Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В лыжной гонке «Дружная семья» принимают участие семейные команды образовательных и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образов...полностью>>
'Документ'
АО "Научно-исследовательский институт по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения" (АО "НИИПТ"), АО "Осм...полностью>>
'Методическое письмо'
Методическое письмо подготовлено сотрудниками ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова» (директор – а...полностью>>
'Документ'
Административно-командная экономика – один из трех чистых типов макроэкономических систем. Представляет собой иерархически организованную систему, уп...полностью>>

Методические указания к практическим занятиям по внутренним болезням и эндокринологии на кафедре факультетской терапии для студентов 4-го курса лечебного факультета г. Волгоград 2004г удк 616. 1/. 4-079. 4(075)

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра факультетской терапии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ И ЭНДОКРИНОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4-ГО КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

г. Волгоград – 2004г

УДК 616.1/.4-079.4(075)

Авторский коллектив:

Профессор, зав. кафедрой Бабаева А.Р., доцент Щукарева В.Я., ассистент Родионова О.Н., ассистент Апухтин А.Ф., ассистент Коротеева Т.В., ассистент Лекарева И.В., ассистент Давыдов С.И., ассистент Гальченко О.Е., ассистент Тарасов А.А.

Под общей редакцией заведующей кафедрой факультетской терапии ВолГМУ профессора Бабаевой А.Р.

Рецензенты:

Левитан Б.Н., проф., зав. кафедрой факультетской терапии с эндокринологией Астраханской медицинской академии; Багирова Г.Г., проф., зав. кафедрой общей врачебной практики Оренбургской медицинской академии.

Рекомендуется к изданию Центральным методическим советом ВолГМУ.

__________________________________________________________________________

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 4-го КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Проанализировать данные анамнеза болезни и провести клинический осмотр больного для выявления заболеваний внутренних органов.

2. Составить и обосновать план лабораторного и инструментального обследования больного для подтверждения предполагаемого диагноза.

3. На основании анамнестических данных, результатов клинического и лабораторного обследования больного сформулировать и обосновать развернутый диагноз заболевания внутренних органов и провести дифференциальный диагноз.

4. Определить клинические варианты, тяжесть течения, наличие обострения (ремиссии), осложнений основных заболеваний внутренних органов.

5. Наметить и обосновать план этиопатогенетического лечения конкретного больного с учетом особенности течения заболеваний внутренних органов и сопутствующих заболеваний.

6. Диагностировать неотложные состояния в клинике внутренних болезней и проводить соответствующую интенсивную терапию.

7. Уметь изложить полученные при обследовании больного данные в виде академической истории болезни.

8. Использовать специальную клиническую медицинскую литературу (основные руководства, справочники, медицинские журналы) для обоснования диагноза, этиологии и патогенеза, лечения заболевания конкретного больного.

9. Во время прохождения производственной практики и дежурств в клинике поставить диагноз и оказать первую помощь больным с заболеваниями внутренних органов.

10. Обосновать физиотерапевтические и курортные методы лечения на основе знания физиологических механизмов действия на организм физических факторов, принципов устройства и работы типовой аппаратуры.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: Введение в курсе изучения внутренних болезней в клинике факультетской терапии.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Определить основные установки и алгоритмы, необходимые для усвоения курса внутренних болезней при прохождении цикла на кафедре факультетской терапии

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Особенности преподавания внутренних болезней на кафедре факультетской терапии.

2. Систематизация знаний по методике обследования больного, семиотике внутренних болезней.

3. Алгоритм дифференциального диагноза.

4. Структура и формулировка клинического диагноза.

5. Принципы этиотропной и патогенетической терапии.

6. Схема академической истории болезни.

7. Требования к оформлению академической истории болезни

8. Порядок прохождения производственной практики

План проведения занятия:

1. Знакомство студентов с клиникой факультетской терапии, диагностическими и лечебными отделениями базовых больниц.

