Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Внеклассное мероприятие'
Оборудование: эмблемы для команд, 3 клубка ниток с загадкой внутри, 14 воздушных шариков, солёное тесто, продукты для бутербродов, ножи, разделочные ...полностью>>
'Документ'
О порядке перехода на определение сметнойстоимости строительства объектов в городе Москвес применением территориальных сметныхнормативов в уровне цен ...полностью>>
'Документ'
Я просмотрел множество книг и фильмов о будущем человечества. Во всех них почти полностью или полностью игнорируется социальный аспект будущего челове...полностью>>
'Урок'
Использование комнатных растений для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии Введение Специфической особенностью преподав...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пояснительная записка к курсу литературы в 5 классе

по учебнику под редакцией В.Г. Маранцмана

Пятый класс является переходным от начальной школы к средней, поэтому представляется целесообразным сохранить привычный детям по младшим классам принцип тематического построения курса, хотя эта тематика эстетически усложняется.
      Движение времени — лейтмотив курса, определивший его построение: основная проблема курса, развиваясь, решается в пяти тематических циклах — «Времена года», «Свобода сказки», «Басни разных времен», «Эпохи жизни», «Человек на дорогах разных времен».
      Первый цикл — «Времена года» — прослеживает движения природы и пронизывает всю программу пятого класса, позволяя ученикам от реальных наблюдений подняться к эстетическому освоению меняющегося пейзажа. Внутренняя цельность занятий заключается не только в том, чтобы дать портреты осени, зимы, весны, лета, но и в том, чтобы открыть неповторимость отношения к ним каждого художника, поэта, музыканта.
      Во втором цикле — «Свобода сказки» — изучаются фольклорные и литературные сказки с целью показать ребятам как художественное своеобразие национальных миров, так и их единство, подсказанное близостью общечеловеческих нравственных ценностей. Сказка дает автору и читателю ощущение беспрерывной свободы движения во времени и пространстве, она несет в себе чудо свободного движения. Сказки фольклорные сменяются литературными, чтобы ребята могли почувствовать единство писателя и народа и осознать в творчестве писателя особое, индивидуальное сознание.
      Вместе с тем в пределах одного сюжета выясняется разность авторских трактовок («Золушка» Ш. Перро и Е. Л. Шварца). Переход от сказок к лимерикам Э. Лира подчеркивает взаимосвязь и особенности жанров, растущих из фольклора.
      Третий цикл — «Басни разных времен». Линия сопоставления писательских миров продолжается здесь сравнением басен Эзопа, Ж. Лафонтена и И. А. Крылова, в которых одни и те же человеческие пороки рассматриваются не вполне одинаково не только потому, что принадлежат разным национальным культурам, но и потому, что написаны в разное время. Современный взгляд представлен «сказками» Ф. Д. Кривина.
      Четвертый цикл — «Эпохи жизни» — показывает движение времени в пределах человеческой жизни от детства к старости. Детство предстает как прекрасное и трудное открытие мира в стихотворении Ж. Превера «Как нарисовать птицу» и повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», мучительность и необходимость перехода от детства к юности — в рассказе Ю. П. Казакова «Оленьи рога». «Разноцветная бабочка» А. П. Платонова, изображая отношения людей разных поколений, побуждает думать о том, что такое зрелость, берущая на себя ответственность за жизнь. Старость, не расстающаяся с энергией жизни, показана в рассказе К. Г. Паустовского «Парусный мастер». Стихотворение В. В. Набокова «Лестница» позволяет поэтически проследить всю жизнь человека в отражениях памяти. Четвертый цикл представляет собой лишь общий очерк этой темы, отдельные части которой находят продолжение и в дальнейшем курсе пятого и шестого классов.
      Пятый цикл — «Человек на дорогах разных времен» — обращен к истории, которая меняет личность, властно вторгается в судьбы людей и творится их усилиями. Хронологическое расположение материала в цикле подчеркивает эту зависимость человека от истории и в ее «минуты роковые», и в обыденном течении жизни. Что вечно в человеке? Меняет ли его время? Эти вопросы проблемно организуют тему, начавшуюся басенным вступлением. Война 1812 года предстает в басне И. А. Крылова «Волк на псарне» и в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино», русский характер и страницы истории XIX века — в оценках И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, современность — в «сказке» Ф. Д. Кривина «Почему черепахи так долго живут». Программа завершается изучением «Трех Толстяков» Ю. К. Олеши, где конкретная история овеяна духом вечности.
      Пятый класс — ответственное звено в курсе литературы и потому, что ученикам предстоит овладеть значительным кругом теоретико-литературных понятий: от сравнения до индивидуального стиля писателя. Последовательность освоения этих понятий продиктована не только характером литературного материала, но и посильностью ряда восхождений для ученика.
      Пятиклассники менее всего расположены к теоретическому осмыслению литературных явлений. Ни их скромный читательский опыт, ни непосредственно эмоциональное восприятие художественного текста не предполагают быстрого достижения уровня эстетических обобщений в юном читателе. Однако ученики пятого класса уже готовы к чтению серьезных произведений, а не только специально детской литературы. Это обстоятельство обязывает учителя литературы дать пятиклассникам ключи к постижению художественных произведений, и без теоретико-литературных понятий здесь не обойтись.
      Объем теории литературы в пятом классе достаточно значителен. Прежде всего уделяется внимание особенностям художественной речи, состоящим из слова-образа: сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, аллегория, a также интонации поэтической и прозаической речи, ритм, двусложные размеры стиха, рифма, строфа. В заключение дается самое общее представление о поэзии и прозе.
      Мы стремимся здесь дать представление о внутренней структуре литературного произведения: тема и идея художественного текста, композиция, сюжет, контраст, движение чувств в стихотворении, портрет литературного героя, пейзаж, авторская речь и внутренний монолог героя, диалог.
      Из литературных жанров осмысляем наиболее знакомые и доступные детям народные и литературные сказки, басни, считая, что дальнейшее освоение жанров будет происходить постепенно и найдет системное воплощение в курсе восьмого класса.
      Наиболее трудным и вместе с тем наиболее актуальным для пятого класса оказывается круг понятий, связанных с автором и его отношением к действительности: понятие об индивидуальном стиле писателя, роль сравнения в выявлении авторского отношения к герою, приемы создания комического, способы выражения авторского отношения к героям.      Круг внеклассного чтения связан с текстуально изучаемыми произведениями либо единством темы, либо именем писателя и дает возможность учителю наблюдать перенос результатов образования — прежде всего освоенность теоретико-литературных понятий — в сферу свободного чтения.
      Осуществление этих целей должно быть неразрывно связано с собственным литературным творчеством учащихся. Не просто запомнить, что называется эпитетом или сравнением, не только научиться находить и объяснять их в произведении, но обязательно попытаться самому посмотреть на мир (цветок, дерево, небо, реку) глазами художника, передать другим свое видение — такую задачу должен ставить учитель перед детьми, сочетая в едином процессе изучение произведения, теоретико-литературных понятий и собственное литературное творчество школьников.

