Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Національна стратегія визначає основні напрями, пріоритети, завдання і механізми реалізації державної політики в галузі освіти, кадрову і соціальну п...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс дисциплины «Надежность, эргономика и качество АСОИУ» составлен для очной формы обучения, в соответствии с требованиями Г...полностью>>
'Документ'
Дан анализ проблем и условий эффективного применения зарубежного опыта использования лизинга. Показана специфика применения лизинга для обновления по...полностью>>
'Документ'
21 березня 2012 року було довгоочікуваним днем для директорів багатопрофільних та однопрофільних позашкільних навчальних закладів області, бо нарада,...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «стратегическое планирование»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.5. Содержание дисциплины «Стратегическое планирование»

РАЗДЕЛ 1. Стратегическое планирование: общие понятия и определения. Этапы формирования стратегического плана

Тема 1. Понятие стратегии. История становления и развития стратегического планирования.

Этапы формирования стратегического плана

История становления и развития стратегического планирования как самостоятельного направления экономической науки.

Предпосылки развития стратегического планирования на российских предприятиях.

Стратегическое планирование: сущность, основные понятия и определения.

Особенности стратегических решений.

Понятие стратегии развития предприятия. Отличительные особенности стратегии по И. Ансоффу и Г. Минцбергу. Процесс реализации стратегии.

Модель Гарвардской школы бизнеса.

Методологические принципы стратегического планирования.

Модель формирования стратегического плана И. Ансоффа.

Схема формирования стратегического плана по Г. Стейнеру.

Контур стратегического планирования. Этапы формирования стратегического плана предприятия.

Тема 2. Выработка стратегии развития предприятия

Подход к выработке стратегии предприятия Б. Ричардсона и Р. Ричардсона.

Корпоративное планирование. Итеративное планирование. Интуитивное планирование. Хаотическое планирование.

Анализ школ стратегического планирования: школа дизайна; школа планирования; школа позиционирования; школа предпринимательства; когнитивная школа; школа обучения; школа власти; школа культуры; школа внешней среды; школа конфигурации.

Типы стратегий по Г. Минцбергу. Стили стратегического управления («плановый», «антрепренерский», «идеологический», «парашют», «процесс», «разъединение», «консенсус», «вынуждение»).

Типы стратегий по Р. Майлсу и С. Сноу. Стили стратегического управления: «защитники», «наступающие», «аналитики», «реактивщики».

Процедуры выработки плановых решений – планирование «снизу-вверх», «сверху-вниз», интерактивное планирование.

РАЗДЕЛ 2. Методологические принципы и методические

вопросы проведения стратегического анализа предприятия

Тема 3. Содержание и принципы проведения стратегического анализа

Определение и суть стратегического анализа.

Методологические принципы организации стратегического анализа.

Процедура проведения стратегического анализа по Г. Киперману.

Методы управленческого анализа.

Классификация проблем предприятия: сущностные, социокультурные, ситуационные. Определение стратегических ресурсов предприятия и сфер его деятельности. Конкурентные преимущества предприятия. Определение области стратегических возможностей.

Стратегические проблемы предприятия.

Тема 4. Анализ внешней деловой окружающей среды

Понятие внешней деловой окружающей среды.

Основные составляющие внешней среды. Цели анализа внешней среды. Методы реагирования на изменения внешней среды. Основные типы внешнего окружения.

Анализ динамизма и сложности внешней деловой окружающей среды. Неопределенность внешней среды.

Анализ общей (дальней) окружающей среды (макроокружения). Система PESTYLE="(экономические, социальные, политические и технологические прогнозы).

Экономическая среда. Циклы деловой активности. Государственная экономическая политика. Прогнозы экономической среды.

Социополитическая среда. Законодательная база государства. Прогнозы политической обстановки. Государственное регулирование национальной экономики. Социокультурные факторы, воздействующие на эффективность функционирования предприятия.

Технологическая среда. Цели научно-технического прогноза. Характеристики, используемые при проведении технологического анализа и составлении прогноза общей (дальней) окружающей среды.

Методы прогнозирования, применяемые при анализе общей деловой окружающей среды.

