Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций-членов НП «Объединение проектировщиков», поднадзорных Федеральной службе по э...полностью>>
'Документ'
Рекомендована всім, хто цікавиться долею Північного Причорномор’я та Миколаївського краю. Буде корисна для молоді, що навчається. Може стати в пригод...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 280100 ...полностью>>
'Закон'
7 5 Муниципальное образование Веневский район 1785,7 1831,8 1883, Муниципальное образование Воловский район ,0 80,7 701,8 7 Муниципальное образование ...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа по курсу “общая психология”

автор-составитель: к.п.н. доцент И.Е.Видт

рецензент: доцент к.п.н. В.В. Барменкова

Объяснительная записка

Представленная программа рассчитана на категорию слушателей, имеющих высшее или среднеспециальное образование. Поскольку курс психологии представлен в учебном плане в общекультурном блоке, то его содержание автором построено так, чтобы оно служило фактором повышения общего уровня культуры слушателей и этим самым оказывало влияние на повышение профессионального мастерства. Таким образом, принципом отбора содержания материала явился принцип культурологический.

Курс рассчитан на 12 часов.

Он включает в себя анализ имеющихся психологических теорий, отражение в них реальностей социальной жизни.

Название тем

вид занятий

1

Психология как наука, ее место в системе гуманитарного знания

лек.

2 час.

2

Феномен личности в психологии

2час.

лек.

2 час. сем.

3

Характер и темперамент

2час

лек.

4

Психологические теории личности

2 час.

лек.

2 час.

сем.

5

Деятельность и общение как способы социальной жизни человека

2 час.

лек.

6

Сознание как интегративный способ бытия человека

2 час.

лек.

2 час. сем.

Итого: всего 18 часов, из них 12 лекций, 6 семинаров

  1. Психология как наука, ее место в системе гуманитарного знания

Становление психологии как науки, житейская и научная психология о человеке. Эволюция психологических знаний в истории науки. Дискуссии по поводу предмета психологии. Характеристика основных психологических школ. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в науке. Антропологический принцип в психологии. Английская антропологическая школа (Э.Тейлор) и французская социологическая школа (Э.Дюркгейм). Индивидные свойства человека. Индивидуально-типологические и возрастно-половые особенности человека. Методы психологического исследования.

  1. Феномен личности в психологии

История представлений о личности. Современные подходы к интерпретации и изучению личности. Личность - как способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими людьми. Человек в различных обществах. Личность и ее психологическая структура. Человек как психологическая реальность. Внешняя и внутренняя жизнь человека. Проблема внутреннего мира человека: простой, сложный, комплексный. Человек как индивид, личность, индивидуальность.

Проблемы индивидного созревания и личностного развития. Путь от индивида к индивидуальности. “Предельность” и “беспредельность” личностного развития.

  1. Характер и темперамент

Соотношение характера и темперамента. Проблемы их формирования. Акцентуация характера. Наследственность и воспитуемость. Идеи Ч. Ломбразо. Ментальность, ценностно-мотивационная сфера личности, поведение и деятельность.

  1. Психологические теории личности

Основные психологические теории личности, их принципиальные положения, особенности теории и практики, основоположники и последователи. Бихевиоризм: Павлов, Сеченов, Уотсон; поведение как основной предмет исследования психологии, формула “стимул-реакция”; Психоанализ: Фрейд и его учение, бессознательное как предмет исследования психологии, “Эго”, Супер-Эго” “Оно” как составляющие структуры личности, проблемы сублимации, роль культуры в развитии психики человека, последователи Фрейда - Юнг, Адлер, А.Фрейд. Принципиальные положения неофрейдизма. Основы психотерапевтической практики в психоанализе. Гештальтпсихология: целостные структуры психики как объект внимания психологов, основные принципы гештальттерапии. Гуманистическая: особенности культурной Среды, в которой формируется гуманистическое направление в науке. Фромм, Роджерс, Маслоу и их основные идеи; самоактуализация, самореализация как принципиальные понятия гуманистической психологии.

  1. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека Деятельностное бытие человека. Понятия общения и деятельности в психологии. Проблема потребностей и мотивов. Роль потребностей в деятельности и поведении человека. Психологические теории потребностей. Решение проблем потребностей в гуманистической психологии. Потребности и пассионарность.

