Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итога...полностью>>
'Доклад'
Учебный год в школе начинается 1 сентября, продолжительность учебного года в первых классах составляет 33 недели. Продолжительность учебного года на ...полностью>>
'Документ'
Представники експериментальних навчальних закладів ЗОШ І-ІІІ ст. № 15 м. Мелітополь, ЗОШ І-ІІІ ст. № 38 м. Запоріжжя, гімназії № 2 м. Бердянська, Дні...полностью>>
'Документ'
1. Московский университет со дня своего основания- 12 (23 по новому стилю) января 1755 года- и по наши дни является демократическим учебным заведение...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

§ 5. Неолитическая революция и ее последствия

Что такое неолитическая революция. В течение нескольких мил­лионов лет человек существовал за счет охоты, рыболовства и собирательства. Люди «присваивали» себе продукты природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Человек полностью зависел от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи.

Около 11 — 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и жи­вотноводство. Люди начали самостоятельно и целенаправленно про­изводить необходимые для их жизни продукты. Отныне они на­много меньше зависели от окружающей среды. Такой тип хозяй­ства называется производящим. Производящее хозяйство до сих пор является основой жизни человечества.

Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите. Появление производящего хозяйства за сравнительно короткое время корен­ным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти переме­ны историки назвали неолитической революцией.

Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять ледник. За сравнительно небольшой период тундра и территория ледника покрылись густыми лесами. Каза­лось, такие перемены будут на пользу человеку. Однако вымерли мамонты и многие другие крупные животные, в течение тысяче­летий дававшие человеку основную пищу. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы.

Охотники мезолита изобрели лук со стрелами. Теперь добычу могли поражать издали. На основе принципа действия лука созда­ли различные ловушки и капканы. Другим изобретением стал бу­меранг, имевший свойство при неудачном броске возвращаться назад. Стали строить лодки и плоты. На них плавали не только по Рекам и озерам, но и выходили в море.

Наиболее тяжелые последствия таяние ледника имело для на­селения Передней Азии (территория Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и др.). В период палеолита здесь охоти­лись на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали семена дикорастущих злаков - пшеницы, ячменя, проса. Эти растения в диком виде растут только в горных районах Передней Азии. Для срезания колосьев злаковых культур изобрели специальное орудие – серп.

Внутри изогнутой деревянной рукоятки вытачивали паз, в который вставляли вплотную друг к другу остро заточенные камни размером в 1 -2 см. Их закрепляли смолой или бетоном. Если один из камушков ломался или выпадал, его заменяли другим, посколь­ку они' все были стандартной формы. Ученые называют такие из­делия микролитами. В период мезолита микролиты различной фор­мы распространились на огромных территориях Евразии, Африки. Их вставляли не только в серпы, но и в ножи, мечи, топоры, копья, стрелы.

Во время таяния ледника в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Эколо­гический кризис заставил людей искать новые источники суще­ствования. Выход был найден в искусственном разведении расте­ний и выращивании животных.

Зарождение производящего хозяйства. Собиратели съедобных растений заметили: если зерна зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из одного зерна вырастет колос со многими зернами. Так родилось земледелие. Для посева каждый год отбирали только лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие полезные свойства этих растений.

В условиях засухи звери стали меньше бояться людей и даже заходили в их поселения в поисках воды. Охотники ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Не­которые животные рождались уже в неволе. Со временем рожден­ные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размно­жения. Домашние животные стали отличаться от своих диких пред­ков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание (доместикация) животных Появилось животноводство (скотоводство).

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древ­ними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X – IX тысячелетиями до н. э.

Первыми были одомашнены в X – IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н. э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и доместикация кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов.

Из растений первыми одомашнили несколько видов пшени­цы, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Пе­редней Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров. Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных расте­ний и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верб­люда.

Некоторые ученые считают, что в ряде мест сельское хозяй­ство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, несомненно, принадлежит Америка. Рис «одо­машнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоя­тельно доместирован крупный рогатый скот. Однако большин­ство домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) имели своими «предками» диких живот­ных и растения, которые имелись только в Передней Азии. Кро­ме того, в течение нескольких тысячелетий сельское хозяйство существовало лишь в данном регионе. Эти факты свидетельству­ют в пользу теории моноцентризма происхождения сельского хо­зяйства.