Тема 5. Анализ специфической (ближней) окружающей среды

Структура специфической (ближней) окружающей среды (рыночного окружения (микросреды)).

Изучение производственных трендов. Производственный прогноз. Изучение и прогнозирование структурных сдвигов в экономике. Анализ цикла отраслевого развития. Основные показатели анализа отрасли.

Конкурентный анализ специфической окружающей среды.

Структурный анализ конкурентного окружения. Пять сил конкуренции по М. Портеру. Угроза появления новых конкурентов. Конкуренция товаров-заменителей. Возможности потребителей. Власть поставщиков. Соперничество между действующими конкурентами.

Понятие стратегических групп. Определение конкурентных позиций (анализ стратегических групп). Показатели, используемые при анализе стратегических групп.

Анализ структуры рынка (позиций на рынке). Доля рынка.

Тема 6. Анализ ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей)

Определение ресурсного потенциала.

Анализ ресурсного потенциала предприятия.

Система ценностей (цепочка ценностей по М. Портеру).

Принципы создания конкурентных преимуществ.

Основные этапы хозяйственной деятельности, создающие главные ценности.

Оценка ресурсов и эффективности предприятия (физические, человеческие, финансовые ресурсы, нематериальные активы). Продуктивность ресурсов. Эффективность ресурсов.

Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ ликвидности. Анализ деятельности. Анализ структуры капитала. Анализ рентабельности. Анализ рыночной активности.

Последовательность анализа финансовой деятельности предприятия.

Совместимость показателей, применяемых при различных подходах к финансовому анализу деятельности предприятия.

Сравнительный анализ ресурсного потенциала предприятия. Исторический анализ предприятия. Сравнение с отраслевыми нормативами. Использование «кривой опыта».

Система контроля. База стратегических данных.

Методические подходы к анализу ресурсного потенциала российских предприятий.

Анализ основных технико-экономических показателей.

Анализ производственной программы предприятия и её рентабельности.

Анализ имущественного комплекса.

Стратегический потенциал предприятия.

Тема 7. Основные методы стратегического анализа

Портфельный анализ – сущность и цели.

Понятие, суть и основные цели проведения SWOT-анализа. Процедура проведения SWOT-анализа.

Оценка возможностей и угроз, исходящих из внешней окружающей среды предприятия. Идентификация. Определение силы (мощности) конкретных возможностей и угроз. Оценка вероятности возникновения конкретных возможностей и угроз. Классификация конкретных возможностей и угроз, определяемых внешней окружающей средой.

Оценка силы и слабостей, определяемых ресурсным потенциалом предприятия. Оценка собственно ресурсного потенциала. Оценка операционного потенциала. Подход Г. Гринли к оценке операционного потенциала. Маркетинг. НИОКР. Производство. Финансы (финансовая структура капитала). Персонал. Оценка управленческого потенциала. Управленческий профиль предприятия по И. Ансоффу.

Анализ конкурентного окружения.

Классификация конкурентной силы по Ф. Котлеру.

Модель PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль).

РАЗДЕЛ 3. Процесс целеполагания как этап стратегического планирования

Тема 8. Определение миссии предприятия

Понятие миссии предприятия.

Определение миссии предприятия и ценностей высшего руководства. Экономическая, социальная и управленческая «философия» предприятия. «Имидж» предприятия. Миссия предприятия как инструмент улучшения качества стратегических решений.

Процедура выработки миссии предприятия.

Элементы миссии предприятия: базовые направления по системе «продукт/услуга», «покупатели/рынок», базовые направления технологических усилий. Рост и прибыльность, как составляющие миссии предприятия. Уровень и структура предпринимательства. Структура экономической и производственной деятельности предприятия.

Социальная ответственность. Классификация сфер социальной ответственности. Формы реализации социальной ответственности.

Понятие стейкхолдеров. Теория стейкхолдеров.

Факторы, влияющие на выработку миссии предприятия.

Тема 9. Ценности высшего руководства и организационная культура

Понятие ценностей высшего руководства.

Система ценностей высшего руководства.

Факторы, определяющие ценности высшего руководства.

Последовательность формирования ценностей высшего руководства.

Соотношение ценностей высшего руководства с миссией и целями предприятия.

