Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тематика курсовых работ'
Организация и технология работы предприятия сервиса и пути их улуч­шения (на примере торгового предприятия или предприятия общественно­го питания пот...полностью>>
'Документ'
ТОГДА ПИЛАТ опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказ...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
В издании с учетом новых методологических подходов и новейших публикаций источников и литературы рассматриваются основные проблемы истории восточных ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Модифицированная рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-8 классов создана в соответствии с требованиями Федерального государственного об...полностью>>

История становления и развития юридического образования в восточной сибири (1918-1991 гг.)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В категории неопубликованных материалов основную группу источников составили фонды центральных, региональных и местных архивов. Так, представлены Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив социально-политической истории, Государственный архив Иркутской области, Государственный архив новейшей истории Иркутской области, Государственный архив Красноярского края, Государственный архив Новосибирской области, архив ИГУ.

В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) исследованы документы из фондов: Ф. А - 1565 - Главное управление профессионального образования (Главпрофобр) Наркомата просвещения РСФСР (1920-1930 гг.) В данном фонде представлена переписка с Сибирскими учреждениями высшего образования, в частности, доклад ректора ИГУ, сводка по личному составу, список профессоров и преподавателей, постановления Наркомпросса; Ф. Р - 9606 - Министерство высшего профессионального образования СССР 1959-1990 гг. Изучены паспорта Сибирских высших учебных заведений, включающие перечень кафедр и профессорско-преподавательский состав в разные годы, а так же прием, контингент и выпуск по всем специальностям; Ф. Р - 9422с -Управление учебных заведений МВД СССР (1939-1960 гг.). Этот фонд содержит информацию об образовании военно-учебных заведений, документы учебных заведений МВД СССР, а так же Иркутской школы милиции.

В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) предметом изучения явились фонды: Ф. - 17 - Отдел философских и правовых наук и вузов 1937-1956 гг. Представлены проекты постановлений ЦК ВКП (б), записки, заключения и справки отделов науки и вузов. Исследованы документы и материалы, касающиеся именно юридического образования в стране; Ф. - 153 - Стучка Петр Иванович - представлен личный фонд партийного и государственного деятеля. Он окончил юридический факультет Петербургского университета, занимал ряд руководящих должностей в органах юстиции и в правительстве Советской России. Стучка - один из первых советских юристов, критиковавших с марксистских позиций буржуазную юридическую науку, утверждавших революционную роль советского права в борьбе за построение социализма. Явился одним из создателей и директором (с 1931 г.) института советского права. Будучи профессором МГУ и заведующим кафедрой гражданского права; руководил изданием энциклопедии государства и права. Особенность данного материала состоит в том, что он содержит раннее не опубликованные ценные источники, личные черновики статей автора по истории развития советского права 1920-1929 гг.

В Государственном архиве Иркутской области (ГАИО) изучены документы из фондов Ф.Р - 71 - Иркутский государственный университет; из фонда Ф. Р -160 - Иркутский губернский отдел народного образования. В работе были использованы также фонды: Иркутского городского отдела депутатов трудящихся (Ф. Р-504); Управления Министерства Юстиции РСФСР по Иркутской области (Ф. Р-2850). Особый интерес представил фонд Ф.Р-2610 - Иркутская юридическая школа.

В архиве ИГУ изучен фонд 71, в котором представлены личные дела профессорско-преподавательского состава работников юридического факультета Иркутского госуниверситета.

Среди архивных документов, содержащихся в Государственном архиве новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО), исследованы: фонд 123 - Восточно-Сибирский краевой комитет ВКП(б); фонд 127 - Иркутский областной комитет КПСС; фонд 132 - Первичная партийная организация ИГУ. Важную роль в изучении представленной темы сыграли материалы, содержащиеся в фондах Государственного Архива Красноярского края (ГАКК): фонд П-26 - Красноярский Крайком КПСС; фонд П-7162 - Первичная партийная организация КГУ. Изучен также фонд 1 из Государственного архива Новосибирской области (ГАНО): Сибирский революционный комитет (Сибревком), а также фонд 1053 - Сибирский комитет профессионально-технического образования (Сибпрофобр).

