Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
Преступления, совершенные с помощью компьютеров, стали актуальны в России сравнительно недавно. Известное дело Левина о хищении из "Сити-банка&q...полностью>>
'Изложение'
По словам самого автора, в процессе работы он был более всего озабочен даже не композиционной целостностью всей поэмы, а завершенностью каждой отдель...полностью>>
'Документ'
ЗАЯВЛЕНИЕо переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных ...полностью>>
'Документ'
Вы, наверное, обратили внимание на то, что в нашей жизни многое изменилось за последнее десятилетие. Причем, это касается не только экономики, но и вс...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Харьковская государственная академия физической культуры

Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Национальный фармацевтический университет

Олимпийская академия Украины

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Международная электронная научная конференция

(26 апреля 2005 года)

Харьков 2005

ББК 75.0+75.1 УДК 796.072.2

Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство //сборник статей под ред. Ермакова С.С. /международная электронная научная конференция, г. Харьков, 26 апреля 2005 года. – Харьков: ХГАДИ, 2005. – 408 с.

(Укр., рус., польск., англ. яз.)

В сборнике представлены статьи по проблемам физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях в свете современных тенденций образования.

Для аспирантов, докторантов, тренеров, спортсменов, преподавателей учебных заведений, учителей средних школ.

Электронные версии конференций 2005г. размещены по адресам:

/

/

Обсуждение по адресу: /

Замечания, пожелания и предложения просьба направлять по адресу: e-mail: sport2005@

Печатается в авторской редакции.

Издается по решению Ученого совета Харьковской государственной академии дизайна и искусств [протокол № 1 от 13.01.2005 г.].

Редакционная коллегия: Ермаков С.С., д.пед.н., проф.; Ашанин В.С. к.ф-м.н., проф.; Филь С.Н., к.п.н., проф.; Аркуша А.А., к.ф.н., доц., Зайцев В.П., канд. мед.н., проф.; Крамской С.И., доц.

© Харьковская государственная академия

дизайна и искусств, 2005

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ФОНОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В

СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Амельченко Ирина Анатольевна, канд. биол. наук, доцент,

Олейник Екатерина Григорьевна, доцент

Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

По данным социологических исследований [1], в настоящее время большинство студентов обучаются в техническом вузе, чтобы достигнуть высокого уровня профессиональной подготовки, от которой в наибольшей степени зависит успех в определенной сфере деятельности, конкурентоспособность на рынке труда. Значительная часть молодых людей согласна с утверждением, что здоровье человека при напряженном ритме современной жизни, изменении социальных ориентиров имеет первостепенное значение, - особенно их собственное здоровье. Но далеко не все из них связывают перспективы дальнейшего личностного роста с развитием своих физических возможностей.

Отсюда закономерно возникает вопрос: насколько полноценно развитие и движение в сторону самоактуализации без стремления к моторному самовыражению, без желания быть здоровым, подкрепленного активными действиями?

Для ответа на данный вопрос мы поставили цель проанализировать соотношение ряда биологических и социальных закономерностей в развитии личности, а также разработать систему оценок, на которые могут ориентироваться студенты при реализации индивидуальной технологии оздоровления.

Общепризнанно, что наиболее сложным компонентом в процессе формирования и укрепления здоровья является проблема внутренней мотивации, осознание необходимости ведения здорового образа жизни [2]. У всех людей разный жизненный опыт, видение мира, своеобразная интерпретация происходящих событий, каждый из нас действует,исходя из того, что является реально значимым именно для него. Руководствуясь собственными убеждениями, ценностями, интересами, переживаниями и заботами, каждый человек создает личную модель окружающего мира. Эта интеллектуальная конструкция является своего рода индивидуальной идеологией для построения определенного образа жизнедеятельности. Сложившаяся модель мира личности, в особенности убеждения и ценности, оказывают существенное влияние на здоровье человека.

Внутренняя мотивация основана на личной удовлетворенности от выполнения задачи или деятельности, она возникает спонтанно, а не в результате внешнего вознаграждения. Деятельность приносит удовлетворение сама по себе и сама по себе является целью. Внутренняя мотивация тесно взаимосвязана с потребностью в достижении, которую можно определить, как желание соответствовать некоему внутреннему стандарту совершенства [3].

Одной из базовых потребностей человека, наряду с необходимостью в приеме пищи, воды, поступлении кислорода, является кинезофилия - врожденная потребность в движении. Вместе с тем, моторное самовыражение является характерной чертой самоактуализации личности, в основе системы ценностей которой лежит философское отношение к жизни, согласие с собой и окружающим миром. Именно с различными формами двигательной активности связана возможность испытать себя, познать собственную личность, ощутить радость самоутверждения, почувствовать свою уникальность, целостность и самобытность.

