Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Правящий архиерей епархии — митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук Тимофей Адамович). Назначен на кафедру 19 июля 1 года Постановление...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Курс ориентирован на усвоение знаний социальных теорий массовой коммуникации, понимание проблем функционирования СМК в современном обществе и корпора...полностью>>
'Документ'
Использование: в электро- и теплотехнике, в частности в парогазовых энергетических установках. Сущность изобретения: парогазовая ГТУ содержит последо...полностью>>
'Закон'
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополне­ниями) от 06 октября 2003 го...полностью>>

Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной в России функционирует военная организация государства, деятельность которой регламент

Главная > Регламент
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Военное право

Глава 1. Введение в военное право*(1)

§ 1. Актуальность военного права

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной в России функционирует военная организация государства, деятельность которой регламентируется развернутой системой нормативных актов в военной области.

Современное состояние законодательства в сфере военной деятельности государства характеризуется следующими обстоятельствами.

1. Конституция Российской Федерации возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как разновидности государственной службы. Проблема взаимодействия государства и граждан по вопросам исполнения военной службы требует неотложного решения и приобретает особый характер в связи с формированием в России правового государства и гражданского общества.

В России в настоящее время в ходе реформирования экономической, политической и социально-культурной сфер общественной жизни осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного механизма, в том числе той его части, в которой российскими гражданами исполняется военная служба, - военной организации государства. Военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым обеспечении возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.

На повестке дня стоит первостепенная задача по реформированию Вооруженных Сил и других составных частей военной организации государства, чтобы они отвечали современным потребностям страны и были способны решать задачи по локализации и нейтрализации как внешних, так и внутренних военных угроз. Становление оптимальной системы государственных военных организаций, обеспечивающей учет сбалансированности интересов государства и его граждан, оказалось одной из самых сложных задач в процессе формирования в России правового государства и гражданского общества.

2. Процесс военного реформирования, одним из направлений которого является значительное сокращение Вооруженных Сил и других государственных военных организаций, актуализирует вопрос о сущности и содержании понятия "военная служба", которое бы отражало ее особенности по сравнению с другими видами государственной службы.

Военная служба является сложным социальным и правовым институтом. Она регулируется нормами конституционного, административного, финансового, уголовного и некоторых других отраслей российского права, определяющими ее особенности и отличия от других видов государственной службы. Формирование современной высокоэффективной военной службы находится в центре внимания Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, многих государственных органов. Как от реформы государственной службы, так и от военной реформы, одной из целей которых является преобразование военной службы, во многом зависит ответ на вопрос, состоится ли в России становление истинно демократического правового государства.

3. Важнейшим направлением военной реформы в Российской Федерации является совершенствование правовых отношений, складывающихся в процессе организации и прохождения гражданами военной службы. Проблема совершенствования правового регулирования этих отношений имеет непреходящее значение для конституционного права, предмет которого охватывает две сферы общественных отношений: отношения между человеком и государством и властеоотношения (устройство государства и государственной власти, а также практическая деятельность государственных органов по совершенствованию законодательства в этой области). Следовательно, представляется актуальным изучение отношений между гражданами и государством по вопросу исполнения военной службы, поскольку она предполагает ограничение военнослужащих в некоторых конституционных правах и свободах и отдельные ее формы носят обязательный характер.

Таким образом, процесс военного реформирования требует дальнейшего развития и совершенствования законодательства об обороне и безопасности в целях оптимизации той части государственного механизма, в которой учреждена военная служба, - военной организации государства, демократизации отношений в ней, а также обеспечения законности в деятельности органов военного управления и должностных лиц, в том числе в вопросах соблюдения прав, свобод и законных интересов военнослужащих и членов их семей.

Комплекс знаний о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства, традиционно называется военным правом. Содержание понятия "военное право" будет рассмотрено в § 4 настоящей главы.

Изучение основ военного права и практики его применения органами военного управления и военной юстиции представляет значительный интерес в современных условиях построения правового государства, дальнейшего проведения реформы государственной службы, военной и судебно-правовой реформ. Вопросы совершенствования военной организации государства, военного права и практики его применения постоянно находятся в центре внимания государства и общества, теории и практики права.

