Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Схема территориального планирования Пензенской области разработана в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 8, стат...полностью>>
'Программа'
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ...полностью>>
'Диплом'
Известно, что об уровне подготовки специалиста в вузе судят (в основном) по качеству материалов дипломного проекта и результатов его защиты. Очевидно,...полностью>>
'Программа'
Предмет курса. Данный курс представляет собой попытку осмысления феномена туризма в контексте современных критических подходов к социальным, культурны...полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Б.В. Личман.

История России.

История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г. – 368 с.

История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г. – 304 с.

Редактор: Борис Васильевич Личман, заведующий кафедрой истории России Уральского государственного технического университета, доктор исторических наук, профессор, академик Академии Гуманитарных наук и Военно-исторической академии, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Авторский коллектив: Н. В. Васильева, С. М. Верзилов, В. В. Запарий, А. А. Здесенко, К. Ж. Ирбе, В. Д. Камынин, В. С. Кальниченко, Л. Н. Мартюшов, И. Г. Носкова, Б. Б. Овчинникова, И. В. Петухова, И. В. Побережников, С.П. Постников, С. В. Рыбаков, А. А. Сафронов, А. В. Сперанский, Г. Я. Таратоненков, А. В. Трофимов, В. В. Чернышков.

КНИГА I. С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА

Часть I. ВВЕДЕНИЕ В МНОГОТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ
Глава 1. Что такое история и как ее изучают?
Глава 2. Отражение научных категорий в трудах по российской истории

Часть II. ДРЕВНИЕ НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА (до XIV века)
Глава 1. Древние государства и движение народов (до Х века)
Глава 2. Киевская Русь (XI-XII вв.) и Удельная Русь (XII-XIII вв.)
Глава 3. Государство Золотая Орда (сер. XIII - сер. XV вв.) и государство Литовско-русское (сер. XIII - сер. XVI вв.)


Часть III. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО XV-XVII вв. (МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО)
Глава 1. Образование Российского государства (XIV - нач. XVI вв.)
Глава 2. Царь Иван Грозный и кризис государства
Глава 3. Восстановление и расцвет Московского царства (XVII век)


Часть IV. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО. XVIII-XIX вв.
Глава 1. Эпоха Петровских преобразований (первая четверть XVIII века)
Глава 2. Российская империя после Петра I в XVIII веке. "Просвещенный абсолютизм"
Глава 3. Эволюция Российского государства и общества в первой половине XIX века
Глава 4. Россия во второй половине XIX века.
Реформы Александра II

 


КНИГА II. ХХ ВЕК

Часть I. ВВЕДЕНИЕ В МНОГОТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ
Глава 1. У России "... несколько историй..."
Глава 2. Правила и схемы многотеоретического изучения


Часть II. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ РАСПАД
Глава 1. Российская империя 1900-1914
Глава 2. Мировая война и смена монархии республикой. Возникновение Советского государства
Глава 3. Гражданская война


Часть III. СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (1922-1985)
Глава 1. Россия в 20-е годы
Глава 2. Россия в конце 1920-х-1930-е гг.
Глава 3. Россия в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
Глава 4. Россия после Великой Отечественной войны. (1946-середина 1950-х гг.)
Глава 5. Россия в середине 1950-х-середине 1960-х годов
Глава 6. Россия в середине 1960-х-середине 1980-х годов


Часть IV. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СССР И ЕГО РАСПАД. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (1985-2000)
Глава 1. "Новое политическое мышление", политико-экономические реформы и распад СССР. (1985-1991)
Глава 2. Становление новой Российской государственности (1992-2000)

Глава 1

 

Что такое история
и как ее изучают?1

 

