Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Введение. Предмет нейробиологии. Место нейробиологии среди естественных и гуманитарных наук. Практическое значение нейробиологии. История формирования...полностью>>
'Документ'
Вопрос о перспективах интеграции в западные общества людей, принадлежащих иной культурной традиции, стал сегодня одним из ключевых. Уже в 2 году обща...полностью>>
'Доклад'
Для проверки осуществления муниципального контроля деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей решением Совета Краснознаменского м...полностью>>
'Программа дисциплины'
Аргументация – деятельность (теория и искусство), связанная с обоснованием конкретных утверждений, положений или мнений. Такое обоснование может вклю...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК 373.167.1:94(47+57)

ББК 63.3(2)я72

Д18

Данилов А. А.

Д18 История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003. — 400 с. : ил., карт. — ISBN 5-09-012272-5.

Учебник, созданный учеными-историками, предназначен для использования в 9 классе по курсу отечественной истории. В нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории России XX века.

Очередное издание учебника существенно доработано. Введены новые материалы о событиях конца XX — начала XXI века. При иллюстрировании учебника использованы архивные фотоматериалы.

УДК 373.167.1:94(47 + 57)

ББК 63.3(2)я72

Учебное издание

Данилов Александр Анатольевич

Косулина Людмила Геннадьевна

Пыжиков Александр Владимирович

ИСТОРИЯ РОССИИ. XX — НАЧАЛО XXI века

Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений

Зав. редакцией Л. А. Соколова. Редактор В. В. Артемов. Художественный редактор Т. Г. Никулина. Художник /7. С. Барбаринский. Фотограф В. И. Тор-гаев. Редактор карт Р. С. Азизбаева. Технический редактор Н. Т. Рудникова. Корректор Г. М. Макова.

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 — 953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с диапозитивов 18.04.03. Формат 60 x 90 1/16. Бумага офсетная № 1. Гарнитура Литературная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 25,0+0,31 форз. Усл. кр.-отт. 101,06. Уч.-изд. л. 26,07+0,47 форз. Доп. тираж 100000 экз. Заказ № 3384 (к-г,).

Федеральное государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного Знамени «Издательство «Просвещение» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГМП «Первая Образцовая типография» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 115054, Москва, Валовая, 28

ISBN 5-09-012272-5

© Издательство «Просвещение», 2002

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2002

Все права защищены

Раздел I. РОССИЯ В 1900 — 1916 гг. 3

§ 1. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире 3

Расширяем словарный запас: 7

§ 2. Экономическое развитие России в начале XX в. 7

Расширяем словарный запас: 10

§ 3. Внутренняя политика в 1894 — 1904 гг. 11

Расширяем словарный запас: 15

§ 4. Социальная структура российского общества в начале XX в. 15

Расширяем словарный запас: 18

§ 5. Внешняя политика. Русско-японская война 19

Расширяем словарный запас: 22

§ 6. Первая российская революция 22

§ 7. Изменения в политической системе Российской империи 26

Расширяем словарный запас: 32

§ 8. Реформы Столыпина 32

Расширяем словарный запас: 36

§ 9. Россия в Первой мировой войне 37

§ 10. Нарастание внутриполитического кризиса 41

Расширяем словарный запас: 44

§ 11. Серебряный век русской культуры 44

Расширяем словарный запас: 49

Раздел II. РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917 — 1927 гг.) 50

§ 12 — 13. От Февраля к Октябрю 50

Расширяем словарный запас: 58

§ 14 — 15. Становление советской власти 58

Расширяем словарный запас: 64

§ 16 — 17. Гражданская война: белые 64

Расширяем словарный запас: 71

§ 18. Гражданская война: красные 71

Расширяем словарный запас: 76

§ 19. Между белыми и красными 76

Расширяем словарный запас: 80

§ 20. Новая экономическая политика 81

Расширяем словарный запас: 84

§ 21. Развитие политического процесса в 20-е гг. 84

Расширяем словарный запас: 89

§ 22. Внешняя политика 89

§ 23 — 24. Духовная жизнь: достижения и потери 93

Расширяем словарный запас: 98

Раздел III. СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ (1928 — 1938 гг.) 98

