Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
90-е годы прошлого столетия радикально изменили социокультурный контекст изучения языков международного общения в России и других, особенно европейск...полностью>>
'Документ'
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; т...полностью>>
'Документ'
Багатовікова історія української пісні, її невичерпне багатство, її духовна сила сприяли закріпленню в ній великої кількості понять-символів, у яких ...полностью>>
'Документ'
Повторення, узагальнення та поглиблення вивченогоСловосполучення і речення. Головні члени речення. Просте речення. Звертання, вставні слова, однорідні...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

§ 107. Современная Россия

«Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятель­ным государством после распада СССР, необходимость перехода к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усу­губляли кризис. Повседневными явлениями стали пустые прилав­ки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность арастала.

Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую мобилизацию — достижение баланса между платежеспособным просом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проподником этой полич стал Е.Т.Гайдар, получииший пост вице-премьера и новом правительстве.

Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи государства создаст оптимальную структуру экономического развития. В общественном сознании присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства в экономиче­скую жизнь. Однако серьезным специалистам в области экономи­ки было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив, неуклонно возрастать. Факторами, осложнявшими реформы, была дезинтеграция народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.

Уверенность команде реформаторов придавала и позиция За­пада. Правительство рассчитывало на получение крупных креди­тов от международных финансовых институтов — Международно­го валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконст­рукции и развития (МБРР).

Программа стабилизации экономики состояла во введении сво­бодной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ. Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты в государственном секторе. Начался без­удержный рост инфляции.

Приватизация и ее особенности в России. Важным направлени­ем в структурной политике правительства стала приватизация (разгосударствление) промышленности, розничной торговли и сфе­ры обслуживания. В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промыш­ленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства. Во-первых, в привати­зации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим. Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в обновлении производства. Таким образом, приватизация не привлекла необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддерж­ки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек — ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Но в условиях обнищания и эко­номической безграмотности многие граждане либо продавали ва­учеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдававшие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий до­ход. Государство практически не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли на­циональное богатство.

Результаты приватизации. Спад производства и технологическое отставание приняли опасные размеры. Отечественные товаропро­изводители утратили контроль над 50 % национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Вместо задуманной социальной модернизации общества, в ре­зультате которой было бы снято отчуждение личности от собствен­ности, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населения страны получили экономическую власть. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппара­та, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупи­ли богатства страны и представители «теневой» экономики и кри­минала.

Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям в обществе. Убыль населения России достигает ныне около 1 млн. человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддер­живать экономику и социальную устойчивость в стране. Однако правительству удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997— 1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось ожив­ление.

Однако 17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, выз­вавший многократное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа про­мышленных и продовольственных товаров, что способствовав росту отечественного производства. Дополнительным благоприят­ным фактором стали установившиеся п этот период на мировом рынке высокие цены на нефть. Поэтому в 1999 — 2004 гг. наблю­дался подъем в промышленности и сельском хозяйстве. Однако рост экономики остается неустойчиным и весьма противоречивым во многом зависит от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения продолжают оставаться крайне низкими.

Общественно-политическое развитие в 1991 — 1993 гг. Экономическая политика не могла не привести к росту социальной и; пряженности в обществе и обострению политической борьбы. Вс ной 1992 г. соотношение политических сил решительно меняется. Трудности реформирования страны приводят к лишению прак тельства «кредита доверия». Авторитет оппозиционных сил растем. Непримиримую позицию к оппозиционным силам занял пре­зидент Ельцин. Призрак гражданской войны стал витать над Рос­сией. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность съез­да народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вы­шел указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействительным, как противо­речащий Конституции.

В Москве оппозицией были организованы демонстрации. По­скольку телевидение тенденциозно освещало события, силами оппозиции 3 октября была предпринята попытка овладеть Остан­кинским телецентром. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокиро­ван. 4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Совета. В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие ранены.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж систе­мы советской власти сверху донизу. Был подготовлен проект но­вой Конституции, существенно увеличивший власть президента. В соответствии с новой Конституцией, которая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., Россия становилась президент-ско-парламентской республикой. Президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициати­вы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состоит из Совета Федерации, пред­ставленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Общественно-политическое развитие в 1994 — 2004 гг. В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. Блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром выдвигал либеральную программу. Поскольку в России основным носителем либерального сознания был не устойчивый слой собственников, а интеллигенция, это определило некоторые своеобразные черты российского либера­лизма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличе­ние значения свободы в сфере потребления. В своей избиратель­ной кампании блок «Выбор России» опирался на поддержку административных структур, банков. Блок имел значительный успех на выборах 1993 г., но на выборах 1995 г. не смог попасть в парла­мент.

