Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотр...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Внеклассная массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредстве...полностью>>
'Автореферат'
на заседании диссертационного совета Д 203.005.02 при ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Фед...полностью>>
'Тесты'
Система инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения; санэпидрежим акушерского стационара, женской ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

__________________________________________________________________

А.В.Агафонов

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Часть I. Психология.

Тексты лекций для студентов всех специальностей и форм обучения

Москва - 2004

ББК 15+371

А23

Рецензент - кандидат философских наук, доцент И.С.Васильев

Агафонов А.В.

Психология и педагогика: Часть I.Психология. Тексты лекций. - М.:МГТУ ГА,2004. - c.

Данные тексты лекций издаются в соответствии с учебным планом для студентов всех специальностей. В них излагаются основные вопросы по каждой теме, которые студенты должны изучить в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий: представлять сущность и роль основных категорий психологии (психики, сознания, психических явлений) уметь дать психологическую характеристику личности по результатам тестов по основным темам раздела «Психология»(«Внимание», «Память», «Мышление», «Направленность личности», «Темперамент», «Характер»). Учебное пособие снабжено двумя приложениями: первое – фотографии и краткая аннотация известных отечественных и зарубежных психологов; второе – психологический практикум. Указана соответствующая литература, даны рекомендации по работе со структурно-логическими схемами, с компьютерным выполнением тестов и контролем знаний по пройденным темам.

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры __________________.

Редактор

_______________________________________________________________________________

ЛР № 020580 от 23 июня 1992 г . Подписано в печать

Печать офсетная Формат 6084/16 ______уч.-изд.л.

5,00 усл. печ. л. Заказ №____________ Тираж_____ экз.

_______________________________________________________________________________

Московский государственный технический университет гражданской авиации

Редакционно-издательский отдел

125493, Москва, Пулковская ул., 6а

 Московский государственный технический университет

гражданской авиации, 2004

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

ОБОЗНАЧЕНИЯ:

  • ЛОС - лист основного содержания;

  • ЭЛОС - электронный лист основного содержания;

  • СЛС-1(2,3…16) – структурно-логическая схема темы №1 (№№2,3..16);

  • ЭСЛС – электронная структурно-логическая схема.

Первая часть «ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ

Тема № 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

    1. Соотношение объективной и субъективной реальности

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В XVII – XIX вв. сфера исследований значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность

Сознание - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

человека.

В XX столетии название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что является предметом психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) человек познает мир (так называемые познавательные процессы). Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками (так называемые психические свойства и состояния личности, включая в них потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства, эмоции, склонность, способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

Общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований. Кроме индивидуальной психологии поведения, в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях - больших и малых группах, коллективах.

Известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) заметил, что "наивное самолюбие человечества" вынуждено было претерпеть от науки некоторые "великие оскорбления". Во-первых, как отметил Зигмунд Фрейд, люди узнали, что Земля - не центр Вселенной, а всего лишь

Реальность (от позднелат. realis "действительный") - существующее в действительности.

Диалектический материализм различает объективную реальность, т.е. материю, и субъективную реальность, т.е. явления сознания.

одна из планет, частичка мировой системы. Во-вторых, что люди произошли из животного мира. В-третьих, что наше "я" "не является даже хозяином в своем доме", а "вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной модели". А нам казалось, что уж о своем-то внутреннем мире мы всё знаем и действуем по принципу "куда хочу, туда поворочу".

В нашем сознании отображен прежде всего внешний мир, а что касается фактов, закономерностей и "механизмов", характеризующих само сознание, то они открыты не более, чем другие явления природы. Чтобы опираться на эти факты и закономерности, их надо знать и изучать. Как сделать путь каждого из нас к мастерству, умелости? Этот вопрос ставит каждый для себя, но развитие профессионала идет не по прямой, а через преодоление трудностей и нелегкие переживания. И каждому важно знать факты и закономерности динамики и становления наших психических регуляторов.

Большая часть явлений и закономерностей человеку неизвестна, если он специально не обращается к психологическим наукам. Здесь так же, как и в других науках, важно иметь некоторый минимум психологической грамотности и культуры. Так, из медицинской науки известно, что было время, когда с холерой боролись с помощью заклинаний, а благодаря науке стали знать, что надо, прежде всего, употреблять кипяченую питьевую воду.

Люди часто не различают явления, присущие, с одной стороны, внутреннему миру человека, человеку как субъекту (субъектные) и, с другой стороны, находящиеся за пределами субъекта (объектные).

Слова «субъективное» и «объективное» часто противополагаются как нереальное - реальное, недостойное внимания – достойное. Так, слова «действительность», «реальность» - «вымысел», «фантазия» понимаются как противоположные по значению (антонимы), а слова «выдумка», «мечта» - «небылица», «фикция» сближаются по значению (синонимы).

В ходе выполнения лабораторных работ, практических занятий, проведения анализа результатов, полученных из рассматриваемых формул, создается продукция внутреннего мира.

