Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
В курсе «Банковское дело» изложены основные термины, понятия, принципы, модели и методы банковской деятельности. Целью курса является ознакомление ст...полностью>>
'Документ'
Крещение Руси. Формирование древнерусского государства. Монголо-татарское иго на Руси. Иноземные вторжения 13 в. Восточные славяне в -9 вв....полностью>>
'Рабочая программа'
в сфере проектной деятельности (формирование целей проекта, выбор критериев и системы ограничений и характеризующих их показателей, разработка техноло...полностью>>
'Документ'
Для реализации задачи по обеспечению населения жильем экономического класса, муниципальным районом формируются земельные участки под комплексное стро...полностью>>

Формирование системы менеджмента качества услуг делового образования в научных учреждениях

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Крылова Татьяна Дмитриевна

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА УСЛУГ ДЕЛОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,
комплексами сферы услуг)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва - 2011

Диссертационная работа выполнена в ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка»

Научный руководитель:

- кандидат экономических наук, ученый секретарь ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка»

Лавриков Виктор Васильевич

Официальные оппоненты:

-доктор экономических наук, главный научный сотрудник ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка»

Семенов Николай Николаевич

-кандидат экономических наук, начальник управления научно-исследовательских работ ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Поландова Лидия Ивановна

Ведущая организация:

ФГУП «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия»

Защита диссертации состоится 23 марта 2011 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 520.029.01 при ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» по адресу: 125319, г.Москва,
ул. Черняховского, д. 16.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» по адресу: 125319, г.Москва, ул. Черняховского, 16.

Автореферат разослан 21 февраля 2011 г. и размещен на официальном
сайте ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка»:


Ученый секретарь совета Д 520.029.01,

кандидат экономических наук

В.В. Лавриков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В экономике, основанной на знаниях, важнейшим условием инновационного развития страны является обеспечение принципиально нового качественного уровня образования.

Качество образования является одной из важнейших проблем модернизации российской экономики и основные требования к нему представлены в Болонской декларации. В системе высшего профессионального образования уже разработаны модели и методы управления качеством образования, соответствующие международным стандартам. Ведущие вузы России взяли курс на разработку и внедрение системы менеджмента качества (СМК) образовательного процесса на основе концепции всеобщего управления качеством (TQM – Total Quality Management) в рамках международных стандартов ИСО серии 9000.

Однако развитие рыночных отношений в нашей стране предопределяет необходимость существенного расширения круга образовательных услуг и, в первую очередь, услуг в сфере делового образования. Деловое образование – это особый вид образовательной деятельности, направленный на приобретение людьми компетенций, необходимых для организации и осуществления деловой активности в условиях рыночной экономики. Такого рода компетенции связаны со способностью осуществлять технические и организационные инновации, с выполнением управленческих функций, с организацией производственной, торговой, снабженческо-сбытовой, транспортной, финансовой, учетно-аналитической, маркетинговой и логистической деятельности, а также с другими видами коммерческой деятельности, необходимыми в современной бизнес- среде. Другой характеристикой делового образования является платный характер оказываемых образовательных услуг, структура, содержание и объем которых определяются исключительно потребностями рынка и соответствующими договорами.

Спецификой нашей страны является то, что значительный научный и образовательный потенциал сосредоточен не только в университетах, но и в научно-исследовательских организациях. Развитие сферы услуг делового образования такими организациями служит важным элементом кадрового обеспечения всей системы национального хозяйства. Масштабы и качественный уровень подобных услуг являются существенными предпосылками интеграции науки и образования, инновационного развития экономики, успешности решения социальных проблем, конкурентоспособности и экономической безопасности России.

Особенностью научных учреждений является то, что в состав их деловых образовательных услуг могут быть включены и услуги послевузовского образования (аспирантура и докторантура), и дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, приобретение новых квалификаций, МВА), информационные и консультационные услуги (в том числе семинары, конференции, выставки и др.). Для всего широкого спектра подобных, весьма разнородных образовательных услуг характерны специфические требования к обеспечению их качества. Это обусловливает необходимость разработки методологического обеспечения системы управления качеством оказываемых научными учреждениями услуг делового образования и разработки адекватных механизмов реализации функций этой системы.

