Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В.) Бухгалтерский учет (Залозная А. Ю.) Зачеты и экзамены Иностранный язык – зачет Русский язык и культура речи – зачет Корпоративная культура в усло...полностью>>
'Закон'
«Бог есть любовь» (I Ин. 4:16) . Его сущностью, Его законом является любовь. Так было всегда и так будет вечно. «Высокий и Превознесенный, вечно Живущ...полностью>>
'Документ'
Заявки на тему курсовой работы принимаются куратором курса (Амосова Ирина Борисовна) до 5 марта текущего учебного года. Тем, кто не успел подать заяв...полностью>>
'Реферат'
Мозгом персонального компьютера является микропроцессор или центральный процессор – CPU (Central Processing Unit). Микропроцессор выполняет вычислени...полностью>>

Главная > Литература

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Русская литература и культура».

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

«Русская литература и культура».

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Печатается по решению
редакционно-издательского совета

ББК

Д

Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия

Рецензент:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия

ОПД.Ф.09 «Русская литература и культура».: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – с….

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 540300 (050300.62) «Филологическое образование» очной формы обучения.

Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

Ó Сост.: к.ф.н., доц. Ковалева М.А.

Утверждаю

Декан факультета

____________________

«_____» ____________

Рабочая программа

Кафедра _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус _________________________________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)_________ 540300 (050300.62) «Филологическое образование» очной формы обучения.

________________________________________________________________

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения___________очная___________________________________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ________________________76___________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер семест-ра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Практ.

Лабор.

2

76

38

20

18

-

38

-

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ОПД.Ф.09 «Русская литература и культура»: Литература и культура Древней Руси. «Слово о полку Игореве». Литература эпохи Московского царства. Русская литература и культура 18 века. Публицистика, прикладная литература, беллетристика петровского времени. Творчество классиков 18 века.

Разработчик кандидат филол. наук, доцент Ковалева М.А.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Литературы

Заведующий кафедрой _____________________ Н.А. Гузь

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«_______»_____________________ Председатель __________________________

Учебно-методический комплекс дисциплины ОПД.Ф.09 «Русская литература и культура» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 540300 (050300.62) «Филологическое образование» очной формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Пояснительная записка

Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах (20 часов)

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Содержание дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к экзамену

Учебно-методическая карта дисциплины

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

Карта согласования рабочей программы дисциплины

КАРТЫ РЕСУРСОВ

Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой по дисциплине

Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины

Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины

с. 11

2. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текущий контроль: формы текущего контроля, содержание текущих контрольных мероприятий

Итоговый контроль: формы итогового контроля, содержание итоговых контрольных мероприятий

с. 35

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Тезисы лекций

с. 53

4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ)

Печатные дидактические материалы

Электронные дидактические материалы

с. 119

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 540300 (050300.62) «Филологическое образование» очной формы обучения.

Выдержка их стандарта

ОПД.Ф.09 «Русская литература и культура»: Литература и культура Древней Руси. «Слово о полку Игореве». Литература эпохи Московского царства. Русская литература и культура 18 века. Публицистика, прикладная литература, беллетристика петровского времени. Творчество классиков 18 века.

Пояснительная записка.

Курс древнерусской литературы является основополагающим звеном в историко-литературном образовании, поскольку рассматривает древнейший этап литературного письменного творчества, на котором сформировалась национальная специфика всей русской литературы, система эстетических и нравственных ориентаций, явно или скрыто сохраняющаяся и в новое время. Кроме того, именно средневековые произведения, небольшие по объему и, как правило, ясные по содержанию, представляют собой благодатный материал для овладения основными навыками анализа художественных произведений.

Основным средством получения теоретических и историко-литературных знаний является, наряду с освоением лекционного курса, самостоятельная работа студентов с учебниками, монографическими исследованиями и статьями. Умения и навыки отрабатываются на семинарских и практических занятиях путем комментированного чтения древнерусских памятников, целостного анализа отдельных произведений, сравнительного анализа текстов одного жанра, сравнения по основным признакам произведений различных жанров, сопоставления системы изобразительно-выразительных средств произведений. Изучение ДРЛ опирается на те знания, которые студенты получили при изучении курсов русского фольклора, античной литературы, лингвистических курсов, посвящённых истории русского и других славянских языков.

Программа самостоятельной подготовки предполагает конспектирования ряда работ и ведение читательского дневника.

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Русская литература и культура 11-18 вв.»

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Цель преподавания «Русской литературы и культуры»:

Изучение процесса взаимодействия древнерусской книжности с древнерусской культурой, русской литературы 18 века и русской культуры 18 столетия.

Задачи изучения:

Рассмотрение основных жанров русской литературы 18 века и древнерусской книжности, иконописи в их историческом развитии;

развитие навыков самостоятельного исследования и изложения его результатов; укрепление навыков работы со средневековыми текстами и памятниками русской литературы и культуры 18 века различной природы на основе рассмотрения широкого круга источников.

Модульная рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.

Содержание дисциплины

Тематическое содержание курса

Модуль № 1.Литература Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (11-14 вв.).

Раздел 1: Литература и культура 11—первой трети 12 вв.

Введение в курс. Предмет, содержание курса. Древнерусская литература. Специфика древнерусской литературы. Древнерусская литература и культура 11—нач.12 веков. История русского летописания. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала 12 века. «Поучение» Владимира Мономаха в составе летописи. Становление жанров ораторской прозы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Жанровое своеобразие литературы Киевской Руси. Агиографическая литература. «Житие Феодосия Печерского». Формирование жанра «хождения», «Хождение игумена Даниила. Поэтическое своеобразие и основные проблемы в изучении «Слова о полку Игореве».

Раздел 2: Литература и культура периода феодальной раздробленности (13-14 вв.)

