Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В Центре противопожарной пропаганды и общественных связей УГПС МЧС России Свердловской области прошел областной конкурс театрализованных коллективов и...полностью>>
'Документ'
Наименование объекта: «14-этажный 3-секционный жилой дом по ул. Зиповской, 4/3 в г. Краснодаре», расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный о...полностью>>
'Программа'
Наука о финансах как одна из экономических наук. Финансовые от­ношения как объект изучения, их роль в развитии общества. Учение о вос­производстве и ...полностью>>
'Статья'
Управленческая наука уже признала синдром эмоционального выгорания менеджеров одним из самых серьезных профзаболеваний. Оно опасно тем, что в некоторы...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Социальный факультет

Кафедра социальной педагогики

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

для студентов, обучающихся по специальности

350500 (040101) – «Социальная работа»

Магнитогорск

2006

УДК

ББК

Потрикеева О.Л., Андрусяк Н.Ю. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» /О.Л. Потрикеева, Н.Ю. Андрусяк. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 51 с.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного и заочного отделений социального факультета Магнитогорского государственного университета в качестве методических материалов для изучения дисциплины и организации самостоятельной работы.

Рецензент

канд. пед. наук, доцент кафедры

социальной педагогики

С.Н. Испулова

© Потрикеева О.Л.,

Андрусяк Н.Ю., 2006

© Магнитогорский государственный

университет, 2006

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………………..….4

Учебно-методические материалы лекционного курса………………………..7

Учебно-методические материалы практических занятий…….…………….13

Перечень примерных контрольных вопросов

для самостоятельной работы……………............................................................17

Перечень заданий для самостоятельной работы……………………………..24

Тесты ……………………………………………………..………………………...31

Примерный перечень вопросов к экзамену……………………………...……35

Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………….……..38

Глоссарий……………………………..……………………………………...…….39

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ОПД. Ф11) по специальности 350500 (040101) «Социальная работа» и рабочей программой данной дисциплины.

Выдержка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350500 (040101) «Социальная работа». Содержание дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» определяется следующими положениями:

Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной работе.

Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.

Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Особенности этического кодекса социальной работы.

Деонтологические вопросы социальной работы.

Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

Цель курса – формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе (профессиональной научной и практической деятельности специалиста) и основ ценностно-этического мышления специалиста по социальной работе.

Задачи курса:

– изучение сущности, места, роли, и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;

– анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;

– изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;

– изучение деонтологических вопросов социальной работы;

– анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме специалиста по социальной работе, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы. Определяется тем, что социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Данный учебный курс изучается студентами в соответствии с учебным планом на третьем курсе, поскольку у студентов сформировано представление о смысле и сущности социальной работы.

Требования к уровню освоения содержания курса. По окончанию изучения учебного курса студенты должны:

– владеть знаниями в области этико-аксиологических оснований социальной работы, знать их основные элементы и взаимосвязи между ними;

– знать основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности, уметь выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы;

– владеть навыками этико-аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.;

– знать основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы, ее детерминанты;

– знать основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике;

– знать смысл и содержание профессионального долга специалиста по социальной работе, уметь выявлять деонтологическую компоненту в конкретной ситуации;

– знать основные положения профессионально-этического кодекса, уметь интерпретировать их в конкретной ситуации;

– уметь выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения;

– знать особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности в целом и специалиста по социальной работе, в частности;

  • владеть навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.

На изучение дисциплины отводится 108 часов, из них: лекционные занятия – 28 часов, практические (семинарские) занятия – 26 часов, самостоятельная работа – 54 часа. Дисциплина читается в 5-ом семестре, итоговая форма контроля – экзамен.

Разделы курса

Раздел I. Социальная работа как этико-аксиологическая профессиональная деятельность.

Раздел II. Исторический аспект становления профессионально-этической системы социальной работы.

Раздел III. Пути этико-ценностного регулирования профессиональных отношений в системе социальной работы.

Раздел IV. Деонтология в профессиональной этике социальной работы.

Раздел V. Развитие этико-аксиологической компетентности специалиста по социальной работе.

Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п

Наименование разделов курса и тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

В том числе

лекции

семинары

Раздел I.

Социальная работа как этико-аксиологическая профессиональная деятельность.

18

6

4

8

Тема 1.

Профессионально значимые ценности социальной работы.

10

4

2

4

Тема 2.

Место и роль ценностей в социальной работе.

8

2

2

4

Раздел II.

Исторический аспект становления профессионально-этической системы социальной работы.

24

6

6

12

Тема 3.

Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.

