Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Ректорат, Совет по НИРС, общественные организации Петрозаводского государственного университета приглашают Вас принять участие в работе 61-й студенчес...полностью>>
'Документ'
В статье обозначена важность состояния понятийно-терминологического аппарата науки и образования. Актуальность этой проблематики усилилась в период ре...полностью>>
'Документ'
Зовнішньою основою для будь-яких маркетингових дій і тим паче дос-лідження є інформація. Як стверджуює більшість маркетологів, інформаційна робота скл...полностью>>
'Закон'
V. Аналіз ухваленого документу «Решение исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым "Об организации и проведении мирных с...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю

ШМО ЕМЦ зам.директора поУВР директор МОУ-СОШ

Протокол № 1 __________Грибкова О.Н. с.Росташи

от 24 августа 2011г. 24 августа 2011г. ______ Заломанина И.В руководитель МО Приказ № 143

_______Сорокина Н.А. от 27 августа 2011г.

Рассмотрено на заседании

педсовета

протокол № 1

от 25 августа 2011г.

2011 - 2012 уч.год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Экология животных» авт.

И.М.Швец Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2005 год,

Данная программа подкреплена учебником В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов «Экология

животных», 7 класс, Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2006 год,

Важной задачей курса является расширение представления учащихся о животных, об их

приспособленности к условиям обитания, об охране окружающей среды, о влиянии

человека на животный мир Земли, а вместе с ним на изменение экологических систем

биосферы.

Количество часов — 34 часа ( 1 час в неделю).

Практическая работа – 1, лабораторная работа – 3, экскурсий - 2

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы животных по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений животных как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением различных видов, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия животных. Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

-овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи курса «Экология животных»

Обучения:

- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности:

- обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандартом экологического образования через систему из 34 уроков

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические объекты, сравнивать их,

ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии, продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к

работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

Развития:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональней, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у учащихся

слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный матерная каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания:

- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у учащихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КСО

Содержание учебной программы.

Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Осо­бенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология живот­ных как учебный предмет.

Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных,

взаимосвязь животных с окружающей средой.

Тема 2. Условия существования животных (4 ч)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчи­вость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на лю­бой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.)

Тема 3. Среды жизни (5 ч)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, са­ванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особен­ности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособ­ления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у жи­вотных к жизни в живых организмах.

Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.

Тема 4, Жилища в жизни животных (1 ч)

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существова­ния животных. Разнообразие жилищ.

Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч)

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомст­вом. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаи­модействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отноше­ния «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.

Тема 6. Свет в жизни животных (1ч)

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные живот­ные, ночные животные, световой режим.

Тема 7. Вода в жизни животных (2 ч)

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы жи­вотных по отношению к воде. Приспособление животных к различным услови­ям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.

Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влаж­ность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых чер­вей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве — формируется умение ставить цель наблюдения.)

Тема 8. Температура в жизни животных (2 ч)

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как эко­логический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу.

Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная актив­ность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.

Лабораторная работа. Движение амебы при разных температурах. (Оп­ределяется время образования ложноножек амебы при комнатной температуре и при охлаждении — формируется умение ставить цель эксперимента.)

Тема 9. Кислород в жизни животных (1 ч)

Значение воздуха в жизни животньгх. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животньгх. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных,

Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.

Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопи­тающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (авт.: В.М. Константинов и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.)

Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняю­щимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфо­логические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Лабораторная работа. Влияние сезонных изменений на развитие насе­комых, встречающихся на пришкольном участке. (Из лтобого отмирающего фрагмента дерева (сектора пня, опавшей ветви), который удастся обнаружить на пришкольном участке, послойно выбирают насекомых. Учащиеся с помо­щью учителя определяют их систематическую принадлежность, стадию разви­тия и количество.)

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за жи­вотными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают из­менения во внешнем виде и поведении любых домашних животных — форми­руется умение вести долгосрочные наблюдения.)

Тема 11. Численность животных (3 ч)

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных,

Основные понятия: область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции, динамика численности.