В основе управления качеством деловых образовательных услуг научных учреждений должен лежать системный подход, обеспечивающий эффективность образования, ведущий к поиску путей инновационного развития и интеллектуализации образовательных продуктов и технологий. Инновационный системный подход должен рассматриваться как одна из главных задач оказания всех видов услуг делового образования в научных учреждениях. Качественная подготовка научных работников, специалистов высокой квалификации и предпринимательских кадров диктуется сложившейся ситуацией на рынке труда и является важнейшим условием подъема конкурентоспособности отечественной экономики.

Для решения этой задачи необходимы теоретическое обоснование новой конфигурации научно-образовательной среды и разработка новых подходов к обеспечению непрерывности и креативности образовательного процесса, соответствующих потребностям инновационной экономики. Указанные обстоятельства послужили мотивами для выбора настоящей темы исследований и характеризуют ее актуальность, теоретическую и практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. Управление качеством услуг де­лового образования в научных учреждениях является новым научным направлением. Методологические и теоретические основы эффективного управления послевузовским образованием были рассмотрены в работах Ю.В. Адлера,
Н.Г. Багаутдинова, С.Я. Батышева, В.Я. Белобрагина, А.П. Беляева, А.А. Вербицкого, А.П. Владиславцева, Б.И. Герасимова, А.В. Гличева, О.П. Глудкина, Ю.Р. Еналеевой, С.Д. Ильенковой, С.Б. Карнаухова, В.А. Качалова, М.В. Кларина, В.И. Купцова, В.В. Лавриков, В.А. Лапидуса, В.В. Левшина, Г.И. Мальцевой, В.Д. Мацупа, Е.С. Мищенко, Н.Н. Нечаева, П.Н. Новикова, С.В. Пономарева, Т.А. Салимовой, М.З. Свиткина, Л.Е. Скрипко, Н.В. Фадейкиной, И.А.Фирсовой и др.

Однако в современной литературе проблемы управления качеством услуг делового образования, предоставляемых научными учреждениями, до настоящего времени исследованы явно недостаточно. Ощущается дефицит как методологических разработок по созданию и обеспечению устойчивого функционирования систем менеджмента качества образовательных услуг в научных учреждениях, так и успешного практического опыта в этой сфере.

Объект исследования. Объектом исследования является деятельность отечественных научных учреждений, оказывающих услуги делового образования.

Предмет исследования - система управления качеством услуг делового образования в деятельности научных учреждений.

Область исследования. Исследование выполнено в соответствии с требованиями Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг)».

Цель исследования. Целью исследования является разработка теоретических основ и методических рекомендаций по формированию систем менеджмента качества (СМК) услуг делового образования в научных учреждениях.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие основные задачи:

  1. Определить роль, выявить значение, дать обоснование экономической и социальной целесообразности расширения ассортимента и повышения качества услуг делового образования в научных учреждениях.

  2. Исследовать взаимосвязь государственного регулирования образовательного процесса в научных учреждениях и формирования СМК деловых образовательных услуг в условиях интеграции науки, образования и бизнеса.

  3. Обосновать принципы и предложить алгоритм создания СМК услуг делового образования для научных учреждений в соответствии с международными стандартами ИСО 9000.

  4. Разработать сбалансированную систему показателей для оценки деятельности научного учреждения, связанной с оказанием услуг делового образования.

  5. Разработать методику мониторинга функционирования системы менеджмента качества услуг делового образования для научных учреждений в условиях международной сертификации систем качества.

Результаты проведенного исследования имеют признаки научной новизны в следующих положениях, выносимых на защиту:

  1. Дано обоснование экономической и социальной целесообразности оказания научными учреждениями услуг делового образования на основе интеграции научной деятельности, бизнеса и образования в условиях инновационной рыночной среды.