При подготовке высококвалифицированных военных кадров, в том числе юридических, большое внимание следует уделять знаниям в области различных отраслей отечественного права (как материального, так и процессуального), регулирующих, в частности, и военно-служебные отношения.

Настоящая книга представляет собой учебный курс, в котором систематизированы теоретические знания современного правового регулирования военной деятельности государства.

Актуальность подготовки данного учебника обусловлена необходимостью:

- проведения современных научно-теоретических исследований военного права и его отдельных институтов (военная организация государства, военная служба, военнослужащий и др.), систематизации указанных знаний и их изучения;

- определения направлений реформирования военной организации государства;

- улучшения практики деятельности военной организации государства и ее составных частей (войск, воинских формирований, государственных органов);

- разработки законодательства в сфере военной деятельности государства;

- формирования эффективной системы комплектования военной организации государства.

Теорию военного права в разные годы разрабатывали видные ученые в области юриспруденции. Из дореволюционных ученых следует назвать таких ученых, как П.О. Бобровский, А. Греков, А.М. Добровольский, С.А. Друцкой, П. Заусцинский, А.С. Лыкошин, В.Д. Кузьмин-Караваев, П.Л. Лобко, П. Лузанов, А.Ф. Редигер и др. Особо следует отметить книгу немецкого ученого Л. фон Штейна "Военный быт как часть науки о государстве", изданную в России в 1875 г. в переводе российского юриста А. Эртеля.

В первые годы советской власти вопросы военного права получили освещение в работах М. Загю и А. Савари.

Вопросы теории и практики военной службы, юридической ответственности военнослужащих в 40-60-е гг. активно разрабатывали Д.Н. Артамонов, Н.А. Виноградов, Г.Н. Колибаба, А.Е. Лунев, С.С. Студеникин, И.Ф. Побежимов, В.Г. Романов, В.М. Чхиквадзе, М.Я. Савицкий и др.

В 70-90-е гг. разработкой военно-правовых проблем в основном занимались ученые Военно-политической академии Военного института Министерства обороны (Военного университета). В эти годы были защищены десятки диссертаций. Докторские диссертации защитили Н.В. Артамонов, И.Н. Арцибасов, Х.М. Ахметшин, Ф.С. Бражник, В.Н. Гречуха, Г.И. Загорский, А.С. Кобликов, А.В. Коровников, Н.И. Кузнецов, Ю.И. Мигачев, А.С. Самойлов, Б.Ф. Старов, В.Г. Стрекозов, А.А. Тер-Акопов, А.А. Толкаченко, В.П. Шупленков. Одними из последних докторские диссертации по военному праву защитили А.В. Кудашкин, В.В. Кудашкин, Н.И. Петухов, А.Н.Савенков*(2).

Цель учебника - систематизировано изложить наиболее важные положения военного права, которые будут служить единой методологической основой для изучения учебных дисциплин и специальных учебных курсов, преподаваемых в Академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и военных академиях, в высших военных учебных заведениях профессионального образования, а также во всех других высших учебных заведениях, в которых осуществляется обучение по программам подготовки офицеров запаса. Содержание и структура учебника определены содержанием и системой военного законодательства, а также практическими и учебно-педагогическими целями.

Предметом изучения курса "Военное право" является комплексное правовое регулирование разнообразных отношений, складывающихся в процессе военной деятельности государства.

Основными задачами учебного курса "Военное право" являются:

1) дать глубокие и систематизированные знания о сущности военного права и основных институтах военного права - военной организации государства, военной службе, ее видах, принципах, военнослужащих и др.;

2) ознакомить с правами и их ограничением, обязанностями, вопросами юридической ответственности военнослужащих;

3) обучить правильному ориентированию в обширном военном законодательстве;

4) информировать о зарубежном опыте военной деятельности государства, организации военной службы, правовой регламентации деятельности военнослужащих;

5) способствовать развитию военного законодательства и укреплению правопорядка в военной организации государства и др.

В основе построения учебного курса "Военное право" лежит внутренняя связь общественных отношений, составляющих предмет военного права, и последовательность регулирующих их правовых норм.