Последствия неолитической революции. Вслед за появлением сельского хозяйства последовало еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (самые первые образцы датируются VIII тысячелетием до н. э.). У ряда племен использовали гончар­ный круг. Из глины изготавливали и кирпичи.

Для полива полей строили примитивные каналы и бассейны, постепенно ирригационные сооружения становились все сложнее. Для обработки полей придумали сохи и плуги. Долгое время их тянули несколько человек. Позже в них стали впрягать быков.

На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII —VII тысячелетий до н.э. Чайёню в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V— IV тысячелетий до н. э. на Ближ­нем Востоке наступает период энеолита — медно-каменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н. э. Брон­зовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV—III тысяче­летий до н.э. и Европе во II тысячелетии до н.э. Железо начали изготавливать с конца II тысячелетия до н.э. в Передней Азии и в тысячелетии до н. э. в Европе и ряде других мест. После освоения кассового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.

Неолитическая революция на территории современной России.

В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали раз­водить 8 — 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.

Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на сто­янках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.

Одомашнивание лошади резко ускорило ход истории. Так, после появления домашних лошадей на Ближнем Востоке, там возник­ли первые крупные государства. Лошади облегчали связи между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности одомашнить лошадь, развитие шло замедленными темпами (например, Аме­рика, Австралия).

§ 6. У истоков цивилизации

Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торгов­ли. Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носи­ло комплексный характер. Выращивание злаковых культур и раз­ведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природ­ных условиях очень скоро привели к появлению специализации. Она усилилась по мере распространения производящего хозяй­ства на новые территории.

На плодородных землях основным занятием становится зем­леделие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после доме­стикации лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер. Произошло так называемое первое крупное общественное разде­ление труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев появлялись люди, которые специа­лизировались на производстве различных изделий из камня, ме­таллов, глины, на изготовлении тканей и т.д. Их называют ремес­ленниками. Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла. Произошло второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда способствовали развитию об­мена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев и скотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так зарождалась торговля.

Протогорода. Некоторые поселки земледельцем превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для защиты от врагов стены n;i камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняным кирпичей. Такие поселения напоминали горо­да. В центре поселении обычно возвышался один или несколько храмов — жилищ богов. Боги теперь считались покровителями уро­жая и домашних животных. Особо почитали бога солнца, бога вет­ра, бога дождя, которые управляли явлениями природы, влияю­щими на жизнь земледельцев и скотоводов.

Одно из древнейших поселений обнаружено в городе Иерихоне в Палестине. Люди здесь начали селиться к VIII тысячелетии до н.э. Вокруг древнего Иерихона, в котором жило до 3 тыс. человек, найдены остатки стен толщиной до 3 м из камня. В окрестностях протогорода выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир, добывали асфальт и серу, которые продавали соседям.

Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк Чатал-Хююк) существовало в VII — VI тысячелетиях до н. э. в Ма-юй Азии. Жилища в Чатал-Гуюке строили из высушенных на солнцe кирпичей. Стандартные дома стояли вплотную друг к другу, улиц в городе не было, а вся жизнь вне дома проходила на крышах, где находились двери в жилища. Жители занимались выращиванием хлеба на окрестных полях. Для их орошения строили простейшие каналы.

Начало формирования народов. С освоением производящего хо­зяйства усиливаются различия в темпах развития разных регио­нов мира. Там, где существовали благоприятные условия для сель­ского хозяйства, ремесла, развитие шло быстрее. Природно-кли­матические условия сказались и в ходе формирования разных народов.

Лингвисты размешают мертвые и современные языки по язы­ковым семьям, группам. Предполагается, что некогда предки но­сителей родственных языков составляли единые общности, жили в одном месте. Затем отдельные группы этих общностей расходи­лись на разные территории, смешивались с другими племенами, в их языках появлялись различия.

Ученые спорят, какие народы жили на территории Передней Азии в период складывания там производящего хозяйства. В этом Районе формировались многие языковые семьи. В частности, там, а также в Северной Африке обитали племена, давшие начало семито-хамитским языкам. На этих языках говорили многие древние народы: египтяне, вавилоняне, ассирийцы.

Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии в период неолита жили племена, давшие начало индоевропейским языкам. В наше время на индоевропейских языках разговаривает значительная часть населения земного шара. К индоевро­пейским языкам относятся и славянские языки.