В достижении целей диссертационного исследования большое значение имело использование периодических изданий, таких как «Восточно-Сибирская правда», «Власть труда», «За научные кадры», «Иркутский университет», «Кузнецы грядущего» - орган ячейки ВКП(б) Иргосуна, «Правда», «Советская молодежь», в которых была опубликована информация о деятельности юридического факультета ИГУ, статьи профессорско-преподавательского состава. В изданиях «Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец», «Вечерний Красноярск», «Университетский клич», «Университетская жизнь», «Знамя коммунизма» публиковались материалы, раскрывающие многообразную вузовскую жизнь. Они аккумулируют важную дополнительную информацию по вопросам становления и развития юридического факультета, а в дальнейшем - юридического института Красноярского госуниверситета (основан в 2001 году).

Следует выделить источники, позволившие сформировать представление об Иркутской области. Это: хроники событий ИГУ, летописи об Иркутске Ю. П. Колмакова и Н. С. Романова40. Не остались без внимания и практические вопросы развития юридического образования, науки и студенческой жизни в Восточной Сибири. Однако, данная тематика нашла освещение, преимущественно, на страницах периодических изданий и сборников научных работ41.

В диссертации представлен анализ и мемуарной литературы, посвященной истории Иркутского университета, а также деятельности известных ученых и общественных деятелей42. Значительное число такого рода исследований повествуют о крупном ученом-обществоведе, кандидате юридических и докторе исторических наук Сергее Владимировиче Шостаковиче. Своей научно-педагогической деятельностью профессор С. В. Шостакович оказал значительное благотворное влияние не только на развитие общественной науки и гуманитарного образования в Иркутском государственном университете, но и на процесс организации и подготовки научно-педагогических кадров в масштабе Восточной Сибири43.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые целостно исследуется процесс формирования и развития юридического образования в Восточной Сибири с 1918 по 1991 гг. Конкретные аспекты новизны проявляются в следующих основных положениях.

1. Впервые в исторической литературе проведено комплексное исследование процесса формирования юридического образования в Восточной Сибири за относительно длительный исторический период, сопровождающееся выявлением отдельных этапов, тенденций и закономерностей в подготовке специалистов-юристов названного региона.

2. Всесторонне проанализированы исторические предпосылки и целостный процесс зарождения, становления и развития правового обучения не только в Иркутске, но и в Красноярском крае, Читинской области, формирование научно-педагогического, студенческого состава, материальной и методической базы.

3. Обобщен и периодизирован историографический материал по исследуемой теме, дан анализ различных подходов государственных органов, организаций, образовательных школ и отдельных деятелей – теоретиков и практиков образования применительно к делу обучения праву.

4. Прослежена динамика развития региональной и общегосударственной систем управления юридическим образованием, формирование и анализ правовой основы этих процессов.

5. Дана взаимосвязанная характеристика структуры и ведущих тенденций в развитии юридического образования, специфики учебного процесса, его кадрового и материально-техническое обеспечения.

6. Изучена политика партийно-государственных органов в области руководства юридическим образованием, выявлены ошибки и «перегибы» в этой деятельности.

7. В научный оборот введен ряд неопубликованных ранее документов, которые позволяют критически переосмыслить роль объективных и субъективных факторов в исследуемой сфере.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы и выводы исследования могут быть использованы в ходе дальнейшего познания и преподавания истории юридического образования в Восточной Сибири в лекционных курсах и на семинарских занятиях в высшей школе, при подготовке учебной и методической литературы, специальных курсов для студентов. Полученные в ходе исследования результаты в определенной степени вносят вклад в разработку научных проблем, лежащих в плоскости зарождения, становления и развития высшего юридического обучения в регионе.

Апробация результатов исследования осуществлялась на всероссийских и межвузовских научных конференциях и в публикациях, в том числе в рекомендуемом ВАК издании: Вестник Иркутского государственного технического университета. 2007 г. № 1; Межвузовский сборник статей «Исследования молодых ученых», выпуск 8, г. Улан-Удэ, 2005; Материалы всероссийской научно-практической конференции «Друзья А.П. Щапова об истории и историке. Пятые Щаповские чтения». Иркутск, 7 октября 2006 г.; Материалы всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные исследования Сибири в контексте российских перемен». Братск, 2006 г.; Сибирский юридический вестник.- 2006. - № 4 (35); Материалы всероссийской научно-теоретической конференции «Сибирь в изменяющемся мире. История и современность». Иркутск, 30 – 31 марта 2007 г.; Материалы межвузовской научно-практической конференции «Экономика, право, образование. Актуальные проблемы современности». Иркутск, 18 апреля 2007 г.; Материалы всероссийской научно-теоретической конференции «Сибирь в изменяющемся мире. История и современность». Иркутск, 24 - 25 апреля 2008 г.; Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск, 2008 г.; Вторые университетские социально-гуманитарные чтения 2008 года; Всероссийская политологическая конференция «Проблемы социальной и административной консолидации Байкальской Сибири» Иркутск, 26 ноября 2008 г.

