Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Деятельность Совета муниципальных образований города Москвы за отчетный период осуществлялась в соответствии с Уставом Совета, решениями, принятыми н...полностью>>
'Документ'
Сведения об обучающихся занявших призовые (1-3) места на муниципальных, региональных, всероссийских предметных олимпиадах (в течение трех последних л...полностью>>
'Документ'
Социологический метод изучения СМК Научный мир Шутов Юрий Анатолий Собчак отец Ксении Муж Людмилы Алгоритм Маркова Англия эпохи Средневековья и ранне...полностью>>
'Документ'
1. Обеспечение экологического благополучия в стране является сегодня одним из приоритетов государственного управления национальной экономикой. С этой ...полностью>>

Главная > Литература

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Общая характеристика общественно-политического развития России и литературы в 30-е гг. XX в.

Мне на плечи кидается век-волкодав…

О.Э.Мандельштам.

1. История:

- тоталитарный сталинский режим (массовые репрессии, атмосфера страха, отсутствие свободы и гласности;

- усиление идеологического диктата («казарменный социализм»);

- атеизм и новая «вера» (формирование «нового» человека, не верящего в Бога, но верящего в Сталина, Ленина и социализм);

- эмоциональный подъем среди населения - строительство новой России, годы созидания после разрухи, подъем экономики и с/х всеми силами) - индустриализация и коллективизация;

- «железный занавес» по отношению к другим государствам и эмигрантам;

- бедность и нищета населения после революции, гражданской войны и т.д.

официальная советская (соцзаказ) - Шолохов, Арбузов, Фадеев

2. Литература неофициальная, «подпольная», «в стол» - Платонов, Ахматова, Булгаков

эмигрантская, но о России - Цветаева, Бунин, Куприн

- 1 съезд Союза советских писателей - 17.08-1.09.1934 года.

Соцреализм (прямолинейное жизнеподобие) - единый государственный литературный метод. Союз писателей - гос.организация.

Литература - «винтик единого партийного механизма» (Ленин).

- Основные темы лит-ры:

1. Современность (хроники пятилеток).

2. Производственная (индустриализация как строительство нового мира).

3. Героическая жизнь коммуниста - биография «нового» человека.

4. Воспитательная (Н.Островский).

5. Исторические произведения (параллель современности) - А.Н.Толстой.

6. Сатира на «отдельные недостатки» - М.Зощенко, И.Ильф, Е.Петров.

7. Песенная сюжетная лирика.

8. Коллективизация и ее осмысление - Шолохов, Платонов.

9. Осмысление происходящего (чаще в «потаенной» лит-ре) - Булгаков, Пастернак.

- Развитие драматургии (отрицание условностей театра, темы современности и современного человека, фактографичность) - А.Арбузов «Таня».

ЗАДАНИЯ:

  1. Сделать вывод о своеобразии литературы этого периода.

  2. Как вы считаете, литература этого периода «шла вперед», развивалась или, наоборот, регрессировала (задерживалась в развитии, развивалась неправильно, тормозила русскую литературу). Почему?

  3. Правильным ли было связать воедино литературу и политику. Идеологию? Почему?

  4. Как политические события в стране повлияли на развитие литературы 20-30-х гг. 20 в.?

  5. Какие ошибки политиков мы могли бы предотвратить, какие уроки извлечь сейчас, зная историю и особенности литературы 30-х гг.

  6. Объясните смысл эпиграфа к этой теме.

  7. почему литература этого периода делится на три части, почему она неоднородна?

  8. Как вы думаете, глядя на основные темы литературы этого периода, интересно ли было читателям того времени, имела ли популярность такая литература в то время? Почему?

Личность и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).

Все, написанное Булгаковым в далеком вроде

бы прошлом, «работает» на сегодняшний день

В.Боборыкин.

В его произведениях – устремленность,

обращенность в будущее.

В.Лосев.

1.Биографические сведения:

Дата, период жизни

События в жизни, их значение

Творчества писателя

3(15)мая 1891г.

1909г.

1909-1916г.