Но не всякая деятельность приносит человеку удовлетворение. Кроме того, чтобы развить свои знания, навыки и сделать работу внутренне вознаграждающей требуется внешняя мотивация. Внешнее поощрение, целенаправленное педагогическое воздействие может привлечь внимание к определенной деятельности, так что впоследствии возникает подлинный спонтанный интерес.

На наш взгляд, вышеизложенные положения необходимо учитывать и при разработке системы мероприятий по повышению уровня двигательной активности студентов, занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении. Многие студенты с ослабленным здоровьем на начальных этапах занятий с недоверием и робостью относятся к различным физическим упражнениям, как правило, плохо переносят непривычные нагрузки, предпочитая вести малоподвижный образ жизни. Вероятно, поэтому некоторые студенты разучились испытывать ощущение «мышечной радости», чувство глубокого удовлетворения от физического совершенствования и, как следствие, не уделяют должного внимания ежедневной двигательной активности.

Очень часто настоящая физическая нагрузка ассоциируется у студентов с какой-то интенсивной и даже изматывающей тренировочной программой. Однако полезные и ощутимые для здоровья действия можно делать легко, с удовольствием, без значительных затрат дополнительного времени. Для иллюстрации данного положения мы приводим студентам такой пример. Предположим, вы интенсивно тренируетесь четыре раза в неделю по 2 ч, все пятьдесят две недели года. Впечатляет, не правда ли? Но активные занятия в рассмотренном варианте занимают только 8 ч в неделю, а в неделе 168 ч. Большое значение имеет и то, как человек организует свою жизнедеятельность в остальные 160 ч. Вообразите, сколько разных повседневных занятий может быть за 160 ч, которые позволят почти автоматически повысить общую долю физической нагрузки. Мы приходим к выводу, что главный фактор оптимизации двигательной активности - это образ жизни человека в целом.

Студентам очень важно реалистично относится к своим возможностям, и научиться выполнять физические упражнения с определенной долей удовольствия. Мы рекомендуем для начала самостоятельных занятий поставить цель, которая «недотягивает» до сформированного идеала. Лучше запланировать реальные умеренные ежедневные физические нагрузки, чем «провалить» план интенсивных занятий 3 - 4 раза в неделю. Дело в том, что у студентов переживание неудачи очень часто вызывает ощущение собственной неадекватности, побуждая порыв вообще все бросить. Негибкие планы у молодых людей имеют тенденцию не осуществляться.

Студентам с ослабленным здоровьем при выполнении физической нагрузки желательно придерживаться простого правила - безопасно, систематически, медленно и поступательно. Наиболее оптимальную форму и продолжительность занятий каждый молодой человек должен найти преимущественно самостоятельно, овладев тонким умением прислушиваться к потребностям собственного организма. Организм человека спланирован природой, как работающая машина, для действий. Мы акцентируем внимание студентов на том, что в их жизненной стратегии обязательно должно занимать почетное место движение. Бег, ходьба, занятия в тренажерном зале, плавание, лыжные прогулки в целом по большому счету, что именно предпочесть не имеет определяющего значения. Главное двигаться, держать организм в тонусе, быть сильным и выносливым человеком для того, чтобы как можно дольше наслаждаться красотой жизни - счастливой, здоровой и продуктивной. Если студенты уделяют внимание своему здоровью сейчас, каждый день, то им будет хорошо всегда, даже в отдаленном будущем (хотя многие об этом самом будущем даже не задумываются). Иными словами, когда молодой человек мудро планирует сегодня, завтра само позаботится о себе.

Главный мотив для ежедневной двигательной активности улучшить самочувствие, здоровье и придать свежий творческий импульс жизни уже сейчас (а не с гипотетического понедельника, как планируют многие). Студентам мы рекомендуем задуматься, какие малейшие изменения образа жизни, позволяющие в большей мере вовлечь свое тело в движение, они могли бы инициировать в настоящее время. При этом они должны набрать не меньше 1 ч 30 мин физической активности (5 баллов за каждый день), предпочтительно ежедневно или почти все дни недели. Эти 1,5 ч средней активности можно накопить в течение дня за несколько раз, придерживаясь следующих принципов.

1. Выполнять комплекс несложных упражнений утренней гигиенической гимнастики, органично вплетенных в процесс пробуждения и подготовки к началу нового учебного дня.