Курс "Военное право" призван удовлетворить насущную потребность в учебной литературе по военно-правовой проблематике, необходимой для подготовки военнослужащих, особенно офицеров и курсантов, обучающихся в высших военно-учебных заведениях профессионального образования, а также во всех других высших учебных заведениях, в которых осуществляется обучение по программам подготовки офицеров запаса.

В настоящем учебнике описан, в том числе с теоретико-правовых позиций, ряд институтов военного права, которые не были освещены в ранее опубликованных учебных пособиях и учебниках по военному праву, и, следовательно, он может быть использован при преподавании курса военной администрации и освещении вопросов, содержащих военные аспекты, отдельных общеправовых дисциплин как в Военном университете, так и в других юридических вузах. Учебник будет полезен также практическим работникам военных судов, прокуратур, юридических служб, должностным лицам органов военного управления, военнослужащим и гражданскому персоналу военных организаций.

В связи с тем, что курс "Военное право" предназначен не только для курсантов и слушателей юридических вузов, но и для лиц, обучающихся не по юридическим специальностям, он начинается с изучения понятия права и его источников, раскрытия содержания понятия военного права и военного законодательства. Далее рассматриваются темы, посвященные его основным институтам: правовые основы защиты Отечества, обороны и военной безопасности; правовое положение военной организации государства, ее комплектование; военная служба и военнослужащие (исполнение воинской обязанности и поступление на военную службу по контракту; прохождение военной службы; статус военнослужащих; материальное обеспечение военнослужащих); правоохранительная деятельность в войсках, организация и деятельность военных судов, военных прокуратур, юридической службы; правовое положение военных учреждений и предприятий, ведение войскового хозяйства; обеспечение дисциплины, законности и воинского правопорядка. Заключительные темы курса затрагивают военные аспекты международного права и военное право зарубежных государств.

При изучении разнообразных практических аспектов военного права целесообразно обращаться к текстам основных нормативных правовых актов, использовать комментарии к ним, материалы судебной практики, публикации в научно-практическом журнале "Право в Вооруженных Силах", электронное периодическое издание "Военное право".

§ 2. Сущность права и его источники

Право является продуктом общественного развития, который в государстве оформляется как основной регулятор общественных отношений. Иные регуляторы (обычаи, моральные, религиозные и другие неправовые социальные нормы) второстепенны по сравнению с правовым регулированием общественных отношений.

По сравнению с другими социальными регуляторами поведения людей право имеет ряд специфических признаков как особый регулятор общественных отношений. Праву присущи следующие формальные признаки:

1. Согласованность интересов придает праву общеобязательность и нормативность регулирования. Право есть система регулирования, выражающая общую и индивидуальную волю, учитывающая интересы различных слоев общества в государстве, т.е. оно основано на согласии и компромиссе. Все иные социальные нормы отражают волю и интересы только определенных групп и образований людей.

2. Общеобязательность права. Право представляет собой единственную систему социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Например, запреты, установленные в нормах закона, обязательны для всех людей без исключения вне зависимости от их социального положения, пола, расы и т.д. Именно через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: например, членов различных общественных организаций, религиозных обществ, трудовых коллективов и т.д.

3. Нормативность является основополагающим свойством права, придающим ему качество специфического регулятора. Право состоит из правил поведения (норм), которые устанавливают определенные предписания, права и обязанности субъектов. Нормы права, являясь первичными элементами системы права, группируются в более крупные образования права - институты, подотрасли и отрасли (гражданское, уголовное, административное право и др.).

4. Право обеспечивается властью. Нормы права устанавливаются государством в официальных актах, и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Установление норм права осуществляется от его имени органами государственной власти, уполномоченными создавать, изменять или отменять правовые нормы. Другие виды социальных норм государством не устанавливаются, т.е. они не обладают силой правовых норм. Нормы права содержат официальные веления государственной власти посредством предоставления прав и возложения юридических обязанностей, предписания должного поведения и установления запрета на совершение определенных действий. Исполнение (реализация) норм права обеспечивается государством, в том числе и методами государственного принуждения, применение которых опирается на силу государственного аппарата.

