Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Новейшие направления в области создания технологий программирования. Программирование в средах современных информационных систем: создание модульных п...полностью>>
'Программа'
Герасименко Александр Юрьевич, ведущий инженер, Савельев Михаил Сергеевич аспирант кафедры биомедицинских систем, Национальный исследовательский унив...полностью>>
'Методические указания'
Программа учебной дисциплины «Программное обеспечение профессиональной деятельности» предусматривает получение базовых теоретических знаний и практич...полностью>>
'Документ'
Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпа...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

9

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСЫ ПО ВЫБОРУ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

(СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ)

ПРОГРАММА

Ставрополь

2004

Печатается по решению

Редакционно – издательского совета

Ставропольского государственного университета.

Научно-технический прогресс и высокие технологии в современном обществе. (Современные технологии в производстве

Программа. – Ставрополь: Издательство СГУ. 2004 г.

Пособие содержит тематический план, программу лекционного курса и практических занятий, литературу.

Рекомендуется для студентов университета, обучающихся по гуманитарному и естественно-научному направлениям , в качестве курса по выбору естественнонаучных дисциплин.

Составители: канд. пед. наук, доцент Шевченко А.И.

Рецензент:

доктор физико-математических наук,

профессор А.Я. Симоновский

Издательство Ставропольского

государственного университета.

2004.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение программы

Курс дополняет цикл общих естественнонаучных дисциплин и является естественным продолжением этих курсов.

Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знания их естественно- научной сущности – залог успеха. Без фундаментальных знаний о природе может сложится ошибочное общественное мнение, приводящее к необъективному решению. Естественнонаучные знания нужны не только высококвалифицированным специалистам, но и любому образованному человеку вне зависимости от среды его деятельности.

Цель данного курса состоит в том, чтобы через систему знаний о закономерностях, действующих в современном предпринимательстве и производстве, расширить и закрепить представления студентов:

  • о роли техники и технологий в развитии цивилизаций;

  • о классификации технологий современного производства, их особенностях и перспективах распространения;

  • о сущности мониторинга, технологии его организации;

  • о влиянии технологических процессов различных отраслей промышленности на окружающую среду;

  • о классификации видов профессионального труда.

В результате освоения курса студенты должны знать и уметь:

  • основные этапы взаимодействия общества и природы;

  • значение и сущность экологической ответственности;

  • знать эколого-экономическую взаимообусловленность добычи, переработки и использования ПРП;

  • экономические, экологические и социальные последствия новых технологий;

уметь анализировать физиологические и психологические возможности при выборе профессии.

  • понимать и объяснять значимость и необходимость моделирования природных процессов при вмешательстве деятельности человека с использованием современных методов ЭВМ; знание различных отраслей промышленности для развития хозяйства.

Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п

Семестр

Наименование тем и разделов

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

Зачет

Лекции

Практ. занятия

28

26

7

Форма итогового контроля –зачет

Тематический план

Лекционный курс

п/п

Темы курса

Лекции

1

НТП – как явление современной исторической эпохи.

4

2

Естественнонаучные аспекты современных технологий и энергетики.

6

3

Физические модели самоорганизации в экономике

4

4

Исследование глобальных эколого- экономических проблем. Виртуальные предприятия.(Производства)

4

ВСЕГО

18


Практический курс

п/п

Темы

1

Основы предпринимательства. Профессиональное самоопределение и экология.

4

2

Современное хозяйство и экология. Проблемы добычи сырья, проектирования и размещения производства с учетом требований экологии

4

3

Энергетика; черная и цветная металлургия; химическая промышленность; агропромышленный комплекс.

4

Влияние технологических процессов различных отраслей промышленности на окружающую среду:

4

Транспорт; машиностроение; технология и методы очистки промышленных выбросов в атмосферу, гидросферу, почву.

2

5

Культура дома и города. Технология приготовления пищи и экологическая безопасность питания

2

ВСЕГО

16

Содержание программы

Содержание лекционного курса

Тема 1. НТП – как явление современной исторической эпохи. НТП; сущность, содержание, условия возникновения; НТП в России, проблемы и пути их решения; о некоторых негативных последствиях НТР для общества.