2. По возможности отдавать предпочтение пешему передвижению вместо езды на транспорте к месту учебы и обратно, а также по текущим делам. Как это не прозвучит парадоксально: проще всего для укрепления здоровья больше ходить, - а также проще всего это недооценивать. К ходьбе многие студенты относятся скептически, не считая этот вид физических упражнений эффективным средством развития выносливости. Между тем, ходьба входит в символическую пятерку видов физической деятельности, которые максимально способствуют развитию аэробных возможностей организма.

3. Следует взять за правило не пользоваться без особой нужды лифтом, а подниматься на этажи по лестничным маршам (прекрасная попутная тренировка сердечно-сосудистой системы).

4. Выполнять изометрические упражнения на отдельные группы мышц, которые можно делать в любых условиях (в транспорте, аудитории), поскольку они совершенно незаметны для окружающих. Это особенно важно при длительном статическом положении, а также в условиях пониженной температуры воздуха (зимой нередко эти факторы действуют на редкость содружественно в одной аудитории).

5. Выполнять несложную гимнастику для глаз после напряженной зрительной работы (конспектирования лекции, чтения, занятия за компьютером).

6. Применять элементы методики сознательного дыхания для снятия психоэмоционального напряжения (перед ответом преподавателю, контрольной работой, публичным выступлением).

Фоновые компоненты физической культуры могут существенно содействовать оптимизации динамики оперативной работоспособности, ее восстановлению после утомительной деятельности, поддержанию уровня функциональных возможностей организма и некоторому их увеличению, формированию позитивного эмоционального состояния, хорошего самочувствия. Эти, как и рекреативные компоненты физической культуры, в сочетании с основными ее видами вносят немаловажный вклад в обеспечение здорового образа жизни [4].

Студентам с ослабленным здоровьем мы рекомендуем хотя бы 1 раз в неделю стараться «выкроить»2 - 3 ч для активного отдыха в условиях природного ландшафта: пешие прогулки в лесопарковой зоне, ходьба на лыжах зимой, плавание в открытом водоеме в летний период, езда на велосипеде и т. п. (25 баллов).

Получить дополнительную физическую нагрузку помогают разнообразные ежедневные бытовые и хозяйственные работы: уборка комнаты, стирка, приготовление пищи, работа на приусадебном участке и в личном подворье (5 баллов за каждый день). Не следует сбрасывать со счетов и романтические вечерние прогулки влюбленных(5 баллов) любовь неизменно придает импульс для продуктивной деятельности студентов (если конечно не «потерять голову» от внезапно нахлынувших чувств).

Если студены специального учебного отделения, наряду с систематическим посещением занятий по дисциплине «Физическая культура», за неделю набирают 100 баллов по фоновым ее компонентам, то тем самым они делают весомый вклад в процесс сохранения и повышения функциональных резервов организма. По сути, это 100 кирпичиков, положенных в строительство собственного храма здоровья. Какое получится здание, как долго оно будет строиться, и насколько отлажено функционировать напрямую зависит от усилий самого строителя.

Очень важным моментом является наличие стремления к достижению, что во многих случаях приводит к отличному выполнению поставленной задачи. Студенты с высокой потребностью в достижении стремятся в любой ситуации, где его оценивают, проявлять себя как можно лучше. Они проявляют большую настойчивость, прилагают больше усилий и чаще берутся за выполнение трудных задач. Уверенность в себе также важный источник мотивации в повседневной жизни. Человек, уверенный в себе, полагает, что он способен успешно достичь цели или достойно выполнить определенную работу. Это качество личности студентам необходимо целенаправленно культивировать.

Студенты с низким уровнем самоэффективности полагают, что нет смысла напрягаться для сохранения и укрепления здоровья, строя свою жизнедеятельность по банальному принципу «куда кривая вывезет». Нередко эта кривая является началом пути растраты ресурсов здоровья (подчас весьма бездумной и бездарной).

Особого внимания требуют студенты, которые набирают по данной системе оценки 20 баллов и менее. По нашему мнению, задача преподавателя в обозначенном случае заключается не в раскрытии «правильной» модели поведения, а в умении помочь студенту обогатить, преобразовать собственную сложившуюся модель жизнедеятельности.

Самореализация, самосовершенствование личностных качеств средствами физической культуры невозможна в принципе без определенного уровня самоуважения. Уважение к себе, вне всякого сомнения, в ходе активных занятий физическими упражнениями тоже попутно «тренируется».

Для большинства студентов, регулярно занимающихся физической культурой, потребность в двигательной активности входит в привычку, которую рассматривают как «здоровую», гармонично дополняющую другие аспекты жизнедеятельности. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют повышению уровня самооценки, уверенности в себе, а также улучшают когнитивные процессы.