2. Требования, предъявляемые к студентам при прохождении цикла внутренних болезней и эндокринологии.

3. Постановка основных задач, которые должны быть решены студентами при прохождении цикла внутренних болезней и эндокринологии

4. Подбор и распределение больных для курации.

в. Контроль за курацией студентами больных с анализом типичных ошибок.

в. Собесодовоние с обсуждением контрольных вопросов.

Контрольные вопросы:

1. Какие задачи должны быть решены в курсе внутренних болезней на кафедре факультетской терапии?

2. Что такое диагностика, из чего она складывается?

3. Что такое дифференциальный диагноз?

4. Этапы дифференциального диагноза и методика его проведения.

5. Почему необходимо не только правильно установить диагноз, но и правильно его сформулировать?

6. Каково практическое значение современной номенклатуры и классификации болезней?

7. Что такое этиологическое и патогенетическое лечение?

8. Как принципы этиологической и патогенетической терапии реализуются на практике?

9. Каково назначение истории болезни, как она должна быть построена?

10. Чем академическая история болезни отличается от клинической?

Литература:

1. Внутренние болезни/ Под ред.Ф.И.Комарова .- М.: Медицина, 1990

2. Внутренние болезни/ Под ред. А.В.Сумарокова в 2-х т. - М,: Медицина, 1993

3. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни - М.: Медицина, 1989

4. Виноградов А.В. Дифференциальный диагноз внутренних болезней—М.:

Медицина, 1987

5. Клиническая эндокринология / Под ред. Н.Т.Старковой - М.: Медицина, 1991

6. Курортология и физиотерапия / Под ред. В.М.Боголюбова в 2-х т. — М.:

Медицина, 1987

КАРДИОЛОГИЯ

Учебной программой по внутренним болезням для студентов 4-го курса высших медицинских заведений в разделе «Кардиология» предусматривается изучение следующих тем:

1. Ревматизм.

2. Митральные пороки сердца

3. Аортальные пороки сердца.

4. Инфекционный эндокардит.

5. Гипертоническая болезнь.

6. Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия.

7. Инфаркт миокарда.

8. Аритмии сердца и блокады сердца.

9. Хроническая сердечная недостаточность.

Основные учебные цели преподавания заболеваний сердечно — сосудистой системы в течение 4 года обучения: дать знания этиологии и патогенеза, клинических проявлений основных заболеваний сердечно-сосудистой системы, закреплять и совершенствовать умения обследования терапевтического больного; формировать клиническое мышление; научить использовать метод дифференциальной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм; научить основным принципам профилактики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

В течение цикла студент 4-го курса должен овладеть следующими практическими умениями:

1. Обследовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследование, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

2. Оценить:

2.1. выявленные при обследовании изменения со стороны различных систем и органов;

22. показатели периферической крови;

2.3. показатели биохимического исследования крови:

а) содержание общего белка и его фракций;

б) активность печеночных и сердечных ферментов;

в) показатели активности воспалительного процесса (С-реактивный белок, фибриноген и др.) и стрептококковой инфекции (АСЛ-0, ACT);

г) показатели липидного обмена (холестерин, триглицериды, липопротеины высокой плотности - ЛПВП, липопротеины низкой плотности -ЛПНП).

2.4. основные показатели коагулограммы (протромбиновое время, АЧТВ, фибриноген, время кровотечения);

3. Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования:

A) велоэргометрию;

Б) эхокардиографию;

B)ЭКГ

Г) суточное мониторирование ЭКГ

Д) суточное мониторирование артериального давления;

4. Провести обследование больного:

A) при болях в области сердца;

Б) при сердечных шумах и кардиомегалии;

B) при поражении миокарда;

5. Провести обследование и лечение больного:

A) при нарушениях сердечного ритма и проводимости;

Б) с острой и хронической сердечной недостаточностью;

B) с артериальной гипертензией и гипотензией;

6. Назначить и провести:

антибактериальную терапию;

антикоагулянтную и тромболитическую терапию

7. Оказать квалифицированную помощь при наиболее часто встречающихся в практической деятельности неотложных состояниях:

гипертонический криз, ангинозный статус, сердечная астма и отек легких, кардиогенный шок, угрожающие жизни нарушения ритма сердца и проводимости, медикаментозный коллапс.

8. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждение их нежелательных побочных действий, рекомендовать немедикаментозную терапию.

9. Составить программу реабилитации больного.

Студент должен уметь выполнить:

1. Исследования:

1.1. запись ЭКГ;

1.2. подсчитать количество лейкоцитов и лейкоцитарную формулу;

1.3. определить время кровотечения

1.4. определение протромбинового времени. АЧТВ, фибриногена. 2. Врачебные манипуляции:

2.1. подкожные, внутримышечные и внутривенные инъекции;

2.2. непрямой массаж сердца;

2.3. электроимпульсную терапию (дефибрилляцию);

2.4. искусственную вентиляцию легких простейшим методами и портативными «ручными» аппаратами;

2.5. плевральную пункцию;

Занятие № 1

Тема: Ревматизм (Rheumatismus).

Цель занятия:

Научить студентов обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного. Провести дифференциальный диагноз с другими заболеваниями. Знать подходы к лечению. Определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

Определение изучаемой нозологии. Этиология. Роль В-гемолитического стрептококка (клинические, серологические и эпидемиологические доказательства). Патогенез ревматизма. Морфология различных стадий. Классификация. Клиническая картина основных проявлений ревматизма:

полиартрит, ревмокардит (первичный и возвратный), перикардит, хорея, кожные проявления. Клинико-лабораторные критерии активности ревматизма. Варианты течения. Дифференциальный диагноз (неревматический миокардит, миокардиодистрофии, кардиомиопатии). Лечение ревматизма. Профилактика.

План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы.

2. Разбор с демонстрацией больного с ревматизмом.

3. Самостоятельная работа студентов.

4. Разбор курируемых больных.

Самостоятельная работа:

На основании знаний причин и механизма развития ревматизма, характера изменений в различных системах и органах, с помощью данных дополнительного обследования:

диагносцировать ревматизм;

определить возможный механизм его возникновения, определить характер поражения органов и систем;

определить степень активности и характер течения заболевания;

назначить адекватную терапию;

определить прогноз и исход заболевания.

Контрольные вопросы:

1. Как формулируется нозологическое определение ревматизма?

2. Какая принята классификация ревматизма?

3. Что является этиологическим фактором ревматизма?

4. Как представить основные патогенетические механизмы возникновения

ревматизма?

5. Что рассматривается в качестве диагностических критериев ревматизма?

6. Какие клинические особенности ревматического полиартрита выделяют?

7. Чем характеризуется ревмокардит?

8. Каковы особенности формирования ревматических пороков сердца?

9. Что приводит к прогрессированию порока сердца при ревматизме?

10. Что отличает ревматический миокардит от других поражений сердца (кардиомиопатии, неревматических миокардитов)?

11. Какие наиболее частые осложнения ревматизма известны?

12. Как определяется активность ревматизма?

13. Что входит в принципиальную схему лечения ревматизма?

14. Как осуществляется первичная профилактика ревматизма?

15. В чем заключается вторичная профилактика ревматизма?

Литература:

1. Внутренние болезни /Под ред. Ф.И. Комарова; В.Г. Кукеса, А.С. Сметнева. -М.: Медицина, 1990.

2. Внутренние болезни /Под ред. А.В. Сумарокова в 2-х т. - М.; Медицина, 1993.

3. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни. - М.: Медицина, 1989.

4. Мурашко В.В., Струтынский А.В., Электрокардиография. - М • Медицина 1991.