§ 25. Экономическая система в 30-е гг. 98

§ 26. Политическая система в 30-е гг. 104

Расширяем словарный запас: 108

§ 27. Социальная система в 30-е гг. 108

§ 28. Внешняя политика СССР в 30-е гг. 112

§ 29. Духовная жизнь советского общества 116

Расширяем словарный запас: 121

Раздел IV. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 — 1945 гг. 121

§ 30. СССР накануне Великой Отечественной войны 121

Расширяем словарный запас: 123

§ 31. Начало Великой Отечественной войны 123

§ 32. Немецкое наступление 1942 г. и первые предпосылки коренного перелома 126

§ 33. Советский тыл в Великой Отечественной войне 129

Расширяем словарный запас: 133

§ 34. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 133

§ 35. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом 135

Расширяем словарный запас: 137

§ 36. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны 137

Раздел V. СССР В 1945 — 1953 гг. 141

§ 37. Восстановление экономики 141

Расширяем словарный запас: 144

§ 38. Политическое развитие 144

Расширяем словарный запас: 146

§ 39. Идеология и культура 147

Расширяем словарный запас: 149

§ 40. Внешняя политика 149

Раздел VI. СССР В 1953 — СЕРЕДИНЕ 60-х гг. XX в. 152

§ 41. Изменения политической системы 152

Расширяем словарный запас: 156

§ 42. Экономика СССР в 1953 — 1964 гг. 156

Расширяем словарный запас: 159

§ 43. «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования 160

Расширяем словарный запас: 162

§ 44. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия 162

Раздел VII. СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 80-х гг. XX в. 165

§ 45. Консервация политического режима 165

Расширяем словарный запас: 168

§ 46. Экономика «развитого социализма» 168

§ 47. Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. 171

§ 48. Политика разрядки: надежды и результаты 173

Раздел VIII. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР (1985 — 1991 гг.) 176

§ 49. Реформа политической системы: цели, этапы, итоги 176

§ 50. Экономические реформы 1985 — 1991 гг. 180

§ 51. Политика «гласности»: достижения и издержки 183

§ 52. Диалектика «нового мышления» 185

Расширяем словарный запас: 188

Раздел IX. РОССИЯ В КОНЦЕ XX НАЧАЛЕ XXI в. 188

§ 53. У истоков новой российской государственности 188

Расширяем словарный запас: 190

§ 54. Российская экономика на пути к рынку 190

Расширяем словарный запас: 194

§ 55. Политическая жизнь России в 90-е гг. XX в. 194

Расширяем словарный запас: 199

§ 56. Духовная жизнь России в последнее десятилетие XX в. 199

Расширяем словарный запас: 203

§ 57. Строительство обновленной Федерации 204

§ 58. Геополитическое положение и внешняя политика России 207

Расширяем словарный запас: 209

§ 59. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье 209

Расширяем словарный запас: 212

§ 60. Россия на пороге XXI в. 212

Раздел I. РОССИЯ В 1900 — 1916 гг.

§ 1. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Территория и административное деление Российской империи. К началу XX в. закончилось территориальное оформление Российской империи. В ее состав, помимо Великороссии, входили Прибалтика, Правобережная Украина, Белоруссия, часть Польши, Финляндии, Бессарабия, Северный Кавказ и Закавказье, Казахстан и Средняя Азия. В вассальной зависимости от России находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1914 г. под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува). По своим размерам — более 22 млн. км2 (16,8% обитаемой суши) — она занимала второе место в мире, уступая только Британской империи.

Территория страны делилась на губернии и области. В 1914 г. в Российской империи были 81 губерния и 20 областей. Часть губерний и областей объединялись в генерал-губернаторства (Варшавское, Иркутское, Киевское, Московское, Приамурское, Степное, Туркестанское и Финляндское).

Положение Российской империи было очень уязвимым с точки зрения внешней угрозы в силу ее материкового расположения на севере и в центре Евразии. Так, США «находились под защитой двух океанов» — Тихого и Атлантического, Великобритания и Япония располагались на островах, что делало их практически недосягаемыми для сухопутных армий противника. В начале XX в. это был основной вид вооруженных сил. Поэтому Россия была вынуждена содержать в мирное время самую большую по численности армию (в отдельные периоды до 1,4 млн. человек).

Политическая система. Формой правления в Российской империи была наследственная монархия. Император обладал самодержавной властью, все жители являлись его подданными. Мужчины, достигшие 20 лет, были обязаны присягать на верность императору. Члены семьи императора и его родственники составляли императорский дом. Их положение закреплялось особым законом (Учреждением об императорской фамилии).

Император обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью, был верховным руководителем вооруженных сил Российской империи.

Государственный совет являлся совещательным органом при императоре. Он имел право «подавать императору мнения по вопросам законодательства». Но император вовсе не был обязан прислушиваться к этим мнениям. Монарх руководил страной через Комитет министров — высший исполнительный орган империи. Министры были ответственны только перед императором: они являлись к нему с докладами. Ни один из министров не знал, чем занимаются остальные. Для министра невозможно было выйти в отставку по собственному желанию. Никто не смел иметь собственное мнение. Император через Синод осуществлял управление православной церковью, официально призванной «первенствующей и господствующей» в стране.