Тема 2. Естественнонаучные аспекты современных технологий и энергетики:

развитие средств информационных технологий; альтернативные компьютеры; микро- и наноэлектронные технологии; лазерные технологии; ракетно-космические технологии; современные биотехнологии; энергия источник благосостояния; производство и потребление энергии; повышение эффективности энергосистем; гидро- и геотермальные источники энергии; тепло- и ветроэнергетика; Атомная энергетика.

Тема 3. Физические модели самоорганизации в экономике: экономическая модель длинных волн Н.Д. Кондратьева; обратимость и необратимость процессов в экономике; синергетические представления устойчивости в экономике; физическое моделирование рынка; циклический характер экономических процессов в модели Н.Д. Кондратьева; модель колебательных процессов в экономике.

Тема 4. Исследование глобальных эколого- экономических проблем: рост мирового населения и потребления ресурсов; теория природы как «рога изобилия»; экономические ограничения роста мировой экономики; концепции «пределов роста»; концепция «нулевого роста»; концепция «установочного ( самоподдерживаемого) развития».

Виртуальные предприятия.(Производства): введение; глобализация экономики; производство; виртуализация; проблемы связанные с распространением виртуальных предприятий.

Содержание практического курса

Тема 1. Основы предпринимательства: роль техники и технологии в развитии цивилизации; эколого-технологическое развитие человечества: биогенный этап (аграрный), техногенный этап (индустриальный) и ноогенный период общества и природы; экология и экономика: разнонаправленный характер экономических и экологических интересов; взаимодействие в системе «производство – окружающая среда»;научно-технический прогресс и современное экологическое состояния в России, мире; понятие об экологической ответственности; политика и стратегия сохранения окружающей среды; Значение образования в поддержании равновесия природной среды при взаимодействии производства и природы. Профессиональное самоопределение и экология: желания, склонности, интересы в профессиональной деятельности – «хочу» в выборе профессии; «могу» - физиологические и психологические ресурсы личности; «надо» - потребности рынка труда в кадрах; рынок и его требования к профессионалу; классификация видов профессионального труда; источники получения знаний и профессий, возможности компьютерных связей для получения информации; особенности экологических условий при выполнении профессиональных обязанностей и их влияние на состояние здоровья; требования профессии к уровню здоровья человека; профессиональные болезни; токсичные вещества на рабочем месте; понятие профпригодности и диагностические процедуры; методика самооценки индивидуальных возможностей, анализ профессии, способности самореализации в различных видах профессиональной деятельности; учет состояния здоровья при выборе профессии; понятие о профессиональной карьере; основные ошибки при выборе профессии.

Тема 2. Современное хозяйство и экология: экологический кризис и экологическая катастрофа; причины экологических катастроф (экологический колониализм, природоразрушительные проекты, недальновидность в прогнозировании); экологизация производства; классификация методов мониторинга за состоянием окружающей среды; моделирование и прогноз природных процессов при вмешательстве человеческой деятельности; международное сотрудничество при природопользовании, организации мониторинга и проведении экологических программ; программа ООН «Повестка дня XXI». Проблемы добычи сырья, проектирования и размещения производства с учетом требований экологии: Понятие о классификации технологий современного производства, их особенностях и перспективах распространения; экологические стандарты в цепочке («исследование – технологический процесс – производство – маркетинг – использование – утилизация»); экологическая направленность современных технологий и производств на основе внедрения прогрессивных технологий; основные факторы размещения производства (учет технико-технологических особенностей производств и наличия природных ресурсов); оптимальные варианты размещения производств (комбинированные предприятия); понятие о макетировании и моделировании в размещении предприятий.