5. Диагностика и лечение внутренних болезней (Руководство для врачей в 3 т). Под ред. Ф.И. Комарова. - М.: Медицина, 1991 - 92.

6. Виноградов А.В. Дифференциальный диагноз внутренних болезней. - М.:

Медицина, 1987.

7. Хеглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних органов. - Пер с нем. М.: Медицина,1993.

8. Болезни сердца и сосудов / Руководство для врачей в 4 - х т. Под ред. Е.И. Чазова. - М.: Медицина, 1992 - 93.

9. Сумароков А.В., Моисеев B.C. Клиническая кардиология. - М.: Медицина 1986.

10. Насонова В.А., Астапенко М.Г. Клиническая ревматология, - М.: Медицина 1990.

Занятие № 2

Тема; Митральные пороки сердца: Недостаточность митрального клапана (Insufficientia valvule mitralis). Стеноз митрального клапана (stenosis ostii venosi sinistri)

Цель занятия:

1. Научить студента составить план обследования больного, у которых имеется (или предполагается) митральный порок сердца.

2. На основе знания основных причин ведущих к развитию порока, аускультативных критериев, данных ЭКГ, Эхо-КГ уметь поставить и обосновать диагноз.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

Недостаточность митрального клапана. Этиология. Патогенез. Гемодинамические нарушения. Клиническая картина. Стадии и течение митральной недостаточности. Диагноз. Прогноз. Лечение. Трудоустройство.

Митральный стеноз. Этиология. Патогенез гемодинамических расстройств. Клиническая картина. Стадии течения митрального стеноза. Значение инструментальных данных в диагнозе. Дифференциальная диагностика шумов в области сердца. Причины декомпенсации. Осложнения. Прогноз. Лечение. Показания к оперативному лечению. Оказание помощи при неотложных состояниях: пароксизмальные нарушения ритма, сердечная астма, отек легких. Комбинированный митральный порок сердца. Выявление преобладания стеноза или недостаточности.

План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы.

2. Демонстрация больного с пороком сердца.

3. Самостоятельная работа студентов.

4. Разбор курируемых больных.

Самостоятельная работа:

Используя знания, приобретенные на предыдущих курсах, а также данные, полученные при опросе больного, объективном исследовании интерпретации результатов ЭКГ, Эхо-КГ, правильно диагносцировать митральные пороки сердца и их осложнения.Определить показания к госпитализации больного и к проведению оперативного лечения.

Контрольные вопросы:

1. Как определить понятие «приобретенные пороки сердца»?

2. Что понимают под клапанной недостаточностью?

3. Что такое относительная недостаточность?

4. Что такое пролапс митрального клапана?

5. Что такое комбинированные пороки сердца?

6. Каковы причины митрального стеноза и митральной недостаточности?

7. Какие жалобы характерны для пациента с митральным пороком?

8. Какие симптомы выявляются при объективном обследовании пациента с митральной недостаточностью?

9. Какие особенности могут иметь место в аускультативной картине митрального стеноза и митральной недостаточности?

10. Чем характеризуется картина пролапса митрального клапана?

11. Какие дополнительные исследования применяются для подтверждения диагноза порока сердца?

12. В чем состоят основные принципы лечения пороков сердца? Лечебная тактика при неотложных состояниях.

13. Каков прогноз при митральных пороках сердца?

14. Чем определяются показания и противопоказания к хирургическому лечению?

Литература:

1. Внутренние болезни /Под ред. Ф.И. Комарова; В.Г. Кукеса, А.С. Сметнева. -М.: Медицина,1990.

2. Внутренние болезни /Под ред. А.В. Сумарокова в 2-х т. - М.: Медицина, 1993.

3. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни. - М.: Медицина, 1989.

4. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардиография. - М.: Медицина, 1991.

5. Диагностика и лечение внутренних болезней (Руководство для врачей в 3 т). Под ред. Ф.И. Комарова. - М.: Медицина, 1991 - 92.

