Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Начиная с самых ранних этапов человеческой истории, население является непременным носителем общественных отношений, общественного воспроизводства, с...полностью>>
'Документ'
В общем, многим кажется, что из этого общественно-полити­ческого дефолта страна не вышла, и до сих пор оконча­тельно не оправилась. Ибо, по официальн...полностью>>
'Контрольные вопросы'
29. Улюкаев А., Данилова Е. Российский банковский сектор в условиях нестабильности на мировом финансовом рынке: проблемы и перспективы. Вопросы эко...полностью>>
'Документ'
Информация о действующей в Кемеровской области программе поддержки предпринимательства, формировании и функционировании инфраструктуры для малого биз...полностью>>

Главная > Рабочая программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЭНГЕЛЬССКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра: Экология и охрана окружающей среды

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

СД.01«Химия окружающей среды»

для студентов заочного обучения специальности 280201 «Охрана

окружающей среды и рациональное использование природных

ресурсов», направления 280200 «Защита окружающей среды»

Курс 4

Семестр 8

Часов в неделю

Курсовая работа -

Курсовой проект -

Контрольная работа 8

Экзамен 8

Зачет -

Всего часов 170

Лекции 16

Практические занятия 4

Лабораторные занятия 4

Самостоятельная работа 146

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ЭКОС

«27» апреля 2010 г., протокол №8

Заведующая кафедрой Л.Н.Ольшанская

Рабочая программа утверждена на заседании УМКС

«27» апреля 2010 г., протокол № 8

Председатель УМКС Л. Н. Ольшанская

ЭНГЕЛЬС 2010

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

  1. Цели и задачи дисциплины

Инженерам, специализирующимся в области защиты окружающей среды, необходимо уметь предвидеть особенности поведения различных химических соединений при их попадании в окружающую среду, уметь оценивать последствия их воздействия на биогеохимические циклы. Это особенно важно при разработке стратегии переходного периода к устойчивому развитию биосферы, поскольку, развитие человечества возможно только в условиях стабильных биогеохимических циклов.

Целью курса является развитие знаний:

  • о физико-химических реакциях, протекающих в окружающей среде;

  • о процессах трансформации и миграции примесей в атмосфере, гидросфере и почве;

  • о физико-химических аспектах глобальных и локальных экологических проблем;

  • о влиянии антропогенной деятельности на локальные и глобальные кругообороты элементов в природе;

  • об источниках, процессах трансформации и стока токсичных соединений в быту.

К задачам изучения дисциплины следует отнести приобретение студентами теоретических знаний и навыков, необходимых будущим специалистам для принятия обоснованных с точки зрения физико-химических процессов, протекающих в окружающей среде, решений:

- при проведении исследований, связанных с разработкой и внедрением средозащитных и ресурсосберегающих мероприятий, различных видов новой средозащитной техники, экологически чистых и малоотходных технологий, производств и производственных комплексов;

- в процессе разработки инвестиционных проектов и проектов строительства промышленных предприятий, отдельных производств, производственных комплексов и других объектов, оказывающих влияние на уровень ресурсопотребления и качество окружающей среды, а также при подготовке разделов “Охрана окружающей среды” в соответствующих проектах;

- при эксплуатации средозащитной техники на промышленных предприятиях, городских и региональных средозащитных объектах, комплексах по уничтожению, обезвреживанию, хранению и переработке (утилизации) отходов;

- а также в сфере управления средозащитной деятельностью (экологического менеджмента) на уровне предприятия, фирмы, отрасли, региона, народного хозяйства.

