Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Фестиваль современной музыки - фестиваль премьер - проходит ежегодно в разных залах города. Этой осенью новые сочинения екатеринбургских авторов проз...полностью>>
'Документ'
Родился в Москве. До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. П...полностью>>
'Документ'
Разрабатывая ту или иную модель ученического самоуправления, вы должны одновременно готовиться к выступлению с предложениями по ее использованию пере...полностью>>
'Документ'
Подано класифікацію методів моделювання бізнес-процесів стосовно можливостей їх аналізу. Запропоновані інформаційні технології підтримки моделювання ...полностью>>

Программа дисциплины Этика для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Рекомендована секцией умс одобрена на заседании кафедры

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство

Российской Федерации

Государственный университет — Высшая школа экономики

Факультет философии

Программа дисциплины


Этика

__________________________________________________

для направления 030100.62 «Философия»
подготовки бакалавра

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Философия» практической философии

Председатель Е.Г. Драгалина- Зав. кафедрой А.Ф. Филиппов

Черная

_____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

Ученый секретарь И.В. Макарова

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

Тематический план учебной дисциплины

пп

Название темы

030100.62 «Философия»

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Предмет этики. Мораль, ее основные характеристики

10

2

2

6

Архаичная мораль и мораль Древнего мира

20

4

4

12

Этические учения осевого времени

21

4

4

13

Этическая доктрина христианства

10

2

2

6

Этос средневековья. Мона­ше­ство. Рыцарство

10

2

2

6

Этика ислама

11

2

2

7

Этические концепции эпохи Возрождения

10

2

2

6

Этическая составляющая Реформации

9

2

1

6

Этика Б. Франклина

9

2

1

6

Философская этика нового времени

11

2

2

7

Философская этика конца 18 — начала 19 веков

10

2

2

6

Философская этика 19–20 веков

10

2

2

6

Профессиональная и универсальная этика

10

2

2

6

Этика бизнеса

11

2

2

7

Итого:

162

32

30

100

Базовый учебник

Этика: Учебник / Под ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. М: Гардарики, 2004. (рекомендовано Учебно-методическим объединением университетов по философии, политологии и религиоведению в качестве учебника для студентов философских факультетов высших учебных заведений).

Содержание программы

Тема 1. Предмет этики. Мораль, ее основные характеристики

Сущность человека и роль морали в его бытии.

Этика и мораль. Этимология терминов, описывающих сферу нравственности.

Этика и наука, отличия этики от стандартного научного знания.

Особый характер детерминированности и непредзаданности человеческих поступков. Мораль как отношение человека к самому себе в перспективе собственного стремления к совершенству, идеалу.

Ориентация на идеал и выход за границы закона причинности и принципа полезности. Мораль как область героического и бескорыстного в человеке, которая не выводится из обстоятельств и не сводится к ним, а имеет автономный, то есть самозаконодательный, характер, ее бес-причинность и неутилитарность.

Моральные нормы как система запретов. «Негативный» характер морали. Человек и его поступки на шкале морального несовершенства. Негативный поступок и его подконтрольность сознательной воле человека.

Мера преодоленности животно-неразумного начала и мера воплощенности человеческо-ра­зум­но­го начала. Мораль и «общежитие» человека. Мораль очерчивает тот универсум, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое. Моральная всеобщность и проблема свободы. Добродетель человека и свобода воли.

Мораль и произвол. Единство двух противоположных полюсов человеческой деятельности: добровольно-лич­ност­но­го и объективно-универсального. Свободная воля как тождественная моральной воле. Для личности моральный закон существует реально, для других людей — идеально. Моральная личность апеллирует к всеобщему закону не для того, чтобы предъявить его другим, а для того, чтобы избрать его в качестве закона собственной жизни.

Золотое правило нравственности. Моральный закон не допускает различия между субъектом и объектом. Человек не познает мораль, а проживает ее. Мораль говорит о том, что должно быть. Мораль и ее самообя­зывающий характер.

Характеристики морали. Формальные свойства и императивно-ценностное содержание морали. Процедура соотнесения наличных или возможных мотивов, поступков, свойств характера, обычаев, законов, институтов с представлениями о добре и зле.

Моральные нормы как безусловно повелительные. Моральные нормы и их приоритетность по отношению к иным нормам, определяющим человеческое поведение. Всеобщность моральных норм, их беспристрастность и универсальность. Надситуативность моральных норм. Моральная норма характеризуется тем, что она предлагает должную форму не только поступку, но и его мотивам. Моральные нормы опираются на идеальные санкции.