с лета 1916г.

1917-1918г.г.

1918-1919г.г.

1920г.

1921г.

1922-23-25г.г.

1926г.

1928г.

28 марта 1930г.

30 марта 1930г.

18 апреля 1930г.

1932г.

1940г.

10 марта 1940г.

Родился в Киеве в многодетной дворянской семье профессора богословия Духовной академии и учительницы.

Окончание гимназии, увлеченность театром.

Медицинский факультет Киевского университета, получает диплом с отличием.

Доброволец Красного креста на Юго-Западном фронте во время 1 мировой войны.

Неприятие революции, работа земским врачом в провинции (Смоленская губерния).

Возвращение в Киев, затем работа военным врачом на Северном Кавказе (Владикавказ).

Желание эмигрировать, заражения тифом, неудачная попытка сесть на пароход и эмигрировать. Оставил медицину.

Грузия, Москва – бытовые неудобства, коммуналки, бедность. Смена рабочих мест.

Активная творческая деятельность, надежды на счастливое будущее.

Сотрудничество с Московским Художественным театром.

Внезапный арест, допросы. Запреты произведений

Травля писателя.

Бедность, отсутствие работы, болезнь.

Отчаяние. Письмо к правительству с просьбой о помощи.

Письмо к Сталину, просьба об эмиграции.

Сталин позвонил Булгакову и предложил работу в театре (не связанную с творчеством)

Жизнь с Е.С.Булгаковой, обострение заболеваний.

Слепой, парализованный диктует последние главы романа, завещает жене сохранить его и напечатать в будущем.

Смерть писателя. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Творческая атмосфера в семье, пьески для домашнего театра.

Гуманистическая направленность творчества.

Автобиографическое произведение «Записки юного врача» (по своим в впечатлениям).

Журналистика (очерки, статьи в газетах Сев. Кавказа).

С 1920г. – решение посвятить себя литературе., пишет пьесы для театра.

Знакомства с московскими писателями – Ильфом, Олешей, Катаевым…

Сотрудничество с газетой «Гудок»

Очерки, фельетоны, рассказы, автоб.повесть «Записки на мантажах», сатирические повести: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»(1925г.), роман «Белая гвардия».

Пьеса «Дни Турбинных» одобрение Сталина.

Пьеса «Иван Васильевич», «Батум», «Багровый остров»…-

запрещены.

Работа над романом «Мастер и Маргарита».

Запреты цензурой всех произведений.

Работа над романом «Мастер и Маргарита»

М.А.Булгаков «Собачье сердце» (1925г.) – повесть-предупреждение.

«Кто был никем, тот станет всем …». «Интернационал» (революционный гимн)

«Великая Эволюция» М.Булгаков.

«Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!» М.Горький.

Из истории создания:

Создавалась с января по март 1925 года, при жизни Булгакова не было напечатана, он лишь читал отрывки друзьям; по доносу писатель был арестован и допрошен как противник советской власти, в его квартире был произведен обыск агентами ОГПУ, и рукопись была изъята. Впервые повесть была напечатана в журнале «Знамя» в 1987 году. В произведении есть герои, имеющие реальных прототипов: дядя Булгакова (профессор Покровский) занимался проблемами омоложения, ставил опыты.

Жанр: сатирическая повесть, политический памфлет.

Герои: профессор Филипп Филиппович Преображенский, помощник профессора доктор Борменталь Иван Арнольдович, результат эксперимента – Полиграф Полиграфович Шариков, служанка Зина, домоуправ (председатель домкома) Швондер, «доноры» органов – собака Шарик и пьяница Клим Чугункин.

