Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Международная организация но стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов — членов ИСО). ...полностью>>
'Документ'
Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно четкие, с течением времени ста­ли не столь очевидными и доступны ...полностью>>
'Документ'
В диалоге существует лишь одно-единственное прелом­ление лучей мысли — это преломление создает собесед­ник, как зеркало, в котором мы хотим снова уви...полностью>>
'Учебное пособие'
Настоящее учебное пособие по Священному Писанию Нового Завета не является оригинальным сочинением, но представляет собой свод данных, извлеченных из ц...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ ВОЛОСНИКОВА Л.М.

__________ _____________ 2011 г.

МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент»,

направление 080200.68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы:

___________________ ЛИМАН И.А.

___________________ ШАРАПОВА Т.В.

20 мая 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры экономики, финансов и учета 23 мая 2011 г., протокол № 9. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 17 стр.

Зав. кафедрой ______________ ЛИМАН И.А.

23 мая 2011 г.

Рассмотрено на заседании Ученого Совета Института дополнительного профессионального образования 25 мая 2011 г., протокол № 2.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель Ученого Совета Института __________________ МАРОЧКИН С.Ю.

30 мая 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________ ФЕДОРОВА С.А.

«______»_____________201__ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт дополнительного профессионального образования

Кафедра экономики, финансов и учета

ЛИМАН И.А.

ШАРАПОВА Т.В.

МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200.68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения

Тюменский государственный университет

2011

Лиман И.А., Шарапова Т.В. Менеджмент знаний. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200.68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения. Тюмень, 2011, 17 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и программе подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Менеджмент знаний [электронный ресурс] / Режим доступа: ., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой экономики, финансов и учета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Лиман И.А., заведующий кафедрой экономики, финансов и учета, д-р экон. наук, профессор

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Лиман Ирина Александровна, 2011.

© Шарапова Татьяна Валентиновна, 2011.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Менеджмент знаний» - формирование комплексной системы знаний, умений, навыков организации и координации эффективной интеллектуальной деятельности на макро и микроуровнях.

Задачи дисциплины «Менеджмент знаний»:

  1. Раскрытие сущности базовых понятий менеджмента знаний.

  2. Характеристика перспективных технологий управления знаниями.

  3. Развитие и закрепление навыков по созданию обучающейся организации.

1.2. Место дисциплины в структуре магистерской программы

Дисциплина «Менеджмент знаний» относится к профессиональному циклу ООП, вариативная часть (дисциплины по выбору). Ее теоретической и методологической основой являются положения таких дисциплин как «Современные проблемы науки и практики управления», «Современные и фундаментальные концепции менеджмента», «Теория организации и организационное поведение». В свою очередь она рассматривается как база для лучшего освоения дисциплин «Менеджмент инноваций», «Управление персоналом инновационной организации», «Управление интеллектуальной собственностью», «Лидерство и профессиональные навыки менеджера», а также обучает использованию соответствующего инструментария для успешного прохождения научно-исследовательской и педагогической практики, написания магистерской диссертации.

Требования к «входным» знаниям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины:

  1. умение логически верно и аргументировано строить устную и письменную речь, способность проводить презентации выполненных учебных, научных и проектных работ;

  2. знание основных функций менеджмента и умение их использовать для достижения целей организации;

  3. понимание особенностей конкурентного поведения современных организаций в глобальной среде и владение соответствующими методами сравнительного анализа эффективности наиболее успешных компаний на рынке;

  4. знание теории инноватики, умение и готовность применять ее положения в практике управления.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной дисциплины

В результате освоения дисциплины «Менеджмент знаний» выпускник должен обладать следующими компетенциями (ФГОС ВПО по данному направлению подготовки):

  1. способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1)

  2. способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3)

  3. владение навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать: специфику менеджмента знаний, его отличия от других видов управленческой деятельности; содержание и характеристики эффективного процесса управления знаниями в организации; ключевые параметры, проблемы функционирования и стратегического развития интеллектуальных организаций;

  • уметь: реализовать полученные знания при осуществлении научно-исследовательской и педагогической деятельности, управлении организациями различных форм собственности, размеров и масштабов бизнеса, для оказания консультационных услуг;

  • владеть: перспективными технологиями и современным инструментарием менеджмента знаний для совершенствования взаимодействия элементов организации и повышения эффективности ее деятельности.

    2. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр - 1. Форма промежуточной аттестации – зачет, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часов.

