Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
спрямованих на реалізацію змісту освіти на певному освітньому або кваліфікаційному рівні відповідно до державних стандартів освіти. Навчальний процес...полностью>>
'Программа'
Поступающий в аспирантуру должен обладать пониманием важнейших философских проблем в их историческом развитии, знать содержание современных отечестве...полностью>>
'Документ'
Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы де...полностью>>
'Книга'
История многогранной и разносторонней души человеческой, в её краткий миг, без тщеславного желания возбудить участие или кого-то удивить, в стихах, р...полностью>>

Главная > Методические указания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

«ПРИМОРСКАЯ ГОСУДАСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» ИНСТИТУТ ЛЕСНОГО И ЛЕСОПАРКОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Кафедра лесоводства

Ботаника

методические указания к учебной практике

для студентов 1-го курса

Института лесного и лесопаркового хозяйства

очной формы обучения

(по направлению подготовки 250100 – «Лесное дело»)

Уссурийск, 2011

УДК 581.82

Составитель: С.В. Гамаева, доцент кафедры лесоводства

Ботаника: методические указания к учебной практике

для студентов 1-го курса Института лесного и лесопаркового хозяйства

очной формы обучения (по направлению подготовки 250100 – «Лесное дело») / ФГБОУ ВПО ПГСХА; сост. С.В. Гамаева. – Уссурийск, 2011. - 37с.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной практики по ботанике, утверждённой кафедрой лесоводства ПГСХА. Содержат общий перечень организационных вопросов и заданий, подробное описание методики сбора, сушки, определения и оформления гербария, описание ботанических экскурсий, проводимых во время практики, некоторые советы к чтению латинских названий растений, а также список редких и нуждающихся в охране видов растений Приморского края и Уссурийского района.

Рецензент: Гриднева Н.В.– к.б.н.,

доцент кафедры лесных культур ПГСХА

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВПО

«Приморская государственная сельскохозяйственная академия».

  1. Цели и задачи практики

Летняя учебная практика по ботанике является неотъемлемой частью учебного процесса и имеет большое значение в подготовке специалистов лесного хозяйства. Она проводится на территории учебно-опытного лесхоза в период массового цветения растений (июнь-июль) и служит для практического изучения отдельных видов растений и растительности (особенно напочвенного покрова) лесных фитоценозов.

На проведение практики отводится одна учебная неделя (36 часов). За этот период студенты должны:

- собрать, высушить и определить 100 видов травянистых растений, произрастающих в различных типах леса, на лесных лугах, лесном питомнике, в посадках;

- оформить гербарий (коллекцию) собранных растений;

- смонтировать 10 образцовых листов гербария;

- заложить и описать пробную площадку;

- ежедневно вести дневник прохождения практики;

- сдать дифференцированный зачет.

Для сдачи зачета требуется:

1. Предоставить гербарий, оформленный в соответствии с изложенными ниже требованиями.

2. Уметь распознавать и описывать по морфологическим признакам все виды растений гербария.

3. Знать систематическое положение растений гербария.

4. Знать русские и латинские названия семейств, родов и видов всех растений гербария.

5. Знать жизненные формы и роль собранных растений в сложении растительного покрова определенных фитоценозов.

6. Предоставить дневник практики и описание заложенной пробной площадки.

Задачи практики:

- знакомство с методикой сбора и сушки растений, монтировкой гербария, составлением коллекции;

- приобретение навыков морфологического описания и определения растений;

- получение навыков геоботанического описания пробных площадок;

- ознакомление с лекарственными, ядовитыми и охраняемыми видами растений.

Учебная практика по ботанике способствует развитию наблюдательности, ориентации в природе, расширяет кругозор студентов и помогает им приобрести навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.

2. Организация практики. Экскурсионное снаряжение и оборудование для обработки гербария

До начала практики студенты каждой академической группы разбиваются на пары (рабочие бригады), состоящие из 2-х человек. Каждая пара студентов должна иметь следующее экскурсионное снаряжение:

- копалку или нож для извлечения подземных органов растений;

- ботаническую папку (рис. 1. Б);

- 200 листов газетной бумаги;

- полиэтиленовый пакет, в который укладываются растения для определения;

- две шариковые ручки;

- небольшой блокнот или готовые бланки для черновых этикеток.







Рис.1. Экскурсионное снаряжение и оборудование

А - гербарная сетка для сушки растений;

Б - гербарная папка для сбора растений во время экскурсии

Для камеральной обработки собранного материала каждой паре потребуется:

- 2 ученических тетради (12 листов) для дневника;

- 100 бланков размером 8x10 см для чистовых этикеток;

- лупа и препаровальная игла;

- гербарная сетка (рис. 1.А.);

- веревка или шпагат длиной 2 м, и 4 м.