Художественные приемы:

  • соединение фантастического (превращение собаки в человека) и реального (последствия революции, террор, разруха);

  • ирония (насмешка над современностью, над «новым» человеком, «пролетарием»), т.к. из люмпенов (людей бескультурных, опустившихся) невозможно сделать прогрессивных людей, способных построить новое справедливое и счастливое общество);

  • гротеск (преувеличение) – реализация абсурдной идеи Интернационала «Кто был никем, тот станет всем»; потоп, разруха

  • нарицательность образ (Шариков – воинствующая, безнравственная агрессия),

Основные проблемы:

    1. Философский смысл: социальная опасность любых революционных (противоестественных, нарушающих законы природы) опытов и экспериментов. Невозможность улучшить человечество с помощью социальных опытов «Разруха» в головах, в сознании людей. Опасность философии населения (любого) – проблема «чистых рук» (но и в финале совершается насилие – обратная операция)

    2. Исторический, актуальный для того времени смысл: невозможность благих социальных перемен в том случае, когда к власти приходит невежество и бескультурье, «простой народ», разрушители, но не созидатель. Но самое страшное, что существа, подобные Шарикову, лишь жертвы, т.к. они есть результат экспериментов гениев (ведь и революционные идеи впервые возникли в сознании интеллигенции, людей умственного труда – например, народовольцы, философы-утописты, сам Ленин по происхождению не пролетарии и т.д.).Профессор Преображенский забыл об этической стороне эксперимента, он не подумал о последствиях, он совершил над природой.

Образ Шарикова: аморальный, безнравственный тип, трус и приспособленец, агрессивный исполнитель «грязной» работы. невежественный; но иным он быть не мог, т.к. он результат нарушения законов природы, созданный из «неизменного материала» (Чугункин, дворняга). Поэтому и финал очень печален – Шарик(ов) не прозревает, не становится выше, разумнее, т.к. это невозможно по природе вещей(изначальная порочность самого опыта).

Образ Швондера: чиновник, демагог, представитель новой «пролетарской» власти.

Образ Преображенского: есть мнение, что прототип героя был Ленин, который также осознавал ошибочность «эксперимента - революции», но с опозданием. Герой – приспособленец к новому времени, рассуждает правильно (через него Булгаков высказывает свои идеи), но забывает о нравственной стороне эксперимента.

Три «времени» в повести:

История – 20-30-е гг. ХХв.

Литературный вымысел (повесть)

Актуальность, современность

- революция как эксперимент над

обществом

- последствия революции(террор, насилие, разруха…)

- образ «нового» человека, строителя коммунизма

- эксперимент профессора

- Швондер, «разруха», мысль профессора о «чистых руках»

- Шариков (невежество и агрессия)

- губительность нарушения законов природы, естества

-губительность философии населения, террора

- нарицательность образа Шарикова, выводы для человечества

М.Горький в статье 1918 года «Несвоевременные мысли» (в России статья была запрещена цензурой и напечатана лишь после перестройки) писал о своих впечатлениях от революции1917 года: «революция бесплодна, бесполезна т.к. она не принесла культуру в массы»: «Ленин и большевики ставят эксперимент на живом теле России эксперимент неоправданный, заранее обреченный на неудачу люди из Кремля, как неквалифицированные, непрофессиональные, не знающие своего дела, хирурги, химики, экспериментируют » для удовлетворения своего профессионального любопытства,»вслепую». «Это приведет к катастрофе» (террор, кровопролитие, гражданская война и т.п.). Диктатура пролетариата и отсутствие демократии – путь к гибели России.

ЗАДАНИЕ: 1. О чем предупреждает Булгаков в повести в повести «Собачье сердце» современников и потомков?

2. Смысл названия повести.

3. Почему образ Шарикова стал нарицательным для людей? Есть ли подобные типы сейчас?

4. Как соотносятся между собой повесть и статья М.Горького «Несвоевременные мысли»?

2. Художественный мир писателя (особенности творчества):

«Все пройдет. Страдания, мука, кровь, голод

и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся,

когда и тени наших тел и дел не останется на

земле. Нет ни одного человека, который бы

этого не знал. Так почему же мы не хотим

обратить свой взгляд на них? Почему?»

М.Булгаков «Белая гвардия».

1.Булгаков – писатель-философ, который думал и писал о судьбах человечества, о «Великой Эволюции», но не революции в «моей отсталой стране».