В ходе предвыборной кампании осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский — Болдырев—Лукин» («Яблоко»), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку блок получал в 1993, 1995, 1999 гг. около 7 —10 % голосов, а 2003 г. не смог преодолеть 5%-ного барьера. Лидеры «Яблока» подчерки­вали, что курсу Ельцина можно противопоставить не только ком­мунистическую альтернативу, но и демократическую.

Активную политическую деятельность на выборах 1993 г. раз­вернула ЛДПР (Либерально-демократическая партия России, ли­дер В.В.Жириновский), которая заявила о своем антизападни­ческом либерализме «простых людей». Жириновский снискал себе поддержку среди разнородных слоев. Опираясь на искусную дема­гогию и популизм, партия В.В.Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте. На последующих выборах представительство ЛДПР сократилось.

Значительную поддержку на выборах в 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. получила Коммунистическая партия РФ (КПРФ) под ру­ководством Г.А.Зюганова. Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной эконо­мики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны. Постепенно поддержка КПРФ населением снижалась.

Выборы 1995 г. показывали растущую роль в политической жизни страны оппозиции. Напряженной была президентская предвыбор­ная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй — 3 июля 1996 г. Во вто­ром туре борьба развернулась между Б.Н.Ельциным и Г.А.Зюга­новым. По итогам второго тура победу одержал Б. Н. Ельцин.

Для периода 1995— 1999 гг. была характерна частая смена пра­вительств, которым приходилось решать сложные экономические и социальные проблемы. Вопросы финансовой стабилизации вла­сти решали во многом путем массовых задержек зарплаты трудя­щимся. В результате в 1997— 1998 гг. большого размаха достигло забастовочное движение.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных респуб­лик. Во многих республиках усиление сепаратизма сопровождалось ростом притеснения русских, составляющих часто большинство населения. Особенно опасное положение сложилось на Северном Кавказе. Чеченская Республика превратилась в источник преступности во всей России. Попытка восстановить конституци­онную законность и правопорядок привела к войне в Чечне в 1995 — 1996 гг. Военные действия были неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей. Чечня факти­чески стала независимым бандитским государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е. М. Примакова, за ко­торого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому пра­вительству удалось укрепить экономическое положение, добиться роста промышленности, спада социальной напряженности, пре­кращения массовых забастовок. Однако попытка Думы отстранить от власти Ельцина в мае 1999 г. привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Даге­стан. Вновь развернулись боевые действия на Северном Кавказе. Они были довольно успешными для российской армии, которая во многом учла опыт первой чеченской кампании. При поддержке местного населения боевики были выбиты из Дагестана. Осенью 1999 г. произошли чудовищные террористические акты — взрывы жилых домов в Москве и ряде других городов. Их связали с дей­ствиями чеченских террористов. Осенью началась антитеррори­стическая операция в Чечне. К началу 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основные силы сепаратистов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех и решительность боевых действий привели к росту попу­лярности Путина.

В декабре 1999 г. состоялись очередные парламентские выборы. Второе место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной под­держке Путина. Вместе с другими проправительственными сила­ми «Единство» составило большинство в Думе. 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Ис­полняющим обязанности президента стал Путин. На президент­ских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу в первом туре и стал Президентом России.

На рубеже XXI в. Итоги выборов 1999 — 2000 гг. во многом из­менили ситуацию в России. В Думе сложилось пропрезидентское большинство, позволившее принять ряд важных законов.