Предмет изучения, научные категории истории


Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род чело­веческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любозна­тель­ностью. Дело в том, что сам человек — существо историче­ское. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом это­­г­о раз­ви­тия.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древне­гре­чес­ко­му термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установ­ле­ние”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинно­сти собы­тий и фактов. В римской историографии это слово стало обозначать не спо­соб узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали на­­зы­­вать вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, дей­ст­­ви­тель­ном или вымышленном. В настоящее время мы используем сло­во “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прош­­лом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неодно­значно. Предметом истории может быть социальная, политическая, эконо­ми­чес­кая, демографическая история, история города, деревни, семьи, част­ной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и ми­ро­воззрением историка. Историки, стоящие на материалистических пози­циях, считают, что история как наука изучает закономерности раз­вития об­щест­ва, которые, в конечном счете, зависят от способа про­­из­вод­ства ма­те­риаль­­ных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяс­­нении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных по­зи­­ций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Из­вест­­ный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих ис­сле­до­­ва­ниях научные категории: историческое движение (историче­ское время, историческое прост­ран­ство), исторический факт, теорию изучения (методологиче­скую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историче­ское пространство.

Историческое время движется только вперед. Каждый отре­зок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материаль­ных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия ис­торического времени история не су­щест­вует. События, следующие одно за дру­гим, образуют временнуй ряд. Существуют внутренние связи между событиями во вре­меннум ряду.

Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло от­ра­­же­ние в периодизациях историче­ского процесса. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению госуда­рей. Французские историки в XVIII веке стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-мате­риалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Под историческим пространством понимают совокупность при­род­но-географических, эко­номических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воз­дей­ствием природно-географических факторов формируются быт на­ро­дов, занятия, психология; складываются особенности социально-полити­чес­кой и культур­ной жизни. С глубокой древности возникло деление на­родов на западные и восточные. При этом имеется в виду не при­над­леж­ность к Западу (Европа) или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исто­ри­чес­кой судьбы, общественной жизни этих народов. Понятие “историческое про­странство” нередко употребляется вне связи с конкретной территорией. На­пример, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский — синонимом Востока.

Исторический факт3  — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов, их множество. Факт - войны Александра Македонского, факт – единичное событие из личной жизни одного человека. Конкретно-исторические факты мы получаем из истори­чес­ких источ­ников. Все прошлое человечества состоит из фактов, но для по­лучения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их.

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация5) определяются предметом исто­рии. Теория — логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты дей­ствительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зави­сит от его идейно-теоре­ти­чес­ких взглядов.

Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Раз­личие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику6. Исходя из предмета исторического ис­сле­до­ва­ния, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию8. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты исто­ри­че­с­кого про­цесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фак­тов всегда субъективно. Тенденциозно подобран­ные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяс­нения и выво­дов) не могут претендовать на объективную ис­то­рию, а всего лишь яв­ля­ют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические фак­ты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объек­тив­ны, верны” и отражают различие мировоззрений, систем взгля­дов на историю и современное общество. Критика од­ной теории с позиции дру­гой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следст­венных связей, к противоречивым выводам.

Теории изучения исторических фактов

По предметам изучения выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-исто­ри­ческая, локально-историческая.

В религиозно-исторической теории предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом, Творцом — Богом. Суть всех религий состоит в понимании кратко­вре­менности существования материального — тела человека и Вечности души.

В рамках религиозно-исторической теории существует несколько направлений (христианство, ислам, буддизм и др.). В данном учебном пособии рассматривается только христианско-православное направление. С точки зрения христианст­ва, смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодо­левающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога — основное содержание истории. Авторами трудов и учебников по истории России, написанных с религиозных позиций, являются А. В. Карташов, В. Д. Поспеловский и др.

Во всемирно-исторической теории предметом изучения является общемиро­вой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Во главу ставится социальная сущность человека, прогресс его сознания, позволяющий создать идеального человека и общество. Общество обособилось от природы, и человек преобразует природу в соответствии со своими возрастающими потребностями. Развитие истории отождествляется с прогрессом. Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса. Одни про­хо­дят прогрессивный путь развития раньше, дру­гие — позднее. Идея прогрессивного общественного развития рассматривается как закон, как необходимость, неизбежность. Теория особую роль отводит научной категории историческое время.