Автор принял также участие в написании юбилейной коллективной монографии, посвященной истории Иркутского областного суда (2007), в контексте исследуемой диссертационной проблемы. Общий объем опубликованных работ по теме исследования составил 5,3 п.л.

Ряд положений исследования использовались диссертантом в ходе преподавания теоретико-исторических дисциплин в институте экономики ГОУ ВПО ИрГТУ и в Сибирском институте (филиале) ГОУ ДПО Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС).

Структура и основное содержание работы

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка источников и литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, на основе историографического анализа выявлена степень изученности темы, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет диссертации, ее хронологические и территориальные рамки, представлены методологические подходы, дана характеристика источников, указаны научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава диссертации «Формирование и развитие юридического образования в Восточной Сибири (1918-1940-е гг.)».

В первом параграфе «Предпосылки и причины возникновения юридического образования в Восточной Сибири» проанализированы исторические условия и процесс зарождения высшего образования в Восточной Сибири вообще и юридического, в частности.

Историческая необходимость подготовки юридических кадров для Восточной Сибири была продиктована совокупностью предпосылок, отражающих специфику региона. Это и тяжелые климатические и социальные условия, и большая территория, и удаленность от центральных вузов России, и отсутствие значительной прослойки интеллигенции, и правовая безграмотность, а также ряд других обстоятельств объективного и субъективного характера.

Анализ исторического опыта, предпринятый в диссертации, дал возможность понять тенденции и закономерности формирования российской юриспруденции на различных этапах и в разных регионах, глубже разобраться в современных проблемах юридического образования. Предпринято исследование организационного устройства и деятельности высшей школы в последнее предоктябрьское двадцатипятилетие.

Процесс формирования государственного сектора высшей школы в основном завершился во второй половине Х1Х в. В 1892 г. в стране действовали 48 высших учебных заведений, в 1899 г. - 56, в 1917 - 65. Из приведенных данных со всей очевидностью вытекают два вывода. Первый: 86% вузов возникли в Х1Х столетии и только 14% - в начале ХХ в. Второй: налицо крайне медленные темпы расширения системы среднего, высшего образования, особенно в азиатской части России.

Высшая школа России конца Х1Х- начала ХХ вв. находилась на сосредоточении многих культурно-исторических, социально-экономических и общественно-политических процессов, оказывая на них ускоряющее воздействие. Полицейско-охранительный режим, насаждавшийся в высших учебных заведениях, постоянные утеснения университетской автономии превращали высшую школу в один из очагов общественного возмущения господствовавшими в стране политическими порядками. Его главным аккумулятором было студенчество, под руководством революционно-демократических партий.

Зарождение будущего юридического образования в Восточной Сибири происходило в условиях жесткой политической борьбы, усугубленной эпидемиями, разрухой и нищетой. После Октябрьской революции 1917 г. возникла необходимость в кратчайшие сроки подготовить из своей среды необходимые квалифицированные кадры для восстановления и развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, других сфер хозяйственного и культурного строительства.

Аналогичные задачи стояли и перед юриспруденцией. Тем не менее, русская юридическая мысль продолжала оставаться в значительной степени во власти идей западноевропейских ученых-юристов. Молодое Советское государство с первых дней своего существования поставило цель формирования собственной науки, образования и отряда пролетарской интеллигенции.

Становление науки и образования в Приангарье, как важнейших составных компонентов государственной культуры страны, происходило в рамках общих закономерностей, но, при этом, было теснейшим образом связано с историческим фактом создания Иркутского государственного университета. Еще в 1860 г. вопрос о сибирском университете вышел на общественную арену. Основа его создания была в значительной степени сформирована еще усилиями царского правительства и общественных организаций. Иркутский государственный университет с момента своего открытия осенью 1918 года положил начало становлению высшего юридического образования, как элемента вузовской образовательной системы в Восточной Сибири. Названный культурный и научный центр очень быстро стал достойным оплотом высшего, в частности, юридического образования и передовых представителей его науки, интеллигенции не только Восточно-Сибирского региона, но и соседних с ним географических областей.

Во втором параграфе «Становление организационной структуры и управления юридического образования» речь идет об истории возникновения и развития высшего юридического образования в Иркутском государственном университете, с начала открытия ИГУ и юридического факультета в его структуре в 1918 г., а также среднего юридического образования.