Правительство продолжило проведение реформ. Было призна­но, что залогом их успеха является наличие сильной государствен­ной власти. Президент В. В. Путин предпринял ряд шагов в этом направлении. Было создано семь федеральных округов, в которые назначены полномочные представители президента. Законодатель­ство республик, краев, областей приводится в соответствие с фе­деральными законами. Установлен новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания - Совета Федерации. Он теперь состоит не из глав, а из представителей регионов. Принят закон о партиях, призванный повысить их роль и ответственность в жизни общества. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество. В них соединены символы дореволюционной, советской и совре­менной России. Население поддерживало политику Путина. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». В марте 2004 г. Путин был второй раз избран Президентом Российской Федерации.

Осуществляются налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы. Решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. С 2004 г. началась административная реформа, изменившая структуру министерств и других высших органов вла­сти России. Продолжилось проведение политической реформы. По предложению В.В.Путина были отменены прямые выборы губер­наторов населением. Их кандидатуры стали вноситься президен­том и утверждаться законодательным собранием регионов. Выбо­ры в Государственную думу стали проводиться исключительно по партийным спискам. Для обеспечения взаимодействия граждан с органами власти, защиты прав и свобод, с целью контроля за деятельностью органов власти была сформирована Общественная палата Российской Федерации.

В начале XXI в. продолжался рост российской экономики, хотя и сохранялась сильная зависимость этого роста от высоких миро­вых цен на нефть и газ. Успехи в экономике сделали возможным принятие в 2005—2006 гг. по инициативе президента национальных проектов, направленных на совершенствование здравоохранения, образования, развитие сельского хозяйства, обеспечения населе­ния жильем. Остро был поставлен вопрос о преодолении демогра­фического кризиса, охватившего Россию с начала 90-х гг. XX в. Приняты меры по стимулированию роста рождаемости, защите матери и ребенка. В целом укрепление властной вертикали усили­вало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.

Реальной угрозой для России, как и для многих других стран, остается терроризм. Для России эта угроза во многом связана с напряженной обстановкой в Чечне. О серьезности проблемы сви­детельствуют захват заложников в октябре 2002 г., взрывы летом 2003 г. и зимой 2004 г. в Москве, чудовищный террористический акт в североосетинском городе Беслане в сентябре 2004 г. Наряду с военными мероприятиями в Чечне предпринимаются меры по налаживанию там мирной жизни, созданию органов управления. На референдуме в 2003 г. население Чечни приняло Конституцию, устанавливающую основы государственности республики и зак­репляющую се нахождение в составе России. Прошли выборы президента Чечни, а затем и парламентские выборы.

Совместное противостояние международному терроризму спо­собствовало развитию отношений России с США, НАТО Однако действия США, нацеленные на усиление своей гегемонии в мире подрыв роли ООН и международного права, вызвали возражение российского руководства. На этой основе укреплялись связи Рос­сии с Францией и Германией. Российская дипломатия действует на всех направлениях. В 2001 г. подписан российско-китайский до­говор о дружбе и сотрудничестве. Все большую роль в междуна­родных отношениях играет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникшая в 2002 г. на базе так называемой «шанхайской пятерки» в составе России, Китая, Казахстана, Кирги­зии и Таджикистана, созданной еще в 1996 г. О намерении всту­пить в ШОС заявили Индия, Пакистан, Иран. В начале XXI в. Рос­сия стремилась восстановить взаимовыгодные отношения с дав­ними партнерами — Индией, Северной Кореей, Кубой, Вьетна­мом. Российская дипломатия защищала национальные интересы страны в ходе кризиса, вызванного попытками США и их союзников «наказать» Иран за развитие его ядерной программы.

Укреплялось разностороннее сотрудничество России со многими странами СНГ, продолжалось создание союзного государства России и Белоруссии. Однако события, связанные с приходом к власти в ряде стран СНГ (Грузия, Украина) проамерикан­ских сил, потребовали от руководства России поиска новых под­ходов к политике в рамках СНГ.

§ 108. Культура второй половины XX в.

Развитие науки и техники. Основой развития экономики пере­довых стран мира во второй половине XX в. стали достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышлен­ного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к даль­нейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок впе­ред совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры и телевизоров. Стало возможным и массовое производство товаров длительного пользования для населения — автомобилей, холодильников, микроволновых пе­чей и т.д. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность живот­новодства. Научные открытия вели к созданию таких новых транс­портных средств, как реактивная авиация и космические ракеты.

