Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Авторы-разработчики: Агешина Е.Ю., Врублевская Е.Г., Галичанин Е.Н., Иванова В.А., Капитунова О.А., Катин А.В., Кривоносова Л.А., Лебедева О.И., Масал...полностью>>
'Доклад'
12 июня мы отмечаем один из главных государственных праздников – День России. 21 год назад Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственн...полностью>>
'Закон'
Во исполнение Федеральных Законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующ...полностью>>
'Сочинение'
Внеклассная работа играет огромную роль в воспитании и обучении школьников. Нигде так не раскрывается ученик, как во время участия во внеклассных мер...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИНФОРМАТИКА?

Учебный модуль

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Основное содержание модуля История становления информа­тики и пути ее развития. Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции. Общество как социальная система обработки информации. Роль ин­формации в развитии общества. Информационная культура - необходимое качество современного человека.

Понятие «информация». Виды информации.

Информационные процессы в природе, обществе и технике: основные параметры функционирования. Носитель информации как необходимое средство реализации информационных процессов. Виды носителей ин­формации: сигнал, знак, язык.

Общеобразовательные цели:

иметь представление о предмете и методах информатики;

различать подходы к описанию мира с позиции информатики;

иметь представление об объектах как системах различной природы.
Воспитательные цели:

• формирование мировоззренческой позиции при описании объективной действительности; формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и себе.
Развивающие цели: освоение способов эффективного взаимодействия в процессе учеб­ной коммуникации;

формирование социальной направленности любой деятельности.

Урок 1. Что изучает информатика?

Цели: освоить области применения науки информатики, общее и осо­бенное в курсе школьной информатики; ознакомиться с правилами техни­ки безопасности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Теоретический материал урока

Информатика является одной из фундаментальных отраслей научного знания, использующей системно-информационный подход к анализу окружающего мира и рассматривающей информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, хранения и обработки информации с использованием технических средств. Это стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, которая расширяет область влияния на разные отрасли промышленной и научной сферы.

Зародившаяся в лоне кибернетики, информатика быстро приобрела самостоятельность и теперь активно влияет на развитие как технических дисциплин, так и социогуманитарных направлений научного знания. При этом если первоначально предметом информатики служили автоматизированные системы обработки информации, то со временем пришло осознанно главным объектом изучения информатики должно выступать явление, отраженное в понятии «информация».

Именно предмет информатики придает ей фундаментальность, что влечет за собой требование не ограничиваться рассмотрением лишь способов функционирования формализованных данных, обрабатываемых автоматическими средствами. Исходя из этого, информатика является фундаментальной наукой, рассматривающей закономерности функционирования информационных процессов в системах различной природы.

Информация - сложное, полисемическое понятие, имеющее множество определений и толкований. Споры относительно природы информации ведутся и давно и в различных областях науки. Развитие такой научной области как информатика» не может ограничиться рассмотрением определенных приме­ров или толкований информации. Необходимо рассмотреть ее более широко, привлекая при необходимости понятийный аппарат других дисциплин.

Норберт Винер в своей работе о кибернетике предлагал подумать о со­держании следующих строк:

Знаешь сколько звезд сияет

Над тобой во тьме ночной?

Знаешь, сколько тучек тает

В чаще неба голубой?

Только бог про это знает,

До единой он считает

Их огромное число.

Как вы думаете, на что хотел обратить внимание великий американ­ский ученый? Сначала давайте определимся, кто ведет подсчеты звезд? Да, это астрономы. А кто наблюдает за появлением и исчезновением туч? Мы их называем метеорологами. А что их объединяет? Чем они занимаются? Они занимаются сбором информации и не просто сбором, они тщательно их сохраняют, анализируют, чтобы на основе своих наблюдений делать дальнейшие выводы.

Окружающий мир велик и совершенен. С первых дней становления че­ловечества люди стараются приспособиться к окружающему миру. А для этого необходимо было собирать информацию обо всем: о поведении жи­вотных, о смене погоды и смене времен года, о необходимых условиях для роста растений и т. д. Только при наличии достоверной информации о раз­личных объектах человек мог выжить в условиях дикой природы.

Мы использовали слово «объект», как Вы думаете, о чем идет речь? Объектом может служить все - дерево, школа, парта, ученик и кошка. Де­рево само по себе просто дерево, но если мы обратили внимание на это дерево с целью ее изучить, то тогда это не просто дерево, а объект. Полу­чается, что объектом мы будем называть все предметы, явления или про­цессы, на которые обращено наше внимание с целью их изучения.

Постоянные наблюдения позволяли накапливать знания о различных объ­ектах, которые постепенно складывались в научные направления, а затем и в стройную систему наук. Но при этом, очень долгое время никому не приходи­ло в голову проанализировать сам процесс сбора, накопления информации. Только с возникновением кибернетики науки об информационном управле­нии, пришло осознание, что существует такая сфера деятельности, которая никак не связана с технической стороной деятельности человека.