5. Праву присуща формальная определенность, которая воплощается в правовых актах (источниках права, например, законе). Именно нормы права, в отличие от иных норм, способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей. Право, обладая формальной определенностью, утверждает устойчивый порядок в обществе.

Таким образом, в самом общем виде право можно определить как систему общеобязательных норм (правил поведения), установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений в интересах человека, общества и государства.

Источник права понимается как внешняя форма выражения и существования норм права. Система источников права в своей совокупности образует систему законодательства. В то же время закон не всегда тождественен праву. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий перечисленным признакам права, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

Источникам права присущи обязательность, формальная определенность и общеизвестность.

Обязательность означает непререкаемость правовых установлений, беспрекословность их выполнения со стороны всех субъектов права. Формальная определенность предполагает внешнее выражение, оформление правовых предписаний. Общеизвестность, т.е. доступность для ознакомления с содержанием источников права, предполагает, что правовая норма должна быть официально доведена до сведения субъектов ее исполнения.

Различают следующие основные источники права:

1) нормативный правовой акт;

2) правовой обычай;

3) правовой прецедент.

К источникам права также относятся: общие принципы права, правовая доктрина, нормативный договор.

Под правовым обычаем понимается общеобязательное правило поведения, сложившееся в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему оно установилось как устойчивая норма. Правовой обычай соблюдается в силу целесообразности или традиции и обеспечивается мерами государственной защиты. Правовые обычаи прямо не зафиксированы в законодательстве, но используются в гражданском, семейном, земельном и некоторых других отраслях права. Роль правового обычая и сфера его применения невелики. Чем выше нормативная урегулированность какой-либо сферы общественных отношений, тем меньше роль и сфера действия правового обычая.

Под правовым прецедентом понимается решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение, ставшее нормой, эталоном при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Прецедентное право получило свое развитие в ряде зарубежных стран, например в Великобритании и США, где сложилась система правил действия прецедента (англосаксонская правовая семья). В Российской Федерации юридический прецедент существует в форме прецедента судебного толкования, который, не устанавливая первоначальные нормы, вносит дополнения и исправления в общие нормативные предписания. В то же время особое место занимают решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые обязательны не только для судебной, но и для законодательной и исполнительной властей.

Нормативный договор как источник права представляет собой соглашение нескольких субъектов права, содержащее юридические нормы. Примерами нормативного договора являются договоры о разграничении полномочий, заключаемые между Российской Федерацией и ее субъектами. Правовая доктрина, не применяемая в России в качестве источника права, довольно широко используется в государствах англосаксонской правовой семьи и мусульманских государствах, где суд при разрешении конкретного дела может ссылаться на труды известных юристов и обосновывать их взглядами принимаемые судебные решения. Общие принципы права широко используются в международном праве и процессуальных отраслях права внутри государства.

Среди источников права ведущее место занимает нормативный правовой акт. Нормативный правовой акт - это акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Он является наиболее совершенной формой источника права. Нормативным актам присущи такие черты, как наличие общих правил поведения, писаная документальная форма и особый порядок издания. Нормативный акт придает правовым нормам юридическую силу.

Нормативные правовые акты можно классифицировать по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию, по объему и характеру действия; по издающим их субъектам.

Единая система нормативных правовых актов в Российской Федерации включает в себя:

- федеральные нормативные правовые акты;

- нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

К федеральным нормативным правовым актам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, имеющие обязательный характер для населения Российской Федерации.

К нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации относятся конституции (основные законы) субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, имеющие общеобязательный характер для населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления издают нормативные правовые акты по вопросам управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка, а также по иным вопросам местного значения.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Конституция Российской Федерации (Основной Закон) имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

К законам относятся нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принятые в законодательном порядке представительными органами государственной власти или референдумом, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Законы в своей совокупности образуют законодательство (федеральное и субъектов Российской Федерации). Федеральное законодательство включает федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а законодательство субъектов Российской Федерации - законы субъектов Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы субъектов Российской Федерации - федеральным законам и федеральным конституционным законам.