Внутренняя система ценностей высшего руководства. Внешняя система ценностей высшего руководства.

Экономическая и социальная ориентация ценностей высшего руководства.

Личные цели менеджера.

Понятие организационной культуры предприятия и её основные функции.

Процесс формирования организационной культуры на предприятии.

Коммуникативное поведение предприятия. Внешняя коммуникация. Внутренняя коммуникация и её основные элементы.

Влияние ценностей и организационной культуры предприятия на выбор стратегии.

Тема 10. Определение целей развития предприятия

Понятие целей развития предприятия.

Формулирование целей.

Анализ полной иерархии целей. Цели системы. Цели участников.

Принципы построения полной иерархии целей развития предприятия.

Характеристика целей развития предприятия. Цели направления развития. Цели, характеризующие эффективность функционирования системы. Внутренние и внешние цели. Показатели целеполагания. Восемь ключевых пространств определения целей предприятия.

Временный горизонт целей. Цели долгосрочного планирования.

Требования, предъявляемые к формулированию целей развития предприятия (критерии качества поставленных целей).

Принципиальная схема процедуры формулирования целей развития предприятия.

Конкурентный подход в определении целей предприятия.

Анализ пробелов.

Корректировка и переформулирование целей.

Тема 11. Учет цикличности развития экономических систем в стратегическом анализе и при целеполагании

Циклы деловой активности.

Понятие отраслевого цикла. Модель отраслевого цикла М. Портера. Критерии, характеризующие фазы отраслевого цикла (поведение покупателя, изменение продукции, производство, конкуренция, риск, доходы).

Модель отраслевого цикла «спрос-технология» по И. Ансоффу.

Цикл развития предприятия.

Формы и стадии циклического развития предприятия.

Внешние и внутренние причины цикличности развития предприятия.

Особенности стратегического планирования на различных стадиях цикла развития предприятия.

РАЗДЕЛ 4. Модели стратегического выбора

Тема 12. Модели стратегического выбора

Матрица возможностей по товарам/рынкам И. Ансоффа.

Стратегия проникновения на рынок. Стратегия развития рынка. Стратегия разработки товара. Стратегия диверсификации.

Матрица «рынок–продукт» по Г. Стейнеру.

Понятие стратегических полей бизнеса.

Типовые стратегии по М. Портеру. Конкурентное преимущество и его виды. Сфера конкуренции. Стратегия лидерства за счет экономии на издержках. Кривая опыта. Экономия на масштабах производства. Риски, связанные со стратегией лидерства по издержкам. Стратегия дифференциации. Риски, возникающие при применении стратегии дифференциации. Стратегия фокусирования. Сфокусированная стратегия низких издержек. Сфокусированная стратегия дифференциации. Стратегия оптимальных издержек. Типовые стратегии и прибыльность. Дифференциация и эффективность.

Классификация конкурентных стратегий по Ф. Котлеру. Стратегия «лидера». Стратегия «бросающего вызов». Стратегия «следующего за лидером». Стратегия специалиста.

Стратегия первопроходца. Стратегия синергизма.

Теория «ключевых компетенций корпорации» Г. Хамела и К.К. Прахалада.

Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта.

Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия.

Модель роста фирмы И. Ансоффа.

Стратегия роста. Базовые стратегические альтернативы стратегии роста.

Стратегия стабилизации.

Стратегия выживания.

Последовательность действий по решению проблем для фирмы, применяющей стратегии реактивного, активного и планового управления.

Задачи антикризисного управления.

Тема 13. Анализ подходов к портфельному выбору

Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия.

Портфельный анализ. Методологические принципы проведения портфельного анализа. Этапы проведения портфельного анализа.

Основные методы портфельного анализа.

Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ). Выбор стратегий в рамках матрицы БКГ. Преимущества и недостатки использования матрицы БКГ. Модифицированная матрица БКГ.

Матрица «Мак-Кинзи». Привлекательность рынка. Стратегическое положение предприятия. Факторы, используемые в матрице «Мак-Кинзи». Факторы конкуренции. Финансово-экономические и социально-психологические факторы.

Модель «Мак-Кинзи 7-S».