  2. Сознание как интегративный способ бытия человека

Категория сознания в психологии и философии. Проблема формирования сознания и соотношение с культурной средой. Уровни, виды и структура сознания. Самосознание как вид сознания. Формы его проявления. Манипулятивное сознание. Коллективное и индивидуальное сознание. Рефлексивное сознание. Проблемы формирования ментальности и ее генезиса в культурно-образовательных средах.

Примерные вопросы для зачета по психологии

  1. Предмет психологии в различных психологических школах.

  2. Представления о личности на разных исторических этапах.

  3. Структура современной психологии. Методы исследования.

  4. Основные положения бихевиористской теории личности.

  5. Основные положения гештальтпсихологии.

  6. Основные положения гуманистической школы психологии.

  7. Современное понимание личности, понятия “индивид”, “индивидуальность”, "личность”.

  8. Структура личности, соотношение биологического и социального в личности.

  9. Направленность как составляющая личности.

  10. Опыт как составляющая личности.

  11. Биопсихические и психофизиологические составляющие личности.

  12. Психоаналитическая теория З.Фрейда (общий обзор).

  13. Структура личности по Фрейду, роль “Я”, “Оно” и “Сверх-Я” в поведении личности.

  14. Значение сновидений, опечаток и оговорок в представлении психоаналитика.

  15. Психоанализ как теория личности и как терапевтический метод.

  16. Защитные механизмы и их влияние на поведение личности.

  17. Принцип психического детерминизма, его место в теории З.Фрейда.

  18. “Эдипов комплекс” и его роль в отношениях сына и отца.

  19. Характер и темперамент, их соотношение и типология.

  20. Типология людей на основе доминирующей мотивации.

  21. Теория потребностей А.Маслоу. Роль потребностей в поведении и деятельности.

  22. Деятельность как способ социальной жизни.

  23. Проблема сознания в психологии. Типы сознания, виды сознания и его структура.

  24. Проблема формирования самосознания. Формы проявления самосознания.

Примерный учебный тест по об­щей пси­хо­ло­гии

1.В ка­кой пси­х-ой шко­ле пред­ме­том пси­хо­ло­гии яв­ля­ет­ся по­ве­де­ние?

а) пси­хо­ана­лиз

б) би­хе­вио­ризм

в) геш­тальт­пси­хо­ло­гия

2. Лич­ность как сум­му пси­хи­че­ских функ­ций рассматривал

а) Дид­ро

б) Вольф

в) Гель­ве­ций

3. Фе­но­ме­но­ло­ги­че­ское опи­са­ние яв­ля­ет­ся ве­ду­щим ме­то­дом в:

а) пси­хо­ана­ли­зе

б) геш­тальт­пси­хо­ло­гии

в) гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии

4. Ос­нов­ные по­ня­тия гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии:

а) суб­ли­ма­ция

б) са­мо­ак­туа­ли­за­ция

в) нау­че­ние

5. Пред­ме­том пси­хо­ло­гии счи­та­ет­ся пси­хи­ка в:

а) пси­хо­ана­ли­зе

б) со­вет­ской пси­хо­ло­гии

в) и там, и там.

6. Лич­ность как опыт по­ни­ма­ли:

а) Гель­ве­ций

б) Локк

в) оба

7. Био­ло­ги­че­ской ос­но­вой тем­пе­ра­мен­та яв­ля­ет­ся

а) пси­хи­ка

б) тип нерв­ной сис­те­мы

в) эмо­цио­наль­ная ус­той­чи­вость

8. Ка­кая часть лич­но­сти от­ве­ча­ет за за­щит­ные ме­ха­низ­мы?

а) Я

б) оно

в) Сверх-Я

9. Тип тем­перамента с силь­ной, урав­но­ве­шен­ной, под­виж­ной нерв­ной сис­те­мой -

а) флег­ма­тик

б) сан­гви­ник

в) хо­ле­рик

10. Интроверт со ста­биль­ной эмо­цио­наль­ной сфе­рой - это

а) флег­ма­тик,

б) ме­лан­хо­лик,

в) сан­гви­ник

11. Что не вхо­дит в струк­ту­ру соз­на­ния?

