Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
1. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституцио...полностью>>
'Документ'
Про затвердження планів фінансування ремонту доріг, котелень та теплових мереж в м. Чернівцях на 2008 рік, визнання таким, що втратило чинність рішен...полностью>>
'Программа дисциплины'
Для направления 080500.62 Менеджмент подготовки бакалавра и специальности 080504.65- Государственное и муниципальное управление подготовки специалист...полностью>>
'Программа'
О.П. Аккузина., Т.В. Кобзева., М.В. Лысогорская., М.Ю. Михайлина, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Л.П. Потапова., Н.П. Смирнова, М.А. Тяпкина, Л.Е. Федкул...полностью>>

Программа адресована учащимся десятых классов общеобразовательных учебных учреждений. Концепция программы

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОТКРОЙ МНЕ ГЛУБОКУЮ ТАЙНУ ТВОЮ…

Клопкова Ю. Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 4 г. Петровска»

Пояснительная записка.

Программа адресована учащимся десятых классов общеобразовательных учебных учреждений.

Концепция программы. Словесно-поэтическое творчество – высшая форма сознания людей. Мы любим поэзию, стихи особо волнуют нас, заставляют восхищаться и страдать, вызывают ответные сопереживания. Почему?

Ответ на эти вопросы невозможен без пристального внимания к стихосложению, ритмической и звуковой сторонам поэзии как особого типа художественной речи.

Литературное образование, гуманитарная компетентность немыслимы без определённого минимума знаний по теории стиха (основы ритма, строфика, рифмы, стих, синтаксис и т.д.). Лишь последовательное представление о стихе в сочетании с навыками его эстетического восприятия, а также умением анализировать поэтическое произведение позволит учащимся почувствовать художественное своеобразие и совершенство поэтической речи замечательных художников слова.

Тем не менее, знания учащихся в области теории стихосложения имеют случайный характер, хотя практически все школьные программы предусматривают изучение стиха и в курсе средних классов, и в итоговом курсе истории литературы. На практике же видно, что старшеклассники не обладают элементарными представлениями о силлабо-тонической системе, не могут разобраться в простейших размерах и других элементах стиха.

Другой недостаток школьного литературного образования заключается в том, что при анализе лирического стихотворения ученики хватаются прежде всего за содержание, за мысль, минуя форму. А ведь при освоении стихотворной речи одинаково важны и содержание, и форма, и ещё более они обе – в единстве. Объединить же их можно в целостном анализе стихотворного произведения, однако единой методики пока не существует.

Таким образом, цель данной программы – систематизировать в едином курсе все сведения по теории и истории стихосложения, средствам поэтической выразительности, жанровым формам лирики, методам анализа лирического стихотворения.

Задачи курса:

- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, введение новых терминов и понятий;

- дальнейшее постижение учащимися литературы как вида искусства;

- формирование умения всесторонне самостоятельно анализировать поэтический текст;

- развитие образного мышления и выразительной устной и письменной речи учащихся;

- развитие художественного вкуса и стремления к вдумчивому чтению.

Планируемый результат:

- учащиеся должны иметь чёткое представление о родовых и жанровых отличиях литературы;

- владеть стиховедческой терминологией, пользоваться ею как в устной, так и в письменной речи;

- учащиеся должны самостоятельно определять стихотворный размер произведения, видеть его связь с содержанием;

- знать особенности строфики;

- иметь понятие о лирическом герое, не идентифицировать его с автором произведения;

- находить фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности, уметь определять их художественный смысл;

- выполнять анализ лирического стихотворения;

- знать, что к каждому стихотворению следует подходить как к феномену, для понимания которого всякий раз требуется новая комбинация литературоведческих средств, способов, усилий.

Данная программа актуальна и значима, так как позволяет учащимся овладеть навыками литературного анализа, разрабатывает подход к лирическому тексту с установкой на максимально точное воспроизведение авторских намерений и реализаций, что поможет детям на ЕГЭ по русскому языку и на ЕГЭ по литературе.

Форма организации работы учащихся в рамках данного курса – теоретические и практические занятия, виды ученической деятельности самые разные: читательская, репродуктивная, литературно-критическая, исследовательская.

Итогом работы по данной программе становится самостоятельно выполненная учащимися работа – реферат, защита которого проходит в конце учебного года. Выполнение итогового творческого задания позволит провести рейтинг учащихся после изучения программы элективного курса, а сама программа способствует воспитанию интереса к гуманитарному образованию, развивает навыки исследовательской работы, расширяет кругозор, способствует становлению современного читателя, позволяет лучше понять историю литературы.

Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1.

Роды и жанры литературы (углубление понятия)

1

Лекция учителя. Составление понятийных словарей

Лирика и эпос. Практическое занятие

1

Работа с текстом

2.

Стихи и проза. Сопоставление описания Бородинского боя у Л.Н. Толстого и М.Ю. Лермонтова

1

Работа с текстом

3.

