Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятель...полностью>>
'Учебная программа курса'
Предназначена для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии», 061100 «Менеджмент», 060400 «Финансы и кредит», 061500 «Мар...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Классификация дисперсных систем. Особенности коллоидного состояния вещества. Методы получения и очистки золей и др. дисперсных систем. Строение мицел...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.20 «Теория и методология географической науки» составлен в соответствии с требованиями Государственно...полностью>>

Главная > Рабочая программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество. Поэма «Корсар». Романтизм поэзии Байрона. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.

Литература народов России

Г. Тукай. Слово о поэте. Стихи из цикла « О, эта любовь!». Лиризм Тукая. Тукай – переводчик Пушкина, Лермонтова,др. поэтов

Учебно-тематическое планирование по литературе

9 класс (102 часа)

урока

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения

1

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

комбинированный

Фронтальная

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

Индивидуальные сообщения:

-Архитектура Древней Руси

-Иконопись

--Жанры Древнерусской литературы

1

неделя

Литература Древней Руси (5+2р.р.)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

1

Усвоение нового материала

Фронтальная,групповая

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.

Тезисный план статьи учебника

1

неделя

3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

комбинированный

Фронтальная,групповая

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

Словарная работа. Работа с текстом

1

неделя

4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

1

комбинированный

групповая

Знать:жанр и композицию про­изведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

Письменная характеристика одного из героев

2

неделя

5

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

1

комбинированный

Фронтальная, групповая

Знать: нрав­ственно-патриотическую идею «Слова».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?

Отрывок «Слова» наизусть

2

неделя

6

Поэтическое искусство автора в «Слове…»

1

комбинированный

Групповая,индивидуальная

Знать: понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь:формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию

Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».

Анализ образа ав­тора. Почему мож­но сказать, что ав­тор - патриот? До­казать это приме­рами из текста.

Сообщение «Связь «Слова» с фольклором.

2

неделя

7

РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»

1

Развитие речи

Индивидуальная,групповая

Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения.

Уметь комментировать и анализировать эпизод.

Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.

Перевод «Плача Ярославны».

3

неделя

8

РР Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…»

1

Развитие речи

Индивидуальная, групповая

Знать текст произведения, его художественные особенности.

Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая

и превращая в связный текст.

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Работа с текстовыми индивидуальными картами по подготовке к сочинению.

Сочинениепо «Слову».

3

неделя

Русская литература ХVIII века ( 9ч. )

9

Характеристика русской литературы ХVIII века

1

Усвоение нового материала

Фронтальная, групповая

Знатьосновные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.

Систематизировать материал по классицизму.

3

неделя

10

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

1

комбинированный

Индивидуальная, групповая

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

Выразительное чтение од, конспект статьи о «трех штилях» языка.

4

неделя

11

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

1

комбинированный

Индивидуальная,групповая

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.

Письменный анализ отрывка оды.

4

неделя

12

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

1

Усвоение нового материала

Индивидуальная, групповая

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

Отрывок из оды наизусть.

4

неделя

13

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник», «Фелица»).

1

комбинированный

Индивидуальная, групповая

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

Сравнительный анализ «Памятников» Ломоносова и Державина.

5

неделя

14

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «СпасскаяПолесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

1

Усвоение нового материала

Индивидуальная, групповая

Знатьвзгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметьформулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева.пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

Стилизация языка произведения

5

неделя

15

А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения.

1

комбинированный

Индивидуальная, групповая

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения

Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.

Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.

Статья учебника о сентиментализме.рассказ по плану.

5 неделя

16

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

комбинированный

фронтальная

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

Прочитать «Бедная Лиза».

6

неделя

17

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы.Внимание к внутренней жизни человека)

1

контрольный

Индивидуальная, групповая

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.

Анализируют стихотворение «Осень».

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?

Ответить на вопросы письменно

6

неделя

Из русской литературы ХIХ века

18

Золотой век русской литературы (обзор)

1

Усвоение нового материала

Фронтальная, групповая

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?

Творческая работа по романтическим символам.

6

неделя

19

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

1

Комбинированный

Индивидуальная, групповая

Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение.анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах?