  1. Требования к знаниям и умениям студентов по дисциплине

Инженеры-экологи по специальности “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов” должны иметь уровень знаний, умений и навыков в области химии окружающей среды, достаточный для квалифицированного выполнения:

- научно-исследовательской, проектной, производственно-технологической иорганизационно-управленческой видов профессиональной деятельности,

Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения с учетом знаний по химии окружающей среды следующих профессиональных задач:

- выполнение работ по организации, управлению и экологическому контролю и информационному обеспечению в сфере, связанной с промышленным природопользованием на уровне предприятия, фирмы, региона, отрасли

- разработка проектов и программ, направленных на улучшение состояния окружающей природной среды;

- разработка методических и нормативных материалов, технической документации, а также предложений и мероприятий по эффективной реализации разработанных проектов и программ, направленных на улучшение состояния окружающей природной среды;

- участие в работах по осуществлению мероприятий, связанных с испытаниями нового природоохранного оборудования, внедрением его в эксплуатацию и оценкой эколого-экономической эффективности результатов внедрения;

- разработка разделов “Охрана окружающей среды” в инвестиционных проектах и проектах строительства производственно-хозяйственных объектов;

- определение уровня воздействия производственно-хозяйственных объектов на окружающую среду.

После изучения курса “Химия окружающей среды” будущий инженер-эколог должен:

- иметь четкое представление об основных физико-химических процессах протекающих в атмосфере, гидросфере и почве, о процессах трансформации и миграции примесей, о физико-химических аспектах глобальных экологических проблем, о влиянии антропогенной деятельности на кругообороты элементов в природе, о источниках, процессах трансформации и стока токсичных соединений в быту;

- уметь решать задачи на определение содержания примесей, в том числе и радиоактивных нуклидов, в различных средах, выражая ее в различных единицах измерения;

- уметь проводить практические исследования состояния атмосферного воздуха, природных водоемов, почвы.

3. Распределение трудоемкости (час) дисциплины по темам и видам занятий

№ модуля

№ неде-

ли

№ темы

Наименование темы

Часы

Все

го

Лек-

ций

Лаб.

занят

Практ. занят.

СРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вводная лекция

1

Современные представления о возникновении Вселенной и жизни на планете Земля

1

1

-

1. Физико- химические процессы в атмосфере

1

Строение и состав атмосферы. Химия атмосферы: образование смога и фотохимического смога; Формирование состава и кислотности атмосферных осадков.

41

4

-

2

35

2. Физико-химические процессы в гидросфере

2

Гидрологический цикл и строение гидросферы. Химия континентальных вод, дельт рек и морской воды. Химический круговорот главных ионов в гидросферных комплексах.. Эвтрофикация водоемов. Формирование состава и кислотности поверхностных вод.

41

4

-

2

35

  1. Физико-химические процессы в почвенном слое

3

Современные представления о строении литосферы и элементном составе земной коры. Химия наземной среды

38

4

4

-

30

4. Распространение, трансформация и накопление загрязняющих веществ

в окружающей среде

4

Радионуклиды и тяжелые металлы (ТМ) в природе. Воздействие радиации и ТМ на человека. Источники облучения человека.

26

1

25

5. Антропогенные нарушения кругооборотов элементов в природе

5

Изменение озонового слоя. Антропогенные нарушения кругооборотов серы и азота в тропосфере.

23

2

21

ВСЕГО:

170

16

4

4

146

  1. Содержание лекционного курса

темы

Всего

часов

лекций

Тема лекций.

Вопросы, отрабатываемые на лекции

1

2

3

4

1

0,5

Понятие о предмете «Химия окружающей среды», связь с другими науками. Современные представления о возникновении Вселенной и жизни на планете Земля

0,5

Состав атмосферы, содержание микро- и макро-примесей.

1

Изменение состава атмосферы под действием природных, геохимических, биологических, антропогенных источников. Формирование состава и кислотности атмосферных осадков.

0,5

Рекреационная способность следовых веществ в атмосфере (процессы удаления газов растениями, твердыми веществами, водой, в процессе химических реакций).

0,5

Сходство и различие причин образования смога в Лондоне и Лос-Анджелесе. Особенности состава воздуха в помещениях.

0,5

Влияние загрязненного воздуха на здоровье, последствия загрязнения воздуха (разрушение зданий, сооружений, материалов, гибель растений и др.)