10

2

2

6

Тема 4.

Содержание современной профессионально-этической системы социальной работы

14

4

4

6

Раздел III.

Пути этико-ценностного регулирования профессиональных отношений в системе социальной работы.

34

8

10

16

Тема 5.

Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы.

10

2

4

4

Тема 6.

Особенности этического кодекса социальной работы.

14

4

4

6

Тема 7.

Особенности профессионально-этического регулирования деятельности специалиста социальной работы в «пограничных» сферах.

10

2

2

6

Раздел IV.

Деонтология в профессиональной этике социальной работы.

20

4

6

10

Тема 8.

Деонтологические вопросы социальной работы.

8

2

2

4

Тема 9.

Проблема профессионального долга и ответственности специалиста по социальной работе.

12

2

4

6

Раздел V.

Деонтология в профессиональной этике социальной работы.

16

4

4

8

Тема 10.

Профессионально-этические требования к профессиограмме специалиста по социальной работе.

8

2

2

4

Тема 11.

Личность специалиста по социальной работе.

8

2

2

4

Итого:

108

28

26

54

Учебно-методические материалы лекционного курса

Раздел I. Социальная работа как этико-аксиологическая

профессиональная деятельность

Тема 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,

их сущность, типология

План лекции

  1. Профессиональная этика как отрасль научного знания. Ее категории.

  2. Ценность как базовая категория профессиональной этики.

  3. Типология ценностей в социальной работе.

  4. Сущность и содержание профессионально значимых ценностей социальной работы.

  5. Социальная работа как этико-аксиологическая профессиональная деятельность.

Краткое содержание

Понятие о ценностях, системе ценностей современной российской социальной работе, ее детерминанты. Типология ценностей в социальной работе: абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; «непреходящие» («вечные») и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; простейшие, интеракционистские, социализационные и смысложизненные; материально-вещные, духовно-интеллектуальные, этические, эстетические и т.п. Уровни ценностей (мета-, макро-, мезо- и микроуровни).

Понятие системы и иерархии ценностей. Иерархия ценностей в современной профессиональной социальной работе. Ценность человека и общества. Общечеловеческие этические ценности (свобода, защищенность, справедливость, труд, коллективизм, равенство и др.), их особенный характер в социальной работе и специфика реализации. Специфические ценности профессиональной социальной работы (благо человека и общества, права и индивидуальность человека, гуманистический смысл деятельности, профессионализм и др.) и особенности их реализации.

Идеал и его функции в социальной работе. Содержание идеала профессиональной социальной работы, его взаимосвязь и взаимодействие с общественным и общечеловеческим идеалом. Тенденции в развитии идеала профессиональной социальной работы. Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы.

Тема 2. Место и роль ценностей в социальной работе

План лекции

  1. Аксиология как учение о ценностях.

  2. Человек как ценность в социальной работе.

  3. Роль системы ценностей в формировании профессиональной культуры специалиста.

Краткое содержание

Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Потребности, ценности, ценностные ориентации, установки. Структура системы ценностей. Ценностные трансверсии и флуктуации. Идеал, его сущность и содержание. Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Ценности и цели, ценности и мотивация деятельности, и в частности, профессиональной. Идеалы и цели. Особенности ценностного регулирования поведения и деятельности. Профессионально-этическая компонента социальной работы, ее место и роль в системе социальной работы.

Место системы ценностей в структуре социальной работы. Понятие об аксиологии социальной работы. Ценности как важнейшее основание современной профессиональной социальной работы. Человек как высшая ценность и цель деятельности в современной профессиональной социальной работе. Ценность человека и общества как аксиологическое основание социальной работы. Роль системы ценностей в формировании профессиональной культуры специалиста в области социальной работы. Признание человека высшей ценностью как важнейшее условие институциализации современной профессиональной социальной работы, детерминанта ее становления и развития.

Раздел II. Исторический аспект становления

профессионально-этической системы социальной работы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы социальной медицины» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке современного социального работника. Эта самостоятельная как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики дисциплина находится на стыке здравоохранения
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление системой социальной защиты детства» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Испулова С.Н. Управление системой социальной защиты детства: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» и 031300 (050711) – «Социальная педагогика» / С.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Шафоростова Н.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» и 031300 (050711) – «Социальная педагогика» / Н.
  4. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» для студентов, обучающихся по специальности

    Методические рекомендации
    «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями». Данная дисциплина изучает формы проявления детской инвалидности, способы и виды реабилитации детей с ограниченными возможностями, с целью возрастания их адаптивных возможностей
  5. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.

Другие похожие документы..