В 70-е гг. XX в. начался новый этап научно-технической револю­ции. Наука полностью сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одной чертой данного этапа стало резкое сокращение сроков между научным от­крытием и его внедрением в производство. Своеобразным симво­лом этого времени стал персональный компьютер, который с последних десятилетий XX в. стал неотъемлемой частью как про­изводства, так и частной жизни в развитых странах. Появление Интернета сделало общедоступной огромное количество инфор­мации. Микропроцессоры начали широко применяться для авто­матизации производства. Огромные перемены произошли в сред­ствах связи. Здесь появились факсы, пейджеры, сотовые телефоны. Принципиально новыми устройствами являются также копиро­вальные аппараты (ксероксы), сканирующие устройства и т.д.

Ярчайшие достижения науки второй половины XX в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутни­ка Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-американской гонке в исследовании космоса. Достижениями этой гонки стали: выход человека в скафандре в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере, Марсе, полет человека на Луну, со­здание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продол­жаются. Так, началось создание Международной космической станции, в котором принимают участие США, Россия, страны ЕС и др.

Новые черты культуры. В 40 — 50-е гг. XX в. главной темой произведений искусства являлась прошедшая война. Событиям вой­ны были посвящены памятники и монументы, литературные про­изведения, важнейшее место военная тема занимала в кинемато­графе, музыке, живописи. Во Франции к теме войны обращались писатели Л.Арагон, П.Элюар, А.Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого (тема «расчета с прош­лым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б. Кел­лермана, «Мертвые остаются молодыми» А.Зегерс. В ФРГ с ог­ромной силой эти проблемы были подняты в произведениях ставшего впоследствии всемирно знаменитым писателя Г. Бёлля (ро­ман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведе­ниях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т.Манн, Э.Ремарк).

Для всех этих произведений характерен реалистический под­ход. Это же отличает творчество американских писателей того вре­мени У.Фолкнера, Э.Хемингуэя. Реализм в литературе сохранял­ся и позже.

Подобные явления наблюдались и в кинематографе. После вой­ны огромную известность получают итальянские фильмы, создан­ные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р. Росселини «Рим — открытый город» об участниках движения Сопротивления.

В 60 —70-х гг. XX в. в Италии снималось немало фильмов, обра­щенных к социальной и политической тематике. В них остро ста­вились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии.

Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди амери­канских фильмов также немало таких, которые обращались к ак­туальной социально-политической тематике. Так, многие выдаю­щиеся произведения посвящены войне во Вьетнаме («Возвраще­ние домой» Х.Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф.Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако в США преобладают фильмы развлекательных жанров — вестерны, боевики, детективы, фильмы ужасов, фан­тастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими здесь стали «Звездные войны» Дж.Лукаса, «Крестный отец» Ф.Коппо­лы, «Терминатор» и «Титаник» Дж. Камерона и др. Некоторые из подобных фильмов затрагивают острейшие проблемы, в том чис­ле в критическом плане оценивают состояние американского об­щества (трилогия «Матрица» братьев Вачовски, «Бойцовский клуб» Д.Финчера).

Популярными остаются различные модернистские направле­ния. В 40 — 50-е гг. XX в. французские писатели Ж. П. Сартр и А. Камю стали пропагандистами философско-литературного течения экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сде­лать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требо­ваниями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставилась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий.

С 50-х гг. XX в. популярными становятся авангардистские тече­ния, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощуще­ниях и переживаниях героев. Появляется театр абсурда. В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой этого театра. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э.Ионеско. Героем абсурдистских пьес яв­лялся «маленький человек» с его беспомощностью перед судь­бой, паническими настроениями.

Большим успехом с 60-х гг. XX в. пользуются авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х.Борхес, X. Кортасар, Г. Маркес и др.).

Одно из господствующих положений в литературе занял жанр «фэнтези», в котором авторы помещают своих героев в придуман­ный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж. Толкиена.

Модернистские направления господствовали и в изобразитель­ном искусстве. Здесь начался новый этап, названный постмодернизмом. В отличие от модернизма, который следовал определен­ным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов. Популярным в 40 —60-е гг. XX в. был абстрактный экспрессионизм. Для произведений этого направления характерна беспредметность искусства.