Исследован сложный процесс становления юридического факультета, его преобразования и неоднократные реорганизации. Юридический факультет ведет свою историю, наряду с историко-филологическим факультетом, с момента торжественного открытия «Иргосуна» 27 октября 1918 г. Отличительной особенностью культурного строительства в Сибири, в отличие от центральных районов страны, было то, что в Сибири данный процесс был прерван временной победой контрреволюции. В связи с острой политической борьбой, происходившей в регионе, занятия в университете были временно прекращены и возобновились только с окончательным установлением Советской власти в городе Иркутске, то есть лишь 14 февраля 1920 года. Весной этого же года была проведена первая реорганизация структуры и управления ИГУ, в результате которой названные выше факультеты были упразднены, а взамен образован единый гуманитарный факультет. Вследствие этого, в течение некоторого времени, юридическое образование в ИГУ осуществлялось на юридическом отделении гуманитарного факультета.

Иркутский университет начинает новый период своего развития в июне 1920 года. В это время было утверждено положение об Иркутском университете. Ректором был избран профессор Н. Д. Бушмакин. Изменения в структуре, обусловленные слиянием юридического и историко-филологического факультетов в один гуманитарный факультет с рядом отделений, коснулись, главным образом, бывшего юридического факультета, переименованного в общественно-правовое отделение. В первую очередь это затронуло учебные планы, в которых значительное место теперь уделялось общественным наукам, таким как, например, история политических учений, история рабочего и крестьянского движения. В число новых предметов включены история международных отношений, взаимоотношение церкви и государства, поземельное право РСФСР, кооперативное право РСФСР, Конституция РСФСР, частное право РСФСР, при этом были сохранены основные юридические дисциплины. В программе появились пропедевтические предметы - логика, психология, основы социологии, русская история, наука о народном хозяйстве.

Гуманитарный факультет просуществовал 1 год и 2 месяца - до 1 июня 1921 года, и был преобразован в факультет общественных наук (ФОН). За указанное время изменились не только учебные программы, но и профессорско-преподавательский состав. Наметился выраженный отток кадров. По разным причинам (неприятие советской власти, желание вернуться на прежние места, неудовлетворительные условия для работы, тяжелая общественно-политическая ситуация в регионе и др.), университет покинули профессора М. М. Агарков, В. А. Рязановский и С. П. Покровский, доцент В. Н. Охоцимский и другие квалифицированные преподаватели.

Руководству нового факультета, - ФОНа, совместно с администрацией его правового отделения, предстояло преодолеть отрицательные последствия многопредметности и частых изменений в учебных планах, факты нарушения принципа единоначалия руководства и администрирования его деятельности со стороны общественных организаций. Было предпринято сокращение продолжительности учебной недели до 30 часов, активизация самостоятельной работы студентов, проводимой в читальнях, библиотеках, архивах, лабораториях, кабинетах или на дому, с обеспечением необходимых консультаций. Введен конкурс на избрание заведующих кафедрами и доцентов. Следует признать правильной установление единственного критерия успеваемости – сдачу экзаменов и зачетов, однако, вряд ли целесообразна была отмена существовавшей практики текущего учета успеваемости студентов.

Последняя реорганизация, произошедшая в рамках рассматриваемого исторического периода, повлекла создание в 1931 году первого на востоке страны Сибирского института советского права, который был переведен из Иркутска в Свердловск в соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 1 августа 1934 года. В 1935 году он получает статус Свердловского правового института, а в 1937 году становится Свердловским юридическим институтом (ныне – Уральская государственная юридическая академия).

Обоснован вывод, согласно которому с начала 20-х до начала 30-х годов ХХ века среднее юридическое образование в РСФСР находилось, преимущественно, в ведении системы Народного Комиссариата юстиции РСФСР. В Восточной Сибири в этот период получение среднего юридического образования было наиболее доступным в результате обучения на юридических курсах, относящихся к системе Наркомата юстиции. Создание системы юридических курсов явилось своего рода ответом на требование жизни. В связи с имевшими место революционными событиями, начиная с 1918 года, юридические факультеты вузов подверглись ряду существенных реформ, что привело, в конце концов, едва ли не к полному устранению из структуры университетского образования юридических наук. Что касается вновь образованных вузов, таких как Иркутский госуниверситет, то юридические факультеты в них, как и сами вузы в целом, только начинали развиваться. Тем не менее, молодая советская республика, в которой уже сложились основы новой судебной системы, в данный момент, уже сегодня, а не завтра, остро нуждалась в специалистах, подготовленных в ускоренном порядке (за 1 год) не только для судебной, но и других сфер профессиональной юридической деятельности. Ситуация усугублялась тем, что на момент середины 1930-х гг. свыше 50 % всех судебно-прокурорских работников не имели не только высшего, но даже и вообще никакого юридического образования. Именно такое положение с необходимостью вызвало открытие и функционирование названных курсов.