Матрица фирмы Arthur D. Little (ADL/LC).

РАЗДЕЛ 5. Стратегическое планирование в условиях

диверсификации производства

Тема 14. Основные элементы теории диверсификации

Понятие диверсификации и её причины.

Цели и виды диверсификации.

Мотивы диверсификации.

Возможности диверсификации. Вертикальная и горизонтальная диверсификация. Побочная (конгломеративная) диверсификация.

Движущие силы и критерии диверсификации производства.

Критерии оценки диверсифицированных компаний.

Тема 15. Сущность и типы корпоративных стратегий диверсификации

Методы диверсификации: адаптация, экспансия, поглощение, слияние, присоединение, инвестиции, содействие.

Формирование корпоративных стратегий диверсификации на основе цикла развития предприятия. Стратегические действия предприятия в условиях диверсификации производства.

Корпоративные стратегии диверсификации производства на стадии роста: вертикальная диверсификация, диверсификация в родственные и неродственные отрасли, комбинированная диверсификация. Формы реализации корпоративных стратегий диверсификации на стадии роста предприятия: поглощение, создание нового или совместного предприятия.

Транснациональная диверсификация.

Стадия нестабильного функционирования предприятия: корпоративные стратегии восстановления, экономии и реструктуризации портфеля деловой активности.

Корпоративные стратегии продажи и ликвидации бизнеса на стадии выживания предприятия.

Факторы, влияющие на эффективность функционирования диверсифицированных компаний: производственная структура и структура системы управления, организационная культура, культура управления, квалификация и потенциал менеджеров.

Особенности диверсификации в России. Конверсия оборонного комплекса. Проблемы проведения диверсификационных программ в России. Холдинговые компании и финансово-промышленные группы, как средство повышения уровня диверсификации производства в России.

Тема 16. Особенности организации стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях

Теория стратегических зон хозяйствования (СЗХ) И. Ансоффа.

Параметры и порядок выделения стратегических зон хозяйствования.

Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования.

Понятие стратегического хозяйственного центра (СХЦ).

Атакующие и защищающиеся стратегические хозяйственные центры и их цели.

Формирование стратегических планов диверсифицированного предприятия.

Стратегические альтернативы для организационного уровня стратегического планирования по Г. Гринли.

Бизнес-уровень стратегического планирования. Стратегические альтернативы, реализуемые на бизнес–уровне.

Операционный уровень стратегического планирования.

Основные схемы перспективного планирования.

Интерактивное планирование на предприятии.

РАЗДЕЛ 6. Управление стратегическими альянсами:

теория и практика реализации

Тема 17. Стратегические альянсы: теоретические и практические аспекты формирования и развития

Тенденции развития мирового сообщества и мировой экономики.

Теория глобального управления. Понятие глобальных корпораций. Процесс формирования глобальных корпораций. Принципы формирования системы глобального управления.

Понятие стратегических альянсов.

Типы стратегических альянсов.

Основные причины образования стратегических альянсов в различных отраслях промышленности.

Классификация стратегических альянсов. Использование конкурентной модели М. Портера для проведения классификации стратегических альянсов.

Мотивационные факторы вхождения организации в состав стратегического альянса. Возможность получения технологии и/или производственных способностей. Получение доступа к рынкам. Сокращение финансового риска. Сокращение политического риска. Обеспечение конкурентоспособного паритета.

Условия окружающей среды, определяющие процесс формирования стратегических альянсов.

Формы стратегических альянсов. Альянсы равных партнеров. Смешанные альянсы.

Жизненный цикл стратегического альянса.

РАЗДЕЛ 7. Функциональные стратегии

Тема 18. Функциональные стратегии

Понятие функциональных стратегий.

Стратегия маркетинга. Основные подходы к разработке маркетинговой стратегии. Основные элементы стратегии маркетинга: стратегия товара, стратегия ценообразования, стратегия товародвижения, стратегия товаропродвижения. Товарная стратегия и её базовые элементы. Возможные подходы к установлению целей процесса ценообразования на уровне предприятия. Основные факторы ценообразования. Классификация методов ценообразования на предприятии. Планирование бюджета маркетинга на основе показателей целевой прибыли. Планирование бюджета маркетинга на основе оптимизации прибыли. Анализ маркетинговых затрат.