Главной задачей своей писатель считал необходимость «поставить человека перед лицом Вечности», заставить задуматься о «нравственной цели бытия», о вечной борьбе Добра и Зла. Добро и Зло – основные понятия в творчестве Булгакова:

ДОБРО (свет)

ЗЛО (тьма)

Любовь

Творчество

Честь и честность

Справедливость

Свобода

Власть

Государство

Отсутствие

Свобода

Творчество

Трусость

Предательство

Малодушие

(слабость)

2. В письме правительству писатель так определил свои жизненные принципы: «приверженность идее творческой свободы, мысли»; «противостояние оболванивание личности, воспитание рабов, подхалимов и панегиристов».

3. «Я – мистический писатель» и в произведениях «изображаю бесчисленные уродства нашего быта» (сатира). Считал себя продолжателем традиций Гоголя и Салтыкова-Щедрина.

4. Основные темы творчества:

  • вечная борьба добра и зла;

  • любовь и вечность;

  • революция и ее последствия;

  • художник и власть, творчества;

  • сатира на недостатки государства и общества (социальная проблематика);

  • человеческие пороки и судьба и т.д.

5. Основные художественные приемы:

  • ирония (насмешка);

  • соединение фантастики и реальности;

  • гипербола (преувеличение);

  • аллегория (скрытый смысл);

  • наличие автора-повествователя, который ведет беседу с читателем.

Задания:

    1. На какие две группы можно разделить темы творчества Булгакова? Объясните.

    2. Почему Булгаков считал своими учителями Гоголя и Салтыкова-Щедрина?

    3. Появилось ли у вас желание, ближе познакомится с творчеством писателя, прочитать его произведения? Почему?

    4. Настройтесь на то, чтобы обнаружить в произведениях писателя все перечисленные выше темы и художественные приемы!!!

Тема люблю в романе.

« Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной

любви? За мной, читатель, я покажу тебе такую

любовь…»

М.Булгаков.

1. Тема любви связана с образом Маргариты – возлюбленной Мастера. Маргарита способна ради любви на все: она бросает на первый взгляд счастливую жизнь, богатство, мужа и идет вслед за любимым. Она борется за любовь – соглашается быть хозяйкой на балу у Сатаны, губит свою душу ради возможной встречи с любимым. Маргарита - хранительница семейного очага, она оберегает покой Мастера, создает условия для творчества, вдохновляет возлюбленного. Маргарита милосердна и неэгоистична (сцена с Фридой после бала). Она воплощение идеала любви.

2. Тема любви в широком смысле (общечеловеческом, библейском, нравственном) связана с образом Иешуа Га-Ноцри – воплощение нравственности, любви к ближнему, всепрощения и самопожертвования ради истины, добра.

Задания:

  1. Какие два смысла сочетаются в понятии любви? Что значит это понятие для автора и для героев? Объясните.

  2. Каков идеал любви в романе Булгакова?

Библейские главы в романе (2,16,25,26…).

Многие критики называют эти главы «Евангелием от Булгакова» и это неслучайно, т.к. в этих главах немного по-новому, но узнаваемо показывается евангельская (библейская) история. Библейские главы идейно соответствуют московским и объясняют все, что происходит в современности (30-е гг. ХХ в.) – «корень» зла московского лежит в Ершалаиме. Именно там победило зло, там предали и осудили невинного, идеального человека Иешуа, там был Воланд и неслучайно. Все это породило 30-е гг. отсутствие свободы, доносы, «квартирный вопрос», ложь и приспособленчество, страх, взяточничество – примеры тоталитарного стилистического режима. Человечество, как и Пилат, обрекло себя на страдание, т.к. тогда еще погрязло во лжи, предательстве, трусости (Пилат) и корыстолюбии (Иуда). Год 1993 повторяет год 33.