    3. Тематический план.

    Таблица

    Тематический план

Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

В том числе в интерактивной форме

Формы текущего контроля успеваемости, виды самостоятельной работы

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Формирование и развитие экономики, основанной на знаниях

1

-

2

6

8

-

участие в дискуссии, тестирование, реферат, презентация, работа с интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

2.

Содержание и структура интеллектуального капитала

2

-

2

6

8

-

участие в дискуссии, тестирование, реферат/эссе, презентация, работа с интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3.

Понятие и виды знаний

3

-

2

6

8

2

участие в дискуссии, решение ситуационных заданий, тестирование, реферат, контрольная работа, презентация, работа с видеоматериалами и интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

4.

Структурно-функциональные аспекты менеджмента знаний

4-5

-

4

12

16

4

участие в дискуссии, решение ситуационных заданий, тестирование, реферат/эссе, контрольная работа, презентация, работа с видеоматериалами и интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

5.

Социально-психологические аспекты менеджмента знаний

6-7

-

4

12

16

4

участие в дискуссии, решение ситуационных заданий, тестирование, эссе, презентация, работа с видеоматериалами и интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

6.

Перспективные технологии управления знаниями

8-9

-

4

12

16

4

участие в дискуссии, решение ситуационных заданий, тестирование, реферат/эссе, контрольная работа, презентация, работа с видеоматериалами и интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

Итого часов:

-

18

54

72

В том числе в интерактивной форме

14

    4. Содержание тематического плана.

ТЕМА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

Понятие и сущность экономики, основанной на знаниях. Традиционные и информационные ресурсы. Роль государства в формировании и развитии экономики, основанной на знаниях. Оценка экономики, основанной на знаниях.

ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Понятие и сущность интеллектуального капитала. Физический и интеллектуальный капитал. Структурные элементы интеллектуального капитала, их характеристика и взаимосвязь. Нематериальные активы и интеллектуальная собственность организации. Оценка интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал как объект инвестиций.

ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗНАНИЙ

Понятие и сущность знания. Соотношение понятий «знание», «информация», «данные». Когнитивный менеджмент: когнитология и когнитивное мышление. Кругооборот знаний в организации. Виды знаний с точки зрения содержания и области применения. Явное и неявное знание. Организационное знание.

ТЕМА 4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ

Понятие и сущность менеджмента знаний. История менеджмента знаний как науки. Факторы и результаты менеджмента знаний. Цели, задачи и функции менеджмента знаний. Стратегии управления знаниями в коммерческих и некоммерческих организациях. Организационные формы управления знаниями. Модель обучающейся организации.

ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ

Организационная культура, ориентированная на знания. Развитие эмоционального интеллекта. Корпоративная социальная ответственность. Реализация лидерства в интеллектуальной организации.

ТЕМА 6. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Современные информационные технологии. Коммуникации и коммуникационный менеджмент. Маркетинговые технологии управления знаниями. Репутационный менеджмент. Корпоративное обучение и корпоративные университеты.

5. Планы семинарских занятий.

ТЕМА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Содержание понятия «экономика, основанная на знаниях».

  2. Предпосылки формирования и условия развития экономики, основанной на знаниях.

  3. Свойства традиционных и информационных ресурсов: сравнительная характеристика.

  4. Основные направления государственной политики в области развития экономики, основанной на знаниях.

  5. Программа Всемирного банка «Знания для развития»: методика оценки готовности страны к переходу на модель развития, основанную на знаниях.

б) обсуждение рефератов и презентаций

в) тестирование

ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Содержание и взаимосвязь понятий «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность», «нематериальные активы».

  2. Физический и интеллектуальный капитал: сравнительная характеристика.

  3. Структура интеллектуального капитала: человеческий, организационный и потребительский капиталы.

  4. Нематериальные активы: основные положения международных и российских стандартов учета.

  5. Традиционные и современные методы оценки интеллектуального капитала, их характеристика.

б) обсуждение рефератов/эссе и презентаций

в) тестирование

ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗНАНИЙ

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Содержание и взаимосвязь понятий «знание», «информация», «данные».

  2. Знания как фактор повышения эффективности деятельности организации.

  3. Классификация видов знаний: критерии, характеристика.

  4. Понятие и сущность организационного знания.

  5. Роль когнитивного менеджмента в процессе формирования организационного знания.