а) бы­тий­ный уро­вень

б) са­мо­соз­на­ние

в) реф­лек­сив­ный уро­вень

12. Силь­ный, не­урав­но­ве­шен­ный под­виж­ный - тип тем­пе­ра­мен­та:

а) флег­ма­тик

б) хо­ле­рик

в) сан­гви­ник

13. Экстроверт с неуравновешенной эмо­цио­наль­ной сфе­рой - это

а) сан­гви­ник

б) хо­ле­рик

в) флегматик

14.Ме­тод сво­бод­ных ас­со­циа­ций - это ме­тод

а) пси­хо­ана­ли­за

б) гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии

в) геш­тальт­пси­хо­ло­гии

15.Факт при­над­леж­но­сти к ро­ду Homo sapiens оп­ре­де­ля­ет по­ня­тие

а) лич­ность

б) че­ло­век

в) ин­ди­вид

16. Са­мо­по­зна­ние, са­мо­оцен­ка - это

а) фор­мы по­яв­ле­ния са­мо­соз­на­ния

б) уров­ни раз­ви­тия са­мо­соз­на­ния

в) кри­те­рии оцен­ки са­мо­соз­на­ния

17. Со­во­куп­ность ин­стинк­тов со­глас­но Фрей­ду - это часть лич­но­сти под на­зва­ни­ем

а) Оно

б) Я

в) Сверх-Я

Список литературы по курсу “общая психология”

  1. Адлер А. Понять природу человека. Спб., 1997.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

  4. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  5. Василюк Ф. Психология переживания. М., 1984.

  6. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопр. философии. 1988., № 11.

  7. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

  8. Гиппентейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

  9. Ждан А.Н. История психология от античности до наших дней. М., 1990.

  10. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.

  11. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. 1991. № 2.

  12. Зинченко В.П. Последнее интервью // К.Е.Левитин. Личностью не рождаются. М., 1990.

  13. Кон И.С. Открытие “Я”. М., 1978.

  14. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

  15. Леонгард К. Акцентуированные личности. М. 1992.

  16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избр. псих. произв.. В 2-х т. Т.2. 1983. С. 94-231.

  17. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.

  18. Одайник В. Психология политики. Спб. 1996.

  19. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

  20. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994.

  21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

  22. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. Спб. 1999.

  23. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. Познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1995.

  24. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1995.

  25. Столин В.В. Самосознание личности. М. 1983.

  26. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

  27. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  28. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1992.

  29. Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы. Л., 1993.

  30. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

  31. Хорни К. Женская психология. Спб., 1993.

  32. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

  33. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995.

Программа курса “юридическая психология”

Автор-составитель:Доц. к.п.н. И.Е.Видт

Рецензент: доцент, к.п.н. В.В. Барменкова

Объяснительная записка

Юридическая психология относится к блоку гуманитарных юридических дисциплин прикладного характера. Данный курс выстроен на основе комплексного подхода, предполагающего сочетание теории и методологии, он выдержан в духе новых подходов к содержанию образования, предполагающих рассмотрение не столько знаний и теорий, сколько проблем, ситуаций, “метазнаний” и пр. Особый акцент в содержании курса поставлен на учет современной социокультурной ситуации и ментальные особенности граждан России.

Курс “юридическая психология” предназначен для слушателей юридических факультетов, как правило, уже имеющих базовое юридическое образование или юридическую практику с целью познакомить студентов с психологическими теориями и концепциями, объясняющими поведение и деятельность человека, через решение проблемных ситуаций и задач. Надеемся, что это поможет юристам в их профессиональной практике.

Тематика курса “юридическая психология”

Наименование тем

Вид занятий

1.

Юридическая психология как отрасль психологической науки. Использование социально-психологических концепций в юриспруденции

Лек.

2 час

2.

Защитное поведение и его механизмы

Лек.

2 час.

3.

Поведение, деятельность, опыт как основа психической реальности

сем. 2 час.

4.

Проблема складывания противоправного поведения

Лек. 2 час.

5.

Акцентуированные личности и тактика работы с ними

Сем.

2 час.

6.

Особенности российского менталитета

Лек.

2 час.

Итого: 12 часов, из них 8 лекций, 4 семинара

Юридическая психология как отрасль психологической науки. Использование социально-психологических концепций в юриспруденции

Основные вопросы и проблемы, рассматриваемые в юридической психологии.

Становление юридической психологии, место юридической психологии в общей психологии. Основные социально-психологические концепции личности и примеры использования их в юриспруденции.