Лабораторная работа. Динамика численности дрозофилы.

Тема 12. Изменения в животном мире Земли (6 ч)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения числен­ности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Ох рана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Крас­ная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Регио­нальные охраняемые территории.

Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, дея­тельность человека, загрязнения. Красная книга, исчезающие виды, охрана'жи-вотных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, нацио­нальный парк.

Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Экология животных»

1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, раз­личных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций жи­вотных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особен-ности распространения животных в зависимости от действия экологиче­ских факторов.

5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к раз­личным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обита­ния животных.

6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние по­пу-ляций животных по динамике популяционных характеристик.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биораз­нообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред оби­тания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздейст­вием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности чело­вечества, а также деятельности по созданию клонов.

11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объекта­ми природы.

Учебно – тематическое планирование 7 класс.

Наименование темы

Кол. час

Тип урока

Контроль.

Экскурсии, практические, лабораторные работы

ЦОР

Общее кол.

часов

Дата проведения

план

факт

I

Экология животных: раздел науки и учебный предмет

4 ч

1(1)

Влияние растительноядных животных на растения. Роль животных в опылении и распространении растении. & 1, 2

1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

П/р: «Сбор семян, распространяемых животными»

6.09

2(2)

Растения – укрытия и жилища для животных. & 3

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

Презентация

13.09

3(3)

Роль животных в образовании горных пород и почвы. & 4

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

20.09

4(4)

Влияние животных друг на друга. & 5

1

Комбинирован

Тестирование

27.09

II

Условия существования животных

9 ч

5 (1)

Среда обитания и условия существования.

Домашняя п/р: Сравнение приспособлений млекопи­тающих к воздушной и наземной средам жизни. & 6

1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Экскурсия: «Условия обитания животных».

Презентация

4.10

6(2)

Предельные условия существования. & 7

1

Комбинирован

Л/р: «Реакция дождевых червей на различную влаж­ность почвы».

11.10

7(3)

Пища животных. & 8

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

18.10

8(4)

Способы добывания пищи. & 9

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

25.10

9(5)

Вода в жизни животных. & 10

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

10(6)

Воздух в жизни животных. & 11

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

11(7)

Температура среды обитания. & 12

1

Комбинирован

Л/р. Движение амебы при разных температурах.

Презентация

12(8)

Свет в жизни животных. & 13

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

13(9)

Жилища животных. & 14

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

Презентация

III

Среды жизни

5 ч

14 (1)

Животные тундры, лесов умеренной зоны. & 15, 16

1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Доклады

Презентация

15 (2)

Животные степей, саванн, прерий, пустынь. & 17,18

1

Комбинирован

доклады

Презентация

16 (3)

Животные тропических лесов, горных областей. & 19,20

1

Комбинирован

доклады

Презентация

17 (4)

Животные водоемов. & 21 – 23

1

Комбинирован

доклады

Презентация

18 (5)

Животные почвы. & 24,25

1

Комбинирован

доклады

Презентация

IV

Сезонные изменения в жизни животных

2 ч

19 (1)

Спячка и оцепенение.

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за жи­вотными зимой и весной. & 26

1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Текущий

Презентация

20(2)

Миграция животных. & 27

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

V

Биотические экологические факторы в жизни животных

7 ч

21(1)

«Своя» территория. Встреча будущих родителей. & 28, 29

1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Текущий

22(2)

Взаимоотношения между родителями и детенышами. & 30

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

23(3)

Группы животных. & 31

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

24(4)

Хищники и их жертвы. & 32

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

Презентация

25 (5)

Животные-паразиты и животные-хозяева. & 33

1

Комбинирован

Презентация

26 (6)

Животные – нахлебники. & 34

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

Презентация

27(7)

Конкуренция. Взаимовыгодные отношения. & 35,36

1

обобщение

Тестирование

Презентация

VI

Численность животных

2 ч

28(1)

Популяции животных. & 37

1

Комбинирован

Текущий

Видеофильм

29(2)

Как и почему меняется численность животных. & 38

1

Комбинирован

Л/р: Динамика численности дрозофилы

VII

Изменения в животном мире Земли. Охрана животных.