Идеал равно бесконечной ценности человеческих личностей. Мораль в качестве основного способа воплощения сущности человека как свободного и сознательного существа, в качестве важнейшего канала осуществления в деятельности индивидов трансцендентного ценностного содержания.

Тема 2. Архаичная мораль и мораль Древнего мира.

Доистория и история.

Табу. Система табу защищает примитивное общество от вреда. Зло и вред объясняются нарушениями табу. Но: и священное, сакральное тоже табуируется. Охрана общезначимых объектов. Личность доисторического мира. Нерефлексируемость норм жизни и поведения.

История. Древнейшие своды законов. Писанные нормы. Демонстрация силы и могущества того, кто устанавливает норму. Неразличение правовых, религиозных и моральных норм.

Законы Хаммурапи (первая половина II тысячелетия до н. э.). Запрет посягательства на частную собственность. Брачные (имущественные отношения). Запрет на прелюбодеяние. Действия в суде. Неравноправие различных социальных слоев. Талион по приговору суда.

Законы царя Ашоки (268–231 до н.э.) и законы Ману (1 в. до н. э.). Закон дхармы (социальная норма нравственного поведения). Неразрывное единство человека и природы.

Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), ведическая литература: «Брахманы», «Араньяки», «Упанишады». Универсальный принцип упорядоченности — рита. Двузначность термина рита — вселенская закономерность и мораль. Тождество нравственной идеи с абсолютными и наиболее всеобщими законами развития и существования мира.

«Закон кармы» как утверждающий зависимость каждого существа (и человека, и бога) от совершенных ранее поступков. Веданта (конец Вед) и перенос центра внимания с явлений внешнего мира на внутреннюю жизнь человека. Цель человека не достижение земного благополучия, а освобождение от мирского существования, растворение индивидуальной души в мировой. Атман и Брахман.

Странствие души по телам, сансара. Путь души зависит от следования дхарме своей варны. Переселение вверх или вниз зависит от поведения и происходит в соответствии с законом возмездия — кармой. Высшая точка рождений — мокша, освобождение.

Этика и государственное управление в системе ценностей китайской культуры. Основные добродетели в рамках данной культурной парадигмы —законопослушание, следование предначертанному пути. Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, не мешать осуществлению гармонии.

Лао-Цзы, «Старый мудрец». Понятие Дао. Дао соединяет человека и мир, убирает ограниченность, одномерность человеческого сознания. Слушающий Дао не имеет привычки видеть лишь одну сторону вещи, у него не линейное восприятие, а объемное, фиксирующее изменения. Вещь временна, процесс ее изменений постоянен, поэтому акцент в Дао не на том, что есть, а на том, чего нет, что пребывает в покое, но порождает жизнь.

Этический идеал даосов — совершенномудрый (шэньжень) и его подобие самому Дао. Его главное качество — победоносное недеяние. Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем, он ни во что не вмешивается, он не мешает Дао.

Моральная доктрина иудаизма.

Танах (канонизация в конце I — начале II века). Создавался в период от XIII в. до III–II вв. до н.э. Моисей. XIV–XIII вв. (Тора — VII в. Канонизирована в V веке). Связь между людьми по рождению и обстоятельствам жизни перерастает в связь, опосредованную общей верой, идеалами праведности и справедливости. Идея общих нравственных принципов создает духовное пространство, в рамках которого различные, хотя и родственные племена конституируются в единый народ, поднимаются до осознания своего особенного назначения в мире. Религиозность покоится на единобожии, нравственность — на любви к своему народу, законодательство — на принципе равного возмездия (талиона).

Декалог. Заповедь «Почитай отца и мать». Новый закон почитания национального единства не отменяет прежний закон почитания родителей. Пять последних заповедей. Нормы отношения человека к своим ближним. Внимание сосредоточено на внешних действиях человека. Принципы декалога как принудительные законы, за нарушение которых воздается возмездие. Цель Декалога — не индивид, а народ, его государственное устройство.

Историческая прогрессивность принципа талиона. Ветхозаветные милосердие и справедливость (минимальное наказание).

Нравственные заповеди Декалога являются общими законодательными принципами. Человек — тот, кто живет по законам.

Тема 3. Этические учения осевого времени

Эволюция понятия совесть в античную эпоху.

Совесть — интериоризованный моральный закон, определяющий со-знание поступка как должного или не-должного.

Эпические моральные ценности. Принцип достижения личного блага с преимущественным критерием успех/неуспех. Цель (и долг) — личное (общественно признанное) благополучие в любом деле, а единственный принцип, принятый в максиму поведения, — принцип субъективного произвола. Отсутствие вины. Моральный закон — право индивидуального произвола сильной личности.

Полисные ценности. Справедливость — необходимый компонент достоинства «доблестного мужа». Наиболее последовательное воплощение справедливости — в праве государства.