6. Виноградов А.В. Дифференциальный диагноз внутренних болезней. - М.:

Медицина, 1987.

7. Хеглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних органов. - Пер с нем. М.: Медицина, 1993.

8. Болезни сердца и сосудов / Руководство для врачей в 4-х т. Под ред. Е.И. Чазова. -М.: Медицина, 1992 - 93.

9. Сумароков А.В., Моисеев B.C. Клиническая кардиология. - М.: Медицина, 1986.

10. Насонова В.А., Астапенко М.Г. Клиническая ревматология, - М.: Медицина, 1990.

Занятие № 3

Тема: Аортальные пороки: Аортальная недостаточность (Insufficientia valvule aortae). Аортальный стеноз (Stenosis ostii aortae).

Цель занятия:

Научить студента оценивать основные диагностические критерии аортальных пороков. Уметь определять отличия органического поражения сердца от функциональных изменений. Определять тактику ведения больного с аортальными пороками.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

Недостаточность аортального клапана и стеноз устья аорты. Этиология. Патогенез гемодинамических расстройств. Клиническая картина. Инструментальные методы исследования. Течение. Дифференциальная диагностика шумов в области сердца. Осложнения. Прогноз. Возможности оперативного лечения.

План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы.

2. Разбор с демонстрацией больного с пороком сердца.

3. Самостоятельная работа студентов.

4. Разбор курируемых больных.

Самостоятельная работа:

1. На основе знаний основных причин, ведущих к развитию порока, основных звеньев патогенеза, аускультативных критериев и инструментальных данных студент должен самостоятельно поставить и обосновать диагноз аортального порока, определить прогноз и тактику ведения больного.

2. Самостоятельная работа предусматривает решение клинических задач с формулировкой диагноза, составлением плана лечения и обследования.

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины аортальной недостаточности?

2. Что можно сказать о клинической картине аортальной недостаточности?

3. В чем заключаются причины аортального стеноза?

4. Какова клиническая картина аортального стеноза?

5. Как проявляется аускультативная картина комбинированного аортального порока?

6. Дифференциальная диагностика органических и функциональных шумов в области сердца.

7. Какие дополнительные исследования применяются для подтверждения диагноза порока сердца?

8. В чем состоят основные принципы лечения больных с пороком сердца?

9. В чем состоит профилактика пороков сердца?

Литература:

1. Внутренние болезни /Под ред. Ф.И. Комарова; В.Г. Кукеса, А.С. Сметнева. -

М.: Медицина, 1990.

2. Внутренние болезни /Под ред. А.В. Сумарокова в 2-х т. - М.: Медицина, 1993.

3. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни. - М.: Медицина, 1989.

4. Мурашко В.В., Струтынский А.В., Электрокардиография. - М.: Медицина,

1991. .

5. Диагностика и лечение внутренних болезней (Руководство для врачей в 3 т).

Под ред. Ф.И. Комарова. - М.: Медицина, 1991 - 92.

6. Виноградов А.В. Дифференциальный диагноз внутренних болезней. - М.;

Медицина,1987.

7. Хеглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних органов. - Пер с нем, М.: Медицина, 1993.

8. Болезни сердца и сосудов / Руководство для врачей в 4 - х т. Под ред. Е.И. Чазова. - М.: Медицина, 1992 - 93.

9. Сумароков А.В., Моисеев B.C. Клиническая кардиология. - М.: Медицина,

1986.

10. Насонова В.А., Астапенко М.Г. Клиническая ревматология, - М.: Медицина,

1990.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ровье 2006 Материалы 79-ой конференции студенческого научного общества спбгма им. И. И. Мечникова 25 апреля 2006 г. Санкт-Петербург 2006

    Документ
    Человек и его здоровье - 2006: Материалы 79-ой конференции Студенческого Научного Общества СПбГМА им. И.И. Мечникова. 25 апреля 2006 года / Под редакцией акад.

Другие похожие документы..