Изначально цель организации областных юридических курсов в Иркутске состояла в подготовке работников средней квалификации, а именно народных судей и следователей. С течением времени данные курсы перестали в значительной мере удовлетворять своему назначению: из учреждений повышения квалификации они превратились в курсы предварительной подготовки (с точки зрения современной терминологии – профессиональной подготовки), а к таким учебным заведениям необходим был иной подход. В силу этого областные юридические курсы нуждались в реорганизации в техникумы или в другой тип учебного заведения с пересмотром учебного плана, продолжительности обучения и требований для поступающих. Основанием к принятию данной меры, кроме указанных выше обстоятельств, явился низкий уровень выпускаемых по окончании курсов специалистов, что объективно обусловливалось краткой продолжительностью обучения и отсутствием требуемой методики образования.

Иркутская юридическая школа, также находившаяся в ведении Наркомюста, и юридические курсы существовали и функционировали в течение 1930-х гг. параллельно. Данное учебное заведение уже в полной мере относилось к категории средних специальных учебных заведений, потребность в которых существовала в Восточно-Сибирском регионе. Особенность Иркутской юридической школы состояла в том, что в ней могли обучаться только работники среднего звена судебно-прокурорских органов Министерства юстиции РСФСР. Ее основной задачей была подготовка кадров народных судей, районных и городских прокуроров, их помощников и народных следователей. С 1946 г. и до момента своего упразднения 1 августа 1956 г. данное учебное заведение находилось в ведении Министерства юстиции РСФСР. Имеющееся в распоряжении школы помещение удовлетворяло лишь минимальную потребность в проведении учебного процесса.

Параграф третий «Профессорско-преподавательский состав и организация учебного процесса» посвящен исследованию процесса формирования профессорско-преподавательского корпуса ИГУ и Иркутской юридической школы.

Профессорско-преподавательский состав ИГУ создавался силами представителей ведущих университетов страны, что дало возможность комплектовать его состав из первоклассных специалистов. К открытию университета на факультете к работе приступили четыре профессора (В. П. Доманжо, М. М. Агарков, С. П. Покровский, Г. Ю. Маннс), два доцента (А. Н. Колесников, В. Н. Охоцимский) и один приват-доцент (К. Н. Миротворцев). В числе первых ученых-процессуалистов, работавших на юридическом факультете, были В. А. Рязановский, А. Ф. Клейнман, Б. Д. Сперанский. Первым деканом факультета стал В. П. Доманжо, однако две подготовительные недели обязанности декана исполнял М. М. Агарков. На текущий 1918/19 учебный год в университет на юридический факультет были приняты 310 студентов.

Первоначально на юридическом факультете были образованы следующие кафедры: гражданского права (заведующий - профессор В. П. Доманжо), уголовного права и судопроизводства (профессор Г. Ю. Маннс), торгового права (профессор М. М. Агарков), истории русского права (профессор С. П. Покровский). Таким образом, все названные кафедры были «замещены», то есть во главе каждой имелся свой заведующий кафедрой. Однако, юридический факультет еще не был полностью обеспечен профессорско-преподавательским составом.

В 1919 – 1920 учебном (в терминологии того времени - академическом) году, юридический факультет значительно пополнил свой научно-педагогический состав. На факультет в научную командировку были направлены профессора из других вузов: А. М. Горовцев (на кафедру гражданского права), С. П. Мокринский (на кафедру уголовного права), И. А. Антропов (на кафедру торгового права, в виду того, что профессор М. М. Агарков перешел работать на кафедру общей теории и истории философии права).

Исторические источники свидетельствуют, что при юридическом факультете Иркутского университета в феврале 1919 года сформировалось юридическое общество под председательством профессора В. П. Доманжо. Это значит, что научно-преподавательский состав юридического факультета занимался не только подготовкой высококвалифицированных кадров, но и общественной деятельностью, влиял на формирование и становление правовой системы знаний в городе и за его пределами.