Таким образом, основной задачей представленного подхода является создание условий психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения, образование единого психологического пространства для успешного построения модели своего собственного состояния совершенства и укрепления здоровья, которая предусматривает органичное включение в режим жизнедеятельности фоновых компонентов физической культуры.

Библиографический список

1. Котельников Г.А. Молодежь России в XXI веке/Г.А. Котельников//В сб.: Диагностика и прогнозирование социальных процессов. - Вып. 4. - Белгород, 2002. - С. 3 - 8.

2. Лищук В.А. Технология повышения личного здоровья /В.А. Лищук, Е.В. Мосткова. - М.: Медицина, 1999. - С. 289 - 300.

3. Майерс Д. Психология/Д. Майерс. - Минск: «Попурри», 2001. - С. 715 - 723.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд./Л.П. Матвеев. - СПб.: Изд-во «Лань», 2003. - 160 с.

ВЫБОР НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аркуша А.А., канд. фарм.наук, доцент

Филь С.Н., канд.пед. наук, профессор

Губка В.В., преподаватель

Измайлова Н.И., преподаватель

Королинская С.В., преподаватель

Слюсаренко О.А., ст. преподаватель

Национальный фармацевтический университет

Организация и проведение занятий по физическому воспитанию в ВУЗе предусматривает возможность выбора студентами их направленности или вида спорта. Традиционно кафедра физического воспитания и спортивный клуб предоставляют студентам возможность заниматься в группах по таким видам спорта как спортивные игры (волейбол, баскетбол, гандбол, пляжный волейбол)), аэробика и ее разновидности, спортивные единоборства. Для студентов с ослабленным здоровьем, которые отнесены к специальной медицинской группе, также желательно организовать занятий с учетом их интересов. Такой подход позволяет учесть пожелания студентов и в целом это способствует более качественному проведению учебно-тренировочных занятий.

Кафедра физического воспитания и преподаватели организуют для студентов информационные стенды или другие материалы, которые дают общее представление о виде спорта, условиях занятий, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, расписание и время занятий. В национальном фармацевтическом университете работают группы спортивной направленности: аэробика и ее разновидности, волейбол (классический и пляжный), баскетбол, спортивные единоборства (в том числе восточные), специальная медицинская группа, группа лечебной физической культуры и другие. Информационные материалы для этих групп имеют следующее содержание.

БАСКЕТБОЛ.

История. Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс. Чтобы оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Дисеймс Нейсмит придумал новую игру. Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч (basket - корзина, boll - мяч). Через год Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил. Почти первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали защитой корзины. Уже в 1893г. появляются железные кольца с сеткой. Новая игра оказалась настолько интересной и динамичной, что в 1894г. в США были изданы первые официальные правила. Баскетбол из США проникает сначала на Восток - Японию, Китай, Филиппины, а также в Европу, Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) американцы организовали показательный турнир между командами нескольких городов. Баскетбол был показательным также на Олимпиадах 1924, 1928 г.г. В двадцатые годы начинают активно создаваться национальные федерации баскетбола, проводятся первые международные встречи. Так в 1919г. состоялся баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции. В 1923г. во Франции проводится первый международный женский турнир. Участие в нем приняли команды трех стран: Англии, Италии, США. Игра завоевывает все большую популярность и признание в мире, и в 1932г. была создана Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран - Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швеция, Чехословакия. В 1935 году Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. В 1936г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. Почетным гостем игр был Д. Нейсмит - создатель этой игры. В баскетбольном турнире участвовали команды 21 страны. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. Во время этой Олимпиады состоялся первый конгресс ФИБА, где были рассмотрены существующие и приняты единые международные правила игры.

ЕДИНОБОРСТВА.

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект – боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала. Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управление колесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства. С точки зрения восточной философии, человек – звено в единой системе мирового развития, боевые искусства – часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДРЕВНОСТИ.

