Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Когда-то этот отрывок из «Заметок о жизни» Доде Чехов занес в записную книжку. Теперь каждый знает, что краткость – сестра таланта, и эту родственную...полностью>>
'Документ'
ООО «ТК МАТЭКС», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора Матвеева С.Е., действующего на основании Устава, с одной стороны...полностью>>
'Документ'
С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности, ка...полностью>>
'Документ'
Для проведения исследования организуется вычислительный эксперимент, который позволяет сравнить различные подходы к моделированию систем автоматическ...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок русской литературы в 11 классе

Учитель КОРОЕВА С.А.

Тема урока: Лирика Анны Ахматовой

Тема Родины и гражданского мужества

Цель урока: 1. Прикоснуться к миру поэзии Анна Ахматовой

2. Понять. Почувствовать, пережить то, что составляет

содержание ее стихотворных произведений.

3. Узнать о ее жизни, как в трудные минуты она сумела сохранить

гражданское мужество, глубокий патриотизм.

4. Привить любовь к поэзии.

I. Ход урока: Вступительное слово учителя.

Творческий и жизненный путь Анны Ахматовой был непростым. Анна Ахматова сумела пережить все: горе и обиды, войны и революции, гибель мужа, арест сына в годы репрессии, гонения и находки, боль непонимания, запрет печататься.

Но Ахматова сумела сохранить стойкость духа и надежу, веру и любовь. Ее не сломили суровые испытания. В этом мы сегодня убедимся.

Но давайте пойдем по порядку. Давайте вспомним, о чем говорили мы в предыдущих уроках.

II замечательным достижением Ахматовой стал ее третий сборник стихотворений «белая стая». В нем она вышла за пределы личных переживаний, в ее лирику вошли темы современной жизни.

В книге «белая стая» личные переживания тесно связаны с событиями войны, приближающейся революции, а также пишет и о Родине. Послушайте Маша Дьячковскую «Молитва» (Сообщение Дьячковской Маши)

Стихотворение написано в 1915 г.) Это стихотворение оказалось пророческим, казалось Ахматова уже тогда знала свою жизнь свою судьбу.

  1. Анна Ахматова и эмиграция.

Учитель: Ахматова очень любила свою родину. Но она не приняла что Октябрьскую революцию, и вместе с тем она не уехала в эмиграцию, разделив со своей Родиной ее судьбу. Для нее не было выбора –уехать из России или остаться. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.

Главное, что отделило Ахматову от эмигрантов, это чувство патриотизма, Она не понимала истинного смысла революции. Осуждала гражданскую войну.

«Мне голос был. Он звал утешно.» Читает Анна Ахматова.

Просмотр слайда. Тема 5.

Анализ стихотворения.

  1. Какова тема стихотворения?

  2. Какой предстает Россия в этом стихотворении?

  3. Почему лирический герой не принимает предложенные искушающего голоса?

  4. Что означает остаться в России?

Сообщение Васильевой Маши

IV. В начале 21-х годов творчество Ахматовой достигает одной из своих художественных вершин. Но в 1924 году происходит крутой перелом в биографии Ахматовой. В связи с чтением стихов, посвященных памяти Гумилева «Новогодней баллады», ее произведения перестали печатать. Запрет

Действовал в течение 15 лет, до 1939 года. Но Ахматова продолжает писать. В эти годы она обращается к творчеству А.С. Пушкина.

30-е годы – это было время, когда пройдя через боль и утраты, ею был написан «Реквием». Поэма «Реквием» стала настоящим памятником национальной трагедии, в которой Ахматова рассказывает не только о своем горе и боли, но и помогает услышать голос времени, увидеть страдания и беду всего русского народа.

Волна репрессий черным крылом задела семью Ахматовой – единственный сын оказался в тюрьме. Начались массовые репрессии. Работала Ахматова над поэмой пять лет с перерывами, создавалась поэма в нечеловеческих условиях. Широкому читателю этот текст стал известен только 1987 году.