Сократ — принцип поведения — повиновение закону как воплощению справедливости. Моральный закон заставляет индивида ограничивать свой произвол в пользу государства и сограждан.

Природно-космические ценности. Эллинизм. Все общественные функции индивида узурпированы государством. Естество человека — на первом плане. Долг — жизнь согласно природе. Забота об окружающих благо лишь постольку, поскольку оно позволяет совершенствовать добродетель индивида.

Встреча эллинской культуры с культурами других народов и взаимодействие с ними.

Персидская традиция и зороастризм. Две группы богов — ахуры (этические категории, справедливость) и даэвы (силы природы). Закон добродетели — аша и противостоящее ему зло (друг), все люди делятся на праведников (ашаван) и приверженцев зла (другвнант).

Заратустра (Заратуштра, Зороастр). VII–VI вв. (XII–X вв.)

Дуалистическая картина мира, насыщенного противостоянием добра и зла. Бог-творец, мудрый и справедливый Ахура-Мазда (Ормузд) ведет борьбу с силами зла, которые возглавляет Анхра-Манью (Ариман).

Добро должно быть деятельным, пассивный праведник — бессмыслица (круглый квадрат). Моральная триада — благие мысли, благие слова и благие дела. Основная форма благих дел — производительный труд. Кроме него — благотворительность, рождение и воспитание потомства (для пополнения войска Ахура-Мазды). Эсхатология.

Моральная доктрина буддизма. Будда — Сиддхартха Гаутама (563–483 гг. до н.э.)

Если брахманизм учил, что страдание — наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие избавляет от страданий, то буддизм стал учить, что любая жизнь — страдание, и что в сансаре не может быть счастливых жизней. Абсолютная противоположность добра и зла. Причина страданий коренится в себялюбивой привязанности к жизни. Страдания исходят от неведения, в чем заключается истинная жизнь. Единственным предметом обладания у человека может быть мудрость, к ней одной он должен стремиться.

Четыре благородные истины. Восьмеричный путь. Нирвана — это мокша, достигнутая еще при жизни.

Китайская моральная традиция и конфуцианство. Кун Фу-цзы (учитель Кун) (около 551 г. до н.э. — 479 г. до н.э.).

Человек занимает срединное место (между небом и землей) в мире. Он подвержен страстям, тянущим его к земле, и имеет высокое стремление к Дао — воле неба, правильному пути, высшей гармонии, вечной правде, средоточию истины и справедливости.

Человек находится на пересечении двух детерминаций — природной и этической. Знание ценно лишь постольку, поскольку оно сообщает нам, что следует делать, а чего избегать. Двойственность изначальной детерминации человека предопределяет возможность двух различных проектов его жизнедеятельности: высокого (благородного) и низкого.

Понятия «жэнь», «ли», «сяо» «чжэн мин». Благородный муж. Жэнь, ли, вэнь — непременные черты благородного мужа. Низкий человек.

Школа «фа-цзя», школа закона. Китайские легисты противопоставили конфуцианской этике ритуала закон (фа) и целиком отказались от методов убеждения, то есть от нравственного принуждения, положившись на правовое принуждение и наказание.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Эстетика для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор Вострова Галина Александровна

    Программа дисциплины
    Задача лекций состоит в ознакомлении студентов с основными периодами, направлениями и концепциями в истории эстетической мысли от античности до эстетических теорий ХХ века; раскрытии специфики эстетики как науки философского цикла;
  2. Программа дисциплины История протестантской теологии (начальный период) для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор Лифинцева Т. П., канд филос наук, доцент кафедры истории философии факультета философии

    Программа дисциплины
    Курс «История протестантской теологии (начальный период)» рассчитан на бакалавров, готовящихся к преподавательской и научно-исследовательской работе по специальности «Философия», прежде всего на тех, кто интересуется философией религии,
  3. Программа дисциплины Аристотелевское учение о душе для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Задачей курса является ознакомление студентов с истоками и различными вариантами учения о душе в Античности - в первую очередь, с аристотелевской (а через нее и платоновской) концепцией души.
  4. Программа дисциплины История религий для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Цель курса – формирование целостного представления о феномене религии, усвоение важных в научном и познавательном отношении разделов истории религий, формирование представлений о религиозных системах в отдельности и их конституирующих принципах.
  5. Программа дисциплины Введение в специальность: история наук о культуре для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Предыстория науки (первобытная община, традиционное общество, первые рабовладельческие цивилизации). Понятие сакрально-когнитивного комплекса - духовно-практической целостности, присущей традиционным культурам, складывающейся из ритуально-символических

Другие похожие документы..