В 60 —70-е гг. XX в. как определенная реакция на абстрактный экспрессионизм возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Ху­дожник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявля­ется «фактом искусства».

Поп-арт помимо изобразительного искусства занял господству­ющее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появле­ние в 60-е гг. XX в. рок-н-ролла. В музыкальной сфере его классика­ми стали певец Э. Пресли, группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Поз­же появились и другие направления. Возникает огромная индуст­рия шоу-бизнеса, охватившая весь мир, заполнившая его звуко- и видеозаписями.

В целом для культуры второй половины XX в. характерен про­цесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стерео­типы начинают господствовать в культуре разных стран и народов.

Вопросы и задания

1. Каковы были основные тенденции развития государств в начале XX в.? 2. С чем связано «пробуждение Азии»? Какие события свидетельству­ют об этом?

3. Дайте характеристику уровня развития, внутренней и внешней по­литики России в начале XX в.

4. Каковы причины и ход революции 1905— 1906 гг. в России? Какие она имела последствия?

5. В чем суть аграрной реформы П.А.Столыпина? Каковы ее ход и результаты?

6. Что такое «серебряный век» русской культуры? Перечислите его основные достижения.

7. Какие события стали предпосылками Первой мировой войны? Ка­ков ее ход и результаты? Как война повлияла на внутреннее состояние воюющих стран, на развитие военной техники?

8. В чем причины падения самодержавия в России. Расскажите об основных событиях февраля —октября 1917 г.

9. Каковы причины Октябрьской революции 1917 г.? Какие первые мероприятия пропели большевики?

10. Раскройте суть новых явлений в жизни стран Европы после Пер­вой мировой поймы.

11. Дайте характеристику развития передовых капиталистических стран между двумя мировыми войнами.

12. Что такое тоталитарные и авторитарные режимы? В чем причины прихода нацистов к власти в Германии? Каковы были главные направ­ления их политики?

13. Расскажите о международных отношениях между двумя мировыми войнами.

14. В чем состояли особенности развития культуры в первой половине XX в.?

15. В чем причины Гражданской войны в России? Какие она имела последствия? Расскажите о политике, которую проводили в те годы большевики?

16. Что такое нэп, каковы его причины и результаты? Расскажите об образовании СССР.

17. С чем связан курс на ускоренную индустриализацию и коллекти­визацию в СССР? Какие социальные процессы происходили в стране? Проанализируйте итоги развития СССР в 30-е гг. XX в.

18. Каковы достижения советской культуры 20 —30-х гг. XX в.?

19. Как страны Азии боролись за независимость и свободу в 20 — 30-е гг. XX в.?

20. В чем причины Второй мировой войны?

21. Опишите основные военные операции Второй мировой войны. Почему советский фронт был главным в войне?

22. Каковы итоги Второй мировой войны? Как изменилось положе­ние ведущих держав после войны?

23. Назовите причины «холодной войны». В чем выражалось противостояние США и СССР в период «холодной войны»?

24. Охарактеризуйте развитие ведущих капиталистических стран во второй половине XX в.

25. Как происходило восстановление хозяйства в Советском Союзе в первые послевоенные годы?

26. Какие изменения в стране произошли после смерти И.В.Сталина?

27. Какие реформы проводились в СССР в 50 —60-е гг. XX в.?

28. Каковы итоги развития СССР к началу 80-х гг. XX в.?

29. Какие процессы в социальной жизни происходили в СССР в 50 — 70-е гг. XX в.?

30. Перечислите достижения СССР в сфере культуры.

31. Что такое перестройка? Каковы ее направления? К чему она при­вела?

32. Дайте характеристику развития стран Восточной Европы во вто­рой половине XX в.

33. Расскажите о крушении колониальной системы. Как развивались освободившиеся страны во второй половине XX в.?

34. Охарактеризуйте основные события истории Индии и Китая во второй половине XX в.

35. В чем особенности развития стран Латинской Америки?

36. Какую эволюцию претерпели международные отношения во вто­рой половине XX в.? Перечислите главные события в этой сфере.

37. Какие реформы проводились в России после 1991 г.? Каковы их результаты?

38. Дайте характеристику современного этапа развития России.