б) решение ситуационных заданий

в) обсуждение рефератов и презентаций

г) тестирование

ТЕМА 4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Содержание понятия «менеджмент знаний».

  2. Этапы развития управления знаниями как науки, их характеристика.

  3. Функции менеджмента знаний, их характеристика и взаимосвязь.

  4. Классификация стратегий управления знаниями в коммерческих и некоммерческих организациях, их характеристика.

  5. Организационные формы управления знаниями: критерии выделения, преимущества и ограничения применения.

б) решение ситуационных заданий

в) обсуждение рефератов/эссе и презентаций

г) тестирование

ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Роль организационной культуры в системе менеджмента знаний.

  2. Технология формирования организационной культуры, ориентированной на знания.

  3. Эмоциональный интеллект и менеджмент знаний.

  4. Концепция корпоративной социальной ответственности, ее взаимосвязь с эффективным управлением знаниями в организации.

  5. Специфика осуществления лидерства в интеллектуальной организации.

б) решение ситуационных заданий

в) обсуждение эссе и презентаций

г) тестирование

ТЕМА 6. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Виды и функции современных информационных технологий в контексте менеджмента знаний, их характеристика.

  2. Роль и значение коммуникативной компетентности организации в системе менеджмента знаний.

  3. Виды маркетинговых технологий управления знаниями, их характеристика.

  4. Репутационный менеджмент: имидж организации как неявное знание.

  5. Корпоративное обучение как фактор конкурентоспособности современной организации.

б) решение ситуационных заданий

в) обсуждение рефератов/эссе и презентаций

г) тестирование

6. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Менеджмент инноваций

+

+

+

+

+

+

2.

Управление персоналом инновационной организации

+

+

+

+

+

3.

Управление интеллектуальной собственностью

+

+

+

+

4.

Лидерство и профессиональные навыки менеджера

+

+

7. Образовательные технологии.

Интерактивные семинарские занятия (презентации теоретического материала, дискуссионная структура занятий), выполнение заданий проектного типа (индивидуально и в группе), анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода (решение ситуационных заданий), работа с видеоматериалами и интернет-ресурсами.

8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Формирование и развитие рынка интеллектуального труда в России.

  2. Инвестиции организации в интеллектуальный капитал: проблемы осуществления и перспективы их решения.

  3. Интеллектуальный капитал как фактор конкурентоспособности современной организации.

  4. Системный подход к управлению знаниями в современной организации.

  5. Внедрение менеджмента неявных знаний в организации.

  6. Формирование, развитие и перенос групповых знаний в организации.

  7. Специфика создания, функционирования и развития обучающихся организаций.

  8. Формирование и развитие способностей организации к обучению.

  9. Технология реализации корпоративного обучения в современной организации.

  10. Современный инструментарий управления знаниями: сравнительная характеристика.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Типовая структура контрольной работы включает: содержание работы, введение, 1 раздел (основная часть), разбитый на 3-4 подраздела, объемом не менее 5 и не более 10 стр. печатного текста каждый, заключение, список литературы, приложения (если есть необходимость).

Содержание должно включать порядковый перечень всех имеющихся в тексте контрольной работы наименований разделов и подразделов, справа от которых необходимо указать номера страниц, на которых они начинаются.

Во введении (1-2 стр. печатного текста) контрольной работы обосновывается актуальность исследуемой темы в теоретическом и практическом плане, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи контрольной работы.

В основной части (15-20 стр. печатного текста) контрольной работы рассматривается научное содержание темы на основе обобщения литературных источников и дается анализ современного состояния исследуемого предмета. Студенту в контрольной работе необходимо представить собственную оценку знаний по выбранной теме, которыми располагает современная наука, и привести примеры из практической деятельности зарубежных и российских организаций, подтверждающие выводы исследования. Выполняя работу, необходимо продемонстрировать умение правильно, коротко и четко излагать усвоенный материал, выделяя основные положения. Не следует включать материалы, не имеющие прямого отношения к рассматриваемой теме, что снижает ценность контрольной работы.

В целом, между подразделами основной части контрольной работы необходимы смысловые связки, чтобы текст был логически выстроен и не содержал разрывов в изложении материала.

В заключении (1-2 стр. печатного текста) контрольной работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.

Список литературы (не менее 5 источников) - приводятся только те источники, которые реально были использованы в процессе написания контрольной работы, с момента их издания должно пройти не более пяти лет, по тексту работы обязательны ссылки на источники информации согласно данному списку литературы. В случае использования Internet и/или мультимедийных источников список литературы должен включать адрес электронного сайта и/или название мультимедийного диска.