К высшим государственным учреждениям относился и Сенат. К началу XX в. он превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений. Ему также принадлежало право обнародования законов.

Министерству внутренних дел была вверена основная функция государства — «охранение внутренней безопасности». Министр внутренних дел обладал правом учреждения гласного полицейского надзора и правом административной ссылки. Он разрешал публикацию периодических издании и налагал на них взыскания. Министр также контролировал законность постановлений органов земскою и городского самоуправления.

Особое место в системе государственного управления занимало Министерство финансов. До 1905 г. Министерство финансов заведовало различными источниками государственных доходов и распределяло средства между отдельными ведомствами. Оно также управляло всей внутренней и внешней торговлей и большей частью промышленности.

Несмотря на абсолютный характер своей власти, монарх управлял страной, опираясь на Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. Гербом Российской империи был двуглавый орел с царскими регалиями. Государственный флаг представлял полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами. Государственный гимн начинался словами: «Боже, царя храни».

Местное управление осуществляли губернаторы и генерал-губернаторы, которые считались представителями и наместниками императора на местах, но подчинялись Министерству внутренних дел. Почти в половине губерний, а также в городах существовали местные органы самоуправления — земские собрания и городские думы. Круг их полномочий был ограничен, деятельность контролировалась губернаторами.

В стране отсутствовали представительные учреждения, элементарные демократические свободы.

Население. В 1897 г. согласно переписи населения на территории Российской империи проживало 128,2 млн. человек. К 1914 г. число жителей страны увеличилось примерно на треть. По численности населения Россия занимала третье место после Британской империи и Китая. Однако плотность населения была невелика" 8,3 человека на 1 км2.

Российская империя была многонациональной страной Здесь проживало более 100 народов и народностей При этом нерусские народы составляли 57% населения.

Культурный и экономический уровень развития различных народов был неодинаков Городское население Европейской России, Польши, Финляндии, отчасти Украины и Белоруссии по своему образу жизни, профессиональным и культурным показателям постепенно приближалось к западноевропейским стандартам Сельские жители были привержены традиционному укладу, правилам и нормам поведения.

Многие народы, входившие в состав Российской империи, практически не были затронуты влиянием цивилизации Их жизнь, быт, культура и верования находились па уровне родоплеменпых отношений.

Многонациональный состав Российской империи дополнялся и разнообразием религиозных веровании ее пародов. На огромных российских просторах мирно сосуществовали все основные мировые религии. Большинство населения страны, и прежде всего русские, исповедовало православие. Православие выступало и в качестве официальной религии государства. В то же время немалая часть русского населения традиционно причисляла себя к старообрядческой церкви. В Польше, прибалтийских губерниях и Финляндии большинство населения исповедовало католичество и различные формы протестантизма. Большая группа народов — татары, башкиры, многие горцы Кавказа, азербайджанцы, народы Средней Азии — были мусульманами Калмыки и буряты являлись последователями буддизма Значительная часть народов Севера и Сибири сохраняла языческие верования Часть российского населения (иудеи) молилась в синагогах

Направление развития России. Реформы 60 — 70-х гг. XIX в. способствовали развитию экономики России, утверждению в ней капиталистического способа производства. В начале XX в перед страной встала новая задача — перейти к индустриальному обществу, т е обществу, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности и соответствующих ей социальных и политических отношении (гражданскою общества и правового государства). Процесс перехода к индустриальному обществу принято называть модернизацией.

Подобный период развития прошли все ведущие державы. Однако российская модернизация имела свои особенности. Гак как Россия значительно позже, нежели западные страны, вступила на путь капиталистическою развития, то, для того, чтобы не отстать от них, необходимо было совершить переход к индустриальному обществу в более короткие сроки. Поэтому российская модернизация привела к напряжению всех сил страны. Она проходила по инициативе и под контролем верховной власти, захватила не все сферы и отрасли ее экономики, а только те, которые способствовали укреплению могущества государства. В связи с особой ролью верховной власти в деле экономической модернизации страны большой проблемой для России стала модернизация ее политических и социальных отношении.

Индустриальное общество характеризуется прежде всею следующими показателями

— преобладанием доли промышленной продукции в национальном доходе,

— преобладанием юродскою населения над сельским,

— высоким уровнем грамотности населения

Каковы же были эти показатели в России в 1914 г.?

Уровень промышленного развития. Урбанизация. Национальный доход страны равнялся 16,4 млрд рублей (7,4% от общемировою) По этому показателю Россия занимала четвертое место после США, Германии и Британской империи Однако по темпам прироста национального дохода Россия опережала многие страны, а в отдельные периоды, например с 1908 по 1916 г, они были самыми высокими в мире (свыше 7%) По валовому промышленному производству Российская империя находилась на пятом месте в мире По протяженности железных дорог она занимала второе место, уступая только США (правда, в 5 раз).