Выразительное чтение стихотворений Жуковского

7

неделя

20

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

1

комбинированный

Индивидуальная, групповая

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»

Отрывок из «Светланы» наизусть

7

неделя

А.С.Грибоедов «Горе от ума» (5+3р.р.)

21

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.

1

комбинированный

Фронтальная, групповая

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Анализ афиши и экспозиции.

7

неделя

22

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

комбинированный

Групповая.

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

Монологи Чацкого и Фамусова наизусть

8

неделя

23

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

1

Повторительно-обобщающий

Групповая.

Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

Характеристика героев.

8

неделя

24

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1

комбинированный

Групповая.

Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу.крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

Ответы на вопросы по плану.

8

неделя

25

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

1

комбинированный

Групповая.

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметьдавать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

Финал комедии. Авторский замысел.

9

неделя

26

РРИ.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

1

Развитие речи

Индивидуальная, групповая

Знатьосновные положения статьи.

Уметьдавать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

Подготовиться к сочинению.

9

неделя

27-28

РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»

2

Контрольный.

Индивидуальная.

Знать содержание комедии
Уметьсопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение

Индивидуальные сообщения по биографии А.С.Пушкина

9-10

неделя

А.С.Пушкин (17+1р.р. )

29

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

Анализ стихотворения по плану.

10

неделя

30

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

(«На холмах Грузии», «Бесы»)

1

комбинированный

Групповая.

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
 Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств.

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

Стих. наизусть

10

неделя

31

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

1

комбинированный

фронтальная, индивидуальная.

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметьанализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

Письменный анализ стихотворения по выбору.

11

неделя

32

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

1

комбинированный

Групповая.

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств.

Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ навопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика?

Ответить на вопросы.

11

неделя

33

Любовная лирика А.С.Пушкина

(«Я Вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…» , «Мадона»)

1

комбинированный

Групповая.

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»

Стихотворение наизусть

11

неделя

34

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

1

комбинированный

Индивидуальная, групповая

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные

Анализ «Памятника»

12

неделя

35

РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

1

Развитие речи

Индивидуальная.

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный

Анализ стихотворения по предложенному плану

Подготовиться к контрольной работе по лирике А.С.Пушкина.

12

неделя

36

Контрольная работа

Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.

1

Контрольный.

Индивидуальная

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

Тестовые задания: «Методические рекомендации…»

Чтение поэмы «Цыганы».

12

неделя

37

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1

Комбинированный.

Групповая

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Характеристика героев, комментарий текста.

Характеристика героев.

13

неделя

38

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

комбинированный

Групповая, индивидуальная

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Ответы на вопросы

Систематизация полученных на уроке знаний

13

неделя

39

Онегин и столичное дворянское общество

1

комбинированный

Групповая, индивидуальная

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном

Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.

1-5 строфы наизусть

13

неделя

40

Онегин и поместное дворянское общество

1

комбинированный

Групповая, индивидуальная

Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.

Анализ цитат

14

неделя

41

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

комбинированный

Групповая, индивидуальная

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Ответы на проблемные вопросы

Сравнительная характеристика героев

14

неделя

42

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

комбинированный

Групповая.

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.

Сравнительная характеристика героинь

14

неделя

43

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

1

комбинированный

фронтальная

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Ответы на вопросы.

Письма наизусть. Закрепление изученного

15

неделя

44

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

закрепление изученного

фронтальная

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.

Анализ отрывка

15

неделя

45

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

1

Повторительно-обобщающий

групповая

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам

Подготовить материал к сочинению

15

неделя

46

РР Подготовка к сочинению по роману.

1

Повторительно-обобщающий

Фронтальная, индивидуальная

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Д/р сочинение

Сочинение.

16

неделя

М.Ю.Лермонтов (9ч. )

47

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

(«Парус», «Смерть поэта», «Когда волнуется желтеющая нива»)

1

Усвоение нового материала

Индивидуальная, групповая

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

Стих. наизусть

16

неделя

48

Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

(«Поэт», «Пророк»)

1

комбинированный

групповая

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

Анализ стихотворения

16

неделя

49

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

(«Нет, не тебя так пылко я люблю.»)

1

Комбинированный

групповая

Знать адресатов любовной лирики.

Уметьанализировать текст на лексическом уровне

Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики

Стихотворение наизусть

17

неделя

50

Эпоха безвременья в лирике поэта.