  2. Выявлена структура услуг делового образования в научных учреждениях и предложена их классификация на базе использования имеющихся у них интеллектуальных ресурсов, инновационного и научно-технического потенциала, а также требований Минобрнауки России.

  3. Теоретически обоснован и разработан алгоритм формирования СМК услуг делового образования для научных учреждений с учетом соблюдения требований международных стандартов ИСО 9000 и действующих норм государственного регулирования образовательной деятельности в России.

  4. Разработана сбалансированная система показателей результативности бизнес-процессов, связанных с оказанием деловых образовательных услуг научным учреждением, на основе результатов самообследования научного учреждения в соответствии с требованиями Рособрнадзора.

  5. Предложена методика мониторинга функционирования СМК услуг делового образования на основе сбалансированной системы показателей, оценки состояния и динамики развития научно-образовательной системы, обеспечивающая условия для международной сертификации СМК.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили методы и способы научного познания, в том числе сравнительный и системный анализ, синтез, расчетно-аналитические, экономико-статические и другие методы. В исследовании использовались труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития сферы услуг подготовки кадров в системе научно-образовательной деятельности.

Информационной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Минобрнауки России, Минэкономразвития России и других органов государственной власти по вопросам подготовки кадров и оказания образовательных услуг, статистические сборники Росстата, фактические данные ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» (ОАО «ИТКОР»), других научных организаций и образовательных учреждений, а также аналитические разработки автора.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные выводы и положения диссертации развивают теоретико-методологическую базу построения систем управления качеством услуг делового образования в научных учреждениях, адаптируя к их специфике принципы всеобщего управления качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что разработанные в диссертации теоретические положения и прикладные методики ориентированы на широкое использование в практике образовательной деятельности отечественных научных учреждений и могут использоваться в качестве рекомендаций для построения действенных систем управления качеством их деловых образовательных услуг.

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования послужили основой для докладов, сделанных автором и обсужденных на международных и национальных научно-практических конференциях и форумах: Межрегиональных научно-практических конференциях (г. Новосибирск, 2007, 2008, 2009 гг.), логистическом форуме (г. Москва, 2010 г.). Разработанные в диссертации рекомендации практически использованы при построении системы менеджмента качества услуг делового образования ОАО «ИТКОР» (г. Москва), реструктуризации его научно-образовательной деятельности с целью производства уникальных и оригинальных образовательных продуктов и услуг на основе сохранения и развития инновационного потенциала этого научного учреждения. Предлагаемые методики нашли практическое применение также в НИИ «Инновации и инвестиции» Сибирской академии финансов и банковского дела» (г. Новосибирск).

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 8 научных работах общим объемом 7,15 п.л. (авторский объем – 6,15 п.л.), в том числе 5 работ общим объемом 4,1 п.л. (авторский объем – 3,1 п.л.) в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертационная работа изложена на 166 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений и включает 24 таблицы и 15 рисунков.

Во введении дано обоснование актуальности исследуемой проблемы, сформулированы цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также приведены данные по апробации результатов исследования.

В главе 1 «Задачи и теоретические основы управления качеством делового образования в научных учреждениях» рассмотрены теоретико-методологические аспекты формирования объекта и предмета исследования, показана роль государства в их развитии, дана оценка современного состояния научно-образовательного комплекса, участвующего в оказании услуг делового образования, раскрыты значение и задачи управления качеством таких услуг в научных учреждениях.

В главе 2 «Методология формирования системы менеджмента качества услуг делового образования в научном учреждении» проведено комплексное аналитическое обоснование сбалансированной системы показателей деятельности научного учреждения, предложены методологические и организационные принципы построения системы управления качеством его образовательных услуг.

Перспективы развития предмета исследования и возможности международной сертификации СМК деловых образовательных услуг обоснованы в главе 3 «Основные направления развития систем менеджмента качества услуг делового образования в научных учреждениях».