2

1

Гидрологический цикл и строение гидросферы. Основные виды природных вод. Химия континентальных вод. Химический состав рек, морей, озер, грунтовых вод.

1

Факторы, контролирующие состав континентальных вод (минерализация природных вод, основные анионы и катионы, органические вещества в природных водах, растворимость газов и рН атмосферных осадков, растворимость минералов).

2

1

Химия дельт рек (глинистые минералы, взвеси, их влияние на рост и развитие планктона; процессы перемешивания в дельтах; влияние сточных вод). Эвтрофикация водоемов. Формирование состава и кислотности поверхностных вод.

1

Химия морской воды, отличие от химии континентальных вод (состав основных ионов в пресной и морской воде). Химический круговорот главных ионов в морской воде.

2

Основные механизмы удаления главных ионов из морской воды: потоки море-воздух, катионный обмен на глинистых минералах, образование карбонатов, силикатов, соединений серы и др.

3

1

Современное представление о строении литосферы и элементном составе земной коры, Кларки важнейших элементов. Горные породы и породообразующие минералы (магматические, осадочные, метаморфические, вулканические).

1

Процессы выветривания континентальной коры: физическое, химическое (растворение, окисление органических и минеральных веществ), кислотный гидролиз, выветривание простых и сложных силикатов.

4

1

Радионуклиды в природе. Воздействие радиации на человека. Источники облучения человека. Стабильные и радиоактивные нуклиды. Понятие о радиоактивных семействах урана и тория. Взаимодействие излучений с веществом. Источники облучения человека. Радон в окружающей среде и в быту.

1

Тяжелые металлы (ТМ) в природе. «Металлизация» биосферы (железо, свинец, хром, ртуть и др. ТМ). Трансформация ТМ в окружающей среде.

1

Изменение озонового защитного слоя. Механизмы разрушения озона. Роль «азотного цикла» и атомарного водорода в образовании и разрушении озона..

1

Антропогенные нарушения кругооборотов азота, фосфора и серы в тропосфере. Влияние человека на круговороты элементов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа По дисциплине «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» Уровень образования

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности МАРКЕТИНГ и в соответствии с учебным планом по специальности, утвержденным Учебно-методическим Советом Ярославского филиала
  2. Рабочая программа по дисциплине " Радионавигационные системы" Для специальности 210304 "Радиоэлектронные системы"

    Рабочая программа
    Изучение принципов построения радиосистем, обеспечивающих решение общей и частных задач навигации кораблей различного назначения. . Ознакомление с эксплуатируемыми радионавигационными системами.
  3. Рабочая программа по дисциплине "Профилактика наркомании и спида"

    Рабочая программа
    Дисциплина "Профилактика наркомании и СПИДа" является завершающей в системе дисциплин специализации "Социально- педагогические основы формирования здорового образа жизни и здоровья" и изучается в 10-м семестре
  4. Рабочая программа по дисциплине Моделирование и эксперимент (гпо 2 ) Для специальностей

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «Моделирование и эксперимент (ГПО 2 )» является освоение базовых навыков цифровой обработки сигналов, применяемой в современных радиотехнических системах применительно к задачам моделирования и получения экспериментальных данных.
  5. Рабочая программа по дисциплине сд. 02 Организация, нормирование и оплата труда на предприятии (отрасли) по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Распределение учебной нагрузки по учебному плану

    Рабочая программа
    Дисциплина «Организация, нормирование и оплата труда» является одной из специальных дисциплин, формирующих профессиональные знания, умения и навыки экономиста-менеджера.
  6. Рабочая программа по дисциплине «Информационные сети» для специальности 230201 «Информационные системы и технологии»

    Рабочая программа
    Курс посвящен компьютерным сетям, даны основные понятия сетевой терминологии, описаны виды архитектуры, приводится описание топологии и методов доступа.

Другие похожие документы..