Развитие культуры и литературы в 13 в.«Моление» Даниила Заточника. Повести о татарском нашествии: «Повести о битве на реке Калке»,«Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем».Композиция «Жития Александра Невского».

Модуль 2:Литература и культура периода образования русского централизованного государства ( конец 14-16 вв.) и 17 века.

Раздел 3:Литература и культура конца 14 -15 вв. Отражение событий Куликовской битвы в литературных памятниках конца 14 века.

Жанровое своеобразие литературы конца 14-15 вв.Памятники «Куликовского цикла»:«Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Основные жанры литературы 15 века: жития, хождения, беллетрическая повесть. Стиль «плетения словес».Раздел 4:Литература и культура 16-17 вв. Расцвет публицистики в 16 в.Возникновение теории «Москва-третий Рим».Послания Ивана Грозного. Творчество М.Грека. Литература и культура 17 века. Древнерусская литература перв.пол.17века. Литература эпохи раскола русской церкви. Эволюция жанра «жития». Творчество протопопа Аввакума. Бытовые и сатирические повести 17 века. Возникновение русского придворного театра и силлабического стихосложения. Вопрос о русском барокко. Творчество С.Полоцкого.

Модуль 3:Литература и культура 18 века.

Раздел 5:Литература и культура первой пол.18 века. Литература и культура петровского времени.

Краткая характеристика петровской эпохи. Черты «новой» и «старой» литератур. Ведущие темы, жанры. Творчество Ф.Прокоповича. Литература 30-50-х годов 18 в.Классицизм- ведущее направление литературы. Творчество Кантемира и А. И Тредиаковского В.Сумароков А.П. и М.В. Ломоносов- теоретики русского классицизма. Жанр оды в творчестве М.В.Ломоносова. Жанры, темы, главные герои.

Раздел 6:Литература и культура второй пол.18 века.

Литература 60-70-х годов 18 века.

Развитие поэзии, публицистики, прозы. Журналы Н.И. Новикова. М.М. Херасков-поэт-классицист. Литература и культура последней четверти 18 века.

Сентиментализм как творческий метод и направление. Творчество Карамзина Н. М.Державин Г.Р.- мастер жанра оды. Басенное творчество И.А.Крылова. Русская драма и театр 18 века. Драматургия Фонвизина Д.И. и Крылова И.А.

Требования к уровню освоения дисциплины:

-знать содержание дисциплины «Русская литература и культура»;

-иметь достаточно полное представление об основных этапах развития русской литературы и культуры 11-18 вв., о ее взаимодействии с народной культурой, главных проблемах и подходах к их решению;

-знание содержания наиболее значительных произведений, своеобразия времени их написания, жанровой специфики, места в историко-литературном процессе средневековья;

-иметь представление о закономерностях и особенностях развития русской литературы 18 века, о связях письменных произведений с фольклором и литературами других стран;

- уметь анализировать сюжет и композицию, систему образов, жанровую специфику произведений;

- осознанное восприятие лекционного материала и его дальнейшее углубление в процессе самостоятельной работы и на практических занятиях;

- чтение и конспектирование необходимой литературы, формирование индивидуального отношения к тексту;

- знание определений и принципов ведущих направлений в литературе 18 века: классицизма, сентиментализма, просветительского реализ

Номер семест-ра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Практ.

Лабор.

1

76

38

20

18

-

38

-

экзамен

Пояснительная записка.

Русская литература и культура 11-18 вв. Этот курс предназначен для студентов-бакалавров, первый год изучающих историю русской литературы. Курс состоит из двух основных частей: древнерусская литература и культура и русская литература и культура 18 века. Первая часть курса знакомит студентов с древнейшим этапом существования русской литературы в связи с гражданским и общекультурным развитием России, с литературой средневекового типа. Излагаются концепции развития и чередования в русской литературе глобальных стилистических формаций: романской, готической, барокко. Студенты усваивают средневековую систему литературных жанров, ее эволюцию и могут проследить возникновение отдельных жанров, присущих литературе нового типа. Вторая часть курса в свою очередь, делится на русскую литературу первой половины 18 века и вторую половину 18 века. Весь материал излагается в хронологическом порядке, при этом внимание уделяется не только развитию отдельных литературных жанров, но и развитию других видов искусств: театру, живописи и т.д. Делается особый акцент на специфике древнерусской литературы и так называемой «новой» литературы.

Объединение двух обычно разделенных в отдельные курсы периодов создает как сложности, так и определенные преимущества, так как позволяет хотя бы в общих чертах компактно проследить изменчивость того, что привычно называется одним словом «литература», и увидеть пути формирования литературы как социального института. Поэтому у курса многообразные цели: 1.показать специфику древнерусской литературы и литературы 18 века; 2.обсудить изменчивость понятия «литература» и пути становления русского литературного пространства; 3. определить место явлений словесности в историческом и культурном контексте. Общая структура курса. Курс делится на лекции (20 часов), и практические занятия (18 часов). Лекции представляют общие тенденции эпохи и включают материал как литературный, так и архитектурный, живописный, пр. Семинары посвящены отдельным авторам. Практические занятия направлены на сопоставительный анализ произведений древнерусской литературы и литературы 18 в. с литературой 19 и 20 вв.Итогом изучения курса станет экзамен, который запланирован в конце 2-го семестра.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ф 77 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: М.В. Папина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Д Методика музыкального воспитания [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Авторы-составители: Н.А. Рыбакова, Т.В. Шалдыбина; Бийский пед. гос.
  4. В. М. Шукшина 2008 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» практикум

    Практикум
    Д Практикум по русскому языку [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: С.В. Ганова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (2)

    Учебно-методический комплекс
    М 89 Музыкальная психология и психология музыкального образования [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Е.А. Торопчина; Бийский пед.

Другие похожие документы..