Тема 3. Энергетика: Виды энергии. Значение энергетики для развития общества, производства и благосостояния человечества. Эколого-экономическая взаимообусловленность добычи, переработки и использования топливно-энергетических ресурсов. Проблемы охраны окружающей среды при добыче, транспортировке и использоывании топливно-энергетических ресурсов. Основные технологические отличия в работе различных электростанций: ТЭС, ТЭЦ, ГЭС, АЭС. Влияние энергетики на состояние окружающей среды и их последствия. Основные прогрессивные технологии получения экологически чистой энергии: ветровые ЭС, приливно-отливные ЭС, гелиостанции, термальные ЭС. Черная и цветная металлургия: экономическая ценность металлических руд; фазы технологического процесса получения и обработки металлов – добыча руд, подготовка к выплавке, получение металлов, их обработка и образование оборотного металла; оценка масштабов взаимодействия металлургического комбината с окружающей средой; технологические особенности выплавки металлов (потребление в большом количестве кислорода, воды, энергоносителей и энергии, значительные выбросы газообразных и пылевых отходов, формирование кислотных осадков); эколого-технологические пути оптимизации взаимосвязей металлургического производства с окружающей средой (рекультивация земель, очистка вод обогатительных фабрик, комплексное использование сырья и отходов, устранение выбросов, оборотное водопользование, разработка новых технологий). Химическая промышленность: технологические особенности утилизации отходов химической промышленности и использование продукции в 60-80 гг. (ставка на самоочищение природы);примеры техногенных катастроф, связанных с работой химической промышленности; потеря само очистительной способности природы и ее причины; проблема утилизации отходов химической промышленности на современном этапе развития народного хозяйства; основные технологические методы очистки вод и воздуха от загрязнителей химической промышленности (адсорбционный метод, абсорбционный метод, фильтрация, нейтрализация, отстаивание, восстановление, магнитный метод, ультра фильтрование, концентрирование и др.) Агропромышленный комплекс: значение агропромышленного комплекса для развития народного хозяйства и обеспечение населения продуктами питания; доля Ставропольского края в общероссийском объеме сельского хозяйства; роль АПК в загрязненности окружающей среды; примеры техногенных катастроф при ведении сельского хозяйства; основные источники загрязнения природы сельским хозяйством; последствия для здоровья человека загрязнения АПК; основные современные методы оптимизации взаимоотношения АПК и природы в ходе борьбы за повышение урожайности и сохранения сельскохозяйственной продукции.

Тема 4. Транспорт: значение транспорта в развитии народного хозяйства; основные виды современного транспорта и их воздействие на состояние окружающей среды; основные загрязнители транспорта, являющиеся экологически опасным для здоровья человека; основные современные технологические мероприятия и направления развития транспорта с учетом экологических требований к нему; международные отношения по предотвращению загрязнения вод при эксплуатации водного транспорта; технологические особенности морского транспорта, основных береговых сооружений для уменьшения экологического риска его работы. Машиностроение: значение машиностроения для развития общества, экономики и благосостояния людей; сферы применения продукции машиностроения, темпы роста машиностроения на современном этапе; основные обеспечивающие технологические процессы производства машиностроения с высоким уровнем загрязнения окружающей среды (внутри – заводское энергопроизводство, литейное производство, металлообработка конструкций и отдельных деталей, сварочное производство, гальваническое производство); многообразие воздействия машиностроительного комбината на природную среду (почву, воздух, воду, растительный и животный мир, человека); основные виды загрязнителей природы, образующие на металлургическом и машиностроительном комбинате; эколого-технологические пути оптимизации взаимосвязей машиностроительного производства с окружающей средой (очистка промышленных выбросов, утилизация твердых отходов, внедрение экологически чистых и безотходных технологий). Технологии очистки промышленных выбросов в атмосферу: основные загрязнители атмосферы; классификация технологий по очистке газовых выбросов; перспективные технологии по предотвращению выбросов в атмосферу; экономические и социальные последствия применения новых технологий по очистке выбросов в атмосферу; технологии очистки твердых и токсичных промышленных выбросов; особенности современных отходов по физико-химическим свойствам; классификация утилизации или захоронения отходов; перспективные технологии для уменьшения отходов в производстве; технологии по очистки промышленных и сточных вод; классификация технологических приемов очистки сточных вод при различных видах загрязнителей ( от твердых частиц, от маслопродуктов, от растворимых примесей); перспективные технологии по предотвращению сбросов загрязненных вод в окружающую среду.