    Приложения позволяют облегчить восприятие работы и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, документы, содержащие первичную информацию и пр.

    Оформление контрольной работы должно соответствовать следующим основным требованиям.

    Объем контрольной работы - не менее 20 и не более 25 страниц печатного текста (кегль - 14, межстрочный интервал - 1,5, выравнивание по ширине, абзацный отступ - 1,25). Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения текста по всей работе, не должно быть помарок, подчеркиваний, сокращений слов, за исключением общепринятых.

    Текст контрольной работы располагается на одной стороне каждого листа белой бумаги формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее - 20 мм; левое - 30 мм; правое - 1,5 мм.

    Каждая основная структурная часть контрольной работы начинается с нового листа. Названия всех структурных частей располагаются на отдельных строках, пишутся симметрично основному тексту, отделяются от него 1-2 межстрочными интервалами и имеют порядковую нумерацию, обозначенную арабскими цифрами. Заголовки основных структурных частей печатаются прописными буквами, прочие заголовки - строчными буквами. Заголовки всех структурных частей не подчеркиваются, точка в конце названия не ставится, переносы слов не допускаются.

    Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу, по центру. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится, но включается в общую нумерацию. Таким образом, впервые нумерация проставляется на листе введения как 3 страница работы.

    Таблицы, рисунки, диаграммы должны иметь название, ссылку на источник, из которого заимствовались и сквозную нумерацию.

    Ссылки на источники, используемые в тексте контрольной работы, следует приводить непосредственно по тексту в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника по списку использованной литературы и номера страницы, на которой в данном источнике находится заимствованный материал. В случае отсутствия ссылок при фактическом использовании материалов из сторонних источников, контрольная работа к проверке приниматься не будет.

    При оформлении списка использованной литературы применяется алфавитный способ группировки, то есть все источники, включая нормативные, законодательные акты, учебники, сборники, статьи и пр., располагаются в алфавитном порядке с учетом требований ГОСТ.

    Приложения помещаются на страницах, следующих за списком использованной литературы, располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте контрольной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь содержательный заголовок и порядковый номер.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Тенденции современного экономического развития и менеджмент знаний.

  2. Концепция социального капитала в контексте экономики, основанной на знаниях.

  3. Инвестиции в образование и науку: проблемы и перспективы их решения.

  4. Формирование и развитие рынка интеллектуального труда: мировой опыт.

  5. Когнитивное мышление и менеджмент знаний.

  6. Технология оценки эффективности менеджмента знаний.

  7. Реинжиниринг бизнес-процессов в контексте менеджмента знаний.

  8. Специфика создания, функционирования и развития сетевых организаций.

  9. Специфика создания, функционирования и развития оболочечных организаций.

  10. Оценка эффективности инвестиций в обучение персонала организации.

Реферат - это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.

Цель реферата состоит в развитии таких навыков как системный анализ и умение критически переосмысливать чужие идеи.

ТЕМАТИКА ЭССЕ

  1. Интеллектуальная иммиграция и ее последствия для России.

  2. Роль и значение эмоционального капитала в современной экономике.

  3. Интеллектуальный капитал и стратегическое развитие организации.

  4. Обучение как инновационный процесс в организации.

  5. Особенности обучения в процессе действия в коммерческих организациях.

  6. Проблемы и перспективы реализации менеджмента знаний в российских организациях.

  7. Менеджмент знаний и организациях профессионального типа.

  8. Мотивация интеллектуальной активности персонала организации.

  9. Специфика консалтинга в области менеджмента знаний.

  10. Роль и значение корпоративных университетов в развитии современных организаций.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

ТЕМАТИКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ

  1. Управление инвестициями в интеллектуальный капитал в России и за рубежом: сравнительная характеристика.

  2. Модель интеллектуального работника: основные характеристики, их взаимосвязь.

  3. Роль и место управления знаниями в общем менеджменте организации.

  4. Специфика управления знаниями в крупном и малом бизнесе: сравнительная характеристика.

  5. Практика управления знаниями в российских компаниях.

  6. Практика управления знаниями в международных компаниях.

  7. Индивидуальное и групповое обучение: сравнительная характеристика.

  8. Технологии группового обучения, их характеристика.

  9. Традиционные и обучающиеся организации: сравнительная характеристика.