Герои «библейские» и «московские» похожи друг на друга, по каким - любо качествам:

Иешуа – Мастер (?), но не во всем;

Пилат – Мастер (трусость);

Левин Матвей – Иван Бездобный (ученики, но писавшие «не то»);

Банга – Маргарита (символ любви и преданности);

Иуда – Алоизий (предательство из-за выгоды);

Образ Иешуа Га-Ноцри: Для Булгакова это идеальный герой, новый Христос. Если сравнить Библию и главы из романа писателя, то мы видим, что они очень Похожи (странствующий проповедник, предательства и донос Иуды, суд у Пилата, казнь через распятие, ученик Левий Матвей, возможное воскрешение и т.д.). Но есть существенные отличия, они принципиальны для автора и объясняют его взгляд на сущность человека: для Булгакова принципиально важно, что Иешуа не сын и Бога, не чудотворец, а простой, слабый телом, н духовно сильный человек, умный философ, гуманист, проповедующий истину, но не веру во что бы то ни было. Булгаков верит в силу человека, т.к. каждый может стать таким.

Христос (имя)

- 33 года

- «родители» известны:

плотник Иосиф и Мария

- проповедник,

творящий чудеса

- распят (прибит за запястья)

- воскрешен

- Иуда повеселился, раскаявшись

Иешуа (прозвище)

- 27 лет

- не знает родителей

- философ-идеалист, лечит,

но не совершает чудеса

- распят (привязан веревками)

- ? неизвестно о воскрешении

- Иуду убили, но не раскаялся

Символичен финал романа: раскаявшийся получает прощение: казненный и палач идут рядом по лунной дороге в настоящее «бессмертие» - идея всепрощения.

Задание:

  1. Почему Булгаков обратился к библейскому сюжету?

  2. Перечитайте главу из Евангелия о казни Христа. В чем принципиально отличие библейских глав романа и самой Библии? Объясните смысл отличия.

  3. Покажите на примере из текста схожесть ситуаций в Москве 30-х гг. и в Ершалаиме. Объясните этот факт.

  4. Еще до казни Пилат подумал о бессмертии, вспомнил об этом и позже. Почему? О ком и чьем бессмертии может идти речь? Кто еще в романе обретет бессмертие и почему?

  5. Почему Булгаков не использует понятия АД и РАЙ, а заменяет их понятие СВЕТ и ТЕМА? Как Булгаков относится к вере в Бога?

Нравственные и философские проблемы в романе.

1. Проблема нравственного выбора, который стоит перед каждым человеком (что в жизни выбрать, по какому пути пойти) – традиции Ф.М.Достоевского:

Мастер мог бы подстроиться под новые законы, писать для МАССОЛИТа и т. п., но он остается честным перед самим собой, не может жить двойной жизнью (как и Булгаков), поэтому предпочитает трагическую судьбу, но при этом проявляет слабость, трусость – не может бороться за себя и любимую, поэтому в финале он и награжден лишь покоем, но не светом; Маргарита могла жить богато и спокойно, но она предпочитает разделить судьбу любимого; Понтий Пилат бы помочь бедному философу, но он испугался («я умываю руки») возможности потерять власть, нарушить закон (пусть и несправедливый) – таким образом, обрек себя на вечные страдания. Т.е. практически все герои делают нравственный выбор… Но есть герои, для которых выбор сделан давно, а может не существовал вовсе – это Иешуа, который не может даже во имя спасения своей жизни (сцена с Пилатом) и Воланд, который сам ставит людей перед выборам. Эти герои воплощают в себе две противоположные стороны морали: добро и зло.

2. Проблема добра и зла, которая была заявлена еще в эпиграфе. Да и роман начинается с посещения Дьяволом Москвы 30-х гг. (время кризисов и катастроф, безнравственности). Эти понятия сложны и неоднозначны, т.к. не всегда их можно различить: Воланд, казалось бы, поступает справедливо, наказывая людей за их грехи и пороки (сцена в Варьете), но делает это «злыми» методами, заставляет людей унижаться и страдать – для автора он воплощение зла, т.к. добро не может наказывать. Иешуа – вот воплощение истинного добра: милосердие, христианское всепрощение и любовь ко всем («все люди добры»).