Характеристика социально-психологической теории Т. Шибутани, М.Бахтина, В.Франкла. Основные идеи и возможности их использования в юридической практике.

Защитное поведение и его механизмы

Основные представления З. Фрейда и А.Фрейд о защитном поведении и его механизмах. Психологические предпосылки противоправного поведения. Психологические основы выявления скрываемого обстоятельства. Основные тактики преодоления защитного поведения подозреваемых.

Поведение, деятельность, опыт как основа психической реальности

Психические реальности и их основные типы. Сферы психической жизни. Культурно-знаковый характер психической реальности. Теория Л.С.Выготского. Особенности восприятия. Факторы, обуславливающие восприятие и искажение реальности.

Проблема складывания противоправного поведения

Основные особенности психики бессознательных правонарушителей. Типология противоправного поведения. Преступная личность, предпосылки преступного поведения. Эмоциональный аффект как одно из условий преступления. Значение психологической экспертизы эмоционального аффекта в судопроизводстве.

Акцентуированные личности и тактика работы с ними

Акцентуированные личности и их поведенческие особенности. Типология акцентуаций. Стратегия и тактика работы с различными акцентуациями. Типология критических ситуаций. Психология критических состояний и линия поведения людей, находящихся в критическом состоянии.

Особенности российского менталитета

Характеристика ценностно-мотивационной сферы российского этноса. Ментальные особенности и их проявление в поведении и деятельности, использование этих особенностей в юридической практике. Особенности доминирующей мотивации. Традиционные отношения личность-власть в западной и российской культуре.

Контрольные вопросы

  1. Предмет и задачи юридической психологии. Место юридической психологии в системе гуманитарных знаний.

  2. Охарактеризуйте основные вопросы и проблемы, рассматриваемые в юридической психологии.

  3. Охарактеризуйте известные вам социально-психологические теории. Почему и как они могут быть использованы в юридической практике?

  4. Назовите основные идеи концепции М.Бахтина. Как его идея диалога может быть использована в юриспруденции?

  5. Охарактеризуйте концепцию В.Франкла. Приведите примеры ее “действия” из юридической практики.

  6. Охарактеризуйте основные представления З.Фрейда и А. Фрейд о действии защитных механизмов.

  7. Опишите тактику преодоления защитного поведения.

  8. Опишите типологию противоправного поведения личности.

  9. Перечислите основные личностные предпосылки противоправного поведения.

  10. Как акцентуация характера влияет на поведение личности и на склонность к противоправному поведению?

  11. Опишите типы критических состояний личности и как они влияют на поведение личности?

  12. Роль психологического аффекта в поведении и действии личности.

Литература по юридической психологии

  1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  2. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990.

  3. Богомолов С.Н. О принятии решения в ситуациях неопределенности и риска // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

  4. Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1992.

  5. Громыко Ю.В. Проблемы восстановления справедливости в России // Россия 2010. 1994. № 3.

  6. Дулов А.В. Судебная психология. Минск. 1975

  7. Ефремов Г.Х. Изучение ценностно-нормативной сферы преступников // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

  8. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

  9. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. № 12.

  10. Найссер А.Р. Познание и реальность. М., 1981.

  11. Ратинов А.Р. Психология личности преступника // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

  12. Ратинов А.Р., Ефремов Г.Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

  13. Ратинов А.Р., Константинова Е.М., Собчик Е.М. Самооценка преступников // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

  14. Розин В.М. Психология для юристов. М. 1997.

  15. Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: МГУ, 1979.

  16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  17. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. Л., 1993.

  18. Цимбульский В.Л. Остров Россия (Перспективы российской геополитики) // Полис. 1993. № 5.

  19. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

  20. Шнейдер Г.Й. Криминология. М., 1994.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования республики беларусь белорусский государственный педагогический университет имени максима танка

    Сборник научных работ
    Сборник научных работ подготовлен по инициативе кафедры всеобщей истории Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка и содержит статьи белорусских, российских и украинских авторов.
  2. Е. А. Лобанова зав кафедрой дошкольной педагогики и психологии

    Документ
    Е. А. Лобанова — зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии, канд. пед. наук, доцент; Е. В. Сухорукова — зав. кафедрой педагогики и методик начального образования, канд.

Другие похожие документы..