Физическое воспитание в Спарте и Афинах. Расцвет системы физического воспитания греческих городов-государств нашел наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин. При знакомстве с ними можно отметить два противоположных процесса. В Спарте коснеющие общественные условия загоняют воспитание, ограни-ченное почти целиком задачами физической и психологической подготовки, в русло военной муштры. В Афинах, напротив, именно следующие друг за другом социальные сдвиги позволяют создать систему всестороннего воспитания, отвечающего идеалу тогдашнего общества. Даже четыре основные задачи античной гимнастики (гигиеническая, военная, эстетическая и нрав-ственная) в полной мере могли реализоваться только здесь. Именно поэтому в более узком смысле слова историю физического воспитания периода расцвета Эллады лучше всего проследить на сопоставлении развития этих двух полисов. Физическая культура Спарты, упорно державшаяся за племенные традиции, достигла апогея в VI веке до н. э. В это время в Лаконии около девяти тысяч спартанцев правили примерно тридцатью тысячами полусвободных граждан и почти двумястами тысячами рабов. При таких пропорциях правящий класс на тогдашнем уровне военной техники, разделения труда и идеологии мог удерживать власть, лишь организовав все государство по образцу военного лагеря. Центральной задачей политики в области воспита-ния ставилось соответственно этому формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося старшим.

Спартанец-отец, обязан, был показывать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Тех же, кого сочли слабыми, сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они с течением времени закалялись. Систему физического воспитания Спарты освещают педагогические заметки Платона (427—347 гг. до н. э.), по которым игры детей направля-лись таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взро-слых. В соответствии с этим предписанные правила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребенок, который стремится к новому уже в играх, став взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и законами. Детей, достигших семилетнего возраста, отнимали у родителей и, разбив на группы, передавали в распоряжение государственных воспитателей. Эффективность воспитания обеспечивалась, прежде всего, тем, что ответственность за развитие детей несли все взрослые. В то же время воспита-телей выбирали не из числа равнодушных рабов, а среди наиболее заслуженных вольных людей. В этих условиях к четырнадцати годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики, которым в соответствии со спартанскими представлениями об эстетике придавался более жесткий характер. В ходе физических занятий дети не должны были исключать ударов ногами, укусов и даже царапания ногтями. Чтобы убедиться в том, что дети растут «удальцами», в их среде иногда намеренно провоцировали раздоры и драки. Каждый год завершался соревнованиями с использованием также мистификаций, связанных с различными древними культами.

Так, например, состязания устраивали перед открытыми могилами героев прошлого, культивируя тем самым чувство ответственности перед свершениями предков. Посвящаемых же заставляли соревноваться в ударах бичом перед алтарем Артемиды. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в пятнадцатилетнем возрасте был выработан обычай криптий. Он означал по существу испытательный год, в течение которого группы в 30—40 будущих посвящаемых проходили определенные боевые учения в районе мятежных деревень илотов. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем была полностью самостоятельной. Само название криптий (сокрытие) связано с тем, что на дома и деревни, считавшихся наиболее опасными илотов совершали ночные налеты, а намеченные жертвы уводили и убивали в неизвестном месте. По истечении испытательного года подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основу обучения были положены строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физических упражнений составляли пятиборье и кулачный бой, который вместе с примыкающими к нему элементами рукопашной схватки именовался «спартанской гимнастикой». Даже танец служил боевой подготовке: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником или метание копья, ловко манипулируя щитом и подпрыгивая, чтобы увернуться от камней, которые бросали воспитатели или другие взрослые, осуществлявшие надзор. Эйрены участвовали в подготовке младших, выполняли в криптиях функции руководителей отрядов. Достигших двадцатилетнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до возраста в 30 лет, однако и после этого в определенные периоды полагалось выходить на учебные площадки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора наук з фізичного виховання І спорту

    Автореферат
    Науковий консультант доктор педагогічних наук, професор Єрмаков С. С., Харківська державна академія дизайну і мистецтв, про­ректор з наукової роботи, завідувач кафедри фізичного виховання
  2. Iv архангельская международная медицинская научная конференция молодых ученых и студентов (к 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова)

    Документ
    Приглашаем Вас принять участие в работе IV Архангельской международной медицинской научной конференции молодых ученых и студентов, которая состоится 26–27 апреля 2011 г.
  3. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 26 апреля 2010 год

    Анализ
    26.04.2010 "Журнал Эксперт" ВВП в первом квартале вырос на 0,6%. Масштабы неполной занятости сокращаются. Бензин дорожает вслед за ростом мировых цен на нефть.
  4. Г. А. Алтухова // Библиотечное дело 2007: современные технологии и ресурсы: материалы XII международной научной конференции (18-19 апреля 2007 г.). М., 2007. С. 11-14

    Документ
    О рекламе: федеральный закон РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.02.2006): (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) Собрание законодательства РФ.
  5. Материалы международной студенческой научной конференции 21 апреля 2009 г г. Екатеринбург, Россия Екатеринбург 2009

    Документ
    и методики : материалы международной студенческой научной конференции, Екатеринбург, 21 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2009.

Другие похожие документы..