6 ч

30(1)

Почему некоторые животные становятся редкими Животные истребленные человеком. & 39,40

1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Текущий

Презентация

31(2)

Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. & 41,42

1

Комбинирован

Текущий

Презентация

32(3)

Животные населенных пунктов. Животные в доме человека. & 43,44

1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.

Презентация

33(4)

Красная книга. & 45

1

Комбинирован

Фронтальный опрос

Красная книга

34(5)

Заповедники и другие охраняемые территории России. & 46,47

1

Обобщение

Тестирование, карточки - задания

Литература 7 класс.

Учебник: В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолова, С.П. Шаталова. Экология животных.

Москва, Издательский центр «Вентана - Граф» 2002г.

Дополнительная литература для учителя:

1) Блинников В.И., Блинникова Л.И. Биоэкологические экскурсии в природу. Рязань: Природа, 1993.

2) Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х томах. М.: Мир, 1990.

3) Наумов Н.П. Экология животных. М.: Высшая школа, 1963.

4) Одум Ю. Экология: в 2-х томах. М.: Мир, 1986.

5) Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир, 1981.

6) 0Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979.

7) Саратовские леса: 200 лет Лесному департаменту России. Сара­тов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1998.

8) Тарасов А.О. Экология и охрана природы. Саратов: Изд-во Сара­тов, ун-та, 1990.

9) Чернова И.М., Былова A.M. Экология. М.: Просвещение. 1988.

10) Экологический мониторинг. Метод. пособие для учителей сред­них учебных заведений / Сказкин В.В., Маляров М.А., Гурова Т.Ф. и др. М: Агар, 1996.

11) Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Мир, 1988.

  1. Красная книга Саратовской области. «Растения и животные». Саратов дет.книга. 1996г.

  2. Одум Ю. «Экология». М.Мир.1996.

  3. Драгомилов В.Н. «Тесты по биологии -6-11кл»

  4. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 класс»; А.А. Яхонтов. Зоология для учителя. «Просвещение»- 1968г.

  5. Экологические спектакли «Праздник в школе». Изд. «Красико-Принт»-2003г.

  6. «Экология в школе». Сборник статей под руководством А,П. Владимировой. Сар.ИПК - 1999

  7. А. Т. Зверев «Экологические игры». Дом педагогики - 1998

для учащихся

1) Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1989.

2) Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985:

3) Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайни­ки. Животные. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996.

4) Петров В.В. Лес и его жизнь. Книга для учащихся. М. Просве­щение, 1986.

5) Сергеев Б.Ф. Жизнь океанских глубин. М.: Мысль, 1990.

6) Увлекательные страницы зоологии. Саратов: Репюн. Приволж. изд-во «Детская книга», 2000.

7) Фарб П. Популярная экология. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1980.

MULTIMEDIA-поддержка курса «Экология»

Экология (учебное электронное издание). Московский Государственный институт электроники и математики, 2004



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Л. В. Козуб С. Ф. Прокопенко «01» сентября 2010 года «01»сентября 2010 года Образовательная программа

    Образовательная программа
    Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране,
  2. Основная образовательная программа начального общего образования г. Томск 2011 год

    Основная образовательная программа
    Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся
  3. Учебные программы курсов повышения квалификации Нальчик-2008

    Программа
    Данная программа разработана для повышения квалификации учителей русского языка и литературы со стажем работы в общеобразовательных учреждениях более 10 лет, целью которой, прежде всего, является повышение профессионального мастерства
  4. Постановлением Администрации Алтайского края №551 от 14. 12. 10 г утверждена ведомственная целевая программа

    Программа
    Основная образовательная программа общего образования разработана педагогическим коллективом МОУ СОШ № 102 г. Барнаула, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения,
  5. Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №18

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования будет реализовываться в Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №18 города Кинешмы на 1 ступени обучения с 2011-2012 учебного года.

Другие похожие документы..