V. Вершиной гражданской поэзии Ахматовой можно считать лирику Великой Отечественной войны.

Отечественная война застала ее в Ленинграде и заставила уехать в Москву. А затем эвакуироваться в Ташкент, где жила она до 1944 г.

Просмотр слайда 16. Поэма «Реквием» (Ленинград в годы ВОВ)

  1. «Мужество»,

  2. Анализ стихотворения

А) Когда было написано это стихотворение ?

Б) К чему призывает поэт своих соотечественников?

В) Почему стихотворение имеет такое название «Мужество»?

Е) Почему придается такое великое значение слову, родному языку?

Сообщение Давыдовой Дуни.

VI В августе 1946 года Анна Ахматова была на вечере памяти Блока в Ленинграде. Когда она появилась на сцене, зал стоя, с восторгом приветствовал ее, А через несколько дней в Смольном выступил с докладом Андрей Александрович Жданов и вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград».

«Анна Ахматова является одним из представителей безыдейного реакционного болота. До убожества ограничен диапазон ее поэзии, -поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной… Не то монахиня, не то блудница.. Какое она имеет отношение к нам советским людям?»

Сообщение Дмитриевой Алены.

И именно по этому докладу Жданова Михаила Зощенко и Анну Ахматову в 1946 года исключили из Союза писателей. И старые и молодые на производстве. В ВУЗ-ах, в школах изучали этот доклад. И на политзанятиях, семинарах, экзаменах все клеймили, осуждали Анну Ахматову, Михаила Зощенко. Они были лишены хлебных карточек, их лишили заработка, перестали печатать.

Учитель: В это многим тогда не верилось – казалось, что Великая Победа должна была освободить людей от страха, что мрачные времена ежовизины и повальных репрессий прошли.

В 1949 году вновь арестован ее сын Лев Гумилев. Льва Николаевича приговорили к 10-ти годам заключения в лагере строго режима. Только после смерти Сталина в 1953 года Ахматова принялась хлопотать за сына- его освободят в числе самых последних. Это были самые страшные годы для Анна Ахматовой. Она вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами. При этом Анна Ахматова была великим мастером художественного перевода. Переводила из индийской, китайской, западноевропейской поэзии.

Наиболее значительное произведение Ахматовой «Поэма без героя» на которой автор работал 22 года. Закончил поэму в 1962 г.. В 1964 г. выходит сборник «Бег времени».

Сообщение Федоровой Иры.

Просмотр слайда 19. «Здесь все меня переживает»

Учитель: Ахматова скончалась 5 марта 1966 г в Москве после четвертого инфаркта. Похоронена в Комарове под Петербургом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема «Ранняя лирика Анны Ахматовой»

    Разработка урока
    Составила учитель русского языка и литературы Рунгинской средней общеобразовательной школы Буинского муниципального района Республики Татарстан Албутова А.
  2. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы

    Урок
    Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы постижение лирического текста.
  3. Урок №1 Тема урока: Акмеизм. Особенности литературного направления

    Урок
    1910 год вошел в историю русской поэзии «серебряного века» как время подведения итогов символизма и стал хронологической границей между двумя литературными эпохами – символистской и постсимволистской.
  4. Литература. 11 класс Тема: Анна Ахматова. Влитературной гостиной

    Урок
    Итак, цель урока, эмоционально, используя другие виды искусства, как музыка, живопись, театр, компьютер окунуть учащихся в эпоху "Ахматовскую" и понять тематику, проблематику ее поэзии, ознакомить с главными этапами ее творчества.
  5. «Жизнь и творчество Анны Ахматовой»

    Урок
    Оборудование: Персональные компьютеры ( у каждого учащегося),или один компьютер для учителя и проектор, на котором изображены вопросы .В первом случае ученики работают в автономном режиме :Отвечают на вопросы викторины в программе

Другие похожие документы..