Всемирно-историческая теория проециро­валась на Англию, Германию, Францию XIX века и выявляла черты становления человечества в той форме, в какой это имело место в Западной Европе. Присущий дан­ной теории европоцентризм сокращает возможности построе­ния кар­тины всемирной истории, ибо не учитывает особенности развития не только иных миров (Америка, Азия, Африка), но даже так на­зы­ваемой европейской периферии (Восточная Европа и особенно Рос­сия). Абсолютизировав с европо­центристских позиций понятие “прогресс”, историки “выстроили” народы по иерархической лестнице. Сложилась схе­ма разви­тия истории с “передовыми” и “отсталыми” народами.

В рамках всемирно-исторической теории изучения существуют направления: материа­листическое, либеральное, технологическое.

Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отноше­ний, связан­ных с формами собствен­но­сти. История представляется как закономерность смены общественно-экономи­ческих форма­ций10 , на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития общества яв­ляется коммунисти­ческая формация. В основе смены формаций лежит противоречие между уровнем развития произ­водительных сил11 и уровнем развития производственных отношений12. Дви­жу­щей силой развития общества является классовая борь­ба между иму­щими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуа­тиру­емы­ми), закономерно приводя­щая в конечном итоге к уничтожению частной собственности и построению бесклассового общества. Первая глава “Мани­феста коммунистической пар­тии”, написанная К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 году, начинается так: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов”. Одни страны проходят стадии общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельче­скую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую) ранее, а другие чуть позднее. Пролетариат более прогрессивных стран (Европейский континент) помогает пролетариату менее прогрессивных стран (Азиатский континент). Материалистическое направление в истории России представлено трудами и учебниками М. Н. Покровского, Б. А. Рыбакова, М. П. Кима и др.

Либеральное (модернизационное) направление, изучая прогресс–эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию личности, обеспечению его индивидуальных свобод. Личность служит отправной точ­кой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории всегда есть альтернатива развития13. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности — героя, харизматического лидера14. Если вектор прогресса истории соответствует западно-европейскому образу жизни — это путь обеспе­­­чения прав и свобод человека, а если — азиатскому, то это путь деспотии, произвола властей в отношении к личности. Либеральное направление в истории России представлено трудами и учебниками И. Н. Ионова, Р. Пайпса, Р. Верта и др.

Технологическое (модернизационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество “обречено” на техни­ческое развитие, проходя путь от выделения “из животного мира” до ос­во­ения пространств космоса. Вехами в этом развитии являются фундаментальные открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа, создание конской упряжи, изобретение механического ткацкого станка, паровой машины и т.д., а также соответствующие им политические, экономические и общественные системы. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постинду­стриаль­ный (информационный)15. Эволюция распространения фундаментального открытия как в рамках одной страны, так и за ее пределами получила название мо­дер­низации16. Технологическое направление в истории представлено трудами и учебниками С. А. Нефедова, В. А. Красильщикова и др.

В локально-исторической теории предметом изучения яв­ляю­тся локальные цивили­зации17. Каждая из локальных цивилизаций самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, станов­ления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая цивилизация. Во главу теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретной среды его обитания. Человечество составляет часть Природы-биосферы и изменяется вместе с ней. Не прогресс сознания, разума человека, а его подсознание, вечные биологические инстинкты: продление рода, зависть, стремление жить лучше, чем другие, жадность, стадность и д. р. определяют и неизбежно повторяют во времени ту или иную рожденную Природой форму устройства общества. Не история повторяется на новом витке развития, повторяется биологический вид – человек во времени со своими постоянными биологическими инстинктами. В Природе идет неуклонный круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет среда обитания, а не прогресс. Теория особую роль отводит научной категории историческое пространство.

Английский поэт Р. Киплинг писал: “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень суд”.