Русская письменная поэзия 17-18 веков

4

Лекция учителя, сообщения учащихся, аналитическая работа с текстом. Составление понятийных словарей

4.

Силлабо-тоническая система стихосложения. Двусложные размеры

1

Практическая работа с текстом. Составление понятийных словарей

Трёхсложные стихотворные размеры

1

Практическая работа с текстом, составление понятийных словарей

5.

Тоническое стихосложение

2

Сообщение учителя, работа с текстом

6.

Паузы в стихе. Цезура

1

Работа с текстом

7.

Слово в стихе

1

Сообщение учителя, аналитическая беседа, работа с текстом

8.

Клаузулы и рифмы

2

Составление понятийных словарей, работа с текстом

9.

Виды строф

1

Составление понятийных словарей, работа с текстом

Онегинская строфа

1

Сообщения учащихся, работа с текстом

Особенности построения сонета

1

Сообщения учащихся, работа с текстом

10.

Знакомство и работа со «Словарём рифм»

1

Сообщение учителя, выполнение творческого задания

Выполнение заданий, развивающих восприятие стиха

2

Самостоятельная практическая работа по стихосложению

11.

Новый русский стих. Верлибр

2

Лекция учителя, сообщения учащихся, работа с текстом. Составление понятийных словарей

12.

Выразительные средства поэтической речи. Поэтическая фонетика

1

Составление понятийных словарей, выполнение творческого задания. Работа с текстом

Лексические средства выразительности

2

Составление понятийных словарей, работа с текстом, выполнение творческого задания. Работа со «Словарём эпитетов русского языка»

Поэтический синтаксис

2

Составление понятийных словарей, работа с текстом, выполнение творческого задания

13.

Лирический герой

2

Лекция с элементами беседы. Сообщения учащихся о лирическом герое поэзии Пушкина, Лермонтова и др. Работа с текстом

14.

Методики анализа лирического стихотворения

4

Сообщение учителя, практическая работа по анализу стихотворения, аналитическая беседа, дискуссия

15.

Итоговое занятие. Защита творческих работ

1

Выступления учащихся, обсуждение работ, составление рейтинга учащихся

Содержание программы.

Тема 1. Роды и жанры литературы.

Что такое род литературы. Что такое жанр в литературе. История возникновения родов и жанров. Эпос, лирика, драма. Многообразие жанров. Понятие об объективном и субъективном. Сравнение терминов, предложенных школьными учебниками, «Словарем юного филолога» и «Словарём литературоведческих терминов». Составление наиболее полного понятия.

Тема 2. Стихи и проза.

Формы организации художественной речи: стихотворная и прозаическая. Признаки стиха: строгая ритмическая организация рифмы, графическое оформление текста. Признаки художественного прозаического текста: индивидуализация в изображении персонажей, речевая характеристика персонажей, наличие образа автора, рассказчика, повествователя. Сопоставление описания Бородинского боя в стихах и прозе.

Тема 3. Русская письменная «поэзия 17-18 веков.

Россия в 17-18 веках. Русская литература в 17-18 веках: рукописные повести, театр и драматургия, вирши. Вирши – равносложные силлабические стихи, написанные «длинными» размерами: тринадцатисложником и одиннадцатисложником. Сатиры Кантемира. Стихи Ф. Прокоповича, С. Медведева. Реформа стихосложения В. Тредиаковского, изложенная им в 1735 г. в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». М.В. Ломоносов и «Письмо о правилах российского стихотворства» как завершение реформы русского стихосложения, начатой В. Тредиаковским. Обзор творчества поэтов 18 века: М. Хераскова, В. Майкова, И. Богдановича, Г. Державина.

Тема 4. Силлабо-тоническая система стихосложения.

Ритм стиха. Двусложные размеры: ямб, хорей. Стопа. Понятие о пиррихии и спондее. Трёхсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест. (На примере стихов поэтов 19 века).

Тема 5. Тоническое стихосложение.

Понятие о тоническом стихосложении. Акцентный стих. Дольник. На примере стихов В. Маяковского, В. Брюсова, Н. Асеева.

Тема 6. Паузы в стихе.

Что такое пауза. Пауза в стихе. Понятие о цезуре. Паузы-словоразделы. Паузы короткие (/) и долгие (//). Перенос в стихе. (На примере стихов А. Пушкина, А. Блока, С. Есенина, А. Твардовского, Н. Асеева).

Тема 7. Слово в стихе.

Связь особенностей стихотворной речи с тончайшими оттенками значения слова. Что шире: смысл стиха или его «логическое содержание»? Особая выразительность слова в стихе, которая подчёркивается поэтическим ритмом. (На примере стихотворения А. Пушкина «Ненастный день потух...», романа «Евгений Онегин», поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»).

Тема 8. Клаузулы и рифмы.

Клаузула, рифма. Отличие клаузулы от рифмы. Рифмы мужские, женские, дактилические, гипердактилические. Рифма парная, перекрестная, кольцевая. Рифма точная и неточная, простая и составная. Холостой стих. Панторифма. (На примерах стихов любых авторов).