Реформа университета, осуществленная весной 1920 года согласно декретов рабоче-крестьянского правительства, и преобразование юридического факультета в юридическое отделение гуманитарного факультета, повлекли необходимые изменения в плане преподавания. Все предметы нового плана можно разбить на четыре группы: 1) предметы теории (общая теория права, общее учение о государстве, частное право и другие); 2) предметы историческо-юридические (история римского права, история русского права, история взаимоотношений государства и церкви, сравнительная история права); 3) предметы, задача которых состояла в сравнительном изучении права современных народов (сравнительное гражданское право, сравнительное уголовное право); 4) предметы, целью которых являлось освещение действующего законодательства РСФСР, а также юридической техники его применения.

Рост преподавательского состава значительно пополнялся и увеличивался в течение нескольких лет. Факультет в период 1925-1927 гг. имел 7 профессоров, 11 доцентов, 14 ассистентов, со значительной прослойкой партийно-научных работников-членов ВКП(б). Кадровый состав факультета вел большую научно-исследовательскую работу. Так, шесть томов сборника ИГУ образовали работы профессоров и преподавателей факультета, а именно 40 научных исследований по праву и экономике. Также большое количество трудов было напечатано в отдельных изданиях и специальных журналах. Все научные работники факультета принимали активное участие в деятельности различных советских учреждений.

Деканом факультета в 1924/25 г. и 1925/26 г. назначался профессор Г. Ю. Маннс, заместителем декана - профессор К. Н. Миротворцев. Демократическим элементом явилось то обстоятельство, что в состав деканата был включен один студент. В 1926/27 г. функции декана выполнял доцент С. Е. Розенберг, заместителя декана и, впоследствии, ученого секретаря - Б. Б. Черепахин.

Преподавательский состав Иркутской юридической школы в первой половине 1940-х г. насчитывал 13 человек во главе с директором К. И. Удалых. Учебный план первого курса включал в себя такие предметы, как русский язык и литература, основы марксизма, советское государственное право, история государства и права СССР, судоустройство, бухгалтерия, военное дело, административное право, гражданское право, уголовное право, статистика и делопроизводство, трудовое право. На втором курсе читались русский язык и литература, основы марксизма, гражданско-процессуальное право, уголовное право, уголовный процесс, колхозное, земельное право, статистика и делопроизводство, военное дело, криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. «Об улучшении и расширении юридического образования в стране», в юридическую школу принимались лица, имеющие законченное среднее образование. Учащиеся нового приема были вполне подготовлены для учебы в школе, чтобы в дальнейшем после окончания быть полноценными работниками органов суда и прокуратуры.

Таким образом, в 20-е - 40-е гг. ХХ в. в дело формирования правового образования в Восточной Сибири и подготовки квалифицированных юристов большой вклад внесли научно-педагогические кадры Иркутского госуниверситета и Иркутской юридической школы. Профессора и преподаватели не только занимались учебным процессом, но и научно-исследовательской работой, а также сотрудничали с различными правоохранительными органами и организациями. Партией и правительством систематически делались шаги к отказу от методического прожектерства, к установлению строгого режима и порядка, полной ответственности профессорско-преподавательского состава за успеваемость студентов, повышению роли учебных лекций и коллективных зачетов. Жители остальной Сибири получили возможность обучаться не только в системе высшего, но и среднего юридического образования, а также на юридических курсах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Становление и развития российской государственности

    Документ
    1. Образование и развитие Древнерусского государства 2. Московское государство 3. Императорская Россия 4. Советская форма государственности 5. Конституционные основы Российской Федерации
  2. История сельскохозяйственного страхования в советский период (1921-1991 гг.) (на примере Иркутского региона)

    Автореферат
    Защита состоится « » 2009 г. в часов, на заседании диссертационного совета Д 212.074.05 при Иркутском государственном университете (664003, г. Иркутск, ул.
  3. Становление и развитие советской системы политического контроля в 1917-1953 гг. (на примере Среднего Поволжья)

    Автореферат
    Защита состоится 19 апреля 2010 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д.
  4. История отечественной автомобильной промышленности: от единичного к массовому типу организации производства (1896-1991 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «20» декабря 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.241.01 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу: 41 3, Саратов, ул.
  5. Становление и деятельность судебных органов на дальнем востоке СССР (1922 1939 гг.)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре истории Отечества, органов безопасности и зарубежных пограничных органов Хабаровского пограничного института Федеральной службы безопасности России

Другие похожие документы..