Наизусть учащимся рекомендуется выучить по одному стихотворению о временах года русских поэтов А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, С. А. Есенина, Н. А. Заболоцкого и одну из миниатюр М. М Пришвина из книги «Глаза земли».

Тема урока.

Часы

Примечания

1

 Движение времени

1

2-5

М. М. Пришвин. «Глаза земли»

4

6-8

Ф. И. Тютчев. «Что ты клонишь над водами...»;
А. А. Фет. «Ива», «Бабочка»; В. В. Набоков. «Бабочка»

3

9-12

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. IV, строфа XL «Но наше северное лето...»);
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»;
И. А. Бунин. «Листопад»;
Н. А. Заболоцкий. «Сентябрь», «Не позволяй душе лениться!»

4

13-14

А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» (гл. IV, строфы XLI, XLII «Встает заря во мгле холодной...», гл. VII, строфы XXIX, XXX «Но лето быстрое летит...»);
А. А. Фет. «Печальная береза»;
С. А. Есенин. «Береза»

2

15-17

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. VII, строфа I
«Гонимы вешними лучами...»);
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»;
А. А. Фет. «Это утро, радость эта...»;
И. А. Бунин. «Бушует полая вода...»;
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»

3

18-20

Русские народные сказки «Байка о щуке зубастой», «Мудрая дева», «Перышко Финиста ясна сокола»

3

21-24

А. С. Пушкин. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4

25

Т. А. Гофман. «Щелкунчик» (чтение и обсуждение)

1

26-28

X. К. Андерсен. «Снежная королева»

3

29-30

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

2

31-32

Э. Лир. Лимерики;
Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес» (чтение и обсуждение)

2

33

Е. Л. Шварц. «Золушка» (чтение и обсуждение)

1

34-35

Басни.
Эзоп. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок»;
Лафонтен. «Ворон и Лис»

2

36-38

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Квартет», «Волк на псарне»

3

39

Ф. Д. Кривин. «Почему черепахи так долго живут»

1

40

Ж. Превер. «Как нарисовать птицу»

1

41-44

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»

4

45-46

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (чтение и обсуждение)

2

47

Ю. П. Казаков. «Оленьи рога»

1

48

В. В. Набоков. «Лестница»

1

49

К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

1

50-51

А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка»

2

52-53

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

2

54-55

М. Ю. Лермонтов. «Бородино», «Два великана»

2

56-57

А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Лес», «Урожай», «Разлука», «Не шуми ты, рожь...»