Вопрос о времени и месте появлении индоевропейцев является предметом спором ученых уже на протяжении более двухсот лет, с тех пор как было установлено родство языков, распространен­ных на огромных землях от Индии до Западной Европы (отсюда и их названиеV В настоящее время большинство ученых считают, что индоевропейская общность начала складываться в IV—III ты­сячелетиях до н. э. Но есть мнения и о более раннем периоде (VI -V тысячелетия до н. э.).

Раньше полагали, что прародина индоевропейских народов — Южная Скандинавия и Северная Германия. В настоящее время эта точка зрения почти не имеет сторонников. Имела распростране­ние теория балкано-дунайской прародины. Ныне все более попу­лярной становится версия о южнорусской прародине (Восточная Украина. Северный Кавказ, Поволжье, Южное Предуралье). На­конец, высказывается версия о восточно-анатолийской прароди­не (север Передней Азии).

Основным занятием индоевропейских племен долгое время являлось скотоводство. Именно древние индоевропейцы одомаш­нили лошадь. Овладение секретом изготовления бронзового ору­жия сделало индоевропейцев очень воинственными. Отдельные их группы двинулись в разные стороны, стремясь захватить лучшие земли. Смешавшись с другими племенами и передав им свои язы­ки, они заселили Европу, Среднюю Азию, Иран, Индию и т.д.

Эволюция общественных отношений. Соседская община. Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества — общине.

У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, ис­пользования рабочего скота отдельная семья становилась все бо­лее самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение брон­зовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община усту­пала место соседской. В ней родовые связи сменялись территори­альными.

Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине ста­новятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На паш­не, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчист­ку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей соб­ственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами.

Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие накапливали богатства. В наиболее выгодном положении ока­зывались вожди, старейшины.

У истоков государственности. Высшим органом управления в общинах и племенах пилилось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравший­ся собранием на период военных действий вождь неспело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет об-1ШШЫ. племени. Вес отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в пер­вобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.

По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общи­ны, племени начинали оказывать все большее влияние на управ­ление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно нача­ла переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменни­ками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становле­ния производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных об­щин и племен накапливались большие запасы продовольствия. Этому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачи­вались лучшие воины (дружинники).

Во многих древних обществах вожди также приобретали жре­ческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обряда­ми при храмах.

Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были доб­ровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертво­вания стали обязательными податями — налогами. Материальной основой данного явления стали успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на це­лый год. Произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.

После успешного набега на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доставалось также старейшинам и жрецам. Среди добычи были и плен­ные. Раньше их отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать. Рост богатств вождей и знати и результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Объединенные в союзы племена обычно не были раины между собой. Часто одно племя доминировало в союзе, иногда силой заставляя других вступать в союз. Нередким явлением становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменни­ки — помощниками по управлению покоренными. Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления об­ществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Со­брание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных ус­ловиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и под­держивать в исправном состоянии сложные ирригационные со­оружения.

Начало цивилизации. Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV—III тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции.

К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов.

Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народом и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю отдельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая цивилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их и две модели — древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию.

Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стати государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тифа. Инда. Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль играл труд рабов.

ТЕМА 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «История. Часть I. Основы исторического знания»  для направления 032700. 62 «Филология» подготовки бакалавра Авторы программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Основы олимпийских знаний

    Документ
    Школьная физическая культура, призванная стать одним из элементов общественного воспитания, сегодня обращает внимание преимущественно на формирование физических качеств и двигательных навыков учащихся.
  3. Историческая информатика в Казахстане: теория, историография, методики и технологии 07. 00. 09 Историография, источниковедение и методы исторического исследования

    Автореферат
    Работа выполнена в Отделе историографии, источниковедения и методов исторического исследования Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.
  4. Исторический источник является основным средством в процессе обучения истории в школе

    Реферат
    Исторический источник является основным средством в процессе обучения истории в школе. Однако его значение в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно.
  5. Историческая мысль и знания о прошлом в каролингской европе (вторая половина VIII начало X вв.)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2011 г. в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 002.249.01 при Институте всеобщей истории РАН по адресу: 119334, Москва, Ленинский проспект, 32а (ауд.

Другие похожие документы..