Тема 9. Виды строф.

Что такое строфа. Виды строф: двустишие, трёхстишие (терцина), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистрочие (октава), девятистишие (спенсерова строфа, нона), десятистишие (децима), одиннадцатистишие, двенадцатистишие, тринадцатистишие (тринадцатисложник, сложное рондо, рондель), четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа). Онегинская строфа. Сонет, история жанра. Сонеты в зарубежной и русской литературе.

Тема 10. «Словарь рифм».

«Словарь рифм», его особенности, структура словарной статьи. Как пользоваться «Словарём рифм». Богатство рифм. Использование словаря в исследовательской и творческой деятельности. Задания, развивающие восприятие стиха.

Тема 11. Новый русский стих. Верлибр.

Дольник как переходный вариант стиха от силлабо-тоники к новому стихосложению. Вольный стих. Белый стих. Верлибр как свободный стих. (На примере стихов В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Блока, А. Белого, Б. Пастернака, И. Северянина, В. Брюсова, О. Мандельштама, Н. Рубцова).

Тема 12. Выразительные средства поэтической речи.

Поэтическая фонетика: аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора. Лексические средства выразительности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, литота и т.д. Поэтический синтаксис: повторы, инверсия, антитеза, риторические обращения, восклицания, вопросы и т.д. (На примере стихов любых авторов).

Тема 13. Лирический герой.

Лирический герой. История термина (введён Ю. Тыняновым в статье «Блок» 1921 г.). Лирический герой поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева и т.д. (По выбору учителя или учащихся).

Тема 14. Методики анализа лирического стихотворения.

Различные подходы к анализу лирического стихотворения, их обсуждение. Каждое стихотворение – феномен. Необходимость творческого подхода к анализу любого стихотворения.

Приложения

Разработка урока по теме: «Лирика и эпос». Практическое занятие.

Цель урока:

1) показать учащимся принципиальные различия между родами литературы;

2) развивать внимание к художественному слову;

3) формировать навык сопоставительного анализа произведений разных авторов, жанров, родов литературы;

4) показать особенность лирики как предмета изучаемого курса.

Ход занятия.

1. Повторение материала предыдущего занятия по теме «Роды и жанры литературы. Углубление понятия».

2. Объявление темы и целей нового урока. Для анализа учащимся предлагаются три отрывка из различных произведений (лучше, чтобы они были распечатаны).

3.Работа с фрагментом повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Андрий видел перед собой одного только страшного отца.

- Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

Но ничего не смог на то сказать Андрий и стоял, потупивши в землю очи.

- Что, сынку! помогли тебе твои ляхи? Андрий был безответен.

- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив ни мёртв перед Тарасом.

- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружьё. Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чьё-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Вопросы к тексту:

- в какой форме написан текст (в прозаической);

- как организован текст (в нём сочетаются диалог и повествование);

- что изображается в отрывке (событие и участвующие в нём люди);

- на чём делает акцент автор: на событии или на чувствах героев (прежде всего на событии);

- какую роль играет художественное слово в этом фрагменте:

  • страшного отца – эпитет,

  • вопросительные и восклицательные предложения,

  • сравнения (покорно, как ребёнок, слез он с коня; бледен как полотно был Андрий),

  • фразеологизм (ни жив, ни мёртв),

  • антитеза (стой и не шевелись, я тебя породил, я тебя и убью),

  • градация (это не было имя отчизны, или матери, или братьев).

С помощью художественного слова в данном фрагменте изображаются люди и события, а не их чувства и переживания. Событие первично, а чувства героев вторичны. Следовательно, перед нами отрывок эпического произведения. Подтверждение находим и у В.Г. Белинского: «Эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю... поэт является только как бы простым повествователем того, что совершилось само собою».

4. Работа со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Листок».

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.

У Чёрного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;

На ветвях зелёных качаются райские птицы;

Поют они песню про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев твоих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».

«На что мне тебя? - отвечает младая чинара, -

Ты пылен и жёлт, - и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы (1)

    Программа
    «Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», на 2009-2012 годы (далее - Программа)
  2. Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы (2)

    Программа
    «Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», на 2009-2012 годы (далее - Программа)
  3. Образовательная программа гоу сош №828 соответствует принятым стандартам образования. Образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №828 направлена

    Образовательная программа
    Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школы № 828 открыта приказом № 01/64 Московского городского отдела народного образования города Москвы от 11.
  4. Учебный план на 2010-2011 учебный год (пятидневная неделя)моу осиковской основной общеобразовательной школы 59 Всего: 59

    Пояснительная записка
    3.2Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России» 67
  5. Программа муниципального образовательного учреждения

    Программа
    Основная образовательная программа МОУ «Липино – Каликинская начальная общеобразовательная школа» (далее - Образовательная программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Другие похожие документы..