Законодательный порядок принятия законов включает четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, его обсуждение, принятие закона, его официальное опубликование (обнародование). Неопубликованные законы не применяются.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы принимаются как по предметам исключительного ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся, например, принятие и изменение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на федеральном уровне издаются федеральные законы, а на уровне субъектов - законодательные акты субъектов Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, например, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование. Законодательные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует закон субъекта Российской Федерации.

Законы принимаются представительным и законодательным органом государственной власти Российской Федерации, представительными и законодательными органами власти субъектов Российской Федерации либо референдумом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Это постоянно действующий орган, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Наряду с законами источниками права также являются иные нормативные правовые акты Российской Федерации (подзаконные акты), которые издаются Президентом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции во исполнение Конституции Российской Федерации и законов. При этом данные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, но могут дополнять их и конкретизировать их положения.

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются во исполнение его полномочий. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории страны, не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В соответствии с Конституцией и федеральными законами Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в различных областях государственной жизни, в том числе военной: формирование Совета Безопасности Российской Федерации и руководство его деятельностью; утверждение военной доктрины Российской Федерации; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации, введение военного и чрезвычайного положения и др. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации предназначены реализовать исполнительную власть в государстве. В соответствии с Конституцией к полномочиям Правительства относится: разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др. В целях реализации своих полномочий на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает нормативные правовые акты в виде постановлений и распоряжений и обеспечивает их исполнение. В случае противоречия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

К подзаконным актам также относятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента Российской Федерации. В структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, помимо Правительства Российской Федерации, входят федеральные министерства, государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также иные федеральные органы исполнительной власти.

Акты федеральных органов исполнительной власти носят, как правило, внутриведомственный характер, т.е. регулируют деятельность подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Наряду с этим существуют и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти межведомственного характера, которые регулируют общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности общества и являются обязательными для отраслевых органов, а также организаций и граждан.

Нормативные правовые акты издаются в пределах своей компетенции и органами местного самоуправления (представительными и исполнительными). Такими актами могут быть нормативные решения или постановления по различным вопросам местного характера.

От нормативных правовых актов необходимо отличать акты применения права. Актом применения права является официальное решение государственного органа, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

В отличие от нормативных правовых актов акты применения норм права носят индивидуальный характер, регулируют конкретные общественные отношения, обращены к конкретным лицам, а их действие распространяется на конкретный случай. Акты применения норм права реализуют предписания законов и иных нормативных правовых актов, выступая необходимым средством выполнения нормативных предписаний в конкретных жизненных ситуациях применительно к конкретным субъектам права. К ним относятся, в частности, индивидуальные правовые акты (о назначении на воинскую должность, присвоении воинского звания, исключении из списков воинской части и др.), судебные решения, акты регистрации гражданского состояния, а также иные акты, направленные на индивидуальное регулирование общественных отношений.

По объему и характеру действия нормативные правовые акты подразделяются:

- на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

- на акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

- на акты исключительного (чрезвычайного) действия, применяемые только при наступлении исключительных обстоятельств, на которые акт рассчитан (например, Федеральный конституционный закон "О военном положении" применяется при ведении военных действий, Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" - при наступлении чрезвычайных обстоятельств).

В нормативном регулировании общественных отношений основное значение имеет закон. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федерального Собрания Российской Федерации доклад

    Доклад
    В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:
  2. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества российской федерации с иностранными государствами

    Диссертация
    Военно-техническое сотрудничество в системе социально-экономических отношений российского общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  3. Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Безопасность: двойные технологии понятия и определения федерального закон

    Закон
    Л.Ф. Апт – начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации
  4. Конституции Российской Федерации 1993 г и действую­щего российского закон (1)

    Закон
    Учебник написан преподавателями кафедры административного и фи­нансового права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в соот­ветствии с программой курса "Административное право Российской Федерации" на основе положений
  5. Конституции Российской Федерации 1993 г и действую­щего российского закон (2)

    Закон
    Учебник написан преподавателями кафедры административного и фи­нансового права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в соот­ветствии с программой курса "Административное право Российской Федерации" на основе положений

Другие похожие документы..