39. Назовите главные явления культуры второй половины XX в.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

§ 1. Для чего и как изучают историю...............................................1

§ 2. Концепции исторического развития.........................................4

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

Тема 1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций

§ 3. Происхождение человека..........................................................9

§ 4. Люди эпохи палеолита...............................................................13

§ 5. Неолитическая революция и ее последствия ..........................18

§ 6. У истоков цивилизации.............................................................21

Тема 2. Цивилизации Древнего мира

§ 7. Древнейшие государства............................................................26

§ 8. Великие державы Древнего Востока........................................30

§ 9. Индия и Китай в древности......................................................33

§ 10. Древняя Греция........................................................................36

§ 11. Древний Рим............................................................................42

§ 12. Культура и религия Древнего мира........................................48

РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Тема 3. Христианская Европа и исламский мир в Средние века

§ 13. Великое переселение народов и образование варварских

королевств в Европе................................................................54

§ 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания........................56

§ 15. Особенности развития Византийской империи....................59

§ 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная

раздробленность в Европе.......................................................61

§ 17. Основные черты западноевропейского феодализма.............64

§ 18. Средневековый город...............................................................68

§ 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы...71

§ 20. Зарождение национальных государств...................................76

§ 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса .........................80

Тема 4. От Древней Руси к Московскому государству

§ 22. Образование Древнерусского государства..............................84

§ 23. Крещение Руси и его значение...............................................87

§ 24. Общество Древней Руси........................................................88

§ 25. Раздробленность на Руси.......................................................91

§ 26. Древнерусская культура.........................................................94

§ 27. Монгольское завоевание и его последствия……………….96

§ 28. Начало возвышения Москвы..................................................99

§ 29. Образование единого Русского государства………………103

§ 30. Культура Руси конца ХШ—начала XVI в.............................107

Тема 5. Индия и Дальний Восток в Средние века

§ 31. Индия в Средние века..............................................................110

§32. Китай и Япония и Средние пока ..............................................111

РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРКМЕНИ

Тема 6. Начало Нового времени

§ 33. Экономическое развитие и перемены

в обществе..............................................................................116

§ 34. Великие географические открытия. Образования

колониальных империй.........................................................119

Тема 7. Страны Европы и Северной Америки в XVI —XVIII вв

§ 35. Возрождение и гуманизм.......................................................122

§ 36. Реформация и контрреформация .........................................124

§ 37. Становление абсолютизма в европейских странах..............127

§ 38. Английская революция XVII в..............................................129

§ 39. Война за независимость и образование США.....................132

§ 40. Французская революция конца XVIII в...............................134

§ 41. Развитие культуры и науки в XVII — XVIII вв.

Эпоха Просвещения..............................................................138

Тема 8. Россия в XVI - XVIII вв

§ 42. Россия в правление Ивана Грозного....................................141

§ 43. Смутное время начала XVII в...............................................145

§ 44. Экономическое и социальное развитие России

в XVII в. Народные движения...............................................149

§ 45. Становление абсолютизма в России.

Внешняя политика................................................................154

§ 46. Россия в эпоху петровских преобразований........................158

§ 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в.

Народные движения..............................................................164

§ 48. Внутренняя и внешняя политика России

в середине — второй половине XVIII в................................166

§ 49. Русская культура XVI - XVIII вв..........................................173

Тема 9. Страны Востока в XVI — XVIII вв.

§ 50. Османская империя. Китай....................................................178

§ 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев ... 181

Тема 10. Страны Европы и Америки в XIX в.

§ 52. Промышленный переворот и его последствия....................183

§ 53. Политическое развитие стран Европы

и Америки в XIX в...........................................................................188

§ 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в................192

Тема 11. Россия в XIX в.

§ 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.. 198

§ 56. Движение декабристов...........................................................202

§ 57. Внутренняя политика Николая I..........................................204

§ 58. Общественное движение во второй четверти XIX в...........207

§ 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в........209

§ 60. Отмена крепостного права и реформы

60 —70-х гг. XIX в. Контрреформы........................................212

§ 61. Общественное движение во второй половине XIX в..........218

§ 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в..........221

§ 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в......225

§ 64. Русская культура XIX в..........................................................229

Тема 12. Страны Востока в период колониализма

§ 65. Колониальная экспансия европейских стран.