Итак, возникла необходимость в качестве объекта изучения уже выде­лять информацию, выяснить формы ее существования, закономерности ее проявления, особенности функционирования. Первоначально в кибернети­ке было высказано мнение об общности информационных процессов в системах различной природы. Различают биологические, технические, социальные и социотехнические системы. Затем была создана теория связи, когда возникла необходимость пере­давать информацию на большие расстояния. То есть возникла необходи­мость представления информации в таком виде, в котором она бы даже после ее передачи техническим устройством не потеряла бы своего перво­начального значения. На основе теории связи возникла теория информа­ции, развитие которой и привело в последующем к возникновению науки «информатика». Технической основой возникновения нового научного направления стало появление электронно-вычислительных систем.

Тогда под информатикой мы будем понимать совокупность методов и средств сбора, хранения, передачи и преобразования информации.

III. Закрепление изученного материала

То на что нацелено внимание человека, с целью изучения окру­жающей действительности, принято называть объектом. Наблюдение за окружающей действительностью порождает огром­ное количество информации.

Необходимо фиксировать не только информацию об объектах, но и сам процесс сбора, хранения и преобразования информации. Информатика изучает все методы и средства сбора, хранения, пере­дачи и преобразования информации.

IV. Выполнение практического задания

Для умелого использования компьютерной техники в своей образова­тельной, а в дальнейшем и трудовой деятельности необходимо научиться пользоваться клавиатурой. Но прежде, мы должны освоить правила техни­ки безопасности, т. к. кабинет информатики является кабинетом повышен­ной опасности. На тыльной части титульной страницы пишем: «Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе». (Можно раз­дать заготовленные распечатки правил и требований ученикам, чтобы они наклеили их на обороте обложки рабочей тетради.)

Общие положения:

• К работе в кабинете информатики допускаются школьники, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указа­ния учителя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.

• Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безо­пасности.

• Нарушение этих правил может привести к поражению электриче­ским током, к получению механических повреждений и травм, вы­звать возгорание.

Правила поведения в кабинете:

• Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви и с громоздкими предметами.

• Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.

• Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие.

• Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников.

• Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии ви­димых повреждений оборудования на рабочем месте.

• Включать и выключать компьютеры только с разрешения учителя.

Требования безопасности во время работы:

• быть предельно осторожными при работе с техникой;

• не подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компью­теру;

• соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера;

• при появлении изменений в функционировании аппаратуры, само­произвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю;

• контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;

• не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.

Запрещается:

• пользоваться неисправной техникой;

• при включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера;

• касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, со­единительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры руками и/или острыми металлическими предметами;

• самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры;

• передвигать системный блок и дисплей;

• работать грязными, влажными руками, во влажной одежде;

• работать за дисплеем дольше положенного времени.

С устройствами компьютера мы познакомимся чуточку позднее. А сей­час мы начнем работу с клавиатурным тренажером, чтобы не терять в дальнейшем времени на поиск необходимых клавиш. Клавиатура функ­ционально разделена на три части: алфавитно-цифровое поле, поле допол­нительных клавиш и функциональные клавиши. Нажатие клавиши приво­дит к одному из перечисленных действий:

1) отображает нажатый символ на экране;

2) позволяет перемещаться по экрану;

3) удаляет символ.

Рассмотрим основную группу клавиш:

Клавиша

Назначение клавиши

Enter

клавиша ввода команды

Shift

верхнего регистра

Сарs Lоск

клавиша фиксации верхнего регистра для клавиш алфавита

Ctrl, Аlt

управляющие клавиши, использующиеся для изменения назначения других клавиш

Таb

клавиша табуляции, предназначеная для перемещения курсора на несколько позиций вправо

Васкspасе

клавиша удаления символа слева от курсора

клавиша вызова главного меню

клавиша вызова контекстного меню

Основной клавишей является самая большая клавиша <Еntеr>, нажати­ем которой завершается любое действие. Клавиша <Еsc> позволяет прервать выполнения той или иной команды. Кроме одинарных нажатий, при­меняется еще двойное нажатие, выполняющее определенное действие. Представим с помощью таблицы:

Урок 2. Информация. Виды информации

Совокупность клавиш

Выполняемое действие

<А1t><Shift> <Сtrl><Shift>

Смена регистров алфавита: с русского на английский или с английского на русский,

<Shift><Сарs Lock>

Cмена регистра букв: строчные на прописные и наоборот,

<Shift><FЗ>

Cмена регистра у выделенных букв

< Shift ><1> и т. д.

Выбор значений верхнего регистра всего ряда

Далее учащиеся работают с клавиатурным тренажером «Ваbу».