2

58-61

И. С. Тургенев. «Муму»

4

62

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

1

63

Дж. Лондон. «Белый Клык»

1

64-67

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»

4

67-70

Резерв

Пояснительная записка к курсу литературы в 6 классе

по учебнику под редакцией В.Г. Маранцмана

Построение программы 6-го класса в основном подчинено хронологическому принципу: от мифов и библейских сказаний до произведений современных писателей.

Лейтмотив курса – человек и другие люди, идеи побуждения, во имя которых человек совершает поступок, наконец, человек в сложных взаимоотношениях с самим собой и народом.

Выбор человеком своего пути, е го дорога к героическому поступку и причины отступления от благородства человеческой натуры составляют круг размышлений.

Изучение теории литературы поддерживает впечатление о многообразии и мощи искусства. Разнообразные формы эпоса (миф, сказание, былина, притча, поэма, баллада), понятие о юморе, сатире как разных способах отношения к действительности и особенностях поэтического образа (гипербола, символ и т.д.), наконец, внутренняя организация литературного произведения (конфликт, система образа, композиция, портрет, диалог, внутренний монолог) – таков диапазон теоретико-литературных понятий, способствующий эстетическому освоению искусства слова.

Литературное творчество в 6-м классе становится более многожанровым. Здесь происходит отрыв от «образца» и углубляется ориентация на собственное осмысление явлений жизни, искусства.

Внеклассное чтение дает возможность ученикам сопоставить изучаемые в школе произведения с другими сочинениями того же писателя.

Тема урока.

Часы

Примечания

1

Человек и его поступок

1

2-4

Мифы Древней Греции.Прометей. Подвиги Геракла.

Миф об Орфее.

3

5-6

Библейские сказания. «Сказание об Иосифе и его братьях»; «Руфь», «Давид и Голиаф»

2

7-10

Героический эпос народов мира. Героический эпос русского народа. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

4

11-12

Летопись.

2

13-14

И.Ф. Шиллер «Перчатка»

2

15-22

А.С. Пушкин. «Полтава», «Выстрел», «Соловей и роза»

8

23-24

А.В. Кольцов. «Соловей», «Урожай», «Разлука»

2

25-30

М.Ю. Лермонтов. «Парус», «На севере диком…», «Песня про купца Калашникова»

6

31-34

Н.В. Гоголь «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

4

35-38

И.С. Тургенев «Бирюк», «Русский язык»

4

39-40

М.Е. Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

2

41-43

Н.С. Лесков. «Левша»

3

44-47

Л.Н. Толстой. «Детство»

4

48-49

А.П. Чехов. «Хамелеон»

2

50-53

А.М. Горький. «Детство»

4

54-55

В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям»

2

56

В.В. Набоков. «Обида»

1

57-58

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Тишина»

2

59

М.А. Светлов. «Гренада»

1

60-61

М.М. Зощенко. «Голубая книга» («Интересная кража в кооперативе», «Происшествие»)

2

62-64

К.Г. Паустовский. «Золотая роза» («Драгоценная пыль», «Цветы из стружек», Язык и природа», «Молния» и др.)

3

65-66

В.Г. Распутин. «Уроки французского»

2

67-69

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

3

70

Урок обобщения теоретико-литературных понятий

1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка к курсу литературы в 11 классе по учебнику

    Урок
    Программа по литературе для 11 класса предназначается для продолжения и завершения литературного образования учащихся и строится на историко-хронологической основе.
  2. Пояснительная записка к курсу литературы в 10 классе по учебнику

    Урок
    Старшеклассники в возрастном развитии переживают период ранней юности. Исследования по педагогике и психологии подчеркивают, что это качественно новый период развития человека, в котором центральное место занимает проблема взаимоотношения
  3. Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов,

    Пояснительная записка
    Учебные программы для V—IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения.
  4. Пояснительная записка Изучение иностранного языка в девятом классе в соответствии со стандартом основного общего образования по английскому языку направлено

    Пояснительная записка
    Изучение иностранного языка в девятом классе в соответствии со стандартом основного общего образования по английскому языку направлено на достижение следующих цели:
  5. Пояснительная записка данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений рф, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004, №1312

    Пояснительная записка
    Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,

Другие похожие документы..