В рамках локально-исторической теории существует ряд направлений — славянофильство, евразийство, этногенез и др. Так, в начале ХХ века в среде российской эмиграции возникло “евразийское” направление, содержащее идею об уникальности сложившегося на стыке Европы и Азии российского общества. У российской (евразийской) локальной цивилизации, в отличие от других, “особый” путь раз­вития. Российская духовность ни­когда не будет “подавлена” духов­ностью других народов. “Россия — Вели­кая страна от рождения”. Локально-историческая теория представлена трудами и учебниками Г. В. Вернадского, Л. Н. Гумилева и др.

 

Теории изучения

 

Правила многотеоретического ИЗУЧЕНИЯ

 

1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обу­чаемого, способного аргу­мен­ти­­рованно и цельно отстаивать выбранную (свою) теорию и пони­маю­щего, а следовательно, и уважающего логику оппонента, придерживающегося другой теории.

2. Прошлое — историю — изучить “вообще” невозможно. Оно соткано из множества исторических фактов, логически связанных и не связанных между собой. Образно говоря, это хаос бесчисленного количества фактов прошлого. Рассуждения об истории человечества вообще (в целом) — беспредметны. Человек разумный (Homo sapiens), прежде чем исследовать прошлое, определяет предмет изучения.

3. В истории человечества несколько предметов изучения. Выделение предметов — субъективно. Объединение их по сходным признакам приводит в итоге к трем, принципиально не схожим предметам изучения, а затем и теориям изучения, которые заключают разное понимание цели жизни, мировоззрения, нравственной позиции человека.  Сторонники религиозно-исторической теории смысл пребывания человека на Земле видят в движении его к Богу, в победе духовной составляющей над материальной, плотскими страстями18. Сторонники всемирно-исторической теории смысл жизни человека видят в стремлении его к материальным благам, зависящим от общемирового прогресса19. Сторонники локально-исторической теории смысл жизни человека видят в продлении жизни, сохранении здоровья, обеспечивающееся единством человека и среды обитания20

4. Попытки создания универсально-исторической, самой общей и “единственно верной” теории изучения приводят к эклектике21, объединению предметов изучения. Объединение предметов изучения — антинаучно, утрачиваются причинно-следственные связи и история прекращает свое существование как наука.

5. Исходя из предмета исторического изучения, каждая теория предлагает свое понимание хода истории, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию, предлагает свои выводы и делает свой прогноз на будущее. Критика одной теории с позиций другой некорректна.

6. Преподавание истории — это объяснение исторического процесса. Нельзя написать (прочитать) лекцию, не содержащую объяснение фактического материала. Следовательно, надо заранее объявить учащимся, в русле какой теории будет прочитана лекция.

7. Различные теории исторического процесса (теории изучения), объясняющие реальные исторические фак­ты в их строгой причинно-следственной связи, не имеют преимуществ друг перед другом. Все они “правдивы, объек­тив­ны, верны”. Учащийся вправе отдать предпочтение одной из теорий истории, но обязан знать и другие.

8. Фактов прошлого множество. Из их множества историки субъективно, для обоснования своей причинно-следственной логики хода истории подбирают отдельные факты.

9. Тенденциозно подобранные и заранее выстроенные в логически-смысловую конструкцию исторические факты (без объяснений и выводов) представляют скрытую теорию, лукавство историка с претензией на «единственную правду», объективность.

10. При употреблении понятий (тоталитарная система, командно-администра­тив­ная система, социализм, общественно-экономическая фор­мация, модернизация, пассионарность, способ производства) дается по­ясне­ние и называется теория, к которой они принадлежат.

11. Многотеоретическое изучение, прежде всего, строится на тех общеизвестных исторических фактах, которые получили учащиеся ранее, изучая событийную или однотеоретическую историю. В то же время многотеоретический курс направлен на изучение нового фактического материала. Ведь каждая теория выстраивает свою единственную логику причинно-следственных связей, подбирает из множества только свои факты.

12. На вопрос, заданный ученику: “Ваша оценка, личное мнение на то или иное историческое событие?”, преподаватель получит ответ, основанный на личном восприятии мира. Вопрос этот некорректен, так как уже нацеливает на ответ в русле либеральной теории (предмет изучения — личность).