  10. Модель обучающейся организации: основные характеристики, их взаимосвязь.

Презентация - это определенное информационное послание свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.

Цель подготовки и проведения презентаций состоит в развитии таких навыков как умение аудиовизуально кратко, ясно и логично сообщить основные результаты, полученные в ходе выполнения учебных, научных и проектных работ.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА «КАРТА ПАМЯТИ ПО ТЕМЕ»1

«Карта памяти по теме» - это графическое представление теоретической части отдельной темы учебной дисциплины - используется, чтобы обучающийся имел возможность закрепить и вспомнить при необходимости структуру, содержание и логику построения данной темы.

Рекомендации по созданию «карты памяти по теме»:

  1. бегло просмотрите основные положения отдельной темы дисциплины;

  2. начните с главной идеи - предпочтительно, чтобы она была изображена в виде символа - в центре страницы, затем нарисуйте отходящие от нее ветви;

  3. старайтесь использовать для обозначения каждого пункта только одно слово и/или символ, - по одной важной идеи для каждой ветви;

  4. размещайте взаимосвязанные пункты на одной и той же основной ветви, чтобы каждый из них ответвлялся в сторону как отдельная веточка;

  5. применяйте различные цвета (карандаши, маркеры) для изображения отдельных идей;

  6. нарисуйте столько картинок и символов, сколько сможете, приветствуется использование свободных ассоциаций и не шаблонный подход;

  7. составляйте «карты памяти по теме», сидя в спокойном месте, не отвлекаясь не менее 30 мин.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТА

1. Интеллектуальный капитал - это:

  1. нематериальная идея, воплощенная в конкретном инновационном продукте

  2. основанные на связях структурированное знание и способности, обладающие потенциалом развития и создания стоимости

  3. совокупность результатов по созданию и преобразованию знаний в новую продукцию (или услугу), признаваемую конечными потребителями

  4. технология управления ресурсными возможностями организации на новом уровне

2. Соотношение понятий «интеллектуальный капитал», «нематериальные активы», «интеллектуальная собственность»:

  1. данные понятия синонимы

  2. нематериальные активы включают в себя интеллектуальный капитал и интеллектуальную собственность

  3. интеллектуальная собственность включает в себя интеллектуальный капитал и нематериальные активы

  4. интеллектуальный капитал включает в себя нематериальные активы, в том числе интеллектуальную собственность

3. Совокупность различных объективных фактов характеризует понятие:

  1. информация

  2. знание

  3. данные

  4. восприятие

4. Организационные формы управления знаниями:

  1. дивизионы, матрицы, линейно-функциональные подразделения

  2. консорциумы, стратегические альянсы, конгломераты

  3. сетевые и оболочечные организации, сообщества профессионалов

  4. научно-исследовательские лаборатории, рекламные и имиджевые агентства

5. В основе формирования организационной культуры, ориентированной на знания, лежит развитие:

  1. структурно-функциональных аспектов менеджмента организации

  2. эмоционального интеллекта персонала

  3. когнитивного мышления топ-менеджеров организации

  4. репутационного менеджмента

6. В условиях экономики, основанной на знаниях, решающим фактором повышения эффективности управления коммерческой организацией становится:

  1. человеческий капитал

  2. информатизация корпоративных систем управления

  3. социально-ориентированное поведение организации

  4. современные маркетинговые технологии

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТ)

  1. Роль и значение знаний в современной экономике.

  2. Ключевые характеристики экономики, основанной на знаниях.

  3. Информационные ресурсы как основа повышения эффективности деятельности современной организации.

  4. Государственная политика в области формирования и развития экономики, основанной на знаниях: мировой и российский опыт.

  5. Методы и инструменты оценки экономики, основанной на знаниях, их характеристика.

  6. Интеллектуальный капитал: понятие, структурные элементы, их характеристика и взаимосвязь.

  7. Интеллектуальный капитал, нематериальные активы и интеллектуальная собственность организации: характеристика и взаимосвязь понятий.

  8. Методы и инструменты оценки интеллектуального капитала, их характеристика.

  9. Интеллектуальный капитал как объект инвестиций: оценка привлекательности, проблемы реализации и перспективы их решения.

  10. Знание, информация и данные: характеристика и взаимосвязь понятий.

  11. Модель кругооборота знаний в организации, интеграция с менеджментом знаний.

  12. Классификация видов знаний: критерии, характеристика.