(«Дума», «Родина», «И скучно, и грустно…»)

1

Комбинированный

групповая

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.

Ответить на вопросы по плану

17

неделя

51

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

Усвоение нового материала

Индивидуальная, групповая

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

Образ главного героя

17

неделя

52

Печорин как представитель «портрета поколения».

1

Комбинированный

Индивидуальная, групповая

Знать текст повести «Бэла».

Уметьсопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

Система образов в романе

18

неделя

53

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

1

Повторительно-обобщающий

Фронтальная, индивидуальная

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

Статья Белинского. Конспект.

18

неделя

54

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

Повторительно-обобщающий

1

Повторительно-обобщающий

индивидуальная

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству Лермонтова.

18

неделя

55

Контрольная работа

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

контрольный

индивидуальная

тестовые задания: уровни А, В, С

контрольная работа

Биография Н.В.Гоголя. Хронологическая таблица

19

неделя

56

Н.Батюшков.

«Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслажденье…»

1

Усвоение нового материала

групповая

Свобода, музыкальность стиха

Сообщение основных мотивов лирики

Анализ стихотворения

19

57

А.В. Кольцов

«Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес».

1

Усвоение нового материала

групповая

Одушевлённая жизнь природы. Горе и радость простого человека.

Чтение и анализ стихотворений.

Разбор стихотворений на выбор

19

58

Е.А. Баратынский

«Мой дар убог и голос мой негромок», «Муза», «Разуверение»

1

Усвоение нового материала

групповая

Баратынский как представитель поэзии мысли

Чтение и анализ стихотворений

Разбор стихотворений на выбор

20

Н.В.Гоголь (7+3р.р. )

59

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

1

Усвоение нового материала

групповая

Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

История создания поэмы «Мертвые души».

20

неделя

60

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

1

комбинированный

групповая

Знатьисторию создания поэмы, композиционные особенности, жан­ровое своеобразие.

Уметь восприни­мать художествен­ное произведение в контексте эпох.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

Образ Чичикова.

20

неделя

61

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

1

комбинированный

Фронтальная, групповая

Знатьсодержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметьанализировать эпизод, характери­зовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Характеристика города и героев литературного произведения.

Образы помещиков.

21

неделя

62

Образ Руси. Лирические отступления.

1

комбинированный

групповая

Анализ отрывков

21

63

Повесть о капитане Копейкине и притчи о МокииКифовиче и КифеМокиевие

1

комбинированный

групповая

Пересказ отрывка

21

64

Художественные особенности поэмы Гоголя

1

комбинированный

групповая

Указать изобразительно – выразительные средства

22

65

Поэма в оценке Белинского.

1

комбинированный

групповая

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятие чичиковщина

Пониматьроль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.

Конспект

22

66

РР. Подготовка к сочинению

1

комбинированный

групповая

План и подбор цитат к сочинению

Работа с черновиком

22

67-68

Р.Р. Сочинение

2

Развитие речи

Индивидуальная, групповая

сочинение

сочинение

23

неделя

69

А.Фет

Жизнь и творчество.

«Как беден наш язык»

1

комбинированный

групповая

Тема «невыразимого»

Рассказ о поэте

Анализ произведения

23

70

Некрасов Н.А.

«Вчерашний день часу в шестом»

1

комбинированный

групповая

Представление Некрасова о поэте и поэзии

Рассказ о творчестве писателя

Своеобразие некрасовской поэзии

24

71-

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».

1

комбинированный

Фронтальная,групповая

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

Анализ рассказов: монологические ответы.

Анализ эпизода

24

неделя

72

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя,черты его внутреннего мира.

1

комбинированный

Фронтальная, групповая

Знать содержание,Уметьхарактеризовать изобразительно- выразительные ср-ва. Уметьопределятьэлементысентиментализма в повести,анализировать .

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Хар-ка внутреннего мира героя.

Внутренний мир героя. Сообщение.

24

неделя

73-74

РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? (На примере одного-двух произведений).

2

Развитие речи

Индивидуальная, групповая

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать письменное сочинение

сочинение

Сочинение.

25

неделя

Русская литература ХХ века. Проза (5ч. + 2р.р. )

75

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. Человек и история в литературе

1

Усвоение нового материала

фронтальная

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..