V. Подведение итогов урока

- Какие вопросы мы сегодня рассматривали? (Познакомились с пред­метной областью - информатика.)

- Что нового вы для себя узнали? (Что информатика изучает не толь­ко информационные технологии.)

- Встречались вы раньше с понятием «объект»?

- Какой новый смысл мы включаем в понятие «объект»? (Объектом на­зываем не просто предмет, явление или процесс, а нечто на что на­правлено наше внимание с целью его исследования.)

Домашнее задание

Знать основные определения рассмотренных понятий (информатика, объект, информация); подумать, где приходится сталкиваться с информа­цией в обычной жизни.

Урок 2. Информация. Виды информации

Цели: составить представление об информации; освоить понятие «ин­формационный объект»; различать виды и свойства информации.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Какой предмет мы будем изучать?

- Что изучает информатика?

- Почему возникла необходимость в новой науке?

- Знания каких научных направлений легли в основу информатики?

III. Теоретический материал урока

- Что вы понимаете под информацией? (Обычно учащиеся начинают перечислять, что это новости, сведения, новые знания и т. д.)

- А теперь подумайте, почему явление одно, а называют ее разными словами? Наверно потому, что до сих пор не могут определиться, что же такое информация.

- Давайте понаблюдаем то, что мы видим за окном. Что вы можете сказать о природе? (Наступила осень.)

- Но почему вы решили, что наступила осень? (Листья желтые, по­холодало, постоянно накрапывает дождь.)

- Но ведь нигде не написано, что это признаки осени. (Но мы знаем, что все это означает: наступила осень.)

- Поэтому и получается, что; то знание, которое мы извлекаем из ок­ружающей действительности и есть информация.

После обработки информацию можно сохранять на бумаге (в тетради, кни­ге и т. д.), тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями. Но то, что он возьмет для себя из этих сведений, будет уже информацией. Обработав и запомнив информацию, мы получим знания. Получается такая цепочка:

Сведения

Информация

Знания

Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называ­ется сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из од­ной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Даже один и тот же человек, читая одну и ту же книгу, может каждый раз извлекает разную информацию. Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями. Не вся информация может стать знаниями человека, часть может быть утеряна, а час и. обогащена имеющимися знаниями человека.

Информация - это смысл, содержащийся в объектах окружающей дей­ствительности. Для того чтобы обладать информацией, необходимо извле­кать смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей.

Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генетическую информацию, и только благодаря этой информации от семечка березы вырастает только береза. Для деревьев источником информации является воздух, именно по уровню состояния воздуха дерево может опре­делить время распускания почек. Перелетные птицы знают свой маршрут перелета, и каждая стая идет только своим заданным в генах маршрутом.

Во всех этих примерах всегда присутствуют два объекта: это источник информации и приемник информации. Например: на небе появилась туча. Это Признак того, что может пойти дождь. Но когда человек, увидев эту тучу, бе­рег и руки зонт, эта тучка превращается для человека в источник информации.

С такой информацией нам приходится иметь дело на интуитивном уровне. Мы уже приучены делать выводы из явлений окружающей нас действительности и выполнять определенные действия. Для нас более су­щественна та информация, которая может пригодиться в учебной и трудовой деятельности. К такому выводу в свое время пришли и ученые разных направлений и стран. И первым шагом в усвоении информации стало ее представление удобное для хранения, сбора и передачи. Очень часто фор­мы представления информации называют видами информации и разли­чают: текстовую, символьную, графическую к музыкальную формы.

()дна и та же информация может быть представлена различными способа­ми. Например, дом может быть представлен в виде рисунка, наборов букв, звука, голоса. При этом различными являются лишь способы представления, а сама информация остается неизменной. Различные способы представления информации позволяют описывать объективную действительность Необходимыми для той или иной ситуации средствами. Для дальнейшего изу­чения мам будет интересно представление данных в такой форме, в какой бу­маге возможно хранение и передача информации автоматическими средствами.

Одним из главных достижений человечества стало создание письменного языка, когда окружающий мир стали описывать с помощью символов или зна­ком конечная совокупность знаков, использующаяся для хранения информации оперирующая определенными правилами, называется алфавитом. Примерами алфавитов являются не только набор знаков русского или другого знаков, но и язык жестов, математический набор символов. Предметы, использующиеся для хранения и передачи информации, называются носителя­ми. Носителями информации является компьютерный диск, книга, берестяная грамота и т. д. Данные носители позволяют сохранять информацию.

Для передачи информации используются другие носители, основными из которых являются сигнал и знак. Знаки являются носителями смысло­вой информации в социальных и коммуникативных системах, сигналы -носителями информации в технических, социотехнических и биологиче­ских системах и средах. Различие между знаком и сигналом состоит к множественности смыслов (трактовки) знака для приемника информации и в однозначности «трактовки» конкретного сигнала приемником информации в технических системах и средах.