Индия в XIX в........................................................................235

§ 66. Китай и Япония в XIX в.......................................................237

Тема 13. Международные отношения в Новое время

§ 67. Международные отношения в XVII —XVIII вв...................241

§ 68. Международные отношения в XIX в....................................243

РАЗДЕЛ V. ИСТОРИЯ XX - НАЧАЛА XXI в.

Тема 14. Мир в 1900-1914 гг.

§ 69. Мир в начале XX в.................................................................249

§ 70. Пробуждение Азии.................................................................251

§ 71. Международные отношения в 1900— 1914 гг......................253

Тема 15. Россия в начале XX в.

§ 72. Россия на рубеже XIX —XX вв..............................................255

§ 73. Революция 1905 — 1907 гг......................................................258

§ 74. Россия в период столыпинских реформ...............................263

§ 75. Серебряный век русской культуры.......................................266

Тема 16. Первая мировая война

§ 76. Военные действия в 1914—1918 гг.......................................270

§ 77. Война и общество..................................................................273

Тема 17. Россия в 1917 г.

§ 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю................276

§ 79. Октябрьская революция и ее последствия...........................279

Тема 18. Страны Западной Европы и США в 1918—1939 гг.

§ 80. Европа после Первой мировой войны.................................285

§ 81. Западные демократии в 20 —30-е гг. XX в............................287

§ 82. Тоталитарные и авторитарные режимы...............................288

§ 83. Международные отношения между Первой

и Второй мировыми войнами ..............................................292

§ 84. Культура в меняющемся мире..............................................294

Тема 19. Россия n I9I8-194I гт.

§ 85. Причины и ход Гражданской войны....................................299

§ 86. Итоги Гражданской войны...................................................302

§ 87. Новая экономическая политика. Образование СССР.........305

§ 88. Индустриализация и коллективизация в СССР..................309

§ 89. Советское государство и общество в 20 —30-е гг. XX в.......312

§ 90. Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в................314

Тема 20. Страны Азии в 1918—1939 гг.

§ 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20 —30-е гг. XX в.........317

Тема 21. Вторая мировая война. Великая Отечественная война

советского народа.

§ 92. Накануне мировой войны.....................................................320

§ 93. Первый период Второй мировой войны (1939—1940).......322

§ 94. Второй период Второй мировой войны (1942 — 1945)........326

Тема 22. Мир во второй половине XX —начале XXI в.

§ 95. Послевоенное устройство мира.

Начало «холодной войны»....................................................332

§ 96. Ведущие капиталистические страны

во второй половине XX в......................................................335

§ 97. СССР в послевоенные годы..................................................340

§ 98. СССР в 50-х — начале 60-х гг. XX в.......................................342

§ 99. СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг. XX в.......346

§ 100. Развитие советской культуры..............................................351

§ 101. СССР в годы перестройки...................................................354

§ 102. Страны Восточной Европы во второй половине XX в.....356

§ 103. Крушение колониальной системы......................................360

§ 104. Индия и Китай во второй половине XX в.........................364

§ 105. Страны Латинской Америки во второй половине XX в......367

§ 106. Международные отношения во второй половине XX в.......372

§ 107. Современная Россия............................................................378

§ 108. Культура второй половины XX в........................................384



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «История. Часть I. Основы исторического знания»  для направления 032700. 62 «Филология» подготовки бакалавра Авторы программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Основы олимпийских знаний

    Документ
    Школьная физическая культура, призванная стать одним из элементов общественного воспитания, сегодня обращает внимание преимущественно на формирование физических качеств и двигательных навыков учащихся.
  3. Историческая информатика в Казахстане: теория, историография, методики и технологии 07. 00. 09 Историография, источниковедение и методы исторического исследования

    Автореферат
    Работа выполнена в Отделе историографии, источниковедения и методов исторического исследования Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.
  4. Исторический источник является основным средством в процессе обучения истории в школе

    Реферат
    Исторический источник является основным средством в процессе обучения истории в школе. Однако его значение в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно.
  5. Историческая мысль и знания о прошлом в каролингской европе (вторая половина VIII начало X вв.)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2011 г. в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 002.249.01 при Институте всеобщей истории РАН по адресу: 119334, Москва, Ленинский проспект, 32а (ауд.

Другие похожие документы..