13. Во всемирно-исторической теории материалистическое направление изучаются революции (резкий переход количественных изменений в качественные) и закономерности прогресса (смена общественно-экономических формаций), а в либеральном направлении — эволюция (постепенность) и альтернативы прогресса (цивилизованная или нецивилизованная), а также варианты (в рамках одной из альтернатив).

14. На осмысление, объяснение исторических фактов влияет: мировоззрение людей разных эпох, ментальность людей разных стран, политические пристрастия. Представление историка о прошлом всегда идет в свете проблем, решаемых в его эпоху. Каждое новое поколение людей осмысливает факты прошлого в русле меняющегося их смысла жизни, отраженного в теориях изучения: всемирно-исторического, локально-исторического, религиозно-исторического.

15. При изложении событийного материала необходимо учитывать научную категорию — историческое движение (время и пространство)22:

а) научная категория историческое время не допу­скает “механического” переноса (копирования) представлений нашего исторического времени на прошлое историческое время;

б) научная категория историческое пространство не допускает “механического” переноса (смешивания) исторического пространства разных регионов.

16. Исторический документ только воспроизводит или помогает реконструировать исторический факт — истину. Только теория поясняет события — факты прошлого, отраженные в исторических источниках. Никакой документ прошлого не может дать оценку событиям Октября 1917 года в Петрограде. В материалистической теории изучения — это закономерная Великая Октябрьская социалистическая революция, а в либеральной — случайный вооруженный государственный переворот. Сам документ в различных теориях изучения получает различные объяснения.

 

 

Понятийный аппарат истории

 

(каждая из теорий изучения вводит свои специфические понятия,

а общепринятые наполняет своим смыслом)

 

Государство:

1) Французские просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. считали, что в основе образования государства лежит общественный договор. Либеральное направление всемирно-исторической теории, основываясь на идеях великих гуманистов XVIII века, считает все образования народов, в том числе и древние, государствами. (Либеральное направление всемирно-историче­ской теории.)

2) Государство — это политическая система, направлен­ная на подавление одного класса другим. Отсюда, первым государством на территории Восточной Европы является Ки­евская Русь, а до нее были только племена и племенные союзы. (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.)

 

Классы:

1) Зарождение классов связано с возникновением част­ной собственности, отсюда уничтожение частной собственно­сти означает ликвидацию классов. В мировой истории суще­ствовали классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Это классы — антагони­стические (непримиримые). (Материалистическое направление всемирно-историче­ской теории.)

2) Классы — это большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного бо­гатства, которой они располагают. Классы возникают при пе­реходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистиче­ские (сотруд­ничающие). (Либеральное и технологическое направления все­мирно-исторической теории.)

 

СХЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

 

 

1. Что изучает наука история?

 

 

Объект
изучения

История (прошлое)
человечества

Субъект - предмет
изучения

Происходит выделение человеком-историком главного, ведущего в жизни человечества (предмета изучения) и определение его в качестве основы исторического процесса, выбор из множества сторон жизни человечества главной стороны (предмета изучения) зависит от мировоззрения отдельных людей, разного понимания ими смысла жизни

 

2. Научные категории истории



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине "Отечественная история"

    Рабочая учебная программа
    1.1. Цели и задачи курса – показать место и роль её народов в мировом развитии, понять, где наши исторические корни, какое место занимает наш народ в истории Европы и Азии, каковы его взаимоотношения с другими странами и народами.
  2. Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История».

    Программа курса
    Курс «Система взаимодействия власти и общества» относится к циклу специальных дисциплин (СДМ.01 - Дисциплины специализации) и адресован магистрантам II курса дневного отделения факультета архивного дела Историко-архивного института
  3. Диалог культур и цивилизаций

    Документ
    Д 44 Диалог культур и цивилизаций. Материалы X Всероссийской научной конференции молодых историков. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. – 198 с.

Другие похожие документы..