- 10 листов чертежной бумаги (формат А-3);

- иголка и катушка зеленых или белых ниток;

- определитель растений (взять в библиотеке).

Основу практики составляют ботанические экскурсии. К ним допускаются студенты, сделавшие прививку от клещевого энцефалита, имеющие соответствующую одежду, удобную обувь и головной убор.

Экскурсии обычно занимают 2-3 часа. Они проходят в первой половине дня, а во второй половине – 3-х часовые камеральные работы (обработка собранного материала). И экскурсии и камеральные работы проводятся под руководством преподавателя. Студенты, пропустившие эти виды работ, к сдаче зачета не допускаются.

3. Ведение дневника практики

Студенты в течение всей практики ведут дневник, в котором ежедневно отмечают все виды выполненных работ (рис. 2). В дневнике преподаватель каждый день отмечает качество выполнения заданий, факты нарушения дисциплины (опоздания, пропуски, самовольный уход с работы и др.). Заполненный и подписанный руководителем практики дневник прикладывается к отчету и сдается во время зачета.

Дневник

летней учебной практики

по ботанике студента....группы

(Ф.И.О.)

Дата

Вид выполненной работы

Подпись преподавателя

Примечания

26.06.05.

Экскурсия в пойменный лес. Собрано 40 видов растений.

Камеральные работы.

Определено 20 видов.

Самостоятельная работа.

Определено 20 видов растений.

Рис.2. Образец заполнения дневника.

4. Методика сбора и сушки растений

Растения для гербария собираются студентами во время экскурсий, совершаемых под руководством преподавателя. Лучше всего собирать растения в сухую погоду. Местом проведения экскурсий служат различные типы леса, вырубки, опушки, кустарниковые заросли, посадки. Запрещается собирать растения на территории заповедников, в парках, лесопарках, в местах, объявленных памятниками природы и особенно ценные и редкие растения, занесенные в Красную книгу (см. стр.22). Не следует уничтожать лишние экземпляры, срезать и ломать ветви деревьев и кустарников.

В гербарии должны быть представлены травянистые растения, включая лишайники, мхи, хвощи, плауны, папоротники и цветковые растения различных семейств. Все собранные для гербария растения должны быть тщательно расправлены, отлично высушены, чтобы каждый экземпляр мог быть впоследствии использован в учебном процессе.

В гербарий следует брать растения нормально развитые. Покрытосемянные - с цветками или плодами. Однолетники - с корневой системой. Двудомные растения должны быть представлены мужскими и женскими экземплярами. Загрязненные и поврежденные экземпляры в гербарий не берутся. Подземные органы растений осторожно освобождают от почвы. Толстые корни и корневища разрезают вдоль и оставляют лишь половину. Не следует собирать в гербарий очень крупные экземпляры.

Собранные растения закладывают в газетный лист - «рубашку» при этом ботаническую папку раскладывают на ровном месте. Растение аккуратно, начиная с его верхушки, укладывают на правой стороне рубашки и, если оно не входит, его перегибают, может быть и неоднократно. Заложенные растения не должны выходить за пределы «рубашки». Один лист и цветок переворачивают обратной стороной для того, чтобы было видно опушение. Мелких растений берут 2-3 экземпляра, чтобы был заполнен гербарный лист. Злаки и осоки берут горстью, т.е. целыми дернинами, сколько войдет в горсть.

Расправленное растение аккуратно прикрывают левой половиной газетного листа и вкладывают рабочую этикетку (рис. 3).

В этикетке указывают:

1) место сбора (географический или административный пункт, где было собрано растение)

2) местообитание, т.е. растительное сообщество, из которого взято растение (лес, луг, питомник и т.д.)

3) обилие (очень много, много, мало).

4) дату сбора (число, месяц, год)

окр. с. Каймановка

у спортивного лагеря «Надежда»

в посадках лиственницы

мало

26.06.05.

Рис. 3. Образец заполнения рабочей этикетки

Сразу после возвращения с экскурсии проводится дополнительная проверка заложенных в гербарий растений, тщательное их расправление и обработка. Места соприкосновения листьев и цветки, следует прокладывать дополнительными листочками газетной бумаги, иначе растения в этих местах будут чернеть и даже загнивать. Лепестки сочных цветков поверх бумажных прокладок накрываются ватой.