И все эти явления душевной деятельности, психики (слово «психика» возникло в результате замены общеславянского «душа» древнегреческим эквивалентом «psyche») существуют реально и являются побудителями и регуляторами поведения людей. Это относится и ко всевозможным предрассудкам, образам, ложным мнениям, мифическим представлениям – это тоже реальности, имеющие причины, закономерные

Психика, как особое свойство высокоорганизованной материи и функции мозга, заключается в отражении предметов и явлений реального мира и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Наши ощущения, представления, мысли – это субъективные образы объективного мира.

изменения и последствия.

Слова, обозначающие явления внутреннего мира, не более редки, чем обозначения явлений внешней среды («мысль», «чувство», «характер» встречаются соответственно 460, 248 и 236 раз на миллион словоупотреблений, как и «вещество», «количество», «изделие» - 453, 246, 230 раз [Частотный словарь русского языка. – М.: 1977].

Как известно, субъект – это инициатор, зачинщик, генератор активности, а субъективное – это реально присущее субъекту и порой желательное.

Сложность возникает в том, что присуще субъекту, а что объекту, т.е. чему-то внешнему. Люди (в том числе и мы с вами) заблуждаются в том, что все воспринимаемое или то, о чем они подумали, или то, что их волнует, - все это существует во внешнем мире. В действительности же человек может сколько угодно воспринимать, представлять то, чего нет, и наоборот, не воспринимать или искаженно воспринимать то, что существует рядом с ним и реально.

Таким образом, психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

    1. . Фундаментальные категории психологии

Развитие материи есть переход от низших ее форм к высшим, от низших форм движения материи к высшим. В процессе развития материи появились растения, животные и затем человек с его сознанием. Вся материя обладает свойством отражения. Психика является свойством не всякой, а особым образом организованной материи - свойством мозга. Мозг есть орган психической жизни, носитель нашего мышления, чувств и воли. Психика, как особое свойство высокоорганизованной материи и функции мозга, заключается в отражении предметов и явлений реального мира и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Наши ощущения, представления, мысли - это субъективные образы объективного мира. Психика - более широкое понятие, чем сознание, так как будучи особым свойством материи, прошла длительный путь развития - от самых элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека.

Сознание человека - это высшая форма, главный этап развития психики и продукт труда.

Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. Психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие), были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

В структуре психики индивида различают три основные группы: психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец; являются исходными в духовной жизни, обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта.

Различают познавательные (ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и т.д.) и волевые (постановка и достижение целей, принятие решения, преодоление трудностей, усилия в управлении собой, напряжение моральных и физических сил) психические процессы.

Психические свойства в отличие от процессов устойчивы и постоянны, но не исключают возможности их развития. Возникая на основе психических процессов и состояний, свойства оказывают существенное влияние на психические процессы и состояния. Свойства личности - это существенные ее особенности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичного для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности и мастерство и др.).

Психические состояния характеризуют психику человека в целом: влияют на течение и результаты процессов и могут способствовать или тормозить активную деятельность личности (состояние волевой активности, перенапряжение, подъем и угнетенность, страх, бодрость, уныние и т.д.). Психические состояния возникают на основе взаимодействия психических процессов, отличаются от них большей сложностью, меньшей динамичностью и носят временный характер.

    1. . Принципы психологии

В 30-е годы XX в. формулируются основные принципы психологической науки: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития.

Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания человека - законами общественного развития, законами развития способа производства. Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений и их сущности. В 50-е годы впервые в советской психологии принцип детерминизма был применен С.Л.Рубинштейном для анализа природы и сущности психических явлений, он рассматривал их во всеобщей взаимосвязи явлений материалистического мира.

Понятия сознания и деятельности являются узловыми категориями психологической науки. Принцип единства сознания и деятельности начал разрабатываться в советской психологии в 30-е годы XX в. (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.). В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности, т.е. возможность через деятельность изучать сознание: от деятельности, ее продуктов к выявляющимся в ней психическим процессам. Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности - и предпосылка, и результат ее поведения.

Принцип развития. Категория развития является ведущей в системе понятий психологической науки. Категория развития - это фундаментальная категория. Под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина идея развития вошла в психологию и легла в основу формирования детской, а затем возрастной психологии.

1.4. Психология как наука и как практическая деятельность

Психология, как и любая другая наука, состоит из фундаментальной и прикладной [2]. Цель обеих наук – получение нового знания и его обобщение. Первая изучает основополагающие проблемы психики, теоретический аспект рассмотрения этих проблем и их эмпирическую проверку (общая психология, психофизиология, социальная психология, психология развития и др.). Прикладная наука изучает психические явления в естественной обстановке и использование полученных в фундаментальной науке знаний в конкретных ситуациях и условиях (эргономика, психология рекламы, психология менеджмента, организационная психология, юридическая психология и др.).

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку (в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого).

Существует еще одна сфера деятельности в психологии практическая психология, в которой решаются конкретные задачи, а получение нового знания не обязательно.

Практическая психология – это особый вид деятельности психолога, направленный на решение конкретной практической задачи и предполагающий получение психологической информации о конкретном человеке или группе людей; анализ полученной информации на основе знаний, полученных в фундаментальной или прикладной психологии; разработку и реализацию воздействия на конкретного человека или группу людей с целью их изменения или изменения их поведения.