Добро и зло для автора рассеяны в мире и постоянно ведут борьбу, но в душах людей (традиции Достоевского), но у Булгакова они связаны с понятиями СВЕТ и ТЬМА.

СВЕТ: любовь, свобода, творчество, истина, а не вера, милосердие (гуманность);

ТЬМА: власть, государство, отсутствие свободы, невозможность творить, трусость, предательство и т.д.

3. Проблема смысла жизни и назначения человека отражена в судьбе героев. Для автора очевидно, что человек рожден для счастья, свободного самовыражения (через творчество), для истины, а не слепой веры в догмы, для того чтобы постоянно самосовершенствоваться, развиваться (традиции Чехова).

Задания:

1. Что общего можно найти в философских взглядах Булгакова и Достоевского? Докажите на примерах.

2. Какие «вечные» проблемы затрагивает Булгаков в романе? Насколько они актуальны сейчас? Докажите.

3. Каких героев романа можно назвать безнравственными людьми, а каких порядочными, но поступающими плохо? Объясните.

4. Объясните смысл эпиграфа в романе.

Образ Воланда в романе.

Воланд – фигура фантастическая-, он Дьявол в человеческом обличии, прибывший в Москву 30-хх гг. XXв., где творилось столько зла (сталинский режим). Героев, подобных Воланду, немало в мировой литературе (Мефистофель в трагедии Гете «Фауст», граф Дракула, Демон у Лермонтова и т.д.), многие авторы пытались, к сожалению, как и Булгаков эстетизировать, сделать привлекательным и романтичным образ богоборца, изгнанного из рая ангела (каким являлся Дьявол по Библии). Волонд действительно у многих вызывает симпатию, т.к. он сильная личность, способная покарать за грехи. В этом принципиальное его отличие от «Бога», который, по Булгакову, прощает, а не наказывает. Наказание – удел Дьявола. Волонд – герой, противоположный Иешуа, но он не сильнее бродящего философа. Его удел – карать за грехи, часто искушая их (сцена в Варьете). Воланд при всей своей симпотичности все же остается воплощением зла, т.к. творит он зло: заставляет людей страдать, бояться, сходить с ума.

Задание:

  1. Почему Воланд не ведет борьбу с «Богом» (Иешуа), в чем его слабость?

  2. Почему Булгаков сделал Воланд привлекательным героем? Хорошо ли это? О сем заставляет задуматься?

  3. Как эпиграф романа соотноситься с образом Воланда?

Роман М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (1928-13.02.1940) – вершина творчества писателя.

История создания: 12 лет шла работа над романом, который был закончен за месяц до смерти писателя. Но и это не был окончательный вариант, просто Булгаков не успел до конца отредактировать текст – помешала болезнь и ранняя смерть. Публиковать роман писатель и не пытался – в то время это было бы невозможно, но отрывки он читал друзьям. Существовало несколько (8) редакций романа, который имели иные названия: «Дьявол в Москве», «Копыта инженера», «Черный маг», «Фантастический роман» и только в 1937 году произведение получило нынешнее название (обратите внимание на название: в нем главная тема – творчество и любовь…). впервые роман был опубликован с 59 купюрами в 1966-67 гг. в журнале «Москва», в 1966 г. – полностью в Париже, в 1973 – на Украине. «МиМ» - автобиографический роман, многие герои имеют реальных противников: Мастер – сам Булгаков, Маргарита – Елена Сергеевна, жена писателя и др.

Герои: мастер, его возлюбленная Маргарита, Михаил Александрович Берлиоз – председатель МАССОЛИТА, поэт Иван Николаевич Бездомный, прокуратор Иудеи Понтий Пилат, философ Иешуа Га-Ноцри, Воланд (Сатана), Коровьев-Фагот, кот Бегемот и Азазелло (свита Воланда) и др.

Эпиграф: слова из трагедии И.-В.Гете «Фауст» - сразу заявлена проблема: вечная борьба с добра и зла и сущность этих понятий, кроме того, судьба героя имеет некоторое сходства с судьбой Фауста, продавшего сою душу Дьяволу за возможность познать мир и себя.