Суккулентные растения перед закладкой в гербарий заваривают в кипятке, погружая в кипящую воду стебель и листья на 2-3 секунды несколько раз. Когда все части растения сделаются мягкими, их кладут в какую-нибудь тряпицу для того, чтобы сбежала вода. Затем растение тщательно расправляют и сушат в газетной бумаге. Вересковые и хвойные растения, у которых при сушке осыпаются листья, выдерживают в течение часа в скипидаре или в спирте, либо также заваривают в кипятке.

Гербарные листы («рубашки») с находящимися в них растениями переносят в гербарную сетку. При этом их обязательно чередуют с пустыми

(прокладочными) листами газетной бумаги. Эти листы будут поглощать воду во время сушки гербария. Растения стараются раскладывать равномерно,

так, чтобы в средней части стопка газет не была толстой. Образующиеся пустоты восполняют прокладочной бумагой. Сетку туго затягивают шпагатом или веревкой и вывешивают на открытом воздухе, лучше на проветриваемом солнечном месте. На ночь сетку заносят в помещение и ставят ребром. В сырую погоду растения можно сушить в комнате, поставив сетку ребром у натопленной печи, или проглаживая периодически «рубашки» горячим утюгом (не раскрывая растений).

Не реже одного раза в сутки следует менять впитавшую в себя влагу растений прокладочную бумагу на сухую (старые влажные газеты можно сушить горячим утюгом или на солнце). Сами растения из гербарных листов до окончания сушки не вынимаются. Важно помнить, что несвоевременная замена влажных прокладочных газет на сухие приводит к почернению, а иногда к гниению собранных гербарных образцов. Такой гербарий не принимается и выбрасывается. Высушенные растения откладывают в специальную папку из газетной бумаги, а остальные досушивают. Момент окончания сушки определяется тем, что растение в вертикальном положении не сгибается, делается ломким, на ощупь становится теплым, а не холодным.

5. Определение, научное оформление

и монтировка гербария

5.1. Определение растения

Одной из основных задач практики является определение собранных во время экскурсий растений. Определить растение - значит, установить название вида и его систематическое положение. При определении последовательно узнают отдел, класс, семейство, род и, наконец, вид растения. Определение ведется на основании морфологического строения вегетативных (корень, стебель, лист) и генеративных (цветок, соцветие, плод) органов растений. Чем полнее представлены органы растения, тем легче его определить. Лучше определять свежесобранные растения. Для определения используются специальные руководства – определители растений. Основными определителями растений Приморского края являются:

1. Комаров В.Л. Определитель растений Дальневосточного края / В.Л. Комаров, Е. Н. Клобукова-Алисова. –Л. АН СССР, 1931-1932. - Т. 1-2.

2. Воробьев Д.П. Определитель растений Приморья и Приамурья. / Д.П. Воробьев, В.Н. Ворошилов, П.Г. Горовой. – М.;Л.: Наука, 1966.

3. Ворошилов В.А. Определитель растений Советского Дальнего Востока / В.Н. Ворошилов. – М.: Наука, 1982.

4. Сосудистые растения советского Дальнего Востока / под ред. С.С. Харкевича. – Л.: Наука, 1985-1996. – Т. 1-8.

Все определители построены по дихотомическому принципу, т.е. по принципу тезы и антитезы. Теза - положение, антитеза - отрицание. Теза и антитеза трактуют противоположные признаки, т.е. взаимоисключающие друг - друга. Признаки тезы в таблицах обозначаются цифрой слева в начале строки (она же номер ступени), а антитеза - в том же порядковом номере обозначается черточкой.

Например:

Теза 1 Растения размножающиеся спорами...............................2

Антитеза - Растения размножающиеся семенами..............................3

Необходимо внимательно прочесть тезу и антитезу и выбрать признак, которому соответствует определяемое растение. Справа от признаков тезы и антитезы стоят цифры, указывающие номер ступени, к которой надо обратиться, чтобы продолжить определение. Результат определения (русское и латинское название, класса, семейства, вида) выделяется в конце тезы или антитезы жирным шрифтом.

Например:

75. Цветки крупные, одиночные или в кистях не более 15,белые или красные, с торчащим столбиком. Тычинок 10. Листья плотные, кожистые............50. Pyrolaceae - Грушанковые.

- Цветки мелкие, лепестки пурпурные, в многоцветковых кистях...........................65. Lythraceae - Дербенниковые.