Систематизировать пройденный материал

25

неделя

76

М.А. Булгаков.Слово о писателе. «Собачье сердце»каксоцильно- философская сатира на современное общество. Система образов

1

Усвоение нового материала

групповая

Знать основные сведения о жизни и тв-веписателя.Особенностибулгаковскойсатиры.ПонятиеШАРИКОВЩИНЫ.Уметьопределять нравственную проблематику повести.

Анализ с раскрытием худ. Своеобразия произведения и нравственной проблематики.

Письменная работа.

26

неделя

77

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

2

комбинированный

Индивидуальная, групповая

Знать особенности композиции рас­сказа «Судьба че­ловека».

Уметь характери­зовать образ глав­ного героя

Анализ рассказа: монологические ответы.

Ответить на вопросы.

26

неделя

78

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

комбинированный

Фронтальная,индивидуальная

Знать автобиогра­фическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие расска­за

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

Образ главной героини

26

неделя

79

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

комбинированный

групповая

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения7

Подготовиться к контрольной работе.

27

неделя

80-81

РР Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

2

контрольный

индивидуальная

Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения

сочинение

Сообщение о поэте Серебряного века

27

неделя

Русская литература ХХ века. Поэзия (7+2р.р.)

82

Русская поэзия Серебряного века.

1

комбинированный

групповая

Знать содержание теоретико-литера­турных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале

Уметь конспекти­ровать лекцию

Стихи А.Блока. Чтение, анализ.

28

неделя

83

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

Стихотворение «Русь». Лирический герой.

1

комбинированный

групповая

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

Стихотворение наизусть

28

неделя

84

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.

1

комбинированный

групповая

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций.

Анализ стихотворений.

Анализ стихотворения

28

неделя

85-86

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе,человеке.

«Гой ты, Русь моя родная…», «Отговорила роща золотая…»

2

комбинированный

групповая

Знатьосновные события творче­ской биографии поэта, его про­граммные произве­дения.

Уметь анализиро­вать поэтический текст, выделяя тропы и стилисти­ческие приемы

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Анализ стихотворения

29

неделя

87-88

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

«Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество»

2

комбинированный

групповая

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Анализ стихотворения

29-30

неделя

89-90

РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.

2

контрольный

индивидуальная

Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.

контрольная работа

30

неделя

Из зарубежной литературы (8ч.)

91

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»

1

комбинированный

групповая

Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Анализ стихотворения

31

неделя

92-93

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

2

комбинированный

групповая

Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

Ответы на вопросы

Ответить на вопросы

31

неделя

94-95

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

2

комбинированный

групповая

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочи­танному произведе­нию, понимать чу­жую точку зрения

Ответы на вопросы

Анализ эпизода

32

неделя

96-97

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

2

комбинированный

групповая

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Ответы на вопросы

Ответить на вопросы

32-33

неделя

98

Байрон Д.Г. Жизнь и творчество. Поэма «Корсар»

1

комбинированный

групповая

Романтизм поэзии Байрона. Нравственный максимализм.

Ответы на вопросы

Ответить на вопросы

33 неделя

Литература народов России(1 ч)

99

Литература народов России. Г. Тукай «Слово о поэте». Стихи из цикла «О, эта любовь!»

1

комбинированный

групповая

Лиризм Тукая. Тукай – переводчик.

Выразительное чтение стихотворения.

Читать стихотворение

34 неделя

100

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

групповая

Ответы на вопросы (по уровням)

Ответы на вопросы.

Ответить на вопросы

34

неделя

101-102

Резервные уроки

2

34-35

неделя



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для 9А класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература»

    Пояснительная записка
    Рабочая программа по литературе для 9А класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.
  2. Методическое письмо опреподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Государственный стандарт общего образования и его назначение

    Методическое письмо
    Государственный стандарт общего образования - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки
  3. Рабочая программа по математике для 9 класса  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05.

    Рабочая программа
    Рабочая программа по математике для 9 класса  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.
  4. Рабочая учебная программа по геометрии для 7 класса на 2011-2012 учебный год

    Рабочая учебная программа
    Настоящая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.
  5. Рабочая программа по русскому языку в 9 классе (базовый уровень)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.

Другие похожие документы..