Жанровые особенности: роман-миф (обобщение), роман фантастический, социально-бытовой, сатирический, философский.

Композиционные особенности: структура романа сложная, многоплановая, роман в романе (роман Булгакова о судьбе Мастера и Маргариты в 30-е гг. ХХ века и роман его героя о Пилате, главы которого рассосредоточены по тексту). Эти романы связаны между собой проблемами, некоторыми образами (Воланда), символами (гроза, свет), героями-двойниками. Причем главы «библейские» (1 временной пласт) плавно перетекают в «московские» (2 временной пласт) и, наоборот, а в финале они соединяются в вечности (3 временной пласт).

Действие романа охватывает 4 дня, имеется 4 сюжетных линии: библейская, реально-бытовая (Москва 30-х гг.), любовная, фантастическая (Дьявол и его свита).

Задания:

  1. Почему Булгаков при жизни даже и не пытался опубликовать свой роман?

  2. Как вы думаете, почему Булгаков назвал роман «делом всей своей жизни», а перед смертью сказал жене:

«Может это и правильно. Что бы я написал после «Мастера…»?

Тема творчества в романе.

«Жизнь коротка – искусство вечно».

Древнее изречение.

«Рукописи не горят!»

М.Булгаков.

Тема творчества в романе автобиографичная: вспомним тяжелую судьбу самого Булгакова, обреченность на творческое молчание, травлю со стороны критиков. Аналогична судьба его героя Мастера (отсутствие имени неслучайно – творец, художник, мастер своего дела, талант).

Что мешает художнику свободно творить? Власть, тоталитарный режим, отсутствие свободы слова (и у автора, и у Мастера).

Что помогает художнику творить вопреки всему? Любовь, преданность, покой, самоотречение, внутренняя свобода, сохранить которую очень сложно – это не удалось ни Булгакову, ни Мастеру – их сломали, погубили…

Пародия, сатира на «творчество» содержится в первых главах романа: МАССОЛИТ (Булгаков показывает Союз Советских писателей) как организация, собравшая бездарных рифмоплетов, чиновников. которые готовы выполнять соцзаказы взамен на путевку в санаторий, питание в ресторане, оклад и т.п.

Булгаков доказывает нам, что для настоящего творца, художника самым страшным является отказ от творчества, невозможность свободно творить – это страшнее смерти. Поэтому в финале романа Мастера обретает покой и возможность творить в обмен на жизнь, но смерть – меньшее зло, чем молчание для писателя (творческая гибель). Герой Булгакова восклицает: «Рукописи не горят!», а что настоящее искусство нельзя убить, нельзя запретить, оно все равно дойдет до народа, т.к. жизнь творца продолжается в его произведениях.

Задания:

  1. Что общего в судьбе Булгакова и его героя Мастера? Покажите на примерах.

  2. Почему слова из романа «рукописи не горят» принадлежат Воланду и почему они стали афоризмом (известными всем)? Как это соотносится с судьбой самого Булгакова?

  3. Почему и за что так жестко был наказан Берлиоз? Почему Бездомный не был наказан так сильно?

ТЕСТ по теме «Личность и творчество М.А.Булгакова».

Вариант 1.

  1. Год жизни М.Булгакова:

А) 1891-1941

Б) 1891-1940

В) 1895-1951

К какому типу литературы 30-х гг. ХХ века можно отнести творчество Булгакова?

А) официальная советская

Б) подпольная, запрещенная

В) литература русского зарубежья

  1. Каким писателем Булгаков называл своими учителями в творчестве?

А) Гоголя и Салтыкова-Щедрина

Б) Толстого и Достоевского

В) Пушкина и Лермонтова как прозаиков

  1. О чем самом главном предупреждает читателей Булгаков в повести «Собачье сердце»?

А) нельзя быть невежественными и некультурными, как Шариков

Б) нельзя нарушать законы природы и истории

В) нельзя превратить животное в человека

  1. В чем смысл эпиграфа к роману «Мастер и Маргарита»?