В заключении изложены основные выводы и предложены рекомендации по практическому использованию результатов работы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

В работе выявлены тенденции и закономерности формирования услуг делового образования в научных учреждениях с учетом особенностей современного этапа преодоления глобального экономического кризиса, усиления роли и влияния гармонизации международных образовательных стандартов и требований систем менеджмента качества образовательных услуг, а именно:

  • повышение роли фундаментальных и прикладных научных исследований, как важнейшего фактора повышения качества профессионального образования и укрепления его научного и инновационного потенциала;

  • необходимость и возможность модернизации научно-образовательного комплекса за счет новых информационно-образовательных технологий и современных учебных программ, разрабатываемых на основе использования интеллектуального капитала научных учреждений;

  • формирование общей коммуникационной инфраструктуры (международных центров коллективного пользования научно-образовательных баз данных, использование уникального учебного и научного оборудования, дистанционных образовательных технологий, терминалов удаленного доступа и др.);

  • увеличение спроса на подготовку специалистов по индивидуальным, корпоративным и государственным заказам, по результатам открытых конкурсов на осуществление научно-исследовательских работ (НИР) и конкурсов на получение грантов;

  • реструктуризация систем дополнительного профессионального образования с учетом потребностей и специфики региональных рынков труда;

  • функционирование на рынке неоднородного множества учебных центров, не имеющих отношения к системе высшего профессионального образования, нередко не обеспечивающих адекватное качество образовательных услуг и способствующих повышению нездоровой конкуренции в сфере делового образования;

  • развитие инновационных моделей непрерывного профессионального образования, систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, их аттестации;

  • привлечение бизнес-сообщества и профессиональных общественных организаций к совершенствованию образовательных программ на базе инновационных научных подходов, обеспечивающих фундаментальность, качество образования и его профессиональную компетентностную направленность;

  • интеграция с инновационно-ориентированными производствами по созданию на их базе учебно-научно-производственных комплексов.

Все выявленные тенденции предопределяют насущную необходимость формирования СМК образовательных услуг научных учреждений, играющих все более заметную роль в сфере делового образования. Образовательные услуги, наряду с бизнес-услугами, являются сегодня неотъемлемой частью деятельности современного научного учреждения. На рисунке 1 представлена структура образовательных услуг научного учреждения на примере ОАО «ИТКОР».

Инфраструктура учебно-методической и научно-практической деятельности научного учреждения, как правило, включает в себя следующие основные элементы: Ученый совет, Диссертационный совет, аспирантура, докторантура, научные отделы, подразделения по направлениям научно-образовательной, редакционно-издательской деятельности и т. д. Научно-методическую базу образовательных услуг ОАО «ИТКОР» и экспертизы диссертационных исследований во многом определяют выделяемые в составе Ученого совета научные секции («Логистика»; «Сфера услуг»; «Финансы, денежное обращение и кредит»).

Учебно-методическая и научно-практическая деятельность

Редакционно-издательская и библиотечная деятельность

Семинары на ярмарках и выставках

Доклады на

форумах и

конференциях


ВАК Минобрнауки, Рособрнадзор

Услуги делового
образования НИИ

Потребители

услуг*





Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование системы управления качеством услуг на предприятиях общественного питания

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный технический университет».
  2. Система менеджмента качества подготовки специалистов в условиях информатизации образования вуза 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «23» июня 2011 года в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.06 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 105062, Москва, ул.
  3. Формирование системы управления качеством гостиничных услуг

    Автореферат
    Актуальность темы исследования. Стремительное развитие международного, внутреннего и делового туризма во всем мире предъявляет повышенные требования к качеству гостиничного сервиса, что напрямую зависит от управленческих решений.
  4. Стратегия развития рынка образовательных услуг в сфере оптовой торговли продовольствием

    Автореферат
    Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг)
  5. Менеджмента качества в современном университете

    Документ
    Редакционная коллегия: д.м.н., проф. Солодков А.П., д.б.н., профессор Прищепа И.М., канд. пед. наук, доцент Турковский В.И., канд. пед. наук, доцент Ракова Н.

Другие похожие документы..