Прагматический аспект знаков и сигналов состоит в том, что информация может передаваться как знаками, так и сигналами, в зависимости от природы системы, в которой протекает информационный процесс. Для технических устройств, сигнал и информация, которую он «несет» нераз­рывны, т. е. приемник информации может единственно возможным спосо­бом декодировать (интерпретировать) поступающий сигнал, так что пере­даваемая информация будет адекватна получаемой информации (в случае отсутствия помех в канале связи).

Чего нельзя сказать о знаке как носителе информации. Одним и тем же знаком и/или определенной последовательностью небольшого числа различ­ных знаков можно отобразить смысловое (семантическое) многообразие ок­ружающего мира (например, в процессе письменной передачи информации).

Знаки делятся на: ионические знаки (материальные или графические подобия-копии объекта), индексы (отражающие признаки объекта) и сим­волы (графические объекты, в которых связь самого знака с объектом ус­ловна, знаки в какой-нибудь системе языка). Под знаком в данной работе понимается некий материальный или графический объект, выступающий в качестве заместителя объекта-оригинала, использующийся для хранения, обработки и обмена информацией об объекте-оригинале и обладающий множественностью трактовки. Знак отличается от сигнала своей семанти­ческой наполненностью (Ч. Пирс).

Множественность или однозначность толкования знака или сигнала за­висит от приемника информации. Если же знак рассматривать безотноси­тельно к приемнику информации, тогда он может выступать в роли при­знака или симптома. (В отличие от знаков, сигналы могут быть дискрет­ными или непрерывными, однако последнее в базовом курсе информатики давать нежелательно из-за несогласованности программ по физике и ин­форматике.)

При дальнейшем рассмотрении курса школьной информатики мы чаще всего будем иметь дело с информационными объектами. Что собой пред­ставляет информационный объект? Это логически связанный блок инфор­мации, о каком-либо объекте действительности и выраженный с использо­ванием различных форм представления. Например, это может быть текст, сюжетный рисунок, музыкальный файл, фотография и т. д. В компьютер­ных системах приходится оперировать информационными объектами.

IV. Закрепление изученного материала

- Информация отображает все многообразие окружающего мира, по­этому не может иметь одно определение.

- Информация - это смысл, содержащийся в объектах окружающей

действительности.

- Для оперирования информация должна быть представлена соответ­ствующим способом.

- Одним из распространенных способов представления информации является алфавит.

- Носителями информации называют объекты, использующиеся как для хранения информации, так и для передачи информации.

- Носителями смысловой информации в социальных и коммуника­тивных системах являются знаки.

- Носителями информации в технических, социотехнических и био­логических системах и средах являются сигналы.

V. Выполнение практического задания

Отработка навыков работы на клавиатурном тренажере.

VI. Подведение итогов урока

- Что интересного узнали про информацию? (Оказывается, что под информацией мы понимаем нечто другое, нежели это рассматрива­ют в научной области «информатика».)

- Сможете отличить информацию от сведений? (Информация извле­кается из объектов окружающей действительности, а сведения - это обработанная и сохраненная человеком информация.)

- Что значит, извлечь информацию? (Это не значит, что человек извлекает смысл из окружающей действительности, он может и сам наделять ее определенным смыслом. Это можно наблюдать в куль­турах разных стран, когда один и тот же знак имеет разный смысл для разных народов.)

Назовите носители информации для хранения информации. (Бумага, магнитный носитель - дискета, жесткий диск; оптический носитель)

- Назовите носители информации для передачи информации. (Знак, использующийся для передачи семантической информации и сиг­нал, передающий информацию.)

Домашнее задание

Выучить основные определения рассмотренных понятий; найти приме­ры видов знаков и сигналов в различных системах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок 1 Информация-Информатика-Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Цели урока

    Урок
    1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: §2.2, плакат 1. (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.
  2. Урок-игра «Веселая информатика». Тема: Вставка объектов (художественного текста и рисунков)

    Урок
    Организационный момент (3 мин). Кстати вчера (09.12.08) исполнилось 40 с тех пор как изобрели мышь в 1968 году. Она представляла собой деревянную коробочку на колесиках.
  3. Урок физики и информатики по теме «Механическая работа. Мощность»

    Занятие
    Необходимое оборудование и материалы для занятия – Мультимедийный проектор, экран, компьютер, операционная среда – Microsoft Windows XP, Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, среда программирования QBasiс.
  4. Урок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение правильных многоугольников

    Урок
    совершенствовать навыки решения задач на применение формул для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной и описанной окружности;
  5. Предисловие 9 Раздел Общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе 11

    Контрольные вопросы
    Предлагаемый вниманию электронный учебник предназначен для студентов педагогических специально­стей вузов, изучающих курс «Методика преподавания ин­форматики с практикумом решения задач», или аналогич­ные курсы.

Другие похожие документы..