А) нельзя отличить добро и зла

Б) сущность человека

В) сущность добра и зла и их постоянная борьба

  1. С какими героями в первую очередь связана тема любви в романе «Мастер и Маргарита»?

А) Пилат и Банга

Б) Иешуа и Маргарита

В) Левий и Иешуа

  1. В чем главное различие Иешуа от Христа?

А) возраст

Б) имя

В) Иешуа – человек, а сын Бога

  1. Для кого из героев романа проблема нравственного выбора не является главной и мучитльной?

А) Иешуа

Б) Мастер

В) Пилата

  1. Символом чего в романе «Мастер и Маргарита» является Воланд?

А) зла

Б) справедливости

В) истины

  1. Почему произведения Булгакова были запрещены цензурой и практически не издавались при жизни писателя?

А) писал правду без приукрашивания, критиковал советскую систему

Б)нарушал принципы социализма

В) писал о неправдоподобном, фантастическом.

ТЕСТ по теме «Личность и творчество М.А.Булгакова».

Вариант 1.

  1. Какой известный писатель и драматург, так же как и Булгаков, первоначально избрал столь гуманную профессию:

А) А.П.Чехов

Б) Л.Н.Толстой

В) Ф.М.Достоевский

  1. Как отнесся Булгаков к революции 1917 года в России?

А) резкое неприятие

Б) активно поддержал

В) нейтрально, т.к. не интересовался политикой

  1. Какова основная проблема творчества Булгакова?

А) воспитание молодого поколения коммунистов

Б) человек и природа

В) борьба добра и зла в мире и в душе человека

  1. Какова основная проблема повести «Собачье сердце»?

А) опасность насилия в любой форме

Б) образ советского человека

В) человек и революция

  1. В какие годы Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита»?

А) 1925-1940

Б) 1926-1939

В) 1928-1940

  1. С какими словами можно образно сформулировать сущность проблемы творчества в романе?

А) «Рукописи не горят!»

Б) «Он не заслужил света, но заслужил покой»

В) «Все люди добры»

  1. Почему Булгаков вводит в свой роман библейские главы?

А) чтобы показать сходство Иешуа и Христа

Б) чтобы объяснить причину зла в современности

В) чтобы по-своему объяснить библейский сюжет

  1. О чьем бессмертии говорится в романе «Мастер и Маргарита» (найдите лишнее): ной?

А) Иешуа

Б) Пилата

В) Мастер

  1. В чем по Булгакову заключается смысл жизни и назначения человека (найдите лишнее):?

А) любовь

Б) творчество и свобода

В) веры в лучшее

  1. Почему Мастер не заслужил света, а лишь покой?

А) общался с Дьяволом

Б) струсил

В) за совершенное зло

Сочинение для 3 курса.

  1. «Собачье сердце» как повесть-предупреждение современникам и потомкам.

  2. Фантастика и реальность в произведениях М.А.Булгакова.

  3. Образы Воланда и его свиты в романе «Мастера и Маргарита».

  4. Тема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита».

  5. Судьба творческой личности в тоталитарном государстве (Булгаков и его герои).

  6. Тема настоящей любви в романе «Мастер и Маргарита».

  7. Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита»

  8. О чем заставил меня задуматься М.А.Булгаков?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бурятское национальное движение в общественно-политическом развитии россии (1980-2000-е гг.)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Отделе истории, этнологии и социологии Учреждения Российской академии наук Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
  2. Рабочая программа дисциплины «история политических и правовых учений» Рекомендуется для направления подготовки: 030900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы продемонстрировать, как в истории политико-правовой мысли, в борьбе различных воззрений и доктрин идет процесс развития научного познания природы госу­дарства и права.
  3. Общественно-политическое развитие болгарии в контексте международных отношений

    Автореферат
    Защита состоится “ ” 2007 г. в часов на заседании диссертационного совета К. 209.001.01. в Дипломатической академии МИД России. Адрес: 107078 г. Москва, Б.
  4. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  5. Среднее (полное) общее образование

    Документ
    Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям.

Другие похожие документы..