Однако уровень развития страны характеризуют не столько количественные, сколько качественные показатели По этим позициям Россия значительно уступала ведущим странам мира Так, национальный доход в расчете на одного человека составлял 89 р в год, что было в 5 — 8 раз меньше, чем в развитых странах По объему промышленного производства на одного человека и уровню производительности труда в промышленности Россия также уступала этим странам в 5 — 10 раз.

Страна оставалась преимущественно аграрной — сельское хозяйство давало 51% национальною дохода, промышленность — 28%, остальное приходилось на торговлю и транспорт.

По такому важному показателю, как степень урбанизации (доля городскою населения), Россия оставалась сельской страной. В городах проживало свыше 30 млн. человек, или 18% населения (в США и во Франции — 41%, в Германии — 56%, в Англии — 78%). При этом треть городских жителей прожинала в крупных юродах. В Петербург насчитывалось более 2 млн. человек, в Москве — чуть меньше. Значительная часть населения проживала в небольших торгово-ремесленных городах и не была связана с работой на промышленных предприятиях. Вместе с тем большое число промышленного и промыслового населения страны продолжало оставаться в деревне.

Уровень образования населения. Наблюдалась значительная тяга всех слоев населения к получению образования Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз. Правительство намеревалось ввести всеобщее начальное образование. Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли примитивное церковноприходское образование. Началась перестройка системы среднего образования. Увеличилось количество гимназий и реальных училищ, расширилась сеть коммерческих училищ, в которых было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913 г. в 250 коммерческих училищах обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. И все же только 30% детей регулярно обучалось в школе.

В 1908 г. в Москве на средства и по инициативе либерального деятеля народною образования А.Л. Шанявского был открыт народный университет, получивший ею имя. В 1912 г. здесь обучалось уже 3600 студентов. В университет принимали всех желающих, достигших шестнадцатилетнею возраста Университет имел два отделения. Обучавшиеся на научно-популярном получали общее среднее образование, на академическом — высшее. В этом университете читали лекции крупнейшие ученые России

Расширилась сеть традиционных высших учебных заведении новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет. Для обеспечения намеченной реформы начальной школы создали педагогические институты в Москве и Петербурге, а также более 30 высших женских курсов. С помощью таких курсов многие женщины смогли получить высшее образование. К 1914 г. в России насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек.

Однако уровень образованности только 20% российского населения соответствовал общеевропейским нормам.

Таким образом, несмотря на существенные изменения во всех сферах жизни общества, Россия значительно отставала от развитых мировых держав. Она была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной, обладающей значительным потенциалом.

ДОКУМЕНТ

О НЕОБХОДИМОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ. ИЗ ПИСЬМА С. Ю. ВИТТЕ НИКОЛАЮ II

В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется... степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какие особенности были характерны для территориальной структуры и состава населения Российской империи в начале XX в.? Какие сложности возникали в связи с этим? 2. Дайте характеристику политической системе Российской империи начала XX в. В чем заключалось ее главное противоречие? 3 Что такое индустриальное общество? Какие признаки для него характерны? 4. Что означает понятие «модернизация» в широком смысле этого слова? Как трактуется это понятие в учебнике? 5. Почему в начале XX в индустриализация стала первейшей задачей для России? Какую цель она преследовала? (При ответе используйте текст документа) 6. Проанализируйте количественные и качественные показатели экономического развития России в начале XX в Кажется ли вам обоснованным вывод о ее существенном отставании от ведущих стран мира?

Расширяем словарный запас:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД — созданные за год в сфере производства материальные ценности за вычетом расходов на их создание.

ПРОТЕКТОРАТ — покровительство более сильного по отношению к слабому, к которому приходят на помощь и ставят его в зависимость.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. Учебник для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. Москва, изд-во "Просвещение"
  2. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    Учебник является продолжением учебника «Обществознание. 10. Профильный уровень» (под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Ла-зебниковой, Н. М. Смирновой), полностью раскрывает содержание федерального компонента Государственного образовательного
  3. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л.
  4. Учебник. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    1. В следующем году Чехову довелось увидет…cя с Толстым очароваться им поз нее писать о нем восторже ые письма и бояться его смерти как самой страшной б ды для русской жизни и литературы (М.
  5. Программа курса для 7 класса общеобразовательных учреждений

    Программа курса
    Авторы-составители: Л.М. Галутво, канд. ист. наук, доцент, проректор по научной работе и проектной деятельности ГОУ КК ККИДППО – руководитель; Ю.А. Болдырев, канд.

Другие похожие документы..