  13. Предпосылки возникновения и этапы развития менеджмента знаний как науки.

  14. Цели, задачи и функции менеджмента знаний, их характеристика.

  15. Стратегии управления знаниями в коммерческих организациях, их характеристика и взаимосвязь.

  16. Стратегии управления знаниями в некоммерческих организациях, их характеристика и взаимосвязь.

  17. Классификация организационных форм управления знаниями: критерии, характеристика.

  18. Технология создания обучающейся организации: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь.

  19. Формирование и развитие организационной культуры, ориентированной на знания.

  20. Эмоциональный интеллект: понятие, роль и значение в контексте менеджмента знаний.

  21. Корпоративная социальная ответственность: понятие, роль и значение в контексте менеджмента знаний.

  22. Специфика реализации лидерства в интеллектуальной организации.

  23. Использование современных информационных технологий в деятельности организации, роль и значение в контексте менеджмента знаний.

  24. Маркетинговые технологии управления знаниями, их характеристика.

  25. Использование корпоративного обучения в деятельности организации, роль и значение в контексте менеджмента знаний.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) Основная литература:

  1. Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса. – М.: ИНФРА-М, 2011.

  2. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. – М.: ЭКСМО, 2008.

  3. Инновационное развитие. Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. – М.: ИНФРА-М, 2010.

  4. Управление знаниями в инновационной экономике. – М.: Экономика, 2009.

  5. Управление знаниями. – М.: Высшая школа менеджмента, 2010.

б) Дополнительная литература:

  1. Альтшуллер Г. Найти идею. Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Паблишерз, 2011.

  2. Ашкеров А. Экспертократия. Управление знаниями. – М.: Европа, 2009.

  3. Баранчеев В.П. Управление знаниями в инновационной сфере. – М.: Благовест-В, 2007.

  4. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями. Руководство к действию. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.

  5. Джанетто К., Уилер Э. Управление знаниями. Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2005.

  6. Дресвянников В.А. Управление знаниями организации. – М.: КноРус, 2008.

  7. Друкер П. Бизнес и инновации. Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2007.

  8. Коулокоулос Т.М., Фраппаоло К. Управление знаниями. Пер. с англ. – М.: ЭКСМО, 2008.

  9. Креативное мышление в бизнесе. – М.: Юнайтед Пресс, 2011.

  10. Лабоцкий В.В. Управление знаниями. – М.: Современная школа, 2006.

  11. Мариничева М. Управление знаниями на 100%. Путеводитель для практиков. - М.: Альпина Паблишерз, 2008.

  12. Мильнер Б.З. и др. Управление знаниями в корпорациях. – М.: Дело, 2006.

  13. Нонако И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2011.

  14. Олтман Э. и др. Руководство инноватора. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2011.

  15. Питерс Т. WOW-идеи. 15 принципов инновационного менеджмента. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.

  16. Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2011.

  17. Селетков С.Н., Днепровская Н.В. Управление информацией и знаниями в компании. – ИНФРА-М, 2011.

  18. Управление знаниями. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  19. Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управления знаниями. Пер. с англ. – М.: Стандарты и качество, 2008.

  20. Янсен Ф. Эпоха инноваций. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.

в) Программное обеспечение и интернет – ресурсы

Программное обеспечение:

Microsoft Office

Интернет-ресурсы, посвященные рассмотрению вопросов менеджмента инноваций:

  1. www.kommersant.ru/sf (журнал «Секрет фирмы»)

  2. www.mag.innov.ru (журнал «Инновации»)

  3. www.panor.ru/journals/innov (журнал «Инновационный менеджмент»)

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

    Мультимедийный комплекс.

1 На основе источника: Практический менеджмент. /Под общей ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2010.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200. 68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения «подготовлено к изданию» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Рассмотрено на заседании кафедры экономики, финансов и учета 23 мая 2011 г., протокол № 9. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200. 68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения «подготовлено к изданию» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Управление персоналом инновационной организации. [электронный ресурс] / Режим доступа: .
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200. 68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения «подготовлено к изданию» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рассмотрено на заседании кафедры экономики, финансов и учета 23 мая 2011 г., протокол № 9. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
  4. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200. 68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения «подготовлено к изданию» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:. Теория организации и организационное поведение [электронный ресурс] / Режим доступа: .
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент»

    Учебно-методический комплекс
    Красовская Н. В. Маркетинг инноваций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент» направления 080200.

Другие похожие документы..