Определители составлены по нисходящим от общих признаков - к частным. Сначала определяют отдел, к которому относится растение, затем устанавливают семейство, род и вид, русские и латинские названия, которых, вписывают в чистовую этикетку (рис. 4). Чистовой этикеткой заменяют черновую. Без этикетки гербарий не имеет никакой научной ценности и не может быть использован в учебных целях.

Сем. Oxalidaceae - Кисличные

Oxalis acetosella

Кислица обыкновенная

Место сбора. Прим. край окр.с. Каймановка

свежий кедровник

Дата: июнь 2005 г. Собрал: Жданова 3.

Дата: июнь 2005 г._ Определил:__Шарова Е.

Рис. 4. Образец заполнения чистовой этикетки

5.2. Монтировка гербария

Для монтировки гербария берется плотная бумага размером 42x28 см (формат А-3). На нее пришивается хорошо высушенное полноценное (с цветками, плодами) растение. Нельзя монтировать недосушенные растения, т.к. они быстро чернеют и покрываются пятнами. На листе бумаги помещают одно крупное или 2-3 мелких растения одного вида. Их располагают так, чтобы нижний правый угол листа был свободен. В этот угол приклеивают этикетку, причем, клей наносят лишь на правый край ее изнанки. Смонтированный гербарный лист вновь помещают в гербарную «рубашку».

Каждая рабочая группа монтирует 10 листов систематического и 5 листов морфологического гербария (в соответствии с выбранной тематикой). Систематический гербарий помещают в общую коллекцию собранных растений, морфологический - сдается отдельно.

5.3. Составление гербария (коллекции)

и пояснительной записки

(списка видов растений гербария собранных во время учебной

практики)

После определения все загербаризированные виды (смонтированные и находящиеся в «рубашках») необходимо расположить в определенном систематическом порядке: сначала споровые растения — по отделам, затем цветковые - по семействам, причем в последовательности, соответствующей их расположению в определителе. После завершения систематизации, образцы нумеруют, указывая номера на этикетках.

Пронумеровав растения, необходимо составить список растений гербария в систематическом порядке. В этом списке порядковые номера растений должны соответствовать номерам гербарных образцов, указанных на этикетках. Такой список должен быть написан в дневнике у каждого студента. Пример оформления списка растений приведен на рисунке 5.

Список видов растений гербария.

Студента 311 гр. Горбаченко А.

Отдел, семейство

№№

вид

Плауновые

Lycopodiophyta

1

Сем. Плауновые

1

Плаун пильчатый - Lycopodium serratum

Lycopodiaceae

Папоротниковидные

Polypodiophyta

2

Сем. Полиподиевые

2

Щитовник Буша - Dryopteris bushiana

Polypodiaceae

3

Щитовник амурский - Dryopteris

amurensis

4

Многоножка виргинская - Polypodium

virginianum

Рис.5. Пример оформления списка растений гербария.

Гербарий должен быть разложен так, чтобы можно было без труда и потери времени найти любое растение. Вот почему высушенные растения должны быть расположены по определенному руководству в систематическом порядке по видам, родам и семействам, а их порядковые номера соответствовать порядковым номерам списка гербария.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов Института лесного и лесопаркового хозяйства очного и заочного обучения (специальность 250201 «Лесное хозяйство»)

    Методические указания
    Лесоводство: методические указания по курсовому проектированию для студентов очного и заочного обучения Института лесного и лесопаркового хозяйства ПГСХА (специальность 250201 «Лесное хозяйство»).
  2. Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности

    Методические указания
    Замечания, предложения и пожелания по методическим указаниям направляйте в УМЦ по адресу: 141260 Московская обл., пос. Правдинский, ул. Студенческая, 4
  3. Рабочая программа по междисциплинарному экзамену для студентов направления 521100 «Социальная работа» Томск-2004

    Рабочая программа
    1.1.В соответствии с «Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений РФ» итоговый междисциплинарный экзамен (МДЭ) является обязательной компонентой итоговой аттестации выпускников высшего профессионального
  4. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой гражданско-правовых дисциплин протокол №10 от 31. 01. 2011 г. Рецензент: Пономарев И. С., кандидат юридических наук, доцент

    Учебно-методический комплекс
    Предлагаемый учебно-методический комплекс составлен согласно федеральным требованиям к обязательному уровню содержания для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по циклу общепрофессиональных дисциплин государственных
  5. Учебно-методичесое пособие липецк 2008 ббк

    Документ
    Проблемы внедрения управления, ориентированного на результат в органах местного самоуправления: учебно-методическое пособие под ред. Ю.И. Яцухина, Н.Н.

Другие похожие документы..