Специфика работы практического психолога предопределяет:

- обеспечение конфиденциальности личностно значимой информации, полученной от клиента на основе личного доверия. Он обязан предупреждать обследуемых о том, кто и для чего может использовать получаемую информацию и какие решения могут быть вынесены на ее основе;

- моральную ответственность за решения, принимаемые на основе предоставляемой им информации, и предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами в области психологии;

- воздержание от действий, ухудшающих состояние клиента и наносящих ему вред, особенно при работе с больными людьми.

Направления практической психологии неразрывно связаны с решаемыми в их рамках задачами. Это психотерапия (лечение при помощи психического воздействия), психологическое консультирование (оказание помощи в определении, уточнении и решении задачи или проблемы, стоящей перед человеком, при условии, что сам консультант не несет ответственности за реализацию решения, но несет ответственность за принимаемые решения). Различают консультирование семейное, личностное, управленческое, специфическое («телефон доверия»). Между психотерапией и консультированием есть много общего, но отличием является то, что консультирование изначально ориентировано на психически здоровых людей, способных взять на себя ответственность за свои поступки.

Важным видом психологической практики является практическая психодиагностика, основной процедурой которой является психодиагностическое обследование, позволяющее получать психологическую (в том числе и личностно значимую) информацию о конкретном человеке или группе людей. Особая задача психодиагностического обследования - составление психологического портрета, отражающего индивидуальность человека. Другая, не менее важная задача – прогнозирование поведения человека в различных ситуациях и при взаимодействии с другими людьми (особенно это важно при формировании команды, выдвижении на руководящую должность, при деятельности в сложных, стрессовых условиях и т.д.).

Особым видом психологической практики является психологическая коррекция. В нейропсихологии – это восстановление высших психических функций человека при локальных поражениях мозга с помощью специальных методов и приемов восстановительного обучения. В возрастной психологии – это устранение или компенсация психических аномалий развития: эмоциональных, познавательных, психологических.

Парапсихология, или «околопсихология», сформировалась в XX в. на основе оккультных наук, целью исследований которых было – установление сверхестественных или выходящих за рамки научного познания возможностей псисхики человека. Исследовались четыре группы предполагаемых феноменов:

  • Телепатия (восприятие одним лицом мыслей другого лица без использования каких-либо известных сенсорных каналов).

  • Ясновидение (получение сведений об объектах или событиях без использования органов чувств).

  • Проскопия (предвидение будущих мыслей другого лица или будущих событий.

  • Психокинез (способность воздействовать на физические объекты или события силой мысли).

Парапсихологические феномены выявляются лишь в условиях нестрогого опыта и по мере увеличения строгости исследования они обнаруживаются все реже и реже; как правило, положительные предварительные результаты перестают подтверждаться при переходе к более строгому исследованию. Интересно и другое, что при проверке парапсихологических гипотез не применяется практически эксперимент как наиболее строгий тип исследования, который ответил бы недвусмысленно на поставленный вопрос их существования. А это говорит об отклонении от строгих норм проведения научных исследований. Да и среди ученых сторонников парапсихологии или допускающих существование парапсихологических феноменов отсутствуют психологи-профессионалы.[2]

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение психологии как науки.

  2. Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явлений.

  3. Приведите примеры психических процессов.

  4. Назовите основные свойства личности.

  5. Психические состояния и их влияние на психические процессы и свойства.

  6. Назовите основные принципы психологии. В чем их суть?

Рис.1. Структурно-логическая схема (СЛС) темы №1

Литература

  1. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 195с.

  2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. - СПб.: Питер. 2000, с.11-28, ил. (Серия «Учебник нового века).

  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер,2002, с.11-38, ил. (Серия «Учебник нового века).

  4. Агафонов А.В. Психология и педагогика: Тексты лекций. - М.: МГТУ ГА, 2000, с.3-7.

  5. Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Компьютерный психологический практикум (Пособие к практическим занятиям) - М.: МГТУ ГА, 2001. - 56с.

Примечание: Литература, отмеченная знаком (*), включена в электронную библиотеку университета по адресу(http://elibrary.mstuca.ru)-agafonov и может быть скопирована, если вы являетесь ее пользователем, стать которым можно после регистрации и при наличии с собой ИНН. По окончании регистрации вам выдается личный пароль пользователя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психология и педагогика (2)

    Документ
    Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее
  2. Психология и педагогика (1)

    Лекция
    Психология группы (коллектива) 75 4.1. Социально-психологическая структура группы и влияние руководителя на коллективную психологию 75 4.
  3. Психология и педагогика (программа)

    Программа
    Учебный курс «Психология и педагогика» открывает цикл социально-психологических дисциплин, для которых проблема развития личности и подготовки ее к современным условиям жизни является ведущей и определяющей.
  4. Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно-практической конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. Кострома: кгу им. Н. А. Некрасова, 2005. 524 с

    Документ
    Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно-практической конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. – Кострома: КГУ им.
  5. Психология и педагогика (4)

    Учебное пособие
    Данное учебное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для общегуманитарной подготовки специалистов.

Другие похожие документы..