ст. 308.

39 Об улучшении и расширении юридического образования в стране: Постановление ЦК ВКП(б). 5 октября 1946 г. // Культура и жизнь. 1946, 20 ноября.

40 Иркутский государственный университет им. А. А. Жданова: В материалах периодической печати и документах (хроника 1918-1978 гг.) / сост. С. И. Гольдфарб, М. П. Труфанов. – Иркутск, 1983. - 133 с.; Иркутский государственный университет: Хроника событий (1918-1988) / сост. С. И. Гольдфарб. - Изд. 2-е доп. и перераб. – Иркутск, 1989. - 240 с.; Иркутский государственный университет: 80 лет: Библиограф. указ. 1918-1998 / сост. В. К. Пешкова, Г. Ф. Ямщикова / науч. ред. В. В. Свинин. – Иркутск, 1998. - 100 с.; Иркутская летопись 1661-1940 гг. / сост. Ю. П. Колмаков. - Иркутск, 2003. - 847 с.; Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск, 1994. - 560 с.

41 Кадникова М. «Витязь» встречает гостей (о совместной работе советских и венгерских студентов в Братске) // Сов. молодежь – 1982. – 22 июля; Корбут С. Мы все время вместе (учебная группа монгольских студентов на юридическом факультете) // Иркут. ун-т. – 1982. – 28 апр.; Прокофьев Ю. Н., Сердюков П. П. Кафедра уголовного процесса и криминалистики ИГУ // Криминалистическая виктимология: Вопросы теории и практики. – Иркутск, 1980. – С.144-147; Секерин В. Дела и заботы Читинского юрфака // Иркут. ун-т. - 1983. – 9 февр.; Фоменко Г. А. Ждем самых лучших // Сов. молодежь. – 1984. – 17 июля.

42 Кузнецов И. И. Страницы жизни историка / И. И. Кузнецов - Улан-Удэ, 2001. - С. 172; Тамм Л. И. Воспоминания // ALMA MATER Иркутский классический … : ист.-публицист. очерки, посвящ. 85-летию Иркутского гос. ун-та. - Иркутск, 2003. - С. 18-20; Кузнецов В. И. Слово об учителе // Избранное / Н. И. Трофимов. - Иркутск, 2007. - С. 12-14; Парцей П. Н. Вспоминая Н. И. Трофимова // Избранное / Н. И. Трофимов. - Иркутск, 2007. - С. 16-19.

43 Памяти профессора Сергея Владимировича Шостаковича. Воспоминания и научные статьи. К 100-летию со дня рождения / отв. ред. В. В. Яровой. - Иркутск, 2002. - С. 6; Шостакович Б. С. Мои наброски к будущему мемуарному портрету Сергея Владимировича Шостаковича // Известия Иркут. гос. ун-та. Сер.: «История» / науч. ред. Л. М. .Дамешек. - Иркутск, 2009. - № 1. - С. 261 - 271.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Становление и развития российской государственности

    Документ
    1. Образование и развитие Древнерусского государства 2. Московское государство 3. Императорская Россия 4. Советская форма государственности 5. Конституционные основы Российской Федерации
  2. История сельскохозяйственного страхования в советский период (1921-1991 гг.) (на примере Иркутского региона)

    Автореферат
    Защита состоится « » 2009 г. в часов, на заседании диссертационного совета Д 212.074.05 при Иркутском государственном университете (664003, г. Иркутск, ул.
  3. Становление и развитие советской системы политического контроля в 1917-1953 гг. (на примере Среднего Поволжья)

    Автореферат
    Защита состоится 19 апреля 2010 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д.
  4. История отечественной автомобильной промышленности: от единичного к массовому типу организации производства (1896-1991 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «20» декабря 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.241.01 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу: 41 3, Саратов, ул.
  5. Становление и деятельность судебных органов на дальнем востоке СССР (1922 1939 гг.)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре истории Отечества, органов безопасности и зарубежных пограничных органов Хабаровского пограничного института Федеральной службы безопасности России

Другие похожие документы..