Финансовая стратегия и её роль в процессе стратегического планирования развития предприятия. Процесс финансового управления на предприятии. Основные задачи формирования финансовой стратегии предприятия. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Определение финансовых возможностей предприятия. Основные компоненты финансовой стратегии: структура предпринимательства, стратегия накопления и потребления, стратегия задолженности, стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ. Принципы выработки финансовой стратегии. Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное финансовое планирование.

Инновационная стратегия предприятия (стратегия инновационной деятельности). Основные виды инноваций: инновация продукции (услуг), инновация технологических процессов, организационная инновация, социальная инновация. Принципиальная схема формирования инновационной стратегии предприятия. Технологическое прогнозирование и планирование. Структура и основные компоненты инновационной стратегии. Защитная и наступательная инновационные стратегии. Инновационная культура предприятия.

Стратегия производства. Основные элементы стратегии производства: планирование производства и контроль, повышение производительности труда, человеческий фактор на производстве. Основные компоненты стратегии производства: базовая стратегия производства и её основные стратегические альтернативы; производственно-инженерная стратегия; стратегия размещения производства. Взаимосвязь между инновационной и производственной стратегиями предприятия.

Социальная стратегия. Новая концепция управления персоналом предприятия. Система управления знаниями. Основные компоненты социальной стратегии: стратегия развития кадрового потенциала предприятия и её основные составляющие; базовая социальная стратегия предприятия и её составляющие; целевые социальные программы; социальная защищенность работников предприятия. Принципиальная схема мотивационного механизма на предприятии.

Стратегия организационных изменений. Анализ организационной структуры. Типы организационных изменений. Существенные (радикальные) организационные изменения. Частичные (локальные) изменения организационной структуры. Основные факторы, препятствующие проведению организационных преобразований на предприятии. Основные элементы стратегии организационных изменений.

Экологическая стратегия и её роль. Предприятие как экологическая субсистема. Оценка производственного процесса в экологической перспективе. Экологические сферы деятельности предприятия. Экологический жизненный цикл продукта. Принципиальная схема процедуры разработки экологических балансов. Основные направления экологического контроля на предприятии. Экологический аудит.

2.6. Литература основная и дополнительная

2.6.1. Базовый учебник:

Стратегический менеджмент: Учебник /Под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2005.

2.6.2. Основная литература:

  1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для успешного менеджмента. – СПб.: Питер, 2002.

  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.

  3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2002.

  4. Кныш М.И., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями: Уч. пособие. – СПб.: Любавич, 1996.

  5. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Учебник. – СПб.: Изд-во «Питер», 2007.

  6. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Уч. пособие. – М.: Март, 2005.

  7. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

  8. Минцберг Г., Куин Дж., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. – СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

  9. Петров А.Н. Теория планирования: первое приближение. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007.

  10. Стратегическое планирование: Уч. пособие /Под ред. проф. А.Н. Петрова. – СПб.: Знание, 2003.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «Стратегическое планирование и прогнозирование» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Цель - формирование теоретических знаний и практических умений анализировать и оценивать происходящие события и процессы в макро- и микро среде маркетинга.
  2. Рабочая программа дисциплины «стратегическое планирование» Программа разработана в соответствии с учебным планом по научной специальности

    Рабочая программа
    Цель курса – сформировать у аспирантов целостное представление о назначении, функциях и методологии стратегического планирования в системе государственного, регионального управления и на уровне отдельной организации.
  3. Рабочая программа дисциплины «стратегическое планирование социально-экономического развития региона»

    Рабочая программа
    Программа разработана в соответствии с учебным планом по научной специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
  4. Программа дисциплины стратегическое планирование Утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области экономики и управления Специальность «Математические методы в экономике»

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и других стандартов с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса
  5. Рабочая программа дисциплины «интегрированное планирование цепей поставок» Рекомендуется для направления подготовки 080200 Менеджмент

    Рабочая программа
    Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами теоретических основ и практических навыков и умений в области интегрированного планирования цепей поставок.

Другие похожие документы..