Тема 5. Культура дома и города: значение растительного и животного мира для горожан; современные санитарно – гигиенические требования к оформлению жилых помещений; современные стройматериалы и их воздействие на состояние здоровья человека; понятие о микроклимате жилища, его составляющие; технологические мероприятия по поддержанию микроклимата в помещении; основные загрязнители воздуха в жилище; понятие о здоровье и болезни; способы распространения болезней; роль измененной человеком окружающей среды в распространении болезней; первая помощь больному при заболевании ОРВИ и травмах; санитарно – гигиенические требования при уходе за больным. Значение эмпатии (сочувствия) в формировании защитных сил организма больного. Культура человеческих отношений в обществе, семье.

Технология приготовления пищи и экологическая безопасность питания. Общие сведения об обмене веществ. Понятие о правильном питании. Состав, ценность и совместимость пищевых продуктов. Главные гигиенические требования к сбалансированному питанию. Основные группы химических и биологических загрязнителей пищевых продуктов. Пищевые отравления. Профилактические меры пищевых отравлений. Кулинарная подготовка и обработка пищевых продуктов и их влияние на загрязнители. Оптимальная продолжительность технологических процессов приготовления пищи для наиболее часто употребляемых продуктов. Особенности влияния кухонной утвари из различных металлов на качество приготовления пищи. Влияние технологических процессов обработки пищевых продуктов на содержание в них токсических веществ. Технологические особенности приготовления пищи при различных заболеваниях. Диетическое питание.

Литература

Основная

  1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие для студентов вузов / В.В. Горбачев. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: 2003.-592 с.

  2. Мишкин Н.А., Рассолов И.М. Обществознание: Учебное пособие для вузов,-М: Норма, 2001.

  3. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок.-М.:, 2003.-236 с.

  4. Промышленно-транспортная экология: Учебник для студентов вузов.-М.: Высшая школа, 2000.-496 с.

  5. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Основы промышленной экологии: Учебное пособие.-М.;, 2001.

Дополнительная

  1. Шимаи М. Глобализация как источник конкуренции, конфликтов и возможностей.- Проблемы теории и практики управления.-1999.-№1-С.52-58

  2. Жданов Б. ERP – новая стратегия управления предприятием.- Корпоративные системы.- 2002.- №4.- С.5-13.

  3. Тарасов В.К Виртуальное предприятие – ключевая стратегия автоматизации и перестройки деловых процессов. Электронный офис.-1996.-Октябрь.

  4. Вютрих Х., Филипп А. Виртуализация как возможный путь развития управления.- Проблемы теории и практики упрвления.-1999.- №5.-С.94-100.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………….

Тематический план………………………………………………

Содержание дисциплины………………………………………

Литература……………………………………………………….



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа Ставрополь 2005 Печатается по решению редакционно-издательского совета (1)

    Программа
    Программа содержит тематику лекционных и практических занятий, распределе­ние часов в соответствии с основными формами обучения, содержание каждой темы курса, список основной и дополнительной литературы по всем рассматриваемым темам.
  2. Программа Ставрополь 2006 Печатается по решению редакционно издательского Совета

    Программа
    Рекомендуется для студентов университета, обучающихся по специальности «Прикладная математика и информатика», в качестве общих математических и естественно-научных дисциплин.
  3. Программа ставрополь, 2008 Печатается по решению редакционно-издательского совета

    Программа
    Программа курса «Теория перевода» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 022900 – «Перевод и переводоведение» направления 620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация».
  4. Программа курса по выбору ставрополь 2007

    Программа курса
    Программа данного курса по выбору содержит тематический план, основные разделы курса, вопросы для подготовки к зачету, список рекомендуемой литературы.
  5. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» 080107 Объем занятий: всего 38 (16/16/6)

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит пояснительную записку, тематический план (распределение часов курса по темам и видам работ), содержание курса и планы семинарских занятий, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Другие похожие документы..